Административно Правовые Режимы Шпаргалка

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Административно Правовые Режимы Шпаргалка. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Шпаргалки».

Административно Правовые Режимы Шпаргалка.rar
Закачек 2026
Средняя скорость 6386 Kb/s

Административно Правовые Режимы Шпаргалка

Правовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения интересов субъектов права в определенных условиях.

Административно-правовой режим (в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.

Административно-правовой режим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления.

Признаки административно-правовых режимов:

устанавливаются в сфере публичного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти;

регламентируются, в основном, нормами административного права;

закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий и учреждений;

вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности;

широко применяются административные методы воздействия;

вводится дополнительный контроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также государственной администрацией;

нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.

Классификация административно-правовых режимов

Административно-правовые режимы широко распространены в сфере публичного управления и отражают многообразие выполняемых органами исполнительной власти задач и функций. Чем более развита система административно-правовых средств, чем больше разнообразных форм административной деятельности, тем важнее объединение и дифференциация их по определенным, имеющим юридическое значение признакам. Классификация САПР призвана помочь законодателю систематизировать имеющийся в распоряжении органов власти административно-правовой инструментарий, с тем чтобы своевременно реагировать на возникновение различных нетипичных ситуаций, осуществлять адекватное и комплексное регулирование территорий и объектов с особым социальным статусом.

В зависимости от подведомственности специальные административно-правовые режимы могут быть разделены на три группы: федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами государственной власти; региональные режимы, устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ; местные режимы, устанавливаемые органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Некоторые виды могут находиться во всех трех группах (режим чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, режимы особо охраняемых природных территорий).

Если в качестве критерия разграничения выбрать объект — носитель режима, то выделяются:

а) территориальные режимы — режим закрытого административно-территориального образования, военное положение, карантин, режимы исключительной экономической зоны, континентального шельфа, лечебно-оздоровительных местностей;

б) объектовые режимы — режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог и др.;

в) режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющие важное государственное значение, — режимы оружия, наркотических веществ, ядов, документов, содержащих государственную тайну, паспортный режим;

г) функционально-деятельностные режимы — режимы деятельности органов МЧС России, противопожарный режим, эвакуационный режим, режимы контртеррористическои операции, таможенные режимы.

Специальные административно-правовые режимы можно различать по предмету регулирования — природоохранные режимы (заповедников, национальных и природных парков, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), режимы обеспечения государственной безопасности (государственной границы, защиты государственной тайны, военных объектов, порядка выезда из России и въезда в Россию), режимы охраны общественного порядка (чрезвычайное положение).

По критерию юридических свойств режимы можно подразделить на ординарные и экстраординарные. Последние вводятся только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций социального или природно-техногенного характера, вызванных агрессией против Российской Федерации, массовыми беспорядками, стихийными бедствиями и т. п.

Экстраординарные режимы — это особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории, где возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий.

Отличительными особенностями экстраординарных режимов являются:

использование мер, ограничивающих конституционные права и свободы граждан и организаций;

введение дополнительных административно-правовых обязанностей и запретов;

предоставление чрезвычайных полномочий органам власти для поддержания режима;

введение форм особого управления территорией, на которой установлен экстраординарный режим, включая создание временных специальных органов, перераспределение компетенции, приостановление деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления.

Экстраординарные режимы — это временные специальные административно-правовые режимы, которые действуют только в период существования чрезвычайной ситуации. С одной стороны, в законодательстве установлены конкретные сроки, на которые могут вводиться эти режимы, а с другой — уполномоченные органы обязаны отменить действие режимов, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для их установления.

Законодательство РФ предусматривает три типа экстраординарных режимов — чрезвычайное, военное и особое положение.

Под административно-правовым режимом понимается особый право­вой режим деятельности физических и юридических лиц в сфере испол­нительной власти, который устанавливается федеральным законодатель­ством и обусловлен обстоятельствами чрезвычайного характера или осо­бенностями вида деятельности.

Комплекс вынужденных правовых, организационных и иных мер, используемых при этом государством, существенно отличается от тех, которые применяются в обычных (нормальных) условиях. А изменения в правовом статусе участников реализации административно-правово­го режима выражаются, как правило, в усилении полномочий органов исполнительной власти и, наоборот, ограничении прав либо даже в возложении новых или дополнительных обязанностей на других участ­ников управленческих отношений. Однако во всех случаях следует иметь в виду, что, согласно ст. 55 Конституции, права и свободы чело­века и гражданина могут быть ограничены федеральным законом толь­ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конститу­ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Виды административно-правовых режимов различны.

Статьей 87 Конституции предусмотрено, что в случае агрессии про­тив Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Режим военного положения определяется федеральным конститу­ционным законом, который пока не принят. Акты, принятые ранее по вопросам военного положения, действуют и поныне, но они носят закрытый характер.

Статья 88 Конституции предусматривает возможность введения чрезвычайного положения. Далее об этом будет сказано подробнее.

Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Рос­сийской Федерации» (с последующими изменениями и дополнения­ми)* определен режим охраны Государственной границы (или погранич­ный режим). Содержание этого режима составляют правила: пересече­ния Государственной границы лицами и транспортными средствами; пропуска через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведения на границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с ино­странными государствами инцидентов, связанных с нарушением ука­занных правил. В соответствии с содержанием режима определены особые полномочия государственных органов и иных субъектов адми­нистративного права, участвующих в обеспечении режима Государст­венной границы.

* Ведомости РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1861. 1996. № 50. Ст. 5610; 1997. № 29. Ст. 3507; 1998. № 31. Ст. 3805, 3831; 1999. № 23. Ст. 2808.

Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (с после­дующими изменениями и дополнениями)* определен режим охраны государственных секретов. Все субъекты административного права, ко­торые становятся обладателями информации, отнесенной к сведениям, составляющим государственную тайну, в существенной мере ограничи­ваются в некоторых правах (например, временное ограничение права выезда из страны). В законе установлены специальные права Прави­тельства и других органов исполнительной власти, которые осущест­вляют государственное управление по вопросам режима охраны госу­дарственных секретов.

* СЗ РФ. 1997. №41. Ст. 4673.

Постановлением Правительства от 28 октября 1997 г. утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Россий­ской Федерации к государственной тайне*. Положения Инструкции обязательны для выполнения органами государственной власти и мест­ного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организация­ми, которые осуществляют работы, связанные с использованием све­дений, составляющих государственную тайну, либо стремятся в уста­новленном порядке получить лицензию на право проведения таких работ. Допуск граждан к государственной тайне предусматривает согла­сие на частичные ограничения их прав. За нарушение норм законода­тельства о государственной тайне предусмотрены специальные меры ответственности.

* СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4987.

Постановлением Правительства от 26 июня 1998 г. утверждено По­ложение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого располо­жены объекты Министерства обороны Российской Федерации*. Этот особый режим установлен в целях создания условий безопасного функ­ционирования названных объектов. Положение является обязатель­ным для выполнения всеми расположенными на этой территории ор­ганизациями, а также гражданами, работающими, проживающими или временно находящимися на территории закрытого образования. Осо­бый режим включает в себя: установление запретной и контролируе­мой зон; ограничение на въезд и (или) проживание граждан на терри­тории закрытого образования, на ведение хозяйственной и предприни­мательской деятельности, на полеты летательных аппаратов над терри­торией закрытого образования.

* СЗ РФ. 1998. №27. Ст. 3180.

Федеральным законодательством предусмотрены и такие админи­стративно-правовые режимы, как: таможенный; въезда на территорию Российской Федерации и выезда из Российской Федерации; режим безопасности полетов гражданских воздушных судов; режим обеспече­ния санитарно-эпидемиологического благополучия населения и дру­гие. По каждому из этих режимов нормативными актами определены:

назначение режима; органы государства, участвующие в его осущест­влении; система разрешений, предписаний, запретов, предусмотрен­ных данным режимом; контроль за его соблюдением; ответственность за нарушение режима; гарантии соблюдения прав и свобод граждан при осуществлении режима; использование возможностей режима в укреп­лении правопорядка и пресечения правонарушений.

Правовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения интересов субъектов права в определенных условиях.

Административно-правовой режим (в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.

Административно-правовой режим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления.

Назначение и правовая основа административно-правовых режимов

Административно- правовые режимы назначаются:

для обеспечения бесперебойного функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение;

определения порядка реализации прав и обязанностей на территориях, где проводятся специальные противопожарные, санитарные, природоохранные и иные мероприятия;

установления особых правил пользования объектами, представляющими повышенную опасность или содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне;

обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в условиях чрезвычайного режима;

создания условий для эффективной, правомерной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Правовой основой административно-правовых режимов служат Конституция, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.

Содержание административно-правовых режимов

Элементы содержания административно-правовых режимов:

принципы административно-правовых режимов;

общественные отношения (объект), регулируемые режимом;

административно-правовой статус субъектов режима;

средства обеспечения режима.

Цели административно-правовых режимов – предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, опасных для личности, общества и государства, для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.

Принципы административно-правовых режимов:

разделение административных и судебных властей;

минимализация ограничений прав и свобод граждан;

ответственность государственных органов и должностных лиц за превышение полномочий.

Средства обеспечения административно-правовых режимов — совокупность средств, приемов, основанных на нормах административного права, при помощи которых реализуется административно-правовой режим.

Виды средств обеспечения:

специальное государственное регулирование, направленное на создание нормативных условий функционирования отдельных объектов;

широкое применение прямого государственного принуждения;

разрешительный способ реализации прав и свобод, выполнение определенных работ, осуществление деятельности при условии предварительного согласования;

систематическое наблюдение уполномоченных субъектов за функционированием объектов государственного управления;

организационно-техническое обеспечение установленных режимных правил.

Виды административно-правовых режимов

По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной безопасности существуют: режимы обеспечения безопасности государства (государственной тайны, Государственной границы, пограничного режима, режима въезда в Российскую Федерацию и др.); режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации); режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных изотопов, наркотических веществ – разрешительные режимы; паспортно-визовый режим); административно-правовые режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим и др.); комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной угрозы и др.).

В зависимости от субъекта установления разделяют федеральные режимы (устанавливаемые, регулируемые федеральными органами государственной власти), региональные режимы (устанавливаемые, регулируемые органами государственной власти субъектов РФ) и местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления).

По времени действия различают постоянные (действуют непрерывно) и временные (действуют при наступлении определенных юридических фактов) режимы.

В зависимости от объекта – носителя режима принято выделять территориальные режимы (карантина, эпидемии, чрезвычайного положения, военного положения, исключительной экономической зоны и др.), объектные режимы (режим лесовосстановительных полос, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режим изоляторов временного содержания и др.), режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное значение (режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ, государственной тайны, паспортно-визовый режим), функциональные режимы (противопожарный режим, таможенный режим, режим контртеррористической операции и др.).

В зависимости от юридических свойств бывают ординарные и экстраординарные режимы.


Статьи по теме