Анализ Учебников по Математике для Начальной Школы

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Анализ Учебников по Математике для Начальной Школы. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Анализ Учебников по Математике для Начальной Школы.rar
Закачек 2070
Средняя скорость 8013 Kb/s

Анализ Учебников по Математике для Начальной Школы

Учебник «Математика», 1 – 4 классы, авторы М. И. Моро, М. А. Бантова.

1. Структура учебника соответствует содержанию программы.

2. Вопросы теории и практики связаны между собой. Прослеживается связь арифметического материала с другими вопросами курса (км, кг, доли, дроби).

3. Система изложения материала: подготовительная работа, ознакомление, закрепление.

4. Совмещение в одном пособии учебника и задачника.

5. Поурочное построение учебника. Материал каждого урока отделяется кружком.

6. Наличие дополнительных упражнений.

К учебникам для каждого класса издаются в помощь учителю методические пособия. Издается ряд дополнительных учебных пособий: тетради на печатной основе, дидактический материал для индивидуальной и дифференцированной работы, программа, литература для внеклассной работы, журнал и газета «Начальная школа».

Часто для изучения математических отношений и операций используют специально созданные пособия. Такие пособия являются более эффективными, чем сами предметы или ситуации, взятые из окружающей жизни.

Правильное использование наглядности на уроках математики способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщениям, которые затем применяются на практике.

7. Виды наглядных пособий.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Анализ учебника по математике для начальных классов

1. Название учебника (учебного пособия). Авторы, издание.

Математика: учебник для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида.- Сухова В.Б.– 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2000.

2. Соответствие содержания учебника (учебного пособия) целям обучения математике, задачам специальной школы, уровню современного развития математической науки.

Учебник соответствует для подготовительных классов I вида.

Содержание учебного материала соответствует программе I вида по математике для подготовительного класса.

3. Каким образом представлена теоретическая часть материала (четкость, доступность, простота материала)?

Теоретическая часть материала представлена в учебнике доступно и просто.

4. Каким образом построена структура практического материала в учебнике (пособии)? Последовательность заданий: на отработку нового материала, для повторения и закрепления ранее пройденного материала, для самостоятельной домашней работы, упражнения для устного счета, для развития внимательности и сообразительности.

Структура практического материала в учебнике построена по принципу повторения и закрепления ранее пройденного материала, отработка нового материала, материал для домашней работы.

5. Есть ли задания в учебнике (пособии) для развития творческого начала? Каким образом они представлены (соотношение заданий эвристического, исследовательского и репродуктивного характера)?

Заданий для развития творческого начала в учебнике нет.

6. Возможности учебного материала для проведения коррекционной работы, развитие словесной речи, побуждение к речевой активности, общению детей друг с другом, с учителем.

Возможности учебного материала, который представлен в учебнике, можно использовать для развития словесной речи, побуждения к речевой активности, общению детей друг с другом и с учителем.

7. Какие формы наглядности (иллюстрации, обозначения, таблицы, схемы, кроссворды и пр.) представлены в учебнике (пособии)? Насколько оформление (иллюстрации) соответствует содержанию и его раскрытию?

В учебнике представлены такие формы как: иллюстрации, схемы.

Оформление полностью соответствует содержанию и раскрытию учебника.

8. Как учебник (пособие) обеспечивает возможность для самостоятельной работы учащихся?

Самостоятельная работа возможна в большинстве случаев. Рядом с новыми словами, которые встречаются в учебнике есть дактильная речь.Для некоторых заданий нужна помощь педагога. В целом, задания в учебнике понятны для ребенка.

9. Насколько обеспечена вариативность учебных заданий, возможность дифференциации упражнений и заданий в соответствии с уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их уровнем развития речи?

Обеспечена вариативность учебных заданий, возможность дифференциации упражнений и заданий в соответствии с уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их уровнем развития речи.

10. Как учебник (пособие) обеспечивает заинтересованность и вызывает устойчивый интерес учащихся к работе с ним, к выполнению заданий?

С появлением ФГОС нового поколения возникла необходимость появления учебников, в частности по математике, являющихся не только источником необходимой информации, содержание которой определяется программой и образовательным стандартом, но и моделью развивающего дидактического процесса, средством организации учебной деятельности. С появлением возможности реализации в практике обучения различных авторских концепций арсенал образования значительно пополнился развивающими учебниками математики для начальных классов (учебники Э. И. Александровой, И. И. Аргинской, В. В. Давыдова, Г. Г. Микулиной, А. М. Захаровой, Н. Б. Истоминой, Л. Г. Петерсон, Л. В. Тарасова и др.).

Назрела необходимость выявить те существенные характеристики учебников математики для начальных классов, которые обеспечивают развивающую функцию обучения на методическом уровне.

Заметим, что понятие «развивающий учебник» не встречается в дидактической литературе. Тем не менее, оно получило широкое распространение в современной школьной практике и отражает те характеристики, ко­торые даются учебнику ведущими дидактами. А именно:

— учебник – это модель педагогического процесса (В. П. Беспалько);

— учебник объединяет в себе предметное содержание и виды познавательной деятельно­сти (Д. Д. Зуев);

— учебник призван служить организации всего процесса обучения (И. Я. Лернер);

— учебник – это прообраз реального учебного процесса (М. Краликова);

— в основе построения учебника должна лежать методическая система (Л. В. Занков);

— в учебнике в той или иной мере запрограммирована методика обучения, это своеобразный сценарий (прообраз, проект) предстоящей деятельности обучения (М. Н. Скаткин);

— теория учебника – это вто же время определенная теория обучения (В. В. Краевский);

Таким образом, развивающий учебник является комплексной моделью, которая отображает процесс развивающего обучения.

Сформулируем требования к развивающим учебникам математики для начальных классов, которые классифицируются как методические, и в связи с этим они адресуются к системе заданий учебника.

В системе заданий учебника должны быть:

1. Реализована систематичность на уровне содержания и на уровне руководства учебной деятельностью. Понятийная (содержательная) линия должна быть выстроена так, чтобы каждое следующее понятие вытекало из предыдущего и предусматривало повторение изученного материала в тесной связи с изучением нового, что создает условия для сопоставления и соотношения различных аспектов изучаемых вопросов, их обобщения и дифференциации, установления причинно-следственных связей. Понятия (математическое содержание учебника) должны усваиваться осознанно, путем наблюдения, анализа и обобщения предметных действий и установления соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями. Прямые и обратные задания по переводу предметных действий на язык графической, буквенной и математической символики должны найти активное применение, как при изучении арифметических действий, так и в процессе обучения решению задач. При изучении вычислительных приемов (обобщенных способов действий) должно быть предусмотрено обращение к понятиям, а также к известным способам действий.

2. Отражена организация процесса учебной деятельности (постановка учебной задачи, ее решение, самоконтроль и самооценка, мотивационный аспект с учетом возрастных особенностей младших школьников). Учебный процесс рассматривается как способ влияния на развитие личности при акцентированном внимании на развитие познавательных процессов, главным образом мышления, путем целенаправленного влияния на развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и др. Продуктивным заданиям, способствующим активизации всех познавательных процессов, в особенности мышления, должен быть отдан приоритет. В заданиях должны быть предусмотрены различные способы постановки учебных задач, учитывающие математическую подготовку и развитие мышления учащихся.

3. Уделено особое внимание развитию гибкости и критичности мышления. Для этого могут быть использованы задания на наблюдение изменения, выявление зависимости, определение закономерности, нахождение правила, а также задания с намеренными ошибками («ловушками»). Система заданий учебника должна предусматривать баланс между алгоритмизацией и вариативностью, логикой и интуицией. Вариативность может находить выражение на уровне формулировки заданий, что способствует развитию математически грамотной речи, на уровне процесса выполнения задания, а также на уровне результата. Вариативность рассмотрения материала должна обеспечивать дифференцированный подход в учебном процессе, моделью которого является учебник.

4. Предусмотрено преимущественное использование проблемно-поисковых методов как наиболее эффективного способа организации учебной деятельности.

5. Отражено руководство продуктивным общением на уроке как основным способом открытия субъективно новой информации и необходимым условием организации учебной деятельности.

Важно отметить, что сформулированные требования к развивающим учебникам математики не должны ограничивать творчества учителя в конструировании урока, в разработке системы заданий для изучения темы, в выборе средств обучения и форм организации деятельности учащихся.

Выводы:

Концептуальные положения нового учебника математики для начальной школы:

1. Каждая следующая тема в учебнике должна быть органически связана с предыдущей темой, и создавать тем самым условия для повторения ранее изученных вопросов на более высоком уровне.

2. Новые методические подходы к усвоению учащимися математических понятий строятся на основе установления соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями. Формирование общих представлений об изменении, правиле (закономерности) является надежной основой для дальнейшего изучения математики и для осознания закономерностей окружающего мира. Как показала практика обучения, этот подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно вводить его в мир математических понятий, терминов, символов, способствуя развитию как эмпирического, так и теоретического мышления.

3. Новая система учебных заданий, процесс выполнения которых носит продуктивный характер, определяется соблюдением баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.

4. Новый методический подход к обучению решению задач сориентирован на формирование обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними, осознанно использовать математические понятия для ответа на вопрос задачи. Необходимым условием реализации данного подхода в практике обучения является специально продуманная подготовительная работа к обучению решению задач.

5. В основе методики формирования геометрических представлений учащихся лежит активное использование приемов умственной деятельности, нацеленность на развитие пространственного мышления и установление соответствия между моделями геометрических тел, их изображением и разверткой.

6. Предусматривается возможность для использования калькулятора в процессе обучения младших школьников математике, который рассматривается не только как вычислительный прибор, а как средство организации познавательной деятельности учащихся (для проверки различных гипотез, усвоения математической терминологии и символики, для эффективного формирования вычислительных умений и навыков).

В настоящее время в Российской Федерации существуют традиционная и развивающие системы обучения.

К традиционным относятся программы:

Ø «Начальная школа ХХI века»;

Ø «Перспективная начальная школа»;

Ø «Классическая начальная школа»;

Ø «Планета знаний»;

Ø «Начальная инновационная школа».

К развивающим системам относятся две программы:

Ø Программа Л. В. Занкова;

Ø Программа Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

2.1. Программы и учебники по математике для традиционной начальной школы:

1) УМК «Школа России» (авт. программы по математике М. И. Моро и др.);

2) УМК «Перспектива» (авт. программы по математике Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова);

3) УМК «Школа 2000…» — «Школа 2100» (рук. Л. Г. Петерсон);

4) УМК «Перспективная начальная школа» (рук.Н. А. Чуракова);

5) УМК «Классическая начальная школа» (авт. Э. И. Александрова);

6) УМК «Начальная школа XXI века» (рук. Н. Ф. Виноградова);

7) УМК «Планета знаний» (рук.И. А. Петрова);

8) УМК «Гармония» (рук. Н. Б. Истомина);

9) УМК «Начальная инновационная школа» (авт. программы по математике Б. П. Гейдман и др.).


Статьи по теме