Аннотация к Рассказам Гайдара

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Аннотация к Рассказам Гайдара. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

Аннотация к Рассказам Гайдара.rar
Закачек 2589
Средняя скорость 9257 Kb/s

Аннотация к Рассказам Гайдара

Нынешние юные читатели, быть может, и имени такого не помнят – Аркадий Гайдар. А дети Страны Советов когда-то самозабвенно играли в «Тимура и его команду», плакали над «Военной тайной» и радовались вместе с Чуком и Геком. Среди популярных произведений автора был и рассказ «Голубая чашка».

Небольшое произведение впервые появилось в журнале «Пионер» в 1936 году. Спустя несколько месяцев увидело свет и отдельное издание рассказа. Произведение Гайдара очень «кинематографично». Оно легко распадается на отдельные сцены и словно специально создано для экранизации. Перелистаем его страницы.

«Голубая чашка», Гайдар. Краткое содержание (вступление)

Рассказ начинается с точного описания места и времени событий. Небольшая семья – папа (32 года), мама Маруся (29 лет) и дочь Светлана (6,5 лет) в конце лета снимают дачу в Подмосковье. Именно там они собираются провести долгожданный отпуск. Папа с дочерью мечтали о деревенской вольнице с рыбалками, купанием в реке и походами в лес за грибами. Но дача оказалась в ветхом состоянии, и мама постоянно находила хозяйственные дела, которые необходимо было выполнить.

«Голубая чашка», Гайдар. Краткое содержание (завязка)

Спустя 3 дня наконец-то дела переделаны, и можно отправиться на совместную прогулку. Но не тут-то было! У мамы неожиданные гости – ее старинный приятель, полярный летчик. Они беседуют в вишневом саду, а раздосадованные папа и Светланка мастерят своими руками вертушку. Маруся, отправляясь проводить товарища на вокзал, требует, чтобы дочь ложилась спать. Но папа и Света заканчивают поделку и отправляются на чердак – прикрутить вертушку. Вернувшаяся мама прекращает это «безобразие».

На следующий день она обнаруживает в чулане свою разбитую голубую чашку и требует у домочадцев признания: «Кто разбил?» Однако ни папа, ни Светланка не делали этого! Конфликт, зародившийся накануне, созрел окончательно. Недовольная Маруся отправляется в город. А обиженный отец решает совершить с дочерью побег. «Разве же это хорошая жизнь? — вопрошает он. – Уйдем из этого дома, куда глаза глядят».

«Голубая чашка», Гайдар. Краткое содержание (поход)

Дальнейшее повествование подробно рисует нам путешествие, в которое отправились «заговорщики». Каждое событие приобретает значимость. Краткое содержание «Голубой чашки» (Гайдар остается верен себе) по-прежнему напоминает пьесу, разбитую на сцены и акты.

Герои отправляются к ближайшей мельнице и встречают бегущего соседского мальчишку – Саньку Карякина. Вслед ему летят комки земли. Санька утверждает, что его незаслуженно обижает «пионер Пашка Букамашкин».

Дальнейшие события разворачиваются на мельнице. Герои знакомятся с драчливым пионером и узнают, что Санька наказан за дело: во время игры в чижа он не только жульничал, но и обидел еврейскую девочку Берту, недавно переехавшую с отцом из захваченной фашистами Германии.

Затем герои наблюдают за воинскими учениями, знакомятся с красноармейцем и бородатым колхозным сторожем и грозной собакой Полканом, наблюдают, как идет добыча камня.

Далеко позади осталась разбитая голубая чашка. Гайдар (краткий пересказ вряд ли сможет передать это в полной мере) рисует мир, насыщенный деталями. Внимательно наблюдают путешественники за жизнью маленькой деревушки, табуном лошадей, кладбищем, деревом, чижом. Знакомятся герои и с семьей колхозного сторожа – его дочерью Валентиной и внуком, забавным четырехлетним Федором. Отец с дочерью едва не утонули в болоте, накупались в реке и получили в подарок крохотного котенка. Одним словом, день получился крайне насыщенным.

«Голубая чашка», Гайдар. Краткое содержание (развязка)

В рассказе нет четко выраженной кульминации. Пожалуй, перелом происходит в тот момент, когда отец рассказывает по просьбе Светланы историю своей встречи с женой. Герои понимают, что любят Марусю, и прощают ее за нечаянно нанесенную обиду. Они отправляются домой и видят, что мама уже прикрепила к крыше дома вчерашнюю вертушку. И этот поступок ярче любых слов свидетельствует, что она поняла свою вину. Мир в семье восстановлен. Поздним вечером папа, мама и дочь сидят в саду под вишнями, пересказывают друг другу события дня и понимают, что «…жизнь, товарищи… совсем хорошая!».

Цель:

  • Познакомить с книгами писателя и о писателе, с его автобиографией.
  • Заинтересовать учащихся чтением произведений А.П. Гайдара и о Гайдаре.
  • Формировать умение работать с книгой, обогащать читательский опыт, расширять круг чтения и словарный запас учащихся.
  • Продолжать работу над нравственным воспитанием учащихся.

Оформление:

  • Выставка книг “Гайдар – боец и гражданин”.
  • Фотографии, иллюстрации.
  • Кроссворд.
  • Литературное лото.
  • Словарная работа.

Ход урока

I. Организация класса.

Цель: настроить детей на работу.

— Ребята, сегодня я хочу поздравить вас с праздником. Ведь встреча с книгой, из которой мы узнаем что-то новое, интересное – это всегда праздник.

II. Интеллектуальная разминка.

Цель: помочь детям составить кроссворд, развивать память и внимание.

— А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы по чтению. Слушаем внимательно, думаем!

  1. Элемент титульного листа, уточняющий содержание книги (Подзаголовок)
  2. Краткое содержание произведения (Аннотация)
  3. Главная мысль произведения (Идея)
  4. Вымышленное имя писателя (Псевдоним)
  5. Элемент книги (Обложка)
  6. Элемент книги, помогающий узнать ее содержание до чтения (Предисловие)

— Молодцы, вы правильно ответили на вопросы, а теперь напрягите свое зрение и внимание, и вы сами скажете, кому и чему посвящен наш урок внеклассного чтения. Открываю доску.

III. Сообщение темы урока.

— Да, ребята, сегодняшний урок мы посвящаем бойцу и гражданину – А.П. Гайдару и его произведениям.

IV. Беседа об А.П. Гайдаре, сопровождающаяся показом фотографий.

Цель: расширять кругозор детей, привлечь внимание к писателю.

Перезахоронение в Каневе

  1. В каком году родился писатель?
  2. Кем были его родители?
  3. Что узнали о его детстве? Откуда?
  4. В какое время жил А. Голиков?
  5. Что такое гражданская война?

— Когда воевали граждане одной страны. Одни из них хотели богачей, а другие защищали интересы рабочих и крестьян.

— А. Голиков сражался на многих фронтах гражданской войны, в 16 лет он командовал полком солдат и лишь тяжелое ранение, вынудило его уйти из рядов армии. Вскоре он взялся за литературную работу и стал подписываться: Гайдар.

— Так когда-то монгольские конники называли всадника, скакавшего дозорным далеко впереди отряда.

— С тех пор А.П. Гайдар писал книги до начала Великой Отечественной войны. В первые же дни войны он едет на фронт специальным корреспондентом “Комсомольской правды”. Портрет и удостоверение.

6. Как погиб А.П. Гайдар?

— После войны прах писателя был перенесен в г. Канев и захоронен на высоком берегу Днепра. Фотография перезахоронения.

— Вот и вышло совсем так, как в героической сказке из “Военной тайны!”: “Мальчиша – Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей Реки”.

Плывут пароходы – привет Мальчишу!
Пролетают летчики — привет Мальчишу!
Пробегут паровозы — привет Мальчишу!
А пройдут пионеры – салют Мальчишу!

— А кто из вас знает, кто такие пионеры?

— Да, ребята, были такие девчонки и мальчишки нашей страны, которые носили красные галстуки и называли себя пионерами. Красный галстук – это частица красного знамени, под которым воевала Красная Армия. Вот, посмотрите на картину М Грекова “Знаменщик и трубач”. Они зовут бойцов Красной Армии под красное знамя на борьбу с врагами трудового народа.

V. Работа с выставкой книг.

Цель: привлечь внимание учащихся к разным произведениям А. Гайдара, не прочитанных ими.

— Обратите внимание, ребята, на выставку книг, которая называется “Гайдар – боец и гражданин”.

— Ну, слово боец, я думаю, вам всем понятно. А как понимаете слово гражданин? (Объяснение в “Школьном толковом словаре” Е.В Скорлуповской.)

Гражданин – человек, подчиняющий свои личные интересы общественным, служащий Родине, народу (синоним — патриот).

— Здесь на выставке размещены книги, которые вы принесли к уроку. Назовите их.

— Его произведения, а также документальные и художественные произведения других авторов о Гайдаре, его автобиография помогут нам глубже понять и полюбить обыкновенного человека с необыкновенной биографией писателя-борца А.П. Гайдара.

VI. Коллективное размышление над прочитанными к уроку произведениями.

Цель: проверить, как дети понимают прочитанное.

— Сейчас мы поговорим с вами о тех произведениях, которые вы прочитали к уроку у нашего импровизированного костра. Представьте себе, что вы в пионерском лагере, а я – ваша пионервожатая. Дети рассаживаются вокруг костра.

— В каком произведении говорится о незнакомом раненном бойце, ради спасения которого ребята не испугались смертельной опасности? Р.В.С.

Телеуца А. читает аннотацию к рассказу “Р.В.С.”

— Какова главная мысль рассказа?

— Понравились ли герои произведения? А кто не понравился? А что рассмешило?

VII. Работа с литературным лото.

— А теперь Саша, выбери себе помощника. Вам предстоит составить пословицу, которая бы отражала идею этого рассказа.

Дети составляют пословицу:

Слава греет – позор жжет.

— Кого слава греет, а кого жжет?

VIII. Продолжение обсуждения прочитанного.

— Как называется следующее произведение, где говорится об одном мальчишке, который понимал счастье, как удовольствие, приятное событие только для себя и не знал еще, что такое большое, настоящее счастье. (Рассказ “Горячий камень” – читает Н. Пляс)

— Как ты думаешь, что хотел сказать нам А.П. Гайдар этим рассказом?

— Что ты думаешь о героях рассказа?

IX. Работа с литературным лото.

— Выбери, Костя, себе помощника и составьте следующую пословицу.

Жизнь дана на добрые дела.

— Как должен человек жить на свете?

— А можно ли что-то изменить старику в его жизни?

X. Продолжение обсуждения.

— Герои этой повести так понравились ребятам, что они решили организовать отряды юных помощников старикам, вдовам, одиноким людям.

— Добрые дела ребята делали увлеченно, добровольно и совершенно бесплатно. О каком произведении идет речь? (“Тимур и его команда” – читают Анисимова Маша и Киселева Ульяна)

— Что можете сказать о главном герое? Понравился?

— А кто не понравился?

— Маша, выбери себе помощников и составь следующую пословицу, которая бы отражала идею повести.

XI. Работа с литературным лото.

Все за одного, а один за всех – тогда и в деле будет успех.

— Как вы понимаете эту пословицу? Подходит ли она к этому произведению?

XII. Краткий обзор – перечень других произведений А. Гайдара.

— Какие еще произведения, посвященные военной тематике и мирной жизни, вы прочитали?

1. “Четвертый блиндаж”.

2. “Война и дети”, “Поход”.

4. “Голубая чашка”.

XIII. Словарная работа.

Цель: расширять, обогащать словарный запас учащихся.

— Вы рассказывали о разных героях произведений А.П. Гайдара, которые, несмотря на их непохожесть; выполняли одну главную работу; были хорошими людьми, которые –

  • Ненавидят врагов
  • Учат любить свою Родину
  • Делают добрые дела добровольно и бесплатно
  • Мечтают о дальних странах
  • Живут честно, много трудятся
  • Умеют прощать друг друга.

XIV. Итог урока.

Цель: систематизировать полученные знания.

— Кому и чему был посвящен урок?

— Что узнали на уроке?

— Понравился ли вам урок?

XV. Домашнее задание: читать книги на тему: ”По странам былин”.

Работа с книгой

Аннотация на книгу А.П. Гайдара «Тимур и его команда»

Повесть написана накануне Великой Отечественной войны. В основе сюжета этого произведения лежит благородная игра команды ребят во главе с Тимуром Гараевым. Друзья организовали в тайном месте штаб и оттуда рассылали друг другу сигналы о сборе. Тимуровцы помогали семьям бойцов-красноармейцев, которые ушли на фронт или погибли на войне. Ребята рисовали на таких домах красные звездочки и брали шефство над этими семьями, старались помочь, чем только могли. Чутко отзывалась команда Тимура на любую беду. Но делали они все это скрытно, быстро, не требуя никакой благодарности. Друзья защищали сады от нападений разбойничьей шайки Мишки Квакина, таскали дрова в поленницу дедушке Колокольчикову, находили пропавшую козу девочке Нюре и ее бабушке, наполняли бочку водой старухе-молочнице. Успокаивали, часто плачущую дочку лейтенанта Павлова, который погиб на границе. Сам Тимур помог Жене встретиться с отцом, который только на три часа приехал с фронта увидеть дочерей. Для этого ему пришлось тайком от дяди Георгия забрать мотоцикл и уехать в Москву, так как времени на раздумья не было.

Эту повесть писатель списывал как бы из своей жизни. Знакомые мальчики и девочки из его двора были его командой, а его командиром сам Гайдар. Помогали всем, кто нуждался в помощи или попадал в беду, увлекая этой игрой все больше ребят. Этими же качествами Гайдар наделил и команду Тимура: честность, смелость, доброта, отзывчивость. После выхода книги в свет в стране стало очень популярным тимуровское движение. Очень хочется, чтобы такое движение возродилось и в наше время, не только в книге, но и в нашем дворе, в нашей школе!

Дополнительную информацию о книге вы можете получить, пройдя по следующим ссылкам:

Ø Анализ повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»

Ø Лучшие сочинения по повести «Тимур и его команда»:

Ø Материалы википедии:

Ø Образ мальчишки подростка в повести А.П. Гайдара: «Тимур и его команда»: Тимур и Квакин.

Ø Просмотр кинофильма «Тимур и его команда» (режиссёр А.Разумный):


Статьи по теме