Автоматизация звука Л Конспект Индивидуального Занятия

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Автоматизация звука Л Конспект Индивидуального Занятия. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Автоматизация звука Л Конспект Индивидуального Занятия.rar
Закачек 3130
Средняя скорость 8221 Kb/s

Автоматизация звука Л Конспект Индивидуального Занятия

В данном занятии показаны способы автоматизации звука Л закрытых в слогах, даны упражнения на развитие мелкой и общей моторики, грамматических категорий.

Предварительный просмотр:

индивидуального занятия по звукопроизношению

звука Л в слогах и

Цель: правильно и четко произносить звук Л в слогах и словах.

  1. Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука Л ;
  2. Формировать навыки образования глаголов прошедшего времени;
  3. Закреплять навыки употребления им. сущ. в форме родительного падежа.
  1. Автоматизировать звук Л в слогах и словах.
  1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  2. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль;
  3. Развивать внимание, память, мышление.
  1. Воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь
  1. игровая мотивация;
  2. подражательно-исполнительские и речевые упражнения;
  3. игры;
  4. поощрения.

Материалы и оборудование:

Кукла Мила, мяч, карточки для определения позиции звука Л в слове,

предметные картинки: бокал, мяч, мел, шар, пенал, вилка, чашка, карандаш.

  1. Формирование артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного произнесения звука Л .
  2. Отработка упражнений мелкой моторики.
  3. Отработка опорных звуков.
  4. Постановка звука Л .

Автоматизация звука Л в чистоговорках, во фразах, в связной речи.

I. Организационный момент.

Приготовились к занятию. Слушай меня внимательно, старайся правильно выполнять все задания.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Будем делать зарядку для язычка, чтобы он хорошо и правильно двигался, четко проговаривал звуки и слова.

Повторение артикуляционных упражнений:

для губ: чередование «Заборчик» — «Трубочка»;

для языка: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Пароход гудит».

Ребенок делает упражнения по инструкции логопеда.

2. Пальчиковая гимнастика.

Логопед : Без ошибок выполняй, что такое называй.

Ножки, спинки и сиденье – Левая ладонь вертикально вверх.

Вот вам стул на удивленье. К её нижней части приставляется кулачок.

У стола четыре ножки, Левая рука в кулачок, сверху на кулачок

Сверху крышка, как ладошка. опускается ладошка.

3. Сообщение цели занятия.

Логопед: К нам на занятие пришла кукла Мила. Сегодня вместе с ней мы будем повторять слоги и слова со звуком Л .

4. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед : Вспомним, когда мы произносим звук Л, что делают губки?

Логопед : Что делает язычок?

— Поднимается за верхние зубки к бугорочкам (если отрабатывается зазубная артикуляция). Или:

— Кончик языка зажат между зубов.

Логопед: Дадим характеристику звука Л .

— Звук Л согласный, звонкий, твердый.

5. Слоговая гимнастика.

Ребенок воспроизводит серию слогов за логопедом, сопровождая проговаривание пальчиковой гимнастикой «Пальчики здороваются» (пальцы ведущей руки поочередно соприкасаются с большим пальцем).

ал- ол ял -ел ал-ол-ул-ил

ол- ул ел-юл ул- ил-ал-ол

ул -ил юл-ёл ил-ул-ол-ал

6. Проговаривание слов за логопедом.

Бал, мал, вал, зал, дал, стул, мел, сел, пел, гол, вал, пол, был, мыл, ныл, мёл, вёл, осёл, козёл, бил, пил, вил, бокал, пенал, укол, футбол.

7. Игра на развитие фонематического восприятия.

Логопед: Подними флажок, если услышишь в слове звук Л .

Слова: лопата, машина, пила, ведро, молоток, совок, игла, ножницы, шило,

8. Подбор картинок на заданный звук.

Игра «Подбери и назови».

Логопед: Мила пошла в магазин. Помоги Миле купить вещи, в названии которых есть звук Л.

Предметные картинки: бокал, мяч, мел, шар, пенал, карандаш, стул.

Логопед : Молодец, ты правильно выбрал. Мила довольна.

9. Игра «Чего не стало?». Употребление им. сущ. в Р.п.

Подобранные в предыдущей игре картинки выставляются на наборное полотно. Ребенок запоминает их, закрывает глаза, логопед убирает одну картинку.

Логопед: Посмотри, чего нет?

Ребенок: Нет … (сущ. в форме родительного падежа).

Логопед: Я буду показывать и называть то, что я делаю, а ты повторяй мои действия, и скажи, что ты сделал.

Я встаю. Я встал.

Я ставлю стул. Я поставил стул.

Я поднимаю руку. Я поднял руку.

Я прыгаю. Я прыгал.

Я сажусь на стул. Я сел на стул.

Я беру ручку. Я взял ручку.

11. Игра «Много – один» (с мячом).

Логопед: Измени слово, помни о звуке Л в конце слова.

12. Определение положения звука Л в слове.

Логопед: Где в слове спрятался звук Л (в начале, в середине, в конце слова). Работа со звуковой линейкой.

Слова: зал, лампа, малыш, лавочка, полка, укол.

III. Итог занятия и оценка деятельности ребенка.

Логопед: Наше занятие закончено. Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? Ты сегодня хорошо занимался. Миле тоже понравилось, как ты говорил, выполнял задания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие предусматривает проведение самомассажа артикуляционного аппарата.

конспект индивидуального занятия для детей с общим недоразвитием речи.

конспект индивидуального занятия для детей с общим недоразвитием речи.

Конспект подгруппового занятия.Тема: «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах&raquo.

Данная игра способствует автоматизации звука Л в словах и слогах, а также способствует развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначина для детей старшего дошкольного возр.

Данная игра способтвует автоматизации звука Л в слогах и словах, а также способствует развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначена для детей старшего дошкольного.

Развитие фонематического слуха и восприятия, зрительно-пространственного восприятия, слогового анализа и синтеза, конструктивного праксиса, лексико-грамматического строя.

Кира Ануфриева
Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука [л]»

Комитет по образованию Администрации г. Подольска

МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга»

Конспект индивидуального занятия по теме:

«Автоматизация звука [л] «

Подготовила: учитель-логопед МДОУ д/с комбинированного вида №3 «Радуга»

Ануфриева Кира Владимировна

Конспект индивидуального занятия

Тема: «Автоматизация звука [л]»

Цель занятия: автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

закрепить правильное произношение звука [л] в слогах, словах,

— уточнить характеристику звука [л] по акустическому и артикуляционному признакам;

развивать фонематическое восприятие;

продолжить работу над развитием речевого дыхания (автоматизация нижнедиафрагмального типа дыхания, силы и высоты голоса;

продолжить работу по нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры;

развивать мелкую и общую моторику;

закрепить навык звукового анализа слов со звуком [л];

закрепить навык правильного употребления простых и сложных предлогов.

воспитывать у ребенка аккуратность и навык самоконтроля за речью.

развитие мелкой и общей моторики;

развитие дыхания и голоса (автоматизация нижнедиафрагмального типа дыхания);

развитие мимических мышц.

Оборудование: зеркало, картинка для звукоподражания; волчки (голубой и розовый, желтый пластмассовый цветок, игрушечные теплоход, мальчик и девочка; большой, вязанный, разноцветный, поролоновый кубик, с разноцветными кружками — от 1 до 6 — на каждой грани; предметные картинки, в названии которых присутствует звук [л]: стол, лапа, иголка, осел, лопата, клубок; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», дидактическое пособие «Солнышко» (состоит из объемного солнышка, поролонового облака и лучиков-прищепок, дидактическое пособие «Рыболов» (состоит из аквариума, удочки и картинок, в названии которых есть звук [л]: лампа, пенал, палка, вилка, акула).

1. Организационный момент.

— Здравствуй! Послушай внимательно слова. Назови в них общий звук.

Лана, волк, мел. (В этих словах общий звук [л]).

Молодец. Сегодня мы будем учиться красиво говорить звук [л].

Для этого сначала поиграем с языком, сделаем гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика (с опорой на картинки-символы)

На улице хорошая погода, «улыбнулись»

Играем на «Трубочке».

Пошли качаться на «Качелях» (поднимаем и опускаем кончик языка, касаясь то верхней, то нижней губы; то верхних, то нижних зубов; то верхних, то нижних альвеол.);

Покачались, сели на «Лошадку», скачем.

Прискакали к реке, увидели лодку с красивым «Парусом». Поднимаем язык за верхние зубы (ребенок удерживает язык в таком положении под счет от1 до 10 три раза).

С языком поиграли, теперь разминаем пальцы.

3. Пальчиковая гимнастика (на песню «Пассатижи» из м/ф «Фиксики»

(куплет про «Молоток.» и припев)

— Пальцы и язык сделали свои «зарядки» и готовы нам помогать.

4. Закрепление правильного произношения изолированного звука [л]

Посмотри на картинку.

— Загудел наш самолет,

Он отправился в полет.

Произнеси звук [л] столько раз, сколько кружков нарисовано под картинкой. Чтобы не ошибиться, нажимай на кружки пальчиком, как на кнопочки

5. Развитие дыхания и голоса.

Самолет летит близко, произнеси звук [л] громко. А если самолет летит далеко, как произнесем звук [л]? (Тихо). Произнеси.

6. Уточнение акустико-артикуляционного образа звука.

— Расскажи о звуке [л], похвали его.

Какой это звук? (Звук [л] — согласный, твердый, звонкий звук).

Почему звук [л] согласный? Когда мы произносим звук [л], воздух встречает преграду – язык, который упирается в верхние зубы.

Почему звук [л] звонкий? (Когда мы произносим звук [л], голос звенит (можно прижать ладонь к горлу.) Молодец.

Сверху, с самолета видим поле, снижаемся. Что это растет? (Это цветок). Какого цвета цветок? (Это желтый цветок). Вышли из самолета. Подул сильный ветер. Подуй на цветок сильно. Ветер усиливается. Подуй сильно 3 раза. (Перед ребенком на столе лежит пластмассовый желтый цветок, который от длительного выдоха крутится). Молодец.

7. Развитие мимических мышц.

— Ты смотри сейчас и слушай,

щеки словно шар воздушный. (Даша надувает щеки)

— А теперь все увидали —

Щеки худенькими стали.

Не понравилась ей каша,

Сильно брови хмурит Даша.

8. Развитие фонематического восприятия.

— У меня есть друг — Кубик. Он любит играть в слоги. (Перед ребенком большой вязанный разноцветный, поролоновый кубик, на каждой грани которого есть разноцветные кружки — от 1 до 6). Я назову слог, а ты брось кубик. Потом повтори слог столько раз, сколько попросит Кубик.

— Великан в пещере жил,

Произносим слоги — ИЛ.

— Бросай кубик. (Ксюша повторяет слог ИЛ столько раз, сколько указано на кубике)

Он огромный очень был.

Произносим слоги — ЫЛ.

Стал ему костюмчик мал,

Произносим слоги — АЛ.

Туча мимо проплыла.

Самолеты гудят — ЛА.

Внизу речка и село.

Самолеты гудят — ЛО.

Скачет лошадь по селу,

Самолеты гудят — ЛУ.

Все предметы так малы,

Произносим слоги — ЛЫ.

9. Автоматизация в слогах. Звуковой анализ слогов.

Послушай слог — АЛ. Сколько звуков ты услышала?

Я услышала два звука.

Назови первый звук.

Первый звук — [а].

Какой это звук?

Звук [а]- гласный звук, обозначу красным квадратом.

-Назови второй звук.

-Второй звук — [л].

— Какой это звук?

Звук [л] — согласный, твердый, звонкий, обозначу его [л] синим квадратом с колокольчиком.

Послушай слог — ЛА (ребенок выкладывает схему этого слога из цветных фишек и объясняет, почему данные звуки обозначаются именно этими цветами).

10. Физминутка (Короткий отрывок — выполнение движений под куплет и припев из песни «Как солдаты на параде.» (зарядка)

11. Автоматизация звука в словах.

— Что это? (Это теплоход). На палубе теплохода стоят пассажиры: девочка и мальчик. В их именах есть звук [л]. Послушай и догадайся, как зовут мальчика? Артем, Рома, Слава. (Мальчика зовут Слава).

— Как зовут девочку? Рая, Мила, Маруся (Девочку зовут Мила).

— Ребята хотят с нами поиграть, пока теплоход не отчалил от причала. У Милы в чемодане игрушки.

— Что это? (Волчки). Это голубой, а это розовый. Выбери тот, в названии цвета которого есть звук [л]. Какой это волчок? (Это голубой, пластмассовый волчок).

(Перед Дашей волчки: розовый и голубой). Покрути правой рукой. Теперь левой. Молодец.

Я произношу рифмованные строчки, а ты показываешь движения

Игра «Доскажи словечко». (После каждого ответа ребенка, логопед

выкладывает картинку с соответствующим названием на стол в

Слава с улицы пришел,

Сел обедать он за … стол.

Пес Полкан встречает папу,

Подает он папе. лапу.

Оля шьет платок из шелка.

У нее в руках. иголка.

По тропе осленок шел,

рядом с ним шагал. осел.

Не нашли в земле мы клад,

Поломали пять. лопат.

Кот все нитки уволок,

Он под стол загнал. клубок.

Логопед выкладывает дидактическое пособие «Домик» перед ребенком. Логопед из стопки попорядку выкладывает на стол картинки-ответы перед ребенком.

— Назови картинку. Где стоит в этом слове звук [л]?

12. Автоматизация в словосочетаниях.

Зимой солнышко какое? (Тусклое). Давай сделаем его ярким (Логопед выкладывает перед ребенком лучики-прищепки). Приклепляй лучики и считай: (Один лучик, два лучика, … пять лучиков).

13. Автоматизация в предложениях.

Логопед показывает объемное дидактическое пособие «Солнышко» с глазами, ртом и носом, и объемное облако (из поролона)

Назови ласково. Что это? (Это — солнышко).

Логопед показывает облако (в объеме, из поролона).

— Вдруг набежало … что? (Облако). Оно хочет поиграть в «прятки».

Где находится солнышко?- Солнышко находится над (под) облаком.

Куда спряталось солнышко? – Солнышко спряталось за облако.

Откуда выглянуло солнышко? – Солнышко выглянуло из-за облака.

А где теперь солнышко? – Солнышко перед облаком.

— Погода хорошая. Отправляемся на рыбалку. Называй то, что поймаешь: Я поймала.

(Я поймала. (лампу, пенал, палку, вилку, акулу, пазл). Молодец, дома собери пазл вместе с мамой и на полученной картинке найди и назови слова со звуком [л].

14. Итог занятия:

Чем мы занимались на занятии? (Я училась красиво говорить звук [л])

Список использованной литературы:

1. Куликовская Т. А. Загадки-добавлялки на сонорные звуки Л, Р — М.: Издательство ГНОМ, 2015. — 48с.

2. Куликовская Т. А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей — М.: Издательство ГНОМ, 2014. — 112с.

3. Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [С], [Ш], [Р], [Л]: Пособие для логопедов. — Спб.: КАРО, 2009. — 256с. + 32с. цв. вкл. — (Серия «Популярная логопедия»).

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в слогах и словах» Цели: Коррекционно-образовательные: Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить.

Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в прямых слогах» (старшая группа) Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в прямых слогах» (старшая группа) Ход занятия I. Огрмомент. Сегодня.

Разработала учитель — логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ «Детский сад «Теремок» комбинированного вида»

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

— закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

— формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

— закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

1. Организационный момент.

— Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её. (пчела).

— Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

— Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

— Посмотрите на меня —

— Я, теперь — лягушка!

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

— Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

4. Автоматизация звука [Л] в словах.

— Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

5. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

6. Формирование навыка звукового анализа.

— Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

— Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

— Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

( Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

— Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

— Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

11. Развитие мелкой моторики.

— Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

— Молодец! Стелла очень довольна.

12. Итог занятия.

— Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?


Статьи по теме