Автоматизация звука Р в Слогах Конспект

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Автоматизация звука Р в Слогах Конспект. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Автоматизация звука Р в Слогах Конспект.rar
Закачек 2244
Средняя скорость 8081 Kb/s

Автоматизация звука Р в Слогах Конспект

Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Тема занятия: Звук [Р].

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Цели:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.
  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

1.Организационный этап.

— Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)

2. Сообщение темы.

— Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

— Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.

«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».

4. Упражнение на дыхание «Фокус».

— А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

— Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.

5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

— Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

— Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

— А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

— Что делает горлышко? (поёт)

— Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

6. Характеристика звука

— Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

— Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

— Почему согласный? (так как нам — мешает «петь» язык).

— Звонкий или глухой звук? (звонкий)

— Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)

— Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

— Каким цветом его обозначаем? (синим).

— Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

Упражнение «Заведем машину».

— У нашего Дракоши сломалась машина.

— Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

— Сначала тихо; (р-р-р-р).

— Очень громко; (р-р-р-р).

— Молодец! Грузовик Дракоши завелся.

8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Упражнение: «Собери грузовик».

— Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)

— Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.

9. Развитие фонематического восприятия.

— Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

10. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Игра «Повтори за мной».

— Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.

11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.

— Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).

— Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.

Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

12. Автоматизация звука в словах.

— Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

13.

Игра «Скажи наоборот».

— Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

14. Связь звука с буквой.

— Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).

15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

— Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

17. Итог занятия.

Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

18. Оценка занятия.

Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИЛЬИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»

Конспект логопедического занятия

«Автоматизация звука [ Р ] в слогах»

Составитель: учитель- логопед Букина Е.Ю

• Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [р].

• Продолжать формировать длительную, направленную воз­душную струю.

• Продолжать учить произносить звук [р] в прямых слогах.

• Развитие фонематического слуха.

• Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ: Презентация, флажок.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Приветствие.Каждый день, всегда, везде

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим

Сегодня я расскажу вам сказку о Веселом Язычке. Слу­шайте внимательно и помогайте мне.

2.Артикуляционная гимнастика

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам, обо­значающим названия упражнений для язычка: «Слон», «Лягушка», «Кошечка» «Парус», «Маляр», «Гриб», «Дятел», «Лошадка», «Комарик» и для воздушной струи: «Душ».

Жил-был маленький Язычок (слайд 2). У него были друзья: лягушка и слоник. (слайд 3) Давайте и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.

Раз – лягушка с толстым брюшком,

Два – большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке, посадив её в кадушку,

Как под душем, ту лягушку поливал из шланга он. (слайд 4)

У язычка была любимая кошечка. (слайд 5) Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давайте покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Выгляни в окошечко- там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула, зашипела, прыгнула…

Рассердилась киска- не подходите близко!

Возле дома язычка протекал веселый ручеёк. Язычок сделал лодочку с парусом и решил отправить её в плавание. (слайд 6) Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем , какой был парус у лодочки.

Лодочка под парусом по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

Пустил язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывет. Вдруг язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. (слайд 7) Давай покажем, как маляр крышу красил.

Я сегодня утром встал

И поселок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

Пока язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился язычок посмотреть и увидел, что это гриб. (слайд 8)

Давай покажем, какой гриб увидел язычок. Под берёзой, у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

Насобирал язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх- а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. (слайд 9) Давай изобразим как стучит дятел.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук-

Раздается громкий стук.

Послушал язычок, как дятел стучит, и дальше пошел. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом. (слайд 10) Давай покажем, как зазвенел комарик.

Прилетает по ночам,

Не дает заснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется,

Только в руки не дается.

Не поймал язычок комарика и грустный пошел дальше. Вдруг он услышал веселые звуки гармошки. (слайд 11) Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке играет веселые песенки. Давай и мы сыграем на гармошке.

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам не трудно повторять.

Устал Язычок, вдруг он услышал цокот копыт, подбежала лошадка к Язычку и зовёт покататься. (слайд 12) Сел Язычок на лошадку и поскакал домой.

Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу, цок-цок-цок-цок.
Если хочешь—прокачу! Цок-цок-цок-цок.
Посмотри, как я красива: цок-цок-цок-цок.
Хороши и хвост, и грива, цок-цок-цок-цок.
Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок-цок.

3. Уточнение произношения звука Р.

Язычок — прискакал на лошадке к своему домику. Остановим лошадку губами на выдохе: «Прр..-прр…». Снова скачем. Останавливаем лошадку язычком на выдохе: «Трр..-трр…»

4. Уточнение артикуляции звука Р. – Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука Р. Положение губ: они открыты. Зубки тоже открыты. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Покажи рукой, какой язычок? Что напоминает тебе язычок? (Чашечку)

Посредине языка идёт воздушная струя, подуй такчтоб струя воздухашла по середине языка. Подставь ладошку, ощути её.- Молодцы! А сейчас ещё раз остановим лошадку. (Тррр…)

5. Автоматизация звука Р в слогах.

Не успел Язычок зайти в свой домик, как видит летят мимо вертолеты. (слайд 13) Решил Язычок вежливо поздоро­ваться с каждым вертолетом. С первым вертолетом здоровает­ся: ра. Со вторым здоровается: ры. (Показывает вертолет и произносит слог.) Дети за логопедом повторяют: ра, ры, рэ, ро, ру.

6. Игра «Доскажи словечко» Спустился вертолётик, позвал Язычка полетать. Летит Язычок, сверху все видит и громко называет. Что же ему сверху вид­но? Я начну слово, а ты закончи его звуком [р]: (слайд 14)

ша.. забо.. мухомо.. топо.. кома.. помидо..

7.Пролетает Язычок на своем парашюте над горами. Над каждой горой весело кри­чит, а эхо, которое живет в этих горах, за ним повторяет.

Крикнул Язычок: «Ра!» А эхо повторяет: «Ра-ра-ра» (слайд 15)

Ребенок за логопедом повторяет цепочки слогов: ра-ра-ра, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ, ро-ро-ро, ру-ру-ру.

8.Развитие фонематического слуха. Язычку пора приземляться. Помоги ему выбрать место для посадки, помаши флажком тогда, когда услышишь звук. [р]: ла, ва, ра, ду, гу, ру, ры, лы, жи и т.д.

9.А пока Язычок приземляется у нас физкультминутка. (слайд 16)

Мы топаем ногами – топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

Мы руки подаем, и бегаем кругом.

1, 2, 3, 4, 5 все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! – выше голова,

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сядь.

10. Развитие зрительного внимания. Приземлился Язычок ,посмотрел ещё раз на вниматель­но на вертолёты и заметил, что среди них один вертолёт отличается от других. А ты сможешь его найти? (слайд 17) Дети находят вертолет.

Попрощался Язычок с верто­летами. Ребенок еще раз произносит слоги. (ра- ро –ру- ры)

11.Игра «» Один – много»

Устал Язычок, зашёл в свой домик, сел и стал играть в свою любимую игру «Один- много». Давайте и мы поиграем. (слайд 18)

12.Все сегодняшний день закончился, Ве­селому Язычку можно отдохнуть. Но послушай, о чем это он бормочет? (Слайд 19)

Ра-ра-ра — Ры-ры-ры — Ра-ра-ра — Ру-РУ-РУ — Ры-ры-ры

Ребенок повторяет за логопедом слоговую цепочку.

13. Итог занятия.

Логопед. Вот и закончилась сказка о Веселом Язычке. Какой сегодня, звук мы красиво и громко произносили?

Логопед читает вместе

с детьми

Выполняют дети

Спасибо нашим пальчикам, Спасибо язычку.

Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак.

Красиво, четко, правильно

Я говорить хочу.

Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

Список использованной литературы:

1.Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошколь­никами. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.

2.Косинова Е.М Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких- М.: Эксмо, ОЛИСС, 2007.- 192с.

3.Волина В.В Занимательное азбуковедение – М:. Просвящение. 1991.-368с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по коррекции звукопроизношения «Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях».

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения «Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях». Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте.

Занятие по автоматизации звука Р в слогах, словах разивает фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, зрительное и слуховое внимание и память ребёнка 5 лет, способствует введению звука .

Данное занятие по автоматизации звука [Р] предназначено для старшей логопедической группы. На этом занятии используются разные методы, направленные на закрепление звука [Р] в слогах и словах, также за.

«Автоматизация звука р в слогах и словах».

Индивидуальное занятие с использованием мультимедийной презентации для закрепления звука (р) в словах и предложениях.

Конспект занятия в логопедической группе для детей с ОНР , направленный на актоматизацию звука Р.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Конспект индивидуального занятия на тему:

«Автоматизация звука [Р] в слогах и словах »

Цели: автоматизировать звук [Р] в слогах и словах

Коррекционно-образовательные: уточнить артикуляцию звука [Р], правильно произносить звук в слогах и словах

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать желание говорить красиво

-Здравствуй! Ты слышал, как рычит собака? У тебя хорошо получается, значит мы сегодня научимся выговаривать звук [Р] в слогах и словах. У нас будет много помощников

-Первый наш помощник – Язычок. Покажи Язычку нашу любимую «Чашечку». Сейчас – «Грибочек». Постучи по верхним бугоркам, как «Дятел». Умница! Язычок доволен тобой.

Произношение изолированного звука

-Поиграем с остальными помощниками. Порычим, как Лев, как Собака, как Тигр. Животным понравилось с тобой играть.

Анализ артикуляции звука [Р]

-Вспомним, где находятся губы, зубы и язычок, когда произносим звук [Р]. (Зубы приоткрыты, язычок находится наверху и дрожит, губы в улыбке). Как надо правильно выдыхать? (Выдыхаем громко с силой)

Связь звука и буквы

-Звук [Р] мы произносим с голосом, поэтому он звонкий . Проверим это. Положи ладонь на горло и произнеси звук [Р]. Что ты чувствуешь? (Горло звенит, вибрирует) Звук [Р] твердый, как камень и обозначается синим цветом. На письме обозначается буквой Р.

-Попробуй охарактеризовать звук сам

Развитие фонематического слуха

Игра «Вертолет» Прослушать аудиозапись.

Внимательно послушай и запомни, как рычит мотор самолета.

Послушай, как работает мотор и изобрази. Для этого руки согни в локтях, кисти рук сожми в кулак и вращай кистями рук перед грудью. Проделай такие движения только тогда, когда услышишь, как рычит мотор самолета (звук Р), а на другие звуки не реагируй.

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья берёзы, листья рябины, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

Чебурашка прыгает с кубика на кубик, а ты во время каждого прыжка произноси слог РУ.

Сколько у тебя много помощников и все они помогают тебе, чтобы ты правильно выговаривал звук [Р].

Закрепление звука Р в словах, слогах в чистоговорках.

Ра-ра-ра — рама, радуга, гора.

Ры-ры-ры — рынок, рыба, комары.

Ро-ро-ро — роза, родина, ведро.

Ру-ру-ру — руки, ручки, кенгуру.

Ра-ра-ра — Рае нравится жара.

Ру-ру-ру — в роще бродит кенгуру.

Ры-ры-ры — Жора прыгает с горы.

Ро-ро-ро — быстро строится метро

Ар-ар-ар — повар, сахар, санитар.

Ир-ир-ир — пассажир, зефир, кефир.

Эр-эр-эр — ветер, вечер, офицер.

Ор-ор-ор — помидор, топор, забор.

Ур-ур-ур — шнур, контур, абажур.

-Посмотри на картинки, назови первую (рыба). Есть в этом слове звук [Р], где он находится? (в начале) Воздушный шарик (в середине), сыр (в конце). Молодец!

-Назови все картинки (рыба, сыр, мухомор, роза, топор, рак). В каких словах есть два слога? (рыба, роза, топор)

-Сейчас я буду называть начало слов, а ты покажи и назови тот предмет, который я загадала.

-А сейчас мы не просто будем отгадывать, а слово, еще и рифмовать его.

Например, дор-дор-дор, красный помидор. Слушай внимательно слоги. Подбери к ним названия картинок, чтобы получилась короткая рифмовка.

Игра « Добавь в рифму»
Дор-дор-дор, красный ….(помидор)
Вей-вей-вей, кусачий ….(муравей)
Бор-бор-бор, назову …..(забор)
Мор-мор-мор, красный …. ( мухомор)
Рона-рона-рона, чёрная ….. (ворона)
Руза- руза-руза, в поле … ( кукуруза)
Рога-рога-рога, ровная …(дорога)
Рох-рох-рох, назову …. (горох)
Руша –руша-руша, вкусная … (груша)

Раскрасьте картинки, в которых есть звук Р.

-Что мы сегодня делали? Чему научились? (Учились правильно выговаривать звук [ P ] и т.д)


Статьи по теме