Бартенев с А История Экономических Учений Учебник

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Бартенев с А История Экономических Учений Учебник. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Бартенев с А История Экономических Учений Учебник.rar
Закачек 1359
Средняя скорость 1515 Kb/s

Бартенев с А История Экономических Учений Учебник

М.: Юристъ, 1998. — 1 92 с.

Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс истории экономических учений. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель — помочь студентам прежде всего систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения (вопросы и ответы) он дает общую канву изучаемого курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, проследить их внутреннюю связь, уяснить логическую последовательность экономических концепций, теорий, школ.

Формат: doc / zip

Скачать / Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 2
ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» 3
1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА 3
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 3
3. ПЕРВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ: МЕРКАНТИЛИЗМ, ФИЗИОКРАТЫ 3
4. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ 3
5. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ 4
6. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. А. МАРШАЛЛ. ДЖ. Б. КЛАРК 4
7. ЛОЗАННСКАЯ ШКОЛА. КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 4
8. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА. ВЗГЛЯДЫ МОЛОДОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ 4
9. АМЕРИКАНСКИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ 4
10. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ 5
11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ К. МАРКСА 5
12. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКСИЗМА В РОССИИ. ОПЫТ СОЗДАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ СОЦИАЛИЗМА 5
13. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ 5
14. ДЖ. М. КЕЙНС: ТЕОРИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СПРОСА 5
15. НЕОКЕЙНСИАНСТВО И ПОСТКЕЙНСИАНСТВО. ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 6
16. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МОНЕТАРИСТОВ. М. ФРИДМЕН 6
17. НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ. БОРЬБА И СИНТЕЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 6
18. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО 6
19. СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ 6
20. ШВЕДСКАЯ (СТОКГОЛЬМСКАЯ) ШКОЛА 7
21. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ 7
22. ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 7
23. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКОГО 7
24. ВЕДУЩИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (20-30-Е ГГ.) 7
25. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Л.В. КАНТОРОВИЧ: ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 8
26. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД 8
27. ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРИИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ 8
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ 9
1. КАКОВ ПРЕДМЕТ КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»? 9
2. ЧЕМ ПОЛЕЗЕН КУРС «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» ? КАКОВО ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ? 9
3. ПОД ВЛИЯНИЕМ КАКИХ ФАКТОРОВ ТРАНСФОРМИРУЮТСЯ ВЗГЛЯДЫ И КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИСТОВ? 10
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ РИМЕ И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ. 11
5. КАК РЕШАЕТ ПРОБЛЕМУ «СПРАВЕДЛИВОЙ ЦЕНЫ» АРИСТОТЕЛЬ В ДОШЕДШЕМ ДО НАС ТРАКТАТЕ? 13
6. ФОМА АКВИНСКИЙ О «СПРАВЕДЛИВОЙ» ЦЕНЕ И БОГАТСТВЕ. 13
7. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВ И НОРМ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РУССКОЙ ПРАВДЕ. 14
8. НАЗОВИТЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ МЕРКАНТИЛИЗМА – ОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ. 15
10. В ЧЕМ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ «ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ»-Ф. КЕНЭ? 17
11. ПО МНЕНИЮ МЕРКАНТИЛИСТОВ, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ТОРГОВЫЙ БАЛАНС СПОСОБСТВУЕТ УМНОЖЕНИЮ БОГАТСТВА НАЦИИ. НАСКОЛЬКО СПРАВЕДЛИВО ДАННОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ? 18
12. ЧТО ПРЕДЛАГАЛ И. Т. ПОСОШКОВ В «КНИГЕ О СКУДОСТИ И БОГАТСТВЕ»? 19
13. ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ АФОРИЗМ У. ПЕТТИ «ТРУД ЕСТЬ ОТЕЦ БОГАТСТВА, А ЗЕМЛЯ – ЕГО МАТЬ». 20
14. ПОЧЕМУ МЫ И СЕГОДНЯ ОБРАЩАЕМСЯ К КЛАССИКАМ, К РАБОТАМ А. СМИТА, Д. РИКАРДО, ДЖ. С. МИЛЛЯ? 21
15. КАКОВЫ ИСТОЧНИКИ РОСТА БОГАТСТВА В СООТВЕТСТВИИ СО ВЗГЛЯДАМИ А. СМИТА, Д. РИКАРДО? 21
16. В ТРУДЕ А. СМИТА МОЖНО НАЙТИ НЕ ОДНУ, А НЕСКОЛЬКО КОНЦЕПЦИЙ СТОИМОСТИ. ОБРИСУЙТЕ ЭТИ КОНЦЕПЦИИ. 22
17. ЧТО ИМЕЛ В ВИДУ А. СМИТ, ФОРМУЛИРУЯ ПОЛОЖЕНИЕ О «НЕВИДИМОЙ РУКЕ» ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ? 24
19. ПО МНЕНИЮ Д. РИКАРДО, ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ – ОПРЕДЕЛИТЬ ЗАКОНЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ПРОДУКТА МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ. КАК РЕШАЛ РИКАРДО ЭТУ ЗАДАЧУ? 26
20. С ИМЕНЕМ Д. РИКАРДО СВЯЗЫВАЮТ СОЗДАНИЕ ТЕОРИИ РЕНТЫ. КАК ОБОСНОВЫВАЕТ ОН ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ РЕНТЫ? 27
21. СРАВНИТЕ ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕРЖЕК Д. РИКАРДО С ПРИНЦИПОМ АБСОЛЮТНЫХ ИЗДЕРЖЕК А. СМИТА (ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ). 28
22. В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ ОСНОВНУЮ ЗАСЛУГУ А. СМИТА И Д. РИКАРДО – ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ? 29
23. ДЖ. С. МИЛЛЬ ПРЕДПОЛАГАЛ НАПИСАТЬ ОБНОВЛЕННЫЙ ВАРИАНТ «БОГАТСТВА НАРОДОВ». В КАКОЙ МЕРЕ УДАЛОСЬ ЕМУ ОСУЩЕСТВИТЬ ЗАМЫСЕЛ? 30
24. ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ, ВЫДВИНУТУЮ Т. МАЛЬТУСОМ В ЕГО ИЗВЕСТНОМ ТРУДЕ. КАК ТРАКТУЕТСЯ ОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ? 32
25. Ж.-Б. СЭЙ ВОШЕЛ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ КАК АВТОР ФАКТОРНОЙ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ. КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭТОЙ ТЕОРИИ? 33
27. ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ВЫСКАЗАЛ ИДЕИ, ВОШЕДШИЕ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ В ТЕОРИЮ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ, НЕМЕЦКИЙ ЭКОНОМИСТ Г. ГОССЕН. ЕГО ИМЕНЕМ НАЗВАНЫ ДВА ЗАКОНА; В ЧЕМ ИХ СУЩЕСТВО? 35
29. ПОЯСНИТЕ СУЩЕСТВО «ТЕОРИИ, АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИЗДЕРЖЕК» Ф. ВИЗЕРА. 38
30. ЧТО ТАКОЕ НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА? ЧЕМ ОНА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ? 38
31. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРИНЦИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ, ОБОСНОВАННЫЙ А. МАРШАЛЛОМ? 39
32. ДАЙТЕ ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ А. МАРШАЛЛА. 41
33. КАК СОГЛАСНО КОНЦЕПЦИИ ДЖ. Б. КЛАРКА РАСПРЕДЕЛЯЕТСЯ ДОХОД МЕЖДУ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ФАКТОРАМИ? 42
34. ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ДИВИДЕНДА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ А. ПИГУ. 43
35. ПОЯСНИТЕ СУЩЕСТВО МОДЕЛИ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ Л. ВАЛЬРАСА. 44
36. КАКИЕ ВЫВОДЫ МОЖНО СДЕЛАТЬ ИСХОДЯ ИЗ МОДЕЛИ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ Л. ВАЛЬРАСА? 46
37. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ И ПРАКТИЧЕСКУЮ ЗНАЧИМОСТЬ «ОПТИМУМА ПАРЕТО». 47
38. КАКИЕ ИДЕИ ОБОСНОВЫВАЛ Ф. ЛИСТ В КНИГЕ «НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ»? 49
39. ПОЧЕМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРИНЯТО ОТНОСИТЬ К НЕТРАДИЦИОННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ? 49
41. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ ИДЕИ, ВЫДВИНУТОЙ Т. ВЕБЛЕНОМ:«ИНСТИТУТЫ – ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ». 51
42. В ЧЕМ СОСТОИТ ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ТРУДА У. МИТЧЕЛЛА «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ: ПРОБЛЕМА И ЕЕ ПОСТАНОВКА»? 52
43. В ЧЕМ СУЩЕСТВО ТЕОРИИ НЕДОПОТРЕБЛЕНИЯ, ВЫДВИНУТОЙ С. СИСМОНДИ? 53
44. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СЕН-СИМОНА – ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-УТОПИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ. 54
45. В ЧЕМ СОСТОЯТ ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТEOРИИ К. МАРКСА? 54
46. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И РАВЕНСТВА В ТРАКТОВКЕ К. МАРКСА. 57
47. К. МАРКС: ТЕОРИЯ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ. 58
48. Э. БЕРНШТЕЙН: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕФОРМИЗМ И ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛИЗМА. 59
49. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ (ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В.). 60
50. ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Г. В. ПЛЕХАНОВА. 61
51. РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РАБОТАХ В. И. ЛЕНИНА. 62
52. В ЧЕМ СУТЬ «ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» И. ШУМПЕТЕРА? 63
53. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ КОНЦЕПЦИИ «СПОНТАННОГО»ПОРЯДКАМ Ф. ХАЙЕКА. 65
54. К. КАУТСКИЙ, Р. ГИЛЬФЕРДИНГ – ТЕОРЕТИКИ «ОРГАНИЗОВАННОГО КАПИТАЛИЗМА». 66
55. ЧТО ПОНИМАЛ ДЖ. М. КЕЙНС ПОД ЭФФЕКТИВНЫМ СПРОСОМ? 67
56. ОТ ЧЕГО СОГЛАСНО ТЕОРИИ ДЖ. М. КЕЙНСА ЗАВИСИТ ДИНАМИКА ЛИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИЙ? 69
57. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ «ОСНОВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНА» ДЖ. М. КЕЙНСА. 69
58. ЧТО ТАКОЕ КОЭФФИЦИЕНТ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ ? КАКУЮ РОЛЬ ОН ИГРАЕТ В ТЕОРИИ ДЖ. М. КЕЙНСА? 70
59. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ КОНЦЕПЦИИ, ВЫДВИНУТОЙ ДЖ. М. КЕЙНСОМ, ОТ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ТЕОРИЙ? 71
60. ПОЯСНИТЕ, В ЧЕМ СМЫСЛ ИДЕИ «НЕОКЛАССИЧЕСКОГО СИНТЕЗА», ВЫДВИНУТОЙ П. САМУЭЛЬСОНОМ. 72
61. КАК МЕНЯЮТСЯ ФОРМЫ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ СОГЛАСНО ТЕОРИИ «НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ» ДЖ. РОБИНСОН? 73
62. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ПОДХОДА К АНАЛИЗУ «МОНОПОЛИИ И КОНКУРЕНЦИИ» Э. ЧЕМБЕРЛИНА ОТ КОНЦЕПЦИИ ДЖ. РОБИНСОН? 74
63. СУЩЕСТВО И ЗНАЧЕНИЕ МОДЕЛИ IS–LM, ПРЕДЛОЖЕННОЙ ДЖ. ХИКСОМ. 75
64. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ ОДНОФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ Р. ХАРРОДА И Е. ДОМАРА. 76
65. КАКИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ ОТРАЖАЕТ УРАВНЕНИЕ ОБМЕНА И. ФИШЕРА? 77
66. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ М. ФРИДМЕНА: СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ. 78
67. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ «ДЕНЕЖНОЕ ПРАВИЛО» М. ФРИДМЕНА? 80
68. В ЧЕМ СОСТОЯТ МОНЕТАРИСТСКИЕ РЕЦЕПТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ? 80
69. ПОЯСНИТЕ СМЫСЛ КРИВОЙ И ЭФФЕКТА А. ЛАФФЕРА. 81
70. КАКИЕ ВЫВОДЫ СЛЕДУЮТ ИЗ ТЕОРИИ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ? 83
71. В ЧЕМ СУЩЕСТВО ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА ДЖ. БЬЮКЕНЕНА? 84
73. ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ И ОБЩЕСТВО «ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ» (Д. БЕЛЛ И Э. ТОФФЛЕР). 85
74. КАК ПРЕДЛАГАЕТ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ «ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ» Р. КОУЗ? 86
75. СТАНОВЛЕНИЕ ШВЕДСКОЙ ШКОЛЫ: АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ. 88
77. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОРЯДКОВ В. ОЙКЕНА: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ. 90
78. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И РЕФОРМА Л. ЭРХАРДА. 91
79. Г. БЕККЕР: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 92
80. В ЧЕМ СМЫСЛ КОНЦЕПЦИИ НУЛЕВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА? 93
81. КАКОВЫ ПРЕДПОСЫЛКИ, ИЗ КОТОРЫХ ИСХОДЯТ КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ? 93
82. ПОЯСНИТЕ СВЯЗЬ ИЗДЕРЖЕК С ФАКТОРНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ В ТЕОРИИ Э. ХЕКШЕРА–Б. ОЛИНА. 94
83. КАКУЮ РОЛЬ В ТЕОРИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ИГРАЕТ ВЫДВИНУТОЕ М. ПОРТЕРОМ ПОЛОЖЕНИЕ О «НАЦИОНАЛЬНОМ РОМБЕ»? 95
84. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ С. Ю. ВИТТЕ. 96
85. М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ: ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. 97
86. АНАЛИЗ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СЕМЕЙНОГО КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ТРУДАХ А. В. ЧАЯНОВА. 98
88. Л. Н. ЮРОВСКИЙ: КОНЦЕПЦИЯ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ И ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ. 102
89. СОЗДАНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. РАБОТЫ В. К. ДМИТРИЕВА, Е. Е. СЛУЦКОГО. 102
90. «ТЕКТОЛОГИЯ» А. А. БОГДАНОВА: ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА. 104
91. Л. В. КАНТОРОВИЧ: РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ. 105
92. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ 50 – 90 ГГ. 106
93. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕЙ «ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛИЗМА»: ДИСКУССИИ ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА. 108
94. ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРИИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ. 109
95. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. 110
ПРИЛОЖЕНИЯ 112
НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 112
ИЗВЕСТНЫЕ ЭКОНОМИТЫ 115
КЕЙНСИАНЦЫ 115
МОНЕТАРИСТЫ 116
НЕОЛИБЕРАЛЫ 116
ИНСТИТУЦИОНАЛИСТЫ 117
ЭКОНОМИСТЫ-СОЦИОЛОГИ 118
НЕОРДИНАРНЫЕ ТЕОРЕТИКИ 118
МАРКСИСТСКАЯ ШКОЛА 119
ЭКОНОМИСТЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ 119
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ 120
УЧЕБНИКИ, ХРЕСТОМАТИИ, ПОСОБИЯ. 122
ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ 124
ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 125
СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ 126
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ИМЕНАИ ДАТЫ 128
НАЗВАНИЯ И ДАТЫ ВЫХОДА ТРУДОВ ЭКОНОМИСТОВ, УПОМЯНУТЫХ В СХЕМЕ 1 128
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ШКОЛЫ 129
УЗЛОВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 131
КЛАССИКИ, НЕОКЛАССИКИ 131
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 132
СОДЕРЖАНИЕ 134

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

в вопросах и ответах

Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов, изу­чающих курс истории экономических учений. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель – помочь сту­дентам прежде всего систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения (вопросы и ответы) он дает общую канву изучаемо­го курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, про­следить их внутреннюю связь, уяснить логическую последователь­ность экономических концепций, теорий, школ.

Особого внимания заслуживают Приложения: синхронистические таблицы, схемы, сведения об известных экономистах, библиография. Они помогут составить относительно цельное представление о пред­мете и укажут источники дополнительных сведений.

При работе с учебным пособием следует иметь в виду, что кон­спект, даже самый лучший, ни в коем случае не заменяет творческую, самостоятельную работу, штудирование учебников, изучение перво­источников. Его задача – гораздо скромнее: это лишь вспомогатель­ный инструмент для неленивого и любознательного студента, кото­рый приступил к освоению сокровищницы мировой экономической мысли.

Курс истории экономических учений – один из первых, которые изучают будущие экономисты, финансисты, менеджеры. Он заклады­вает основы экономического образования, профессионального взгляда на явления и процессы, протекающие в реальной жизни. Особенность курса – огромный фактический материал. Конечно, очень важно твердо знать ключевые имена, теории, концепции. Но еще важнее по­нять логику их возникновения и развития, их взаимосвязь.

Программа курса «История экономических учений»

1. Введение. Предмет и задачи курса

Предмет истории экономических учений.

Чем обусловлен интерес к истории экономической мысли? Цель и задачи курса; его практическое значение. Основные этапы развития экономической теории.

Чем обусловливается наличие различных школ и концепций? Преемственность взглядов и теорий. Связь современных концепций с предшествующими взглядами и разработками. Развитие отечествен­ной экономической мысли.

2. Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль античности и средневековья

Экономическая мысль как одна из форм представлений о процес­сах общественного развития. Возникновение термина «экономика». Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Экономи­ческие взгляды Аристотеля. Учение о богатстве в натуральной форме и в денежной форме – «хрематистике». Древнеримские мыслители о рациональном ведении хозяйства.

Экономическая мысль средневековья. Фома Аквинский о богатст­ве и «справедливой цене». Взгляды на ссудный процент; оценка рос­товщичества.

Экономические вопросы в Русской Правде.

3. Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы

Меркантилизм – первая школа экономической теории. Две стадии развития меркантилизма. Доктрина торгового баланса. Особенности меркантилизма в отдельных странах. Обоснование протекционизма. Т. Мэн. А. Монкретьен.

Меркантилистские взгляды российских авторов. И.Т. Посошков: «Книга о скудости и богатстве».

Экономическая школа физиократов. П. Буагильбер о определяю­щей роли сельского хозяйства. Учение о чистом продукте. Ф. Кенэ: анализ воспроизводства в «Экономической таблице». Физиократы против государственного вмешательства в экономику.

1 Бартенев С. А. История экономических учений : учебник / С. А. Бартенев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр, с.

2 В учебнике последовательно описаны этапы становления и развития экономической мысли от античности до наших дней. Основное внимание уделено раскрытию концептуальных положений различных теорий и школ, их внутренней логики. Значительное место уделено теоретическим разработкам российских экономистов. Рассмотрены проблемы экономики переходного периода. Показана взаимосвязь экономических теорий и хозяйственной практики. В приложениях приведены лаконичные характеристики научных школ, известных экономистов, логические схемы и библиография. Для студентов и преподавателей экономических вузов.

3 ОГЛАВЛЕНИЕ Два слова о втором издании Введение 1. Предмет истории экономических учений Критерии периодизации Истоки проблем и концепций 2. История науки лаборатория экономического мышления Глава 1. Возникновение экономической мысли 1. Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции. Ксенофонт о земледелии и домоводстве Советы латифундистам. Значение римского права 2. Экономическая мысль Древнего Востока «Артхашастра»: наука об управлении и богатстве Трактаты Древнего Китая: управление общественным хозяйством 3.Аристотель: что лежит в основе обмена? 4.Фома Аквинский о «справедливой цене» и богатстве 5.Реформация и этика хозяйственной жизни Глава 2. Становление российской экономической мысли 1. Памятники Древней Руси У истоков отечественной школы Нормы права и хозяйственных отношений в «Русской Правде» Денежный счет в гривнах и кунах как норма права 2. И.Т. Посошков: «Книга о скудости и богатстве» 3. Экономическая мысль России в XVI11 начале XIX в «По системе Сэя и Сисмонди»

4 Первые экономические курсы и издания Н. С. Мордвинов и М. М. Сперанский «План финансов» Глава 3. Первые экономические школы: меркантилизм и физиократия 1.Где искать источник богатства? 2.«Богатство Англии во внешней торговле» Как умножить богатство? Две формы меркантилизма Первые критики: Д. Норе, Д. Юм «Дилемма меркантилизма» Производство денег по проекту Джона Ло 3. Физиократия: теория «чистого продукта» Экономическая таблица Ф. Кенэ Теоремы и реформы А. Тюрго Глава 4. Английская классическая школа 1. «Политическая арифметика» У. Петти «Труд отец богатства; природа его мать» 2. А. Смит: «Исследование о природе и причинах богатства народов» Трудовая теория стоимости О разделении труда и обмене «Невидимая рука» рыночных сил «Экономический человек» по Смиту Два подхода к образованию стоимости Принцип экономической свободы

5 Роль государства, принципы налогообложения Краткое резюме: влияние А. Смита 3. Д. Рикардо: «Начала политической экономии» Теория стоимости позиция Рикардо Разграничение богатства и стоимости «Природа не определяет уровень цен» Почему платится рента? Главная проблема распределение доходов «Мера ценности» и противоречия обмена 4. фундаментальная основа науки Глава 5. Классическая школа после Смита и Рикардо 1. Ж.-Б. Сэй: «Трактат по политической экономии» Что является источником ценности? Теория производственных факторов Закон рынков сбыта Сэя 2. Дж.С. Милль: обновленный вариант «Богатства народов» Законы производства и распределения Проблема спроса и предложения «Язык науки» и «язык искусства» 3. «Опыт о законе народонаселения» Т. Мальтуса Суть проблемы. демография и экономика Глава 6. Историческая школа 1. Наука о национальном хозяйстве «Национальная система» Ф. Листа

6 Теория стадий производства Государство объединяет нацию 2. Политическая экономия с позиций исторического метода В. Рошер об «анатомии народного хозяйства» Молодая историческая школа «Спор о методе». «Брентано contra Маркс» «Историки» о проблемах этики и права 3. Новейшая историческая школа: М. Вебер и В. Зомбарт М. Вебер об «идеальном типе» и роли протестантизма В. Зомбарт о «предпринимательском» и «мещанском духе» Глава 7. Классический институционализм 1.Институционализм неортодоксальное течение 2.Т. Веблен: «Институты основа экономического поведения» Реальные потребности и иррациональные стандарты Дихотомия индустрии и бизнеса Дж. Коммонс: правовые основы институционализма Дж. Гобсон: теория недопотребления У. Митчелл: проблема экономических циклов Глава 8. Экономические учения первых социалистов 1. «Новые начала» С. Сисмонди Частный интерес не образует общего интереса «Тюль не может заменить кружева» 2.«Индустриальная парабола» А. де Сен-Симона 3.«Фаланги» и «фаланстеры» Ш. Фурье

7 4.«Базар справедливого обмена» Р. Оуэна Глава 9. Экономическое учение марксизма 1.Концепция общественного развития 2.«Капитал» К. Маркса: замысел и реализация Теория прибавочной стоимости «Тайна» эксплуатации Схемы простого и расширенного воспроизводства Проблемы социальной справедливости и равенства 3. Не отрицать, а переосмыслить Глава 10. Австрийская школа 1.Что лежит в основе потребительского выбора? 2.Три школы экономической мысли 3.Парадокс А. Смита и шкала К. Менгера В основе ценности оценка полезности Закон насыщения потребностей Полезности разные, а цены одинаковые Закон выравнивания полезностей 4.Ф. Визер: теория альтернативных издержек 5.Е. Бем-Баверк: «позитивная теория капитала» 6.«Окольный» метод и процент Поиск оптимума при ограниченности ресурсов 6. Предельные величины: современное значение

8 Глава 11. Лозаннская школа 1. Л. Вальрас: проблема общего равновесия «Нащупывание» взаимоприемлемых цен Все зависит от всего Модель общего экономического равновесия Условия равновесности Выводы из модели Вальраса 2. Оптимум В. Парето: поиск критерия эффективности Как поступает потребитель? Критерий общественной полезности 3. Развитие теории стоимости и цены Доход нации и «догма Смита» Теория цены: затраты и результаты Глава 12. Возникновение неоклассической школы 1. А. Маршалл: «Принципы политической экономии» «При прочих равных условиях» Отрицательный наклон кривой спроса Понятие эластичности «Два лезвия ножниц» Руководство к поведению в практической жизни 2. Дж. Б. Кларк: теория распределения доходов Предельный продукт определяет цену фактора Теория распределения доходов или факторных цен? Взаимозаменяемость факторов Проблема оптимального сочетания факторов 3. А. Пигу: экономическая теория благосостояния

9 Принцип «наименьшей совокупной жертвы» Критерии и рецепты: «от богатых к бедным» Чистое экономическое благосостояние Глава 13. Неординарные и альтернативные идеи и школы 1. Й. Шумпетер: инновации как фактор экономического роста Теория экономического развития Теория экономической динамики Что ожидает капитализм? 2. Становление шведской школы Теория «кумулятивного процесса» «Эффект К. Викселля» 3.М. Калецки: теория совокупного спроса и цикла 4.О. Ланге: концепция множественности моделей социализма 5. В. Леонтьев: экономическая модель «затраты выпуск» Глава 14. Экономические теории социал-демократии 1.Экономический реформизм Э. Бернштейна 2.Теоретики «организованного капитализма» 3.Западные критики социализма: Л. Мизес, Ф. Хайек 4.Современные концепции и программы Глава 15. Развитие экономической мысли в России

10 (вторая половина XIX начало XX в.) 1. Особенности экономической мысли в России Н. Г. Чернышевский: «политическая экономия трудящихся» Аграрный вопрос и другие проблемы 2.А. И. Чупров: анализ теории и прикладных наук 3.Экономисты-народники 4.Экономические взгляды С. Ю. Витте Глава 16. Российская экономико-математическая школа 1. Зарождение экономико-математической школы Две математические модели (В. К. Дмитриев) 2. Е. Е. Слуцкий: основы теории потребительского спроса 3. Л. В. Канторович: теория линейного программирования Двойственные оценки Глава 17. Развитие марксистской политэкономии в России 1. М. И. Туган-Барановский «Основы политической экономии» В поиске методологического оптимума 2. Эволюция экономических взглядов Г. В. Плеханова Капитализм в России не «случайное явление» 3. Экономические проблемы в работах В. И. Ленина Концепция многоукладной экономики 4. Н. И. Бухарин «Экономика переходного периода» Натурально-хозяйственный подход

11 Глава 18. Экономическая мысль России в х гг. XX столетия 1. Анализ аграрных проблем в трудах А. В. Чаянова «От рынка к полю» Значение теоретического наследия 2.Большие циклы конъюнктуры Н. Д. Кондратьева 3.Л. Н. Юровский: проблемы равновесия и стабилизации «Очерки по теории цены» Проблема динамического равновесия Законы товарного хозяйства 4.«Тектология» А. А. Богданова 5.Г. А. Фельдман. Первая в истории модель экономического роста Долгосрочный прогноз с затухающей кривой Глава 19. Дж.М. Кейнс: теория эффективного спроса 1. Переворот в экономической теории Критика прежних подходов Уровень занятости и совокупный спрос Склонность к потреблению и сбережению Проблема трансформации сбережений в инвестиции. Теория предпочтения ликвидности 2. Главное стимулировать инвестиции Мультипликатор, его роль в теории Кейнса Мультипликационный эффект

12 Глава 20. Неокейнсианство и посткейнсианство 1. Неокейнсианство. Теории динамики и цикла Модель экономического роста Харрода Домара Уравнение темпа роста в динамике Темп роста в числовых показателях «Балансирование на лезвии ножа» Условия устойчивого роста Значение модели 2.Теории экономического цикла 3.Двухфакторная модель Кобба Дугласа 4.Посткейнсианство: теоретические подходы Накопление и технический прогресс Теории несовершенной и монополистической конкуренции 5. П. Сраффа: производство товаров посредством товаров Глава 21. Неолиберализм против ультралиберализма 1.Экономический либерализм: два течения 2.В. Ойкен: теория экономических порядков Две сферы экономической политики Политика «среднего пути» 3. Экономическая реформа Л. Эрхарда Что помогло успеху реформы? Социальное рыночное хозяйство Экономическая и социальная политика. Социальная роль конкуренции 4. Ф. Хайек: теория спонтанного порядка Информация неопределенна, а связь между экономическими

13 явлениями непостижима 5. Чикагская школа: Фрэнк Найт Глава 22. Неоклассический синтез 1.Сочетание двух подходов 2.Модель IS LM Дж. Хикса Чем определяется форма кривых /5 и LM1 Взаимодействие двух рынков 3.Особенности позиций сторонников неоклассического синтеза. 4.«Синтезированная» теория и национальные варианты 1лава 23. Монетаризм 1. Поиск новых подходов Исходные постулаты Уравнение обмена И. Фишера Кембриджская формула Спрос на деньги Предложение денег 2. Как достичь равновесия? Деньги фактор стабильности Деньги и цены Ожидания и инфляция Денежное правило Фридмена Денежное таргетирование 3.Монетаризм и кейнсианство 4.Монетаристские рецепты и российская экономика

14 5.Управление инфляцией современный взгляд Глава 24. Теории институциональной эволюции 1.Отличительные особенности 2.Теория тсхноструктуры Джона Гэлбрейта 3.Ф. Перру: экономика доминирования 4.Р. Хейлбронер: «Куда мы идем?» 5.Взаимодействие экономики и социологии Глава 25. Неоинституционализм 1.«Наука о выборе» или «наука о контрактах»? 2.Институциональная структура производства Проблема внешних эффектов Координирующая роль фирмы Права собственности и роль планирования 3. Экономическая теория организации Структура управления трансакциями Оппортунистическое поведение Эволюционная экономика Р. Нельсона и С. Уинтера Конкуренция организационных форм 4. Теория общественного выбора Проблема «безбилетника» Политика как система обмена Конституция политического обмена Политический выбор в неформальной экономике 5. Экономическая составляющая в социальной сфере

15 Человеческий капитал и семейные отношения Свободное время: затраты и ценность времени Глава 26. «Экономика предложения» и «рациональные ожидания» 1. Экономическая теория предложения Рецепты и рекомендации Кривая Лаффера и практика налогообложения 2. Ожидания и реакция экономических агентов Теория рациональных ожиданий Как формируются ожидания 3. Кривая Филлипса Пива 27. Теории международной торговли 1.Принцип абсолютных преимуществ 2.Теория сравнительных преимуществ 3.Модель Хекшера Олина: обеспеченность факторами производства Выигрыш от торговли и разоряющий экспорт Парадокс Леонтьева Теория конкурентных преимуществ Глава 28. Модели роста и модернизации стран «третьего мира» 1.Проекты нового мирового порядка 2.Г. Мюрдаль: «Азиатская драма»

16 Идеалы и реальная действительность Не рыночный автоматизм, а эффективная политика Новые технологии и старые условия 3. Модель дуалистической экономики Концепция «большого скачка» Теории неэквивалентного обмена Глава 29. Дискуссии и научные школы в отечественной экономической науке (195,0-*1990-е гг.) 1. Научные центры Е. С. Варга, Н. А. Вознесенский, А. И. Анчишкин 2. Дискуссии послевоенного периода Проблемы переходной экономики Ю. В. Яременко: Теория двухуровневой экономики Замысел эволюционной трансформации Рецепты и практика реформирования Глава 30. Проблемы и прогнозы трансформации экономики 1. Потребности практики и теоретические изыскания Поиск нового подхода Что изменилось в хозяйственном механизме? Интеграционные процессы и глобализация финансовой системы 2. Постиндустриальное общество «третьей волны» (Д. Белл и Э. Тоффлер) 3. Концепция нулевого экономического роста «Нам дан лишь один способ. »

17 Краткое заключение Приложения 1.Направления и школы экономической мысли 2.Эффекты, теоремы, парадоксы 3.Известные экономисты 4.Учебники, хрестоматии, словари 5.Эволюция взглядов на предмет экономической науки 6.Теории образования прибыли 7.Становление экономической мысли в России 8.История экономической мысли: имена и даты 9.Экономические теории и школы 10. Узловые этапы развития экономической теории


Статьи по теме