Баруздин Рассказы на Военную Тему

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Баруздин Рассказы на Военную Тему. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

Баруздин Рассказы на Военную Тему.rar
Закачек 1772
Средняя скорость 5150 Kb/s

Баруздин Рассказы на Военную Тему

Это рассказ о солдате. О необыкновенном солдате. О человеке с оружием в руках и с красной звездой на шапке.

Когда-то звали его красногвардейцем. Потом красноармейцем. А сейчас зовут солдатом Советской Армии.

Это — рассказ о герое. О необыкновенном герое. О человеке, который прошёл тысячу трудных боёв и выходил из них победителем. О человеке, который сто раз погибал и не погиб. О человеке, который защищал и сейчас защищает нашу страну от врагов.

Это — рассказ о твоих дедах и отцах. Они были солдатами-героями.

Сколько лет сейчас тебе? Пять, семь, а может быть, даже девять? Это, конечно, немало. Но стране нашей всё же больше. И армии нашей больше.

Значит, и рассказ этот надо начать с тех времён, когда тебя ещё на свете не было…

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КРАСНОГО СОЛДАТА

Шёл по улице солдат. С виду и не солдат совсем. Ни шинели на нём, ни шапки с красной звездой. Рабочая телогрейка, сапоги да кепка. Просто рабочий. Но за спиной у него винтовка со штыком. И рядом с ним такие же рабочие с оружием и моряки с крейсера «Аврора».

Шёл солдат по петроградским улицам, по набережной Невы. Шёл к царскому Зимнему дворцу. Там белые. Враги. Впереди — враги. На соседней улице враги, за углом каждого дома — враги. На набережной Зимней канавки — враги. Дворец всё ближе и ближе.

Отряд рабочих и моряков подходил к Зимнему дворцу. И не только этот отряд. Со всех сторон окружали дворец красные революционные рабочие, солдаты, матросы.

Но вот прозвучал выстрел. Один, другой, третий. Это пушки революционного крейсера «Аврора».

— Вперёд! — крикнул солдат.

Бросились люди на штурм Зимнего дворца. До глубокой ночи шёл тяжёлый бой.

И вот победа! Зимний дворец взят!

А на рассвете следующего дня солдат стоял уже у дверей Смольного штаба революции.

В Смольном выступал Владимир Ильич Ленин.

Во дворе Смольного горели костры. Стояло холодное октябрьское утро. Отряды революционных бойцов уходили в бой с недобитым врагом.

— Дяденька, а вы кто — белый или красный?

Перед солдатом появились два мальчишки, оба маленькие, в одинаковых картузах и одеты кое-как.

— Почему же — белый? Красногвардеец я.

— А как увидишь? — сказал один мальчишка.

— И формы на вас, дяденька, нет. И красного ничего нет! — сказал другой. — Как узнать?

— Будет и форма! Да ещё с красной звездой! И ружьишко получше будет! — пообещал солдат.

Вдруг оба мальчишки попросили:

— Нам бы в Красную гвардию записаться, а? Дяденька, запишите нас!

— Эх, чего захотели! — сказал солдат. Потом отошёл немного, смягчился вспомнил: скоро и у него такой сынишка будет. — Малы ещё! Подрастёте, запишем!

Шёл по улице солдат. Домой возвращался с долгой гражданской войны. Шинель на солдате потёртая, пулями и осколками пробитая. На голове будёновка с большой красной звездой. Будёновка тоже пулей пробита — память о ранении на фронте.

По заснеженной зимней улице шёл солдат. А улица разбита. Столбы перевёрнуты. Провода разорваны. Трамваи лежат вверх колёсами. Рельсы покорёжены. Окна в домах фанерой и досками забиты. Холод. Голод.

Трудно жилось людям. Но и красному солдату нелегко в эти годы пришлось. Враги хотели уничтожить Советскую власть. Солдату пришлось с ними воевать.

Под Псковом и Нарвой воевал красный солдат. На Севере и на Юге сражался. На Волге и на Урале. На Дальнем Востоке и в песках Средней Азии. Всюду наседали белые, да всюду отбивал их красный солдат. И победил!

Потому и улыбался сейчас, когда с войны шёл. И ещё потому, что домой шагал. Дома жена и сынишка. Когда на гражданскую уходил, сынишке год исполнился. А сейчас…

Пришёл домой солдат, а сын и не узнал отца. Ещё бы! Четыре года не был солдат дома! Четыре года, а сыну пять!

— Ты кто? — спросил сын солдата.

— Папка я твой! Отец! — сказал солдат.

— Красноармеец, — ответил солдат.

— А как ты воевал?

— Ну как, сынок, воевал? Из винтовки по врагам стрелял и из пулемёта. Конником был и на бронепоезде ездил. С моряками в бой ходил и с партизанами. А как-то раз… Как-то раз танк мы в бою захватили английский. Так и в танке том я ездил, против беляков воевал…

— А Будённого ты видел? — спросил сын.

— Видел, — ответил солдат. — Вместе с ним воевал. А ещё вместе с Чапаевым, Фрунзе, Блюхером…

Кажется, теперь признал сын отца:

— А ты счастливый, папка! — И тут же спросил: — А завтра ты что будешь делать?

— Завтра, сынок, работать пойду, — сказал солдат. — Много дел у нас! Всё, что врагом разрушено, восстанавливать надо. Новое строить надо! И новую жизнь!

Шёл по улице солдат. По песчаной улице приграничного военного городка. На груди у солдата значок — «Ворошиловский стрелок». В петлицах по два кубика.

Шёл солдат не один. Шёл вместе с сыном. Большой сын — пионер, тринадцать лет. К отцу приехал на каникулы.

Мимо проскакал отряд конников. Прошёл наряд пограничников; впереди огромная серая овчарка.

— Наш Рекс, — сказал солдат. — Молодец! Двадцать нарушителей границы на его счету!

— Мы тоже воспитываем для пограничников служебных собак! — похвалился сын.

— Найдётся дело и для ваших воспитанников.

А вокруг цвели яблони и вишни. Пчёлы и бабочки кружили над цветами. И звонко пели птицы в садах.

— Хорошо, — сказал сын.

— Граница рядом, — сказал солдат.

На футбольном поле свободные от наряда пограничники гоняли мяч. На кольцах и на турнике занимались.

Из леса вылетела сорока, шарахнулась в сторону от футболистов и вдруг спокойно, как ни в чём не бывало села у колодца.

Пить сорока захотела. Опустила клюв в лужу — попила. Опять опустила ещё попила. Потом взмахнула крыльями и обратно в лес полетела. А там, в лесу, танки стояли и бронемашины. На опушке леса расположились артиллеристы. Но сорока их не боялась. Видно, привыкла.

Вдали камыши, а за ними река. Неширокая, спокойная, вода на солнце блестит. По реке и проходит граница. Этот берег наш, а другой — не наш, чужой.

— Тихо, — сказал сын.

— Граница рядом, — опять повторил отец.

— Ну, мне пора на заставу! До вечера!

Ушёл солдат на заставу. Застава рядом. Рядом граница.

На берегу реки замерли в кустах пограничники. Замер солдат. Смотрит в бинокль на камыши, на близкий чужой берег.

Жанна Ким
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию. Чтение рассказа С. Баруздина «За Родину!»

Место проведения: МБДОУ № 15.

Дата проведения: 05. 05. 2015 г.

Цель: с помощью литературного произведения формировать у детей представлений о войне, армии; воссоздать образ бойца — героического защитника Родины ;формировать знания об исторических фактах и явлениях; воспитывать умение слушать новое произведение, следить за развитием действия, сопереживать советскому солдату, вызывать эмоциональный отклик в сердцах ребят; обогащать словарный запас: название различной военной техники, родов войск, название городов, государств, брусчатка.

Рассматривание с детьми картин, репродукций, альбомов с военной тематикой; беседы о подвигах и мужестве солдат; чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей родины (А. Митяев «Наше орудие»; «Почему армия всем родная?»; Л. Кассиль «Твои защитники»; С, Баруздин «Шел по улице солдат») ; разучивание стихотворений о Великой отечественной Войне; слушание песен и музыки военных лет; оформление альбома «Спасибо за Победу!» (рисунки детей) ; фотографии, семейные реликвии о войне; подборка списка литературы для родителей «Прочтите детям о Великой Отечественной войне» с кратким содержанием.

Материалы и оборудование: цифровые образовательные ресурсы – презентация, ноутбук; аудиозаписи: голоса Левитана, военных песен; георгиевские ленточки по количеству воспитанников.

Ход образовательной деятельности:

Дети в группе занимаются свободной деятельностью. Воспитатель включает мультимедийную доску, звучит голос Левитана. Дети заинтересованно подходят и спрашивают, что же такое происходит, что они услышали.

Воспитатель: (Слайды2,3) Вот так, ребята много лет тому назад, люди нашей страны узнали, что наступила война, рано утром 21 июня 1941 года на нашу страну, которая называлась тогда не Россией, а Союзом Советских Социалистических Республик, напала фашистская Германия.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы что такое война (ответы детей)

Воспитатель: (Слайды 4,5) Фашистские самолёты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на школы, детские сады, больницы и жилые дома. Люди в нашей стране вели мирную жизнь, мечтали о светлом будущем и не хотели никакой войны. Но им пришлось в ней участвовать, потому что надо было защищать от врага своих близких и родных людей, свою Родину.

Воспитатель: Ребята а кого можно назвать защитниками отечества? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите на эти фотографии. (Слайды 6,7,8,9,10)

Воспитатель: Что вы можете о них сказать? (ответы детей)

Воспитатель: Кто такой солдат? (ответы детей)

Воспитатель: Каким должен быть солдат (ответы детей) Сейчас вы прослушаете рассказ который написал Сергей Алексеевич Баруздин «За Родину. Это рассказ о солдате. О необыкновенном солдате. О человеке с оружием в руках и с красной звездой на шапке. Это — рассказ о герое. О необыкновенном герое. О человеке, который прошел тысячу трудных боев и выходил из них победителем. О человеке, который сто раз погибал и не погиб. О человеке, который защищал нашу страну от врагов. Это — рассказ о твоих пра дедах, дедах. Они были солдатами-героями.

Чтение рассказа воспитателем (звучит тихая музыка, слайды 10 -31)

Шел по улице солдат. Июньским солнечным днем шел. Днем беспокойным, тревожным. Началась война, какой еще не было прежде. Война с фашистами.

Шел солдат по своей родной земле. За ним была страна — самая огромная и великая. С ним был народ — самый сильный. Значит, победит солдат фашистов.

Победит он, советский солдат!

Победит! Но труден и долог этот путь. Под Брестом и у Москвы будет солдат громить фашистские войска. В Сталинграде и на Кавказе, под Ленинградом и Одессой, под Севастополем и Киевом.

— За Родину! — кричит солдат и идет в бой.

Идет в бой пехота — стрелки, автоматчики, пулеметчики, снайперы.

— За Родину!

Идут в бой артиллеристы. Бьют по врагу из минометов и легких пушек, из тяжелых гаубиц и «катюш».

— За Родину!

Ревут моторы танков. Танкисты идут в бой на врага.

— За Родину!

По рекам и морям уходят в бой корабли: линкоры, крейсеры, миноносцы, подводные лодки, торпедные катера и даже простые мирные суденышки — и на них идут на врага военные моряки.

— За Родину!

Взмывают в небо самолеты — истребители, бомбардировщики, разведчики. И даже там, куда вступили на нашу землю фашисты, слышится клич:

— За Родину! Это идут сражаться с врагом лесные солдаты – партизаны. Идет солдат в бой за Родину. Может, это тот солдат, что Зимний брал, в гражданскую войну страну свою отстоял, родную землю на Хасане защищал. Может, и не тот. Или сын его, который тоже стал солдатом. И деды, и отцы, и матери, и сыновья, и внуки шли теперь в бой.

— За Родину!

Воспитатель: Понравился вам рассказ? (ответы детей)

Воспитатель: За что боролись пехотинцы, танкисты, артиллеристы, лётчики? (ответы детей) Правильно ребята, за Родину, за то что бы над нашими головами сегодня было мирное небо.

Физкультурная минутка: «На параде».

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой — раз, левой — раз,

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладошки —

Застучали наши ножки

Громче и быстрей! (Ходьба на месте.)

Воспитатель: Ребята а как вы думаете, что такое Победа (ответы детей) Правильно ребята Победа — это когда наши солдаты победили врага, освободили нашу Родину от фашистских захватчиков.

Дети читают стихи М. Владимов «Что такое День Победы?»

1 Что такое День Победы? 4 Это фрукты и конфеты,

Это утренний парад: Это запахи весны…

Едут танки и ракеты. Что такое День Победы?

Марширует строй солдат. Это значит – нет войны!

2 Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

3 Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом

Воспитатель: А когда мы празднуем этот день? (ответы детей) Да ребята 9 мая 1945года закончилась война, и этот день стал самым светлым и любимым праздником Днем Победы (слайды 31-44) Воспитатель: Много традиций существует в День Победы, одна из них, когда люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. Воспитатель: Ребята, а какие цвета на георгиевской ленточке? Что они означают? (ответы детей) Воспитатель: Правильно! Чёрный цвет означает дым, а оранжевый – огонь. И сегодня я хотела бы поделиться такими ленточками и с вами, чтобы сегодня и впредь вы гордились и помнили, о боевых подвигах ваших прадедов. (звучит песня «День Победы!»

Воспитатели прикалывают детям георгиевские ленточки[/i]

детская книга

полезные сайты

Баруздин С.А. Рассказы

Баруздин Сергей Алексеевич

Очень захотелось лисе курицу поймать. Пришла она в деревню.

Заходит в один двор, а там корова стоит.

— Ты зачем, лиса, пришла? — спрашивает.

— Да хочу посмотреть, как ты живёшь.

— Ну, тогда подходи поближе, — сказала корова.

Подошла лиса поближе, а корова как боднёт её. Лиса до самых ворот долетела.

Лиса в другой двор зашла, а там лошадь стоит.

— Ты зачем, лиса, пришла? — спрашивает.

— Да хочу посмотреть, как ты живёшь.

— Ну, тогда подходи поближе, — сказала лошадь.

Подошла лиса поближе, а лошадь как ударит её копытом. Лиса за изгородь отлетела.

В третий двор зашла лиса, а там большая собака лежит.

— Ты зачем, лиса, пришла? — спрашивает.

— Да хочу посмотреть, как ты живёшь.

— Ну, тогда подходи поближе, — сказала собака.

Подошла лиса поближе, а собака схватила её за загривок и в лес понесла. Поднесла к самой опушке.

— Беги, — говорит, — гуляй, а в деревню больше не наведывайся!

Необычный почтальон

По дороге в деревню Озерки мы нагнали бричку. Но, к нашему удивлению, седока в ней не оказалось.

Мы вылезли из машины. Я остановил лошадь. Она беспрекословно послушалась, стала на дороге. Мы заглянули в бричку. К сиденью был привязан мешок. В нём лежали газеты и письма.

— Странно! — сказал мой приятель. — Бричка почтовая, а где почтальон?

Пока мы рассуждали, лошадь стояла. Но вот она увидела, что мы возвращаемся к машине, и двинулась в путь.

— Поедем потихоньку за ней и посмотрим, — предложил мой приятель.

До Озерков было ещё километра два. Мы продолжали медленно двигаться вслед за бричкой. Лошадь спокойно трусила по дороге, лишь изредка замедляя шаг и оглядываясь в нашу сторону.

Наконец мы въехали в село. Лошадь свернула с дороги и остановилась возле второй крайней избы. Мы тоже остановились. В это время из калитки вышел старик, деловито привязал лошадь к столбу и стал снимать мешок.

Заметив нас, он спросил:

— Да не просто любопытствуем, — сказал я. — удивляемся. Может, случилось что с почтальоном?

— А чему ж тут случаться? — хитро засмеялся старик. — Вот она и есть наша почтальонша — Марья Иванна, а попросту Машка! — И он похлопал лошадь. Дорога у нас до почты близкая, ей известная. А там её уже все знают. Вот она и бегает туда-сюда.

Мы весело переглянулись.

— А всурьёз-то говорить, прямо беда с этими почтарскими делами, пожаловался старик. — Молодые не идут нонче в почтальоны и верно делают. Что за работа: три версты туда да три обратно. Я на пенсию вышел, вот по старой привычке и несу почтарские обязанности. Вроде бы как на общественных началах! Да и Марья Иванна помогает. Недостаток у неё, верно, есть один неграмотная! Расписываться не может. Когда там посылки есть или переводы на деньги, самому приходится. А так справляется! Ладно работает!

Хитрая мышь

Завелась в комнате мышь. Пол прогрызла, ходит по комнате и говорит:

— Я у вас всё съем!

Люди достали кошку, сказали ей:

Ходит кошка по комнате, спрашивает:

— Мышь, а мышь, ты где?

— Я тут, под полом, — говорит мышь.

— А почему наверх не выходишь?

— А что ж ты теперь делать будешь?

— Пойду в другой дом, — говорит мышь, — где кошки нет.

Чёрный поросёнок

Родила свинья пять розовых поросят, а шестого чёрного.

Свинья удивилась, и розовые поросята не меньше.

— Откуда ты такой страшный? — спрашивают.

Ничего не ответил им чёрный поросёнок, только засмеялся, захрюкал.

— Это уже интересно, что ты первым научился хрюкать, — сказала свинья.

Месяц прошёл, все поросята подросли, а чёрный больше всех.

— Мы ещё посмотрим, — говорит, — кто лучше.

Приехала комиссия и отобрала чёрного поросёнка на выставку.

— Мир посмотришь, на людей поглядишь, — сказали ему.

Живёт теперь поросёнок на выставке, маме, братьям и сестрам письма пишет: «Я тут на выставке всё наше семейство представляю. Приезжайте в гости!»


Статьи по теме