Бунин Подснежник План Рассказа

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Бунин Подснежник План Рассказа. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

Бунин Подснежник План Рассказа.rar
Закачек 1431
Средняя скорость 2612 Kb/s

Бунин Подснежник План Рассказа

Урок в 5 классе по программе Меркина Г.С. с использованием стратегии ТРКМЧП «Чтение с остановками»

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе по произведению И.А.Бунина «Подснежник» (УМК Меркина Г.С.)

Тема: И.А.Бунин «Подснежник»

Цели: привлечение детей к осмысленному чтению с использованием стратегии ТРКМЧП «Чтение с остановками».

Способствовать повышению уровня исследовательской культуры.

Способствовать формированию дискуссионных коммуникативных навыков.

Предметные: воспринимает на слух литературное произведение адекватно, умеет анализировать литературное произведение, понимает и формулирует тему, идею, характеризует героев, сопоставляет их, определяет изобразительно — выразительные средства языка, понимает их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; формулирует собственное отношение к произведению, создаёт творческую работу, связанную с тематикой, проблематикой произведен

Метапредметные: умеет самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивает ее, определяет сферу своих интересов, умеет подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделяет причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулирует выводы.

Личностные: совершенствует духовно-нравственные качества личности, формирует готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию, развивает эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с произведением Бунина, развивает морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимает и сопереживает чувствам других людей.

-Какие ассоциации вызывает у вас слово «подснежник»? Давайте запишем эти ассоциации(оформляется в виде кластера).

— Как обычно выглядит подснежник? Где встречается этот образ?

— Скажите, удачно ли такое название для рассказа? Почему?

-Как вы думаете, о чём будет рассказ под таким названием (место, время, сюжет)? Запишите.

-Сегодня мы познакомимся с произведением Ивана Алексеевича Бунина «Подснежник» (запись в тетради и на доске темы урока).

2. Стадия осмысления. Чтение с остановками.

-Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперёд, предугадать дальнейшее – словом, прогнозировать. Существует такое понятие как читательский прогноз. И мы будем читать с остановками, «отгадывая», что же там будет дальше в рассказе.

Обратимся к тексту.

Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица — и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

-Ожидали ли вы такое начало рассказа?

-Что именно оказалось неожиданным?

-Что вы знаете о празднике масленицы?

-Предположите, о чём дальше расскажет нам автор?

Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?

На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, — к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!

Живет Саша «на хлебах», в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье.

-Расскажите, что вы узнали о сыне и отце? Запишите это в таблицу.

-Соотнесите записи в таблице.

Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику небесно-голубым. У него ясные глазки, чистое, нежное личико, доверчивый, внимательный взгляд и непорочный звук голоса.

Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье.

Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой.

Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

-Какой прием использует писатель при описании отца и сына?

-Для чего автор прибегает к антитезе?

-Как вы думаете, чем будут заниматься герои в праздничные дни?

Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьет чай и опять курит, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо. Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло. Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне.

Умывшись, он становится во фронт и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел. Он кладет в стакан целых пять кусочков сахару, съедет целый калач и опять шаркает ножкой:

Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, — завтракать. И, одевшись, они выходят, бросив теплый, полный дыму номер раскрытым настежь. Ах, как хорош после комнаты зимний сырой воздух, пахнущий праздничным чадом из труб! И какой долгий прекрасный день впереди!

В трактире «чистая» половина во втором этаже. И уже на лестнице, необыкновенно крутой и донельзя затоптанной, слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду. И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, — селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, — требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках.

— Как вы думаете, нравится ли Саше такой день? Почему?

— О чем дальше расскажет И.А. Бунин?

Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи! Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой! И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

— Почему же сын счастлив?

— Что произойдёт дальше?

А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь — и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает.

Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный:

— Подано, Николай Николаич!

И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет;

— Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой.

И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам.

А лошади уже стоят у крыльца. Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто — боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках. Еще минута — и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля — и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!

— До свиданья, Сашенька, Христос с тобой.

-Как вы думаете, о каких днях масленичной недели идет речь в произведении? Почему именно в эти дни приехал отец?

-Какими автор изображает героев в этой части текста? Почему?

-Как отец обращается к сыну, какие слова говорит? Каков смысл этих слов?

Ребята, этот рассказ биографичен. Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии. Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Родной дом он покидает ненадолго, поступив в гимназию уездного города Ельца, где не проучился и 4-ёх лет. Бунин напишет: «Я рос одиноко… без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности – гимназии, университета – мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал».

-Вот и закончился рассказ «Подснежник». Интересно ли вам было его читать?

-Чему вы удивлялись, слушая рассказ?

— Вернёмся к вашим записям в тетради. Оправдались ли ваши предположения? Что оказалось ожиданным, а что неожиданным?

-Подтвердилось ли ваше предположение о теме рассказа? Почему писатель называет своё произведение так?

-Что хочет донести автор до читателя?

-Запишите в тетради вывод, продолжив предложение: «Рассказ И.А.Бунина «Подснежник» о…»

2) Творческая переработка информации.

Теперь, зная, о чём текст, составьте синквейн по слову «подснежник»

Ждет, скучает, грустит.

Быстро проходит счастье.

4. Домашнее задание : прочитать текст ещё раз, найти художественные средства в тексте, помогающие понять основную мысль произведения.

  1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Меркин Г.С. Литература: учебник для 5 класса в 2 ч.(И.А.Бунин «Подснежник») –М., ООО «Русское слово — учебник», 2014

Мною показана стадия вызова: мотивационная функция (побуждение к работе), информационная(вызов на поверхность имеющихся знаний), коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Стадия осмысления: функция получения новой информации, мотивационная(сохранение интереса) Стадия осмысления. Методический приём — чтение с остановками дает возможность ученику получить опыт работы с художественным текстом, ученик выступает в роли активного и думающего читателя. Текст не должен быть знаком детям, он делится на части(не более 5 ост.),к тексту формулируются вопросы разных уровней: простые, уточняющие, творческие, интерпретационные, оценочные, практические.

Рефлексия: функция коммуникационная, информационная, мотивационная, оценочная(соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

вопрос опубликован 14.02.2017 16:37:03

1. «. И приехал к Саше отец из деревни».
2. «А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику. «
3. «Отец просыпается рано. «
4. «И какой долгий прекрасный день впереди. «
5. «В трактире «чистая» половина на втором этаже. «
6. «А в понедельник всё это сразу кончается. «
7. «— До свиданья, Сашенька, Христос с тобой».
ставь спасибо и ответ лучшим если помог и если не трудно . Надеюсь помог.
🙂

Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету Литература либо задай свой вопрос и получи ответ в течении нескольких минут.

Ответ оставил Гость

1. Больной ребенок в бреду просит красные лапти.
2. Нефед решает отправиться в путь, чтобы привезти эти лапти, несмотря на страшную бурю.
3. Нефед все не возвращается. Мать просит Господа об исцелении сына.
4. Нефед замерз, но его тело помогло мужикам из соседней деревни найти дорогу к человеческому жилью.

Если ответа нет или он оказался неправильным по предмету Литература, то попробуй воспользоваться поиском на сайте или задать вопрос самостоятельно.


Статьи по теме