Детские Инфекционные Заболевания Учебник

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Детские Инфекционные Заболевания Учебник. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Детские Инфекционные Заболевания Учебник.rar
Закачек 2311
Средняя скорость 5333 Kb/s

Детские Инфекционные Заболевания Учебник

Год выпуска: 2009

  1. Отражены требования клинической практики, поскольку при первой встрече с пациентом врач прежде всего фиксирует внимание на имеющихся у больного симптомах и синдромах.
  2. Несмотря на раскрытие этиологии большинства инфекционных заболеваний, успехи этиологической диагностики заболевания у конкретного больного более скромны. Помимо этого у ряда детей имеет место микст-инфекция. Это нашло отражение в предлагаемых схемах эмпирической этиотропной терапии, которые предусматривают назначение стартового антибиотика на основании эпидемиологических данных о наиболее вероятных возбудителях того или иного заболевания, не дожидаясь результатов исследования, уточняющих этиологию. При отсутствии клинического эффекта в течение 48 — 72 ч и(или) при выявлении возбудителя, не имеющего чувствительности к указанному препарату, лекарственное средство меняют. В практической деятельности такой подход господствует повсеместно, в особенности в условиях слабой лабораторной базы.
  3. Синдромальный подход к диагностике и лечению инфекционных заболеваний имеет методологическое обоснование. Так, приступая к изучению курса инфекционных заболеваний у детей и видя перед собой список из большого количества нозологических форм, студент часто теряется от одного только объема материала. В то же время в инфекционных болезнях существует гораздо больше общего, чем частного. Однако это общее не всегда выявляется при рассмотрении инфекционных заболеваний как нозологических форм. При посиндромном рассмотрении оно становится более заметным.

Главы по общей инфектологии предваряют изложение частных вопросов инфекционной патологии. Материал по этиологии, патогенезу, диагностике, лечению и профилактике инфекционных болезней детского возраста изложен в соответствии с уровнем достижений современной биологии и медицины. Много внимания уделяется иммунологическим аспектам инфекционных заболеваний у детей. Изменившаяся в конце XX в. структура инфекционных заболеваний потребовала включения в учебник новых нозологических форм.
В рубрике «Дифференциальная диагностика» перечислены только нозологические формы, с которыми следует дифференцировать то или иное заболевание. Провести же дифференциальную диагностику студентам предлагается самостоятельно.
Сведения о некоторых заболеваниях инфекционной этиологии, не относящихся, однако, к числу эпидемических (некоторые внутриутробные инфекции, сепсис новорожденных и детей грудного возраста, острые пневмонии и др.), не приведены, так как их изучают в курсе детских болезней. В то же время в учебник включены основные сведения из предыдущих курсов (микробиологии, иммунологии, патофизиологии и др.).
Номенклатура лекарственных форм представлена в учебнике в Международных непатентованных наименованиях (МНН). Для облегчения усвоения материала в издании есть терминологический словарь.
Надеемся, что учебник «Детские инфекционные болезни» восполнит известный недостаток учебной литературы по детским инфекциям.
Все главы написаны авторами совместно. За помощь в написании подраздела 7.1 благодарим кандидата медицинских наук О. В. Алексееву.
Авторы испытывают чувство искренней признательности исследователям, чьи труды были использованы в процессе работы над учебником, и с благодарностью примут и учтут в дальнейшей работе критические замечания коллег и студентов.

«Детские инфекционные болезни»

Общие представления об инфекции и инфекционном процессе

  1. Краткая история изучения инфекционных болезней у детей
  2. Основные понятия, характеризующие инфекционный процесс
  3. Современная структура инфекционной заболеваемости у детей и взрослых
  4. Диагностика детских инфекционных болезней
  5. Классификация детских инфекционных болезней
  6. Профилактика инфекционных болезней

Клиническая патофизиология инфекционного процесса у детей

  1. Типовые патологические процессы при инфекционных заболеваниях
  2. Регуляция инфекционного процесса у детей

Иммунопатологические состояния при детских инфекционных болезнях

  1. Аллергия
  2. Вторичные иммунодефициты
  3. Аутоиммунные процессы

Вакцинопрофилактика инфекционных болезней у детей

  1. Общая характеристика вакцин
  2. Иммунологические основы вакцинации
  3. Вакцинальный процесс
  4. Регуляция вакцинального процесса
  5. Методика вакцинации
  6. Вакцинальные реакции и осложнения
    1. Вакцинальные реакции
    2. Поствакцинальные осложнения
  7. Этические и правовые проблемы вакцинопрофилактики

Основы химиотерапии инфекционных заболеваний у детей

  1. Антибактериальные средства
    1. Общая характеристика антибактериальных средств
    2. Классические антибиотики
    3. Хинолоны и фторхинолоны
    4. Сульфаниламиды и котримоксазол
    5. Группа нитроимидазолов
  2. Противовирусные препараты
    1. Классификация противовирусных препаратов
    2. Противогриппозные препараты
    3. Противогерпетические препараты
    4. Препараты, влияющие на ВИЧ
    5. Препараты широкого спектра действия
  3. Интерфероны
    1. Общая характеристика интерферонов
    2. Клиническая фармакология интерферонов

Синдромы в клинике детских инфекционных болезней

  1. Бронхообструктивный синдром
  2. Гемолитико-уремический синдром
  3. Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови
  4. Синдром дистального колита
  5. Синдром инфекционного мононуклеоза
  6. Синдром инфекционного токсикоза
    1. Общая характеристика инфекционного токсикоза
    2. Нейротоксикоз
    3. Токсикоз с эксикозом
    4. Инфекционно-токсический шок
  7. Синдром крупа
  8. Менингеальный синдром
  9. Синдром острой надпочечниковой недостаточности
  10. Синдром Рея
  11. Энтеритический (гастроэнтеритический) синдром

Бактериальные инфекции

  1. Дифтерия
  2. Иерсиниозная инфекция
  3. Коклюш
  4. Бактериальные менингиты
  5. Менингококковая инфекция
  6. Микоплазменные инфекции
  7. Острые кишечные инфекции бактериальной этиологии
  8. Столбняк
  9. Стрептококковые инфекции

Болезни, вызываемые невирусными внутриклеточными патогенами

Вирусные инфекции

  1. Бешенство
  2. ВИЧ-инфекция
  3. Острые вирусные гепатиты
    1. Основные патофизиологические синдромы вирусных гепатитов
    2. Общая характеристика разных форм острых вирусных гепатитов. Патоморфология
    3. Отдельные формы острых вирусных гепатитов
    4. Диагностика и дифференциальная диагностика острых вирусных гепатитов
    5. Лечение, профилактика и прогноз острых вирусных гепатитов
  4. Герпесвирусные инфекции
  5. Корь
  6. Краснуха
  7. Острые респираторные вирусные инфекции
  8. Парвовирусная инфекция
  9. Паротитная инфекция
  10. Ротавирусная инфекция
  11. Энтеровирусные инфекции
    1. Полиомиелит
    2. Энтеровирусные инфекции (Коксаки и ECHO)

Рекомендовано ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова»

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия », «Медико-профилактическое дело»

Москва Издательский центр «Академия»

УДК 616.9(075.8) ББК 57.33я73

Р е ц е н з е н т ы :

профессор кафедры инфекционных болезней Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, д-р мед. наук В. А. Малое’,

зав. кафедрой детских болезней Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, д-р мед. наук, профессор Н. П. Шабалов

К893 Детские инфекционные болезни : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / J1. Г. Кузьменко, Д. Ю. Овсянников, Н. М. Киселёва. — М. : Издательский центр «Академия»,

2009. — 528 с. [16] л. цв. ил. ISBN 978-5-7695-5747-7

С позиций современных достижений биологии и медицины изложены сведения об инфекционных заболеваниях у детей. При сохранении тради­ ционной последовательности изложения вопросов этиологии, патогене­ за, клинической и лабораторной диагностики, дифференциальной диа­ гностики, лечения и профилактики отдельных нозологических форм уде­ лено внимание синдромальному подходу к диагностике и терапии забо­ леваний. Особое внимание обращено на иммунологические аспекты инфеционных заболеваний.

Для студентов высших медицинских учебных заведений.

УДК 616.9(075.8) ББК 57.33я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Кузьменко Л.Г., Овсянников Д.Ю., Киселёва Н.М., 2009

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2009

ISBN 978-5-7695-5747-7 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2009

Исторически сложилось так, что инфекционные заболевания, встречающиеся почти исключительно у детей, называются детс­ кими инфекциями, хотя могут возникать и у взрослых людей. С точ­ ки зрения современной медицины это обусловлено, с одной сто­ роны, незрелостью детского организма и, прежде всего, иммун­ ной системы, а с другой — тем, что у детей, переболевших таки­ ми инфекциями и выживших после них, формируется прочный (практически пожизненный) иммунитет, предохраняющий их от повторного заражения. Это обеспечивает невосприимчивость взрос­ лых людей к соответствующим микроорганизмам.

Основные успехи в многовековой борьбе человека с инфекци­ онными болезнями почти полностью относятся к XX в. Именно тогда были разработаны лабораторные методы идентификации возбудителей, внедрены в медицинскую практику антибактери­ альная терапия и вакционопрофилактика. Вместе с тем в значи­ тельной мере именно из-за этого произошли изменения в струк­ туре инфекционных болезней. Если в первой половине XX в. веду­ щая роль принадлежала бактериальным инфекциям, то уже во второй половине этого же столетия и в начале XXI в. стали доми­ нировать вирусные инфекции и болезни, вызываемые другими внутриклеточными микроорганизмами.

Несмотря на достигнутые успехи, в настоящее временя инфекци­ онные болезни по-прежнему являются одной из ведущих причин смертности. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) из 55 млн чел., умерших во всем мире в 2000 г., 10 млн чел. погибли от инфекционных заболеваний. Дети чаще всего страдают от инфекционных болезней. В ряде регионов мира именно инфек­ ционные болезни являются основной причиной детской смертности.

В последние годы в России вышел в свет ряд руководств и мо­ нографий, достаточно полно отражающих как общие, так специ­ альные вопросы инфекционных болезней у детей. Однако на наш взгляд в учебниках недостаточно отражены некоторые современ­ ные аспекты инфекционных болезней у детей, поэтому мы пред­ приняли попытку восполнить этот пробел.

Структура учебника несколько отличается от структуры других учебных изданий по данной тематике. При сохраненном традици­ онном для отечественной медицинской школы последовательном

изложении вопросов этиологии, патогенеза, клинической и ла­ бораторной диагностики, дифференциальной диагностики, лече­ ния и профилактики отдельных нозологических форм большое внимание уделено синдромальному подходу к диагностике и те­ рапии заболеваний.

Такая структура имеет несколько преимуществ.

1. Отражены требования клинической практики, поскольку при первой встрече с пациентом врач прежде всего фиксирует внима­ ние на имеющихся у больного симптомах и синдромах.

2. Несмотря на раскрытие этиологии большинства инфекцион­ ных заболеваний, успехи этиологической диагностики заболева­ ния у конкретного больного более скромны. Помимо этого у ряда детей имеет место микст-инфекция. Это нашло отражение в пред­ лагаемых схемах эмпирической этиотропной терапии, которые предусматривают назначение стартового антибиотика на основа­ нии эпидемиологических данных о наиболее вероятных возбуди­ телях того или иного заболевания, не дожидаясь результатов ис­ следования, уточняющих этиологию. При отсутствии клинического эффекта в течение 48 — 72 ч и(или) при выявлении возбудителя, не имеющего чувствительности к указанному препарату, лекар­ ственное средство меняют. В практической деятельности такой подход господствует повсеместно, в особенности в условиях сла­ бой лабораторной базы.

3. Синдромальный подход к диагностике и лечению инфекци­ онных заболеваний имеет методологическое обоснование. Так, при­ ступая к изучению курса инфекционных заболеваний у детей и видя перед собой список из большого количества нозологических форм, студент часто теряется от одного только объема материала. В то же время в инфекционных болезнях существует гораздо боль­ ше общего, чем частного. Однако это общее не всегда выявляется при рассмотрении инфекционных заболеваний как нозологичес­ ких форм. При посиндромном рассмотрении оно становится бо­ лее заметным.

Главы по общей инфектологии предваряют изложение частных вопросов инфекционной патологии. Материал по этиологии, па­ тогенезу, диагностике, лечению и профилактике инфекционных болезней детского возраста изложен в соответствии с уровнем достижений современной биологии и медицины. Много внима­ ния уделяется иммунологическим аспектам инфекционных забо­ леваний у детей. Изменившаяся в конце XX в. структура инфекци­ онных заболеваний потребовала включения в учебник новых но­ зологических форм.

В рубрике «Дифференциальная диагностика» перечислены толь­ ко нозологические формы, с которыми следует дифференциро­ вать то или иное заболевание. Провести же дифференциальную диагностику студентам предлагается самостоятельно.

Сведения о некоторых заболеваниях инфекционной этиологии, не относящихся, однако, к числу эпидемических (некоторые внут­ риутробные инфекции, сепсис новорожденных и детей грудного возраста, острые пневмонии и др.), не приведены, так как их изучают в курсе детских болезней. В то же время в учебник вклю­ чены основные сведения из предыдущих курсов (микробиологии, иммунологии, патофизиологии и др.).

Номенклатура лекарственных форм представлена в учебнике в Международных непатентованных наименованиях (МНН). Для облегчения усвоения материала в издании есть терминологичес­ кий словарь.

Надеемся, что настоящий учебник восполнит известный недо­ статок учебной литературы по детским инфекциям.

Все главы написаны авторами совместно. За помощь в написа­ нии подраздела 7.1 благодарим кандидата медицинских наук О. В. Алексееву.

Авторы испытывают чувство искренней признательности ис­ следователям, чьи труды были использованы в процессе работы над учебником, и с благодарностью примут и учтут в дальнейшей работе критические замечания коллег и студентов.

АГ — антиген АД — артериальное давление

АДГ — антидиуретический гормон АДС — адсорбированный дифтерийно-столбнячный (анатоксин)

АКДС — адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная (вакцина)

АКТГ — адренокортикотропный гормон АлАТ — аланинаминотрансфераза АсАТ — аспартатаминотрансфераза

АТ — антитела АТФ — аденозинтрифосфорная кислота

АЧТВ — активированное частичное (парциальное) тромбоплас­ тиновое время

БОС — бронхообструктивный синдром БЦЖ — противотуберкулезная вакцина (бацилла Кальметта—Ге­

ВГЧ — вирус герпеса человека

ВИЧ — вирус иммунодефицита человека (HIV) ВПГ — вирус простого герпеса ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения ВЭБ — вирус Эпштейна—Барр

ГГНС — гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система ГЗТ — гиперчувствительность замедленного типа ГКС — глюкокортикостероиды

ГМ-КСФ — гранул оцитарно-моноцитарный колониестимулирующий фактор

ГНТ — гиперчувствительность немедленного типа ГУС — гемолитико-уремический синдром ГЭБ — гематоэнцефалический барьер

ДВС — диссеминированное внутрисосудистое свертывание ДНК — дезоксирибонуклеиновая кислота ЖКТ — желудочно-кишечный тракт ИВЛ — искусственная вентиляция легких

ИЛ — интерлейкины ИПВ — инактивированная полиомиелитная вакцина

ИТШ — инфекционно-токсический шок ИФА — иммуноферментный анализ ИФН — интерферон КСФ — колониестимулирующий фактор

ЛИП — лимфоидная интерстициальная пневмония (лимфоидный интерстициальный пневмонит)

лт — лейкотриены мРНК — матричная РНК (рибонуклеиновая кислота)

НПВС — нестероидные противовоспалительные средства ОКИ — острая кишечная инфекция они — острая надпочечниковая недостаточность ООБ — острый обструктивный бронхит

опн — острая почечная недостаточность ОРВИ — острые респираторные вирусные инфекции

ОРЗ — острые респираторные заболевания ОРИ — острые респираторные инфекции оцк — объем циркулирующей крови оцп — объем циркулирующей плазмы

пг — простагландины ПАБ К — пара- аминобензойная кислота

ПГ1 2 — простациклин ПОН — полиорганная недостаточность

ПЦР — полимеразная цепная реакция РА — реакция агглютинации

РДС — респираторный дистресс-синдром РИА — радиоизотопный анализ РИМ — радиоиммунологический метод

РИФ — реакция иммунофлюоресценции РКА — реакция коагглютинации РЛА — реакция латекс-агглютинации

РНГА — реакция непрямой гемагглютинации РНК — рибонуклеиновая кислота

РНИФ — реакция непрямой иммунофлюоресценции РОБ — рецидивирующий обструктивный бронхит

РПГА — реакция пассивной гемагглютинации РС-вирус — респираторно-синцитиальный вирус

РСК — реакция связывания комплемента РТГА — реакция торможения гемагглютинации

СК — стволовая клетка СКВ — системная красная волчанка

скк — стволовые кроветворные клетки слт — стенозирующий ларингит, ларинготрахеит

СМФ — система мононуклеарных фагоцитов СОЭ — скорость оседания эритроцитов

спид — синдром приобретенного иммунодефицита ССВО — синдром системного воспалительного ответа ССВР — синдром системной воспалительной реакции

СТГ — соматотропный гормон СЭС — санитарно-эпидемиологическая станция

Тз — трийодтиронин Т 4 — тироксин

ТТГ — тиреотропный гормон

ТФР — трансформирующий фактор роста УВЧ — ультравысокие частоты УЗИ — ультразвуковое исследование

ФАТ — фактор активации тромбоцитов ФНО — фактор некроза опухолей

Ф-1-ФА — фруктозо-1-фосфатальдолаза ХБсО — хронический бронхиолит с облитерацией ЦМВ — цитомегаловирус ЦНС — центральная нервная система

ЦСЖ — цереброспинальная жидкость ЭАЭ — энтероадгезивные Е. coli ЭГЭ — энтерогеморрагические Е. coli ЭИЭ — энтероинвазивные Е. coli ЭКГ — электрокардиограмма ЭМГ — электромиограмма

ЭПЭ — энтеропатогенные Е. coli ЭТЭ — энтеротоксигенные Е. coli

ЭхоКГ — эхокардиограмма ЭЭГ — электорэнцефалограмма HAY — вирус гепатита А

HBY — вирус гепатита В

HCV — вирус гепатита С

HDY — вирус гепатита D

HEY — вирус гепатита Е

HLA — лейкоцитарные антигены человека (Human Leucocyte Antigens)

МНС — главный комплекс гистосовместимости (Major Hystocompatibility Complex)

MRSA — Метициллинрезистентные штаммы золотистого стафило­ кокка

NK-клетки — натуральные (естественные) киллеры spp. (species) — вид, виды; род

Ti/ 2 — период полувыведения лекарственного средства (фарм.) Thl — Т-хелперы первого типа

Th2 — Т-хелперы второго типа

TSST-1 — токсин-1, выделяемый некоторыми штаммами золотис­ того стафилококка, обусловливающий развитие токси­ ческого шока

ТХ — тромбоксаны ТХА 2 — тромбоксан А 2

YZY — вирус ветряной оспы/опоясывающего лишая (virus varicella/zoster)

  • Название: Инфекционные болезни у детей
  • Автор: Учайкин В.Ф.Нисевич Н.И.
  • Издательство: ГЭОТАР-Медиа
  • Год: 2011
  • Метки: педиатрия
  • Размер: 46.78 МБ

СКАЧАТЬ КНИГУ

ЧИТАТЬ ONLINE

БУМАЖНАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ

Учебник написан в соответствии с программой по инфекционным болезням у детей. В нем изложены основные сведения по этиологии, эпидемиологии, патогенезу, клинике, диагностике, лечению и профилактике основных инфекционных заболеваний у детей. Большое внимание уделено особенностям симптоматики, течения и лечения этих заболеваний у детей 1-го года жизни и новорожденных. Представлены сведения об иммунологической реактивности детей разного возраста. Освещены вопросы профилактики внутрибольничных заболеваний и перекрестного инфицирования. Особое внимание уделено вакцинопрофилактике и иммунореабилитации.

Учебник предназначен студентам медицинских вузов старших курсов, врачам-интернам, педиатрам, инфекционистам и клиническим докторам.


Статьи по теме