Дипломная Работа Технология Развития Критического мышления

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Дипломная Работа Технология Развития Критического мышления. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Рефераты».

Дипломная Работа Технология Развития Критического мышления.rar
Закачек 2240
Средняя скорость 5758 Kb/s

Дипломная Работа Технология Развития Критического мышления

Цель данной работы — рассмотреть цели, задачи, приемы и организацию уроков с применением технологии развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Реферат «Технология развития критического мышления»»

Реферат по дисциплине:

«Современные технологии обучения физике. Инновации в школьном физическом образовании»

«Технология развития критического мышления»

Сердюкова Елена Николаевна

Понятие «педагогическая технология»………………………………….5

Основные особенности, цели, задачи и технология «Развитие критического мышления»………………………………………………………6

Приёмы технологии «Развития критического мышления»…………….9

Список использованной литературы…………………………………………20

В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у обучающихся навыки деятельности в конкретных ситуациях. Активизация мыслительной деятельности обучающихся является условием успешной социализации их в реальном социуме. «Социализация» — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни».

В настоящее время в образовательную практику основного и среднего образования активно внедряется технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии — развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия обучающихся). Применение технологии критического мышления на уроках физики позволяет создать благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей учащихся.

Привлекательность данной технологии мы видим в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников, но практика сегодня показывает, что слишком малый процент учащихся реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.

Основными целями технологии развития критического мышления являются:

формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;

формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности;

стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

Цель данной работы — рассмотреть цели, задачи, приемы и организацию уроков с применением технологии развития критического мышления.

1. Понятие «педагогическая технология»

Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве». Он пришёл в педагогику из производственной сферы и употребляется всё чаще, хотя ещё не стал привычным и ясным. Технологический подход в образовании возник в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века. Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.

Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А.Сластенин).

Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надёжности и гарантированного результата, чем традиционные способы обучения.

Педагогические технологии создавались для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя. Следовательно, важной особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование его другими.

Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом — деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами.

2. Содержание, цели и задачи технологии «Развитие критического мышления».

Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной [6].

Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология развития критического мышления открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей [9].

Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Задача учителя научить школьников:

выделять причинно-следственные связи;

рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

отвергать ненужную или неверную информацию;

понимать, как различные части информации связаны между собой;

выделять ошибки в рассуждениях;

делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

избегать категоричности в утверждениях;

быть честным в своих рассуждениях;

определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире [1].

По мнению исследователей, основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом: «Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни». Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

Критическое мышление, таким образом, — не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.

3. Приёмы технологии «Развития критического мышления»

Формы урока с применением технологии развития критического мышления отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное [2].

Предложенные далее приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление педагогов с технологией развития критического мышления (КМ), которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства. Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.

1) ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г). Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

— знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

Знакомство с текстом может осуществляться «на слух». Подробнее смотри описание приема «Продвинутая лекция».

III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека

учитель начальных классов ГС(К)ОУ №2 IV вида

Кировского района Санкт-Петербурга,

слушатель курсов повышения квалификации

по образовательной программе

«Педагогичекая инноватика: интеграция

отечественного и зарубежного опыта» (126час.)
Куратор:

— Изучить и проанализировать педагогическую и методическую литературу по технологии развития критического мышления.

— Разработать урок литературного чтения с применением технологии ТРКМ

— Разработать приёмы технологии критического мышления для работы с информацией на уроках русского языка

— Провести педагогические наблюдения по эффективности применения технологии.

В концепции модернизации российского образования сказано, что главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, а цель модернизации – создание механизма устойчивого развития системы образования. Таким образом, обучение сегодня направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, в котором в центре внимания педагога личность ученика, а ведущей деятельностью является познавательная. На смену отдельным формам и методам активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные. Инновационные образовательные технологии помогают в построении нового учебного процесса.

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Как учителю работать по новым стандартам? Во-первых, измениться самому, осмыслить новые цели в работе, принять новый стандарт сердцем.

Только мы — учителя поможем детям учиться по новым стандартам.

Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование УУД(универсальные учебные действия) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.

Сегодня проблема развития мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Среди ряда педагогических (образовательных) технологий я выделила технологию развития критического мышления. Она развивает интеллектуальные способности ученика, позволяющие учиться самостоятельно.

Технология развития критического мышления

Основоположники: Чарльз Темплу, Курт Мередит, Джинни Стил, Скотт Уолтер, Джим и Кэрол Бирс, Донна и Бад Огл, американские педагоги. Венди Сол – редактор международного журнала «Перемена».

Последователи в России: Е.С.заир-Бек, О.Варшавер, Е.Иваньшина, И.Муштавинская, Е.Трифонова, Т.Галактионова (г.Санкт-Петербург)
Технология развития критического мышления (ТРКМ) – интерактивная технология, направленная на развитие критического мышления.

Люди, критически мыслящие

— активно воспринимают информацию и работают с ней

— умеют ставить цели, строить прогнозы

— умеют решать проблемы

— могут применять свои знания и навыки в жизни

— контролируют себя, свою импульсивность

— умеют слушать собеседника

— терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов

— размышляют о своих чувствах, мыслях, оценивают их

Основу технологии составляет трехфазовая структура урока:

(те же, что и на стадии вызова

— Формирует самостоятельность мышления

— Вооружает способами и методами самостоятельной работы

— Дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель — ученик»

— Позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса

— ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения)

— систематизирует информацию до её изучения

— задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

— Вступает в непосредственный контакт с информацией (читают, слушает, смотрит, делает опыты), используя предлагаемые учителем активные методы работы

-Делает пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации
на фазе рефлексии

— Соотносит «старую» информацию с «новой»

— Старается выражать мысли своими словами

— Свободно обменивается своими идеями с другими учащимися (знакомятся с различными представлениями)

— Анализирует собственные мыслительные операции.
Приемы ТРКМ:

— составление «тонких» и «толстых» вопросов,

— стратегия «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ),

— сводная сравнительная таблица,

— INSERT (инсерт) – самоактивизирующая разметка в системе для эффективного чтения и размышления,

— «кластер» и его варианты – «концептуальное колесо», «дерево»,

— игра «Верите ли вы?», «Верные и неверные утверждения»

— «рефлексивные вопросы», «закончи предложение»,

— игра «Знаете ли вы, что…» и др.

Основные задачи фаз ТРКМ

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» и «неверные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Тема «Местоимение». (3 класс)

  1. Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.
  2. В предложении местоимения бывают только подлежащим.
  3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим
  4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
  5. Местоимения изменяются по падежам и числам.
  6. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается спрочитанным заданием, текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Использование этого приема требует от учителя:

Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;

Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков;

В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.

И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа.

Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. ( …)
Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. ( …)
Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащим. ( …)
Имена существительные в винительном падеже бывают в предложении второстепенным членом. ( …)
Прием «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

На стадии вызова — для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления — для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии — при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работы как в классе, так и дома.

Кластер для фонетического анализа слова (2 класс)

Для изменения формы слова

Для образования новых слов

Общая часть родственных слов

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по — возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

Приём применялся при знакомстве с частями речи (2 класс)

Урок разработан с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Урок построен на основе базовой модели: ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ.

Основным приёмом стал приём «чтение со стопом». Суть приёма в том, что после прочтения каждой части учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета. Прочитав каждую часть текста, те дети, чьи предположения не совпали с авторским текстом, должны отказаться от своей точки зрения.

Урок рассчитан на учащихся с разным уровнем подготовки.

— Создать условия для формирования у детей интереса к чтению, читательских умений, для пробуждения дара творческого воображения – уметь представить картины жизни животных, созданных писателем, умение разобрать прочитанное.

— Обогащать знания о природе.

— Увидеть логику развития действий.

— Развивать речь учащихся, умение осваивать художественную идею рассказа с элементами сказки, составлять текст по опорным словам, словосочетаниям, умение правильно излагать свои мысли.

— Учить детей работать в коллективе, слушать и слышать суждения других.

— Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность.
Оборудование и организация

Книга В.Бианки «Музыкант», портрет писателя, учебник

иллюстрации, изображающие медведя

Учебник, картинки с изображением медведя;

карточки с записями:

а) толкование слова «музыкант» из словаря И. Ожегова


Статьи по теме