Доклад Движение и Здоровье

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Доклад Движение и Здоровье. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Рефераты».

Доклад Движение и Здоровье.rar
Закачек 2277
Средняя скорость 5197 Kb/s

Доклад Движение и Здоровье

Доклад «Движение и здоровье»

Предварительный просмотр:

«Движение и здоровье»

О пользе физической культуре для детей и взрослых говорится и пишется немало. Тем не менее мы констатируем резкое снижение двигательное активности начиная с раннего детства. Прогулки в коляске ребенка, который уже умеет ходить, автоматизация и компьютеризация быта, учебы, труда, пассивный отдых, развитие индустрии развлечений, практически не требующих мышечных затрат (компьютерные игры), развитие общественного транспорта определяют ребенка.

Такую же роль играют физические упражнения в формировании здоровья? Физическая культура обеспечивает физическую готовность ребенка к жизни. Она направлена на достижение такого состояния физиологических функций, которое определяет высокий уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений. Однако на этом значении физических нагрузок для здоровья ребенка не исчерпывается. Физическая нагрузка является универсальным стимулятором развития в любом возрастном периоде детства. Активные процессы, протекающие в мышцах ребенка, координируют и стимулируют развитие всех систем обеспечения жизнедеятельности – сердечно – сосудистой, дыхательной, вегетативной нервной системы, систем метаболизма и энергообеспечения.

  • Становление координации движений и тонкой моторики является стимулом к совершенствованию корковых отделов двигательного анализатора мозга и развития функций мозга в целом.
  • Физические упражнения способствуют совершенствованию психических свойств, улучшают управление психическими процессами, развивают характер. В ходе занятий физкультурой ребёнок «осваивает» свою природу.
  • Физическая нагрузка обязательно для формирования костей. Достаточность физической нагрузки по своей значимости для процессов развития костной ткани сопоставимо с ролью пищевой обеспеченности кальцием и является одним из условий долгосрочной защиты от остеопороза взрослого человека.
  • Она так же тренирует и совершенствует механизмы регуляции, направленные на восстановление поврежденных функций органов и систем. Физическая нагрузка является универсальным способом совершенствования функциональных возможностей организма, по средством которого достигается наиболее экономные пропорции функций организма.
  • Систематическая тренировка в детском возрасте приводит к значительному повышению энергетических ресурсов организма, чему способствует взаимосвязанная морфологическая и функциональная перестройка подсистем, ответственных за кислородное обеспечение.
  • Влияние на организм мышечной деятельности настолько глубоко, что оно способно изменять активность генетического аппарата и биосинтез белков. Вещества, образующиеся в процессе мышечной работы, необходимы как факторы реализации программ индивидуального развития, закодированных в геноме. Без необходимого объема двигательной активности плод, рождающийся незрелым, не может пройти все последующие фазы созревание точка. В течении 2,5 млн. лет древние люди выживали за счет постоянной физической активности и движения. Благодаря естественному отбору появилась большое количество генов, зависимых от этого стимула. Лишаясь его, теряют активность не только собственно мышечные белки, но и сотни других белков, вовлеченных в энергетические и метаболические процессы организма.

Первым доказал существование генов, особенно чувствительных к физической нагрузке. John Holloszy (1967). Он показал, что регулярная тренировка на 86% повышает выработку особого внутриклеточного белка – переносчика электронов в универсальной цепи усвоения и накопления энергии в клетках.

В 2005 году ученые из Стокгольма под руководством Carl Sundberq выявили, что у здоровых мужчин регулярные занятия спортом активируют около 470 генов. При этом стимулируются гены, не только связанные с мышечными клетками и белками, связывающими кальции, но и вовлеченные в защиту от сердечно- сосудистых заболеваний.

В начале 80-х годов прошлого века Клод Бушар представил факты, свидетельствующие о наличии индивидуальных различий ответов на физические нагрузки у разных людей, а также о наследуемости многих физических, физиологических и биохимических качеств, вовлеченных в процесс физической деятельности. Им был предложен термин «генетика физической (двигательной) деятельности». К настоящему времени известно около 140 генов, определяющих развитие и проявления физических качеств человека. Выявлено, как минимум, 56 генетических маркеров, сцепленных с различными особенностями спортсменов, например маркер выносливости, маркер быстроты и силы, ограничения аэробной работоспособности, скоростно- силовых качеств, координационных способностей.

Полное развитие организма возможно лишь при условии максимального удовлетворения его биологической потребности в движении. Если это условие не выполняется, то неизбежно возникают дефекты физического развития, явная или скрытая патология функциональных систем. Тем не менее характерной особенностью образа жизни современных детей является уменьшение объёма двигательной активности (гипокинезия), снижение общих мышечных затрат (гиподинамия) и постоянное использование небольшой группы мышц, особенно предплечий, кистей рук, речевой мускулатуры. «Гипокинетическая болезнь», «гипокинетический синдром» — это темины, применяемые для обозначения комплекса разнообразных расстройств, наступающих в результате ограничения подвижности. У детей наблюдаются следующие виды гипокинезии:

  • Физиологическая (во время ночного и дневного сна);
  • Привычно – бытовая;
  • Вынужденная (связанная с процессом обучения или малоподвижными играми)
  • Клиническая (при заболеваниях, травмах, операциях)

Одной из причин развития гипокинезии у ребенка является недостаточный уровень физического воспитания. Бездействие мышечной системы приводит к быстрому снижению ее полноценности и сразу же сказывается на уровне

Функционирования других систем. Прежде всего, это касается вегетативной нервной системы. В ходе эволюции человека вегетативные функции развивались и регулировались в соответствии с большими мышечными нагрузками. В силу своей древности и консерватизма вегетативная нервная система сохранила зависимость от скелетной мускулатуры. Дефицит импульсов, поступающих из мышц, приводит к резкому ослаблению всей системы жизнедеятельности, вплоть до снижения адаптационных возможностей и астении. При гипокинезии возникают разрушительные изменения со стороны основных систем жизнеобеспечения – органов дыхания, сердца и сосудов. В детском возрасте появляются такие заболевания, переходящие во взрослый период жизни, как ожирение, вегетососудистая дистония, атеросклероз и др. любая произвольная или вынужденная обездвиженность или просто снижение физической активности являются факторами рассасывания уже сложившиеся костной структуры.

Нормы двигательной активности дошкольников, ориентированные на количество часов проведенных в движении, составляют 21 -28 часов в неделю. Из них некоторое время (от 0,5 до 1,5 часа) должно быть отведено упражнениям такой интенсивности, которые создают частоту пульса около 170 уд/мин. Уровень двигательной активности можно также изменить числом шагов.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Как вы думаете, если сравнить активных и неактивных людей, кто из них быстрее утомляется? Именно самые ленивые утомляются раньше всех. Итак, если вы чувствуете вялость, слабость, быстро утомляетесь – вам надо стать более активным! Но как выбрать физические упражнения, быстро дающие тонус, снимающие утомление, позволяющие трудиться с максимальной отдачей? Не будем распыляться, остановимся только на самом важном и самом необычном, ведь неизвестное может быть даже в известном. Еще в начале века выдающийся физиолог И.М. Сеченов установил, что во время труда и после него быстрее устраняет утомление не полный покой, а смена деятельности — активный отдых, т. е. физкультура. В 60-е годы киевский профессор И.В. Муравов установил «эффект погашения» утомления при выполнении движений ненагруженными мышцами. Оказалось, что это связано с возбуждением центров, бездействовавших во время работы, и более глубоким торможением утомленных центров. Отсюда нормализация функций нервной системы, кровообращения, дыхания, органов чувств. Получалось, что упражнение – универсальный стимулятор и восстановитель физической и умственной работоспособности. Опираясь на это, кандидат биологических наук В.М. Баранов систематизировал восстановительный эффект упражнений и разделил его на три группы.

К первой группе относятся упражнения, способствующие повышению возбудимости нервной системы: динамические упражнения (маховые движения конечностями с большой амплитудой, интенсивные потягивания, наклоны в стороны, вперед и назад, приседания, выпады, прыжки, ходьба, бег и др.); значительные сокращения мышц без внешнего движения (изометрические упражнения с напряжением отдельных групп мышц, например, некоторые йоговские позы-асаны и др.); тонизирующие дыхательные упражнения с задержкой дыхания на вдохе и др.

Ко второй группе относятся упражнения, понижающие возбудимость центральной нервной системы при нервном и эмоциональном перенапряжении и возвращающие ее к оптимальному тонусу: произвольные мышечные расслабления (расслабления отдельных групп мышц, активное расслабление мышц при аутогенной тренировке, медитации и др.); успокаивающие дыхательные упражнения (спокойное ритмическое дыхание, дыхание с задержкой на выдохе и др.); динамические упражнения, выполняемые резко с большим мышечным напряжением, дающие двигательную разрядку и активное расслабление мышц рук и туловища за счет быстрого падения их под действием силы тяжести (потряхивание руками и др.).

В третью группу входят упражнения, нормализующие мозговое и периферическое кровообращение: интенсивные потягивания с глубоким дыханием, движения головой (повороты, наклоны, круговые движения), движения руками (вверх, вперед, назад, поочередные и одновременные круговые движения в плечевых суставах); наклонные туловища вперед и назад; движения нижними конечностями в области тазобедренного сустава (движения ногами сидя, приседания, подъемы на носках); чередование напряжений и расслаблении отдельных мышечных групп (рук, спины, живота, бедер); изменение позы сидя с перераспределением массы тела на другие мышечные группы; прыжки, ходьба, бег, дыхательные упражнения (с задержкой дыхания на вдохе и выдохе) и др.

Комплексы упражнений, выполняемых с целью повышения работоспособности на производстве, составляют производственную гимнастику. В свою очередь последняя разделяется на зарядку, или вводную гимнастику, физкультурную паузу, физкультурные минутки, микропаузы и оздоровительно-профилактическую гимнастику.

Возможности активного отдыха

Даже если вы сильно утомились и буквально валитесь с ног, не спешите присесть или прилечь. Активный отдых поможет гораздо быстрее восстановить силы, но к выбору его форм и методов нужно подойти особо, с учетом индивидуального сочетания четырех основных признаков утомления: падения внимания, потери интереса к работе, сонливости, перевозбуждения.

Если у вас ослабло внимание, а желание работать еще есть — сделайте легкую тонизирующую гимнастику, а затем недолго прогуляйтесь по парку или саду. Полезно одновременно выполнить тонизирующие дыхательные упражнения. Обычно достаточно 10-15 мин такой физкультпаузы. Если внимание полностью еще не восстановилось — пройдитесь по более разнообразному маршруту, стараясь отвлечься от дел. Перед работой потренируйте свое внимание.

Если снизилось не только внимание, но и желание трудиться, значит утомление надвигается еще больше. Когда работу необходимо обязательно сделать, – найдите время для более продолжительного перерыва. При этом важно сделать комплекс упражнений для незагруженных мышц, по возможности принять водные процедуры, а затем заняться любимым делом.

Если за работой стало клонить ко сну, то физкультура — ваш лучший друг. Скорее на свежий воздух, где можно размяться, заняться оздоровительным бегом и ходьбой. Когда времени на это нет — разомните и хорошенько разотрите мышцы шеи и плечевого пояса. Сделайте тонизирующие дыхательные упражнения.

В случае перевозбуждения из-за работы полезны изометрические упражнения для расслабления мышц всего тела, сочетающиеся с успокаивающей дыхательной гимнастикой и самовнушением спокойствия и расслабленности. Пригодятся ходьба и бег, но только в легком, успокаивающем, отвлекающем темпе. Подберите формы активного отдыха, наиболее эффективные для вас.

Минуты, берегущие здоровье

Физкультурные минутки в отличие от физкультурных пауз проводятся во время работы. Сигналом к их выполнению служит появление первых признаков утомления. Общая продолжительность физкультурных минуток – от 1 до 5 мин. Даже за такое короткое время с помощью трех-четырех правильно подобранных упражнений удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие. Обычно физкультурную минутку рекомендуется делать через каждый час напряженной работы. Выбор упражнений, по данным белорусских ученых, зависит от того, к какой из четырех профессиональных групп, описанных в разделе «Физкультурная пауза», вы относитесь.

Если вы принадлежите к первой группе (работники умственного труда), то комплекс физкультминутки может быть следующим: первое упражнение — потягивание; вторая группа упражнений — наклоны назад, приседания, ходьба; третья группа упражнений — повороты туловища, вращения головой, махи с элементами расслабления.

Если вы относитесь ко второй профессиональной группе (перфораторщики, слесари-лекальщики, радиомастера и т. п.), то схема комплекса физкультурной минутки будет такой: первая группа упражнений — потягивания с последующим расслаблением мышц рук; вторая группа упражнений — наклоны назад, повороты туловища; третье упражнение — расслабление мышц верхних и нижних конечностей; четвертое упражнение — для мышц глаз.

Для представителей третьей профессиональной группы (токари, сборщики моторов, прядильщицы и т. п.) наиболее целесообразно выполнение такого комплекса физкультурной минутки: первая группа упражнений — потягивание с последующим расслаблением мышц рук и туловища; вторая группа упражнений — махи верхними и нижними конечностями, круговые движения туловищем, расслабление мышц рук, ног, туловища; третья группа упражнений — наклоны назад, приседания, ходьба.

Если вы относитесь к четвертой профессиональной группе (рабочие тяжелого физического труда), то комплекс физкультурной минутки будет следующим: первая группа упражнений – потягивание с последующим расслаблением мышц рук, ног и туловища; вторая группа упражнений – на растягивание; третья группа упражнений – махи верхними и нижними конечностями.

Из каждой группы упражнений нужно выбрать одно-два для наиболее утомленных мышц. У каждого человека при напряженной рабочей позе возникает естественная потребность разогнуться, потянуться, расслабить мышцы. Но только физкультминутки, имеющие направленное действие, дадут вам бодрость и здоровье.

Если вы работаете в условиях воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, то обычные Упражнения не приносят ожидаемой пользы для здоровья. Тем не менее существуют особые комплексы оздоровительно- профилактической гимнастики, устраняющие или уменьшающие влияние вредных факторов, то же это за чудодейственная гимнастика, помогающая бороться с высокой и низкой температурой, влажностью воздуха, его запыленностью, насыщенностью рами ртути, свинца, токсическими органическими веществами, резким шумом и даже с воздействием ультрафиолетовых и рентгеновских лучей?

Она проводится в свободное от работы время в специальном помещении или на открытом воздухе. В нее включаются 10-15 упражнений, направленно восстанавливающих функции органов, подвергающихся наиболее опасным воздействиям. Например, шахтеру лучше всего делать профилактическую дыхательную гимнастику. Телефонисткам, работающим в ночную смену, больше всего подойдут интенсивные динамические упражнения, улучшающие мозговое кровообращение, упражнения для мышц глаз, само-массаж воротниковой зоны и др.

Итак, утомление — это состояние человека, вызванное работой. Физическому утомлению способствуют динамические нагрузки — длительные ходьба, бег и статические нагрузки — подъем тяжестей, их удержание, перенос и др. Умственное утомление вызывается перегрузкой органов чувств (зрения, слуха, осязания), сильным напряжением внимания, ответственной, эмоциональной работой и др.

Чрезмерные нагрузки вызывают переутомление. Чувство усталости служит сигналом к отдыху от физического труда. При умственной работе усталость выражена не так резко, обычно в форме снижения интереса, но больше опасностей развития чрезмерного нервно-психического перенапряжения. Симптомы утомления быстро проходят. При переутомлении они принимают стойкий характер. В случае легкой степени переутомления достаточно перерыва в работе, привычного отдыха и сна, чтобы силы восстановились. Тяжелая степень переутомления требует длительного прекращения работы и специального лечения. Если эти меры не будут приняты — разовьется заболевание. Следовательно, утомление — нормальное состояние организма, переутомление — пограничное состояние между здоровьем и болезнью.

Парадокс заключается в том, что и отсутствие деятельности, называемое гиподинамией, тоже порождает утомление. К тому же нервная система, лишенная поддержки со стороны мышц, не может наладить правильную регуляцию функций. Вот почему при гиподинамии развиваются разнообразные, особенно сердечно-сосудистые, заболевания. Значит, человек должен жить в определенном диапазоне оптимальных нагрузок.

Нередко общая усталость появляется при отсутствии утомления. На первый взгляд это может показаться странным. Возьмем, к примеру, школьников. Они часто жалуются, что быстро устают в школе. Гигиенисты даже пишут об особой форме школьной усталости. Она развивается зимой в душных классах со спертым, «мертвым» воздухом. Достаточно посидеть в таком помещении полчаса -час и возникают сонливость, вялость, плохое настроение. Утомления здесь на самом деле нет, его вызывает только работа. При заболеваниях нервной системы усталость иногда становится хронической. Врачи тогда говорят об астеническом состоянии. Утомления здесь тоже нет.

Еще одна особенность — при легкой, но однообразной деятельности утомление возникает и развивается значительно быстрее, чем при разнообразном труде. К тому же оно имеет локальный характер. Устают только отдельные работающие части тела, обычно руки, зрение или слух. Это связано с особенностями монотонной работы, вызывающей повышенное нервно-психическое напряжение. Имеют значение и особенности психики человека. Общительные люди, стремящиеся к активному контакту с внешним миром (экстраверты), особо чувствительны к монотонии.

Замкнутые люди, углубленные в свои внутренние переживания, меньше подвержены ее действию. Причины локальной усталости лежат в утомлении нервных центров. Она развивается значительно раньше, чем периферическое утомление мышц. Чем тяжелее работа, тем большее значение приобретает периферический компонент.

С позиций физиологии утомление — это диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических ресурсов. Чувствуем ли мы это? Конечно. Усталость появляется обычно в тот момент, когда организм израсходовал большую долю энергоресурсов, а их активное пополнение еще не началось. Как только включаются энергетические резервы, возбуждается кора головного мозга и работать становится легче — наступает «второе дыхание». Это — стадия компенсируемого утомления. Если же нагрузка продолжается, то чувство усталости нарастает, «третье дыхание» не возникает и работа выполняется за счет силы воли. Это — стадия некомпенсированного утомления. Но воля контролируется корой больших полушарий, в которой развивается «охранительное» торможение. Оно защищает мозг от избыточного количества сигналов от рабочих органов и предохраняет его от повреждения. Чрезмерная работа приводит к стадии «парабиотического» торможения в коре больших полушарий. Тогда уже не срабатывает и воля — человек прекращает работу.

Следовательно, дальнейшее повышение работоспособности и ускорение роста производительности труда должны быть связаны не только с его облегчением, но и умением человека получать радость от деятельности, активно преодолевать утомление, включать свои резервы.

По предмету: физвоспитание

Движение – это жизнь

Выполнила: Вельченко Ю. В. гр. 191-кп

Проверила: преподаватель Астахова В.Н.

ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ

ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ

Общеизвестна и целительная роль физических упражнений для поддержания организма в оптимальной форме.

Воздействие гимнастики и спорта на организм человека многообразно. Стимулируется и нормализуется деятель-ость различных органов и систем, в том числе сердечнососудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, активизируется внутритканевый обмен. Положительное влияние испытывает нервная система, на которую особенно благотворно действуют регулярные двигательные раздражения. Еще Клавдий Гален говорил, что без работы нерва нет движения, и гимнастика мышц может быть названа нервной гимнастикой.

Физические упражнения способствуют рациональному перераспределению крови, устранению застоя крови в венах нижней части туловища (это особенно важно для людей сидячего образа жизни), увеличивают приток крови к сердцу, к голове, лицу, шее, в этих областях улучшаются трофические процессы.

Кожа лица и шеи под действием физических упражнений становится свежее, розовее, более насыщенной влагой. Под влиянием физических упражнений происходит и лучшее всасывание косметических кремов.

Физическая деятельность укрепляет мышцы сердца, которое у тренированных людей работает активнее, чем у нетренированных. Этим достигается улучшение снабжения тканей кислородом и повышение окислительных процессов. В покое тканями используется 30% кислорода, при физической нагрузке у нетренированного человека — 47%, а у тренированного — 73%. Систематическая тренировка ведет к увеличению жизненной емкости легких и укреплению дыхательных мышц, легкие поглощают на 15—30% больше кислорода и лучше обогащают им кровь.

Физические упражнения, укрепляя мускулатуру тела, шлифуют его формы. Во время движения в мышцах происходят сложные биохимические процессы, улучшается питание и выведение продуктов распада, улучшается работоспособность мышц, повышается их тонус, снимается усталость. Они становятся упругими, сильными пластичными, увеличиваются в объеме. До глубокой старости сохраняется подвижность суставов, уменьшаете вероятность отложения солей. Те, кто занимается фи: культурой и спортом, приобретают и на долгие годы сохраняют стройную фигуру, пропорциональные форм тела, статность и красивую осанку, ловкие движения хорошую реактивность, высокую работоспособность и другие качества, свидетельствующие об оптимальном состоянии здоровья.

Физические упражнения оказывают положительное воз действие на нервно-эмоциональную сферу, воспитывают волю, умение владеть собой, а это сохраняет красоту, продлевает молодость, жизнь.

При малоподвижном образе жизни снижаются окислительные процессы, в организме скапливаются продукты неполного окисления углеводов, что способствует атеросклерозу и другим заболеваниям, приводящим к раннему старению. С возрастом развивается ограниченность дви­жения всех суставов и позвоночника, появляется суту­лость, походка становится тяжелее, слабеет мускулатура, отмечается вялость работы многих органов, в том числе кишечника.

Вот почему людям, проводящим много времени за письменным столом, особенно важно компенсировать это занятиями физкультурой с довольно большими нагрузками. Утренняя гимнастика укрепляет организм, повышает бодрость и жизненный тонус, устраняет вялость.

Специалисты в области здоровья человека предлагают разные формы движения.

Так известный американский ученый Поль Брэгг считал, что основными движениями в системе здорового образа жизни должны стать ходьба и плавание.

Ходьба — самый спокойный вид физических упражне­ний, пригодный для начинающих и пожилых людей, для тех, кто страдает излишним весом и даже сердечнососудистыми заболеваниями, а также для тех, кто находится в периоде реабилитации после операции. Все эти виды упражнений могут выполняться в небольших дозах (в начале) или в активной форме.

Систематическое, в течение круглого года посещение бассейнов — не всем в наших условиях, к сожалению, доступный, но в высшей степени продуктивный вид фи­зической нагрузки.

Другой американский ученый доктор Каннет Купер, специалист по физической подготовке, широко рекомен­дует аэробику — гимнастику на открытом воздухе с целью насыщения организма кислородом.

Аэробика в своем первоначальном смысле — это сис­тема, объединяющая разрозненные упражнения, выпол­нение которых способствует повышенному потреблению кислорода. Потребление кислорода зависит от эффектив­ности дыхания, работы сердца, сосудистой системы и других систем и органов. Предлагаемый доктором К. Купером способ тренировки организма в конечном счете призван побудить к правильному функционированию все наши механизмы.

Занимаясь аэробикой, женщины получают двойную пользу — укрепляют здоровье и мышцы, а также спо­собствуют совершенствованию своего внешнего облика. Можно считать, что аэробика создана для того, чтобы улучшить фигуру, осанку, походку, фацию, а одновре­менно и здоровье.

Доктор К. Купер считает неверным стремление поху­деть, полагаясь только на разгрузочную диету. Диета уменьшает килограммы и сантиметры, однако одновре­менно она лишает человека сил. Мышечная ткань теряет упругость. Нередко потеря в весе имеет следствием бы­струю утомляемость. Гораздо более целесообразно, по мнению доктора К. Купера (и с этим нельзя не согла­ситься), сочетать ограничения в еде с физической актив­ностью — разнообразными и систематическими упраж­нениями. Это приводит и к снижению лишнего веса, и к укреплению мышц. Изменяется соотношение жировой и мышечной ткани. Человек ощущает прилив силы и бодрости.

Аэробика дает хороший тренировочный эффект, то есть довольно быстро начинает благотворно сказываться на функциях многих органов и организма в целом. Это вполне поддается объяснению. Укрепляются мышцы, уча­ствующие в дыхательных движениях, что улучшает вен­тиляцию легких, приток кислорода и быстрый обмен в сердечной мышце делает ее более упругой и выносливой, и она начинает перекачивать больше крови за одно сокращение. Становится более эффективной транспорти­ровка кислорода из легких к сердцу и к другим органам и тканям, за счет чего увеличиваются их энергетические ресурсы.

Американский ученый Сандра Розенцвейг также считает оптимальным для организма сочетание физических упражнений и рационального питания. Этот специалист выделяет пять основных видов спорта и физической активности: ходьба, плавание, езда на велосипеде, бег и прыжки через скакалку. Для этого не надо специальной подготовки, специального оборудования или больших фи­нансовых затрат. Этими видами спорта возможно зани­маться и в городе и за городом. Разумеется, прежде чем приступать к занятиям, необходимо посоветоваться с врачом.

Вообще комплекс гимнастических упражнений для разного возраста определяется индивидуально. Обязательны­ми являются последовательность упражнений и постепенное усложнение их, желательным — проведение физи­ческих упражнений на свежем воздухе.

Во всех случаях начинать лучше с дозированных нагрузок на все группы мышц.

Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом путём «от болезни к здоровью», превращаясь всё более в чисто лечебную, госпитальную. Социальные мероприятия направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления, но не на воспитание человека.

Как же сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия?

Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – занятия физической культурой и спортом.

Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал бы великую роль физической культуры и спорта в современном обществе. В спортивных клубах, независимо от возраста, занимаются физической культурой миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали быть самоцелью. Физические тренировки «становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия». Технический процесс, освобождая работников от изнурительных затрат ручного труда, не освободил их от необходимости физической подготовки и профессиональной деятельности, но изменил задачи этой подготовки.

В наши дни все больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и точно скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психологическим возможностям человека, сенсорным возможностям и некоторым другим физическим качествам. Особенно высокие требования предъявляются представителям технических профессий, деятельность которых требует повышенного уровня общей физической подготовленности. Одним из главных условий является высокий уровень общей работоспособности, гармоничное развитие профессиональных, физических качеств. Используемые в теории, методики физической культуры понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразия тренировочных средств и, по существу, являются критерием качественной оценки моторной функции человека. Выделяются четыре основных двигательных качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Каждому из этих качеств человека присущи свои структуры и особенности, которые в целом характеризуют его физические особенности.


Статьи по теме