Экологический Словарь для Школьников

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Экологический Словарь для Школьников. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Словари».

Экологический Словарь для Школьников.rar
Закачек 685
Средняя скорость 7995 Kb/s

Экологический Словарь для Школьников

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Словарь экологических терминов

(для школьников средней школы)

Составитель словаря: Привалова Надежда Ивановна,

учитель географии и биологии

Словарь экологических терминов

АБИОТИЧЕСКАЯ СРЕДА (от греч. а – отрицательная частица и biotikos – жизненный, живой) – совокупность неорганических условий (факторов) обитания организмов.

АВТОТРОФНЫЕ ОРГАНИЗМЫ, АВТОТРОФЫ (греч. autos – сам, trophe – питание) – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических с использованием энергии Солнца (фототрофы) или химических связей (хемотрофы); к автотрофам относятся растения и некоторые бактерии.

АВТОХТОН(Ы) – живые организмы, возникшие и первоначально эволюционировавшие в данном месте.

АГРОЦЕНОЗ (от греч. agros – поле и koinos – общий) – сообщество организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного использования, занятых посевами или посадками культурных растений.

АДАПТАЦИЯ (лат. а dapto – прилаживаю) – приспособление организма к различным условиям существования в окружающей среде.

АЛЛЕЛОПАТИЯ (греч. allelon – друг друга, взаимно, pathos – страдание) – влияние совместно проживающих организмов разных видов друг на друга посредствам выделения продуктов жизнедеятельности.

АЛЛОХТОН(Ы) – живые организмы, встречающиеся в данной местности, но возникшие за их пределами.

АНТИГЕНЫ – чуждые для организма вещества, вызывающие в крови и других тканях образование антител.

АНТИТЕЛА – белки группы иммуноглобулинов, образующиеся в организме человека и теплокровных животных в ответ на попадание в него антигенов и нейтрализующие его вредной действие.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. antbropos – человек, kentron – центр) – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

АРЕАЛ (лат. а rea – площадь, пространство) – часть земной поверхности (территории или акватории), в пределах которой распространен и проходит полный цикл своего развития данный таксон : вид, род, семейство.

БАКТЕРИОФАГ – вирус, поражающий микроорганизмы.

БАКТЕРИ(О)ЦИД – химическое вещество органического происхождения, убивающие бактерии. Неорганические синтезированные вещества ( сулема, формалин и др.) с таким же действием называют антисептиками.

БЕНТАЛЬ – дно водоёма, заселенное организмами, обитающими на грунте или в его толще.

БЕНТОС – совокупность организмов, обитающих на дне водоёма

БИОГАЗ – смесь газов, образующихся в процессе разложения отходов (навоза, соломы) или органических бытовых отходов целлюлозными анаэробными организмами при участии бактерий метанового брожения (примерный состав: метан – 55-65%, углекислый газ – 35-45%, примеси азота, водорода, кислорода, и сероводорода).

БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ – биогеохимический круговорот веществ, обмен веществом и энергией между различными компонентами биосферы , обусловленный жизнедеятельностью организмов и носящий циклический характер. Все биогеохимические циклы взаимосвязаны и составляют динамическую основу существования жизни. Потоки энергии Солнца и деятельность живого вещества служат движущими силами биогеохимических циклов, что приводит к перемещению химических элементов.

Управление образования Козловского района ЧР

Муниципальное образовательное учреждение

«Козловская средняя общеобразовательная школа №3»

«Краткий словарь экологических терминов»

(Представляется для участия в районном конкурсе «Ярмарка методической продукции по вопросам воспитания»)

II квалификационной категории

МОУ «Козловская СОШ №3»

Г. Козловка, 2009 год

Природа – это единственная книга,

каждая страница, которой

полна глубокого содержания

Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений. Школа признана центральным звеном в системе непрерывного экологического образования. Здесь закладываются основы ответственного отношения к природе, приобретаются знания, навыки и практический опыт изучения и охраны окружающей среды, а также формируется понимание места и значение человека в биосфере.

Сейчас реализация экологического образования в школах осуществляется по многопредметному модулю. Поэтому как отдельный предмет экология не изучается, а на усмотрение учителя может быть введен элективный курс, рассматривающий основные моменты экологии.

Многие экологические понятия встречаются как в курсе биологии, природоведения, географии так и в других предметах. Опыт показывает, что школьники без особых усилий могут усвоить комплекс экологических понятий, если информация преподносится в доступной, увлекательной и наглядной форме. Просто прочитав определение, не подтвердив его аргументами (наглядно), ребенок не придаст ему никакого значения и не запомнит.

Исходя из этого передо мной стояла цель: создать брошюру, содержащую основные экологические термины, сопровождающиеся иллюстрациями.

1. Провести анализ школьных учебников эколого-биологического направления

2. Выбрать основные термины, которые будут включены в словарь

3. Создать печатный вариант учебно-наглядного пособия «Краткий словарь экологических терминов» с использованием цветных фотографий, содержание которого можно будет использовать на любом уроке, где будут упомянуты включенные в брошюру понятия

4. Предложить способы использования созданного печатного учебно-наглядного пособия

Основными методами исследования стали: анализ литературы с последующим обобщением, сбор иллюстрированного материала, апробация словаря на практике.

Настоящее пособие может быть использовано для работы с детьми среднего и старшего возраста

Многие экологические понятия встречаются как в курсе биологии, природоведения, географии, так и в других предметах. Кроме того, их изучают на кружках эколого-биологического направления.

Создание данной продукции дает возможность учителю, педагогу дополнительного образования проверить, объяснить или помочь закрепить полученные ранее знания. Так как основные понятия собраны в одну брошюру, это не вызывает неудобств, которые могут возникнуть на уроке, занятии кружка, если вдруг придется что-то наглядно продемонстрировать.

Просто прочитав определение, не подтвердив его аргументами (наглядно), ребенок не придаст ему никакого значения и не запомнит.

При использовании данного пособия школьники без особых усилий смогут усвоить комплекс экологических понятий, так как информация преподносится в доступной, увлекательной и наглядной форме.

В ходе создания данного пособия была использована литература разного характера: экологические практикумы, словари, брошюры, учебники 5-10 классов эколого-биологического направления. Среди методической литературы довольно часто встречаются эколого-биологические словари, но они, как правило, имеют только текстовое содержание. Ценность созданной мной продукции заключается в том, что каждое определение сопровождается фотографией или картинкой, которые впоследствии на ассоциативном уровне будут вызывать у учащихся правильные суждения и ответы на поставленные вопросы.

В продукции использованы основные экологические термины из пособия для учителей «Экологический практикум». Для каждого понятия была подобрана фотография (несколько фотографий) ( см. приложение).

Печатная продукция позволяет без труда вспомнить, воспроизвести в памяти текстовую часть определения, либо подкрепить содержание определения изображением, сопровождающим данный термин.

Данное пособие включает в себя 44 термина, каждый из которых может встречаться в курсе от природоведения до общей биологии по несколько раз.

Продукция используется мной на уроках и занятиях кружкового объединения «Юный эколог», а также может быть рекомендована школьникам для самостоятельного изучения, подготовке к олимпиадам.

Абиотические факторы – комплекс условий неорганической среды, влияющих на организмы.

Автотрофы – организмы, берущие нужные им для жизни химические элементы из окружающей их косной материи и не требующие для построения своего тела готовых органических соединений другого организма. Основной источник энергии, используемый автотрофами, — солнце.

Анабиоз – (от греч.-оживление) способность организмов переживать неблагоприятное время (изменения температуры среды, отсутствие влаги и т.д.). Коловратки способны выносить полное высыхание как и нематоды и тихоходки. Вронский, словарь, С. 26.

Анаэробная среда – бескислородная среда.

Анаэробы – (от греч. означает без воздуха жизнь) организмы, способные жить и развиваться в бескислородной среде. Ввёл в науку этот термин Пастер Л.

Ацидофиты – растения, предпочитающие кислые почвы или воды (рH от6,7 до3,0).

Адаптация – процесс и результатприспособления организмов к условиям существования. Различают видовую (генотипическую) адаптацию, происходящую в ряде поколений и связанную с процессом видообразования, и индивидуальную (фенотипическую) адаптацию – акклимацию, происходящую в пределах индивидуального развития организма и не затрагивающую его генотип.

Акклиматизация – приспособление организмов к изменениям климатогеографическим условиям существования.

Акклимация – индивидуальную (физиологическая, фенотипическая) адаптация.

Аутэкология – раздел экологии, изучающий взаимоотношения особей (организмов) с окружающей средой.

Антропогенные факторы – факторы, возникающие в результате человеческой деятельности.

Артеприродная среда – искусственно созданная или преобразованная часть окружающей среды, включающая здания, помещения, машины и бытовые природы, кондиционированный микроклимат, электромагнитные поля, шум и т. п.

Безопасность экологическая — степень защищенности территориального комплекса, экосистемы, человека от возможного экологического поражения, определяемая величиной экологического риска.

Биогеоценоз – понятие сформулировал Сукачёв В.Н. в 1940 г. Это конкретный однородный участок местности, на котором взаимодействуют живое (биоценоз) и косное (биотоп) компоненты, объединённые обменом веществ и энергии в единый природный комплекс.

Биоценоз – это система связанных между собой консорций. Центральное место в ней обычно занимают растения.

Биотоп – неорганический субстрат.

Биокостное вещество – создается в атмосфере одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя системы динамического равновесия тех и других (почва, кора выветривания, природные воды, свойства которых зависят от деятельности на Земле живого вещества).

Биосфера – своеобразная оболочка земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами.

Биота – совокупность видов организмов какой – либо крупной территории, например, биота тундры и т.д.
Биотический (биологический) круговорот – циркуляция веществ между почвами, растениями, животными и организмами.

Биотические факторы – совокупность влияния жизнедеятельности одних организмов на другие.

Биоценоз – взаимосвязанная совокупность всех живых существ, населяющих более или менее однородный участок суши или водоема, характеризуемая определенными отношениями между организмами и приспособленностью к условиям окружающей среды.

Валовая (общая) продуктивность – накопление органического вещества, включая потери на собственные нужды (дыхание и т.д.) и массу, потреблённую гетеротрофами.

Вторичная продуктивность – скорость накопления органического вещества консументами.

Гетеротрофы (от греч.-питание) – организмы, питающиеся органическими веществами, которые произвели автотрофы. К ним относятся все животные, включая человека, грибы и большинство микроорганизмов. В пищевой цепи экосистемы они составляют группу консументов.

Диагональная кривая выживания (второго типа) – у видов, смертность которых остаётся примерно равной постоянно на протяжении всей жизни.

Доминантные виды – виды, преобладающие по численности в экосистеме.

Живое вещество – по В.И. Вернадскому, это совокупность всех живых организмов современной биосферы.

Закон константности количества живого вещества биосферы (В. И. Вернадский): количество живого вещества (биомассы всех организмов) биосферы для данной геологической эпохи постоянно.

Закон минимума (Ю.Либиха): жизненность организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей. Ю.Либих формулировал данный закон следующим образом: «Веществом, находящимся в минимуме, управляется урожай и определяется величина и устойчивость последнего во времени».

Закон толерантности (В. Шелфорда): процветание организма ограничено зонами максимума и минимума определенных экологических факторов. Между ними располагается зона оптимума. Каждый вид характерезуется своей толерантностью – способностью переносить отклонения экологических факторов от оптимальных.

Законы экологии (Б. Коммонера): 1. Все связано со всем; 2. Все должно куда – то деваться; 3. Природа знает лучше; 4. Ничто не дается даром.

Кальцефилы – кальцефиты, растения, обитающие на почвах, богатых известью

Квантитативная компенсация (закон) – закон позволяет не опасаться гибели современной цивилизации по географическим и экологическим причинам.Этот закон в 1936 г. предложил А.Л. Чижевский.

Консорции – группа разнородных организмов, поселяющихся на теле или в теле особи какого-либо вида, центрального члена консорции, способного создавать вокруг себя определённую среду.

Ксерофиты – растения, приспособленные к жизни в засушливых районах.

Консументы – гетеротрофные организмы, главным образом, животные, питающиеся другими организмами или частицами органического вещества.

Косное вещество – совокупность тех веществ в биосфере, в образовании которых живые организмы не участвуют.

Мезофиты – растения, занимающие промежуточное положение между гигрофитами и ксерофитами, они умеренно требовательны к увлажнённости местообитания.

Мокрые пылеуловители – форсуночные скрубберы и наиб. эффект. скрубберы Вентури (основные действующие силы-инерция и броуновское движение).

Насилие –это форма принуждения со стороны одной группы людей (со стороны одного человека) по отношению к другой группе (другому человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий.

Ненасилие – принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его жизни, отрицание принуждения как способа взаимодействия человека с миром, с природой, с другими людьми, это способ решения проблем и конфликтов.

Нитрофиты – растения, предпочитающие почвы, богатые соединениями азота.

Ноосфера – сфера разума. Гипотетическая стадия развития биосферы, когда разумная деятельность человека станет главным определяющим фактором ее устойчивого развития.

Осцилляции – колебания численности оганизмов и сообществ, вызванные биотическими факторами.

Редуценты – гетеротрофные организмы (бактерии, грибы), получающие энергию путем разложения мертвых тканей или путем поглощения растворенного органического вещества, выделяющегося самопроизвольно, или извлеченного сапрофитами из растений и других организмов.

Сапротрофы – организмы, питающиеся мертвыми органическими веществами или экскрементами животных. К ним относятся бактерии, актиномицеты, грибы, а также сапрофиты.

Сапрофиты – паразитические цветковые растения и некоторые водоросли. Среди животных сапрофитами (сапрофагами) являются жуки – мертвоеды, навозники, дождевые черви, гиены, грифы, вороны и др. Сапрофиты играют значительную роль в круговороте веществ, выполняя функцию редуцентов.

Синэкология – раздел экологии, исследующий взаимоотношения сообществ и экосистем.

Среда – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.

Стенобиоты – экологически маловыносливые виды.

Сукцессии – последовательная смена одного биоценоза другим.

Сукцессия вторичная – восстановление экосистемы, когда – то уже существовавшей на данной территории.

Скиофиты – тенелюбивые растения (тис, пихта, ель, бук, граб) в лесах умеренного пояса. Скрубберы – аппарат для промывки жидкостью газов в целях извлечения из них отдельных компонентов.Сухие пылеуловители – это инерционные системы, к которым относятся центробежные обеспыливающие системы (циклоны), ротационные, вихревые, радиальные пылеулавливатели, в них происходит действие сил гравитации и инерции. Наиб. эффективн. считаются ротационные пылеуловители.

Термофилы(теплолюбивые организмы) – организмы, приспособленные к обитанию в условиях постоянно высоких температур (горячие источники, саморазогревающиеся субстраты-навоз, влажное сено).

Флуктуации численности – колебания численности организмов сезонные и годовые, вызванные абиотическими факторами, повторяющиеся.

Фитоценоз – широколиственные леса в 5-6 ярусов, имеют вертикальное ярусное строение.

Фотопериодизм – реакция организма на суточный ритм солнечной энергии (света), т.е. на соотношение светлого и тёмного периодов суток.

Хемосинтезирующие организмы – автотрофные микроорганизмы, ассимилирующие органические соединения путём хемосинтеза. К ним относят серобактерии (окисляют сероводород, получая питательные вещества для организмов рифтовых зон океана), нитрифицирующие бактерии (превращают аммиак в нитраты и нитриты), железобактерии, водородные бактерии и др. Эти организмы играют существенную роль в биогеохимических круговоротах химических элементов в биосфере.

Эдификаторы (строители) – без которых виды жить не могут (растения-ель, сосна, кедр, ковыль, редко животное-сурок).

Экспоненциальный рост численности – рост численности особей в неизменяющихся условиях.

Экологическая ниша – положение вида, которое он занимает в общей системе биоценоза, комплекс его биоценотических связей и требований к абиотическим факторам среды.

Экология ( от греч. – дом, жилище и наука) – это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и окружающей средой.

Экология – это особый общенаучный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход).

Экология – комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии ее и общества.

Экологическая культура – способ социоприродного существования человека, выражающий единство человека и природы, развертывающееся в освоении человеком предметов и процессов природы, ставшими средствами жизни для человека, которое осознается им в историческом и индивидуальном развитии.

Экосистема – любое сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно – следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами.


Статьи по теме