Гайдар Совесть Конспект Урока

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Гайдар Совесть Конспект Урока. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Гайдар Совесть Конспект Урока.rar
Закачек 3533
Средняя скорость 6248 Kb/s

Гайдар Совесть Конспект Урока

Представляю урок чтения, подготовленный и проведенный мною во 2 классе в разделе «Произведения о детях и для детей» по программе «Планета знаний»автор Э.Кац.

Урок изучения и закрепления нового материала.

Решение образовательных задач урока соответствуют требованиям программы по литературному чтению 2 класса начальной школы в рамках ФГОС.

К уроку представлены цели и задачи, презентация и самоанализ урока.

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: А.П. Гайдар. Совесть.

Цель урока – формирование читательской компетенции младшего школьника.

– развивать мыслительные операции по средством сознательного восприятия учебного материала, наблюдений, обобщений, сравнений;

— овладевать речевой и коммуникативной культурой;

— воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность существования и деятельности в коллективе: ответственности, трудолюбия, человечности, уважительности, добросовестности;

— создать условия для работы над понятием «совесть» при работе с художественным текстом;

Представление о результате:

— эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

— оценивать поступки людей;

— высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

— учиться высказывать свое предположение;

— учиться работать по предложенному учителем плану;

— находить ответы на вопросы в тексте;

— делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

— слушать и понимать речь других;

— оформлять свои мысли в устной форме.

— воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся;

— размышлять о характере и поступках героя.

Предварительный просмотр:

2). Создание эмоционального настроя урока.

— Я сегодня хочу поговорить с вами на серьезную и важную тему.

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

Учитель предлагает задание (слайд 1).

1). Прочитайте, пожалуйста, высказывания:

— Сделано на совесть;

— Поступить по совести;

— Этот поступок на его совести.

б) Объясните смысл высказываний?

в) Ребята, а как вы понимаете, что такое совесть?

— Учитель разъясняет понятие «совесть» из толкового словаря под ред. Т Ефремовой.

Ученики слушают задание и отвечают на вопросы:

Дети объясняют смысл., высказывают предположения, что такое совесть.

— Разобраться в этом вопросе нам поможет художественное произведение – рассказ А.П.Гайдара «Совесть».

— знаком ли вам этот автор?

— по каким произведениям?

— я хочу немного рассказать вам об этом писателе. (показ слайдов 3,4.5).

Аркадий Петрович Гайдар. — Оказывается это фамилия писателя ненастоящая, а псевдоним. Аркадий Петрович Голиков. Хорошим, чудесным человеком был. Он прожил на свете всего 37 лет, но это была жизнь, до конца отданная людям.
Родился Аркадий Петрович Гайдар 22 января 1904 года (102 года назад) в небольшом городе Льгове. А. Гайдар любил детей, любил жизнь и во имя лучшей жизни он 14-летний мальчишка ушел добровольцем на фронт в Красную армию. В 16 лет А.П. уже командовал полком. Храбро сражался за свою Родину. В 1941 году началась ВОВ. Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал и в партизанском отряде. А.П. Гайдар был уволен из армии из – за тяжелой контузии. После этого он стал детским писателем.

Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открывать для себя мир повестей и рассказов Гайдара. Его рассказы и повести вы найдете в библиотеке. На выставке у нас книги Гайдара (выставка книг представлена у доски).

— Вернемся к рассказу «Совесть».

— Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Дети отвечают на вопросы учителя, называют известные произведения Гайдара.

Учащиеся слушают биографию писателя и следят за слайдами .

1) Первичное чтение учителем.

— Сядьте, пожалуйста, для слушания, я познакомлю вас с рассказом.

Учитель эмоционально читает текст.

2) Первичная проверка восприятия произведения.

— что скажете ?
— главные герои?
— где происходит действие?

3) Словарная работа (слова напечатаны на карточках на доске).

вышмыгнула
добродушный
украдкой
беспощадная
болтается
наткнулась
смекнула
4) Чтение рассказа детьми по отрывкам (абзацам). Анализ произведения (работа по содержанию). Учитель оценивает чтение детей словесно.

Постановка вопросов для анализа текста:

-Почему Нина решила не пойти в школу?

— Понимала ли Нина, что поступает плохо?

— Какие слова об этом говорят? (выборочное чтение)

— Какое настроение было у Нины в начале рассказа? Докажите словами из текста.

— Ребята попробуйте передать движениями настроение Нины.
— Что случилось с Ниной дальше?

— Почему Нина решила подшутить над малышом?
— С какими словами Нина обратилась к малышу?

— Как надо читать слова Нины? Прочитайте.
— А слова Малыша? Прочитайте, передавая удивление.
— Давайте прочитаем этот отрывок по ролям (учащиеся читают отрывок по ролям).
— Удалось ли Нине подшутить над малышом?

– Найдите и прочитайте, как поступила Нина с малышом?

— Что произошло пока не было Нины?

— Перечитайте, пожалуйста, последний абзац.
— Почему Нина не подняла книг?

— Опишите настроение Нины в конце рассказа.

— Покажите движениями настроение Нины.
— Отчего она себя так чувствовала? Как об этом говорит автор?
— Это как? (Рассуждения детей).
— Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе?
— Так что такое совесть?
— За что?

Вывод: Совесть — это стыд за свои поступки перед окружающими людьми.
— Как ведет себя человек, когда ему стыдно, совестно?

— Что вы можете сказать о совести малыша?
— А о Нининой?

— Что вы посоветуете Нине? Как выйти ей из сложившейся ситуации?

— не жалеет, не щадит;

— ходит без причины;

— не выучила урок;

Дети ищут ответ в тексте и читают его.

— не хотела, чтобы увидели знакомые.

-веселое и радостное.

— наткнулась на малыша.

— решила, что он прогуливает.

— удивленно и испуганно.

Дети читаю по ролям.

— собака съела завтрак.

— грустная, тяжесть на сердце.

— грызла беспощадная совесть.

— совесть – это стыд.

— за свои поступки.

— плачет. Опускает глаза, молчит.

— совесть мучает Нину.

— Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока и сделаем общий вывод:
— удалось ли нам ответить на главный вопрос, поставленный в начале урока?

1) Работа над пословицами
Найдите пословицу, которая больше всего подходит к нашему рассказу:
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. На обмане далеко не уедешь.
3. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
4. Совесть без зубов грызет.

— Объясните смысл пословицы.

— Мне хочется в память о нашей встрече подарить вам по сердечку и помните о том, что совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых и хороших поступков.

Учащиеся самостоятельно работают, выбирают 3 и/или 4 пословицу, объясняют свой выбор.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Данный урок является уроком литературного чтения раздела « Произведения о детях и для детей» по программе «Планета знаний» автор Э.Кац. 2 класс.

Тема: А.П. Гайдар. Совесть.
Тип урока : урок изучения и закрепления нового материала.

Решение образовательных задач урока соответствуют требованиям программы по литературному чтению 2 класса начальной школы в рамках ФГОС.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформировавшаяся душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания.
Грамотный читатель – человек, владеющий техникой чтения. Приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их выбирать.

Главная цель любого урока литературного чтения и моего в данном случае – формирование читательской компетенции младшего школьника.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

– развивать мыслительные операции по средством сознательного восприятия учебного материала, наблюдений, обобщений, сравнений;

— овладевать речевой и коммуникативной культурой;

— воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность существования и деятельности в коллективе: ответственности, трудолюбия, человечности, уважительности, добросовестности;

— создать условия для работы над понятием «совесть» при работе с художественным текстом;

Представление о результате:

— эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

— оценивать поступки людей;

— высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

— учиться высказывать свое предположение;

— учиться работать по предложенному учителем плану;

— находить ответы на вопросы в тексте;

— делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

— слушать и понимать речь других;

— оформлять свои мысли в устной форме.

— воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся;

— размышлять о характере и поступках героя.

Структура урока соответствует логике проведения заявленного типа урока.

На уроке ведущей является технология продуктивного чтения, технология формирования типа правильной читательской деятельности, которая служит средством формирования всех УУД личностных, регуляторных, коммуникативных, познавательных.

Технология включает в себя три этапа:

1 этап: работа с текстом до чтения :
Здесь мною были использованы приемы:
— антиципация
— постановка цели урока с учетом мотивационной и психологической готовности учащихся к работе
— рассказ о писателе. Работа с заглавием.

2 этап: Работа с текстом во время чтения:
1. Первичное чтение текста учителем .
-выявление первичного восприятия с помощью беседы
2. Перечитывание текста. Повторное чтение с последующим анализом произведения, используя прием: выборочное чтение.
3. Беседа по содержанию в целом.
— постановка вопросов
— наблюдение над поведением героев
— обращение к отдельным фрагментам текста.

3 этап: Работа с текстом после чтения.
1. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
2. Формирование основной идеи текста.
3. Соотнесение читательских интерпретаций (оценок) произведения с авторской позицией.
4. Работа с дополнительными источниками (материалы пословиц).

На этапе актуализации знаний была создана проблемная ситуация.

На этапе решения учебной задачи был использован принцип эмоционально – эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие на эмоционально – чувственную сферу маленького читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, провела физическую гимнастику.

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательная активность, нравственную позицию, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала оцениваю как хороший. Оценку деятельности учащегося я делала по ходу урока.

Ребята были внимательны, работоспособны, активны. Соблюдалась норма этикета, культура общения. Рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала. Считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной.

Конспект урока по литературному чтению А. Гайдар «Совесть» разработан для учащихся 2 класса УМК «Гармония» в соответствии с ФГОС НОО. Материал урока способствует формированию представления о совести, мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние». Дети учатся оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Просмотр содержимого документа
«Гайдар Совесть»

Учитель начальных классов: Завертайло Е.А.

Тема урока: А. П. Гайдар «Совесть».

Цели: познакомить учащихся с рассказом А.П. Гайдара «Совесть», формирование умения анализировать поступки героев, чувства и состояния человеческой души, объяснить смысл слов «совесть», «стыд», развивать умения выражать свои мысли к происходящему, развивать навыки выразительного осознанного чтения, содействовать нравственному воспитанию.

— высказывать предположения, обсуждая проблемные вопросы, обосновывая свой выбор;

— анализировать собственную работу, корректировать выполнения задания;

— оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, сотрудничать в группе.

Личностные результаты: развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим поступкам.

1. Организационный момент.

2.Сообщение темы урока.

Вам о чём- то говорит фамилия Гайдар?

Свободные высказывания учащихся.

Знакомство с биографией писателя.

Гайдар Аркадий Петрович- известный советский писатель.

Настоящая его фамилия — Голиков. В 14 лет мальчишкой он ушёл на фронт, шла гражданская война. Окончил командирские курсы и в 16 лет командовал полком. Ранение подорвало его здоровье, остаться в армии ему не разрешили.

В 20 лет он был уволен в запас.

Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента.

В своих книгах он поведал о таких качествах, как дружба, отзывчивость, честность, честь.

Любимый жанр писателя — фельетон.

Прочитайте вопросы на доске и определите, на какие из них вы можете ответить, пользуясь текстом.

Как зовут известного советского писателя?

Какова его настоящая фамилия?

Сколько войн прошёл писатель?

Любимый жанр писателя.

Что означает его псевдоним Гайдар?

-Правильно, на последний вопрос нет ответа в тексте.

Я вам расскажу. Гайдаром называли в монгольской коннице всадника, высланного в дозор, вперед. Он увлекался книгами о благородных рыцарях , хотел, чтобы все люди были честными и благородными, как они.

-Скажите, пожалуйста, слышали ли вы когда-нибудь от людей такие слова «Совсем совесть потерял»?

-О ком так говорят?

Какого человека считают бессовестным? А совестливым?

Мы будем читать произведение Гайдара «Совесть».

Словарная работа. Отработка навыков чтения.

Нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся.

Читай плавно, по слогам, затем — целыми словами.

Читай целыми словами

3.Из каких слов состоит слово ДОБРОДУШНЫЙ? Что оно значит?

Работа над произведением.

Приём антиципации(прогнозирование текста)

Произведение называется «Совесть».

Как вы думаете, о чём оно?

Свободные высказывания учащихся.

Чтение рассказа вслух «Гонка за лидером» с помощью указки.

Проверка первичного восприятия текста.

А) по содержанию:

— Почему Нина не пошла в школу?

— На кого она наткнулась?

— Как оказался мальчик в роще?

— Что сделала Нина?

— Что случилось с ее связкой книг и завтраком?

— Почему Нина заплакала?

— где происходит действие?

— когда происходит действие?

Каким вы представляете себе малыша?

Что можете сказать о его совести?

На кого бы вам хотелось быть похожим, на малыша или Нину?

Анализ поступков героев произведения.

Что вы можете сказать о Нине? Вы ее осуждаете или жалеете?

А почему она плакала, как вы думаете?

Сравните два предложения:

СЛИШКОМ ХОРОШО ПЕЛИ ПТИЦЫ НАД ГОЛОВОЙ.

ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО БЫЛО НА ЕЕ СЕРДЦЕ.

— Почему птицы пели так хорошо?

— Почему на ее сердце было тяжело? ( Ее сердце грызла беспощадная совесть)

Найдите и прочитайте в каких строках заключена основная мысль рассказа? (И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть).

— Как вы думаете, осознала ли свой поступок Нина? ( От этого поступка ей было стыдно).

Можно ли слова совесть и стыд назвать близкими по своему значению?

А теперь ответьте, что такое совесть, что такое стыд?

По словарю Ожегова «Совесть – это чувство нравственной ответственности за свои поступки», «Стыд – чувство смущения, раскаяния от сознания предосудительности поступка».

— Было ли тебе когда-нибудь стыдно за свои поступки?

— Всегда ли в этом случае ты правильно поступал?

Тема: Аркадий Петрович Гайдар

1.Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

3.Выберите пословицу, которая подходит к рассказу.

А) Поспешишь — людей насмешишь.

Б) Семеро одного не ждут.

В) На обмане далеко не уедешь.

4.Согласен ли ты с выражением: «Счастлив тот, у кого совесть спокойна».

Как вы понимаете выражение из рассказа?

И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть. Случалось ли так, что у вас было тяжело на сердце? Кто в этом виноват? Надо стремиться быть в жизни совестливым человеком, порядочным и правдивым.

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

См.: Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 частях. Часть 2 / О.В.Кубасова. – 11-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012, с.94-95.

1. Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной (при подготовке к восприятию, через содержание произведения, отклик на прочитанное), социальной (мотивации сотрудничества при работе в группах), через создание проблемной ситуации и постановку учебной задачи.

2. Развитие воссоздающего и творческого воображения при организации смыслового прогнозирования, на основе анализа художественного образа девочки.

3. Развитие полноценного (осмысленного, целостного, творческого) восприятия текста.

4. Развитие словесно-логического мышления (действия анализа, синтеза, сравнения) при подготовке к восприятию произведения; образного мышления при языковом анализе текста; ассоциативного мышления при анализе смысла заглавия (в ходе подготовки к восприятию и в процессе вторичного синтеза); самостоятельности мышления при организации групповой работы.

5. Развитие пошагового самоконтроля при выполнении самостоятельной дифференцированной работы с карандашом в руке и на основе взаимоконтроля при сотрудничестве в парах.

6. Развитие планирующего самоконтроля путём предугадывания содержания текста при подготовке к восприятию и первичном восприятии.

1. Развитие навыка осознанного и правильного чтения вслух, выработка основного способа чтения – чтение целыми словами на основе многократного обращения к тексту.

2. Обучение приёмам чтения про себя при первичной ориентировке в тексте и в процессе анализа содержания произведения.

3. Побуждение учащихся к свободному обмену мнениями: учиться слушать, не перебивая друг друга, развивать связно, последовательно, полно свою мысль и мысль, высказанную другими детьми.

4. Развитие умения словесного рисования.

1. Осуществление нравственно-этического воспитания через восприятие и понимание содержания текста: не путём выводов, как надо поступать, а путём размышлений над поступками и переживаниями девочки.

2. Воспитание интереса к чтению на основе познавательной мотивации.

3. Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении.

План урока с хронометражем

I. Постановка учебной задачи. 1 мин

II. Подготовка к восприятию. 5 мин

1. Беседа об авторе.

2. Рассуждение о смысле заглавия.

3. Просмотр всего рассказа и выдвижение предположений.

III. Первичное восприятие с элементами антиципации. 3 мин

IV. Проверка качества первичного восприятия. 5 мин

V. Анализ текста с включением заданий синтетического характера. 20 мин

1. Работа над началом рассказа:

а) самостоятельное чтение в паре;

б) вычитывание предложений и языковой анализ текста.

2. Работа над дальнейшим развитием событий:

а) художественный образ девочки;

б) самостоятельная дифференцированная работа (дифференциация по степени трудности задания, критерий деления на группы: обучаемость);

в) вычитывание предложений и анализ художественного образа девочки;

г) работа в группах при обсуждении проблемного вопроса.

3. Работа над концом рассказа.

VI. Работа над основной мыслью рассказа и творческие виды работы с текстом. 9 мин

1.Чтение с доски предложения (основная мысль).

2.Вторичное обращение к названию рассказа.

3.Личностное отношение к герою.

VII. Подведение итогов. Домашнее задание. 2 мин

I. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы будем учиться совместно размышлять вслух, читая и анализируя произведение уже знакомого писателя.

II. Подготовка к восприятию.

1. Беседа об авторе:

Посмотрите на фотографии (слайд 1).

Это (хором) Аркадий Петрович Гайдар (слайд 1).

Каким человеком он вам представился? Что знаете о писателе?

(слайд 1 — настоящая фамилия)

2. Рассуждение о смысле заглавия.

Прочитайте название произведения (слайд 2 – Совесть.).

Как понимаете это слово? Попробуйте объяснить его смысл.

3. Просмотр всего рассказа и выдвижение предположений.

Просмотрите весь рассказ и попробуйте определить, кто главные герои и где происходят события?

Итак мы предполагаем . . Но это только наши предположения.

Как же узнать точно? (Нужно прочитать.)

Слушайте внимательно, проверяйте свои предположения.

III. Первичное восприятие с элементами антиципации.

Выразительное чтение рассказа учителем. Остановка в тексте после слов: “Она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась . ”.

Как вы думаете, на кого?

Слушайте дальше. Вторая остановка в тексте после слов: “Нина нахмурилась”.

Как поведёт себя Нина дальше?

Чтение рассказа до конца.

IV. Проверка качества первичного восприятия.

Свободные высказывания учащихся. Обмен мнениями.

Что произвело на вас наибольшее впечатление?

Кто главные герои?

Где происходят события?

Правы ли мы в своих предположениях? (Сигнал светофора – средство обратной связи.)

К какому жанру относится это произведение? (работа по карточке)

Выбери и отметь правильный ответ:

__ — это произведение сказка,

__ — это произведение рассказ,

__ — это произведение басня.

Это (хором) рассказ (слайд 2).

Почему вы так считаете? (Всё, что здесь написано, могло произойти на самом деле.)

V. Анализ текста с включением заданий синтетического характера.

1. Работа над началом рассказа:

Самостоятельное чтение в паре

  • Обратимся к началу произведения. С чего начинается рассказ?
  • Прочитайте первый и второй абзац, обсудите в паре ответ на вопрос. (Нина не пошла в школу.)

Вычитывание предложений и языковой анализ текста

  • Как произошло, что Нина не пошла в школу? (Чтение.)
  • Где она оказалась вместо школы? (В роще.)
  • Что такое роща? (Небольшой лес, чаще лиственный.)
  • Почему именно в рощу пошла Нина? (Она думала, что её там никто не увидит.)
  • Что случайно могли увидеть её знакомые? (Чтение.)
  • Попробуйте объяснить выражение “болтается с книгами по городу”? (Ходит без дела.)
  • И поэтому она прошла в рощу как? (Украдкой.)
  • Я прочитаю это предложение по-особому (приём аллитерации). Закройте глазки и послушайте.
  • Какие звуки услышали? ([ч’], [ш], [щ’], [с])
  • Что они помогают представить? (Нина украдкой, скрытно, тайком от других прошла в рощу.)
  • Чувствовала ли она свою вину? (Сигнал светофора – средство обратной связи.)

2. Работа над дальнейшим развитием событий:

Художественный образ девочки

  • Проследим за поведением Нины дальше. (Чтение третьего абзаца.)
  • Прочитайте, как себя девочка чувствовала в роще сначала? (Ей радостно, весело, она обо всё забыла.)
  • Пока? (Не наткнулась на малыша.)
  • Представьте себе “наткнулась на малыша”. Объясните выражение. (Бежала и столкнулась с малышом.)

Самостоятельная дифференцированная работа (дифференциация по степени трудности задания, критерий деления на группы: обучаемость)

О встрече Нины с малышом (с. 94) вы будете читать самостоятельно с карандашом в руке. Читайте и отмечайте предложения о Нине.

Вычитывание предложений и анализ художественного образа девочки

  • Чтение предложений о Нине (I группа), выделение слов-действий Нины (II группа), обсуждение состояния девочки (III группа).
  • Что значит слово “смекнула”? (Поняла, сообразила.)
  • Почему она решила подшутить над малышом? (Она думала, что он тоже прогуливает школу.)
  • Как она его назвала? (Чтение.)
  • Как она это сказала? (Строго.)
  • Изобразите строгость и прочитайте слова Нины.
  • Как девочка повела себя в этот момент по отношению к малышу? (Немного издевается над малышом, подсмеивается.)
  • Какова реакция малыша на это? (Он очень удивился.)
  • Прочитайте это хором, передав удивление.
  • Почему он удивился? (Он и не думал прогуливать школу.)
  • Каким вы представили малыша? (Он смешной, добродушный. У него добрые, доверчивые глаза.)
  • Прочитайте слова мальчика.

Работа в группах при обсуждении проблемного вопроса

  • Что произошло в этот момент с Ниной? (Чтение.)
  • Почему Нина нахмурилась? Обсудите это в парах.
  • А может мальчик заставил её о чём-то задуматься?
  • Прочитайте, что она сделала дальше.
  • Что чувствовала девочка в этот момент? Прочитайте следующее предложение про себя и попробуйте ответить. (Ей было стыдно.)
  • Из-за чего же ей было стыдно? (Сравнила себя и этого малыша, стыдно за своё поведение.)

3. Работа над концом рассказа.

  • Прочитайте рассказ до конца самостоятельно и представьте, что происходило с девочкой.
  • Что же происходило с девочкой, когда она осталась в роще одна? (Чтение.)
  • Почему она заплакала? (Она чувствовала свою вину, ей было стыдно за себя, её мучила совесть.)

VI. Работа над основной мыслью рассказа и творческие виды работы с текстом.

1. Чтение с доски предложения (основная мысль – слайд 2):

“И очень тяжело было на её сердце, которое грызла . .”

  • В рассказе есть самое главное предложение. Я его написала на доске, но некоторые слова пропустила. Прочитайте и вставьте нужные слова из текста.

Чтение одним учеником с доски, чтение хором пропущенных слов.

(В предложении на слайде появляются слова “беспощадная совесть”.)

  • Как вы думаете, повторит ли Нина когда-нибудь свой поступок? Почему?
  • Теперь вы знаете, какие мучения переживает тот, кто поступает, заведомо зная, что это плохо.

2. Вторичное обращение к названию рассказа.

  • Обратимся к названию рассказа. (Чтение хором.)
  • Теперь это слово понятно вам? (Сигнал светофора – средство обратной связи.)
  • Что же такое совесть? Чтение с доски хором (слайд 2):
  • “Совесть – это чувство ответственности за своё поведение”.
  • Прочитайте пословицы с доски (слайд 3).Выберите те, которые соответствуют прочитанному рассказу:
    • Нечистая совесть спать не даёт.
    • Совесть без зубов грызёт.
    • Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
    • Без совести и при большом уме не проживёшь.

3. Личностное отношение к герою.

  • Какое чувство возникло у вас к этой девочке? Определи своё отношение к Нине: ты её осуждаешь или жалеешь? (Девочку жалко.)
  • А у Гайдара? (И ему жалко. Он и создал свой рассказ, чтобы показать переживания девочки.)

4. Словесное рисование.

  • Прочитайте конец рассказа (последний абзац).
  • Нарисуем словами картину к этому отрывку. Как мы это будем делать? (Сначала рисуем место действия, затем главных героев, добавляем необходимые детали и раскрашиваем.)
  • Вот чистый лист (слайд 4) на доске.
  • Попробуем создать словесную иллюстрацию.
  • А теперь закройте глазки и представьте картину целиком.
  • Откройте глазки. Такую картину представили? (слайд 5)
  • Давайте эту иллюстрацию раскрасим.
  • Закройте глазки и представьте картину (замена чёрно-белого изображения на цветное – слайд 6).

VII. Подведение итогов. Домашнее задание.

1. Подведение итогов.

  • Интересно ли было вместе размышлять вслух? (Сигнал светофора – средство обратной связи.)
  • Кто сам считает, что работал на уроке отлично? Хорошо? Поднимите руки.

2. Домашнее задание (дифференцированное).

Прочитайте рассказ и рассмотрите иллюстрацию к нему в учебнике.


Статьи по теме