Главная Мысль Рассказа Мамины Руки Емельянов

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Главная Мысль Рассказа Мамины Руки Емельянов. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

Главная Мысль Рассказа Мамины Руки Емельянов.rar
Закачек 3722
Средняя скорость 6888 Kb/s

Главная Мысль Рассказа Мамины Руки Емельянов

Цели урока:

  • способствовать знакомству с творчеством писателя Б.А.Емельянова;
  • создать условия для отработки навыка выделения темы, главной мысли произведения;
  • содействовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса и речи образными выражениями;
  • продолжить обучение “выведения” идеи произведения из анализа системы образов.
  • Оборудование:

    • учебник-хрестоматия “Родной мир” 3 класс, 2 часть (Л.И.Тикунова, Ю.В.Новикова, И.Ю.Локтионова);
    • выставка книг Б.Емельянова;
    • схема “система образов”;
    • словарь С.И.Ожегова;
    • мини-сочинения “Моя мама”;
    • слова-характеристики;
    • пословицы (набор).

    2. Работа по теме урока.

    — Сегодня на уроке познакомимся с писателем Борисом Емельяновым и его произведением “Мамины руки”.

    (О писателе рассказывает подготовленный ученик – Гульназ)

    — Итак, давайте познакомимся с рассказом “Мамины руки”.

    Можно ли по названию произведения сказать, о чём пойдёт речь? Объясните.

    3. Работа с текстом.

    — Читаем текст отрывками (подготовленные ученики) до слов…Руки у неё были удивительные.

    — Почему у мамы были удивительные руки?

    — А теперь дочитаем и узнаем, какими были эти руки.

    (Сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые)

    Чтение 2-го отрывка до слов…Встала и ушла в ванную мыться.

    — Как вы думаете, как сейчас будут развиваться события?

    (Мама обиделась, Маша начнет переживать)

    Чтение 3-го отрывка до слов… и сразу не разобралась, в чём дело?

    — Как понимаете смысл слов

    ЗА ЯЗЫКОМ ПОГЛЯДЫВАЙ

    (Из словаря С.И. Ожегова “сноровка” – ловкость, умение в каком-либо деле; “белоручка” – кто чуждается трудной, физической работы)

    Чтение 4-го отрывка до слов…Я твои руки обидела.

    — Как по-вашему закончится рассказ?

    — Читаю сама до конца.

    — Понравился рассказ? Чем?

    5. Анализ произведения и составление системы образов.

    — Сейчас попытаемся найти главную мысль рассказа. Читаем текст и работаем на листочках. Кружочком обозначим главных героев. Отношения героев обозначим стрелочками и словами.

    Чтение рассказа (1 абзац) – герои Маша и бабушка. Cтрелками обозначаем, что Маша ОБИДЕЛАСЬ НА БАБУШКУ, ПОССОРИЛАСЬ С БАБУШКОЙ.

    (Прикрепляю на доске имена героев, дети рисуют на листочках)

    2–3 абзац – появляется мама. МАМА ЛЮБИТ МАШУ. НО ОНА ОБИДЕЛАСЬ НА МАШУ.

    — Какие строчки это доказывают? (Встала и ушла)

    Читаем дальше. МАШЕ СТАЛО ЖАЛКО – ПОЖАЛЕЛА. БАБУШКА ЗАЩИЩАЕТ МАМУ. ОНА ЕЁ ЛЮБИТ.

    (По ходу работы составляется схема на доске)

    — Какая Маша? Оцените её поступок.

    (Поступила плохо, со всеми поссорилась, обидела мамины руки и маму)

    — Какова же главная мысль рассказа?

    (Выслушиваются ответы учеников)

    — Но мы не поговорили о маминых руках. Сейчас поработаем группами – выпишите на листочки слова, описывающие мамины руки.

    — Сравним, что получилась.

    (Вывешиваю на доске слова)

    РУКИ

  • удивительные
  • обыкновенные
  • сухие
  • чуть шершавенькие
  • жёсткие
  • рабочие
  • ими сделано добра – на десятерых хватит
  • Вывод. В ваших мини-сочинениях вы тоже описываете руки ваших мам, что они “золотые, нежные, ласковые, всё умеют”.

    — Скажите, кто же помог Маше понять свою ошибку? (Бабушка)

    Расскажите об этом.

    — Прочитайте последнюю строчку и скажите, почему мама и бабушка засмеялись?

    — Какие иллюстрации вы бы сделали к рассказу (2–3 ученика).

    — Хочу показать фотографию, которую можно было бы поместить в наш учебник. Какой эпизод она бы проиллюстрировала? (Конец рассказа)

    СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ……………ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ.

    ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ……….ПРИ МАТЕРИ – ДОБРО.

    — Объясните смысл. Подходят ли они к нашему рассказу?

    Домашнее задание: составить рассказ о случае из жизни про маму.

    Б. Емельянов «Мамины руки» план рассказа

    Главные герои рассказа «Мамины руки» девочка Маша, ее мама и бабушка. У Маши выдался трудный день, она ничего не хотела делать по дому, не хотела учиться и помогать бабушке. Когда пришла мама, Маша стала капризничать и говорить, что у мамы кожа на руках жесткая, бабушка Машу наругала, но Маша сразу поняла, она маму обидела, у ее мамы и правда руки золотые, а сердце доброе.. Мама и бабушка простили Машу,

    Главная мысль рассказа «Мамины руки» учит любить свою маму, уважать старших и быть добрым человеком.

    К рассказу «Мамины руки» подходит три пословицы

    Пословица, которая подходит к характеристике Маши — Язык в узде держать надо

    Пословица про маму — Сердце матери лучше солнца греет.

    К рассказу «мамины руки» подходит пословица про маму.

    Цель урока — познакомить с рассказом Б.Емельянова «Мамины руки», учить выделять главную мысль рассказа, читать рассказ по ролям. Содействовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса образными выражениями, развивать умение ориентироваться в тексте. Эмоционально вовлечь учащихся в пространство произведения, воспитывать умение выстраивать отношения, любовь к маме, уважительно относиться к людям трудовых профессий.

    Просмотр содержимого документа
    «Урок чтения «Мамины руки» Б.Емельянова»

    Тема. Мамины руки. Б.Емельянов

    Цель: познакомить с рассказом Б.Емельянова «Мамины руки».

    Учить читать рассказ по ролям, выделять главную мысль рассказа.

    Содействовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса образными выражениями, развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста.Эмоционально вовлечь детей в пространство произведения, воспитывать умение выстраивать отношения, любовь к маме, уважительно относиться к людям трудовых профессий.

    Прозвенел звонок для нас.

    Все зашли спокойно в класс.

    Встали все у парт красиво,

    Тихо сели, спинки прямо.

    Вижу, класс наш хоть куда.

    Мы начнём урок, друзья.

    -Ребята, отгадайте загадку.

    Она приходит с ласкою

    Волшебной палочкой взмахнёт –

    В лесу подснежник расцветёт.(Весна)

    -А сейчас какое время года?

    -Назовите признаки весны (Тает снег, бегут ручьи, капель, ярче светит солнце, на дорогах лужи, сосульки, проталины, подснежники, ледоход, соловьи, скворцы, грачи.)

    Весна – самое долгожданное время года. Природа стремительно пробуждается от зимнего сна.

    НА – НА – НА наступила весна (учитель, хором)

    НЕ-НЕ-НЕ – очень рады мы весне

    Но-но-но – дарим всем мы вам добро

    -какое произведение читали на прошлом уроке?(«А что у вас?» С.Михалков)

    Наглядно-демонстрационный материал (картинки): повар, портниха, летчик, швея, доктор, учитель.

    Добавить другие профессии, которых нет в стихотворении.

    — о каких профессиях говорится в стихотворении, какие лишние на картинках.

    — Вспомните строчки, которые выражают главную мысль стихотворения.

    Мамы разные нужны,

    Мамы всякие важны.

    Введение в новую тему

    Ребята! Как называется праздник, который будет скоро? (Международный женский день).

    Этот день посвящен всем женщинам на земле. А дети называют его «Мамин праздник».

    Самое прекрасное слово на земле – МАМА. Это слово никогда не напишут с ошибкой. Это слово звучит почти на всех языках одинаково нежно. Это первое слово, которое произносит человек. У мамы самые добрые и ласковые руки, они умеют все.

    -Сегодня на уроке мы узнаем ещё об одной профессии мам.

    -Название сегодняшнего рассказа узнаете, прочитав только печатные буквы.

    — Автор рассказа Б.Емельянов.

    VII. в тексте встретятся слова. Объяснить значение слов. Словарная работа.

    Чтение этих слов хором по слогам.

    сноровиста – ловкая, шустрая, всё получается.

    белоручка – человек, который боится работы (не любит работать)

    ЗА ЯЗЫКОМ ПОГЛЯДЫВАЙ – походу чтения

    ВСЫПАТЬ ГОРЯЧИХ – по ходу чтения

    «мягкое сердце» — по ходу чтения.

    «золотые руки» — задание: подумайте, что означает это выражение в рассказе. Может речь пойдет о драгоценном металле или о чем то другом?

    VIII .Первичное чтение учителя.С подготовленным учеником.

    -Чем Маша обидела свою маму? (вопрос перед чтением) (Своим поведением, поступком.)

    -Чем Маша обидела свою маму? Что она ей сказала?

    -Кем была мама у Маши? (Ответы детей.)

    Ткачиха – работница, которая изготавливает ткань на ткацком станке.

    (показ иллюстрации), подбор родственных слов: ткацкий станок, ткачество, ткать, ткач

    Это древняя профессия. Раньше ткали вручную, а сейчас специальные современные станки и импортное оборудование.

    X. Чтение текста учащимися по частям и анализ текста. Жужжащее чтение.

    Даша помогает Роме читать в Букваре- буква М.

    -Какое настроение было у Маши с утра?

    -Как можно озаглавить прочитанный отрывок? У Маши плохое настроение.

    -Чем девочке не понравились мамины руки?

    Докажите словами из текста. (жесткие, царапаются)

    -Как вы думаете, сказав такие слова, обидела она маму?

    -Как озаглавим эту часть рассказа? Дочка обидела маму.

    -Кто заступился за маму? (бабушка)

    -Какими словами она говорит о маминых руках? Разговор внучки и бабушки.

    XIV. Чтение продолжения этого рассказа.

    -Как озаглавим этот отрывок. Примирение.

    Физминутка «Дом для нашей мамочки».

    Я хочу построить дом

    Чтоб окошко было в нем ( квадрат из пальцев)

    Чтоб у дома дверь была (2 ладошки перед глазами)

    Рядом чтоб сосна росла (2 руки поднять с растопыренными пальцами)

    Чтоб вокруг забор стоял (руками обнять невидимый шар)

    Пёс ворота охранял (4 пальца смыкать и размыкать с большим пальцем)

    Бегал быстрый паучок (по столу всеми пальцами перебирать)

    Солнце было (руки кверху)

    Дождик шел (стряхнуть)

    И тюльпан в саду расцвел (развести вверх и в стороны).

    Посмотрите на иллюстрацию. Скажите, к какой части рассказа можно ее отнести?

    Прочитаем разговор бабушки и внучки по ролям.

    Работа над выразительность.

    -Как бабушка говорит строго? Найдите в тексте.

    Автор – Саша, бабушка- Даша, внучка – Софья.

    -Кто из героев данного рассказа вам понравился? Почему?

    -Какие слова подходят к характеру мамы?

    — Но мы не поговорили о маминых руках. Найдите в тексте описание маминых рук.

    (Вывешиваю на доске слова)

    ими сделано добра – на десятерых хватит

    Собрать пословицы. (если останется время)

    Да, ребята, о мамах наших снято много фильмов, написаны рассказы, стихотворения и пословицы. На доске 3 пословицы, их нужно собрать в единое целое.

    При солнышке тепло,… ….конца не знает.

    Нет милее дружка,… …при матери добро.

    Материнская ласка,… …чем родная матушка.

    -прочитать левый столбик, потом правый

    -соединить стрелками части пословиц.

    -Чему учит этот рассказ? (ценить труд человека, уважительно относиться к людям трудовых профессий.)

    Так что в рассказе имеется в виду, когда говорится «золотые руки»?

    Показ клипа из фотографий женских рук под песню «Мамины руки» Дины Мигдал.

    — Любите ваших матерей,

    Цените любящее сердце,

    В душе у матери своей,

    Всегда вы сможете согреться…

    Приготовили мамам подарочки. Прочитайте пожелание своей маме.


    Статьи по теме