Государственные Нормативные Требования Охраны Труда Шпаргалка

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Государственные Нормативные Требования Охраны Труда Шпаргалка. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Шпаргалки».

Государственные Нормативные Требования Охраны Труда Шпаргалка.rar
Закачек 2724
Средняя скорость 5618 Kb/s

Государственные Нормативные Требования Охраны Труда Шпаргалка

Статья 209 (ТК РФ). Основные понятия

Требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Статья 211 (ТК РФ). Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ).

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314) установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов об охране труда, включающая:

межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ), разрабатываемые с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаемые Минтрудом России;

отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), разрабатываемые и утверждаемые Госгортехнадзором России и Госатомнадзором России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), разрабатываемые и утверждаемые Госстандартом России и Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП), разрабатываемые и утверждаемые Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН), разрабатываемые и утверждаемые Минздравом России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России.

Требования охраны труда содержатся в правилах и инструкциях по охране труда, утверждаемых по общему правилу работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ТК. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Проекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, должны направляться органами, разработавшими названные требования, для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.

Утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты в месячный срок должны быть направлены Минздравсоцразвития России для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут продлеваться, но не более чем на 2 срока. Решение о продлении срока их действия либо досрочной отмене может быть принято органом, утвердившим эти требования, не позднее 9 месяцев до окончания срока их действия.

При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от срока их действия. Пересмотр требований охраны труда осуществляется в таком же порядке, как и их разработка.

Федеральные санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении в пределах 10 лет, с возможностью его продления, но не более чем на 5 лет.

Правила по охране труда обязательны для работодателя. Если в них отсутствуют требования, соблюдение которых при производстве работ необходимо, чтобы обеспечить безопасные условия труда, работодатель с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного или другого представительного органа работников принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда, исходя из конкретной обстановки.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций (правил) по охране труда и в соответствии с наименованиями профессий и перечнями видов работ, утверждаемыми работодателями, руководителями структурных подразделений предприятия, и утверждаются приказом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем не реже одного раза в 5 лет. При изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда; при изменении условий труда работников; при внедрении новой техники и технологий и в других случаях инструкции по охране труда для работников пересматриваются досрочно.

Ознакомление работников с требованиями охраны труда является обязанностью работодателя (ст. 212 ТК).

Согласно законодательству работники обязаны соблюдать правила обращения с машинами и механизмами и другие требования, установленные в инструкциях (ст. 214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением инструкций по охране труда возложен на работодателя.

Непосредственный систематический контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций.

Работники такой службы вправе требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда, а от руководителей подразделений — отстранения от работы лиц, грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда. Служба охраны труда представляет работодателю предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда.

Предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности вправе также вносить комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 3329 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально — экономические, организационно-технические санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный Производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный Производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности)

— документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

2. Основные направления государственной политики в области охраны труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

— принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

— государственное управление охраной труда;

— государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

— координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

— распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

— участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

— обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

— международное сотрудничество в области охраны труда;

— проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

2. Понятие охраны труда. Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда.

Охрана труда – отрасль науки, призванная обеспечить безопасные и безвредные условия труда на производстве. Принципы: 1) приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности. 2) Обеспечение гарантий права работников на охрану труда.3) установление обязанностей всех субъектов правовых отношений. Направления: 1) государственное управление деятельностью в области охраны труда. 2) принятие законов и иных нормативных правовых актов. 3) комплексное решение задач, обеспечения здоровых и безопасных условий труда. 4) взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления и нанимателями и профсоюзами. 5) обеспечение защиты прав работников в области охраны труда. 6) подготовка специалистов, обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда. 7) организация государственной статистической отчетности.

3. Основные законодательные и нормативные правовые акты по охране труда.

Правоотношения в сфере охраны труда регламентируются следующими основными законами:1) Конституция РБ 1994 с изменениями и дополнениями.2) Трудовым кодексом РБ.3) Гражданский кодекс РБ.4) закон РБ о здравоохранении.5) Закон РБ о санитарно-эпидемическом благополучии населения. 6) Закон РБ о пожарной безопасности.7) Закон РБ о радиационной безопасности.8) Закон РБ о промышленной безопасности опасных производственных объектов.9) Уголовный кодекс РБ.10) Кодекс об административных правонарушениях.

К основным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность по охране труда, относятся: 1) Постановления Правительства; 2) Нормативные правовые акты (НПА) специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля; 3) Нормативные правовые акты министерств и других республиканских органов государственного управления и учреждений, подчинённых правительству; 4) Локальные НПА нанимателей. Нормативно правовую базу управления охраной труда в соответствии с постановлениями Министерства труда РБ №67 от 15.10.1996 составляют следующие виды нормативных документов: Межотраслевые правила по охране труда; Отраслевые правила по охране труда; Санитарные нормы и правила (СанПиН); Гигиенические нормативы (ГН); Строительные нормы и правила (СНиП); Правила безопасности; Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУЭ); Положения и типовые инструкции по охране труда; ГОСТы ССБТ (системы стандартов безопасности труда); Стандарты предприятия по охране труда; Инструкции по охране труда предприятия,

4. Права и обязанности работника по охране труда.

Основные обязанности работников установлены ТК (ст. 232) и Типовыми правилами внутреннего распорядка предприятия (учреждения). К ним относятся следующие: добросовестно трудиться; подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, выполнять установленные нормы труда и обеспечивать качество производимой продукции; соблюдать установленные требования по охране труда, работать в выданной спецодежде, спецобуви, пользоваться другими средствами индивидуальной защиты; бережно относиться к имуществу нанимателя, рационально его использовать, принимать меры к предотвращению ущерба; содержать оборудование и приспособления в исправном состоянии, поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте и на территории предприятия.

5. Обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда.

Обязанности нанимателей в области охраны труда работников установлены ТК

 обеспечивать трудовую и производственную дисциплину;

 обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте,

 принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, професион6альных и других заболеваний работников;

 постоянно контролировать знания и соблюдения работниками требований инструкций по технике безопасности; производственной санитарии и пожарной безопасности;

 своевременно и правильно проводить расследования и учёт несчастных случаев на производстве;

 своевременно предоставлять гарантии и компенсации в связи с вредными условиями труда (сокращённый рабочий день, дополнительные отпуска, лечебно-профилактическое питание и др.);

 соблюдать нормы по охране труда женщин, молодёжи и инвалидов;

 обеспечивать работников СИЗ, организовывать надлежащее хранение и уход за этими средствами;

 обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями,

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей наниматели (уполномоченное должностное лицо нанимателя) несут ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

6. Коллективный договор и охрана труда .

Коллективный договор (КД) – это локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работниками. Коллективные договора могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений). Условия КД, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, является недействительными. Сторонами коллективного договора является работники организаций в лице их представительного органа и наниматель или его представитель. КД содержит следующие положения об (о): 1) Организации труда и повышение эффективности производства. 2) Нормировании, формах, системе оплаты труда, иных видах доходов работников. 3) Размерах тарифных ставок (окладов), доплат, и надбавок к ним. 4) Продолжительности рабочего времени и времени отдыха. 5) Создании здоровых и безопасных условий труда, улучшение охраны здоровья, гарантиях социального страхования работников и членов их семей, охране окружающей среды. 6) Заключении и расторжении трудовых договоров, контрактов. 7) Обеспечении занятости, подготовки, повышении квалификации, трудоустройстве высвобождаемых работников. 8) Регулировании внутреннего трудового порядка и дисциплины труда. 9)Строительстве, содержании и распределении жилья. 10) Организации санитарно-курортного лечения и отдыха работника и членов их семей. 11) Предъявлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям воспитывающих детей инвалидов. 12) Улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работавших или работающих у нанимателя. 13) Создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенства работников. 14) Ответственности сторон за невыполнение КД. 15) Гарантиях социально экономических прав работников при приватизации. 16) Ответственности нанимателя за вред и здоровье, причиненных работнику. 17) Других трудовых и социально- экономических условиях. Контроль за исполнением КД. Контроль исполнения КД осуществляется сторонами, а также специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Ответственность сторон за неисполнением КД. За неисполнение норм и обязательств, предусмотренных КД, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством.

7. Трудовой договор и охрана труда. Контракт.

Трудовой договор с работником

Белорусским нанимателям предоставляется право заключать с работниками трудовой договор на неопределенный срок. Это предусматривает Указ Президента №164 от 31 марта «О внесении изменения и дополнений в указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. №180». Документ направлен на совершенствование контрактной формы найма и усиление защиты трудовых прав работников.

Нанимателю предоставлено право заключать с работником, не допускающим нарушений трудовой дисциплины, проработавшим у него не менее пяти лет, по окончании срока действия контракта трудовой договор на неопределенный срок с письменного согласия работника. Это правило не будет применяться к работникам, с которыми законодательством предусмотрено обязательное заключение контрактов, например, к государственным служащим. В случае отказа работника от заключения трудового договора на неопределенный срок по письменному соглашению сторон контракт с работником может продлеваться либо заключаться новый контракт в соответствии с указом №180. Установлен месячный срок для предупреждения нанимателем работника, у которого истекает срок контракта, о решении прекратить с ним трудовые отношения либо продолжить их на условиях контракта либо трудового договора на неопределенный срок.

Контракт с работником

Основанием перевода работника на контрактную форму найма может быть наличие производственных, организационных или экономических причин для изменения существенных условий труда работника (рационализация рабочих мест, изменение техники и технологии производства, введение новых форм организации труда, создание условий экономической заинтересованности работников в результатах труда и т.д.).

Порядок перевода работника на контрактную форму найма следующий. Работнику вручается письменное предупреждение о переводе на контракт с обоснованием причин и проект контракта со всеми обязательными условиями, предусмотренными Декретом №29. Через один месяц с даты вручения проекта можно заключать контракт с работником. При отказе работника от заключения контракта, трудовой договор с ним расторгается согласно п.5 ст.35 ТК РБ. Ниже приведена сравнительная таблица разных систем найма.

8. Охрана труда женщин.

Проблема охраны труда женщин в республике является актуальной, так как они в общей численности работающих занимают около 53%. Решению этой проблемы способствует принятое Советом министров РБ Постановление от 26.05.2000г. №765 «О Списке тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин». Сюда относятся работы, выполняемые по таким профессиям как аккумуляторщик, бетонщик, вальщик леса, арматурщик, водолаз, газоспасатель, варщик битума, пека, целлюлозы. Беременных женщин не следует превышать к работам на высоте, требующим переходов по лестнице. Не допускаются применение труда женщин в период беременности на работах, вынужденной неудобной позой: на корточках, коленях, а также беременные женщины не должны выполнять трудовые операции, связанные с подъемом груза. В 1999г. В Беларуси разработаны и введены в действие СанПиН 9-72-98. Целью этого документа является предотвращение негативных последствий применения труда женщин в условиях производства, сохранение здоровья работающих женщин на основе комплексной гигиенической оценки вредных факторов производства. В этом документе детально установлены требования к условиям труда женщин, в том числе и в период беременности.


Статьи по теме