Грушников Орфографический Словарь скачать

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Грушников Орфографический Словарь скачать. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Словари».

Грушников Орфографический Словарь скачать.rar
Закачек 3603
Средняя скорость 8123 Kb/s

Грушников Орфографический Словарь скачать

Орфографический словарик П.А. Грушникова

Словарь — это Вселенная в алфавитном порядке. Вольтер

Особое место в работе над словами занимают упражнения с «Орфографическим словариком» для учащихся начальной школы П.А. Грушникова. Хотя словарь назван орфографическим, это не означает, что его использование должно ограничиваться лишь рамками орфографии. Словарь многофункционален по своему назначению, так как в нем содержатся сведения не только о написании непроверяемых гласных и согласных в словах, но и о правильном произношении, изменении и употреблении слов в контексте, наконец, даются толкования значений некоторых слов. Оставлять такое богатство нужной и исключительно важной информации без внимания просто безрассудно.

Нельзя быть безучастным и равнодушным к тому, что предназначенный для начальной школы лингвистический словарь остается на втором, а то и на третьем плане в обучении родному языку. Никакие самодельные словарики трудных слов и даже словари в конце учебника русского языка не в состоянии заменить ребенку настоящий, как у взрослых, словарь. Постоянное использование словаря на уроках русского языка, регулярное обращение к нему за помощью и советом поможет сформировать жизненно важное для каждого человека умение работать с книгой. Культуру работы со словарем следует прививать, начиная с младшего школьного возраста. Пусть ребенок пристрастится к общению со словарем как со своим верным другом. Пусть уже «Орфографический словарик» станет не только справочником по отдельным частным вопросам языка, но и настоящим пособием по совершенствованию устной и письменной речи учащихся. Для этого нужно научить детей не просто смотреть в словарь, а смотреть усердно, пристрастно, научить видеть за словами те «искры чувства», о которых писал С.Я. Маршак:

Усердней с каждым днем смотрю в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

В «Орфографическом словарике» имеются почти все слова из лексико-орфоэпического минимума для учащихся начальных классов.

Работа со словарями — это один из важнейших аспектов развития речи и повышения грамотности учащихся

Весь урок русского языка — это работа со словом. Через слово ученики узнают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и… сложности. И поэтому так выражен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих. В начальных классах словарь школьника ежедневно обогащается словами. Обогащение словаря школьников должно быть мотивировано через:

развитие познавательных интересов;

поиск занимательных форм и методов работы;

облегчение работы учащихся благодаря хорошему отбору и чёткому структурированию дидактического материала и разнообразию методических приёмов;

введение гибкой и корректной системы контроля и оценки орфографических умений и навыков.

Важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Это необходимо в любом возрасте, но особенно в младшем.

Той лексики, которую ребёнок слышит и которой пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения чувств, мыслей, а при обучении в школе — для понимания изучаемого материала, так как в кругу семьи происходит лишь элементарное овладение языком. Бедность словаря нередко мешает и успешной работе в области орфографии. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Работа с орфографическим словариком

Одна из главных задач обучения языку, условие успешного, речевого развития — обогащение словаря учащихся.

Вся жизнь человека состоит из процессов получения информации, и её применения.

Человек не может хранить в памяти всё: события прошлого, даты, цифры, названия. А когда нам нужен ответ на вопрос или какая-то справка, то на помощь приходят справочники. Это книги и скупые и щедрые одновременно: в них нет ничего лишнего, и есть много нужного.

Словарь – сборник слов, в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык. Словари наши помощники, они помогают нам учиться. Словари помогают правильно писать слова, объясняют их значение, дают сведения о самых разных предметах, рассказывают обо всём на свете.

На уроках русского языка реализуется сложная система обогащения и активизации новых слов – это словарная работа и рассматривается она как составная часть системы развития речи учащихся. Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, т.к. в них собраны человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке. «Цель издания словарей для учащихся – снабдить их справочной литературой по языку, тем самым повысить уровень их самостоятельной работы, обеспечить доброкачественным языковым материалом». Использование словарей на уроках русского языка является одним из требований стандартов начального общего образования по русскому языку, предъявляемые к уровню подготовки учеников, оканчивающих начальную школу.

Школьные программы и учебники по русскому языку ориентируют учителя на использование словарей в учебном процессе. Главный критерий отбора словарей на урок – словарь должен соответствовать возрасту — т.е. это учебные словари, изданные специально для начальной школы.

В последние годы значительно выросло количество словарей, издаваемых для начальной школы, я отобрала для работы три из них: П.А. Грушников «Орфографический словарь», Е. Леонович «Толковый словарь», В.Волина «Этимологический словарь».

Опишу работу с «Орфографическим словарем» А.П. Грушникова.

Работу со словарями я проводила в соответствии с общедидактическими принципами, предъявляемыми к урокам русского языка, осуществляла комплексный подход к работе над словом.

Работу по ознакомлению младших школьников с азами пользования справочной литературой я начинаю с обучения пользованием «Орфографическим словарем» П.А.Грушникова. Словарик составлен специально для учащихся начальных классов. Пользоваться орфографическим словариком на уроках можно в двух направлениях, указанных самим П.А. Грушниковым: как справочник по орфографии, как дидактическое пособие при изучении орфографии. «Задача данного словаря приучить школьников пользоваться справочником, развитие их самостоятельности, самоконтроля». Развитие самостоятельности процесс сложный, противоречивый.

Работа со словарем может быть предложена как задание к упражнению учебника, а может быть и как самостоятельное задание, но обязательно должно иметь выход в речевую практику.

Основные этапы работы со словарём.

Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослого (этап подражания).

Ребенок в состоянии выполнить самостоятельно часть работы (этап частичной самостоятельности).

Младший школьник выполняет определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях.

В первом классе определились следующие цели работы:

1. Заложить основы учебно-познавательной мотивации.

2. Пробудить интерес к особой книге-словарю.

Учащиеся должны знать сущность алфавитного принципа расположения слов с учетом первой буквы.

Учащиеся должны уметь находить слова в начальной форме по первой букве.

Работа в первом классе ведется по готовому образцу с помощью учителя на этапе подражания и на этапе частичной самостоятельности, с указанием страниц словаря. Когда же в первом классе начинать работу с орфографическим словарем? Ученые, учителя-практики, Л.Н. Калинина, говорят о том, что не нужно скрывать язык как явление, что формирование навыка работы со словарем должно начинаться с первых шагов ученика в школе, с уроков обучения грамоте, было бы неправильным отодвигать решение этой сложной задачи на более поздний период обучения.

Учитывая тот факт, что у младших школьников преобладает интерес к формам, приемам познавательной деятельности, при работе со словарем, при подготовке к работе с ним использую различные занимательные приемы, учебные игры, элементы соревнования. Это помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету.

Упражнений по русскому языку, связанных с использованием «Орфографического словарика» очень и очень много, причём самых разнообразных. Приведу несколько видов.

Слова для справок : шоссе, дрессировка, бюллетень, экспресс, профессия.

Задание 1. Замените близкими по смыслу словами, но с удвоенной согласной (устно).

Задание 2. Запишите слова в строчку и подчеркните удвоенную согласную.

Задание 3. Найдите в «Орфографическом словарике» выделенные слова. Правильно расставьте ударения.

Саша прим…рил костюм. Юра прим. рил товарищей.

Петя весело зап. вал песню. Вова зап…вал водой лекарство.

Задание 1. Спишите предложения, вставьте в глаголах безударную гласную.

Задание 2. Проверьте правильность написания слов по словарику.

Хорош…е зайч…та были у Серёж…. Серёжа давал им морковь и щавель. Подросли зайч…та. Серёжа выпустил их на волю.

Задание 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Задание 2. Слова морковь и щавель проверьте по словарику и правильно поставьте знак ударения (с.32, 73).

Выпиши из слов начинающихся на букву и (с. 22,23) столбиком имена существительные с ь знаком на конце (слева существительные мужского рода, справа – женского рода)

Спишите следующие имена существительные, вставляя пропущенные буквы. Пользуясь «Словариком», в скобках укажите род существительного.

П…льто, к…као, к…шне, м..ню, м…тро, п…ро, рад…о.

Имена существительные, начинающиеся с буквы г (с. 13), распределите по склонениям.

1-е склонение: газета, галантерея, гардина.

2-е склонение: газон, гамак, гараж, гармонист, гарнизон

3-е склонение: гавань, гармонь).

Глаголы данные на с. 37, запиши в прошедшем времени.

Глаголы данные на с. 43, запиши во 2-м лице единственного числа.

Приведённые приёмы способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления младших школьников. Главное в работе, на мой взгляд — продуманная система обучения и воспитания, направленная на всестороннее развитие у детей творческих способностей.

Работая с «Орфографическим словарем», отыскивая в словаре нужное слово, школьник невольно обращает внимание на начертания других слов, зрительно запоминает их. Поэтому обращение к орфографическому словарю способствует воспитанию внимательного отношения к графическому образу слова, создается ценный навык быстро схватывать и запоминать правильное написание слов.

К концу четвертого года обучения у детей начальной школы появляется не только желание, но и умение пользоваться справочной литературой. И самое главное, если работа со словарями будет проводиться не эпизодически, а в системе уже на ранних ступенях развития, то «учащийся почувствует естественную потребность в словаре, и рука его без всякого принуждения со стороны будет постоянно тянуться к словарю»

Система заданий, упражнения, безусловно, не исчерпывают всего разнообразия подходов к работе с «Орфографическим словарем», показаны лишь некоторые примеры, иллюстрирующие широкие возможности уроков русского языка. Работа со словарем – один из путей воспитания детей средствами языка.

Советы составителя «Орфографического словарика» П.А.Грушникова:

«Словарик должен быть всегда с тобой, и им нужно пользоваться при выполнении письменных работ. Словарик поможет тебе быстрее научиться грамотному чтению».

Список использованной литературы.

1. Грушников П.А. Орфографический словарик: Пособие для учащихся начальных классов. – 19-е изд. — М.: Просвещение, 1985 – 80 с.

2. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.

3. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.

4. Библиотечно-библиографические знания – школьникам: Практ. пособие/Гос.респ.дет.б-к РСФСР.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Кн. палата, 1989. -216с.

5. Бирюкова Л.П. Программа «Библиотечно- библиографические и информационные знания младшим школьникам». 1-4 классы//Школьная библиотека. – 2003. — №1. –с.55-57

6. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.

Использованные материалы: Грушников П.А. «Орфографический словарь». М., Просвещение, 2010г. Рик Т. Г. Здравствуйте, Дядюшка Глагол! М., Просвещение, 2005г. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное. М., Просвещение, 2005г. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное. М., Просвещение, 2005г. http://www.hsn-ltd.ru/info/news/tag/Хищник/ ворона http://zhurnal.lib.ru/img/g/golomazzowa_t_i/1godkorowy/ корова http://www.fairytail.ru/veselye-skazki?page=5 рисунок змеи http://fotki.yandex.ru/users/natalia070/view/24963/ рисунок цветка http://www.artlib.ru/index.php?id=36&idp=120&fp=2&idg=25& рисунок кошки http://boarddubna.ru/c101-1602.html часы http://allforpets.com.ua/forum/viewtopic.php?f=27&t=1791&start=0&view=print воробей.

Слайд 16 из презентации «Урок русского языка по теме: «Часть речи — глагол»»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Урок русского языка по теме: «Часть речи — глагол».ppt» можно в zip-архиве размером 2075 КБ.

Похожие презентации

«Словарь эмоций» — Озорная Радостная Забавная Шутливая. Сказочная. Словарь эмоций. Нежная. Страшная. Веселая. Праздничная. Печальная Жалобная Тоскливая Обиженная. Грустная. Злая Грубая Темная Тяжелая Сердитая. Ласковая Мечтательная Светлая Прозрачная Задумчивая. Волшебная Опасливая Встревоженная Беспокойная Загадочная Настороженная.

«Орфографическая зоркость» — Причины падения орфографической зоркости. Вечная проблема орфографической зоркости. Развитие речи. Письмо с пропусками. Н. Ф. Виноградовой. Классический подход – учебно-методический комплект «Гармония». Понижение уровня чтения. Осознанное отношение к слову. Плохое методическое оснащение. Новые традиции – фонемный принцип пренеприятный пр ? н ? пр ? ятный.

«Толковый словарь» — Основатель и первый заведующий сектором культуры речи Института русского языка АН СССР (с 1952). Словарь содержит около 57 тысяч слов. Сергей Иванович окончил Ленинградский университет (1926). Был военным, служил мичманом на флоте. Словарь издавался дважды. При всех словах даются основные грамматические формы.

«Развитие орфографической зоркости» — Наборщик. Каждой вещи — свое место. Изографы. Упражнение на развитие орфографической зоркости и мышления. Упражнение «Корректор». Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа. Составь слова из слогов. Покрасить можно,— говорит осторожный Уж.— Только какой краской? Однажды важный Жук говорит Ужу: Надо бы нам крышу покрасить.

«Словарь» — Словарь синонимов. Хоть слова и устарели, мы про них бы знать хотели. Подбери синонимы к словам: — глаза; — голова. Разъяснение к системе сокращений дается в начале словаря. Поставь верно ударение в словах: артикул, каталог, алфавит, баловать. Помни, что словарь состоит из предисловия и словарных статей.

«Словарь русского языка» — На друга надеяться — самому пропадать. Старый друг лучше новых двух. Высказывания выдающихся людей о зависти. А что означает сочетание слов без сорочки родился! Главные задачи: Типы словарей русского языка. Григорий Богослов). Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля. Виды заданий с использованием словаря в V-VIII классах.


Статьи по теме