Идея Рассказа Подснежник Бунин

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Идея Рассказа Подснежник Бунин. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

Идея Рассказа Подснежник Бунин.rar
Закачек 928
Средняя скорость 9632 Kb/s

Идея Рассказа Подснежник Бунин

Особенностью любого мастера, главной чертой его «почерка», является умение передать очень многое, без слов. Да, вот оно — повествование. Но смысл идет между строк, тонкий и вполне определенный. Таким является рассказ Ивана Алексеевича Бунина — «Подснежник». Чтобы понять его суть, анализ его конструкции не нужен. Важно просто идти вслед за мыслью автора и ПОЧУВСТВОВАТЬ смысл.

Рассказ создан в 1927 году, но в нем нет ссылки на конкретное время. «Была Россия, городишко уездный и масленица». Жанр лирической прозаической миниатюры в это время стал особенно близок писателю, для него это возможность сказать лаконично и просто о важном. Пронзить насквозь. Безмолвная грусть о судьбе России, о состоянии общества и «болезни» сознания людей, бессмысленности их образа жизни и устремлений. Такова самая основная тема в творчестве Бунина. Он всерьез переживает это внутри себя и передает проникновенно свои размышления в творчестве. Эта тема задумчивой грустью звучит в «Подснежнике». Озвученная за пределом слов.

Незамысловатая сюжетная линия — к мальчику-гимназисту на праздники приезжает отец из деревни. Композиция рассказа тоже проста — последовательное лирическое описание встречи и одного дня из жизни героев. Но глубочайший смысл раскрывается в этой простоте.

Для маленького гимназиста приезд отца — долгожданное событие. Саша живет в городе у чужих людей, ему это очень трудно. Мальчику десять лет, и любящая тетя называет его «подснежником». За открытый взгляд его нежных голубых глаз, за природную чистоту души, такой юной и открытой миру. В нем глубина, жажда познания нового, предчувствие неведомого.

Отец мальчика — обыкновенный русский мужик, с мещанскими представлениями о жизни, без малейших размышлений о чем-то возвышенном, что могло бы питать его душу. Его окружают такие же люди. Бунин ни слова не говорит об этом прямо. Лишь описание времяпровождения этих людей, тяжести облика, говорящая о мутности их сознания и устремлений.

Образ голубоглазого «подснежника» на фоне тяжелой и смрадной действительности — как откровение. В этом юном существе присутствует та сила, которая — как росток. Глоток свежего воздуха. Бунин не знает — суждено ли прорасти этому нежному цветку, еще не зараженному абсурдом того окружения, в котором живет он. Но велика НАДЕЖДА.

Еще одна основная тема — подлинной Любви. Маленькому Саше тяжела вся эта атмосфера — мужики в пьяном угаре, душный, накуренный воздух трактира, бессмысленность происходящего. Все это угнетает его в повседневной жизни. Но сейчас все НЕВАЖНО. Он ЛЮБИТ своего отца, возможность просто быть рядом затмевает все.

Среди слов простой, реалистичной прозы, мы видим очень символичное напутствие автора — его веру в то, что однажды мир новых людей с ищущим сознанием вытеснит все косное и мертвое, саму суть «болотного существования». И настанет новая эпоха «подснежников», и изменится мир, к которому они прикоснутся своими сердцами, полными осознанности и любви.

Также помимо анализа «Подснежник» доступны другие сочинения:

«Подснежник» – небольшой рассказ Ивана Бунина. О чем это произведение? Каково его краткое содержание? «Подснежник» Бунина – это незначительная история из жизни десятилетнего мальчика. Сюжет произведения незамысловат. Но, как и прочие сочинения «последнего русского классика», этот рассказ притягивает глубиной, лиричностью.

Краткое содержание

«Подснежник» Бунина начинается с лаконичного описания небольшого уездного города и мальчика Саши – главного героя. Живет он у чужих людей. Ему непросто. И хотя женщина, воспитывающая его, относится к нему с нежностью, называя «подснежником» за открытый взгляд и доброту, Саша тоскует по отцу. Он ждет с нетерпением праздников, когда на Елецкое подворье приезжает большой, курчавый, седеющий человек. Это Сашин отец. Во время праздников мальчик переселяется в Елецкое подворье и живет несколько дней с ним.

Масленица. Отец приезжает из глухой усадьбы. Проводит с сыном несколько дней. И вновь покидает его. «До свидания, Сашенька, Христос с тобой!» – последние слова отца. И этими словами заканчивается рассказ Бунина «Подснежник». Краткое содержание, конечно же, не может передать чувств главного героя, мастерски описанных автором. Поэтому стоит рассмотреть более детально персонажей произведения.

Подснежник среди серости и уныния

Почему именно так назвал свое произведение Иван Бунин? «Подснежник», краткое содержание которого изложено выше, это рассказ о сыне типичного русского мещанина. Отец Саши – человек далеко не тонкой душевной организации. У него мещанские представления о жизни, он не размышляет о чем-либо возвышенном. В произведении есть сцена, которую сложно передать, излагая краткое содержание.

«Подснежник» Бунина начинается с описания Саши и долгожданного появления отца. На следующий день мужчина с сыном оправляется в трактир. Это грязное, душное помещение. Отец заказывает несколько простых блюд и графин водки. К нему подсаживаются рыжие мужики в тулупах, чернявые мещане в чуйках. Начинаются долгие, непонятные разговоры. И вот здесь читатель видит два мира. Один – серый, бездуховный, мрачный. Другой – светлый, одухотворенный. Как подснежник, который едва пробивается из земли, несмотря на смрадную действительность.

О чем повествует краткое содержание? «Подснежник» Бунина, как и другие произведения этого русского писателя, следует читать в оригинале. Только так можно понять смысл, который скрывается между строк. Бунин не характеризует своих героев. О том, что отец Саши человек ограниченный, можно понять из описания чувств, впечатлений мальчика. Он редко видит сына, но те недолгие часы, который он с ним проводит, протекают в грязном трактире, среди подвыпивших мужиков, купцов и барышников. Саше неуютно в этом окружении. В трактире натоптано, наплевано, туда-сюда снуют половые со сковородами в руках. Саша не может быть здесь счастлив. Тем не менее, это самый чудесный день в его жизни.

Несмотря на то что Саша находится в этом мрачном заведении, он счастлив. Потому как рядом отец. Саша его любит, и то, что он может находиться вместе с ним, затмевает все: и пьяные разговоры грубых мужиков, и крики извозчиков, и ругань половых. В этом произведении Бунин снова обращается к теме любви, в которой ему среди русских писателей двадцатого века равных, пожалуй, нет. Детская любовь, не требующая ничего взамен, способна затмить все безобразие окружающего мира. Ведь это подлинное чувство.

Непростое время

Рассказ был написан в 1927 году. Писатель, как и вся Россия, переживал непростые времена. Именно тогда ему особенно близок стал жанр прозаической миниатюры. Характерными чертами бунинского стиля стали лиричность и лаконичность.

Проза этого автора заставляет задуматься. Она простая, реалистичная. Но вместе с тем наполнена символами, идеями. На первый взгляд, всего лишь описанием нескольких часов из жизни обыкновенного мальчика является рассказ Бунина «Подснежник». В кратком содержании, прочитав это произведение, невозможно проникнуться идеями автора. В двадцатые годы писатель был поглощен грустью о судьбе России. И, возможно, именно через образ голубоглазого «подснежника» он хотел передать свои надежды, чаяния, веру в появление нового человека, способного вытеснить все мертвое и косное, что окружало современников Бунина и, к сожалению, имеет место и сегодня.

Тема: И. А.Бунин «Подснежник»

Цели: привлечение детей к осмысленному чтению с использованием стратегии ТРКМЧП «Чтение с остановками».

Способствовать повышению уровня исследовательской культуры.

Способствовать формированию дискуссионных коммуникативных навыков.

Предметные: воспринимает на слух литературное произведение адекватно, умеет анализировать литературное произведение, понимает и формулирует тему, идею, характеризует героев, сопоставляет их, определяет изобразительно — выразительные средства языка, понимает их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; формулирует собственное отношение к произведению, создаёт творческую работу, связанную с тематикой, проблематикой произведен

Метапредметные: умеет самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивает ее, определяет сферу своих интересов, умеет подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделяет причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулирует выводы.

Личностные: совершенствует духовно-нравственные качества личности, формирует готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию, развивает эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с произведением Бунина, развивает морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимает и сопереживает чувствам других людей.

-Какие ассоциации вызывает у вас слово «подснежник»? Давайте запишем эти ассоциации(оформляется в виде кластера).

— Как обычно выглядит подснежник? Где встречается этот образ?

— Скажите, удачно ли такое название для рассказа? Почему?

-Как вы думаете, о чём будет рассказ под таким названием (место, время, сюжет)? Запишите.

-Сегодня мы познакомимся с произведением Ивана Алексеевича Бунина «Подснежник» (запись в тетради и на доске темы урока).

2. Стадия осмысления. Чтение с остановками.

-Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперёд, предугадать дальнейшее – словом, прогнозировать. Существует такое понятие как читательский прогноз. И мы будем читать с остановками, «отгадывая», что же там будет дальше в рассказе.

Обратимся к тексту.

Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица — и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

-Ожидали ли вы такое начало рассказа?

-Что именно оказалось неожиданным?

-Что вы знаете о празднике масленицы?

-Предположите, о чём дальше расскажет нам автор?

Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?

На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, — к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!

Живет Саша «на хлебах», в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье.

-Расскажите, что вы узнали о сыне и отце? Запишите это в таблицу.

-Соотнесите записи в таблице.

Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику небесно-голубым. У него ясные глазки, чистое, нежное личико, доверчивый, внимательный взгляд и непорочный звук голоса.

Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье.

Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой.

Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

-Какой прием использует писатель при описании отца и сына?

-Для чего автор прибегает к антитезе?

-Как вы думаете, чем будут заниматься герои в праздничные дни?

Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьет чай и опять курит, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо. Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло. Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне.

Умывшись, он становится во фронт и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел. Он кладет в стакан целых пять кусочков сахару, съедет целый калач и опять шаркает ножкой:

Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, — завтракать. И, одевшись, они выходят, бросив теплый, полный дыму номер раскрытым настежь. Ах, как хорош после комнаты зимний сырой воздух, пахнущий праздничным чадом из труб! И какой долгий прекрасный день впереди!

В трактире «чистая» половина во втором этаже. И уже на лестнице, необыкновенно крутой и донельзя затоптанной, слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду. И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, — селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, — требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках.

— Как вы думаете, нравится ли Саше такой день? Почему?

— О чем дальше расскажет И. А. Бунин?

Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи! Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой! И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

— Почему же сын счастлив?

— Что произойдёт дальше?

А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь — и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает.

Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный:

— Подано, Николай Николаич!

И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет;

— Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой.

И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам.

А лошади уже стоят у крыльца. Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто — боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках. Еще минута — и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля — и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!

— До свиданья, Сашенька, Христос с тобой.

-Как вы думаете, о каких днях масленичной недели идет речь в произведении? Почему именно в эти дни приехал отец?

-Какими автор изображает героев в этой части текста? Почему?

-Как отец обращается к сыну, какие слова говорит? Каков смысл этих слов?

Ребята, этот рассказ биографичен. Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии. Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Родной дом он покидает ненадолго, поступив в гимназию уездного города Ельца, где не проучился и 4-ёх лет. Бунин напишет: «Я рос одиноко… без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности – гимназии, университета – мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал».

-Вот и закончился рассказ «Подснежник». Интересно ли вам было его читать?

-Чему вы удивлялись, слушая рассказ?

— Вернёмся к вашим записям в тетради. Оправдались ли ваши предположения? Что оказалось ожиданным, а что неожиданным?

-Подтвердилось ли ваше предположение о теме рассказа? Почему писатель называет своё произведение так?

-Что хочет донести автор до читателя?

-Запишите в тетради вывод, продолжив предложение: «Рассказ И. А.Бунина «Подснежник» о…»

2) Творческая переработка информации.

Теперь, зная, о чём текст, составьте синквейн по слову «подснежник»

Ждет, скучает, грустит.

Быстро проходит счастье.

4. Домашнее задание: прочитать текст ещё раз, найти художественные средства в тексте, помогающие понять основную мысль произведения.


Статьи по теме