Индивидуальное Занятие с Подростком Конспект

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Индивидуальное Занятие с Подростком Конспект. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Индивидуальное Занятие с Подростком Конспект.rar
Закачек 2935
Средняя скорость 5210 Kb/s

Индивидуальное Занятие с Подростком Конспект

Муниципальное казенное учреждение

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Конспект занятия по психологии с подростками 12-15 лет

Дурнева Наталья Геннадьевна

Цель: коррекция страхов, вызванных воображением.

Создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.

Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций.

Развитие навыков, необходимых для уверенного поведения.

Формирование адекватной самооценки.

Материалы: белая бумага формата А4, ватман, цветные карандаши, фломастеры, краски, соус, художественный уголь, мел. (Могут понадобиться спички и емкость, в которой можно безопасно сжигать рисунки.).

Форма работы – групповая.

Количество детей в группе – 5-7 человек.

Методы: арт-терапия; групповая дискуссия; обсуждение.

Возраст – 12-15 лет.

Структура занятия включает 5 этапов:

Индивидуальная изобразительная работа (разработка темы).

Заключительный этап. Рефлексивный анализ.

1. Приветствие «Волшебное слово».

Участники, свободно передвигаясь по комнате, приветствует друг друга, используя волшебные слова («спасибо», «будьте любезны» и т.д.).

2. Настрой («разогрев»).

Участникам предлагается вспомнить, какие чувства они чаще всего испытывают, нарисовать их красками в виде разноцветных пятен, подписать названия.

3. Индивидуальная работа.

«Всем: и взрослому, и ребенку – знакомо чувство страха. Закройте глаза и представьте ситуацию, свои ощущения, когда вам было страшно. Придумайте этому название. Откройте глаза. Расскажите о своих чувствах». «Нарисуйте свой страх на листе бумаги. Работу не обязательно кому-либо показывать. Поступите с рисунком так, как вам хочется. Его можно смять, порвать, сжечь или уничтожить другим способом».

«Нарисуйте на листе бумаги страх в виде маски, используя соус или уголь. По черному или коричневому фону можно рисовать белым мелом». «Оторвите пальцами лишнюю бумагу – фон. Ножницами пользоваться нельзя».

4. Коллективная работа.

Участники разбиваются в малые группы по 2-3 человека. «Рассмотрите изображения масок. Обменяйтесь впечатлениями. Придумайте название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами. Расположите их на листе ватмана и дорисуйте «картину». «Распределите и отрепетируйте роли в соответствии с придуманным сюжетом. Каждый должен говорить от лица своей маски».

5. Рефлексивный анализ.

Каждому участнику предлагается вербализовать собственные впечатления. Например, обсудить:

Что чувствовал, когда работал один, с группой, чувствуешь сейчас?

Как работала группа? Кому принадлежит идея сюжета, названия?

Как можно помочь себе и другим, если вдруг станет страшно?

Какого цвета ваши чувства, когда бывает страшно?

Какого цвета ваши чувства сейчас?

В ходе работы необходимо обращать внимание на процесс активного включения каждого члена группы. Обращать внимание группы на то, что все имеет позитивные и негативные стороны, что у каждого человека есть позитивные качества. Объяснить участникам, что работы не будут оцениваться и эстетические достоинства рисунка не имеют значения.

Список использованной литературы

1. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.-СПб.: Речь, 2005.

2. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии.-СПб.: Речь, 2010.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия

Цель занятия: актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере.

развитие навыков оптимального поведения в критических ситуациях, умения конструктивно решать конфликты, контролировать негативные эмоции;

тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние;

рассказать об опасности гневных, агрессивных реакций и необходимости умения контролировать себя, познакомить с элементами самоконтроля внешнего проявления эмоций.

Методы и методики: упражнения на развитие саморегуляции поведения, на коррекцию агрессивного поведения, кинезиологические упражнения.

Оборудование: простой карандаш, цветные карандаши, лист бумаги А4, ластик.

Форма занятия: коррекционно-развивающее.

Общее время: 45 мин.

1) включение в работу;

2) налаживание доверительных отношений;

3) помочь разобраться в сущности понятия «гнев»

Подростку предлагается вспомнить, что такое эмоции, какие они бывают, как выражаются, невербально изобразить называемые ведущим эмоции.

Вместе с психологом подросток обсуждает, что такое гнев (отрицательная эмоция) и к каким опасным последствиям он может привести. Далее психолог отмечает, что гнев еще потому является отрицательной эмоцией, что отрицательно воспринимается окружающими.

Обращается внимание на негативные последствия именно агрессивных реакций, чаще всего неконструктивных, а также на то, что внешние проявления гнева, злости и вообще чрезмерные проявления эмоций неблагоприятно представляют человека в глазах окружающих. Кроме того, следует подчеркнуть, что агрессивный человек приписывает другим свои собственные агрессивные намерения и негативные чувства.

1) помочь разобраться в причинах своей злости;

2) научить контролировать свои эмоции

«Шутливое письмо». Материалы: бумага, цветные карандаши, простой карандаш, ластик. Инструкция: ребенку предлагается выбрать кого-нибудь, на кого он недавно рассердился, с кем у него сложные и непростые отношения. После чего подросток должен написать этому человеку шутливое письмо, в котором он безмерно преувеличивает все свои чувства по отношению к нему. Также он может безгранично преувеличить и «провинности» этого человека. Психолог просит писать так смешно, чтобы ребенку самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом. Анализ упражнения:

Как ты себя чувствовал, когда писал шутливое письмо?

Что было при этом труднее всего?

Легко ли тебе было преувеличить свои собственные чувства, например, злость или обиду?

Можешь ли ты иногда смеяться над самим собой?

Как ты думаешь, что бы сказал человек, которому ты писал, если бы прочитал твое письмо?

Когда полезно смеяться над конфликтом?

«Самоконтроль внешнего выражения эмоций»

Инструкция: подросток вспоминает конкретную ситуацию, в которой он испытывал сильное эмоциональное напряжение, свое состояние (позу, мимику, жесты) и мысленно воспроизводит его.

Задает себе вопросы самоконтроля:

— Как выглядит мое лицо?

— Не скован (а) ли я?

— Не сжаты ли мои зубы?

Если эти признаки выявлены, необходимо:

1. Произвольно расслабить мимические мышцы, для чего используются следующие формулы:

2. Мышцы лица расслаблены.

3. Брови свободно разведены.

4. Лоб разглажен.

5. Расслаблены мышцы челюстей.

6. Расслаблены мышцы рта.

7. Расслаблен язык, расслаблены крылья носа.

8. Все лицо спокойно и расслаблено.

9. Удобно сесть, встать.

10. Сделать 2—3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы восстановить учащенное дыхание.

11. Установить спокойный ритм дыхания.

Заключительная часть. Ребенку предлагается сравнить свое состояние в начале и в конце упражнения. Проводится обсуждение, какие еще известны способы произвольно регулировать свое состояние. Подросток заканчивают предложение «В напряженной ситуации я сделаю. так как это поможет. ».

1) расслабить после серьезной работы;

2) учить расслаблять свое тело;

3) учить концентрироваться на своих ощущениях.

Инструкция: психолог рассказывает, что мы часто, а может быть и не очень часто, говорим «спасибо». Так принято. Принято благодарить за подарки, за вкусный обед, за оказанную услугу и за многое другое. Слово «спасибо» приятно не только тому, кто его слышит, но и тому, кто произносит. Предлагает это проверить. Часто мы забываем или просто не успеваем поблагодарить человека за что-то важное, что он для нас сделал или делает. Сейчас в течение двух минут ребенку необходимо посидеть молча. В это время постараться вспомнить человека, которому он хотел бы сказать «спасибо», и за что именно он благодарен ему. Далее следует обсуждение результатов.

1) подведение итогов;

2) поощрение за выполненную работу;

3)стимулирование серьезного и добросовестного выполнения упражнений на последующих занятиях и дома;

4)обучение навыкам рефлексии.

Вопросы для обсуждения:

1.Давай вспомним, какие упражнения мы сегодня выполняли.

2.Что тебе больше всего понравилось, а что не очень?

3. Как ты себя чувствовал во время занятия?

Эти упражнения ты можешь повторить дома самостоятельно или с родителями. Их выполнение поможет тебе научиться контролировать свое поведение когда ты злишься.

Сегодня у тебя все очень хорошо получалось.

Кон И. С. «Какими они себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А., М.: Педагогика, 1988..

Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999.

Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996.

«Социальная педагогическая психология». (Санкт-Петербург, 2000 г.) А. А. Реан, Я. Л. Коломинский.

«Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». (Санкт-Петербург, 2001 г.) Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Среднее муниципальное общеобразовательное учреждение № 9»

Оригинальная авторская разработка

«Давай с тобой поговорим…»

Кущева Александра Владимировна

Цель: осознание личных ценностей; формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения.

— создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей;

— воспитание нравственно-правовой убежденности;

— формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе.

Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.

Для подростка: чистые листы бумаги, ручки, карандаши, вырезки из журналов и изображения желаемых вещей для составления «Карты будущего».

Основные этапы проведения занятия:

Орг. Момент. Вступительное слово.

Диагностика на компьютере (тест составляется соц. педагогом в программе Hyper Test );

Проведение методики «Моя линия жизни»;

Составление «Карты будущего».

Сравнение «Карты будущего» и «Карты поступка» (была составлена на предварительном занятии).

Подведение итогов. Рефлексия.

Формы и методы работы

В работе с подростками аддиктивного поведения я стараюсь применять разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулиро­ вание, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д.), но наиболее актуальным для данного занятия считаю следующий: метод переубеждения (предоставление воспитанникам убе­ дительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков).

Ожидаемые результаты, их социальная эффективность

Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях;

Формирование образа будущего;

Увеличить степени самостоятельности подростка, его способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

Результативность проводимой работы

Психогимнастика: Для создания рабочей атмосферы.

Добрый день. Мы начинаем новое занятие. Давай разомнемся и поищем ответ на несколько фраз: «Я — это…», «Я люблю себя за…», «Я не люблю себя за…», «Я хочу изменить в себе…».

Диагностика на компьютере (тест составляется соц. педагогом в программе Hyper Test );

Есть простейшая программа для быстрого получения результатов на ответы на вопросы, которая называется Hyper Test . Социальным педагогом вводятся вопросы в программу. Диагностируемый отвечает на вопросы, и на экран выводиться количество баллов. Для данного тестирования использовались следующие вопросы:

Диагностика нравственной мотивации.

Если кто-то плачет, то я:

— думаю о том, что могло произойти

— не обращаю внимание

Я с другом играю в бамбинтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры:

— Я скажу ему, чтобы он не приставал

— Отвечу, что не могу ему помочь

— скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру

+ Пообещаю, что он может прийти с другом поиграть

Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру:

— я не обращу внимание

— скажу, что он размазня

+ объясню, что нет ничего страшного

— скажу, что надо лучше научиться этой игре

Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:

+ подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой ситуации

— обидитесь в ответ

— докажете ему, что он не прав

Если сумма положительных ответов равна:

4 балла – высокий уровень;

2,3 балла – средний уровень;

0,1 балл – низкий уровень.

Уровень нравственной мотивации мальчика на первом тестировании (в ноябре) находилась на низком уровне. Повторное тестирование показало, что нравственная мотивация мальчика поднялась до среднего уровня.

— Как ты относишься к тестированию?

— Были ли у тебя затруднения в ответах на вопросы?

— На все ли вопросы ты ответил искренне?

— Как ты считаешь, почему есть разница в твоих ответах в ноябре и в апреле?

— С чем это связано?

— Что изменилось в твоей жизни?

— Как ты сам думаешь, это положительные или отрицательные изменения?

Проведение методики «Моя линия жизни»;

Сейчас мы попробуем, как на картине, представить свою жизнь, воссоздать индивидуальный жизненный путь.

Нарисуй на листе бумаги вектор произвольной длины (можно вертикально, можно горизонтально, выбираешь сам). Начало в точке рождения. Обозначь кружочком место, где ты чувствуешь, ощущаешь себя в данный момент, в данное время.

В промежутке от рождения до настоящего времени укажи наиболее значимые для тебя события, поступки, может какие-то периоды, этапы жизни.

— Почему ты выбрал именно этот возраст?

— Почему ты выбрал именно эти события?

— Почему оно важно для тебя?

А сейчас спланируем свою будущую жизнь. Что ты хочешь, чтобы сбылось в твоей судьбе? Обозначь эти события на линии жизни.

— Почему у тебя в прошлом событий меньше чем в будущем?

— Какие события должны произойти, для того чтобы ты получил….

Составление «Карты будущего».

Теперь давай попробуем материализовать твои мечты. Вот чистый лист на него будем наклеивать то, о чем ты мечтаешь. Но будем точно указывать, в каком возрасте это произойдет.

(Выполняется работа). В качестве подручного материала берутся иллюстрации из журналов. Подросток в хронологическом порядке вырезает и наклеивает желаемые вещи на чистый лист.

Проставляем дату. Машина появиться через 5 лет, семья через 10 лет и т.д.

— Почему это появиться в данном возрасте?

— Почему ты считаешь, что денежная работа должна появиться позднее, чем скутер?

Сравнение «Карты будущего» и «Карты поступка» (была составлена на предварительном занятии). Рефлексия.

Готовая Карта вывешивается на доску. Рядом вывешивается «Карта поступка». Это картинка была нарисована учащимся после беседы после совершения правонарушения. На ней нарисованы и записаны все последствия произошедшего (контроль служб, судимость, недоверие, колония).

— Какое будущее тебе больше нравиться?

— Какое будущее ты выбираешь?

— Как обычно происходит в жизни?

— Почему так происходит?

— Опиши чувства, которые ты испытал, сравнивая эти рисунки.

— Считаешь ли ты, сделанное тобой непоправимой ошибкой?

— Что ты понял из нашего занятия?

Прощание. Упражнение «Связующая нить»

Берется клубок ниток и, сматывая его, подросток сопровождает действие высказываниями «В моей жизни происходят только хорошие события», «я контролирую свою жизнь», «я благодарен себе за то, что…» и т.п.

Список используемой литературы:

1. Ляпина Е.Ю. «Профилактика социально опасного поведения школьников», Волгоград, 2007 г.

2. «Педагогическая диагностика» Методические рекомендации, Чебоксары 2003 г.

3. Перешеина Н.В., Заостровцева «Девиантный школьник», Творческий центр, Москва 2006, г.

4. Саляхова Л.И. «Настольная книга классного руководителя», Москва, Глобус, 2007 г.

5. «Тестирование детей», Психологический практикум, Ростов-на-Дону, Феникс, 2004 г.

6. Шишковец Т.А. «Осложненное поведение подростков», Знание на 5, Москва 2006 г.

7. Шишковец Т.А. «Справочник социального педагога», Вако, Москва 2005г 8. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. «Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях», Москва, ВАКО, 2007 г.


Статьи по теме