Инструктаж по Бдд для Водителей

Содержание

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Инструктаж по Бдд для Водителей. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Инструктаж по Бдд для Водителей.rar
Закачек 2365
Средняя скорость 4619 Kb/s

Инструктаж по Бдд для Водителей

Здрaвствуйте, уважаемыe кoллеги! В прeдыдущей стaтье мы с Вами рассмoтрели какие мерoприятия следует проводить на пpедприятии в цeлях oбеспечения прoфессиональной надежнoсти вoдительского сoстава. В данной статье, как я и oбещал, давайте разберемся какие виды инструктажей по БДД бывают, их сoдержание, кто и в какие сроки их прoводит. Итак, начнем!

Главная цель, кoторая преследуется при прoведении любого видa инструктaжей по БДД является предoставление вoдителю информации, необходимой для осуществления им перевозочногo прoцесса.

Всего существует 4 вида инструктажeй пo БДД:
• ввoдный;
• предрейсoвый;
• сезoнный;
• специaльный.
Многие путают данные виды инcтруктажей пo БДД с инструктажaми пo oхране трудa, их там 5, но называются они несколько по-иному (вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой).

Контрoль за oрганизацией инструктaжей, пoлнотой и свoевременностью иx прoведения вoзлагается нa начальникa (инженерa) слyжбы БД. Инструкции и программы инструктaжей разрабатываютcя начальникoм (инженерoм) слyжбы БД.

Тaк, c видaми инструктaжей разобрались, теперь давайтe болеe подробнo oстановимся нa кaждом из них.

Ввoдный инстрyктаж пo БДД

Ввoдный инструктaж пo безoпасности движeния прoводится со всeми вoдителями трaнспортных срeдств, принимаeмыми на работy.
Ввoдный инcтруктаж пo безопаснoсти дорожногo движeния провoдится нaчальником (инжeнером) слyжбы БД.
Ввoдный инструктaж включаeт слeдующие пoложения:
• oсновные требoвания, предъявляемыe к водитeлям на прeдприятии;
• прaвила oрганизации безопаснoсти движeния транспоpтных сpедств на теppитории пpедприятия;
• особенности условий pаботы пpедприятия, установленные маршруты движения;
• порядoк подготoвки к выезду на линию и ведение путевoй дoкументации;
• oсобенности пeревозки aвтотранспортом пaссажиров;
• поpядок пpохождения пpедрейсового и послеpейсового мeдицинских осмотpов;
• пoрядок прoхождения периoдических мeдицинских пeреосвидетельствований, специальных, пеpиодических и сeзонных инстpуктажей;
• дeйствия водитeля пpи доpожно-тpанспортном пpоисшествии;
• oказание первoй дoврачебной пoмощи пoстрадавшим в ДTП;
• aнализ aварийности пo пpедприятию.

Пpедрейсовый инстpуктаж

Пpедрейсовый инстpуктаж пpоводится: при отправлении водителя по маршруту движения впервые; при перевозке детей; при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Инcтруктаж пpоводит нaчальник aвтоколонны.

Прeдрейсовый инструктaж включaет следующие пoложения:

  • протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
  • конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств;
  • расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций;
  • условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков;
  • безопасность движения в период каникул учащихся;
  • информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов и других искусственных сооружений, пользования паромными переправами и наплавными мостами;
  • меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов;
  • действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по не зависящим от него причинам (при перевозки пассажиров по регулярным маршрутам);
  • особенности посадки, высадки и перевозки лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, применительно к конкретному маршруту движения (при перевозке пассажиров);
  • особенности подачи автобуса к месту посадки пассажиров (при перевозке детей);
  • особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами, сопровождающими детей (при перевозке детей)

Сезoнный инструктаж

Сезoнный инструктаж прoводится два раза в гoд в периoды, предшествующие oсенне-зимнему и весенне-летнему периoдам эксплуатации автoтранспорта, с целью пoдготовки водительскогo сoстава к дoполнительным труднoстям, сoпутствующим управлению и эксплуатации транспoртных средств в указанныe пeриоды.
Сeзонный инструктаж провoдится начальникoм автоколoнны во втором и четвёртом кварталах.
В состав сeзонного инструктaжа включаются следующие вопросы:
• oбеспечение безoпасности движения и эксплуатации автoмобиля в соoтветствии с пoгодными (низкие температуры, снегoпад, гололедица, весенниe паводки, бездорожье и т.п.) и другими услoвиями (пoвышенная активнoсть пешеходoв, шкoльников в периoд каникул, oсобенности проeзда пeшеходных перeходов в летнеe врeмя, пассажирo-транспoртных потокoв и т.п.);
• о преoдолении затяжных спускoв и подъемoв в слoжных дорожнo-климатических услoвиях;
• aнализ типичных ДТП в слoжных метеоусловиях.

Специaльный инструктaж

Спeциальный инструктаж по безoпасности движения провoдится со всеми вoдителями транспoртных средств в следующих случaях:

  • вступления в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей;
  • изменения маршрута движения и условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения;
  • получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;
  • совершения и (или) угрозы совершения террористических актов.

При проведении инструктажа дается оценка сложившейся ситуации и порядок необходимых действий водителя

Отметка о прохождении водителями инструктажей по безопасности дорожного движения делается под роспись в соответствующем журнале регистрaции инструктaжей.

На сегодня все. Пишите комментарии, задавайте вопросы.

Правила безопасности дорожного движения обязательны для всех, как для водителей, так и для пешеходов. Соблюдение правил должно осуществляться не из страха наказания, а из ответственности за свою жизнь и окружающих.

На законодательном уровне БДД понимается как степень защищенности от дорожных происшествий и их последствий. Нормативные акты предписывают работодателям в обязательном порядке проводить инструктажи для водителей транспортных средств. Основная цель таких мероприятий — сообщить сотруднику всю информацию, которая позволит ему в полной мере выполнить свои функции по управлению транспортным средством, не допустить аварийной ситуации на дороге. Сведения должны быть сформированы в инструкции, и в зависимости от вида инструктажа доносится именно требуемая в конкретной ситуации информация.

Кто проводит инструктаж

Руководство логистической компании или другой организации-перевозчика не вправе допускать сотрудников к управлению транспортным средством без инструктажа.

Как правило, на предприятии есть отдел по безопасности движения, специалисты которого и разрабатывают программы проведения инструктажей. Общее руководство и контроль за разработкой и проведением этих мероприятий осуществляет руководитель подразделения. Функции непосредственного проведения инструктажей водителей возлагается на инженера по БД или на механика, начальника гаража, в зависимости от структуры предприятия.

Виды инструктажей

Проведение инструктажей по БДД водителей обязательно фиксируется в журналах регистрации. Сами мероприятия проводятся по заранее составленным программам и разделяются на несколько видов.

Инструктаж смешанный и проводится при приёме на работу. До сотрудника доносится не только информация о правилах БД, но и сведения об охране труда. Инструктаж обязателен для всех специалистов, которые будут осуществлять управление транспортным средством, независимо от опыта работы и квалификации, что вызывает положительные отзывы водителей.

Инструктаж проводится на рабочем месте и также считается смешанным, так как включает в себя не только правила безопасной эксплуатации транспортного средства, но и общие требования техники безопасности на рабочем месте.

Подлежит ежеквартальному проведению и включает в себя всю информацию, доносимую на первичном инструктаже. Подобное мероприятие с положительной стороны отмечается сотрудниками. Они считают, что весьма полезно повторить изученное ранее, потому что многое постепенно забывается.

Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

Проводится в ряде случаев:

  • если водитель будет отправляться по планируемому маршруту впервые;
  • осуществление перевозки детей;
  • транспортировка опасных или крупногабаритных грузов;
  • если водитель переводится на другое транспортное средство.

Подлежит проведению дважды в год. Тематика инструктажей — особенности управления транспортом в межсезонье и в тяжелых зимних условиях. Комментарии водителей об этом мероприятии только положительные, ведь они понимают, как важно в тяжелых ситуациях не растеряться и знать, как действовать.

Проводится в экстренных случаях, когда до персонала необходимо донести информацию об изменениях в нормативных актах относительно безопасности движения, о необходимости изменить маршрут движения или об «ужасающей» аварии на дороге, об угрозе возможного террористического акта.

Не заносится информация в журнал о предрейсовом инструктаже водителей по безопасности дорожного движения, о нем ставится отметка в путевом листе.

Предрейсовый инструктаж

Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения относится к текущему и проводится должностным лицом, назначенным ответственным за такие мероприятия. В программу обязательно вносятся следующие сведения:

  • какой характер дорожных условий на маршруте, опасные места на пути следования;
  • прогноз погоды на сутки;
  • какими свойствами обладает груз, если речь идет о грузоперевозках;
  • какие меры безопасности должен соблюдать водитель при перевозке людей;
  • если на маршруте следования специфические условия, то как должен вести себя водитель в экстренных ситуациях;
  • режим отдыха и питания;
  • ответственность водителя за исправность транспортного средства на пути всего следования;
  • порядок остановок и стоянки, какие необходимо предпринять меры по сохранности груза;
  • порядок пересечения железнодорожных переездов;
  • какие необходимо предпринять меры по безопасному проведению погрузочно-разгрузочных работ, как правильно крепить груз;
  • ответственность за необоснованное отклонение от маршрута.

Инструктаж при перевозке детей

Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения в случае перевозки детей, помимо общих сведений, должен включать в себя требования постановления Правительства РФ № 117 от 17.12.13 г. В частности, для перевозок детей нельзя использовать транспортное средство, которое эксплуатируется больше 10 лет. Автомобили обязательно должны быть оснащены аппаратурой ГЛОНАСС и тахографом. Обязательно устанавливается знак «Перевозка детей». В данном случае следует включить пункты в примерные темы инструктажей водителей:

  • особенности и правила высадки и посадки детей;
  • график технических остановок, к примеру, через каждые 50 минут, но не реже, чем через 100 км;
  • остановки для приема пищи, через каждые 3 или 5 часов;
  • остановка на ночлег.

Главное, что нельзя перевозить детей с 11 вечера до 6 утра, только в крайних случаях, к примеру, для передвижения в аэропорт или на вокзал. Также возможно перемещение транспортного средства с организованной группой детей в ночное время суток, если на пути следования произошла задержка и до конца поездки осталось не более 50 км.

Заказчик, то есть школа или другое детское учреждение, заказывающее услуги перевозок, может выдвигать отдельные требования к водителям, транспортному средству, естественно, в рамках действующего законодательства. Такая дополнительная информация доносится до сведения водителя именно на предрейсовом инструктаже.

Общие требования

Обзор инструкций для водителей дает полное понимание того, что существуют общие требования по обеспечению безопасности дорожного движения и охраны труда. Так, к примеру, к вождению автомобилем не допускаются лица в болезненном состоянии и переутомленные. Перед допуском к выполнению служебных обязанностей водитель обязан пройти медицинский осмотр. Запрещено употребление алкогольных напитков и наркотических средств в период управления транспортом. Если водитель отдыхает в кабине автомобиля, то двигатель должен быть отключен. Нельзя передвигаться в местах, где не установлены проезды для машин. Водитель обязан всегда иметь при себе водительское удостоверение, путевой лист и уметь оказать первую медицинскую помощь.

Неважно, как называется инструктаж для водителей, вводный или предрейсовый, главное предназначение каждого из них — закрепить знания о безопасных методах вождения, довести информацию о предполагаемой опасности и погодных условиях.

Инструкции по безопасности дорожного движения являются руководящим локальным документом, предназначенным для закрепления знаний водителя, полученных во время инструктажей по безопасности дорожного движения. Как правильно их составлять – читайте.

Из этой статьи вы узнаете:

  • перечень инструкций по БДД;
  • рекомендации по подготовке инструкции;
  • на ком лежит ответственность за из разработку;
  • какова ответственность в случае нарушения.

Кто разрабатывает инструкции по БДД

Инструкции готовит ответственный за обеспечение БДД, прошедший аттестацию в комиссии ФБУ «Росавтотранс».

К разработке инструкций для оказания методической помощи могут привлекаться специалисты по охране труда, юристы, медицинский персонал, главный механик транспортного отдела и т.п.

Нормативной базой для разработки инструкций являются:

  • Законы РФ;
  • Постановления Правительства;
  • технические регламенты;
  • Правила дорожного движения;
  • Правила противопожарного режима в РФ;
  • Правила по охране труда;
  • правила технической эксплуатации.

Также для разработки инструкций нужно пользоваться ведомственными приказами, рекомендациями и другими руководящими методическими указаниями.

Объем инструкций определяется ответственным в зависимости от специфики деятельности транспортного участка.

Перечень инструкций по БДД

Основными для организаций всех сфер экономической деятельности являются инструкции по действиям водителя при выезде с основной базы, при управлении ТС в сложных дорожных условиях, инструкции для проведения сезонных инструктажей по БДД – осенне-зимнему и весенне-летнему.

Пожарный инспектор проверит у Вас эти документы!

Инструкция по безопасности дорожного движения № 1 «Общие обязанности водителя»

В этой флагманской инструкции должны быть перечислены общие требования по допуску водителя к управлению ТС, по проверке технического состояния ТС, по оснащению ТС блокировочными устройствами, средствами первичного пожаротушения, оказания первой помощи.

Затем в инструкции № 1 должны быть представлены перечни лиц, кому водитель имеет право предъявлять документы на право управления ТС и сопроводительную документацию на груз, указано, в каком случае разрешается остановка ТС, каким образом осуществляется диалог с остановившим ТС сотрудником государственной инспекции безопасности дорожного движения, с сотрудником ФБУ «Росавтотранс» (УГАДН).

Отдельным разделом инструкции является алгоритм действий водителя при ДТП. Должны быть четко указаны все запрещающие действия со стороны работника при управлении ТС.

Инструкция по безопасности дорожного движения № 2 «Обязанности водителя перед выездом и при работе на линии»

В этой инструкции необходимо указать алгоритм действий перед выездом на дороги общего пользования, порядок прохождения предрейсового медосмотра, разъяснить режим труда и отдыха, проверку путевого листа, сопроводительных документов.

Особое внимание нужно уделить проверке технических неисправностей, при которых запрещен выезд на линию.

Также описываются действия работника перед началом движения, скоростной режим, действия при обнаружении неисправности ТС, действия при мелком ремонте в полевых условиях, действия при серьезных неисправностях в отрыве от основной базы, напоминается о необходимости избегать резких маневров и т.п.

Если недалеко от рабочей зоны находится железнодорожный переезд, детские дошкольные или школьные учреждения, психоневрологические интернаты или учреждения здравоохранения, нужно особо обратить внимание водителя на возможность воздействия третьих сил на безопасность.

Инструкция по безопасности дорожного движения № 3 «Работа водителя в сложных дорожных условиях»

В этом случае работодатель должен руководствоваться местными климатическими условиями и особенностями ландшафта. В инструкции необходимо указать действия водителя при попадании на мокрый и скользкий участок трассы, при движении в условиях низкой видимости, при тумане, снегопаде и дожде.

Инструкция по безопасности дорожного движения № 4 «Особенности работы водителя в весенне-летний период»

При составлении нужно указать особенности управления транспортным средством при снеготаянии, по проталинам, в условиях дневного раскрытия грунта и вечернего обледенения трассы. Снег скрывал часть дорожных ям, поэтому водитель должен проявить повышенную бдительность при проезде дорог, избегая возможного попадания на размокшую обочину и съезда в кювет. В гололед, дождь сцепление с трассой снижается до низких цифр, поэтому машина может попасть или в аквапланирование, или в занос, что в одинаковых условиях является травмоопасной ситуацией. Очень опасна ледяная корка на подъездах к мостам или путепроводам. На скользкой трассе смена полосы и обгон сами по себе являются потенциальными проводниками аварии.

Весенне-летний период – это сезон отпусков и школьных каникул. Поэтому в это время на улицах городов и сел в разы увеличивается интенсивность движения пешеходов, самокатчиков, гироскутеристов и скейтеров, водителей мопедов и мотоциклов, значительную часть которых составляют дети.

Инструкция по безопасности дорожного движения № 5 «Особенности работы водителя в осенне-зимний период»

Осенне-зимний период сопровождается туманами, дождями, листопадом, утренними и вечерними заморозками. Это существенно осложняет дорожную ситуацию и делает управление ТС затруднительным. Световой день становится коротким, больше появляется пешеходов на остановках общественного транспорта. При движении автомобиля в неблагоприятных климатических условиях увеличивается тормозной путь, повышаются требования к освещению рабочей зоны движения ТС.

Инструкция по безопасности дорожного движения № 6 «Действия водителя при ДТП»

Эта инструкция должна быть коротким, но очень содержательным алгоритмом пошагового действия водителя в случае дорожно-транспортного происшествия. В инструкцию внесите порядок экстренной эвакуации пассажиров ТС, действия водителя для устранения опасного травмирующего фактора, порядок вызова скорой помощи, перечень мер для спасения имущества, для сохранения обстановки в «первозданном» виде в целях проведения объективного расследования причин ДТП.

Рекомендации по подготовке инструкции для водителей по безопасности дорожного движения 2018

При подготовке инструкции разработчик должен учитывать все риски предприятия, связанные с управлением ТС. Помимо инструкций по непосредственной эксплуатации ТС, необходимо разработать инструкции по БДД для контролера технического состояния ТС.

Требования по наличию пакета правовых нормативных актов по безопасности дорожного движения и по охране труда касаются всех работодателей без исключения. Это требование статьи 212 ТК РФ. Инструкции по БДД являются локальным документом работодателя, разработанным с учетом требований 8 статьи ТК РФ, поэтому должны быть доведены до каждого ответственного руководителя и до каждого исполнителя под подпись.

Инструкции по БДД обязательно разрабатываются во всех организациях – от ИП до крупных холдингов, имеющих на балансе транспортные средства и осуществляющие движение как внутри своей организации, так и с выездом на дороги общего пользования. Связано это с тем, что транспорт – будь то промышленный внутризаводской или автомобильный легковой, грузовой и т.п., является источником повышенной опасности как для работников, так и для общества в целом.

Немаловажным этапом будет согласование инструкций по БДД со службой охраны труда и с представительным органом работников. Несмотря на то, что данные инструкции относятся к сфере безопасности дорожного движения, речь идет о системе сохранения жизни и здоровья работника – водителя. Поэтому данные инструкции должны быть в обязательном порядке согласованы на предмет соблюдения требований трудового законодательства и прав работающих с профсоюзом или советом трудового коллектива (при его наличии, разумеется). Специалисты по охране труда должны оказывать всестороннюю методическую поддержку ответственному разработчику инструкций.

Согласование проектов инструкций по безопасности работников с представительным органом работников регламентировано в абз. 22 ч. 2 ст. 212 ТК РФ.

Для этого работодатель выполняет процедуру, указанную в 372 статье ТК РФ – отправляет в представительный орган проект инструкции. Если у представительного органа есть вопросы для доработки, то работодатель должен получить это мотивированное мнение в течение 3 дней и учесть его при разработке инструкции.

Если же никаких вопросов не возникло, в течение 5 рабочих дней представительный орган обязан предоставить работодателю письменное мотивированное мнение в форме подтверждения согласования (протокол заседания профкома, протокол профсоюзного собрания, протокол совета трудового коллектива и т.п.). В левой части инструкции после «Согласовано» должны быть приведены эти реквизиты – например, «согласовано общим собранием трудового коллектива, протокол № 11 от 6 сентября 2017 года». Эта запись будет соответствовать статье 372 ТК РФ.

Юридическая сила и ответственность в случае нарушения инструкций по БДД

Инструкции по БДД относятся к локальным нормативным документам организации. Их введение осуществляется по приказу руководителя организации. С момента подписания инструкции работником, требования инструкции становятся обязательным. За нарушение или неисполнение требований инструкции работник должен быть подвергнут дисциплинарному взысканию.

За дисциплинарный проступок работодатель может применить к сотруднику одно из дисциплинарных взысканий:

  • замечание – самая мягкая форма взыскания;
  • выговор – взыскание средней тяжести;
  • увольнение – крайняя мера взыскания только за очень серьезные проступки.

Такие виды взысканий приведены в части 1 статьи 192 Трудового кодекса РФ. Конкретный вид взыскания определяйте с учетом всех обстоятельств и тяжести проступка.

Взыскания, которые не предусмотрены законодательством, назначить сотрудникам нельзя (ст. 192 ТК РФ). Поэтому незаконными будут признаны штрафы за неисполнение инструкций по БДД или строгий выговор.

Если менеджер по продажам или мерчендайзер, то есть работники, не являющиеся профессиональными водителями, выезжает на транспортном средстве работодателя по служебным вопросам, они также должны быть ознакомлены с инструкциями по БДД.

Вопрос о том, что работодатель предоставляет непрофессиональным водителям возможность ездить на служебном транспорте, в рамках данной статьи не раскрывается, но мы рекомендуем не заниматься такими вещами.

Если произойдет ДТП, работодатель будет нести полную ответственность за произошедшее, и для инспектора ГИБДД не будет иметь никакого значения, кто в момент аварии находился за рулем: водитель, закрепленный за ТС приказом, или бухгалтер. Поскольку транспортное средство находится на балансе предприятия, ответственность за безопасность работников и других участников дорожного движения будет нести работодатель – и административную, и гражданскую, и уголовную, и материальную.

Это уже потом работодатель сможет удержать свои расходы с работника, нарушившего ПДД и локальную инструкцию по БДД, согласно части 2 статьи 238 ТК РФ. Этой же позиции придерживается и Роструд в своем письме от 19.10.2006 № 1746-6-1.

В профессиональных кругах, на форумах по БДД зачастую можно встретить такую фразу, что, в отсутствие ответственного за обеспечение БДД, его обязанности должен выполнять руководитель организации, отвечающий квалификационным требованиям. Однако это не так, поэтому мы должны вас предостеречь: руководитель организации обязан обеспечивать контроль за деятельностью должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, что исключает выполнение руководителем функций данного должностного лица. Нельзя проверять самого себя. На это указывают и судебные решения:

  • Решение АС Саратовской области от 14.03.2016 № А57-2758/2016;
  • Решение АС Алтайского края от 18.02.2016 № А03-25158/2015.

Неисполнение обязанности по проведению инструктажей по БДД для работодателя может окончиться плачевно – по части 5 статьи 12.31.1 КоАП РФ штраф составляет 100 000 рублей за не проведение инструктажа. Мало того, на 10 000 рублей будет оштрафован каждый: руководитель организации, ответственный за БДД, диспетчер, выписавший путевой лист. Таким образом государство стимулирует организации заниматься обучением работников по безопасности дорожного движения.


Статьи по теме