История Литературоведческих Учений Учебник

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: История Литературоведческих Учений Учебник. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

История Литературоведческих Учений Учебник.rar
Закачек 777
Средняя скорость 8654 Kb/s

История Литературоведческих Учений Учебник

История науки о литературе — фундаментальная историко-филологическая дисциплина в системе гуманитарного образования. Курс формирует представление о развитии теоретических идей, концепций изучения литературы, об особенностях конкретных литературоведческих исследований с древнейших времен до наших дней, знакомит с основными направлениями и школами литературоведения, с деятельностью отдельных ученых, с характеристикой основных методов, сложившихся в науке о литературе.

Цель курса — ознакомление с основными тенденциями развития науки о литературе в теоретическом и методологическом аспектах; оказание помощи начинающим литературоведам в овладении методами, выработанными в филологии.

• ознакомление с научными направлениями, школами и наиболее известными трудами их представителей;

• описание наиболее известных методов изучения литературы;

• овладение навыками анализа и интерпретации литературного произведения в русле определенной научной методологии.

Лекционная часть сопровождается практическими работами, где предполагается применение теоретических знаний при анализе художественных произведений. Анализ и интерпретация произведений при помощи мифопоэтического, культурно-исторического, социологического, психологического, структурного, сравнительного метода должны служить определению механизма функционирования конкретного метода в современных условиях.
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ, КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

Предмет и задачи курса.

Периодизация истории литературоведения. Исторический подход. Типология, связанная с учетом формально-содержательных аспектов литературных явлений: направления, в которых приоритет отдается содержанию (психологическая школа, культурно-историческая, социологическая и др.), и направления, в которых доминантой выступает форма (формальный метод, структурализм, нарратология и др.). Типология, связанная с понятием инстанций: инстанция автора (биографический метод, психоанализ, психологическое направление); инстанция текста (структурализм, постструктурализм); инстанция читателя (рецептивная эстетика, герменевтика); инстанция «внетекстовых рядов» (культурно-историческая школа, социологизм).

  1. ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ УЧЕНИЙ В ДРЕВНОСТИ

1.1. Учение о литературе в Древности и Средние века

Литературоведение в Древней Греции. Значение трудов Платона и Аристотеля в развитии науки о литературе в Европе (выявление аспектов научной спецификации литературоведения; разработка проблем эстетического содержания литературы (сущность категории «подражания» Аристотеля и т.п.); определение корпуса проблем науки о литературе).

Возникновение и этапы становления науки о литературе (балягат) на арабском Востоке. Проблемы классификации наук (Ибн Халдун, XIV в.), возникновение теории арабской системы стиха аруз (Х.Фарихиди, Сибаваихи). Интерпретация «Поэтики», «Метафизики» Аристотеля (Аль–Фараби). Энциклопедический труд Абу Али Сины «Китаб-эш-шифа». Обоснование Ас–Саккаки («Мифтах аль–ильм») трех направлений балягат: бадиг, баян, маган, определение их структуры. Труды Р.Ватват, Шамсе Кайс Рази, Насретдина Туси, Вахида Табризи и др.

Проникновение арабско–персидской поэтики в тюркоязычную среду как научной надстройки, теоретического руководства. Существование теоретико-литературной информации в самой структуре литературного произведения (на примере творчества Кол Гали, Рабгузи, Меджлиси, С.Сараи, Мухаммедьяра, Хорезми, Максуди и др.). Труды А.Навои и Захираддина Бабура о тюркском арузе.

2. НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ В XVIII ВЕКЕ
Становление эстетики как учения о прекрасном. «Эстетика» А. Баумгартена.

Нормативные поэтики. «Поэтическое искусство» Н. Буало как пример нормативных поэтик «запада».

3. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ В XIX ВЕКЕ
Формирование новой научной парадигмы в первой половине XIX века. Значение трудов Шеллинга в истории науки о литературе. Философско-эстетический дискурс в науке о литературе в «Эстетике» Гегеля.
3.1.Литературоведческие направления, школы, методы
3.1.1. Мифологическая школа

Возникновение мифологической школы на рубеже ХYШ–Х1Х вв. Влияние «Немецкой мифологии» братьев Гримм на становление мифологической школы.

Мифологическая школа в русском литературоведении: А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев.

Традиции мифологической школы в трудах К.Насыйри, Ш.Марджани, В.В.Радлова и др.

3.1.2. Биографический метод

Теоретико-методологические основания биографического метода. Жизнь и творчество Ш.О.Сент-Бева. Биографический метод в русском литературоведении Х1Х в. (научная деятельность Н.А.Котляревского).

Трансформация биографического метода во второй половине ХХ века: импрессионистская критика, эссеизм.

Биографический подход при изучении наследия крупных художников слова (Г.Тукая, С.Рамиева, Ш.Бабич и др.) в трудах татарских ученых XX века. Использование биографического подхода при изучении творчества М.Джалиля, Х.Туфана и др. Эссеистика на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

Предпосылки возникновения культурно-исторического метода. Влияние философии позитивизма на становление культурно-исторической школы. Научная концепция И.А.Тэна.

Культурно-историческая школа в русском литературоведении: А.Н.Пыпин, Н.С.Тихонравов и др. Эволюция культурно–исторического метода: взгляды В.В.Плотникова, Л.Е.Комачевского, Б.И.Пуришева.

Идеи культурно—исторической школы в татарском литературоведении. Возникновение школы «общественников». Научная концепция школы. Труд Дж.Валиди «Движение татарской литературы», работы Г.Исхаки, Г.Ибрагимова, Ф.Амирхана, Г.Рахима, Н.Хальфина, Г.Сагди. Э.Р.Галиева о культурно–исторической школе в татарском литературоведении 20–х гг. ХХ в.

Становление сравнительно—исторической школы. А.Н.Веселовский как теоретик сравнительно-исторического направления в русском литературоведении Х1Х в.

Трансформации сравнительно-исторической методологии в XX веке: труды В.М.Жирмунского, Н.И.Конрада.

Проблема сравнительного и сопоставительного изучения литератур.

Изучение взаимодействий татарской литератур с восточными, русской и западноевропейскими литературами в трудах Ю.Г.Нигматуллиной, Х.Ю.Миннегулова, Э. Г. Нигматуллина, О.Х.Кадырова, Н.Ш.Хисамова, В.Р.Аминевой и др.
3.1.5. Психологическое направление

Духовно–историческая школа в Германии (В.Дильтей, В.Вундт), психологическая школа во Франции (Г.Тард, Э.Эннекен). Причины и условия возникновения психологического направления в русском литературоведении. Концепции А.А.Потебни, Д.Н.Овсянико–Куликовского.

Психологический подход в татарском литературоведении начала ХХ века. Взгляды М.Марджани, Дж.Валиди, Г.Ибрагимова, Г.Губайдуллина, А.Мухетдинии и др. Труд Г.Баттала «Теория литературы».

Концепция психологического анализа литературного произведения в 1920–30–е гг. (Л.С.Выготский). Исследования К.Леонгарда, Мюллер–Фрейнфельс и др.

4. НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ, МЕТОДЫ В XX ВЕКЕ
4.1. Психоанализ

Теоретические основы психоаналитической критики. Жизнь и деятельность З.Фрейда. Психоаналитические труды Фрейда. Психоанализ К.Г.Юнга. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Теория архетипов. Гуманистический психоанализ Эриха Фромма. Понятие о социальном бессознательном. Исследования Ж.Лакана.

Психоаналитические теории в России в 20–е гг. ХХ в. (И.Д.Ермаков). Психоанализ в современном литературоведении.
4.2. Социологизм

Возникновение социологизма. Различие социологического и культурно–исторического методов. Особенности применения социологического метода в русском и татарском литературоведении. Взгляды П.Н.Сакулина. Труды Г.Нигмати, Ф.Бурнаша.

Вульгарный социологизм: генезис и суть (В.М.Фриче, поздние работы В.Ф.Переверзева). Ф.Г.Галимуллин о вульгарном социологизме в татарском литературоведении.

Социологизм как элемент в литературоведческих концепциях второй половины ХХ века (В.Н.Волошинов, Г.А.Гуковский).

Возникновение новых концепций, направлений, сумевших преодолеть редукционизм социологического подхода. Жизнь и деятельность М.М.Бахтина, концепция диалога. Попытка расширить возможности социологического метода в трудах М.Гайнуллина, Г.Халита, И.Нуруллина.

Социологизм в мировом масштабе: в Германии (Б.Брехт, Г.Лукач), в Италии (Г.Вольпе), во Франции, стремления к синтезу социологизма и структурализма (Л.Гольдман), социологизма и семасиологии.

Научная методология формальной школы. Труды В.Шкловского, Б.Эйхенбаум, Б.Томашевского. Понятия «прием/материал», «мотивировка», «остранение» и др. Формальная школа и литературоведческие методологии XX века.

Влияние формальной школы на взгляды татарских литературоведов. Статьи Х.Такташа, Х.Туфана о стихосложении. Труды Х.Вали. Т.Н.Галиуллин о формализме в татарской литературе и литературоведении.

Роль пражского лингвистического кружка и женевской лингвистической школы в формировании структурализма. Понятия структуры, функции, элемента, уровня, оппозиции и др. Взгляды Я.Мукаржовского: структурная доминанта и норма.

Деятельность парижской семиотической школы (ранний Р.Барт, К.Леви–Стросс, А.Ж.Греймас, К.Бремон, Ж.Женетт, У.Тодоров), бельгийской школы социологии литературы (Л.Гольдман и др.).

Структурализм в России. Попытки применения структурного метода в изучении татарского фольклора (работы М.С.Магдеева, М.Х.Бакирова, А.Г.Яхина), в школьном анализе (А.Г.Яхин), при изучении истории татарской литературы (Д.Ф.Загидуллина и др.).

Возникновение нарратологии — теории повествовательных текстов в рамках структурализма: П.Лаббок, Н.Фридман, А.–Ж.Греймас, Ж.Женетт, В.Шмид. Терминологический аппарат нарратологии.

Б.С.Мейлах о комплексном методе в литературоведении. Казанская базовая группа Ю.Г.Нигматуллиной. Проблемы прогнозирования развития литературы и искусства. Труды Ю.Г.Нигматуллиной.

Комплексный метод в исследованиях татарских литературоведов Т.Н.Галиуллина, А.Г.Ахмадуллина, Р.К.Ганиевой и др.
4.5. Тартусско-Московская семиотическая школа.

Возникновение тартусско–московской семиотической школы. Деятельность Ю.М.Лотмана, его взгляды относительно применения структурного метода: термины «минус–прием», «доминанта», «внетекстовые связи». Концепция семиосферы.

Работа Б.Успенского «Поэтика композиции». Исследования в области стихосложения в русском и татарском литературоведении (Х.Госман, Н.Г.Юзиев).
4.6. Герменевтика

Первые сведения о проблеме интерпретации в Древней Греции и на Востоке. Взгляды представителей немецкой «духовно–исторической» школы (Ф.Шлейермахер, В.Дильтей). Концепция Х.Г.Гадамера. Понятие «герменевтического круга». Герменевтическая теория в современном русском литературоведении (Ю.Борев, Г.И.Богин).

4.7. Рецептивная эстетика

Возникновение школы рецептивной эстетики в Констанцком университете. Значение трудов Г.Р.Яусса и В. Изера в истории направления. Аспекты изучения читателя в рамках рецептивной эстетики. Понятия «горизонт ожидания», «коммуникативная определенность/неопределенность», «эстетический опыт».

Возможности использования различных методов в татарском литературоведении.

5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ

Литературоведение как наука зародилось в глубокой древности, первоначально в форме мифологических представлений. Многие явления, относящиеся к литературоведению, были разработаны в античности как часть общих обобщений, относящихся к философии, эстетике.

Начатки искусствоведческих и литературоведческих знаний зарождаются в глубокой древности в форме мифологических представлений (таково, например, отражение в мифах античной дифференциации искусств). Суждения об искусстве встречаются в древнейших памятниках — в индийских ведах (10-2 вв. до н. э.), в китайской «Книге преданий» («Шуцзин», 12-5 вв. до н. э.), в древнегреческой «Илиаде» и «Одиссее» (8-7 вв. до н. э.) и др.

В Европе первые концепции искусства и литературы разработаны античными мыслителями. Платон в русле объективного идеализма обосновал собственно эстетические проблемы (в том числе проблему прекрасного), рассмотрел гносеологическую природу и воспитательную функцию искусства, а также дал главные сведения по теории искусства и литературы (прежде всего деление на роды — эпос, лирику и драму).

В сочинениях Аристотеля «Об искусстве поэзии», «Риторика» и «Метафизика», при сохранении общеэстетического аспекта подхода к искусству, происходит уже формирование собственно литературоведческих дисциплин — теории литературы, стилистики и особенно поэтики. Его сочинение «Об искусстве поэзии», содержащее первое систематическое изложение основ поэтики, открыло многовековую традицию специальных трактатов по поэтике, которая, однако, приобретала со временем всё более усиливавшийся нормативный характер (такова уже «Наука поэзии» Горация).

Одновременно с античной поэтикой развивается риторика — первоначально наука об ораторском искусстве и прозе вообще (помимо «Риторики» Аристотеля, сочинения Цицерона, «Об образовании оратора» Квинтилиана и др.); в рамках риторики происходило формирование теории прозы и стилистики. Традиция составления риторик, как и поэтик, дожила до нового времени (в частности, в России: «Краткое руководство к красноречию», 1748, М. В. Ломоносова). К античности восходит также жанр критики в Европе: суждения ранних философов о Гомере, сопоставление трагедий Эсхила и Еврипида в комедии Аристофана «Лягушки» (405 до н. э.).

Первоначально критика также была неотделима не только от др. отраслей Л., но и от художественного творчества в целом. Значительная дифференциация литературоведческих знаний происходит в эллинистическую эпоху, в период так называемой александрийской филологии (3-2 вв. до н. э.; см. Эллинистическая культура), когда вместе с др. науками Л. отделяется от философии и формирует собственные дисциплины. К последним следует отнести биобиблиографию («Таблицы» Каллимаха — первый прообраз литературной энциклопедии), критику текста с точки зрения его подлинности, комментирование и издание текстов (Зенодот Эфесский, Аристофан Византийский, а также Аристарх Самофракийский). Глубокие концепции искусства и литературы складываются в древности и в странах Востока. В Китае в русле конфуцианства формируется учение о социальной и воспитательной функции искусства (у Сюнь-цзы, около 298-238 до н. э.), а в русле даосизма — эстетическая теория прекрасного в связи с универсальным творческим началом «дао» (Лао-цзы, 6-5 в. до н. э.). В Индии проблемы художественной структуры разрабатываются в связи с учениями об особом психологическом восприятии искусства — расе («Натьяшастра» Бхараты, около 4 в., и более поздние трактаты) и о скрытом смысле художественных произведений — дхвани («Дхваньялока» Анандавард ханы, 9 в., и др.), причём преимущественное внимание уделяется стилю, т. е. лингвистической реализации художественных эффектов. В целом развитие Л. в странах Востока отличало то, что в течение многих веков в нём преобладали общетеоретические и общеэстетические методы (наряду с текстологическими и библиографическими работами). Исследования исторического и эволюционного плана возникли лишь в 19-20 вв.

Связующими звеньями между античным и новым Л. были Византия и латинская литература западноевропейских народов. В Византии Л., стимулируемое изучением и собиранием древних памятников, имело преимущественно биобиблиографический и комментаторский уклон; создаются: один из первых европейских энциклопедических сводов литературных произведений.

Эпоха Возрождения стимулировала создание оригинальных поэтик, соответствующих местным и национальным условиям. В связи с этим проблема языка, выйдя за рамки стилистики и риторики, возросла до общетеоретической проблемы утверждения новоевропейских языков в качестве полноправного материала поэзии. Л. вырастало на основе «открытия античности», проблема оригинальности переживалась Возрождением во всём её драматизме, от попыток приспособить элементы античной поэтики к новой литературе Восприятие классических жанров как «вечных» канонов совмещалось со свойственным Возрождению ощущением динамизма и незавершённости, в это время возникло трёхчастное деление человеческой истории на античность, средние века и Ренессанс.

С конца 16 в. и особенно в эпоху классицизма усиливается тенденция систематизации законов искусства; вместе с тем явственно обозначается нормативно-утилитарный характер художественной теории. Н. Буало в «Поэтическом искусстве» (1674), посвятил главные усилия созданию стройной системы жанровых, стилистических, речевых норм.

Вместе с тем в Л. 17 — 18 вв. намечается сильная тенденция антинормативности в понимании видов и жанров литературы. На примере У. Шекспира смешение жанров обосновывал С. Джонсон («Жизнеописания наиболее выдающихся английских поэтов», 1779-1881); за промежуточный между трагедией и комедией жанр — мещанскую драму выступил Д. Дидро. Наконец, у Г. Э. Лессинга («Лаокоон», «Гамбургская драматургия» эта тенденция приобрела характер решительного выступления против нормативной поэтики в целом, что подготовило эстетические и литературоведческие теории романтиков.

18 в. — время создания первых историко-литературных курсов: «История итальянской литературы» (1772-82) Дж. Тирабоски, «История английской поэзии» (1774-81) Т. Уортона, а также построенный на историческом рассмотрении родов поэзии «Лицей, или Курс древней и новой литературы» (1799-1805) Ж. Лагарпа.

Более трудно хронологически приурочить возникновение литературной критики, формирование которой заняло более столетия — от Ф. Малерба, Буало, Дж. Драйдена (названного С. Джонсоном «отцом английской критики») до Лессинга, Дидро, Ж. Мармонтеля, Н. М. Карамзина (который впервые в России ввёл в журнал обстоятельный отдел критики и библиограф ии).

На исходе 18 в. наблюдается важнейший сдвиг в европейском литературном сознании, поколебавший устойчивую иерархию художественных ценностей. Включение в научный кругозор средневековых европейских, а также восточных литератур, памятников фольклора поставило под сомнение категорию образца, будь то античное искусство или Возрождение. В собственно философских идеалистических системах, венцом которых была философия Гегеля, идея развития искусства воплощалась в феноменологию художественных форм с диалектической необходимостью сменяющих друг друга (у Гегеля — это символические, классические и романтические формы); философски обосновывалась природа эстетического и его отличие от нравственного и познавательного (И. Кант); философски постигалась неисчерпаемая — «символическая» — природа художественного образа (Ф. Шеллинг).

Философский период Л. — это время масштабных систем, задуманных как универсальное знание об искусстве (и, конечно, шире — о всём бытии) и «подминающих» под себя и историю литературы, и поэтику, и стилистику и т.

В18 веке возникло литературоведение как самостоятельная наука. Теоретико-литературная мысль развивалась в трудах Д. Дидро, М. Ломоносова, В. Тредиаковского.

В России в 20-30-е гг. 19 в., испытывая влияние немецких философских систем и отталкиваясь от них, сложилось течение «философской критики» (Д. В. Веневитинов, Н. И. Надеждин, отчасти В. Г. Белинский и др.). Оно также обосновывало специфическую природу искусства и движение его форм, но при этом, отвечая на живые запросы русской литературы, особое внимание уделяло разработке новейшей, реально и формы. Выйдя из периода философской эстетики, Белинский в 40-е гг. оригинальным образом увязал её идеи с концепциями гражданского служения искусства и историзмом («социальностью»). Цикл статей Белинского о А. С. Пушкине (1843-1846) по существу явился первым курсом истории новой русской литературы. Объяснение явлений прошлого было связано у Белинского с разработкой теоретических проблем реализма в искусстве. В это время в России, в отличие от западноевропейских стран, несмотря на наметившуюся уже дифференциацию дисциплин, основной формой Л., разрабатывавшей наиболее богатое содержание и синтетично совмещавшей в себе др. отрасли, являлась именно философская критика (отмечено позднее Н. Г. Чернышевским: «. люди, особенно занимавшиеся эстетическою критикою, очень много. сделали и для истории литературы» — Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 264).

На скрещении многих методологических традиций 19 в. возникло научное творчество А. Н. Веселовского. В «Исторической поэтике», выясняя «. сущность поэзии — из её истории», Веселовский обращается к исторической действительности и исследует «. образно-поэтическое переживание и выражающие его формы»

С др. стороны — со стороны структуры художественного произведения как целого — подошёл к проблеме образности А. А. Потебня («Из лекций по теории словесности», 1894; «Из записок по теории словесности», 1905). Исследуемая им аналогичность слова и образа в связи с их социальными «применениями» обосновывает многозначность произв., в которое как бы вложено множество содержаний, вечную обновляемость образа в процессе его исторической жизни, а также конструктивную роль читателя в этом изменении. Выдвинутая Потебнёй идея о «внутренней форме» слова содействовала диалектическому исследованию проблемы художественного образа и явилась перспективной для последующего изучения поэтической структуры в связи с её функциями.

В последней трети 19 в. в западноевропейского Л. культурно-исторический метод углубляется с помощью сравнительно-исторического и особенно психологического подхода. Усиление сравнительно-исторических изучений привело к созданию специальной дисциплины — сравнительного литературоведения [Ф. Бальдансперже, И. Ван Тигем (Франция) и др.].

Процесс развития Л. становится всемирным, ломая многовековые перегородки между Западом и Востоком. В странах Востока впервые появляются истории национальных литератур («10 лекций по японской литературе», 1899, Хага Яити, позднее истории индийских литератур, «Краткая история китайской прозы», 1923, Лу Синя); происходит становление систематической литературной критики.

В советском литературоведении также были неординарные личности: Д. Лихачёв, В. Жирмунский, М. Бахтин, Ю. Лотман(структурализм), М. Гаспаров, Вадим Кожинов.

Белорусское литературоведение начиналось со со времён Ф. Скорины. В нём проявили себя такие учёные и писатели как Е. Карский, М. Богданович, М. Горецкий, А. Луцкевич, Я Баричевский, М. Ларченко, С. Александрович, Р. Берёзкин, В. Бечик, А. Коршунов, А. Адамович, В. Коваленко, П. Дюбайло, И. Ралько. Плодотворно работают в современном литературоведении, В. Гниломёдов, М. Мушинский, Г. Киселёв, В. Чемерицкий, О. Лойко, А. Яскевич, С. Лавшук, сотрудники белорусских университетов, в том числе и БГУ.

Состав и задачи учебника

Предлагаемый учебник ставит целью углубить и обобщить знания, полученные студентами при изучении курсов «Введение в литературоведение», «История литературной критики», а также истории русской и зарубежной литератур, мировой художественной культуры. В учебнике с опорой на новейшие достижения литературоведческой науки раскрывается смысл и дается истолкование основных литературоведческих категорий и понятий, необходимых будущему учителю литературы в практической работе в школе. В процессе изучения теории литературы студенты приобретут навыки применения в школе и вузе сложных проблем современной литературоведческой науки. Учебник ориентирует студентов на самостоятельную работу с источниками, творческое осмысление теоретических понятий.

Содержание учебника определяется спецификой предмета – художественной литературы – как особого вида творческой деятельности. Последовательность освоения понятий и категорий литературоведения, принятая в учебнике, не будучи строго обязательной, представляется целесообразной, так как постепенно расширяет кругозор теоретического мышления студента.

Давая позитивное осмысление теоретических категорий, учебник вместе с тем выводит читателей на современный уровень понимания сущности этих категорий. В книге раскрываются проблемные вопросы, приводятся материалы новейших достижений отечественных и зарубежных ученых.

В учебнике в процессе дифференцированного изложения истории мировой литературоведческой науки акцентируется внимание на том, какой вклад в выработку основ этой науки внес тот или иной ученый, тот или иной литературоведческий метод, на возможностях использования предлагаемых научных подходов в новых условиях в качестве методологического принципа или приема исследования.

В центре изучения истории литературоведческой науки – вопросы методологии (философии, эстетики, социологии).

Каждый из рассматриваемых литературоведческих методов дан в учебнике в форме краткого обзора. Объективное изложение сущности методов (школ) содержит указание на их положительные тенденции, элементы, приемы, освоенные и развитые литературоведением.

Сложные вопросы специфики литературы и искусства, проблемы метода и стиля, поставленные в курсе «Введение в литературоведение», углубляются в курсе «Теория литературы». Имеются в виду вопросы нравственного, общественного значения литературы, специфики литературы, ее эстетических свойств – проблем художественного образа, художественности, родовидовой специфики. Уяснение сущности этих проблем повысит эстетические критерии будущих учителей в оценке литературы прошлого и современной русской и мировой литературы.

В учебнике рассматриваются способы системного анализа литературного произведения на основе диалектического соотношения категорий формы и содержания. При этом даются три уровня анализа: идейно-тематический, образный и речевой.

Особенности литературного процесса – качественно новый, более высокий и в то же время завершающий этап усвоения проблем теории литературы. Он позволяет выйти за рамки вопросов внутренней специфики литературы и отдельных произведений, ближе подойти к вопросам национально-исторического масштаба и характера, воспитательного значения литературы. Здесь обращается особое внимание на такие сложные для понимания и усвоения категории, как «художественный метод», «литературное направление» и «течение» и «художественный стиль».

Теория литературы развивается, уточняется, оттачивается в спорах и дискуссиях. Поэтому учебник вводит студентов в круг важнейших теоретических споров о предмете и содержании, методе и стиле, о сюжете, о соотношении слова и образа и т. д. В то же время завтрашние учителя получают четкую позитивную теоретическую программу, заложенную в учебнике, где раскрыты основополагающие принципы литературоведческой науки, убедительно свидетельствующие о ее достижениях и преимуществах.

Учебник включает шесть разделов.

В первом разделе прослеживаются пути развития науки о художественной литературе в Европе и в России от древности до начала XIX в.

Во втором разделе раскрываются особенности литературоведческой методологии в Европе и в России в XIX—XX вв. на уровне методов, систем, школ.

В третьем разделе художественная литература рассматривается как вид искусства. Здесь изучаются проблемы образности, художественности, принципы художественной типизации.

Четвертый раздел посвящен рассмотрению специфики содержания и формы литературно-художественного произведения и принципов его анализа. Изучаются вопросы тематики и проблематики, сюжета и композиции, идейного своеобразия, типа, характера, поэтического языка; особенности системного, структурного и других видов анализа литературно-художественного произведения.

В пятом разделе анализируются категории литературного процесса и принципы анализа его закономерностей. Предмет изучения здесь – категории художественного метода, стиля, направления, течения, жанра.

В шестом разделе на основе историко-литературных и теоретических данных освещаются проблемы изучения народности литературы, актуальные для любого этапа развития художественной литературы.

Теория литературы как наука

Термин «теория» в словарях характеризуется как «логическое обобщение опыта», «система» главных идей в той или иной сфере знаний, раскрытие ее закономерностей.

Всякая теория – единство двух уровней познания: а бстрактно-философского и опытного, эмпирического. Оба уровня соотнесены в тонкой диалектической связи, и любой перекос – дорога к односторонним выводам эмпириков-верификаторов, отдающих приоритет опытному знанию, либо конвенционалистов, опирающихся на абстрактные выводы вне опыта.

И хотя, по заявлению австрийского физика Л. Больцмана, «нет ничего более практичного, чем хорошая теория», выход от теоретической формулы к какому-либо практическому положению возможен лишь через ряд опосредованных ступеней, тонких переходов.

Но и теоретический вывод не всегда вытекает из практического примера. Так, не всегда можно подыскать литературное произведение с точной тематической или жанровой характеристикой.

Принято выделять три функции теории:

в) прогностическую (предсказательную).

Эти особенности распространяются и на теорию литературы.

Предмет изучения теории литературы – художественная литература, которая представлена здесь в формах научных систем.

Совокупность научных знаний о художественной литературе в целом дана в науке, обозначенной как литературоведение, где теория литературы, наряду с историей литературы и литературной критикой, характеризует один из специфических аспектов художественной литературы.

Если история литературы изучает процесс развития художественной литературы, особенности ее периодизации, а литературная критика вырабатывает принципы и приемы ее оценки, то теория литературы – наука о специфике литературы как вида искусства, принципах и приемах анализа художественного произведения, творчества писателя в целом, особенностях литературного процесса и его категорий.

Опытный аспект теории литературы, как и других литературоведческих наук, представляет собой работу над текстом, который выступает в данном случае как единственная реальность художественного произведения. Теория литературы, таким образом, реализуется в текстологии, библиографии, источниковедении – науках вспомогательных.

В теории литературы широко используются наблюдения и выводы других наук: языкознания, истории, психологии, эстетики.

Методология теории литературы – это теория научного познания, научная диалектика в применении к художественной литературе и принцип историзма. Материал второго раздела данного учебника – изложение принципов различных литературоведческих школ и систем – можно рассматривать как методологический и применять к конкретным литературным явлениям.


Статьи по теме