Изложение 5 Класс 3 Четверть

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Изложение 5 Класс 3 Четверть. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Изложение 5 Класс 3 Четверть.rar
Закачек 2751
Средняя скорость 8848 Kb/s

Изложение 5 Класс 3 Четверть

Подробное изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение содержания исходного текста. Задача ученика — понять позицию автора, осмыслить текст как смысловое, структурное и стилистическое целое и воспроизвести его.

Предварительный просмотр:

Подробное изложение в 5-м классе

Молокова Нелли Валентиновна , преподаватель русского языка и литературы

г.Стрежевой, Томской обл.

  1. Закрепить понятия подробное изложение текста.
  2. Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Цель предварительной работы – предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочёты. Предварительная работа может включать следующие задания:

Образовать множественное число от существительного птенец.

Составить предложения с глаголами купаться – купаются; бросаться – бросаются.

Объяснить значение слова вскарабкаться. (“Подняться, цепляясь руками и ногами. Вскарабкаться на гору”)

  1. Постановка задачи урока.
  2. Вступительная беседа.
  3. Чтение текста.
  4. Анализ текста.
  5. Работа над планом.
  6. Повторное чтение текста.
  7. Написание изложения.
  8. Самоконтроль.

1.Постановка задачи урока.

Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

— Что значит подробно пересказать текст? ( Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

— В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).

  1. О чем говорится в тексте (его тема)?
  2. Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?
  3. Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.
  4. От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (“Однажды я…”)
  5. Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)
  6. Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?
  7. Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?
  8. Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.
  9. При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.
  10. Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему…)
  11. Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш)
  12. Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)
  13. Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.

Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

— Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок.

5. Работа над планом.

Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый – третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста, так ярче будет выражена главная мысль всего изложения. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.

  1. Маленький пингвиненок.
  2. Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.
  3. Наконец малыш решился и бросился в море.
  4. “Это был самый отважный пингвиненок”.

6.Повторное чтение текста.

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…).Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части основы).

После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок позволяет закрепить понятие » изложение с языковым анализом», показать систему языковых средств, используемых в тексте.

Данная проверочная работа предлагается учащимся 5 класса по учебному материалу 3 раздела, который проходится в III четверти. Проверочная работа составлена в 4 вариантах и вк.

Изложение 5 класс «Отважный пингвиненок».

Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о диалектных словах.Задачи: научить работать со словарной статьей в Толковом словаре В.И.Даля;учить видеть диале.

Урок русского языка в 5 классе по теме «Подготовка к изложению».

На уроке развития речи учащиеся знакомятся с приемами сжатия текста на примере притчи В.Катаева «Старый пень». Тип урока: урок развития речиОбразовательная:вспомнить, что такое текст;познакомитьс.

Пояснительная записка к программе по русскому языку в 5 классе по учебнику М.М.Разумовской, В.А.Капинос и др.

Цель урока:

  1. Закрепить понятия подробное изложение текста.
  2. Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Цель предварительной работы – предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочёты. Предварительная работа может включать следующие задания:

Образовать множественное число от существительного птенец.

Составить предложения с глаголами купаться – купаются; бросаться – бросаются.

Объяснить значение слова вскарабкаться. (“Подняться, цепляясь руками и ногами. Вскарабкаться на гору”)

Ход урока

  1. Постановка задачи урока.
  2. Вступительная беседа.
  3. Чтение текста.
  4. Анализ текста.
  5. Работа над планом.
  6. Повторное чтение текста.
  7. Написание изложения.
  8. Самоконтроль.

1.Постановка задачи урока.

Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

— Что значит подробно пересказать текст? ( Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

— В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).

4.Анализ текста.

  • О чем говорится в тексте (его тема)?
  • Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?
  • Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.
  • От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (“Однажды я…”)
  • Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)
  • Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?
  • Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?
  • Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.
  • При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.
  • Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему…)
  • Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш)
  • Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)
  • Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.

Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

— Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок.

5. Работа над планом.

Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый – третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста, так ярче будет выражена главная мысль всего изложения. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.

Примерный план

  • Маленький пингвиненок.
  • Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.
  • Наконец малыш решился и бросился в море.
  • “Это был самый отважный пингвиненок”.

6.Повторное чтение текста.

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…).Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части основы).

После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

Рекомендуем для подготовки к уроку для 5 класса использовать эти конспекты уроков.

А так же бесплатный вебинар по теме «Принципы работы с текстом» от объединенной издательской группы «Дрофа ‒ Вентана-граф».

ТВОРЧЕСКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА-ПОВЕСТВОВАНИЯ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ

Цель урока: совершенствовать навыки пересказа текста по коллективно составленному плану с сохранением типа речи и авторских средств выразительности; формировать навыки описания предмета на основе примера из художественной литературы; воспитывать интерес к животному миру.

1.1 Сообщение темы и постановка учебной задачи:

Сегодня мы будем готовиться к написанию творческого изложения. Наша задача — еще и проиллюстрировать текст.

П. Актуализация опорных знаний учащихся Беседа.

— Каков порядок работы над письменным изложением?

(первое прослушивание текста, составление плана, работа над сложными словами, устный пересказ по частям, второе прослушивание текста, письменный пересказ)

Какие типы речи вы знаете? Что представляет собой описание предмета?

Какие стили речи вам известны?

III . Работа по теме

1. Чтение текста

О чём говорят рыбки?

Заглянешь под воду и захочешь присмотреться к жизни подводного царства. Я устроил под водой сад, чтобы приучить к себе рыб. Спустил я на дно ёлочки и укрепил их камнями. Расчистил аллейки, рассадил водоросли, а под ними разложил раковины. Ночью в подводном саду загорался фонарь, а на огонёк приплывали яркие рыбки.

Мне казалось, что рыбы о многом хотят рассказать людям. Они жаловались на жадных рыболовов, которые ловят их сетью. Рыбы просили ребят расчищать стоки в озёрах, потому что от застоя в них вода портится. Они обещали за это не уходить из водоёмов.

2. Анализ текста.

1. К какому типу мы отнесем этот текст? ( Текст повествовательного характера с элементами описания. В первой части автор описывает подводное царство. Во второй части текста рассказывается о просьбе подводных обитателей, рыбок)

2. Какова тема и основная мысль текста? Почему ему дано такое название?

3. Примерный план текста

Просьба подводных обитателей.

4. Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

Заглянет. захочет. присм..трет..ся, ра…чистил, разл..жил , заг. рался, ф..нарь, ра..сказать, расч…щать, об…татели, пр..сили.

5. СЛОВЕСНОЕ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ

— Сколько иллюстраций можно нарисовать к данному тексту – одну или несколько? Почему? (Это повествование, события сменяются одно другим.)

— А если бы вам было нужно нарисовать одну картину к данному тексту, какой момент вы бы изобразили, какие действия персонажей показали?

Совместными усилиями всего класса описываем словесно примерное содержание рисунка к тексту:

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РИСУНКОВ

1. ФОН: морской пейзаж—голубой водоем.

ПРЕДМЕТ ОПИСАНИЯ: подводное царство — сад. На дне ёлочки, укрепленные

камнями. Аллейки, вдоль них — водоросли, а под ними раковины. Еще нарисуем

фонарь, который загорался ночью (вода возле фонаря более светлая) и ярких

рыбок, которые приплывали на огонёк.

КРАСКИ: будем использовать зеленую, темно-голубую, светло-голубую, желтую, нежную розовую, красную краску.

6. Создание рисунков, их анализ

— Что вы изобразили на рисунке? Что вы хотели сказать зрителю своим
рисунком? Какие краски использовали, чтобы зритель мог яснее представить
картину происходящего? Как вы назвали свой рисунок?

7. Создание речевой ситуации

— Представьте, что вы писатель и с вами произошел такой случай. Расскажите об
этом своим родным, друзьям от 1-го лица.

8. Учащиеся пишут творческое изложение ( если не успевают его на уроке,
заканчивают дома)


Статьи по теме