Изложение 7 Класс Серебряные Лыжи

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Изложение 7 Класс Серебряные Лыжи. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Изложение 7 Класс Серебряные Лыжи.rar
Закачек 3470
Средняя скорость 9269 Kb/s

Изложение 7 Класс Серебряные Лыжи

Предварительный просмотр:

Новые подходы к проведению изложений по русскому языку в 7–9-х классах

Много лет я работала председателем экзаменационной комиссии в 9-х и 11-х классах школы. Будучи председателем комиссии в 9-х классах, часто во время письменного экзамена по русскому языку я наблюдала такую картину: как только учащиеся узнавали текст изложения (после первого чтения учителем), они старались выйти из класса (используя право, предоставляемое инструкцией), быстро мчались к месту расположения своих сумок, доставали оттуда сборники с текстами изложений для 9-х классов, вырывали листы с текстом экзаменационного изложения, возвращались в класс – и спокойно списывали его в контрольные тетради.
Борьба с этим только административными методами не давала никаких результатов. Понаблюдав за работой учащихся, я пришла к выводу, что ученик должен не только прослушать текст, но и увидеть его, тогда зрительное восприятие текста поможет слуховому.
Вначале я провела эксперимент в 7-м классе, затем опробовала материалы в 8–9-х классах. Вот содержание эксперимента.
Учитель сообщает тему изложения, задание, читает первый раз текст, затем раздает заранее отпечатанные тексты. Каждый ученик работает с текстом изложения 20–25 минут: читает, знакомится с содержанием, работает над словами с пропущенными буквами, знаками препинания (может пользоваться словарем в это время), отвечает на 5–6 вопросов словами да или нет .
Затем учитель собирает тексты, читает изложение еще один раз, потом учащиеся приступают к самостоятельной работе.
Результаты получились хорошие: грамотность возросла, стилистических и фактических ошибок стало намного меньше.
В настоящее временя у меня уже сложилась система работы и собралось много текстов, которыми я решила поделиться со всеми учителями.
Кроме того, я собираюсь направить письмо в государственную комиссию Министерства образования РФ по разработке экзаменационных изложений и предложить составителям новых сборников изложений учесть мой подход к изложению, чтобы положить конец списыванию готовых текстов на экзаменах.
Предлагаю вашему вниманию примерные тексты изложений для 7–9-х классов и вопросы к ним.

Изложения для 7–9-х классов

7-й класс, II четверть

I. Прочитайте текст и попробуйте ответить на вопросы словами да или нет .

1. Можно ли определить тему текста так: «Дружба между Рыжиком и Шариком»?
2. Текст написан научным стилем?
3. Тип речи – описание?
4. Хотел ли автор сказать, как важно для человека понимать животных?
5. Подходит ли такой заголовок к тексту: «Друзья познаются в беде»?
6. Достаточно ли четырех вопросов для плана к изложению?

II. Текст (заголовок придумывают сами учащиеся)

I. Письменно изложите текст, вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие знаки препинания .

Дружба между Шариком и Рыжиком возникла на моих глазах. До этого собаки как(?)то обходились друг без друга. Но однажды Шарик вернулся из лесного похода волоча переднюю лапу свернулся около забора тр_сущимся калачиком и почти тут(же) около него оказался Рыжик.
Рыжик суетился скулил заглядывал в глаза ране_ому собрату потом поднял (к)верху мордочку и горько тоскливо завыл.
До вечера Рыжик (не)отходил от пострадавшего. Оба пса рядом провели всю ночь. На следу_щее утро Рыжик, как обычно, посетил меня. Я предл_жил ему суп но от супа он почему(?)то отказался. Я прот_нул кусок сахара. Сахар Рыжик принял но тут(же) пол_жил его на пол. Происходило (не)вероятное – собака отказывалась даже от лакомства но продолжала просяще смотреть на меня. Мне оставалось последнее – прот_нуть кусок хлеба. И Рыжик схватил хлеб и бросился на улицу. Рыжик семенил к ране_ому Шарику неся в зубах только что получе_ый от меня кусок хлеба.
Подношение Шарик принял не сразу. Рыжик улегся рядом и прижал голову к земле. Хлеб лежал тут(же) но самоотверже_ый даже не смотрел на него.
Шарик поправился. Правда, Рыжик больше (не)выпрашивал у меня угощения для своего друга но глаз с этой пары я не спускал.
Пара оказалась (не)разлучной. Все условности связа_ые с личными территориями ритуалами встреч и объяснений между этими собаками были забыты. Они ели и спали вместе. Рыжик, беспокойный и внимательный, всегда предупреждал Шарика об опас(?)ности грозивш_ шкодливому псу то со стороны людей то со стороны разгорячивш_хся собратьев. А Шарик за искренность и участие платил Рыжику заботой старшего и сильного собрата о младшем.

7-й класс, итоговый контроль

I. Прослушайте текст, прочитайте его. Попробуйте ответить на вопросы словами да или нет .

1. Выражена ли в заголовке главная мысль текста?
2. Текст написан в художественном стиле?
3. Тип речи текста – описание?
4. Тема текста – «Школьные соревнования по лыжам»?
5. Хотел ли автор показать, что побеждает сильнейший?
6. В плане к изложению достаточно четырех главных вопросов?

II. Письменно изложите текст, правильно запишите слова с пропущенными буквами, расставьте недостающие знаки препинания.

Дайте оценку героям и их действиям.

На старт школьной трехкилометровой гонки Федя встал довольно уверен(?)о. Федя особенно (не)утруждал себя трен_ровкой: он пол_гался на свои силы.
Вместе (с)ним стартовал и Павлик. Федя вспомнил как летом в лагере Павлик (не)удачно пытался соперничать (с)ним. Когда ребята бежали 1000 метров, Павлик пр_шел последним.
Сейчас перед стартом Павлик очень волновался. Он поминутно осматривал свои лыжи потом взял ж_лтый круж_к и стал натирать им полозья лыж.
Наконец их вызвали на старт. Взмах красного флажка – и пестрая лавина лыжников помчалась вперед. Сразу начался крутой спуск.
Федя стремительно помчался (в)низ и вырвался (в)перед. Но кто(?)то еще лучше проделал этот спуск потому что перед Федей замелькали задки чьих(?)то лыж_.
Федя прибавил ходу. Тот впереди тоже. Теперь лыжня юлит между деревьями. Лыжники со всего разбега ворвались в лес. У Феди захватывает дух. Что это? Впереди Павлик. Как легко идет! Лыжи его блестят. Этот блеск (не)приятен Феде. Он напоминает о том что сам он очень (не)брежно обходится с лыжами и н_когда (не)смазывает их. А сегодня лыжня влажна и т_жела почти н_какого ск_льжения нет. Федя низко пр_падает (к)лыжам сильно наж_мает на палки. Собственно говоря, т_желая лыжня дает пр_имущество Феде. Он силен а по т_желой лыжне должен выиграть у хлипкого Павлика.
Но этого не случилось. Павлик пр_бавляет ходу. Он скользит легко и уверен(?)о вырывается из лесу мчится вперед к видне_щемуся красному полотнищу с надписью «Финиш» поблескивающей на солнце.
Федя сквозь пот залива_щий глаза видит как бурно фин_ширует Павлик. Сам Федя сильно сдал и пр_шел только девятым.
Павлику как победителю пр_судили первый приз и член ж_ри пр_колол ему на грудь маленькие серебряные лыжи.

Однажды я и мой папа решили покататься на лыжах. Я отказывалась. Ведь зачем мне это!? Но мой папа рассказал мне историю которая навсегда изменила мою жизнь:»Однажды я и мой отец поехали на Кудыкину гору, на лыжах покататься.
Отец запретил мне от него куда-либо отходить. Но я не послушался и отошел от него как можно дальше. В конце-концов я все-таки заблудился. А в лесу начало уже темнеть. И я побрел куда глаза глядят.Я думал, что никогда уже из леса не выберусь. Но я ошибался. Выехал на тропу, а там мой папа за мной на лыжах едет. Он конечно мне наподдал но потом я спросил: «Пап, а как я из леса выбрался?» На что он ответил: «Это сынок, серебряные лыжи тебя из лесу вывели, больше от меня не отходи, понял?» «Понял!» — закричал я.
И я начала заниматься лыжным спортом.

На старт школьной трехкилометровой гонки Федя встал уверен(?)о. Федя особенно (не)утруждал себя трен_ровкой к гонке. Вместе (с)ним стартовал и Павлик. Федя вспомнил как летом в лагере Павлик соперничал (с)ним. Когда ребята бежали забег, Павлик пришел последним. Перед стартом Павлик очень волновался. Он осматривал свои лыжи, потом взял ж_лтый круж_к и стал натирать им полозья лыж. Ну вот их вызвали на старт. Взмах флажка – и лыжники помчались вперед. Сразу начался крутой спуск. Федя помчался (в)низ и вырвался (в)перед. Но перед Федей замелькали задки чьих(?)то лыж_. Теперь лыжня юлит между деревьями. Лыжники ворвались в лес. Впереди Феди оказался Павлик. Лыжи его блестят. Этот блеск раздражает Федю. Он напоминает ему что он плохо и (не)брежно обходится с лыжами. А лыжня влажная и т_желая почти нет ск_льжения. Но тяжёлая лыжня может послужить ему преимуществом. Он сильный,а хлипкого Павлика он понадеялся обогнать.Но этого не случилось. Павлик пр_бавляет ходу. Он легко вырывается из лесу и мчится к красному полотнищу с надписью «Финиш». Федя видит как бурно фин_ширует Павлик. Федя пр_шел только девятым. Павлику дали первый приз и ж_ри пр_колол ему на грудь маленькие серебряные лыжи.

Урок развития речи в 7 классе.

Подробное изложение. (2ч.)

«Сердце матеи».

Цели:

  1. Обучающая: научить, используя авторские языковые средства, подробно передавать исходный текст; внимательно относиться к слову.
  2. Развивающая: развивать умения определять тему, основную мысль, работать над составлением плана.
  3. Воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности перед матерью, любви к матери.

Есть прекраснейшее существо на свете,

у которого мы в долгу, — это мать.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Объяснение целей и задач урока. Оформление тетрадей.

II.Вступительное слово учителя.

1.Чтение стихотворения о матери (любого).

2.Рассказ учителем легенды:

« Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.

И вот однажды, почитатели ее красоты попросили показать им ее главные драгоценности. Тогда Корнелия Грак вышла к людям в своем самом обыкновенном платье, а за руку она вела троих своих детей. И тогда все поняли, что драгоценности Корнели Грак – это ее дети».

Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?

Прослушивание песни о матери.

3.Работа с эпиграфом к уроку.

Учитель: Почему мы у матерей всегда в долгу?

Весь смысл жизни матери составляют ее дети. А как вы

Относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?

Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.

Легче всего — обидеть мать,

Она обидой не ответит.

И только будет повторять:

«Не простудись, сегодня ветер».

Легче всего обидеть мать.

Пройдут года, мы станем выше

И кто-то, губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

«Легче всего — обидеть мать».

И, может быть, его услышат

Учитель: В каких строках выражена главная мысль стихотворения?

Вы поняли, что хотел сказать автор?

III.Чтение текста.

Замечательный педагог — Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.

«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.

Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай». Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажлы вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирипела жена, прибежала к мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне!»

Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его красота жены. Он убил мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листик, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом; упало горячее материнское сердце на камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и безкорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди».

IV.Анализ текста.

Учитель: Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).

Основная мысль?( Никто и никогда не любит так искренне

и бескорыстно, как мать).

О чем рассказывает легенда?

Почему так называется легенда? (Испытание на человеч-

ность). Кто пережил испытание? Удалось сыну пройти это

Как описана жена сына?

Что такое человечность?

К какому стилю относится текст?(художественный)

Определите тип речи.(повествование).

Делаются выводы по тексту.

V.Деление текста на части. Составление плана.

План.

1.Легенда, рассказанная В. А. Сухомлинским.

2.Жена-красавица с черной душой.

4.Нечеловеческий поступок сына.

5.Бескорыстная любовь матери.

VI.Элементы лингвистического анализа текста.

1.Объясните лексическое значение слова легенда?

Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.

В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.

2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?

Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.

3. В каком значении употреблено слово « недоброе»? Подберите к нему синонимы. (злое, черствое, грубое, жестокое).

4. Обратите внимание на эпитет «единственный», почему важно это слово сохранить в изложении?

5. Как по-разному «повели себя» сердца двух родных людей по отношению друг к другу? Найдите в тексте слова, описывающее «поведение сердец»: «не дрогнуло» — сыновнее и «трепещет, встрепенулось, окровавилось, прошептало» — материнское.

6. Какими словами автор передает раскаяние сына: «зарыдал, схватил, прижал к груди, вложил, облил горячими слезами».

7. Почему материнское сердце «горячее» и слезы раскаяния сына тоже «горячие»?

Подберите синонимы. (любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).

8. Что значит «бескорыстно»?

VII. Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.

VIII. работа над орфограммами и пунктограммами.

На доске: Невзлюбила, рассвирипела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.( в зависимости от класса).

Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, в предложения перед союзами «что, чтобы, как и др.».

IХ. Полный пересказ текста.

Х. Повторное чтение.

ХI. Написание изложения.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 классе «Сердце матери» »

Урок развития речи в 7 классе.

Подробное изложение. (2ч.)

Обучающая: научить, используя авторские языковые средства, подробно передавать исходный текст; внимательно относиться к слову.

Развивающая: развивать умения определять тему, основную мысль, работать над составлением плана.

Воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности перед матерью, любви к матери.

Есть прекраснейшее существо на свете,

у которого мы в долгу, — это мать.

Объяснение целей и задач урока. Оформление тетрадей.

Вступительное слово учителя.

Чтение стихотворения о матери (любого).

Рассказ учителем легенды:

« Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.

И вот однажды, почитатели ее красоты попросили показать им ее главные драгоценности. Тогда Корнелия Грак вышла к людям в своем самом обыкновенном платье, а за руку она вела троих своих детей. И тогда все поняли, что драгоценности Корнели Грак – это ее дети».

Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?

Прослушивание песни о матери.

Работа с эпиграфом к уроку.

Учитель: Почему мы у матерей всегда в долгу?

Весь смысл жизни матери составляют ее дети. А как вы

Относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?

Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.

Легче всего — обидеть мать,

Она обидой не ответит.

И только будет повторять:

«Не простудись, сегодня ветер».

Легче всего обидеть мать.

Пройдут года, мы станем выше

И кто-то, губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

«Легче всего — обидеть мать».

И, может быть, его услышат

Учитель: В каких строках выражена главная мысль стихотворения?

Вы поняли, что хотел сказать автор?

Замечательный педагог — Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.

«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.

Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай». Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажлы вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирипела жена, прибежала к мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне!»

Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его красота жены. Он убил мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листик, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом; упало горячее материнское сердце на камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и безкорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди».

Учитель: Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).

Основная мысль?( Никто и никогда не любит так искренне

и бескорыстно, как мать).

О чем рассказывает легенда?

Почему так называется легенда? (Испытание на человеч-

ность). Кто пережил испытание? Удалось сыну пройти это

Как описана жена сына?

Что такое человечность?

К какому стилю относится текст?(художественный)

Определите тип речи.(повествование).

Делаются выводы по тексту.

Деление текста на части. Составление плана.

Легенда, рассказанная В. А. Сухомлинским.

Жена-красавица с черной душой.

Нечеловеческий поступок сына.

Бескорыстная любовь матери.

Элементы лингвистического анализа текста.

1.Объясните лексическое значение слова легенда?

Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.

В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.

2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?

Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.

3. В каком значении употреблено слово « недоброе»? Подберите к нему синонимы. (злое, черствое, грубое, жестокое).

4. Обратите внимание на эпитет «единственный», почему важно это слово сохранить в изложении?

5. Как по-разному «повели себя» сердца двух родных людей по отношению друг к другу? Найдите в тексте слова, описывающее «поведение сердец»: «не дрогнуло» — сыновнее и «трепещет, встрепенулось, окровавилось, прошептало» — материнское.

6. Какими словами автор передает раскаяние сына: «зарыдал, схватил, прижал к груди, вложил, облил горячими слезами».

7. Почему материнское сердце «горячее» и слезы раскаяния сына тоже «горячие»?

Подберите синонимы. (любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).

8. Что значит «бескорыстно»?

VII. Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.

VIII. работа над орфограммами и пунктограммами.

На доске: Невзлюбила, рассвирипела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.( в зависимости от класса).

Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, в предложения перед союзами «что, чтобы, как и др.».


Статьи по теме