Изложение Родник 7 Класс

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Изложение Родник 7 Класс. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Изложение Родник 7 Класс.rar
Закачек 2051
Средняя скорость 6117 Kb/s

Изложение Родник 7 Класс

Тексты изложений, диктантов для учащихся 7 классов

Предварительный просмотр:

Изложение 2 четверть.

Поговорим о бабушках

Давайте поговорим о стариках- о собственных родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во всё вмешивается ,делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда во дворе все раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что же делать с такой бабушкой? И стыдно потом бывает за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что надо делать с бабушкой? Надо любить, понимать и прощать. Она- то сколько прощает тебе? Терпеть- это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что «она тебе жизнь отдаёт». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому что старость- довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё, личное, у нее позади- забота, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты- ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть- ворча вспоминать пошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все- таки попытайся.

(По И. Медведевой) (217 слов)

Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёй за длинный, покрытый клеенкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у нее была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, вареная говядина. Обычно обеда­ли молча и даже как будто насуплено, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.

Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учеб­ники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.

Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается — так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чем.

Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя ее атмосферу. (225 слов) (По К.И. Чуковскому)

Задания 1. Озаглавьте текст. 2. Ответьте на вопрос: «Чем Чуковскому нравилась семья Житковых?»

В самом центре Москвы есть глухие, сохранившие душок старины уголки, куда лишь доносится сторонний шум больших улиц, где прохожие редки, а всезнающие шоферы такси чешут в затылке, вспоминая, где же находится такая набережная. А с этой тихой набережной не видно Кремля потому только, что его закрывают стены вовсе не высотных зданий.

Когда-то здесь были соляные склады, потом подсобные помещения одной из самых первых электростанций столицы, ныне давно бездействующей. Теперь же тут вычислительный центр, один из крупнейших в городе. И обслуживает он главным образом энергетиков, помогает им управлять энергосистемами, раскинувшимися по всей нашей обширной стране с ее тысячекилометровыми высоковольтными линиями, уникально гигантскими станциями, с ее разноликим потребителем в виде промышленных городов и маленьких деревенек.

В бывших соляных складах теперь ревниво поддерживается нужная температура. Интеллектуальные машины капризны — отзываются на малейшее охлаждение и потепление. Вокруг машин обычно толчется много народу. Большей частью это программисты. У всех нерешенные срочные вопросы, каждый надеется, что машина объяснит их. (152 слова) (По В.Ф. Тендрякову)

Задания 1. Озаглавьте текст. 2. Расскажите об одном из уголков своего родного города.

С Тузиком я встретился в июле.

Стояли теплые ночи, и я приноровился спать на траве, в мешке. Не в спальном мешке, а в обычном, из-под картошки. Почему-то на мешке написано было «Пичугин». Мешок я, конечно, выстирал, прежде чем в нем спать, но надпись отстирать не удалось.

И вот я спал однажды под елками в мешке «Пичугин».

Уже наступило утро, солнце поднялось над садами и дачами, а я не просыпался, и снился мне нелепый сон. Будто какой-то парикмахер намыливает мои щеки, чтоб побрить. Дело свое парикмахер делал слишком упорно, поэтому я и открыл глаза.

Страшного увидел я «парикмахера».

Надо мной висела черная и лохматая собачья рожа с желтыми глазами и разинутой пастью, в которой видны были сахарные клыки. Высунув язык, этот пес облизывал мое лицо.

Я закричал, вскочил было на ноги, но тут же упал, запутавшись в мешке, а на меня прыгал «парикмахер» и ласково бил в грудь чугунными лапами.

«Это тебе подарок! — кричал откуда-то сбоку Аким Ильич. — Тузик звать!»

Никогда я так не плевался, как в то утро, и никогда не умывался так яростно. И пока я умывался, подарок — Тузик — наскакивал на меня и выбил в конце концов мыло из рук. Он так радовался встрече, как будто мы и прежде были знакомы.

(202 слова) (По Ю.И. Ковалю)

1. Озаглавьте текст.

2. Случались ли с вами какие-нибудь забавные истории? Рас­скажите об одной из них.

Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе по итогам 1 четверти

«Аленушка» В.П. Васнецова – одно из самых поэтических произведений русской живописи конца девятнадцатого века. Картина написана на сюжет народной сказки о сестрице Аленушке и братце Иванушке.

Образ одинокой и нежной девушки с любящим сердцем и отзывчивой душой взят из народной поэзии. Художник придал образу необыкновенную нежность и проникновенность.

В русском изобразительном искусстве немного произведений, где так поэтично показано слияние человека с природой. Среди густого леса замер пруд, усыпанный золотыми листьями. В молчании застыла елочка, водная гладь тоже неподвижна. Грустная, задумчивая осень как будто сковывает природу. Тихая печаль разлита вокруг.

Аленушка прибежала в лесную чащу, чтобы выплакать свое горе, уселась на камень, опустила головку и загрустила. Вся природа, окружающая героиню, тоже грустит вместе с ней.

1. Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, графически объясните пунктуацию, составьте схему (1 вариант из 3 абзаца; 2 вариант из 4 абзаца);

2. Выпишите из текста слова и обозначьте орфограммы в приставке, суффиксе, корне, окончании (1 вариант из 3 абзаца; 2 вариант из 4 абзаца)

• Запишите, какие картины известного художника В.П. Васнецова вы знаете?

Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе (по итогам 2 четверти)

Был утренний час. В огромном лесу стоял тонкий пар, наполнявший все странными видениями. Охотник, только что покинувший свой костер, двигался вдоль реки. Сквозь деревья сиял просвет ее воздушных пустот, но охотник не подходил к ним, он рассматривал свежий след медведя, направляющийся к горам.

Веткой, отломленной от дерева, охотник отметил след и пробрался к воде. Туман еще не рассеялся. В нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса, расправленные ветром, ожили. Ветер, дующий с берега, лениво теребил их. Воздушный напор усилился, рассеялся и вылился по реям в легкие алые формы. Все было белым, кроме парусов.

Охотник, смотревший с берега, удивленно протирал глаза, пораженный чудом. Паруса были алые.

1. В тексте найдите все причастия, определите действительные или страдательные, а также укажите время

2. Выполните синтаксический разбор предложения: 1 вариант – 2 предложение 1 абзаца, 2 вариант – 3 предложение 2 абзаца, составьте схему

3. Озаглавьте текст

Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе (по итогам 3 четверти)

Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель. Широко известны многие его изобретения. Это первый в России телеграф, экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным.

Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский человек никогда не постигнет сложность часового механизма.

Любовь к часам, выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась в течение всей жизни. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.

Также поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час раскрывались позолоченные двери, а под музыку разыгрывалось представление.

Часы Кулибина раскрывали дарование мастера, являя собой чудо русской техники.

1. Озаглавьте текст

2. Выполните морфемный разбор: 1 вариант – действительное причастие; 2 вариант – страдательное причастие

3. Выделите в тексте: 1 вариант – деепричастный оборот; 2 вариант – причастный оборот

4. Выделите в тексте по 2 наречия, предлога (в том числе и производный), союза. Произведите морфологический разбор одного наречия

Контрольная работа по русскому языку(диктант) в 7 классе (по итогам года)

В течение многих тысячелетий меняется форма и высота поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.

Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадает семя, то оно разрастается и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части.

1. Озаглавьте текст;

2. Определите стиль и тип речи текста;

3. Обозначьте все союзы и предлоги (1 вариант – в 1 абзаце; 2 вариант – во 2 абзаце);

4. Произведите морфологический разбор одного союза и одного предлога (1 вариант – из 1 абзаца; 2 вариант – из 2 абзаца).

Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) Каждое утро хозяйка выносила тарелку рубленых яиц. (2) Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. (3) Как только утята подбегали к тарелке, вдруг прилетала большая стрекоза и на¬чинала кружить над ними. (4) Она очень страшно стрекотала. (5) Перепуганные утята убегали и прятались в траве. (6) Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. (7) А злая стрекоза сади¬лась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. (8) После этого утята уже целый день не подхо¬дили к тарелке. (9) Они боялись, что стрекоза прилетит опять. (10) Хозяйка не знала, что утята каждый вечер ложились спать голодные.

1.В каком предложении заключена основная мысль текста? Напишите его номер.

2.Из предложения 1 выпишите словосочетание глагол + существительное. Ответ: ___________

3.Среди предложений 5-10 найдите простые предложения, напишите по порядку их номера.

4.Из предложения 4 выпишите грамматическую основу. Ответ:____________________________

5.Из предложения 7 выпишите словосочетание прилагательное + существительное. Ответ:____________________________

6.Из предложения 7 выпишите слово с приставкой. Ответ: ___________________________

7.Напишите, каким членом предложения является слово страшно (предложение 4). Ответ: ____________________________

8.Напишите, простым или сложным является предложение 7. Ответ: ______________________________

учитель высшей категории

Елизарова Елена Михайловна

Урок русского языка 4 класс

Тема: Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану «Родничок».

Цели урока: 1. Работать над обогащением речи детей: учить анализировать текст, точно употреблять слова в речи (выяснить лексическое значение слов, заменять одни слова другими, подбирать синонимы).

2. Учить различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение; учить размышлять, высказывать свои суждения в устной и письменной форме.

3. Продолжать работу над развитием орфографической зоркости.

4. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

Оборудование: 1. . Толковый словарь русского языка.

2. . Словарь синонимов русского языка.

4. Тексты с изложением (на каждую парту).

Изложение с элементами сочинения по самостоятельно составленному плану.

4. Моё отношение к поступку мальчиков.

Х. лодной, в. да, ж. вительная, ур. нила, п. сок, на кр. ю, д. ревня, бр. дить.

_ чистил, п_правил, з_сыпали, пр_ладил.

Клювик, ключ, птичка.

1. Звучит музыка. Стихотворение И. Бунина «Родник» читает заранее подготовленный ученик.

В глуши лесной, в глуши зелёной

Всегда тенистой и сырой

В крутом овраге под горой

Бьёт из корней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

— О чём идёт речь? (О роднике)

— Что это такое? Значение слова «родник» уточняется в словаре .

Родник – водный источник, текущий из глубины земли, ключ.

— Есть ли синонимы у этого слова? Уточняется в словаре синонимов:

родник – источник, ключ, криница.

-Где бил родник? (В овраге)

— Какой он был? (Кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами, стеклом расплавленным бежит)

— Как вы понимаете эти слова? (Рассуждения детей)

— Кто из вас видел родник, где? Какой он был?

II. Сообщение темы и целей урока. Ознакомление с текстом.

1. Прочитайте тему урока. Как понимаете тему урока? Как вы думаете, какое будет задание? (Рассуждение детей). Зачем нужно уметь писать изложения?

2. Ознакомление с текстом. (Текст на каждой парте)

Коля и Шурик приехали летом в деревню. Они любили бродить по лесу. На краю леса бил ключ. Сухие листья, песок, сучья засыпали его.

Мальчики очистили родник. Коля поправил дубовый желобок. Шура приладил кружку. Теперь каждый мог испить холодной воды. Заблестел ручеёк. Быстро текли серебряные струйки живительной влаги.

Первым гостем родничка стала бойкая птичка. Она села на желобок и уронила клювик в струйку воды. Птичка выпила первую каплю чистой воды.

3. — Какой по типу этот текст? (Повествование, описание, рассуждение)

— Почему вы так думаете? (События развиваются последовательно)

Жёлоб, желобок. Значение уточняется в словаре .

Жёлоб – длинное полукруглое или прямоугольное углубление (выдолбленное в бревне, сделанное из досок, листового железа)

III. Анализ содержания.

— Кто действует в рассказе? (Коля, Шурик)

— Как вы думаете, одного ли они возраста? (Да) Почему?

— Где мальчики видели родник? (На краю леса)

— Какой поступок они совершили?

— Как бы вы назвали такой поступок?

— Какая главная мысль текста? (Люди должны беречь природу, помогать ей)

IV. Языковой анализ текста.

— Какое любимое занятие было у мальчиков? (Бродить по лесу)

— Подберите синоним к слову «бродить». (Ходить)

— А автор употребил именно это слово, как вы думаете, почему? А можно ходить по лесу? (Можно, но «бродить» по лесу более точно. Ходить – двигаться, переступая ногами; бродить – идти тихо в разных направлениях)

— Что мальчики обнаружили на краю леса?

— Почему автор написал, что ключ «бил»?

— Как можно сказать иначе?

— В каком состоянии мальчики нашли этот ключ, найдите это предложение.

— Могли ли люди пользоваться такой водой?

— Что решили сделать Коля и Шура?

— В какой последовательности они это сделали? (Очистили)

— Как ещё можно сказать? (Расчистили, освободили; но более точно «очистили», т. е. сделали чистым)

— Что мальчики сделали потом? (Поправили дубовый желобок)

— Для чего они это сделали

— Какие действия Шуры были дальше? (Приладили кружку)

— Как вы понимаете это слово?

Автор говорит «приладил». С помощью этого слова показывает доброту мальчиков. Приладил – сделал добро, хорошо, ладно. Это слово употребляется сейчас редко, оно близко к народной деревенской речи.

— Как же ручеёк откликнулся на доброту мальчиков?

— Какие другие глаголы можно употребить? (Засиял, засверкал, заискрился)

Автор использует слова «серебряные струйки» и глагол «заблестел». Ручеёк, как живой, подарил свежесть и красоту лесу.

Представьте себя около этого ключа, чистого, блестящего. Ваши действия? Посмотрите, какой глагол дан в тексте. (Испить)

— Почему не «выпить» и не «попить»? (Испить – немного попить)

— Кто же стал первым гостем чистой воды? Прочитайте это предложение.

— Почему автор называет её бойкой?

— Как можно иначе назвать?

— Что сделала птичка?

— Почему автор употребляет глаголы в таком порядке?

Почему в тексте вместо слов КЛЮВ, РОДНИК, СТРУЯ использованы КЛЮВИК, РОДНИЧОК, СТРУЙКА, РУЧЕЁК? (Автор с любовью относится к природе.)

Дети составляют план самостоятельно.

Учитель предлагает 4 пункт плана:

Моё отношение к поступку мальчиков.

— О чём можно написать?

— Какой у вас получится текст по типу (Повествование с рассуждением)

VI. Орфографическая подготовка.

Х. лодной, в. да, ж. вительная, ур. нила, п. сок, на кр. ю, д. ревня, бр. дить.

— На какую орфограмму эти слова?

— На какие две группы вы бы разделили эти слова? Проверяемые безударные гласные в корне и непроверяемые)

_ чистил, п_правил, з_сыпали, пр_ладил.

— На какую орфограмму эти слова?

Клювик, ключ, птичка.

— На какую орфограмму эти слова?

(Дети доказывают написание слов)

Зачем нужно уметь писать эти слова?

Дети пересказывают текст друг другу. (Работа в парах).

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

Проверка. Дети зачитывают четвёртую часть изложения.

— Какую часть труднее было писать: повествование или рассуждение?

Урок развития речи в 7 классе.

Подробное изложение. (2ч.)

«Сердце матеи».

Цели:

  1. Обучающая: научить, используя авторские языковые средства, подробно передавать исходный текст; внимательно относиться к слову.
  2. Развивающая: развивать умения определять тему, основную мысль, работать над составлением плана.
  3. Воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности перед матерью, любви к матери.

Есть прекраснейшее существо на свете,

у которого мы в долгу, — это мать.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Объяснение целей и задач урока. Оформление тетрадей.

II.Вступительное слово учителя.

1.Чтение стихотворения о матери (любого).

2.Рассказ учителем легенды:

« Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.

И вот однажды, почитатели ее красоты попросили показать им ее главные драгоценности. Тогда Корнелия Грак вышла к людям в своем самом обыкновенном платье, а за руку она вела троих своих детей. И тогда все поняли, что драгоценности Корнели Грак – это ее дети».

Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?

Прослушивание песни о матери.

3.Работа с эпиграфом к уроку.

Учитель: Почему мы у матерей всегда в долгу?

Весь смысл жизни матери составляют ее дети. А как вы

Относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?

Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.

Легче всего — обидеть мать,

Она обидой не ответит.

И только будет повторять:

«Не простудись, сегодня ветер».

Легче всего обидеть мать.

Пройдут года, мы станем выше

И кто-то, губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

«Легче всего — обидеть мать».

И, может быть, его услышат

Учитель: В каких строках выражена главная мысль стихотворения?

Вы поняли, что хотел сказать автор?

III.Чтение текста.

Замечательный педагог — Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.

«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.

Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай». Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажлы вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирипела жена, прибежала к мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне!»

Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его красота жены. Он убил мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листик, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом; упало горячее материнское сердце на камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и безкорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди».

IV.Анализ текста.

Учитель: Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).

Основная мысль?( Никто и никогда не любит так искренне

и бескорыстно, как мать).

О чем рассказывает легенда?

Почему так называется легенда? (Испытание на человеч-

ность). Кто пережил испытание? Удалось сыну пройти это

Как описана жена сына?

Что такое человечность?

К какому стилю относится текст?(художественный)

Определите тип речи.(повествование).

Делаются выводы по тексту.

V.Деление текста на части. Составление плана.

План.

1.Легенда, рассказанная В. А. Сухомлинским.

2.Жена-красавица с черной душой.

4.Нечеловеческий поступок сына.

5.Бескорыстная любовь матери.

VI.Элементы лингвистического анализа текста.

1.Объясните лексическое значение слова легенда?

Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.

В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.

2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?

Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.

3. В каком значении употреблено слово « недоброе»? Подберите к нему синонимы. (злое, черствое, грубое, жестокое).

4. Обратите внимание на эпитет «единственный», почему важно это слово сохранить в изложении?

5. Как по-разному «повели себя» сердца двух родных людей по отношению друг к другу? Найдите в тексте слова, описывающее «поведение сердец»: «не дрогнуло» — сыновнее и «трепещет, встрепенулось, окровавилось, прошептало» — материнское.

6. Какими словами автор передает раскаяние сына: «зарыдал, схватил, прижал к груди, вложил, облил горячими слезами».

7. Почему материнское сердце «горячее» и слезы раскаяния сына тоже «горячие»?

Подберите синонимы. (любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).

8. Что значит «бескорыстно»?

VII. Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.

VIII. работа над орфограммами и пунктограммами.

На доске: Невзлюбила, рассвирипела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.( в зависимости от класса).

Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, в предложения перед союзами «что, чтобы, как и др.».

IХ. Полный пересказ текста.

Х. Повторное чтение.

ХI. Написание изложения.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 классе «Сердце матери» »

Урок развития речи в 7 классе.

Подробное изложение. (2ч.)

Обучающая: научить, используя авторские языковые средства, подробно передавать исходный текст; внимательно относиться к слову.

Развивающая: развивать умения определять тему, основную мысль, работать над составлением плана.

Воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности перед матерью, любви к матери.

Есть прекраснейшее существо на свете,

у которого мы в долгу, — это мать.

Объяснение целей и задач урока. Оформление тетрадей.

Вступительное слово учителя.

Чтение стихотворения о матери (любого).

Рассказ учителем легенды:

« Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.

И вот однажды, почитатели ее красоты попросили показать им ее главные драгоценности. Тогда Корнелия Грак вышла к людям в своем самом обыкновенном платье, а за руку она вела троих своих детей. И тогда все поняли, что драгоценности Корнели Грак – это ее дети».

Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?

Прослушивание песни о матери.

Работа с эпиграфом к уроку.

Учитель: Почему мы у матерей всегда в долгу?

Весь смысл жизни матери составляют ее дети. А как вы

Относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?

Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.

Легче всего — обидеть мать,

Она обидой не ответит.

И только будет повторять:

«Не простудись, сегодня ветер».

Легче всего обидеть мать.

Пройдут года, мы станем выше

И кто-то, губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

«Легче всего — обидеть мать».

И, может быть, его услышат

Учитель: В каких строках выражена главная мысль стихотворения?

Вы поняли, что хотел сказать автор?

Замечательный педагог — Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.

«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.

Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай». Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажлы вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирипела жена, прибежала к мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне!»

Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его красота жены. Он убил мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листик, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом; упало горячее материнское сердце на камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и безкорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди».

Учитель: Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).

Основная мысль?( Никто и никогда не любит так искренне

и бескорыстно, как мать).

О чем рассказывает легенда?

Почему так называется легенда? (Испытание на человеч-

ность). Кто пережил испытание? Удалось сыну пройти это

Как описана жена сына?

Что такое человечность?

К какому стилю относится текст?(художественный)

Определите тип речи.(повествование).

Делаются выводы по тексту.

Деление текста на части. Составление плана.

Легенда, рассказанная В. А. Сухомлинским.

Жена-красавица с черной душой.

Нечеловеческий поступок сына.

Бескорыстная любовь матери.

Элементы лингвистического анализа текста.

1.Объясните лексическое значение слова легенда?

Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.

В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.

2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?

Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.

3. В каком значении употреблено слово « недоброе»? Подберите к нему синонимы. (злое, черствое, грубое, жестокое).

4. Обратите внимание на эпитет «единственный», почему важно это слово сохранить в изложении?

5. Как по-разному «повели себя» сердца двух родных людей по отношению друг к другу? Найдите в тексте слова, описывающее «поведение сердец»: «не дрогнуло» — сыновнее и «трепещет, встрепенулось, окровавилось, прошептало» — материнское.

6. Какими словами автор передает раскаяние сына: «зарыдал, схватил, прижал к груди, вложил, облил горячими слезами».

7. Почему материнское сердце «горячее» и слезы раскаяния сына тоже «горячие»?

Подберите синонимы. (любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).

8. Что значит «бескорыстно»?

VII. Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.

VIII. работа над орфограммами и пунктограммами.

На доске: Невзлюбила, рассвирипела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.( в зависимости от класса).

Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, в предложения перед союзами «что, чтобы, как и др.».


Статьи по теме