Изложение с Творческим Заданием в 10 Классе

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Изложение с Творческим Заданием в 10 Классе. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Изложение с Творческим Заданием в 10 Классе.rar
Закачек 1988
Средняя скорость 6813 Kb/s

Изложение с Творческим Заданием в 10 Классе

Данный материал (урок + презентация) предназначен для учителей русского языка и литературы общеобразовательной школы.

На уроке развития речи учащиеся 10 класса продолжат работу над совершенствованием навыков написания изложения, познакомятся с краткой биографией Ч.Айтматова и отрывком из его романа «И дольше века длится день», узнают этимологию и современное значение слова «манкурт».

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе

Цели: углубить знания учащихся по развитию речи

Задачи: продолжить обучение учащихся написанию изложения,

формировать умения: развитие связной речи учащихся, последовательное изложение текста, правильное оформление работы (составление плана),

прививать учащимся творческую инициативу, интерес к учению, истории, литературе.

Наглядность: презентация к уроку

II. Целеполагание: работа над изложением по отрывку произведения Ч.Айтматова.

III. Формирование новых знаний.

  1. Просмотр презентации (слайд 1 – 3)
  2. Знакомство с текстом.

У кладбища Ана-Бейит была своя история. Предание начиналось с того, что жуаньжуаны, захватившие Сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину.

Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой – надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень. К тому времени, когда заканчивалось бритьё головы, опытные убойщики-жуаньжуаны забивали поблизости матёрого верблюда. Освежёвывая верблюжью шкуру, первым делом отделяли её наиболее тяжёлую, плотную выйную часть. Поделив выю на куски, её тут же в парном виде напяливали на обритые головы пленных вмиг прилипающими пластырями, наподобие современных плавательных шапочек. Это и означало надеть шири. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого.

Выйной шкуры одного верблюда хватало на пять – шесть шири. После надевания шири каждого обречённого заковывали деревянной шейной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали там, в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепёке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток. Лишь усиленные дозоры стерегли в определённых местах подходы на тот случай, если соплеменники пленных попытались бы выручить их, пока они живы. Но такие попытки предпринимались крайне редко, ибо в открытой степи всегда заметны любые передвижения.

И если впоследствии доходил слух, что такой-то превращён жуаньжуанами в манкурта, то даже самые близкие люди не стремились спасти или выкупить его, ибо это значило вернуть себе чучело прежнего человека. И лишь одна найманская мать, оставшаяся в предании под именем Найман-Ана, не примирилась с подобной участью сына. Об этом рассказывает сарозекская легенда. И отсюда название кладбища Ана-Бейит – материнский упокой. (327 слов)

  1. Работа по тексту
  1. Озаглавьте текст. Сформулируйте его основную мысль. Определите тип речи. Назовите ключевые слова.

УЧАСТЬ МАНКУРТА. САРОЗЕКСКАЯ ЛЕГЕНДА.

  1. Дайте толкование современного употребления слова манкурт. Как возникло значение этого слова? (слайд 4 – 6)

манкурт — м. Тот, кто забыл свое прошлое, отказался от своих национальных обычаев, традиций, ценностей, потерял нравственные ориентиры. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000

«Если сделать экскурс в историю, то слово манкурт, возможно, восходит к древнетюрскому munqul „неразумный, глупый, лишенный рассудка“.

В современном киргизском языке встречается слово munju в значении „калека (без руки или рук, без ноги или ног)“, то есть изувеченный человек.

В монгольском языке находим форму „мангуу“, фиксируемую в двух значениях: 1. тупой, глупый, слабоумный,

2. идиот, от которого образуется глагол мангуурах- «становится глупым, тупым».

Учитывая взаимопроникновенность и взаимовлияние монгольского языка на киргизский, можно утверждать, что слово манкурт заимствовано из этого языка.

Но данная лексема может толковаться с различными смысловыми оттенками. Возможно, слово манкурт могло образоваться и путем слияния двух древнетюркских корней man- „надевать пояс, опоясываться“ и qurut- „высушенный“, то есть человек, на голову которого надевается пояс и высушивается»

1. Жестокое обращение жуаньжуанов с пленными воинами.

2. Счастливый исход рабства.

3. Превращение раба в манкурта:

а) бритьё головы захваченного в боях молодого воина;

б) надевание на голову жертвы шири;

в) последствия страшной пытки.

4. Отношение близких людей к манкуртам.

IV. Применение новых знаний.

V. Домашнее задание: прочитать произведение Ч.Айтматова «И дольше века длится день» (слайд 8)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к всрече с жителями неизщвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течени.

Урок-презентация для10 и 11 класса по русскому языку по теме «Миниатюры В.Крупина при подготовке к ЕГЭ по русскому языку».

Урок-презентация по русскому языку «Н и НН в основах различных частей речи», 10 класс. Цели:Сформулировать умение правильно писать слова с орфограммой «Одна и две н в разных частях речи» на основ.

Данный материал (урок + презентация) предназначен для учителей русского языка и литературы общеобразовательной школы.От определения В.И.Даля через работу по таблице и групповое исследование учащиеся р.

Тема урока: Жизнь – бесценный дар.Цель урока: помочь учащимся понять, что такое жизнь и в чем заключается ее сущность, осуществить выбор ценностей Задачи: — подготовить учащихся к написанию сочин.

Уровень образования: среднее (полное) общее образование Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): Литература Краткое о.

Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к встрече с жителями неизвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течени.

УРОК № 15. Тема. Контрольная работа № 2. Изложение с творческим заданием

Цели: познакомить учащихся с различными видами творческих заданий в изложении текстов; развивать навык написания изложения с творческим заданием; прививать культуру оформления творческих работ.

Оборудование: словарь (запись на доске); опорные слова к тексту; план к изложению (при необходимости).

♦ В чем особенности вида работы «изложение»?

♦ Какие виды изложения бывают?

♦ Что такое творческое задание?

II. Постановка целей и задач урока

Учитель. Сегодня вы попробуете свои силы в написании изложения с творческим заданием. Учтите разные его виды. Будьте внимательны к построению письменной речи и грамотному изложению.

III. Объяснение нового материала

(Учащиеся записывают тезисы в тетради.)

Виды творческих заданий

— Виды заданий могут быть ранжированы по сложности: от элементарного ответа на вопрос по тексту до развернутого рассуждения по поводу затронутой автором проблемы; от введения в текст незначительного по объему описания (местности, явления, человека, животного) до развернутого описания (внешности человека с элементами характеристики).

Различают такие виды творческих заданий в зависимости от поставленной задачи (изменения структуры текста): дополните текст, введите в текст, продолжите текст, выскажите свое мнение.

К творческому заданию предъявляются такие требования (на 12 баллов): выразить собственное мнение, сопоставить его с авторской позицией и мнением своих одноклассников, собственным жизненным опытом, подбирая убедительные доказательства для подтверждения своей мысли. Учитывается наличие в работе богатства словаря, точности словоупотребления, стилистического единства с авторским текстом изложения, грамматической грамотности.

Содержание творческого задания

(Учащиеся записывают в тетради.)

♦ Опираться на свой жизненный опыт;

♦ опираться на жизненный опыт друзей, знакомых;

♦ проводить параллель с различными видами искусства (живопись, литература, музыка.);

♦ приводить высказывания общественного мнения (газеты, телевидение);

♦ избегать сложных конструкций предложений;

♦ заменять сложные в написании слова более легкими;

♦ следить, чтобы основные тематические слова не повторялись, заменять повторы синонимами;

♦ следовать единому стилю (избегать сленга, разговорного стиля);

♦ стараться сделать творческое задание оригинальным, но не переусердствовать.

IV. Работа над текстом изложения

1. Словарная работа

Вектор — (спец.) — изображаемая отрезком математическая величина, характеризующаяся численным значением и направлением.

2. Первое чтение текста изложения учителем

НАШ ПУШКИН — НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИФ

Сейчас Пушкина читают мало — и это, конечно, плохо. Но неужели в XIX веке его читали больше? Пушкина читали немногие по причине неграмотности большинства жителей России. Но все же именно образованная часть населения всегда определяла вектор культурного развития всего народа. И потом, имя Пушкина было тогда популярным даже в среде людей малограмотных и вовсе не знакомых с его творчеством.

Популярность эта возникла сказочным образом, появился ряд «мифов о Пушкине». Среди неграмотных людей в России бытовали слухи о Пушкине как о народном герое. Говорили, что именно он посоветовал царю освободить крестьян, поскольку царь прислушивался к его мнению. По второй версии, Пушкин умер не на дуэли, а. в темнице, закованный в цепи за стремление освободить крепостных крестьян. Были и совершенно сказочные истории о том, что Пушкин живет в глухом лесу и иногда выходит на опушку, где поет свои то ли стихи, то ли песни. Такой вот образ поющего лешего. Но другие слухи гласили, что Пушкин не леший, а наоборот — Божий угодник.

В советское время, в эпоху всеобщей грамотности, ситуация, разумеется, изменилась. Французским крестьянам и советским колхозникам был задан вопрос: кто самый главный поэт их народа. Ответы русских были просты и очевидны: главный поэт — Пушкин. А у французов главного поэта нации определить не получилось. Поэтому я всегда говорю, что Пушкин — это наш национальный миф. Миф не как сказка, а как сосредоточение важнейших национальных ценностей и смыслов.

Сейчас бытует мнение, что Пушкин устарел и не отвечает чаяниям современного читателя. Причем так думают люди, плохо знающие творчество Александра Сергеевича.

Очень жаль, что современные мальчики и девочки, такие умные, талантливые, могут лишить себя этого бесценного дара — классической русской литературы, которую наше поколение сумело сохранить и пронести сквозь все ужасы истории XX века.

Мне не Пушкина сейчас жалко. Безумно жалко людей, которые растут и живут без него. Потому что они теряют такие ценности, без которых человеку очень трудно оставаться человеком.

298 слов (По В. Непомнящему)

Дополните текст рассуждением о том, чем для вас является А. С. Пушкин.

♦ Определите тему текста.

♦ Какую цель ставил автор, создавая текст?

♦ Каким стилем написан данный текст? (Публицистическим) Докажите это.

♦ Каков тип текста?

♦ Назовите микротемы материала.

♦ Назовите опорные слова предложенного текста.

♦ Лексика какого типа присуща тексту? (Высокого)

Опорные слова и словосочетания

Национальный миф; культурное развитие; популярность; грамотность, сказочные истории, устареть, творчество Александра Сергеевича, классическая литература, бесценный дар, остаться человеком.

4. Составление плана к тексту

V. Написание изложения

Интерактивный прием «Микрофон»

«Сегодня я узнал (научился, попробовал написать). »

VII. Домашнее задание

1. Теория по учебнику.

2. Принести газеты с интересными статьями на следующий урок.

ТАИНСТВЕННЫЕ ПРИМЕТЫ В ЖИЗНИ ПУШКИНА

В многолетнюю мою приязнь с Пушкиным. я часто слышал от него самого об этом происшествии. Он не раз сказывал об этом именно при тех лицах, которые были у гадальщицы при самом гадании.

Предсказание было о том, во-первых, что он скоро получит деньги; во-вторых, что ему будет сделано неожиданное предложение; в-третьих, что он прославится и будет кумиром соотечественников; в четвертых, что он дважды подвергнется ссылке; наконец, что он проживет долго, если на 37-м году возраста не случится с ним какой беды от белой лошади, или белой головы, или белого человека, которых и должен он опасаться.

Первое предсказание о письме с деньгами сбылось в тот же вечер. Такое быстрое исполнение первого предсказания сильно поразило Александра Сергеевича.

Цель : определить уровень усвоения изученного материала.

Тип урока: контроль и оценка знаний.

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, совершенствование усвоенных навыков.

1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Текст для изложения .

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового.

Учитесь любить учиться! (По книге Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».)

2. Этап подведения итогов занятия, рефлексия.

• Заполнение «Листов обратной связи» (см. Приложение 1).

• Подведение итогов работы за год.

• Оценка самостоятельной деятельности учащихся по повышению своей грамотности и совершенствованию индивидуального стиля речи.

Цели: познакомить учащихся с различными видами творческих заданий в изложении текстов; развивать навык написания изложения с творческим заданием; прививать культуру оформления творческих работ. Оборудование: словарь (запись на доске); опорные слова к тексту; план к изложению (при необходимости).

I. Актуализация опорных знаний

В чем особенности вида работы «изложение»?

♦ Какие виды изложения бывают?

♦ Что такое творческое задание?

II. Постановка целей и задач урока

Учитель. Сегодня вы попробуете свои силы в написании изложения с творческим заданием. Учтите разные его виды. Будьте внимательны к построению письменной речи и грамотному изложению.

III. Объяснение нового материала

1. слово учителя

(Учащиеся записывают тезисы в тетради.)

Виды творческих заданий

— Виды заданий могут быть ранжированы по сложности: от элементарного ответа на вопрос по тексту до развернутого рассуждения по поводу затронутой автором проблемы; от введения в текст незначительного по объему описания (местности, явления, человека, животного) до развернутого описания (внешности человека с элементами характеристики).

Различают такие виды творческих заданий в зависимости от поставленной задачи (изменения структуры текста): дополните текст, введите в текст, продолжите текст, выскажите свое мнение…

К творческому заданию предъявляются такие требования (на 12 баллов): выразить собственное мнение, сопоставить его с авторской позицией и мнением своих одноклассников, собственным жизненным опытом, подбирая убедительные доказательства для подтверждения своей мысли. Учитывается наличие в работе богатства словаря, точности словоупотребления, стилистического единства с авторским текстом изложения, грамматической грамотности.

Содержание творческого задания (Учащиеся записывают в тетради.)

♦ Опираться на свой жизненный опыт;

♦ опираться на жизненный опыт друзей, знакомых;

♦ проводить параллель с различными видами искусства (живопись, литература, музыка…);

♦ приводить высказывания общественного мнения (газеты, телевидение);

♦ избегать сложных конструкций предложений;

♦ заменять сложные в написании слова более легкими;

♦ следить, чтобы основные тематические слова не повторялись, заменять повторы синонимами;

♦ следовать единому стилю (избегать сленга, разговорного стиля);

♦ стараться сделать творческое задание оригинальным, но не переусердствовать.

IV. Работа над текстом изложения

1. словарная работа

Вектор — (спец.) — изображаемая отрезком математическая величина, характеризующаяся численным значением и направлением.

2. первое чтение текста изложения учителем

НАШ ПУШКИН — Национальный МИФ

Сейчас Пушкина читают мало — и это, конечно, плохо. Но неужели в XIX веке его читали больше? Пушкина читали немногие по причине неграмотности большинства жителей России. Но все же именно образованная часть населения всегда определяла вектор культурного развития всего народа. И потом, имя Пушкина было тогда популярным даже в среде людей малограмотных и вовсе не знакомых с его творчеством.

Популярность эта возникла сказочным образом, появился ряд «мифов о Пушкине». Среди неграмотных людей в России бытовали слухи о Пушкине как о народном герое. Говорили, что именно он посоветовал царю освободить крестьян, поскольку царь прислушивался к его мнению. По второй версии, Пушкин умер не на дуэли, а… в темнице, закованный в цепи за стремление освободить крепостных крестьян. Были и совершенно сказочные истории о том, что Пушкин живет в глухом лесу и иногда выходит на опушку, где поет свои то ли стихи, то ли песни. Такой вот образ поющего лешего. Но другие слухи гласили, что Пушкин не леший, а наоборот — Божий угодник.

В советское время, в эпоху всеобщей грамотности, ситуация, разумеется, изменилась. Французским крестьянам и советским колхозникам был задан вопрос: кто самый главный поэт их народа. Ответы русских были просты и очевидны: главный поэт — Пушкин. А у французов главного поэта нации определить не получилось. Поэтому я всегда говорю, что Пушкин — это наш национальный миф. Миф не как сказка, а как сосредоточение важнейших национальных ценностей и смыслов.

Сейчас бытует мнение, что Пушкин устарел и не отвечает чаяниям современного читателя. Причем так думают люди, плохо знающие творчество Александра Сергеевича.

Очень жаль, что современные мальчики и девочки, такие умные, талантливые, могут лишить себя этого бесценного дара — классической русской литературы, которую наше поколение сумело сохранить и пронести сквозь все ужасы истории XX века.

Мне не Пушкина сейчас жалко. Безумно жалко людей, которые растут и живут без него. Потому что они теряют такие ценности, без которых человеку очень трудно оставаться человеком.

298 слов (По В. Непомнящему)

Дополните текст рассуждением о том, чем для вас является А. С. Пушкин.

♦ Определите тему текста.

♦ Какую цель ставил автор, создавая текст?

♦ Каким стилем написан данный текст? (Публицистическим) Докажите это.

♦ Каков тип текста?

♦ Назовите микротемы материала.

♦ Назовите опорные слова предложенного текста.

♦ Лексика какого типа присуща тексту? (Высокого)

Опорные слова и словосочетания

Национальный миф; культурное развитие; популярность; грамотность, сказочные истории, устареть, творчество Александра Сергеевича, классическая литература, бесценный дар, остаться человеком.

4. составление плана к тексту

V. Написание изложения

Интерактивный прием «микрофон»

«Сегодня я узнал (научился, попробовал написать)…»

VII. Домашнее задание

1. Теория по учебнику.

2. Принести газеты с интересными статьями на следующий урок.

Таинственные Приметы В ЖИЗНИ ПУШКИНА

В многолетнюю мою приязнь с Пушкиным… я часто слышал от него самого об этом происшествии. Он не раз сказывал об этом именно при тех лицах, которые были у гадальщицы при самом гадании.

Предсказание было о том, во-первых, что он скоро получит деньги; во-вторых, что ему будет сделано неожиданное предложение; в-третьих, что он прославится и будет кумиром соотечественников; в четвертых, что он дважды подвергнется ссылке; наконец, что он проживет долго, если на 37-м году возраста не случится с ним какой беды от белой лошади, или белой головы, или белого человека, которых и должен он опасаться.

Первое предсказание о письме с деньгами сбылось в тот же вечер. Такое быстрое исполнение первого предсказания сильно поразило Александра Сергеевича.


Статьи по теме