Изложение Воробей 6 Класс Текст

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Изложение Воробей 6 Класс Текст. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Изложение Воробей 6 Класс Текст.rar
Закачек 2920
Средняя скорость 4783 Kb/s

Изложение Воробей 6 Класс Текст

Цели урока:

  • учить детей анализировать текст, определять его основную мысль;
  • развивать навыки грамотной устной и письменной речи, делая её более яркой, образной, выразительной;
  • воспитывать любовь ко всему живому на земле; желание заботиться, беречь и защищать птиц и других животных.

Задачи: учащиеся должны уметь правильно располагать пункты плана, соблюдать нужный порядок, соответствующий содержанию; использовать в изложении языковые средства выразительности для передачи авторского отношения; составлять логически связный рассказ, объяснять логическое значение слов.

Оборудование:

  • видеозапись с мультфильмом «Воробышко-хвастунишка» по мотивам сказки в. Лебедева «Воробей-ленивец»;
  • опорные слова;
  • текст изложения у каждого ученика на парте;
  • деформированный план;
  • слова для орфографической подготовки;
  • «дерево песен», рисунок с изображением птички у каждого учащегося.

1. Вступительная беседа

– Сегодня урок развития речи. Мы будем учиться писать изложение по плану.
– Начнём с просмотра отрывка из мультфильма «Воробышко-хвастунишка» по мотивам сказки в. Лебедева «Воробей-ленивец».
– Можем ли мы определить по названию, о ком этот мультфильм?
– Каждый из вас видел воробьёв и наверняка наблюдал за их поведением.
– Что вы можете рассказать о них? (Рассказы детей о птицах)
– Давайте посмотрим отрывок из мультфильма и ваша задача отметить особенности обитания воробьёв в природе. (Просмотр мультфильма)
– Что нового вы узнали о воробьях?

2. Сообщение темы и цели урока

– Как вы думаете, на какую тему мы будем писать изложение?
– Вам предстоит написать изложение по рассказу Н. И. Сладкова «Воробей» Он написал его, наблюдая за жизнью и поведением птиц. (Открывается запись темы урока на доске)

– Наша цель научиться составлять план текста, грамотно передавать содержание текста по плану.
– Теперь начнём работу над текстом изложения.
– Наша задача – познакомиться с содержанием текста.

3. Ознакомление с текстом

У каждого ученика текст изложения, напечатанный на листах. Чтение текста учеником. Все учаbotch следят за чтением по своим листам.
– Будьте внимательны, слушая текст, постарайтесь запомнить содержание.

Воробей

Всю зиму воробей прожил в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли ножки. Иней покрывал пёрышки.
Наконец солнце заглянуло к воробью в трубу. На карнизах повисли сосульки. Днём с сосулек капала вода. Воробей ловил клювом с сосульки капельки.
От солнца и сосулькиной воды с воробьём стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев.
Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Дружным чириканьем провожали они день. Весна!

4. Беседа по содержанию

– О чём идёт речь в тексте? Какая главная мысль рассказа?
Воробей трудно жил зимой, а потом радостно встречал весну вместе с другими птицами. Весной в жизни птиц происходят большие перемены
– А как вы помогали пережить долгую холодную зиму птицам?

Вывод: надо заботиться о птицах, беречь их, помогать им, помнить, что они – часть природы. Ведь птицам не только холодно, но главная беда зимой – это голод.

5. Анализ текста. Словарно-лексическая работа

– А теперь поработаем над каждой частью текста.

– Прочитайте самостоятельно (про себя) 1-ю часть текста. (Опорные слова записаны на доске.)
– Где прожил воробей всю зиму? (В печной трубе)
– Почему автор выбирает именно это слово – ПРОЖИЛ? (Значит, остался живым после долгой зимы.)
– Почему автор подобрал такие слова: ТЯНУЛАСЬ ЗИМА. Почему не сказать ПРОШЛА? (Тянулось, потому что воробью тяжело жилось, время шло медленно.)
– А как ему жилось? (Зябли ножки, иней покрывал пёрышки.)
– Какие синонимы можно подобрать к слову ЗЯБЛИ? (Мёрзли)
– Почему автор употребил именно это слово? (Воробей – небольшая птичка, ножки у него маленькие.)
– Объясните, что такое иней? (Тонкий слой льда.)
– А каким, словом можно заменить глагол ПОКРЫВАЛ? (Окутывал, укрывал.)
– Как относится автор к воробью? Можно об этом догадаться в 1-й части текста? Какие слова помогают нам это понять?(Ножки, пёрышки; автор употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы, ему жаль воробья, он сочувствует ему.)
– Какие чувства возникают по отношению к воробью у вас?(Жаль его, хочется обогреть, покормить.)

– Прочитайте 2-ю часть текста шёпотом.
– Какие изменения произошли в жизни воробья? (Солнце в домик заглянуло.)
– Почему автор всё же говорит, ЗАГЛЯНУЛО? (Быстро, украдкой посмотрело.)
– Что ещё изменилось? (На карнизах повисли сосульки. С них капала вода.)
– Как иначе можно сказать ПОВИСЛИ? (Низко висели, свисали.)
– Обратите внимание на слово КАРНИЗ. У него несколько значений. В каком значении употребляется это слово в тексте?

КАРНИЗ:

  1. Продольный выступ над окном, дверью вдоль верхней частью стены.
  2. Перекладина, на которую вешают шторы.
  3. Нависшая часть кручи, лавины.

– Как вёл себя воробей? Что он делал? (Он ловил сосоулькины капельки клювом.)
– Почему автор говорит КАПЕЛЬКИ, а не КАПЛИ? (Автор с любовью пишет о воробье, он радуется за воробья, употребляя уменьшительно-ласкательные суффиксы, чтобы показать, что капельки маленькие, большие воробей не мог бы поймать, не намокнув.)

– Один ученик читает текст вслух, остальные следят по учебнику.
– Каким, словом можно заменить прилагательное СТРАННЫЙ? (Удивительные, непонятные.)
– Какие странности стали происходить с воробьём?
– Обратите внимание на слово ЗАГРИВОК. Что это? (Задняя часть шеи.)
– Подберите близкое по значению слова к глаголу ТРЕПАТЬ. (Тормошить)
– Объясните смысл выражения «трепать как собака кошку». (Собака сильнее кошки, значит трепать, чувствуя силу, может быть и больно.)
– Как вы думаете, почему такие странные вещи происходили с воробьём? (От солнца и сосулькиной воды воробей пригрелся на солнышке, обрадовался теплу и захотел поиграть. Когда хорошее настроение – хочется прыгать, играть, веселиться.)

– Прочитайте хором 4-ю часть.
– Куда слетелись воробьи? (На дерево песен.)
– Как по другому сказать СЛЕТЕЛИСЬ? (Собрались.)
– Почему автор говорит слетелись? (Про птиц лучше сказать слетелись, ведь они действительно летают.)
– Почему автор назвал дерево песен? (На нем поют, чирикают.)
– Почему вечером слетелись птицы? (После дневных дел и забот воробьи провожали день, а день провожают вечером.)
– На что похож этот сбор птиц? (На хор, праздник.)
– А что празднуют птицы? (Приход весны.)
– Как они празднуют? (Дружным чириканьем.)
– Почему автор употребил именно это слово? (Про воробьёв лучше сказать «чирикают», они произносят чив-чив.)
– Какое чувство вызывает последнее предложение? (Чувство радости, счастья, хорошего настроения, хочется петь, закончилась трудная зима, наступает новая пора жизни.)
– Какими словами можно будет заменить в тексте слова воробей, воробьи? (Он, они, птицы, пернатые друзья.)
– Мы с вами подбираем синонимы, чтобы своими словами можно было передать содержание текста, чтобы заменить слова автора близкими по смыслу.

Физминутка

Птички в гнёздышке сидели
И на улицу глядели
Погулять они хотят
И тихонечко летят.

6. Составление плана

– Теперь мы поработаем над составлением плана.
– Что такое план? (В пунктах плана заключена главная, основная мысль текста.)
– На каждом столе лежат конверты с листами, на которых написан план. Познакомьтесь с планом рассказа. Соответствует ли этот план его содержанию? Работая в парах, восстановить его в том порядке, в каком, по вашему мнению, он должен быть.
– Какое название подходит к 1 части, 2 части, 3 части, 4 части?

План.

  1. Зимой в печной трубе.
  2. Сосулькина вода.
  3. Странные вещи.
  4. Дерево песен.

7. Пересказ текста па частям плана с использованием ключевых слов

– Используя ключевые слова, давайте попробуем пересказать текст по частям плана.

8. Орфографическая подготовка

– Чтобы написать рассказ без ошибок, мы должны вспомнить правописание некоторых слов.

Слова написаны на доске.

Т…нулась в…р…бей
Л…вилк…рниз
Схв…тилин…й
Тр…патьс…сулька
Веч…ром с…бака

– Какая орфограмма объединяет слова 1-го столбика? (Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.)
– Каким правилом будим пользоваться для правильного написания?

Безударный гласный,
Стоп! Писать опасно!
Чтоб развеять все сомненья,
Ставьте звук пол ударенье.

– Примените это правило для слов 1-го столбика.
– Какая орфограмма объединяет слова 2-го столбика? (Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Словарные слова.)
– Покажите буквы, которые вы вставите.
– Какие ещё орфограмма вы заметили в тексте?

Учащиеся перечисляют и подтверждают сказанное примерами:

  • Написание предлогов.
  • Написание приставок.
  • Непроизносимая согласная в корне. (Солнце.)
  • Слова с парными согласными в корне слова. (Карниз, ножки, клок.)

Итог: Мы с вами повторили основные орфограммы. Я надеюсь, что, вы правильно и грамотно напишете текст.

9. Повторное чтение текста шёпотом

– Прочитайте еще раз текст шёпотом, постарайтесь запомнить его содержание.

Психоэтюд.

– Закройте глаза: представьте деревенские домики, из трубы идет дымок. Около этой трубы всю зиму жил воробей. У него зябли ножки, инеем покрывались перышки. Но вот солнышко заглянуло к воробью в трубу.

10. Письмо изложения

– Приступаем к написанию текста.

11. Чтение текстов изложения и анализ

– Чья работа оказалась наиболее удачной?
– Что удалось передать?
– Что можно было написать по – другому?

12. Итог

– Чему мы научились сегодня?
– В чём испытывали трудности?
– За что можно похвалить себя, товарища?

Рефлексия

– Воробьи, провожая день после хлопот, дел и забот, собирались на дереве песен. И мы свой урок закончим на дереве песен. Вы – маленькие птички, которые целый урок трудились. Оцените свой труд. Как высоко вы поднялись? На какую веточку вы посадите свою птичку? Насколько активными вы были, как часто и правильно вы отвечали? Будьте справедливы и помните: чем лучше – тем выше.

Работа позволит научить учеников подробно пересказывать текст в жанре личного письма.

Просмотр содержимого документа
«Обучающее изложение для 6 класса»

Конспект урока обучающего изложения

Предмет: русский язык Класс 6 «Б»

Ф.И.О. педагога Немыкина Анастасия Александровна

Тема урока: урок обучающего изложения

Цель: научить учеников подробно пересказывать текст в жанре личного письма.

обучающие – 1) вспомнить жанровые особенности личного письма; 2) усовершенствовать умение анализировать текст (определять тему, основную мысль автора, выраженную в тексте, умение вчитываться в текст, выявлять авторское отношение к написанному, определять функционально-смысловой стиль и тип текста, жанр и т.д.) 3) усовершенствовать умение подробного пересказа текста; 4) усовершенствовать навыки орфографии;

воспитательные – 1) содействовать развитию у детей такого качества, как наблюдательность – быть внимательным к окружающему миру; 2) воспитать уважительное отношение ко всему живому; 3)воспитать слушать и мыслить;

развивающие – 1) усовершенствовать умение излагать текст в различных жанрах речи; 2) развить речь учащихся;

3) обогатить активный словарный запас за счет лексической работы с привлечением толкового словаря; 4) развить логическое мышление посредством заполнения таблиц, составления плана; 5)содействовать развитию слуховой и зрительной памяти.

1) Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.]. – 28-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.

2) Развитие речи: Школьная риторика. 6 класс: Пособие для учащихся / Т. А. Ладыженская, Л. Г. Антонова, Г. Б. Вершинина и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Дрофа, 1997. – 288 с.: ил.

3) Сладков Н. Н. Азбука леса: Рассказы, сказки, миниатюры/Рис. и оформл. Л. Казбекова, — Л.: Дет. Лит., 1986. – 101 с.

Повторение сведений об основных жанрообразующих признаков личного письма

Подготовка к восприятию текста

Знакомство с текстов

Работа с текстом (анализ текста)

Итоговое восприятие текста

Ведущее слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня у нас с вами интересная работа — мы будем готовиться к написанию изложения в жанре личного письма. Я думаю, что это не должно составить особого труда, вы ведь в прошлом году выполняли подобную работу. Наши задача – повторить сведения о жанре личного письма, проанализировать текст изложения. Само изложение вы напишите на втором уроке.

Итак, приступим к нашей работе. Откройте тетради, запишите дату и вид работы — «Классная работа». Тема: «Изложение в жанре личного письма».

Мы вспомним особенности жанра личного письма.

1. Давайте с вами вспомним – для чего люди пишут письма?

2. Кому можно написать письмо?

3. Мы сказали, что адресаты письма могут быть разными.

4. Какие два вида писем мы можем выделить в зависимости от адресата и содержания информации в письме?

5. Вспомним, как пишутся личные письма. Вспомним из каких основных (структурных) компонентов состоит оно?

Составим схему (таблицу), которая будет называться «Структура письма. Надеюсь, что эта схема поможет вам в написании изложения.

Схема (таблица) состоит из двух элементов или колонок. Первая называется «Структурные компоненты», вторая – «Содержание».

В первой колонке записываем первый структурный компонент №1 – приветствие или обращение, во второй – название (имя) того, кому предназначено письмо.

и т.д. Вместе с ребятами составляем схему (таблицу), вспоминаем изученную информацию о данном жанре, подкрепляя устными примерами.

Ребята, мы с вами вспомнили особенности жанра личного письма, думаю, у вас не должно возникнуть проблем, которые связаны с написанием изложения. Обратимся к тексту изложения. Этот текст написан в другом жанре.

Ребята, внимательно слушаем внимательно текст.

Ваша задача – внимательно меня слушать, чтобы:

определить тему, основную мысль текста, задачу автора;

стиль и смысловой тип текста;

определить, в каком жанре написан данный текст.

Слушаем внимательно и мысленно анализируем текст по заданным критериям.

Ребята, я думаю, вы внимательно прослушали текст. Теперь ответьте на некоторые вопросы.

1.Есть ли в этом тексте слова, лексическое значение которых вам неизвестно? Что такое коряга? А что перочинный нож?

2.Назовите тему данного текста? О чем повествует нам автор?

3.Что в большей мере отражает заглавие текста: тему или основную мысль?

4.В каком стиле написан данный текст?

5. Определите смысловой тип текста. Есть ли в данном тексте элементы другого типа?

6. Определите жанр, в котором написан текст.

7.Какие языковые средства употребляет автор для изображения действий, состояния, характеров своих героев?

Составим теперь план текста, выделим его на части. Потом мы дополним получившийся план структурными компонентами, которые, характерны для личного письма.

На сколько частей мы можем разделить текст? Как они могут называться?

Сейчас попробуем устно составить письмо, затем выделим достоинства и недостатки получившихся текстов.

Ребята, сейчас я еще раз прочитаю текст. Внимательно послушайте и постарайтесь запомнить.

на втором уроке вам нужно будет написать изложение по тому плану, который мы с вами составили.

Глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Образец записи в тетради:

Изложение в жанре личного письма

Ребята отвечают (примерные ответы):

1. Письмо пишется для того, чтобы сообщить определённую информацию, чтобы поздравить поделиться впечатлениям, поблагодарить и.т.д.

2. Письма могут быть адресованы близким людям, могут быть адресованы неблизким людям, например, губернатору, депутату и.т.д.

3. Письма бывают официальные и неофициальные.

4. В официальных письмах содержится деловая информация, их адресат — официальное лицо. Личные же письма пишутся близким людям, содержат в себе личную, эмоциональную информацию.

5. Письмо состоит из следующих структурных компонентов: приветствие, вступление, основная часть, заключение, подпись и дата.

Приветствие или обращение

Название того, кому предназначено письмо

Извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания

Изложение информации, интересующей адресата

Выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощания

Детальное, рефлексивное, некритическое слушание

В сказках клады скрываются под цветущим и папоротниками. И хотя папоротник не цвёл, клад под ним оказался сказочным! Драгоценности лежали под замшелой корягой: серебро – серебрилось, золото – золотилось, а цветные камни – переливались радугой!

Но очень странным оказался этот клад! Хоть всё в нём золотилось, серебрилось и переливалось, но вместо золота и серебра оказались «золотые» и «серебряные» бумажки от конфет, а вместо драгоценных камней – цветные стекляшки. А ещё были…пуговицы, сломанная чайная ложечка и даже маленький перочинный ножик!

Это, конечно, был клад кого-то из жителей леса. Но кому понадобился такой хлам: ни съесть, ни выпить, ни под бок постелить? И всё-таки живёт кто-то в этом заросшем овраге, кому дороги эти яркие никудышки.

Ночью к кладу никто не пришёл. Уныло скулили комары, да перед глазами мерцали серые гнилушки. Утром проползла змея — чёрная с красными глазами. А днём наконец прилетела…сорока! В клюве она держала мою красную авторучку, которую я положил на крыльцо, когда отправился сторожить клад.

Это была знакомая ручная сорока. Она жила у соседей.

И тут был её тайник, в котором она прятала свои сокровища я подошёл ближе – сорока подняла крик: ей были дороги её яркие безделушки. Тогда я взял только авторучку, остальное мне ни к чему. Но зачем оно ей?

Эту тайну я так и не разгадал.

1.Коряга — суковатый (часто погрузившийся в воду) кусок сваленного, подгнившего дерева. Замшелый — покрывшийся плесенью, мхом. Перочинный нож — складной нож; разновидность ножа, клинок которого убирается в рукоять.

2.В данном тексте рассказывается, как одна сорока спрятала в лесу под папоротником свой клад. Тему мы можем определить следующим образом: «Сорока», «Клад сорочий», «Богатство птицы» и т.д.

3.Заголовок, непременно, в большей степени выражает основную мысль текста.

4.Данный текст относится к художественному стилю.

5.Основной смысловой тип текста – повествование (в нем говорится о сменяющих друг друга действиях «героев») с отдельными вставками описательного характера (описание клада птицы, описание природы)

7.Состояние сороки, её характер выражается прилагательными: знакомая ручная сорока; глаголами: подняла крик. Прилагательные помогают нам представить окружающий мир: замшелая коряга, сырые гнилушки, сказочный клад и пр.

В первые двух абзацах идёт речь о кладе. В других двух – рассуждения о сорочьем кладе, описание состояния сороки.

Текст можно разделить на две большие части (как и все повествовательные тексты): вводную часть и основную. Вводную часть представляют первые два предложения, они вводят в ситуацию. Основная часть раскрывается в следующих микротемах, которые мы можем обозначить следующим образом: «Сказочный клад», «Прилетевшая сорока», «Состояние сороки».

1.Приветствие (Здравствуй, дорогой дедушка, папа, дружок…)

2.Вступление (Извини, что давно не писал…)

3.Основная часть (Я хотела рассказать тебе, как однажды…):

I. Вводная часть;

II. 1.Завязка (В сказках клады скрываются под цветущим папоротниками…)

2.Кульминация (А днём прилетела …сорока!)

3.Развязка (…был её тайник (сороки), в котором она прятала свои сокровища)

4.Заключение (Жду твоего ответа…)

Составляют устные пересказы по плану.

Здравствуйте, дорогие папа и мама!

Пишу вам раз в неделю, как и обещала. Вы не переживайте, у меня всё хорошо, я замечательно провожу каникулы у бабушки.

Знаете, а мне нравится жить в деревне. Тут все интересное такое: лес, растения, птицы. Я недавно гуляла по лесу. Вы, наверное, знаете, что только в сказках клад скрывается под папоротником, который цветёт. Вот мой папоротник не цвёл, но клад под ним сказочный. На чёрной земле, под замшелой корягой, лежали драгоценные камни: золото и серебро.

Когда на небе появлялось солнце, то золото становилось золотистее золота, серебро — серебристее серебра. Драгоценные камни горели ярче радуги. Под корягой, на чёрной земле, лежали цветные стекляшки, «золотые» и «серебряные» бумажки от конфет. Лежали пуговицы, бусинки, разноцветные камешки. Представляете? И даже железный перочинный нож. Это клад какого-то жителя лесного.

Интересно, у лесных жителей ведь не бывает потайных сундуков с украшениями и безделушками?

Кому понадобились эти вещицы? Ни съесть его, ни выпить.

Вечерело, но никто не пришёл. Мерцали в кустах гнилушки, уныло скулили комары.

Днём проползла змея.

Потом послышался шум, я вздрогнула, — и выскочила сорока!

В клюве она держала мою ручку, которую я положила на крыльцо.

Мне знакома была сорока. Эта ручная птица жила у соседей.

Вот чей это тайник это был!

Я подошла ближе, сорока подняла крик. Ей были дороги её сокровища.

Я решила забрать свою ручку, а остальное оставил сороке. Мне стекляшек не нужно. Но зачем всё это ей? Эту тайну я так и не разгадала.

Ну вот, я вам все рассказала. Теперь ваша очередь писать мне ответ. Бабушка передает вам большой привет.

Не забывайте, что я люблю вас.

Ваша дочка Настасья.

Дата, вид работы и тема записаны на доске или вынесены на слайд.

Данный урок «Изложение в жанре личного письма» входит в систему уроков по развитию речи в 6 классе. Целью уроков — усовершенствовать умение детей пересказывать текст в различных жанрах. На данном уроке ребята должны усовершенствовать умение пересказывать текст в жанре личного письма. Эта работа для них не новая, в 5 классе они выполняли задание подобного рода, необходимо только повторить известные ученикам сведения. Для этого учителем организуется репродуктивная беседа по изученному материалу.

Особое место в данном уроке занимает работа над текстом (анализ), эта работа должна способствовать обучению школьников восприятию и воспроизведению художественного повествования, быть внимательным к слову и мысли писателя, умению понимать подтекст и воспроизводить особенности текста при пересказе. Для качественного анализа текста учитель использует такие методы, как выразительное чтение, репродуктивная беседа, делает установку на слушание.

Ребята составляют план. Пересказывают тексты, анализируют свои и чужие пересказы, составят письменный вариант на втором уроке.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Тексты для выборочных и сжатых изложений в 6 кл.

Учитель Рыбалова Вера Владимировна, МАОУ «СОШ №44» г. Перми.

Текст для выборочного изложения 6 кл. П. П. Бажов. Серебряное копытце. 1.Прослушать текст. Определить его стиль и тип. 2.Написать выборочное изложение — описание Серебряного копытца. 3.Дать своему тексту название. Старик был мастер сказки сказывать, Даренка любила те сказки слушать.
Только после всякой сказки Даренка напомнит:
— Дедо, про козла-то скажи. Какой он?
Кокованя отговаривался сперва, потом и рассказал:
— Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем — там и появится дорогой камень. Раз топнет — один камень, два топнет — два камня, а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней.
Сказал это, да и не рад стал. С той поры у Дарении только и разговору, что об этом козле.
— Дедо, а он большой?
Рассказал ей Кокованя, что ростом козел не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая. А Даренка опять спрашивает:
— Дедо, а рожки у него есть?
— Рожки-то, — отвечает, — у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток.
— Дедо, а он кого ест?
— Никого, — отвечает, — не ест. Травой да листом кормится. Ну, сено тоже зимой в стожках подъедает.
— Дедо, а шерстка у него какая?
— Летом, — отвечает, — буренькая, как вот у Муренки нашей, а зимой серенькая. — Дедо, а он душной?
Кокованя даже рассердился:
— Какой же душной! Это домашние козлы такие бывают, а лесной козел, он лесом и пахнет.
Стал осенью Кокованя в лес собираться. Надо было ему поглядеть, в которой стороне козлов больше пасется. Даренка и давай проситься:
— Возьми меня, дедо, с собой. Может, я хоть сдалека того козлика увижу. Кокованя и объясняет ей:
— Сдалека-то его не разглядишь. У всех козлов осенью рожки есть. Не разберешь, сколько на них веток. Зимой вот — дело другое. Простые козлы безрогие ходят, а этот, Серебряное копытце, всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой. Тогда его сдалека признать можно.

Текст для выборочного изложения. 6 кл.

Вопросы для обсуждения .

1.Сколько птиц нужно описать?

2. Сколько птиц описывается в тексте?

3. Почему чайка описывается каждый раз по – разному?

4. Как правильно и коротко отразить это в тексте?

Написать текст-описание чайки. Дать название своему тексту.

Какой только рыбы не водится в Новозере, каких только птиц не летает над ним. Однажды утром Миша вышел на песчаную косу, чтобы послушать, как далеко–далеко на болотах, за береговой излучиной, кричат журавли. Солнце уже всходило, и озеро то и дело меняло цвета, будто примеряло разные наряды — какой из них больше подойдет на сегодняшний день.

На песчаную косу вдруг спустилась с неба удивительная птица: вся розовая, только клюв черный да черное пятнышко на голове. Миша видел, когда птица летела, и ее длинные тонкие крылья показались ему похожими на гребни волн. Он всегда рисовал море с такими волнами. Села розовая птица на песчаный откос и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, будто кружевной подол платья подобрала.

Прибежал Миша домой, рассказал маме, какую он удивительную птицу видел, а мама выслушала и оказала, что это была чайка.

— Нет, мама, это была не чайка. Чайка же белая!

Вечером того же дня Миша увидел еще одну необыкновенную птицу — совершенно голубую. Голубую, как вечернее предзакатное небо.

Рассказал он маме и об этой птице, а мама подумала и опять сказала, что и это была чайка.

— Нет, мама, это была не чайка, а какаято небывалая птица. Чайка же белая.

— Да, чайка бывает белая, это верно. Сходи на берег, присмотрись к ней хорошенько еще раз.

На закатном огне увидел Миша в небе целую стаю птиц, похожих на чаек, и все они были золотые, огненно–золотые.

— Как в сказке! — сказал про себя Миша. — Но это же чайки. Это все одни и те же чайки.

— Это чайки, мама! — согласился наконец Миша.

— Ты их видел белыми?

Нет, я не видел их белыми. Они белые, но на этом озере все, как в сказке, все сказочное — и восходы, и закаты, и лунные ночи. И птицы и люди — как в сказке.

Текст для выборочного изложения 6 кл.

В. П. Катаев. Белеет парус одинокий.

1.Написать текст выборочного изложения – описания дома Гаврика и дедушки.

В этот же день другой мальчик, Гаврик — тот самый, о котором мы

вскользь упомянули, описывая одесские берега, — проснулся на рассвете от

Он спал на берегу возле шаланды, положив под голову гладкий морской

камень и укрыв лицо старым дедушкиным пиджаком. На ноги пиджака не хватило.

Ночь была теплая, но к утру стало свежо. Босые ноги озябли. Гаврик

спросонья стянул пиджак с головы и укутал ноги. Тогда стала зябнуть голова.

Гаврик встал, сладко растянул руки, закатал штаны и, зевая, вошел по

щиколотку в воду. С ума он сошел, что ли? Ноги и так озябли до синевы, а тут

еще лезть в море, один вид которого вызывает озноб!

Однако мальчик хорошо знал, что он делает. Вода только на вид казалась

холодной. На самом деле она была очень теплой, гораздо теплее воздуха.

Мальчик просто-напросто грел в ней ноги.

Хибарка стояла шагах в тридцати от берега на бугорке красной глины,

мерцавшей кристалликами сланца.

Собственно, это был небольшой сарайчик, грубо сколоченный из всякого

деревянного старья: из обломков крашеных лодочных досок, ящиков, фанеры,

Плоская крыша была покрыта глиной, и на ней росли бурьяны и помидоры.

Когда еще была жива бабушка, она обязательно два раза в год — на пасху

и на спаса — белила мелом хибарку, чтобы хоть как-нибудь скрасить перед

людьми ее нищенский вид. Но бабушка умерла, и вот уже года три, как хибарку

никто не белил. Ее стены потемнели, облезли. Но все же кое-где остались

слабые следы мела, въевшегося в старое дерево. Они постоянно напоминали

Гаврику о бабушке и о ее жизни, менее прочной, чем даже мел.

Гаврик был круглый сирота

Дедушка уже встал. Он ходил по крошечному огороду, заросшему бурьяном,

заваленному мусором, где ярко теплилось несколько больших поздних цветков

тыквы — оранжевых, мясистых, волосатых, со сладкой жидкостью на дне

Дедушка собирал помидоры в подол стираной-перестираной рубахи,

потерявшей всякий цвет, но теперь нежно-розовой от восходящего солнца.

Дедушка и внучек не поздоровались и не пожелали друг другу доброго

утра. Но это вовсе не обозначало, что они в ссоре. Наоборот. Они были

большие приятели. Просто-напросто наступившее утро не обещало ничего, кроме тяжелого труда и забот. Не было никакого резона обманывать себя пустыми пожеланиями.

Текст для выборочного изложения 6 кл.

Паустовский К.Г. Ленинградские парки.

Прослушать текст. Описать кабинет профессора ботаники.

Квартира профессора ботаники Петра Максимовича Багалея на Аптекарском острове, в Ленинграде, отличалась многими хорошими качествами. Она выходила окнами в Ботанический сад, в ту его часть, которая была закрыта для посетителей. Поэтому в квартире всегда было тихо и в комнатах стоял зеленоватый полусвет от листвы.

Самой интересной комнатой был, пожалуй, кабинет Петра Максимовича, с низким потолком и множеством одинаково переплетенных книг. Петр Максимович любил поражать по вечерам гостей и студентов одним приемом. Он вводил гостя в полуосвещенный кабинет, приглашал садиться в кожаное кресло и незаметно зажигал ослепительную люстру.

Яркий свет превращал кабинет в уголок цветущего растительного мира. Вазоны с карликовыми соснами стояли прямо на полу. Тут же склонялись плакучими ветками карликовые ивы. На столе цвели оранжевые и белые цветы с мечевидными листьями. На стенах висели под стеклом высушенные травы, венчики цветов и листья, не потерявшие естественного цвета, очень яркие и самых причудливых форм. Все краски, которыми природа в таком изобилии, с таким бесконечным числом оттенков и с таким безупречным вкусом наделила растения, были собраны здесь, как в волшебной шкатулке.

Петр Максимович, несмотря на свои годы и седину, был подвижной, бритый, в выпуклых очках, с несколько удивленными добрыми глазами. Страсть к ботанике соединялась у него со страстью к коллекционированию. Он собирал разные ботанические редкости.

Особенно гордился Петр Максимович отполированным срезом ствола восьмисотлетнего мамонтового дерева. Около слоев, нараставших в те годы, когда в мире происходили великие события, Петр Максимович прикрепил маленькие медные дощечки. На них было выгравировано: «Год открытия Америки», «Смерть Ньютона», «Правление Петра Первого», «Пожар Москвы в 1812 году» — и так далее, вплоть до таблички «Октябрьская революция». Дальше слоев уже не было, так как дерево было спилено в 1918 году.

Текст для сжатого изложения. 6 кл. К. Г. Паустовский. Несколько слов о приметах. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить приметы или самим создавать их — очень увлекательное занятие. Мир примет бесконечно разнообразен. Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом — каждую осень встречаешь все тот же огненный куст рябины за Лариным прудом или все ту же зарубку, сделанную тобой на сосне. С каждым летом зарубка все сильнее заплывает твердой золотистой смолой. Приметы на дорогах — это не главные приметы. Настоящими приметами считаются те, которые определяют погоду и время.
Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. В городах приметы нам не нужны. Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы. Время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. Предсказания погоды передаются по радио. В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние.
Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света. В приметах заключено много точного знания и поэзии.

1 микротема – Мир примет бесконечно разнообразен, и находить или самим создавать приметы – увлекательное занятие. 2 микротема — Городскому человеку не нужны природные приметы, только на природе у него вновь пробуждаются природные инстинкты. 3 микротема – Народные приметы связаны с жизнью природы , и в них много поэзии.

Текст для сжатого изложения. 6 кл.
А. Яшин. Крапивное семя. Недобрых людей в народе называют крапивным семенем. Немало на свете и самой крапивы.
Вокруг нашего дома крапива разрослась густыми большими кустами. Высокая, жирная, ядовитая, она не дает никому проходу. Молодую, ее можно еще использовать для щей, а разрастется, загрубеет, не выполешь вовремя — тогда беда с ней. Берет верх, наступает, теснит, наглая, жжет, житья не дает.
Каково же семя у этой, у настоящей крапивы? Кто его видал — это крапивное семя? Как оно растет, откуда берется? А попробуй взгляни! Как его возьмешь — жжется крапива. Пропадает у людей всякий интерес к крапивному семени. «Лучше не связываться!» — говорят. Сторонятся. И растет крапива рядом с жильем человеческим, на самых обжитых местах, на самых тучных землях — под окнами изб, вдоль заборов и стен, на приусадебных участках,- растет на глазах у всех. Где люди, там и крапива. Растет и жжется. В тени дома по крапивным местам днем хоронятся комары. Ударишь палкой по кусту – тысячи поднимутся. Так вот ты какое, крапивное семя!
Разыскали мы косу и скосили всю крапиву вокруг дома. Честное слово, легче жить стало. Только надолго ли? Разве всю нечисть можно извести? Только и надежды что на время — оно должно взять свое. 1 микротема — крапива – сильное, живучее растение, заполоняющее собой пространство. 2 микротема – крапивное семя не увидишь, не возьмёшь. Лучше не связываться и с недобрыми людьми, которых крапивным семенем называют. 3 микротема — легче станет жить, если попытаешься нечисть из своей жизни извести.


Статьи по теме