Изобразительное Искусство Киевской Руси Презентация

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Изобразительное Искусство Киевской Руси Презентация. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Презентации».

Изобразительное Искусство Киевской Руси Презентация.rar
Закачек 2476
Средняя скорость 3082 Kb/s

Изобразительное Искусство Киевской Руси Презентация

Изобразительное искусство. Ведущими жанрами изобразительного искусства Киевской Руси были мозаика, фреска, иконопись и книжная миниатюра. Жанры монументальной живописи — фреска и мозаика — складывались на основе византийских школ.

Слайд 40 из презентации «Развитие культуры Киевской Руси» к урокам МХК на тему «Древнерусская культура»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке МХК, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Развитие культуры Киевской Руси.ppt» можно в zip-архиве размером 3125 КБ.

Древнерусская культура

«Древнерусская культура 10-13 века» — Собор святой Софии. Культура . Феномен русской культуры. Собор святой Софии в Киеве. Литературные жанры. Повесть временных лет. Крестово — купольный храм. Древнерусская литература. Культура Руси в X-XIII вв.. Архитектура Древней Руси. Мозаика. Живопись. Искусство. Собор святой Софии в Новгороде.

«Культура Руси 9-13 века» — Эволюция верования. Киев. Города. Архитектура древнерусских городов. Влияние христианства. Древнерусская литература. Живопись. Истоки культуры. Два основных этапа. Начало летописания. Культура материального производства. Развитие письменности. Культовое зодчество. Ремесло. Культура Руси. Характер и особенности развития культуры.

«Культура домонгольской Руси» — Дмитрий Солунский. Рясны. Десятинная церковь. Архитектура. Иконопись. Интерьеры Софийского собора. Шлемовидные купола. Письменность. Софийский собор в Киеве. Кратир. Фрагмент колта. Христианская культура Домонгольской Руси. Богоматерь Оранта. Особенности. Дмитровский собор во Владимире. Ювелирное искусство.

«Развитие культуры Древней Руси» — Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет». Потребность в книгах у молодого христианского государства. Возникновение древнерусской литературы. Особенности Культуры Древней Руси. Культура Древней Руси. Принятие христианства имело значительные последствия. Софийский собор в Новгороде. Новые жанры.

«Искусство Древней Руси» — Собрание предметов искусства. Древнерусское декоративно-прикладное искусство. Серебряное ожерелье. Бронзовое навершие. Древнерусское искусство. Искусство Древней Руси. Бронзовые литые финно-угорские «шумящие» подвески. Золотой колт. Скандинавское (варяжское) влияние. Бронзовая бляха-медальон. Московский Кремль.

«Материальная культура Древней Руси» — Культура Древней Руси. Просвещение. Софийский собор в Киеве. Оружейники. Ювелиры. Общий вид. Театр. Культура Нового Времени. Скань. Новая культурно-историческая эпоха. Зодчество. Рукописные книги. Художники. Грамоты. Открыты школы. Художественное ремесло. Зернь. Иконопись. Каменное зодчество. Грамотность.

Всего в теме «Древнерусская культура» 17 презентаций

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемintranet.tdmu.edu.ua

Похожие презентации

Презентация на тему: » Культура Киевской Руси План. 1. Принятие христианства. 2. Письменность и литературная традиция. 3. Oсвита и научные знания. 4. Искусство Киевской Руси.» — Транскрипт:

1 Культура Киевской Руси План. 1. Принятие христианства. 2. Письменность и литературная традиция. 3. Oсвита и научные знания. 4. Искусство Киевской Руси.

2 Принятие христианства. В 988 г. Владимир проводит крещение населения всей Руси. В Киеве он построил каменную церковь в честь св. Богородицы, которая получила название Десятинной ( ).

4 Вид Десятинной церкви в XIX в.

5 Христианство сблизило Русь с Византией — феодальным государством с передовой культурой. Принятие христианства сказалось на духовной жизни общества, привело к значительному его обогащению. Крещение Владимира. Фреска Васнецова, Владимирский собор в Киеве

6 Монастыри Руси Большую роль в повышении культурного уровня населения сыграли монастыри, где велось летописание, создавались библиотеки, школы, рисовались иконы. Первым и самым большим был Киево-Печерский. Основан в 1051 году монахами Антонием и Феодосием. В нем работали Нестор- летописец, монах-живописец Алимпий, монах-врач Агапит.

12 Руины Успенского Собора

13 Успенский Собор Киево- Печерской Лавры освящен 24 августа 2000

18 Письменность у восточных слов’ян В х годах IX века византийский император Михаил III отправил к славянам двух братьев-священников — Костянтинa и Мефодия. Они благоустроили славянский алфавит и перевели на церковнославянский язык Евангелие.

19 Литература Киевской Руси Письменная литература, которая сформировалась в Киевской Руси в начале ХI века, опиралась на два важнейших источника устное народное творчество христианскую традицию

20 С утверждением христианства большую роль играет переводная литература. Одним из первых был перевод Евангелие, выполненный в Киеве дьяконом Григорием «Остромирово Евангелие» ( рр.) «Изборник Святослава» (1073р.)

22 Изборник Святослава одна из древнейших письменных памятников древнеславянской речи на территории Украины-Руси.

23 Патерики — сборники жизнеописаний отцов церкви, монахов какого- либо одного монастыря «Киево-Печерский патерик» нач. XIII в. Апокрифы — переводы на библейские темы, о загробной жизни, библейских героев. произведения религиозного характера

24 Берестяные грамоты — переписка граждан по поводу различных хозяйственных дел. В большом количестве раскапывают археологи в Новгороде. Граффити — надписи бытового характера, сделанные прихожанами и священниками на стенах культовых сооружений в ХI- ХII вв. оригинальное творчество

25 Берестяные грамоты — памятки древней восточнославянской письменности

26 Графити Автограф Владимира Мономаха

27 Графити Сообщение о смерти князя Ярослава Мудрого

28 «Повесть временных лет» есть летописным сводом — созданная в начале XII в. монахом Нестором Продолжением «Повести» является Киевская летопись кон. XII в. Галицко-Волынская летопись — главный источник для изучения истории юго-западных княжеств ХIII в. летописания запись по годам

29 Литература Киевской Руси «Слово о законе и благодати» монаха Иллариона написано между рр. «Поучения Мономаха своим детям» князя Володиира Мономаха, точной даты написания не установлено, предположительно «Слово о полку Игореве» древнерусская героическая поэма кон. XII в., Автор неизвестен.

30 За Владимира Великого были созданы первые государственные школы. В Древней Руси школы были двух видов. Школы при монастырях, готовили церковнослужителей — преподавали чтение, письмо, пение, богословие. Школы высшего типа, для «детей лучших людей», давали, кроме того, знания по философии, риторике, грамматике. Внучка Ярослава Мудрого Анна Всеволодовна в 1086 году учредила в Киеве при Андреевском монастыре женскую школу. Учеба

31 Развитие права — сформирован сборник законов князя Ярослава Мудрого » Русская Правда». Медицина — первыми медиками на Руси были знахари. В XI-XII веках место знахаря занимает врач. Врачи были, как правило, из монахов. Ученые были одновременно религиозными деятелями: писатель и философ Илларион был митрополитом, врач Агапий — монахом Печерского монастыря, философ, оратор Климентий Смолятич — митрополитом, писатель и проповедник Кирилл Туровский — епископом. Научные знания

32 Архитектура Софиевский собор был сооружен Ярославом Мудрым в 1037 г. играл роль не только духовного, но и политического и культурного центра. При соборе велось летописание и были созданы первые известные на Руси библиотека и школа.

33 Реконструкция первоначального вида Софийского Собора

37 Схема заповедника «Софийский собор » 1. Софийский собор 2. колокольня 3. дом митрополита 4. трапезная церковь 5. Братский корпус 6. Бурса 7.Консистория 8. Южная въездная башня 9. Брама Заборовского 10. кельи 11. Монастырский отель 12. Памятная стела библиотеке Ярослава Мудрого

38 Мозаика Сохранились и через века до нас дошли 260 кв. метров мозаик и 3 тысячи кв. метров фресок. Шедевром искусства мозаики считается изображение Оранты — фигуры Святой Девы Марии.

40 Мозаика в центральном куполе Христос и Архангел

41 Вокруг Христа- Вседержите лячотиры архангелы, из которых только один является мозаичный, другие в конце XIX в. дорисовал маслом М. Врубель

42 Архидиакон Лаврентий. Мозаика Софийского собора в Киеве, 11 века.

43 Мозака Св. Софии

45 Михайловский собор На рубеже XI-XII веков был сооружен внуком Ярослава Мудрого киевским князем Святополком Изяславичем собор посвященный архангелу Михаилу-Златоверхий. Михайловский собор

46 Михайловский в царское время

52 Дмитрий Солунский Мозаика Михайловского монастыря

53 Пятницкая церковь в Чернигове, построенная в XII-XIII вв. в византийском стиле.

54 Изобразительное искусство Ведущими жанрами изобразительного искусства Киевской Руси были мозаика, фреска, иконопись и книжная миниатюра. Жанры монументальной живописи — фреска и мозаика — складывались на основе византийских школ

55 Иконописание Иконы писались на досках. Доску покрывали особенным материалом, затем наносили рисунок, по которому писали красками, растертыми на яичном желтке. До нас дошли имена русских иконописцев — Григорий и Алимпий, которые творили при Киево- Печерской лавре.

56 Іконописец Алимпий До наших дней сохранилось лишь одно творение знаменитого Печерского иконописца — Богоматерь Свенска- Печерская, хранится она в Государственной Третьяковской Галерее.

57 Святые братья Борис и Глеб младшие сыновья Владимира Великого. Икона 13 в. Икона «Борис и Глеб» из Киевского музея русского искусства. Художник передает одежду и атрибуты в иконе в их исторической конкретности.

58 Ярославская Оранта, или Великая Панагия Оранта изображалась с поднятыми вверх руками – жест молитви, обозначал моление, прошение

59 Тип изображения Богоматери — Одигитрия (проводница). Богоматерь с маленьким Иисусом на руках, Спаситель одной рукой благословляет, в другой держит Свое учение

60 Богоматерь Одигитрия 1484р.

61 Древнейшие из икон, сохранившихся до сегодня, датируются примерно временем княжения Владимира Мономаха (XII в.). Привезена из Византии икона «Владимирская Богоматерь» послужила основой целого ряда икон, которые получили название «Умиление».

62 Тип изображения Богоматери — Елеус (милосердие). Богоматерь, склонившись к Иисусу, обнимает Сына Иисус нежно обнимает Мать за шею, прижавшись к ее щеке.

63 Богоматерь Елеус — восхищение.

64 Киевский псалтырь 1397г. Образец книжной миниатюры

65 Музыка В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и танцы. Песня сопровождала различные обряды, календарные праздники. С былин, летописей мы знаем про музыкальные инструменты Руси — рог, трубы, бубен, гусли, гудок. С принятием христианства одноголосый пение стало частью богослужения, православный канон не допускал инструментальной музыки. Пение велся по специальным рукописями-книгами. Сложилось две системы нотных записей — самобытная и византийская.

Древнерусское искусство можно разделить на несколько периодов: Искусство Киевской Руси (9-12 вв.) Искусство периода феодальная раздробленности(12-13 вв.), Искусство периода свержение татаро-монгольского ига и начало объединения земель (14-15 вв.), Искусство Московской Руси(конец 15-16 вв.) Для каждого из этих периодов характерны свои особенности.

Архитектура Киевской Руси Русская архитектура следует за традицией, корни которой были установлены ещё в Византии, а затем в Киевской Руси. Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку княжеского терема. Называлась она десятинной, так как князь Владимир отдавал её десятую часть своих доходов

Киевский князь Святой Равноапостольный Владимир, принявший крещение в Корсуне и крестивший Русь в 988 г., на следующее «лето 6497 (989 г.) <…> помысли создати церковь Пресвятыя Богородица, – записано в "Повести временных лет", – и пославъ преведе мастеры от Грек. И наченшю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами« Строили византийцы каменную церковь 7 лет. Окончание строительства летописные источники относят к 996 году Десятинная церковь — «храм на крови». Она поставлена в соответствии с древней традицией на могилах святых. По преданию, киевский храм возвели на том месте, где язычники в 983 г. убили варягов христиан – Иоанн и Феодор.

Церковь была построена из плинфы (широкий и плоский обожжённый кирпич). Мрамора Русь ещё не знала

Во временя Ярослава Мудрого (конец 10-начало 11 века) искусство Киевской Руси достигло особого расцвета – около 400 церквей украшали город, попасть в который можно было через одни ворота в четырехкилометровой стене. Эти ворота назывались ЗОЛОТЫМИ ВОРОТАМИ. Своё название киевские Золотые Ворота получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Вероятно, это было своеобразное соперничество с великой Византийской империей.

Русь переняла у Византии крестово-купольную конструкцию храма. Церковь такого типа квадратная в плане. Ее внутреннее пространство разделено четырьмя столбами на три нефа (от лат.— корабль): центральный и боковые. Два свода пересекаются под прямым углом, образуя в подкупольном пространстве крест — важнейший символ христианства. На месте перёсечения сводов расположен световой барабан, увенчанный куполом. Он покоится на столбах, соединенных между собой арками (они называются подпружные арки). Верхнюю часть стен храма завершают закомары (от др.-рус. комар, комора — свод). Они полукруглые, так как повторяют форму сводов.

Софийский собор в Киеве. Собор София Киевская – главная достопримечательность Киева

Собор София Киевская, премудрости Божьей, митрополия" была заложена Ярославом Мудрым в 1017 или 1037 г. (дата основания собора уже много лет является предметом острых споров исследователей). Считают, что 40 мастеров и 80 их помощников могли завершить строительство за 2-2,5 года. Размеры Софийского собора в Киеве (54,6 на 41,7 метра) и его несравненная красота вызывали восхищение.

Пространственное решение собора София Киевская Киевской было пирамидальным: большой центральный купол окружали двенадцать меньших, а к главному объему прилегали с трех сторон две открытые галереи. София Киевская служила также некрополем, в частности, родовой княжеской усыпальницей. До сих пор в соборе хранится Саркофаг Ярослава Мудрого, были похоронены в соборе сын Ярослава Всеволод, внуки Ростислав и Владимир Всеволодовичи, правнук Вячеслав Владимирович.

Собор Святой Софии в Стамбуле (Константинополе)

Собор Святой Софии в Киеве (современное состояние )

Архитектурные формы и роспись Софийского Собора в Киеве образуют неповторимое единство. Фрески как орнамент вышивки украшают стены, столбы, своды. Среди изысканной и яркой живописи можно увидеть изображения Святых и сюжеты из Евангелия. В отличие от других образцов византийской церковной живописи, которые дошли до наших времен, на некоторых фресках в соборе представлены не библейские темы, а мирские сюжеты — среди них портреты семьи Великого князя Ярослава.

ФРЕСКИ Софийского Собора Фрески (росписи водяными красками по сырой штукатурке) Фрески украшали в древности все боковые стены Софийского собора, галереи, башни и хоры. В XVII веке первоначальная живопись во время ремонта частично обновлялась клеевой краской. На рубеже XVII-XVIII веков древние фрески Софийского собора в Киеве, в то время поврежденные, были оштукатурены и забелены. В XVIII веке на первоначальной стенописи были сделаны новые масляные изображения, которые отвечали требованиям эпохи. В середине XIX века фрески были расчищены из-под росписи XVIII века и снова закрыты масляной живописью, которая не отличалась художественной ценностью, хотя сюжеты её в основном повторяли иконографическую схему древних фресок, сохранившихся к тому времени.

Схема размещения фресок:

фреска "Сошествие Христа в ад"

Фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого

Фреска "Апостол Павел"

Фреска "Император Константин"

фреска "Единоборство архангела Михаила с Иаковом"

Фрески несли образовательную функцию – рассказывали неграмотным прихожанам историю христианства Имена живописцев неизвестны. Только в Михайловском боковом алтаре сохранился греческая надпись "Георгий", выполненная по сырой фресковой штукатурке до нанесения краски на ней. Возможно, что это имя одного из художников, работавших в соборе.

Большую роль в системе росписей играют многочисленные орнаменты, которые разделяют мозаичные композиции, украшающие арки, пилоны, оконные и дверные проемы Софийского собора. Они подчеркивают архитектурные формы сооружения и делают живописное убранство Софии Киевскойособенно красочным и богатым.

Мозаики Софии Киевской Мозаики украшают главный алтарь и купол Софийского собора. (Мозаика — изображения, набранные по сырой штукатурке кубиками стекловидной массы — смальты) Все сохраненные мозаики Софии Киевской — это оригиналы XI века. В местах повреждения мозаик в XIX веке были сделаны росписи масляными красками.

Схема размещения мозаик:

Мозаика "Христос Вседержитель" (Христос-Пантократор). Главный купол Софийского собора

Христос — в пурпурном хитоне* и голубом плаще. Медальон обведен девятью разноцветными кругами, напоминающими радугу. Вокруг Христа-Вседержителя — четыре архангела, из которых только один (в голубом наряде) — мозаичный, а другие в 1884 году пририсовал маслом М. А. Врубель.

Мозаики "Евангелисты Марк и Иоанн»

Мозаика "Оранта". Главный алтарь Софии Киевской

В своде главного алтаря видна огромная фигура Оранты — богоматери, которая молится. Эта фигура доминирует над росписями интерьера. Высота ее — около 6 метров. Богоматерь стоит с поднятыми руками на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. На ней — синий хитон, пурпурный мафорий с золотыми складками и красные сапожки. Из-за пояса свисает белый платок. Фигура Оранты выделяется среди росписей Софийского собора особым величием, монументальностью и сочностью красок.

Все мозаики Софийского собора выполнены на сияющем золотом фоне. Им присущи богатство красок, яркость и насыщенность тонов. При всём цветовом разнообразии мозаик преобладающими тонами являются синий и серо-белый в сочетании с пурпурным. Каждый цвет имеет много оттенков: синий — 21, зеленый — 34, красно-розовый — 19, золотой — 25 и др. Это свидетельствует о высоком развитии в Древней Руси стекловаренного дела и техники изготовления смальты. Всего палитра мозаик Софийского собора насчитывает 177 оттенков цветов. Технология изготовления смальты затем была утеряна и восстановлена в 18 веке М.В.Ломоносовым

ГРАФФИТИ Софийского собора На стенах Софийского собора в разных местах сохранились средневековые надписи и рисунки -граффити, оставленные священниками и посетителями Софийского собора. Это ценные памятники древнерусской письменности, важные исторические документы, из которых мы черпаем интересные сведения о разных сторонах жизни Древней Киевской Руси. Самые интересные из граффити в Софии Киевской, которые рассказывают о политических событиях прошлого, упоминают имена исторических лиц, известных из летописей. Из последних — князь Ярослав Мудрый, его сыновья Всеволод и Святослав, внуки Святополк и Владимир Мономах и другие.

Софийские граффити в значительной мере отражают язык древних киевлян, а также указывают на высокий уровень грамотности среди населения Киевской Руси того времени. Древнейшие надписи относятся к 30-40 х годов XI века и косвенно свидетельствуют о дате выполнения настенных росписей храма. На стенах Софийского собора до сих пор сохранились более 300 граффити Граффити Софийского собора — это ценные находки древнерусского грамотности, поскольку древнейшие из них выполнены не кириллицей, а глаголицей. И, несмотря на широкое распространение кириллицы, созданной Кириллом и Мефодием и используемой для церковных текстов, найдены многочисленные надписи глаголицей, свидетельствуют о том, что общественность еще долгое время не воспринимала искусственно выдуманную письменность


Статьи по теме