Конспект Б Житков про Обезьянку

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Конспект Б Житков про Обезьянку. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Конспект Б Житков про Обезьянку.rar
Закачек 1074
Средняя скорость 8441 Kb/s

Конспект Б Житков про Обезьянку

Тема: Борис Степанович Житков «Про обезьянку».

продолжить работу над рассказом Б.Житкова; обучать составлению сжатого пересказа; учить приёмам, способствующим осознанному выразительному чтению;

расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к животным; работать над развитием мышления, речи учащихся

прививать интерес к чтению; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемый результат. УУД:

Познавательные общеучебные действия: формировать умения извлекать необходимую информацию, умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, формировать умение смыслового чтения, расширять словарный запас умение самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные действия: формировать умения работать в коллективе, полно и точно выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные учебные действия формировать умения контролировать (сличением способов действия и его результата с учебником).

Личностные: развивать познавательный интерес, формировать умение нравственно-этической ориентации, устанавливать причинно-следственные связи.

учебник «Литературное чтение», авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова;

компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку;

цифры для рефлексии;

фото учащихся с домашними питомцами — презентации.

карточки со словарной работой;

Тип урока: урок рефлексии.

Технологии: деятельностного обучения, здоровьесберегающие технологии.

1 этап Самоопределение к деятельности. Эмоциональный настрой на работу.

(Слайд — задачи урока)

Каждый урок чтения — это урок общения. На этом уроке мы с вами будем продолжать работу над изучаемым произведением, познакомимся с новыми фактами из жизни писателя и, конечно же, будем обмениваться своими мыслями.

А урок мы начнем с игры «Привет, сосед» Дети:

улыбнись мне в ответ,

я хочу, чтобы ты не грустил,

всем улыбки сегодня дарил!

Ну и, конечно же, улыбнемся нашим гостям. Здравствуйте.

Работать сегодня мы будем вместе и дружно. И девизом к нашему уроку я взяла такие слова (Слайд)

Упустишь минуту — потеряешь час.

Желаю вам сегодня на уроке не упустить ни одной минутки, чтобы каждая минутка на уроке была для вас полезной.

2 этап Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Звучит мелодия «Маленький принц»

Когда-то на свете жил-был замечательный человек, очень любивший свою планету Землю и болеющий всей душой за её будущее — известный французский писатель и летчик Антуан Сент- Экзюпери, герой которого, Маленький принц, тоже мечтал навести порядок на своей планете. Ему принадлежат очень правильные слова, которые вы видите здесь на баннере: «Мы в ответе за тех, кого приручили. » в конце урока мы вернемся к этим словам и попробуем объяснить, что значит БЫТЬ В ОТВЕТЕ.

А сейчас предлагаю составить слова из набора букв, который вы видите на слайде

Бьназоеяк, алчмьки, овитарщ

Обезьянка, мальчик, товарищ

— Эти слова вам о чем-то говорят?

— Исследуйте слова и вспомните название произведения, с которым мы будем работать сегодня на уроке. (Формулирование темы учащимися)

3 этап постановка проблемного места, затруднения, выявление места и причины затруднения

-Как называется рассказ, который мы читали на уроке и дома?

— Кто его написал?

Посмотрите, на доске вы видите несколько портретов. На каком из них изображён Житков Б. С.? А знакомы ли вам остальные авторы? (Крылов И.А., Л. Н. Толстой) А в каких произведениях этих авторов встречается образ обезьяны? (басня «Мартышка и очки», рассказ «Прыжок»)

На прошлом уроке мы с вами находили и выписывали трудные, непонятные слова. Вам было задано на дом найти совместно с родителями толкование этих слов в словаре. Поднимите свои карточки над головой, покажите мне их, чтоб я могла увидеть, кто справился с этим заданием. Я убедилась, что родители оказали вам большую помощь в выполнении этого задания, это радует. Итак, посмотрим на слова, которые вас заинтересовали.

ПЕЛЕРИНКА — накидка на плечи, обычно не доходит до пояса. А в каком эпизоде нам встретилось это слово? (выборочное чтение)

Свора — несколько собак, собравшихся вместе

Казённый — то, что принадлежит государству

Оба слова встречаются нам в одном абзаце. Какой именно эпизод в нем описывается? Коротко расскажите.

Портсигар — карманная плоская коробочка для сигарет. А вы помните, что хранил в портсигаре отец главного героя? (конфеты, так как бросил курить)

Какими словарями вы пользовались при выполнении этого задания? Обратите внимание. Здесь представлены разные словари, с которыми вы должны подружиться. Они на всю жизнь должны стать вашими верными друзьями и добрыми помощниками в объяснении любого непонятного слова.

4 этап Построение проекта выхода из затруднения

Итак, вернемся к рассказу Б. Житкова «Про обезьянку».

— От чьего имени ведется рассказ?

— Как попала обезьянка к мальчику? Зачитайте отрывок из рассказа. (выборочное чтение)

— Как произошло первое знакомство мальчика с Яшкой?

Найдите отрывок из произведения и давайте прочитаем его по ролям.

— Почему мальчик так сказал: «Я глазам своим не верил?». Когда мы так говорим?

— Расскажите, как выглядела обезьянка. Найдите описание Яшки в учебнике.

Давайте мы с вами проведем небольшой конкурс на лучшего художника. Для этого у меня уже заготовлены ватманы и коробка восковых мелков. С каждого ряда выйдут по 2 ученика и они могут взять только по одному мелку. Вам задание — за 2 с половиной минуты нарисовать обезьянку.

А мы пока поработаем по содержанию рассказа.

— Как встретили обезьянку в семье мальчика? (пересказ текста)

— Как решили оставить Яшку на ночь? А почему?

Ну, время, отведенное художникам, вышло. Посмотрим, что же у них получилось. (учащиеся комментируют свои рисунки) Молодцы!

— А теперь найдите и прочитайте в учебнике момент, как ловили Яшку (чтение цепочкой)

— Где переночевал Яшка? Какое чувство вы испытали, когда читали этот эпизод? (рассуждение)

— Что мальчик сделал, когда пошёл в школу?

(привязал Яшку к ручке двери, обвязав его веревкой вокруг пояса)

— А почему он это сделал, как вы думаете? А как бы вы поступили?

— Что Яшка делал, когда хотел понравиться?

(начинал искать в волосах у людей, заботливо лапками перебирать, будто там нашел чего, выкусывать с пальчиков что-то)

5 этап Реализация проекта

Динамическая пауза под мелодию «Солнышко лучистое любит скакать..»

-Мы говорили о том, каким непоседливым был Яшка. А как к этому относились домашние? За что отец отругал Яшку?

(обезьяна обрывала цветы, что стояли на окнах, а потом дразнилась)

— Вспомните эпизоды, в которых автор рассказывает о проделках обезьяны.

(В первый же день он показал свой характер. На ночь его пришлось привязывать верёвкой к ножке стола, потому что он был неуправляемым.

Уж столько попадало за эту обезьянку герою рассказа! Яшка был такой озорной. Один раз в тетради напроказил: наставил чернильных клякс. Метко с лестницы бросал штукатуркой в папу. Испортил причёску даме, которая пришла в гости.)

— А можете показать какой — нибудь эпизод? (инсценировка)

— Как к Яшке относились дворовые животные?

(Яшка оказался грозой двора: его боялись и огромный рыжий пёс Каштан, и злющий кот, живший при конторе. Летом Яшка пропадал во дворе, дома стало спокойнее)

— То есть какой вывод мы можем сделать?

(надо хорошенько подумать, прежде чем держать в своих квартирах диких животных: обезьян, змей, и т.д. Они могут быть опасны для окружающих, т.к. диким животным тяжело привыкнуть жить под крышей, в доме. Они часто покидают хозяев, проникают к другим людям — пугают их.)

Предлагаю вам составить синквейн, который покажет ваше отношение к прочитанному. Выберите одну из тем: Дружба, обезьянка, забота.

1 строка — одно слово, существительное, определяющее содержание синквейна.

2 строка — 2 прилагательных, характеризующих это слово.

3 строка — 3 глагола, обозначающих действие, в рамках этого понятия

4 строка — короткое высказывание, предложение, раскрывающее суть темы, или отношение к ней.

5 строка — одно слово, синоним ключевого существительного.

— Можно ли связать содержание рассказа Житкова со словами известного французского писателя и лётчика Сент-Экзюпери «мы в ответе за тех, кого приручили»?

(Книги Житкова ставят опрос об ответственности человека за свои поступки.

В жизни нет безразличных поступков. Всё, что ты делаешь, так или иначе коснётся другого человека.

Животные не умеют говорить, но они также, как и мы, чувствуют. И поэтому, если мы взяли на себя ответственность за чужую жизнь, то надо ее беречь.)

Как вы понимаете слово «приручили»? Послушайте, как объясняет это слово Маленький принц, о котором я вам рассказывала в начале урока. (прослушивание аудиозаписи)

Или вместо «приручили» — «в ответе»

Как вы понимаете слова «в ответе»? что значит «быть в ответе»?

— Актуальна ли основная мысль рассказа в наши дни? Почему?

(Многие люди держат в своих квартирах хищных животных: змей, крокодилов, рысь и т.д. Они могут быть опасны для окружающих, т.к. хищники часто покидают хозяев, проникают к другим людям — пугают их.)

выставка книг — (слайды) и книжная

Мы завершили работу над рассказом Б. Житкова «Про обезьянку». Но на этом наше знакомство с его творчеством такого интересного писателя не заканчивается. Здесь вы видите выставку книг- это сборники рассказов уже известного вам писателя Житкова Б. С., и обратите внимание на названия некоторых рассказов, на мотив которых уже выпущены мультфильмы («Рассказ про слона», «Беспризорная кошка»). Я уже успела вас полюбить, и хочу приехать к вам наследующей неделе. Привезу вам мультфильмы, которые, надеюсь, мы вместе посмотрим. А эти книги вы можете взять домой почитать и вернуть в читальный фонд класса.

6 этап Рефлексия

— В чём заключается основная мысль рассказа?

— Чему тебя научил рассказ?

Взгляните на эти утверждения и продолжите одно из них:

Сегодня на уроке я узнал…

Теперь я знаю, что…

После урока мне захотелось…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

Вы хорошо потрудились на уроке и заслуживаете оценки. Оцените сами себя. Здесь вы видите лестницу успеха. Самая высокая ступенька — вершина. На ней находится цифра 3. Выберете ее те, кто считает, что справился со всеми заданиями урока, кому все было понятно на уроке. Цифру 2 выбирают те, кто считают, что им надо еще подумать над темой, кому не все было понятно на уроке. А если кто-то считает, что не справился с заданиями и ничего нового для себя из урока не взял, то выбирает цифру 1.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Посмотрите, сколько здесь троечек! Значит, на уроке мы работали плодотворно!

— Творческая работа. Сочинить свою историю о том, как у вас дома появилась обезьянка; нарисовать иллюстрации к понравившимся отрывкам к рассказу.

Житков B.C. «ПРО ОБЕЗЬЯНКУ»

Фрукт, которым кормили обезьянку.

Лекарство, которым лечили Яшку.

Предмет, в котором папа держал маленькие конфетки.

Во что была одета обезьянка?

Предмет, который висел у дамы на шее.

Любимое лакомство обезьянки.

Чего наелся Яшка на дворе?

Что падало с потолка на папину шляпу?

Пальто, которое было надето на мальчике.

Как звали обезьянку?

Был он злой и царапучий.

Какую одежду сшили для обезьянки?

Чего не было у Яшки?

Чем накрыли бедную обезьянку?

Вожак собачьей стаи.

Куда спрыгнула обезьянка с маминой головы?

Сосуд, из которого Яков пил чай.

На сколько пуговиц застегивался Яшкин жилет?

Для учащихся 3 класса

Предварительный просмотр:

Дата: 3.03.15 Учитель: Бисимбева Г.У.

Школа: Бородиновская МОУ СОШ Студент: Епанова Дарья

Класс: 3 Группа: 45

Тема: «Б.С. Житков Про обезьянку»

Цели деятельности учителя:

— продолжать знакомить учащихся с творчеством Б. С. Житкова;

— расширять кругозор учащихся;

— учить детей гуманному отношению к животным;

— работать над развитием мышления, речи учащихся.

Предметные : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая слова-определения его поступков и характера;

Личностные : прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных; использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

Оборудование: Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий 2-е изд. – «Просвящение», 2013. – 223 с.,

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя

Этапы, методы и приёмы

Содержание. Деятельность учителя

Наглядн.: цитата на доске

Пракчтич.: чтениеи объяснение значения

— Посмотрите на цитату, которую вы видите на доске:

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». (В.А. Сухомлинский) (слайд№1)

— Как вы понимаете это высказывание? (мнения детей).

— Сегодня мы будем с вами продолжать читать. Я желаю вам хорошего настроения и ясных мыслей.

Объяснять её значение;

К: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения;

Постановка учебной задачи

Практич.: Речевая разминка хоровое чтение

Словесн.: ответы на вопросы;

-Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку. На доске вы видите стихотворение:

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя. (слайд№2)

— О каких зверях внутри себя говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень. )

— К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает)

— Прочитайте с радостью, гордостью.

— Ребята, давайте вспомним, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Про обезьянку»). Кто автор этого произведения? (Б. Житков). Мы прочитали это произведение полностью? (нет). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? (продолжать знакомиться с творчеством Бориса Житкова.

— Какие цели поставим на урок? (прочитать рассказ, проанализировать его).

Читать с разной интонацией и темпом;

Отвечать на вопросы;

Опредлять тему урока;

Ставить цели урока;

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

Решение частных задач

Словесн.: слово о писателе

Словесн.: ответы на вопросы

Практич.: чтение по цепочке

— Ребята, а кто может рассказать об авторе? Что вы знаете о его творчестве? Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде;(слайд №3)

Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, Мать — пианистка.

Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.

Ему не было и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц. Ему всегда нравились простые и мужественные люди, которые не боятся никаких трудностей и опасностей.

Воля и настойчивость помогли ему овладеть многими профессиями. Житков работал химиком, кораблестроителем и даже штурманом дальнего плавания. Он осуществил свою мечту: побывал во многих городах и странах земного шара, в кругосветном плавании и в научных экспедициях.

А вот стать писателем Борис Житков не собирался.

Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по просьбе К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это решило его судьбу.

Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович писал о настоящей храбрости, о товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги. ( Слайд №4 – 9)

Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами

или сделать своими руками. Поэтому так увлекательны его рассказы.

С первых же строк читателей волнует, спасутся ли пассажиры перевернувшегося во время шторма парусного судна (рассказ «Шквал»), удастся ли матросам снять компас с захваченного предателями парохода («Компас»), привыкнет ли одичавшая кошка к человеку и подружится ли она с собакой («Беспризорная кошка»). И таких правдивых историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» — животным Борис Житков рассказал нам много.

Житков скончался от рака лёгких в Москве 19 октября 1938 г.

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

— Ребята, а Кто является главным героем рассказа? (Мальчик Юхименко и обезьянка Яшка).

— Давайте сейчас дочитаем это произведение до конца.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

по литературному чтению на тему:

Б. Житков «Про обезьянку».

Провела в 3 классе «В»

Разгоняева Юлия Валерьевна

Тема урока: Б.Житков «Про обезьянку».

Цель урока: познакомить учащихся с биографией и рассказом Б. Житкова «Про обезьянку», включая элементы ЭКК.

Обучающая : познакомить с рассказом Б.С. Житкова « Про обезьянку», включая в урок элементы ЭКК.

Развивающая : развивать навыки беглого чтения, развивать память, внимание, воображение.

Воспитательная : воспитывать бережное отношение к животным.

Введение в новую тему

Биография Б. Житкова

На доске карточки с устойчивыми сочетаниями. Вам надо к каждому устойчивому сочетанию из левой колонки найти противоположное в правой и объяснить значение.

Держать ухо востро Ворон считать

Сидеть сложа руки Не покладая рук

Лясы точить Держать язык за зубами

От рук отбиться В руки взять

Какую тему изучаем? (“Люби живое”). С произведениями каких авторов познакомились? (М. Пришвин, В. Белов, И. Соколов-Микитов, В. Бианки). Из какого произведения пришёл в гости герой?

*Собачка («Малька провинилась»)

*Мышонок («Мышонок Пик»).

А чтобы узнать, кто будет героем сегодняшнего урока, вам надо отгадать загадки, и тогда мы расшифруем загаданного героя.

1. Очень крепкий этот малый,
Зубу непослушный,
Расколи его сначала,
А потом и кушай. (орех)

2. Сладок он, но толстокож,
И чуть-чуть на серп похож. (Банан)

3. Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило (хлеб).

4. Из ягод винограда мы делаем сок и сушим… (изюм).

5. Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая (ягода).

6. Бывают карамельные,

Бывают шоколадные… (конфеты).

7. О чём говорится во всех этих пословицах:

Не чаем единым сыт человек.

Выпей чайку — забудешь тоску.

За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем.

Чай не пить, так на свете не жить.

Я сижу, чай пью — и ты заходи, чай пей!(чай)

Итак, какое слово получилось? (О.д. обезьяна). А сейчас ребята, у которых есть карточки с пословицами, прочитают нам их.

О ком все они? (о.д. об обезьяне). А все слова-отгадки с чем связаны? (О.д. с едой). А почему с едой, вы мне ответите после прочтения рассказа. Вот сегодня на уроке мы с вами и познакомимся с рассказом, который называется «Про обезьянку», а написал его Борис Степанович Житков.

Презентация из 7 слайдов по биографии Б. Житкова.

Стоит в лесу избушка.

А в неё живёт Петрушка.

К нему идёт зверюшка

Медведи из берлоги

Приходят друг за дружкой

Идут после охоты

У всех одно и то же:

Откройте учебники на с.83 (над этим рассказом мы будем работать 2 урока).

Чтение по цепочке со с.83-96

Аршин –. и старая русская мера длины, равная 0,71 м. Давеча – (устар.и прост.) недавно, незадолго до момента.

Понравился ли вам рассказ? Кто главный герой произведения? Как встретили обезьянку в семье мальчика? Прочитайте, как Яшка провёл вечер в новой семье? Расскажите, как он себя вёл с наступлением зимы? Что Яшка делал, когда хотел понравиться? Что он всё время искал в голове?

Работа по учебнику-ответы на вопросы на с.96-97

Итак, почему же слова-отгадки были связаны с едой? (о.д. это были любимые лакомства Яшки).

Учебник с.97 № 8 (пересказ по плану сжатый).


Статьи по теме