Конспект Факультативного Занятия Речевой Этикет

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Конспект Факультативного Занятия Речевой Этикет. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Конспект Факультативного Занятия Речевой Этикет.rar
Закачек 2886
Средняя скорость 4878 Kb/s

Конспект Факультативного Занятия Речевой Этикет

5 занятий по речевому этикету, где в доступной форме раскрывается мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми; дается понятие, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя; упражнения в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

Предварительный просмотр:

Занятия по речевому этикету

Цели: раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми; дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя; упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

Обсуждение темы занятия.

Внимательно прочтите название темы занятия и два высказывания, которые можно считать эпиграфами нашего разговора. Напоминаю, что эпиграф – фраза (цитата), которая поясняет основной замысел, идею произведения, в нашем случае – занятия по этической грамматике.

– О чём пойдёт речь на занятии? (Дети обсуждают название темы, объясняют смысл записанных предложений.)

Приятная речь для слуха –

своего рода музыка.

Слово дано человеку,

Упражнение в умении здороваться.

Дети встают в круг, берутся за руки.

  • Этот обычай имеет древнейшую историю. Уклониться от приветствия или не ответить на него у всех народов во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь слова приветствия означают: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился». С чего начинаем каждое занятие? (Со слов приветствия, пожелания друг другу здоровья.) Вот что обозначает простое, обыкновенное «здравствуйте». Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение. Прочтите его.

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

– А как нужно здороваться, чтобы «на капельку солнца прибавилось в мире»? (Использовать мимику, жесты, интонацию; здороваться, глядя в глаза человеку.)

Скажем друг другу «Здравствуйте!», что означает «Будьте здоровы!», и пройдём к своим местам.

О б с у ж д е н и е с и т у а ц и й.

С и т у а ц и я 1.

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, и если надо, то как. Проиграем ситуацию.

С и т у а ц и я 2.

– Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»? В каких случаях? Проиграем ситуацию.

О б о б щ е н и е о т в е т о в.

Обсуждая и проигрывая предложенные ситуации, вы пользовались определёнными правилами поведения, которые все вместе называются красивым словом ЭТИКЕТ (фр. – установленный порядок поведения где-либо). Нам предстоит постичь эту мудрость, чтобы достойно жить среди людей.

Наблюдения за красотой, ёмкостью, выразительностью родной речи.

Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха».

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт.

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

– Почему с этих строк начинаем разговор о речевом этикете?

Поэзия С. Есенина – образец чистой русской речи. Его стихи красивы и музыкальны. С древнейших времён люди заметили, что приятная для слуха речь – «своего рода музыка».

– Перечитайте последние четыре строки. Какую картину вы представляете себе? (Словесное рисование.)

– Как удаётся автору изобразить песенку ручья? (Дети вспоминают, что на уроках чтения знакомились с приёмом аллитерации – повтором согласного или группы согласных, усиливающих звуковую выразительность художественной речи, и указывают на звуки [ч], [кр], [гр].)

– Перечитайте название темы занятия. Почему в названии есть слово ручеёк ?

Ручеёк, речка, речь.

– Можно ли найти что-то главное, что роднит эти слова?

О б о б щ е н и е о т в е т о в.

Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать её течению, засорять поток.

А что необходимо, чтобы речь человека текла плавно?

Необходимо, чтобы поток речи не засорялся мусором ненужных, бессмысленных слов, которые не украшают, а портят нашу речь. Попробуем уяснить, от чего надо очистить нашу речь, чтобы она так же приятно и чисто журчала, как ручеёк в лесу.

Чтение учащимися стихотворения С. Михалкова.

Живёт на свете Саша

Во рту у Саши каша –

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка, не овсянка

На сладком молоке.

Когда он вслух читает,

И звуки он глотает,

– О какой каше идёт речь?

(Каша (в переносном значении) – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)

– Какой вывод сделаем для себя? Напоминаю: мы очищаем нашу речь от всего ненужного.

В ы в о д: говорить надо, чётко выговаривая слова, следя за темпом, интонацией, жестами, громкостью своей речи (с данными понятиями знакомимся на предыдущих занятиях по речевому этикету).

Знакомство с понятием «речевая гимнастика».

Знаете ли вы, что человеку нужно заниматься специальной речевой гимнастикой, чтобы голос слушался его? Прежде всего нужно научиться речевому дыханию, ведь звук нашей речи рождается на выдохе. В момент речи очень важно следить за своей осанкой. Доказано и проверено, что мы свободно дышим и говорим, если правильно стоим, не напрягаем мышцы плеч и шеи, прямо держим голову и свободно, естественно управляем своими руками.

У п р а ж н е н и я.

Расправьте плечи, поднимите голову и поупражняйтесь в речевом дыхании:

вдох через нос – выдох через рот;

краткий глубокий вдох – медленный выдох;

медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.

Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе считайте от 1 до 10, старайтесь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.

На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: гудок приближается и удаляется: М-М-М, Н-Н-Н… , шум ветра: В-В-В-В… , жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж… ; звук поддерживайте свободно, без усилий.

На одном выдохе произнесите 5–10 звуков [ф], делая короткие промежутки между звуками: Ф! Ф! Ф! Ф. Ф! Ф! В! Ф! В! Ф! В! В.

Прочитайте шутливое стихотворение на едином дыхании:

Хомка, хомка, хомячок,

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Хомка хочет сильным стать!

(Подробнее о речевой гимнастике в книге Л. Г. Антоновой «Развитие речи. Уроки риторики». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.)

Упражнения в речевом дыхании.

Работа над звукопроизношением .

Кроме занятий речевой гимнастикой необходимо следить за чистотой своей речи.

– Что значит «чисто» говорить? (Чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, «не спотыкаться» на трудных звуковых сочетаниях, не «комкать» концы слов и фраз, не «проглатывать» отдельные звуки и слова.)

В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор – тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным (то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устроил, – камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчётливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция (отчётливое произношение), и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.

– Зачем я рассказала вам эту историю?

Обобщение ответов: чтобы научиться чисто говорить, необходимо потренироваться. И на помощь вам придут скороговорки (чистоговорки). В этих маленьких текстах очень много «трудных» мест для произнесения, но благодаря многократному повторению вы добьётесь чистоты выговора.

ВНИМАНИЕ! Объявляется конкурс скороговорок!

Победит тот, кто чисто и грамотно произнесёт скороговорку. (Дети произносят скороговорки, победителю предлагается проговорить: « Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька, зажурчишь».)

– Почему так часто речь человека сравнивают с журчанием ручья, речки? Вспомните строчки А. С. Пушкина: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит».

Упражнение в выразительности речи.

З а д а н и е: произнесите фразу «Скоро каникулы» в соответствии со смысловым заданием.

А) Спрашивает, удивляясь (?).

Б) Восхищаетесь, радуетесь (!).

Г) Грустите, потому что долго не увидитесь с ребятами, учителем.

Д) Спрашиваете и просите одновременно.

Е) Спрашиваете, чтобы уточнить, скоро каникулы или просто выходные, праздничные дни?

З а д а н и е: прочтите реплики литературных персонажей, передавая душевное состояние героя, отмеченное автором.

Р е п л и к а 1.

« И она ещё спрашивает? И она ещё осмеливается спрашивать?! Неисправимая притворщица!» – кричала и даже взвизгивала Мачеха , размахивая руками, как ветряная мельница своими крыльями. (Ш. Перро.)

Р е п л и к а 2.

« Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь! – сказал он таким весёлым голосом , что у меня словно камень упал с души. (В. Драгунский.)

Р е п л и к а 3.

«Хорошо иметь брата…» – шумно вздохнул солдат, которого никто никогда не навещал. (Е. Кононенко.)

– Какой совет вы хотели бы дать человеку, который хочет стать талантливым собеседником?

СОВЕТ: упражняйтесь в речевом дыхании, учитесь говорить чисто, выразительно.

– Чему посвящена тема занятий?

– Чему научились на предыдущих занятиях?

– Занимались ли вы дома речевой гимнастикой?

– Какие советы вы хотели бы дать человеку, захотевшему стать талантливым собеседником?

Разыгрывание речевых ситуаций (игра-тренинг).

Продолжаем знакомиться с речевым этикетом.

Р е ч е в а я с и т у а ц и я 1.

Г е р о и: Лёня, Коля.

– Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?

– Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов «ну» и «значит». Это слова-сорняки, они засоряют речь.

– Ну а кто всё время говорит «ну»?

– Да ты только что сказал «ну»!

– Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!

– Опять говоришь так!

– Ну как же с тобой говорить?

– Без «ну» и без «значит».

– Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.

– Чем недоволен Коля?

– Замечает ли Лёня в своей речи «лишние» слова?

– Как их называют? Почему? (Слова-сорняки; они засоряют нашу речь.)

– Какой вывод можно сделать, понаблюдав за разговором мальчиков? Какой совет дадим будущим ораторам?

СОВЕТ: не употребляйте в своей речи лишние, сорные слова, не имеющие никакого значения, а лишь мешающие людям понимать друг друга.

Р е ч е в а я с и т у а ц и я 2.

Г е р о и: дед Каширин, бабушка, Алёша.

Отрывок из повести М. Горького «Детство».

– Ну-ка, ты, пермяк солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?

– Врёшь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?

– Лежал бы ты, отец, смирно…

– Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей! Земля! Люди! Это?

– Мать, ты гляди как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орёшь, чего?

– Чем изобилует речь деда Каширина? (Он по-разному называет внука. Эти выражения сродни обзыванию. Речь его груба.)

– Известны ли вам обидные, грубые выражения нашей речи?

– Как называются такие слова? (Плохие, скверные, нецензурные.)

Интересна история слова скверна . Слово это древнее, и в языках разных славянских народов, в том числе и древнерусском, означало следующее: нечистоты, грязь, мерзость, нечисть, пятно, порок. Зная это, можете ли вы объяснить значения современных слов сквернословить, сквернословие, сквернослов?

– Понимают ли люди-сквернословы, что речь их нехороша, неприятна для окружающих?

– Обратимся ко второму эпиграфу наших занятий по речевому этикету. (Слово дано человеку, животным – немота.) Почему народ сложил такую пословицу? Рассуждая, обратите внимание на противопоставления в этой короткой фразе: слово – немота, человек – животное.

– Какой совет следует из ваших рассуждений?

СОВЕТ: никогда не используй в своей речи скверные слова.

Поговорим о том, какие слова не помешают, а только украсят нашу речь. Знаете ли вы такие слова?

Упражнения в выборе лексики. Работа в тетради .

– Попробуйте заполнить таблицу, вспомнив, о чём шёл разговор на предыдущих занятиях.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского

по речевому этикету

учитель русского языка

Третьякова Алла Викторовна

ознакомить учащихся с правилами вежливого поведения и речи;

сформировать умение активно пользоваться различными этикетными формами в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации;

воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: плакаты, карточки, тексты, выставка книг, выставка работ учащихся. презентация

Уважен хочешь быть –

умей других уважать.

На словах все люди одинаковы,

и только поступки выявляют их различие.

Низкая культура общения волнует сегодня многих. Мы будем продолжать с вами постигать тайны общения. Человек живет среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Звонит ли девочка по телефону, пишет ли сын письмо матери, разговаривают ли ученики на перемене – везде происходит общение.

У общения есть свои правила. Давайте их вспомним (ответы учащихся)

Слово, составляющее совокупность правил поведения, зашифровано на доске. Назовите его.

(1 учащийся идет к доске и восстанавливает правильно слово)

— Что же такое этикет?

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Науку человеческого общения мы проходим всю жизнь, где бы и с кем бы мы ни были: в магазине, в гостях, с соседями, с друзьями.

При этом нам приходится пользоваться словами речевого этикета.

— Что же такое речевой этикет?

(Речевой этикет – норма поведения речи. Этикет в переводе с французского языка – ярлык. Речевой этикет включает правила речевого общения между людьми)

— Давайте, ребята, попробуем с вами перенестись в XV век, чтобы проследить историю развития этикета.

II . Сообщение учащегося.

Если мы перенесемся в более удаленную от наших дней эпоху, лет на 500 тому назад, то есть к XV столетию, и проследим за политической и общественной жизнью европейских стран, то везде найдем грубость и косность нравов, невежество, поклонение грубой силе и другие отрицательные стороны житейской этики. Одна Италия составляет исключение. Поэтому честь называться «родиною этикета» должна всецело принадлежать Италии. Из Италии этикет проник во Францию, Германию, Англию. В России, только начиная с XVIII века, этикет, приличие и вежливость сделались достоянием всех.

— Давайте подумаем, ребята, умеем ли мы пользоваться словами речевого этикета? Всегда ли наша речь красива, корректна и тактична?

Работа с эпиграфом.

Народная мудрость гласит: « Уважен хочешь быть – умей других уважать».

— Всегда ли это получается? Чего нам не хватает для взаимопонимания?

Всем известно, что у каждого здорового человека пять чувств. Назовите их.

(зрение, слух, вкус, обоняние, осязание)

— Известно, что с их помощью человек входит в контакт с миром. Но есть и шестое чувство, которое помогает находить контакт с людьми.

Его приходится воспитывать, так как от рождения оно дано не всем. Вы потом должны мне сказать, есть ли у вас шестое чувство.

IV . Анализ ситуаций

(Класс разделен на микрогруппы. Перед каждой микрогруппой находится текст, задания к нему. Ребята читают, анализируют ситуацию, отвечают на вопросы).

Вывод: 1) у Иры нет чувства такта.

«Ты что-то не в такт попадаешь», — говорим мы человеку, который поет неверно, фальшиво, но такт – это не только музыкальное понятие. Это понятие очень важное в общении.

Анализ ситуации №2.

(Смотри карточку №2)

Тот, кто обладает чувством такта – шестым чувством, — никогда не будет назойливым, не утомит, не обидит, не пошутит некстати.

V . Послушайте басню Крылова «Демьянова уха» и скажите: «Обладает ли герой чувством такта?»

Чтение басни И.А.Крылова «Демьянова уха».

(У Демьяна нет чувства такта)

Предположим, кто-то плачет. Как вы поступите?

б) участливо расспросите, выслушаете и утешите

в) оставите в покое

Вывод: иными словами, надо чувствовать, что нужно другому, что для него важно, что обидно, в чем он нуждается больше всего.

— Без чего не может быть воспитанности, вежливости?

(без такта, чуткости, деликатности)

— Но тактичность и вежливость – не одно и то же. Смысл один – формы разные. Хорошее отношение к людям проявляется еще в одном качестве. О нем персидский поэт XV века Джами заметил:

Давая обещанье, не шути,

Дал обещанье – нет назад пути.

Дал ты слово – ты им связан.

— Работа со словом. Подберите однокоренные слова

связан – связать, обвязать, обязать.

Ваши обещания должны следовать за возможностями, а не обгонять их.

А мы чаще слышим: «Пообещаю, а там видно будет». Таким образом, вы теряете доверие, расположение окружающих.

По-настоящему воспитанный человек – обязательный и точный, а еще – скромный.

Анализ ситуации №3

(Смотри карточку №3)

А.С.Пушкин сказал о людях, которые сами себя хвалят, что они «почитают всех нулями, а единицами – себя».

Но встречается и другая, замаскированная нескромность. «Мы ищем похвал себе, делая вид, что хвалим других», — говорил французский писатель и философ XVII века Ларошфуко.

Давайте послушаем басню Крылова «Кукушка и петух» и сделаем вывод: о какой нескромности идет речь?

Чтение басни Крылова «Кукушка и петух».

— Есть такая мудрая испанская пословица «Никто не лучше никого». Это один из главных принципов культурного развития человека.

Настоящая скромность, тактичность свидетельствует о величии души. Она не имеет ничего общего с безликостью, самоунижением, желанием всегда быть в тени. Хлебу не надо все время повторять, что он хлеб. Так же и талантливому, оригинальному человеку нет необходимости напоминать об этом.

VI . Подведем итог. Рефлексия

— Какими качествами должен обладать воспитанный человек?

(тактом, скромностью, чуткостью, деликатностью)

— Что же такое тактичность?

(Тактичность – черта характера, которая сопутствует человеку, проявляется им подсознательно, по усвоенной привычке чутко относится к человеку)

— Что значит быть тактичным?

(Быть тактичным – это значит быть человечным, вежливым)

— Есть ли у вас шестое чувство?

Дорогие ребята! Для того чтобы быть на Земле человеком, вы должны расти чуткими, тактичными, воспитанными, скромными. Хочется верить, «что всегда и везде, всю свою жизнь вы будете оставлять для людей только хорошее – цветы, мысли, воспоминания о себе…», и тогда ваша жизнь будет легка и приятна. Вы будете чувствовать себя нужным людям, и это чувство сделает вас богатым душой.

1. Богданова Г.А. Речевой этикет/ Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 1997.

2. Дорохов А. Это стоит запомнить/ А. Дорохов. – М.: Детская литература, 1969.

3. Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету, Г.И. Кириченко. – М.:Мнемозина, 1997.

4. Куриленко Т.М. Воспитание нравственности/ Т.М. Куриленко. – Мн.: Народная асвета, 1997.

5. Смолка К. Правила хорошего тона/ К. Смолка. – М.: Просвещение, 1980.

Ира пришла в гости к подруге. В клетке сидела замечательная яркая птица – любимый Танин попугай.

— Ничего себе птичка. Симпатичная, у меня почти такая же была. Только они долго не живут. Нежные очень.

Таня погрустнела и надулась. Ира уже не могла ее развеселить.

Прочитайте и определите, о каком чувстве идет речь?

Подумайте, какую оплошность допустила Ира?

Как бы вы вели себя на ее месте?

Валя и Митя – ровесники. Шестой год подряд вместе ходят в школу.

Митя несет свой рюкзак и Валин портфель. Перед школой ребята встретили Сашу и Витю.

— Ха, вы только посмотрите! Ты что, Митька, ишак? Или она больная? – закричал Витька.

— Покраснел! Покраснел! – закричал Саша.

— Не обращай внимания, — сказала Валя.

В Мите заговорила гордость. Он решительно шагнул вперед, распахнул двери, пропустил Валю вперед и помог ей снять пальто.

Объясните поведение Саши и Вити. Обладают ли они чувством такта?

В чем проявился у Мити мужской характер?

Все ребята сидели в классе. Оля пришла за 5 минут до звонка. У нее был расстроенный вид, заплаканные глаза.

— Что это у тебя глаза на мокром месте? – громко закричала Катя.

— Что у тебя случилось? Почему слезы? – заорал Дима.

— Что случилось? Расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай, рассказывай!

Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.

Учитель: Антонова Т.А.

МБОУ г. Владимира « СОШ №44»

Тема: «Средства выразительности устной речи»

Цель: Формирование навыков культуры общения через овладение средствами выразительности устной речи.

Обобщить знания детей о средствах выразительности устной речи.

  • Учить использовать средства выразительности в зависимости от содержания, основной мысли и цели высказывания.
  • Развивать умение работать в группе, распределять роли, вести диалог, соблюдая правила речевого этикета.
  • Ход занятия:

    1. Оргмомент.
    2. Постановка цели.

    Прежде чем мы начнём наше занятие, я хочу рассказать вам одну историю:

    «Однажды на Землю с далёкой планеты прилетели странные существа. Внешне они ничем не отличались от людей. Эти существа хотели расселиться среди людей и захватить нашу планету.

    Но это им не удалось. Земляне очень быстро поняли, что происходит что-то необычное, и разоблачили инопланетян. Почему же это произошло?

    Посмотрите, в каких ситуациях они оказались:

    Один из них попал в школу на урок. Дети читали стихотворение, и он тоже вышел к доске и прочитал:

    (ученик читает «металлическим» голосом без выражения).

    Второй оказался на футбольном поле. В это время забили гол и вместе с другими болельщиками он произнёс: «Ура, ура, гол».

    Третий инопланетянин проник на телевидение и стал телеведущим «Поля чудес». Когда он объявил: «Рекламная пауза», все удивлённо переглянулись.

    Так почему же инопланетяне «выдали» себя? Чем они отличались от людей?

    Правильно, они не владели средствами выразительности речи.

    О чём же мы будем говорить на занятии? (Объявление темы)

    Чему мы будем учиться? (Дети формулируют задачи урока)

    Класс делится на 2 команды.

    1. Повторение.

    Вопросы командам:

    -О каком средстве общения говорится в пословице: «То же слово, да не так бы молвить»? (ТОН)

    -О каком средстве говорится в другой пословице: «За твоим языком не поспеешь босиком»? (ТЕМП)

    — В одном древнеиндийском стихотворении говорится:

    «Черным — черна однажды затесалась

    Ворона между чёрными дроздами.

    Её никто не распознал бы в стае,

    Сумей она попридержать язык»

    Чем ворона отличалась от дроздов? Как назвать, одним словом неповторимую окраску голоса? (ТЕМБР)

    -В каких литературных произведениях герои узнавали друг друга по голосу или изменяли его?

    -Как понимаете поговорку: «Шепоток во весь роток»?

    О каком средстве выразительности речи в ней говорится? (ГРОМКОСТЬ)

    -От того как мы говорим, зависит, поймут нас или нет. Но известны факты ,когда от использования средств выразительности зависела жизнь человека.

    Король Англии Эдуард находился в тюрьме, и его охранники получили записку: «КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ»

    Как можно произнести эту фразу?

    От чего зависела жизнь короля? (ПАУЗА, ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ)

    Мы говорили о средствах выразительности, связанных с произношением. Великий русский учёный М.В. Ломоносов отмечал, что «Кроме слова нашего, можно было бы мысли изображать через разные движения очей, лица, рук и прочих частей тела»

    -О чём идёт речь? (МИМИКА, ЖЕСТЫ)

    Мимика и жесты не только могут иногда заменить речь, но и дополнить её.

    1. Упражнение в использовании средств выразительности.

    Итак, мы вспомнили все средства, о которых говорили. А сейчас предлагаю посмотреть, как вы научились их использовать.

    1. Приведите примеры ситуаций, когда говорить надо громче обычного и даже кричать.
    2. Приведите примеры ситуаций, когда нужно говорить тихо или шёпотом.
    3. Вы находитесь в компании друзей. Вы говорите, а вас никто не слушает. Что вы будете делать?: Говорить громче, чтобы всех перекричать, или замолчите и дадите другим возможность поговорить.
    4. Если вы находитесь в театре и увидели своего знакомого, но он сидит далеко. Что вы будете делать: Громко позовёте его, тем более, что спектакль ещё не начался. Или подождёте перерыва (антракта), и подойдёте к знакомому?

    Задание 2.

    1. Для выразительности речи очень большое значение имеет скорость произношения слов, фраз. И сейчас мы проводим конкурс говорунов. (кто быстрее произнесёт скороговорку)
    1. Распределите данные пословицы и поговорки на 2 группы: о медленном темпе и о быстром темпе:

    «Замолола безголова»

    Мы уже говорили, как важно правильно выделить голосом логическое ударение. Вам предстоит это доказать.

    1. Сколько ответов можно дать на вопрос: «Ты завтра встречаешь сестру?»
    2. Прочитайте предложение так, чтобы ответить на вопросы:

    Кто завтра идёт в цирк?

    Когда дети идут в цирк?

    Пойдут ли дети завтра в цирк?

    Куда пойдут завтра дети?

    Выделить главное в речи можно по-разному: замедляя или повышая темп, болеегромко произнести нужное слово, а также с помощью паузы. Паузы бывают разные: дыхательные, ритмические, смысловые или логические, паузы обдумывания. Иногда они не совпадают. Например, в стихах, которые я вам дам, смысловые паузы не совпадают с ритмическими. Поэтому стихотворение получается бессмысленным. Оно так и называется «Путаница. Вам нужно расставить паузы.

    ФИЗМИНУТКА (Игра «Колпак мой треугольный»)

    Чем мы заменяли слова в игре? (ЖЕСТАМИ)

    Ребята приготовили сообщение о том, какими жестами пользуются в разных странах.

    Исключительную роль в устной речи играет тон. Он отражает самые разнообразные чувства, переживания, душевные состояния человека. Интонация в русском языке отличается чрезвычайным богатством и разнообразием. На это давно обратили внимание исследователи языка. Они считали, что самое простое предложение можно произнести с 22 различными интонациями. Попробуйте произнести с шестью интонациями:

    Команды приготовили небольшие сценки:

    Почему слово «пожалуйста», произнесённое мальчиком , слушать неприятно?

    Можно ли поверить, что девочка сочувствует подруге?

    Почему вы так думаете?

    Измените тон в этих сценах, чтобы он отражал истинный смысл слов.

    Итак, мы поговорили о том, что делает нашу речь выразительной, яркой. Но ещё ничего не сказали о тембре. Давайте вспомним, что это такое? (окраска голоса)

    Окраска голоса у каждого своя и изменить её трудно. Однако, существуют люди которым часто приходится говорить не своим голосом. Кто это?

    Сегодня ребята приготовили вам сюрприз. Они попробовали озвучить мультфильм.


    Статьи по теме