Конспект Логопедического Занятия в Школе по Фгос

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Конспект Логопедического Занятия в Школе по Фгос. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Конспект Логопедического Занятия в Школе по Фгос.rar
Закачек 835
Средняя скорость 6967 Kb/s

Конспект Логопедического Занятия в Школе по Фгос

Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии в 5-м классе

Логопедическая тема: родственные слова.

Лексическая тема: Зима.

Цель: закрепить понятие о родственных, однокоренных словах, корне слова; учить выделять главную смысловую часть слова — корень; учить подбирать родственные слова.

Образовательные : закреплять понятия о родственных, однокоренных словах; закреплять умение выделять главную смысловую часть слова; закреплять умение подбирать родственные слова.

Коррекционные : Развивать орфографическую зоркость. Уточнять и обогащать словарь в процессе формирования семантического поля слова «Зима».

Активизировать словарь по теме занятия.

Развивать зрительное восприятие, память, внимание .

Воспитательные: Развивать самостоятельность, самоконтроль.

• воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Ход занятия : Предлагаю вам определить тему занятия.

На доску вывешивается табличка — в клетках буквы.

-Что видите? ( Буквы в клетках).

-Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы. Обозначение рядов цифрами вам в помощь.

– Зимой в природе можно услышать разные звуки. Послушайте и определите, что это? (Звук вьюги)

Чувствуете, какой мороз? Представим, что у нас сильно замерзли руки и нам нужно их согреть.

Погреем ручки, подышим теплым воздухом на ладошки: «Х-х-х» и потрём ладошки.

Каким воздухом мы дышим зимой?

Зимним, морозным воздухом.

Логопед: гуляя по зимнему лесу, можно легко заболеть. Массаж биологически активных точек «Неболейка».

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание ладонями шеи сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони и растираем)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею)
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна (потираем обе ладони).

1 На доске картинка «Зима». Проводится беседа но картинке.

— Какое время года было зашифровано? (зима).
— Каким словом можно ласково назвать зиму? (зимушка).
— А как можно назвать день зимой? (зимний).
— А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие).
— Каких зимующих птиц вы знаете?
— А как, по-другому сказать «остаются на зиму»? (зимовать).

На доску выставляю карточки: зима, зимушка, зимний, зимующие, зимовать

Какая часть слова общая? Как называется общая часть?( зим.)

— Покажите рукой как выделяем корень. (Выделяем.)

Как называются слова с общим корнем? Родственные-однокореные

Объявление темы Определите тему сегодняшнего занятия.

Правильно сегодня на занятии мы продолжим учиться находить родственные слова

2. Зима радует нас красивыми снежинками, прочитайте загадки на снежинках и отгадайте

Выставляю на доску картинки с отгадками.

Окна все в домах людей.

Чьи узоры? — Вот вопрос.

Выпала из белой тучки

И попала к нам на ручки.

Эта снежная пушинка,

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.

Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело?

Проработав целый день,
Намела гору метель.
Что за горка? Как зовётся?
Вам ответить мне придётся.

3.Подберите родственные слова к слову мороз (один к доске, остальные в тетрадях Работа в тетрадях.

о6разуй новое слово и составь словосочетание:

ком из снега – снежный ком,

горка изо льда _ ледяная горка,:

Зима,холод- холодная зима. ;

день, мороз – морозный день . ;

Очень интересно наблюдать за словами, правда, ребята? У меня для вас есть одна история: «Чужак» называется.

  • Скажите, кого называют чужаком? (Чужого, незнакомого человека)

Собрались у Снегурочки, на День рождения, родственники. Снеговик со Снежной Бабой беседуют. Подснежник на солнышке греется. Снегирь песни распевает. Снежинка со Снежком заигралась. Ледышка по дорожке на одной ножке скачет. И все Снегурочку ждут.

Вышла Снегурочка на крыльцо, посмотрела на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

  • Кто же оказался чужаком среди родственников Снегурочки? (Ледышка. Слово имеет другое значение)
  • Почему гости не сразу заметили чужака?
  • Помогите найти ему своих родственников. ( Ледник, лед, ледниковый, ледяной, подледный (лов), наледь, заледенеть. ледянки, ледник, ледоруб, ледяной, ледокол )

5 . Работа с деформированным предложением.

Логопед: Я придумала красивые предложения со словами . ( Ледник, лед, ледниковый, ледяной, подледный (лов), наледь, заледенеть. ледянки, ледник, ледоруб, ледяной, ледокол ) , но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать. Выбирайте сами.

(Дети подходят к столу и выбирают конверты с предложениями).

На площади построили ледяной дворец

Ледяной ветер дул в лицо

Дети построили ледяную горку

Весело кататься на ледянках.

6. Подведение итогов .

Какую часть слова мы выделяли в словах? как называются слова с одинаковым корнем?

Какие однокоренные слова мы подбирали к слову зима?

Логопед. Что интересного и нового вы узнали? Что понравилось?

В течение занятия вы получали «снежинки»-жетоны за ответы. Сколько набрали? Молодцы! Я предлагаю дополнить картинку зимы и закрепить ваши «льдинки» на доске.

На ветки одного дерева нужно закрепить «снежинки» так, чтобы показать – понравился ли вам урок. Другое дерево с помощью ваших «снежинки» расскажет, насколько сложно вам было на уроке.

Дети крепят значки на разной высоте деревьев, показывая насколько интересным и доступным было занятие.

Учитель. Очень красивое запорошенное снегом деревце! Спасибо, ребята, за работу!

Ирина Разина
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия в соответствии с ФГОС

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия.

соответсвтвии с ФГОС)

Вид занятия: тренировочное.

Автор: Разина И. В.

Дата проведения: 16.12.15

Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР

Тема звук: Автоматизация звука Ш в словах и предложениях (на материале лексической темы «Одежда»).

в интеграции-социально-коммуникативное развитие.

Цель: Автоматизация звука Ш с словах и предложениях

Отрабатывать навык произнесения звука Ш в словах и предложениях.

Развивать фонематическое восприятие и связную речь.

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, инициативность.

Планируемые результаты (целевые ориентиры): Ребенок хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей. Развита крупная и мелкая моторика. Умеет подчиняться разным правилам, активно взаимодействует со сверстниками взрослыми ….

1. Создание мотивационного поля:

— Приветствие. Встаём с детьми в круг и говорим:

Здравствуй правая рука-протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,

Здравствуй друг-берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг-берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг-качаем руками.

Маша варежку надела.

Ой, куда я пальчик дела? (загибаем большой палец)

Нету пальчика, пропал

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла.

Поглядите-ка, нашла! (высовываем пальчик)

Ищешь, ищешь, не найдешь.

Здравствуй, пальчик (пальчик здоровается, кивает,

-Комплекс артикуляционной гимнастики: лопаточка,чашечка,лошадка,грибок,вкусное варенье. Логокубик

2. Актуализация знаний

Выделить лишнее слово из цепочки слов:

Ребята, давайте назовем какое слово не подходит:

Какой звук мы слышим во всех этих словах?

Значит какой звук мы будем продолжаем учиться правильно произносить?

Давайте вспомним в каком положении губы, зубы и язычок при произнесении звука Ш.

3. Самостоятельное применение нового знания на практике.

А) Игра «Выбери одежду».

— Ребята, на улице очень-очень холодно. Поэтому надо надевать теплую одежду (предметные картинки:варежки,платье, шарф, носки, панама, шуба, футболка, свитер)

— Что наденет Ульяна на прогулку?

— Что наденет Гурген на прогулку?

(Педагог приглашает к себе по одному ребенку и предлагает найти среди одежды — теплую.)

А как вы думаете Мишка теперь не замерзнет?

Мы забыли одеть ему шапку…Молодцы,а вот и шапка

Давайте ее украсим…

Б) Игра «Украшаем шапки»

Дети украшают шапки вышивкой. Нужно выбрать картинку, положить ее на шапку и сказать: «Я вышью на шапке вишенки» или «У меня на шапке лошадка» Дети по очереди выбирают картинки, накладывают их на плоскостные изображения шапок, составляют предложения, правильно при этом произнося звук Ш.

Нарядили ножки в новые сапожки, Выставляем носочки поочерёдно

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на месте

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, Топот на месте

В грязь не заходите, сапожки не рвите. Прыжки на месте

В) Звуковой анализ:

-Какие звуки живут в слове ШУБА?

-Какой звук мы слышим первым?

-Что мы знаем об этом звуке?

-Какой звук мы слышим после звука Ш? и т. д.

-Сколько всего звуков в слове ШУБА?

Конспект индивидуально-подгруппового НОД по автоматизации звука «Р» в слове, фразе, предложении Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» Конспект индивидуально-подгрупповой непосредственно.

Конспект логопедического подгруппового занятия подготовительной группы «Наша Родина — Россия» Организационный момент 1. Логопед. Здравствуйте дети. Посмотрите, как светит в окно солнышко. Пальчиковая игра «Здравствуй» Здравствуй,.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Автор: Павловская Лада Николаевна,.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Звук [В] и буква В» в подготовительной группе Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Автор: учитель –логопед Ряднина Валентина Ивановна (МБДОУ «ЦРР.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Здравствуй, школа» Цели: 1. Коррекционно—образовательные: — Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе Тема: «Мебель» Цель: обобщить знания и представления детей о мебели. Задачи: Речевые: • Уточнять, активизировать и обобщать словарь по теме «Мебель»; •.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Наш город» Цель: Расширение представлений о родном городе. Логопедические задачи: 1. Развитие неречевых психических функций: • Развитие произвольного.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Времена года» ОРГ. МОМЕНТ. Д/и. «Когда это бывает?» Дождь поливает, листва опадает когда это бывает? (осенью) Мороз донимает, снег выпадает, когда это.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Весна идёт» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 29 ст. Темиргоевской КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР «Одежда» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР. (старшая группа) Тема: «Практическое усвоение глагола надеть на материале.

Методические рекомендации

Пояснительная записка

Анализ методической работы по подготовке студентов-логопедов за период их преддипломной практики показывает, что большинство из них не справляется с самостоятельным составлением конспектов занятий. Трудности выражаются в отсутствии понимания целей и задач каждого этапа работы, неумении осуществлять подбор заданий для достижения данных целей и задач и характерных методических ошибках. Памятка и методические рекомендации по составлению конспектов разработаны в помощь студентам и логопедам, начинающим работать по ФГОС на этапе формирования фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи.

I. Общая памятка по составлению конспектов

  1. Соответствие темы, цели и содержания конспекта этапу коррекционной работы.
  2. Подчинённость всех заданий основной цели занятия.
  3. Логическая завершённость каждого задания (наличие мини-выводов).
  4. Плавность переходов от одного задания к другому (прогнозирование ответов детей, которые могут послужить ключевыми фразами для перехода к следующему заданию; учёт сюжетной и (или) тематической линии, если таковая имеется).
  5. Полнота изложения форм организации, методов и приёмов, видов работ.

II. Методические рекомендации к построению работы на разных этапах занятия

1. Мотивационно-целевой этап

Первый этап занятия по ФГОС называется «мотивационно-целевой». Мотивация возникает тогда, когда дети видят проблему, несоответствие. Необходимо подвести ребят к видению этой проблемы, а затем – решать её вместе с ними. Например, предложим выяснить, чем похожи дифференцируемые звуки [л’] – [й’]. Актуализируя имеющиеся знания об этих звуках, даём им характеристику (к примеру: согласные, звонкие, мягкие) и делаем вывод, почему именно эти звуки «пришли» на занятие (они похожи). Цель занятия вытечет сама собой из вывода: раз звуки так похожи друг на друга, значит можно их перепутать, поэтому есть необходимость научиться их различать. Обозначение смешиваемых звуков [л’] – [й’] буквами – это уже следующий этап («ориентировочный»), так как в буквенном обозначении данных фонем содержится различие, на него будем тоже опираться при дифференциации.

Таким образом, технология работы на мотивационно-целевом этапе может быть следующей:

  • Подводим детей к формулировке темы. (Что будем изучать, о чём будем говорить)
  • Ставим проблему. (В чём может возникнуть трудность? Какова опасность? Что мы умеем, а что – нет? Что уже знаем, а что – нет?)
  • Формулируем цель. (Цель вытекает логически из поставленной проблемы: что не знаем – надо узнать, что не умеем, надо научиться. Если есть какая-то опасность (трудность), надо с ней разобраться). Т.е. для постановки цели необходимо актуализировать имеющиеся представления у детей.

Пример построения работы на мотивационно-целевом этапе на занятиях по теме «Звуки [л] – [л’]. Буква «л»:

Два подхода к постановке проблемы.

  • (Более лёгкий вариант) Если тема звучит как «Звуки [л] – [л’]», можно актуализировать знания о звуках, а именно, определить общие их свойства (согласные, звонкие, язык поднят кверху и т.д.). Тогда вытекает проблема – их можно перепутать и неправильно произнести. Ставим цель: будем учиться правильно произносить звуки.
  • Если запишем и сформулируем тему как «Звуки [л] – [л’]. Буква «л», то мы будем актуализировать знания о звуках (какие они, чем похожи и чем различаются) и их буквенном обозначении (одна буква может обозначать два звука). Какая проблема из этого вытекает? (Можно неправильно произнести слово, прочитать слово, написать его). Тогда цель: научиться правильно произносить слова с этими звуками, читать и писать их.

В Инструктивно-методическом письме А.В.Ястребовой и Т.П.Бессоновой тема звучит: «Звуки [л] – [л’]. Буква «л». В соответствии с последовательностью работы над преодолением фонетико-фонематических нарушений («фонема – артикулема – графема — кинема») не будет ошибкой, если на первом занятии поучим детей произносить и различать звуки. На последующем (последующих) занятии (занятиях) можно уделить внимание в структуре занятия исследованию написания буквы «л» и прописыванию её отдельно от других букв и в слиянии с ними (профилактика оптической дисграфии, т.к. часты случаи добавления лишних элементов к букве). Иными словами, целью первого занятия будет осуществление коррекции звукопроизношения и формирование фонематических представлений, а основной целью второго (или последующих занятий) – совершенствование звуко-буквенных представлений, оптико-пространственной ориентировки и графо-моторных функций.

2. Ориентировочный этап

Цель этого этапа – обучить детей, как работать, чтобы достичь поставленной цели. (Как различить звуки и буквы; как правильно произносить звук, писать и читать букву)

На ориентировочном этапе можно предложить задание:

— Чем отличается звук от буквы? («Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу»).

Таким образом мы отрегулируем деятельность детей, подскажем способ решения поставленной задачи: как научиться правильно произносить звуки и обозначать их буквой, какие органы будут участвовать в этой работе.

На занятиях по дифференциации звуков ориентировочный этап может быть проведён в виде повторения и закрепления способов их различения. Тогда основная работа на данном этапе будет направлена на решение вопроса: как научиться различать звуки?

3. Поисково-исследовательский этап

Поисково-исследовательский этап предполагает выявление неизвестной информации путём использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия.

Например, на занятии по теме «Звуки [л], [л’] и буква «л» можно предложить детям пофантазировать — на что похожа буква «Л»? Очень уместна работа на анализ составных частей буквы (сколько элементов в прописной букве? Какие они? На что похожи? Как и где соединяются между собой). В качестве продуктивной деятельности на этом этапе целесообразно предложить детям либо прописать букву, либо построить её из бумажного конструктора (обвести по контуру, собрать из камушков, пуговиц или другого подручного материала по заранее заготовленным контурам – вариантов может быть много).

Отличным материалом для исследовательской деятельности может послужить набор картинок с изображением названий знакомых артикуляционных упражнений. Детям предлагается выбрать только те, которые помогут им научиться правильно и красиво произносить звук или звуки занятия. В процессе выполнения этого задания дети анализируют, на что направлены те или иные артикуляционные упражнения, а затем проверяют правильность выполнения задания совместно с логопедом. Это задание творческое, оно активизирует мыслительный процесс: дети должны сообразить сами, а для чего, в сущности, нужна артикуляционная гимнастика, и какие именно упражнения им будут полезны на текущем занятии. Другой вариацией этого задания может быть самостоятельная работа детей (в парах или группе) по разбиению тех же картинок на две группы по принципу различных положений языка, губ, зубов. Этот вид задания прекрасно зарекомендовал себя на занятиях по дифференциации звуков [с] – [ш], [з] – [ж], [л’] – [й’].

4. Практический этап

Практический этап является основным этапом, на котором идёт закрепление новых знаний в разных видах деятельности по схеме: «Звук – слог – слово – словосочетание – предложение – текст». В связи с этим логопед так организует образовательный процесс, чтобы дети смогли обучать друг друга и (или) сами себя с помощью специально подобранных логопедом тренировочных упражнений. Наиболее ярко здесь проявляется системно-деятельностный подход, который не исключает, а, напротив, предполагает адресную помощь детям. Индивидуализация происходит благодаря использованию разных форм организации работы, подбору материала для каждого ребёнка или подгрупп в зависимости от уровня овладения тем или иным навыком.

Вот примеры такого вида организации части занятия:

  • Дети, не испытывающие затруднения в произношении и дифференциации звуков, самостоятельно выписывают из текста слова с изучаемыми буквами. Менее сильная подгруппа в это время работает с логопедом.
  • Дети, не владеющие умением произносить поставленные звуки в словах, отрабатывают это умение самостоятельно на уровне слогов по предварительному объяснению учителя. Параллельно вторая подгруппа может выполнять задания, требующие последовательной согласованной работы с учителем.

Важно осуществлять отработку навыков произношения и дифференциации звуков на разном лексическом материале, но использовать данный материал для решения одновременно нескольких задач: отработке навыков деления слов на слоги, выделения ударного гласного, звуко-буквенного анализа, работе над интонационной выразительностью, восполнением пробелов в лексико-грамматическом строе и т.д.

5. Рефлексивно-оценочный этап

На последнем этапе проводится заключительная беседа с детьми, направленная на обобщение выполненных заданий путём припоминания и формулирования основной цели занятия. Основной вопрос — не «Что мы сегодня делали?», а «Чему мы учились?» Именно этот вопрос помогает ребёнку сориентироваться в собственной системе знаний и определить, какие трудности у него возникали, что удалось хорошо, а что – не очень. Не лишним было бы предложить детям оценить свою работу. Так формируется мотивация и целеполагание: «Чем бы вы хотели заняться на следующем занятии?» Для повышения устойчивости учебных мотивов уместно направить детей на размышление о том, для чего им это нужно, где могут пригодиться усвоенные знания и (или) умения. Например:

— Посмотрите на наш план и вспомните, в чём он нам сегодня помог? (Различать звуки [З] – [Ж])

— При выполнении какой работы звуки было различать легче всего? А труднее всего?

— Почему, как вы думаете?

— Какой вывод мы можем сделать? (Нужно учиться следить за произношением звуков в речи)

— Для чего нам нужно уметь правильно произносить звуки? (чтобы правильно говорить, читать, писать)

— На каких уроках вам пригодятся сегодняшние знания и умения?


Статьи по теме