Конспект по Апологии Сократа

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Конспект по Апологии Сократа. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Конспект по Апологии Сократа.rar
Закачек 1544
Средняя скорость 7655 Kb/s

Конспект по Апологии Сократа

Произведение Платона написано в необычной для него форме, оно представляет собой три речи, которые были сказаны на суде. Суд кончился тем, что Сократу дали сделать выбор — смерть или изгнание их полиса навсегда. Сократ выбрал первое. Что же заставило его сделать такой отчаянный выбор?

То, что после смерти он желал прийти к богам, которые бы поняли и приняли его. А второй причиной было то, что он не могу смотреть на разрушающие Афины, для него милее была смерть, чем лицезрение убийства города.

Он специально признается в совершении преступление, которое было нравственным, а по тем законам за такое не несли наказания. В чем же обвинили Сократа? В том, что он якобы отрицал существование богов, но на самом деле он так не считал, поэтому все обвинения были лживыми. Также, было сказано, что Сократ принял новых богов и дьявола. И здесь видны противоречия, ведь он не мог отрицать богов и в то же время верить в дьявола. Еще одним обвинением стало то, что было замечено, как он учил других и за это брал деньги. Еще одна ложь — он не только совершенно бесплатно за обучение философией, но и считал такое поведение недопустимым. Также, было сказано, что своими учениями Сократ способствует развращению молодежи.

Главный герой считал, что после того, как он умрет, никто не будет содействовать развитию Афин, поэтому другие, соседние полисы начнут как-то воздействовать на город, но это будет не эффективно, потому что другие не интересуются городом по-настоящему. Конечно, были и другие мудрецы, но они только прославились своей невежественностью и глупостью.

Сократ в своих длинных речах раскрывает все пороки общества, он говорит, что людям насильно внушали то, чего не существует, поэтому они и лгут на суде. Некоторые же люди были обижены тем, что их самих когда-то оклеветали, таким образом, они вымещают свое недовольство на невинном человеке и мстят ему.

В его речи уделяется внимание и судье, Сократ считает, что судья должен искать правду, а не ждать, что скажет обвиняемый — солжет или заговорит то, что от него ожидают.

На суде собрались и другие люди, у которых нет своего мнения, они не знают о чем спор и кого судят, их дело примкнуть к большинству, что эти люди и делают. Для Сократа это дико и непростительно, о чем он и говорит в своей речи.

Платон ярко показывает, что начиная с древности, социальные и общественные проблемы существовали в мире и в обществе. Сократ не зря говорит длинные речи, он делает попытку направить людей на верный путь, пытается показать ценности, которые верны, обличить ложные, установившиеся в обществе.

Произведение Платона носит в себе поучительный характер, так на примере Сократа, автор показывает, что никогда не нужно отступать от своей цели, даже если эта цель — изменить прогнившее общество.

Сократа жестоко оклеветали, но он ни на минуту не отказался от своих убеждений, а только следовал им до самого конца.

А то, что Сократ говорит слаженно и четко, показывает его уверенность в своих словах, ведь он знает правды — все обвинения его не касаются.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Платон. Все произведения

Апология Сократа. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Леонид Пантелеев – это псевдоним русского писателя Еремеева Алексея Ивановича. Он автор множества сочинений, повестей, рассказов и сказок, стихов. Еще в детстве Алексей питал большую страсть к чтению и занимался сочинительством

Писфетер и Эвельпид – это люди, которые вместе путешествовали. Они вместе покинули свой город – город Афины, этот город, который был для них многим, ведь они жили там с детства.

Преподаватель учит четырёхлетнюю Иришку алфавиту. Способная девочка схватывает всё на лету, поражая учителя своим умом и сообразительностью.

В одном селе жил воевода Всеслав, и была у него дочка единственная, Крупеничка. Русоволосая девочка выросла редкой красавицей. Родители задумались, за кого бы выдать замуж дочь. Матери Варваре не нравилось

Рассказ повествует нам о том, что девочка по имени Надя больна. Целыми днями она лежит в кровати и ничего ее не интересует. Периодически к ним домой приходят врачи ,они о чем то советуются с друг с другом, потом осматривают ребенка

Платон апология сократа краткое содержание

Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.

Платон – философ Др. Греции, учитель Аристотеля и ученик Сократа, математик, родился 427 г. до н. э. в семье богатых аристократов из Афин. Получив всестороннее воспитание, соответствующее статусу родителей, Платон занимался живописью, писал трагедии, эпиграммы, комедии, участвовал борцом в греческих играх, получив даже награду. Платон апология сократа краткое содержание

Около 408 г. юный Платон встречает Сократа, беседующего и читающего лекции молодёжи в Афинах. Побеседовав с философом, он становится в ряды учеником Сократа, впоследствии став и другом. Восемь лет дружбы между Платоном и Сократом закончатся достаточно грустно: Сократа приговорят к смерти, а Платон пустится в 12-тилетнее странствие. Там он продолжил образование, слушая других философов Малой Азии и Египта, там же, в Египте, получил посвящение, остановившись на третьей ступени, дающей ясность разума и господство над сущностью человека.

Вскоре Платон отправляется в Южную Италию, где знакомится с пифагорейцами. Изучая с манускрипты Пифагора, он заимствует у него идеи и план системы, затем Платон, вернувшись в Афины в 387 году, основывает философскую Академию.

В Академии проходили различные занятия, разделенные в двух направлениях: широкого и узкого круга слушателей. Внимание в академии уделялось и другим наукам: математике, геометрии, астрономии, литературе, изучали науки естествознания, а также законодательства древних государств. Ученики в академии жили строго: спали мало, размышляли в тишине, старались вести аскетический образ, живя чистыми помыслами. Платон апология сократа краткое содержание Из академии вышли много мудрых и талантливых людей, прославившиеся до наших дней. (Например, Аристотель – прямой ученик Платона). Здесь же, в Академии, Платон и был похоронен в 347 году.

Сочинения Платона пользовались популярностью долгое время, заложив возникновение и развитие многих ветвей философии. Ему приписывают 34 сочинения, известно, что большинство (24) из них были истинными сочинениями Платона, остальные же написаны в диалоговой форме с его учителем Сократом. Первое собрание сочинений Платона собрал воедино филолог Аристофан Византийский в 3-м веке д. н.э. Оригинальные тексты Платона не сохранились до современности. Самыми древними копиями произведений считаются копии на египетских папирусах.

В научной жизни Европы труды Платона стали использоваться только в XV-веке, после перевода всех его трудов на латинский язык итальянским христианским философом Фичино Марсилио.

427- 347 гг. до Р.Х.

Днем рождения Платона, которого еще при жизни за мудрость называли “божественным”, по преданию считается 7 таргелион (21 мая), праздничный день, в который, согласно древнегреческой мифологии, родился бог Аполлон. Год рождения в различных источниках указывается 429 — 427 до Р.Х. Платон родился в Афинах в самый разгар беспощадных Пелопонесских войн, предшествовавших распаду Греции. Семья его была знатной, старинной, царского происхождения, с прочными аристократическими традициями. Его отец происходил из рода последнего афинского царя Кодра, а мать — из рода законодателя Солона. Платон получил всестороннее воспитание, которое соответствовало представлениям классической античности о совершенном, идеальном человеке, соединяющем в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее, нравственное благородство. Юноша занимался живописью, сочинял трагедии, изящные эпиграммы, комедии, участвовал в качестве борца в Истмийских греческих играх и даже получил там награду. Он отдавался жизни без излишеств, но и без суровости, окруженный молодыми людьми своего класса, любимый многочисленными своими друзьями. Но этой безмятежной жизни неожиданно наступает конец.

В 408 году Платон встречает в Афинах Сократа, мудреца и философа, беседовавшего с молодыми людьми в садах Академии. Речь его касалась справедливого и несправедливого, он говорил об истинном, добром и прекрасном. Потрясенный встречей с Сократом, Платон сжигает всё, что он до этого сочинил, призывая на помощь самого бога огня Гефеста. С этой минуты для Платона начался новый период его жизни. Примечательно, что перед встречей с Платоном Сократ видел во сне, у себя на коленях, молодого лебедя, который, взмахнув крыльями, взлетел с дивным криком. Лебедь — птица посвященная Аполлону. Платон апология сократа краткое содержание . Сон Сократа — это предчувствие ученичества Платона и будущей их дружбы. Платон обрёл в лице Сократа учителя, которому оставался верен всю жизнь и которого прославил в своих сочинениях, став поэтическим летописцем его жизни. Сократ же дал Платону то, чего так ему не хватало: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования. Через восемь лет после того, как Платон стал учеником Сократа, последний был приговорен к смерти; выпив спокойно чашу с ядом, он умер, окруженный своими учениками. Светлый образ Сократа, умирающего за истину и беседующего в свой смертный час с учениками о бессмертии души, запечатлелся в уме Платона, как самое прекрасное из зрелищ и как самая светлая из всех мистерий.

Оставшись без учителя, Платон отправился в странствие, продлившееся 12 лет. Он слушал многих философов Малой Азии, оттуда направился в Египет, где получил посвящение. Он не достиг, подобно Пифагору, высшей ступени, а остановился на третьей, дающей человеку полную ясность разума и совершенное господство над душой и телом. Затем Платон отправился в Южную Италию, чтобы познакомиться с пифагорейцами. Он приобрел на вес золота один из манускриптов Учителя. Познакомившись с эзотерическим преданием Пифагора из первоисточника, Платон взял у него основные идеи и сам план своей системы. Вернувшись в Афины в 387 году, Платон основал философскую школу — Академию. По примеру Пифагорейской школы, занятия в Академии были двух типов: более общие, для широкого круга слушателей, и специальные, для узкого круга посвященных. Большое внимание уделялось математике и, в частности, геометрии, как науке о самых прекрасных мысленных фигурах, а также астрономии. Кроме этого, здесь занимались литературой, изучали законодательства разных государств, естественные науки. Академия жила строгими общинами аскетического типа, ученики спали мало, бодрствуя и размышляя в тишине. Они устраивали совместные трапезы, воздерживаясь от мяса, возбуждающего сильные чувственные страсти, питаясь овощами, фруктами, молоком; стараясь жить чистыми помыслами. Из стен Академии вышло немало талантливых философов, знаменитых аттических ораторов и государственных деятелей. Прямым учеником Платона был великий Аристотель.

Умер Платон в 347 году, по преданию в день своего рождения. Погребение свершили в Академии, роднее для него не было места. В течение всей жизни душу Платона волновали высокие нравственные цели, одной из которых был идеал возрождения Греции. Эта очищенная вдохновенной мыслью страсть заставляла философа неоднократно предпринимать попытки мудростью воздействовать на политику. Трижды ( в 389-387, 368 и 363 гг.) он пытался осуществить свои идеи построения государства в Сиракузах, но всякий раз был отвергаем невежественными и властолюбивыми властителями. Наследие Великого философа представлено 23 подлинными диалогами, одной речью под названием “Апология Сократа”, 22 приписываемыми Платону диалогами и 13 письмами. В диалогах Платона проявился его незаурядный литературный талант, он совершает целый переворот в манере философского изложения. Никто до него так образно и живо не показывал движение человеческой мысли, идущей от заблуждения к истине, в виде драматического диалога борющихся идей, противоположных убеждений. Диалоги раннего периода (399 — 387 гг.) посвящены выяснению нравственных вопросов (что такое добродетель, благо, мужество, почитание законов, любовь к родине и т.д.), как это любил делать Сократ. Платон апология сократа краткое содержание . Позднее Платон начинает излагать свои собственные идеи, выработанные в основанной им Академии. Наиболее известный работы этого периода: “Государство”, “Федон”, “Филеб”, “Пир”, “Тимей”. И, наконец, в 50-е годы IV века Платон пишет огромный труд “Законы”, в котором пытается представить государственное устройство, доступное реальному человеческому пониманию и реальным человеческим силам.

Платон является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде. Мир Платона — это прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, управляемый законами, находящимися вне его. Это самые общие закономерности, составляющие особый надкосмический мир называемый Платоном миром идей. Идеи определяют жизнь материального мира, это прекрасные вечные образцы, по которым строится множественность вещей, образованных из бесконечной материи. Сама материя ничего не может породить. Она только кормилица, принимающая в свое лоно идущие от идей эманации. Сила пронизывающего, сияющего света, исходящего из идей, оживляет темную материальную массу, придает ей ту или иную видимую форму. Самая высшая идея — это высшее благо, тождественное абсолютной красоте, это и есть по Платону начало всех начал, отец, умелый мастер, создающий видимый небесный и человеческий земной мир по самым мудрым, прекрасным законам. Но однажды созданный физический мир подвержен тлению, деформации и старению. Так давайте же, говорит Платон, созерцать в мыслях этот великолепный, добрый и прекрасный мир идей и хотя бы умственно, шаг за шагом, представим себе лестницу духовного совершенства человека, которая приведет к познанию высшей идеи. Цели совершенствования человека, его продвижению на пути к высшему благу служит и государство, построенное на принципах разделения труда, строгой иерархии и строжайшего соблюдения законов. Т.к. познание и проведение в жизнь высших идей и возможно только с помощью философии, то во главу своего государства Платон ставит философов. Два других разряда свободных граждан платоновского государства — это воинов (стражи) и ремесленников и землевладельцев. Каждый разряд должен быть строго ограничен выполнением своих обязанностей и должен воздерживаться от вмешательства в функции других разрядов. Принадлежность к одному из разрядов не является увековеченным принципом современного кастового государства, а определяется способностями и развитием человека.

Идеи Платона, как никакого другого европейского философа, не переставали волновать человечество на протяжении долгих веков. Его учение стало краеугольным камнем многих философских течений. До сих пор его книги притягивают к себе как волшебный источник множество людей, помнящих, что главное не просто овладеть этой мудростью, но вечно стремиться к ней.

Природа сказала женщине: будь прекрасной, если сможешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.

[3] После обвинительных речей

[4] После обвинительного приговора

[5] После смертного приговора

[7] Список литературы

[3] После обвинительных речей

[4] После обвинительного приговора

[5] После смертного приговора

[7] Список литературы

Апология — греческое слово, обозначающее защитное слово в суде. Такие защитные речи были написаны Платоном. Он создает образ Сократа, который учит молодежь любить добродетель. В Центре сократовской мысли- тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, права и долга, свободы и ответственности общества.

Целью работы является рассмотрение основных положений произведения Платона «Апология Сократа»

В начале произведения Сократ обращается к афинянам. Призывает их к правде, а не к красивой лжи. Сообщает, что не красноречив, и высказываться будет простыми словами. « Ибо я верю, что то, что я буду говорить, – правда, и пусть никто из вас не ждет ничего другого» 1 . Далее, он объясняет, что будет защищаться против обвинений, которым подвергался раньше и против первых обвинителей, так как большинству афинянам в детстве внушались против него обвинения, в которых не было ни слова правды. Якобы существует некий Сократ, мудрый муж, который испытует и исследует все, что над землею, и все, что под землею, и выдает ложь за правду. И слушающие их думают ,что тот, кто исследует подобные вещи- не признает богов. После, Сократ будет защищаться от теперешних обвинений и теперешних обвинителей.

Уточнив обвинение, Сократ призывает свидетелей и требует, что бы дело обсудили между собой. После, последовали вопросы о том, чем же занимается Сократ? Откуда эта клевета? И в качестве примера Сократ приводит Херефонта. Далее, Сократ объясняет афинянам причину ненависти к нему и в качестве примера приводит ситуацию, случившуюся с ним. Задавшись вопросом о мудрости, он пошел к одному из трех государственных людей, которые слывут мудрыми. Побеседовав с одним из них, Сократ сделал вывод, что он только кажется мудрым, а на самом деле этого нет. Ведь Сократ сам признает, что не знает многого в совершенстве, а этот человек и вовсе не хочет этого признавать. После, Сократ отправился к другому мудрецу, и увидел ту же самую картину. « И с тех пор возненавидели меня и сам он, и многие другие» 2 . И так повторялось со многими мудрецами, ремесленниками, поэтами. От этого обрушились на Сократа и Мелет, и Анит, и Ликон. Мелет негодуя за поэтов, Анит — за ремесленников, Ликон – за риторов. « Вот вам, о мужики афиняне, правда, как она есть, и говорю я вам без утайки, не умалчивая ни о важном, ни о пустяках, может через это становлюсь ненавистным, но это и служит доказательством, что я сказал правду и что в этом – то и состоит клевета на меня » 3 .

Позже, Сократ пытается защититься от Мелета, задавая наводящие вопросы и приводя пример, сравнивая человека с животным, обсуждая то, что якобы он портит молодежь, заставляя верить не в самих богов, которых почитает город, а почитать другие, новые божественные знамения. В конце концов, добившись желаемого ответа, Сократ делает вывод, что Мелет выдвинул обвинение в силу своего молодого возраста.

И даже если бы предложили свободу Сократу, за то, что он впредь перестанет заниматься подобного рода исследованием и оставит философию, то Сократ сказал бы «Желать вас всякого добра – я желаю, о мужики афиняне, и люблю вас, а слушаться буду скорее Бога, чем вас» 4 .

«Таким образом, о мужики афиняне, я защищаюсь теперь совсем не ради себя, а ради вас, что бы вам, осудивши меня на смерть, не проглядеть дара, который вы получили от бога» 5 .

Неожиданностью для Сократа стал обвинительный приговор. Он задается вопросом, заслуженный ли он? Делает вывод из ранее сказанного, ведь афиняне так и не услышали то, что он хотел донести до них. Размышляет о том, какое бы наказание для него было бы кстати. «В таком случае не должен ли я назначить для себя изгнание? К этому вы меня, пожалуй, охотно присудите… Я ведь отлично знаю, что, куда бы я не пришел, молодые люди везде будут меня слушать так же, как и здесь; и если я буду их отгонять, то они сами меня выгонят, подговорив старших, а если я не буду их отгонять, то их отцы и домашние выгонят меня из-за них же» 6 .

После смертного приговора Сократ обращается к тем, кто его осудил со словами «Быть может, вы думаете, что я осужден потому, что у меня не хватило таких слов, которыми я мог бы склонить вас на свою сторону, если бы считали нужным делать и говорить все, чтобы уйти от наказании. Вовсе не так. Не хватить-то у меня, правда что, не хватило, только не слов, а дерзости и бесстыдства и желание говорить вам то, что вам всего приятнее было бы слышать…» 7 .

«От смерти уйти нетрудно, о мужики, а вот гораздо труднее – уйти от нравственной порчи, потому что она идет скорее, чем смерть» 8 .

После этих слов Сократ предсказывает своим обвинителям, что поле смерти придет мщение, которое будет много тяжелее той смерти, на которую они его осудили. «В самом деле, если вы думаете, что, убивая людей, вы удержите их от прорицания вас за то, что живете неправильно, то вы заблуждаетесь. Ведь такой способ самозащиты не хорош, а самый хороший и легкий способ: не закрывать рта другим, а самим стараться быть как можно лучше.»

Далее, Сократ рассуждает о смерти. Благо ли это? И что происходит после смерти? И возможно, что смерть для него как освобождение. И на последок обращается за маленькой просьбой – « Если, о мужи, вам будет казаться, что мои сыновья, сделавшись взрослыми, больше заботятся о деньгах или еще о чем-нибудь, чем о доблести, отомстите им за это, преследуя их тем же самым, чем и я вас преследовал; и если они будут много о себе думать, будучи ничем, укоряйте их так же, как и я вас укорял, за то, что они не заботятся о должном и воображают о себе невесть что, между тем как на самом деле ничтожны. И, делая это, вы накажете по справедливости не только моих сыновей, но и меня самого» 9 .

Подводя итоги, хотелось бы обратить внимание на ту силу духа, с которой Сократ проводил свои идеи и выявлял ложь, прикрываемую благоприличным поведением людей и их якобы благонамеренными суждениями. Он идет на смерть, а его обвинители будут жить. Справедливо ли это? Сократа интересует не только мораль, но и политика, право, гражданские законы – все что, тем или иным образом касалось каждого гражданина Афин. Развивая и отстаивая в разговорах и дискуссиях свои взгляды, философ стремится помочь людям найти «самого себя».


Статьи по теме