Конспект по Истории 10 Класс

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Конспект по Истории 10 Класс. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Конспект по Истории 10 Класс.rar
Закачек 2203
Средняя скорость 7706 Kb/s

Конспект по Истории 10 Класс

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

§1. Предыстория народов России

Появление человека в Восточной Европе произошло в эпоху позднего палеолита –древнего каменного века (около 40 тыс. лет назад).

Палеолит (от греч. palaios — древний и lithos — камень) — древний каменный век, первый период каменного века, время существования ископаемого человека (архантропа, палеоантропа и др.). Основные занятия — охота и собирательство. Орудия — каменные рубила, скребла, костяные проколки и т. п. Техника обработки камня — оббитная, позднее ретушь. Время зарождения искусства — живопись (Каповая пещера), скульптуры из кости и глины (палеолитические Венеры), гравировка по кости и камню. Раннеродовая община, матриархат. Хронологические рамки: с появления человека (свыше 2 млн лет назад) до примерно 10-го тыс. до н. э.

Основные черты первобытности у человека эпохи палеолита: примитивные орудия труда, зависимость человека от природы, коллективный труд, совместное ведение хозяйства, общественная форма собственности, относительно уравнительное распределение продуктов труда между членами общины, отсутствие государства.

Двигателем развития человеческих сообществ стало выживание в борьбе с климатическими условиями, которое было сопряжено с социальными факторами: совершенствованием орудий труда, способами и приёмами охоты, собирательства.

Процесс эволюции человека и человеческого общества может быть рассмотрен на основе таблицы.

Развитие человека в эпоху первобытности

загонная охота.
Орудия труда: рубила, скребла, остроконечники, костяные проколки.
Зарождение религии, искусства

Родовая община (выделение старейшин и военных вождей), формирование племен.
Занятия: охота (разнообразные формы, например охота небольшими группами с помощью лука), приручение собаки, развитие рыболовства, начало межобщинного обмена.
Орудия труда: лук, копьеметалка, вкладышевый инвентарь, развитие микролитической каменной техники.
Зачатки знаний о природе, пиктографическое искусство, музыка, танец

Изменение климата (таяние ледника), изобретение лука

Позднеродовая община (родовая знать, родовая (коллективная) собственность на землю).
Производящее хозяйство.
Орудия труда: каменные топоры, тесла, долота, мотыги, серпы, зернотерки и др.
Оформление религиозных представлений, развитие знаний о природе, развитие искусства

Неолитическая революция (переход к производящему хозяйству)

Мезолит (от греч. mesos — средний, промежуточный и líthos — камень) — средний каменный век, переходный этап от палеолита к неолиту. Основные занятия человека — разнообразные формы охоты, в том числе на морского зверя, рыболовство, собирательство. Орудия — оббитые рубящие орудия из камня — топоры, тесла, кирки, а также орудия из кости и рога — наконечники копий, гарпуны, рыболовные крючки, острия, кирки и др. Распространились лук и копьеметалка, разнообразные приспособления для рыболовства и охоты на морского зверя (долблёные челны, сети). Была приручена собака. Появились зачатки знаний о природе, пиктографическое искусство, музыка, танец. Возникла родовая община, произошло выделение старейшин и военных вождей. Хронологические рамки — около 10 тыс. лет до н. э. — 7 тыс. лет до н. э.

План-конспект урока истории в 10 классе

разработал Сысоев Дмитрий Владимирович

Учитель МБОУ «Свияжской СОШ ЗМР РТ»

Тема: Внутренняя политика России в первой половине XIX века

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 10 классе

разработал Сысоев Дмитрий Владимирович

Учитель МБОУ «Свияжской СОШ ЗМР РТ»

Тема: Внутренняя политика России в первой половине XIX века

Цель: довести до учеников внутренние мероприятия Александра I и его преемника — брата Николая I.

● создать у учеников представление о политическом, социально-экономическом состоянии России в первой половине XIX века;

●познакомиться с личностями, входившими в Негласный комитет, тайные общества декабристов и выдающимися личностями данного периода истории России;

● осветить основные идеи декабристов и их влияние на внутреннюю политику Николая I;

●проследить внутренние мероприятия императоров Александра I и Николая I.

● способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке последствий восстания декабристов;

● привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин восстания путем перечисления кризисных явлений в различных сферах жизни общества, формируя тем самым любовь к предмету.

●Развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей;

●Формировать умение работать с историческими документами на примере проекта конституции Н.М. Муравьева;

●Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.

Тип урока: урок-лекция.

  1. устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей характеристики;
  2. наглядный, с использованием иллюстраций и видеозаписей;
  3. практический, с использованием документа.

Технические средства (оборудование урока) : Доска, проектор, иллюстрации «Александр I», «Николай I», презентация «Декабристы», проект конституции Муравьева, видеозаписи «Убийство Павла I» и «Николай I Павлович». А также учебник: История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. 5-е изд., стер. — М.: 2012. — 336 с..

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация.
  3. Раскрытие темы урока.
  4. Домашнее задание.

Длительность урока – 40 минут.

План раскрытия темы:

  1. Смерть Павла I, приход к власти Александра I.
  2. Реформы Александра I.
  3. Восстание декабристов.
  4. Внутренняя политика Николая I.

Внутренняя политика России в первой половине XIX века

Актуализация: «Вспоминаем, что Павел I – сын Петра III и Екатерины II, правил страной в конце XVIII столетия, с 1796 года по 1801 год. Обстоятельства его кончины нам предстоит рассмотреть сегодня на уроке, как и то, что в дальнейшем происходило со страной в правление его сыновей – Александра I и Николая I. Тема урока звучит как «Внутренняя политика России в первой половине XIX века».

Раскрытие темы урока:

На доске проектор высвечивает портрет Александра I, учитель: «Перед вами портрет императора Александра I, который вступает на престол при весьма необычных обстоятельствах. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в здание Михайловского замка ворвались 12 гвардейских офицеров. Записываем дату. Смотрим, как это было».

Производится показ видеозаписи «Смерть Павла I» длительностью 3 минуты.

Учитель: «Как вы видели только что, в полпервого ночи группа из 12 офицеров ворвалась в спальню императора и, в результате возникшего конфликта, он был избит, получил удар в висок тяжелой золотой табакеркой и был задушен шарфом. Вдохновителями заговора были Никита Панин и Петр Пален, а группу непосредственных исполнителей («пьяных гвардейцев») возглавляли Николай Зубов и Леонтий Беннингсен. Причинами заговора было недовольство участников непредсказуемой политикой, проводимой Павлом I и, особенно, оскорбления и опала, которой были подвергнуты многие из них и под которую в любой момент могли попасть остальные — то есть желание сменить царя на более «покладистого». Той же ночью императором становится Александр I, который объявляет собравшимся у замка, что Павел скончался от апоплексического удара.

Что касается первых мероприятий нового императора, то с первых дней он призвал лучшие умы помогать ему в преобразовательных работах. То были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев. Эти люди составили так называемый «Негласный комитет», собиравшийся в течение 1801—1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Запишите название, состав и годы собраний комитета.

Первая реформа затронула собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет. 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. 1 января 1810 года (по проекту М. М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов») Непременный совет был преобразован в Государственный совет . Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского). Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его членов по назначению императора. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов.

8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который объявлял Сенат верховным органом в империи, но по факту сановники в Государственном Совете были куда выше сенатских, так что сути дела это не изменило.

8 сентября 1802 года Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа — было утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I:

военных сухопутных сил,

и народного просвещения.

По указу от 20 февраля 1803 года «О вольных хлебопашцах» помещики получили право отпускать за выкуп или исполнение повинностей своих крестьян вместе с землей, но мало кто воспользовался этим правом. Далее 10 марта 1809 года — указ отменил право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь, а в 1822 году это право вновь вернули . Александр даже пытался отменить крепостное право, поручал составлять проекты различных решений этого вопроса, но понимал – убьют, а документ сожгут.

К тому же, в 1810-12 годах произошло увеличение налогов из-за дефицита бюджета.

Прогрессивным характером отличалась политика в области просвещения: было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт).

После Отечественной войны 1812 года внутренняя политика Александра I потеряла прежний либеральный налёт.

Отказ Александра I от проведения реформ объясняется как явным противодействием со стороны правящих кругов и дворянства в целом, так и его собственными опасениями вызвать крестьянский бунт «прикосновением к основам существующего строя». Как отмечали современники, с 1822 года император утратил интерес к государственным делам. В это же время первое место среди его советников безраздельно занял А.А.Аракчеев.

В стране был установлен режим аркачеевщины. Введена цензура, происходят гонения на прогрессивно мыслящих людей, в образовании насаждается религиозное сознание. Усилилось крепостничество. Возникают военные поселения. В них крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу, чтобы прокормить себя и свои семьи. Их дети автоматически становились солдатами. Жизнь военных поселений протекала в условиях палочной дисциплины. К 1825 году на поселения было переведено около трети всей армии. Они составили особый корпус военных поселений под началом Аракчеева. Система военных поселений нарушала сложившиеся экономические структуры и вызвала усиленное сопротивление: вспыхнуло несколько восстаний военных поселенян. Самое известное из них произошло в 1819 году в городе Чугуеве. Волнения наблюдались и в армии, к примеру, восстание солдат Семёновского полка (1820 год)».

Включаем презентацию «Декабристы». Далее учитель:

«Александр I умирает 19 ноября 1825 года в Таганроге, завещая престол не старшему брату Константину (слайд 2), а Николаю. Пока это выясняется, все успевают присягнуть Константину. Переприсягу назначают на 14 декабря 1825 года. В процесс вмешиваются декабристы. У них было много причин (слайд 3). Запишите три основные, на ваш взгляд. У них было несколько организаций (слайд 4), существовавших в разные годы и в разных городах, в их состав входили в основном офицеры (слайды 5-8). Выписываем руководителей и название организаций. Они решают помешать присяге новому царю (слайд 9), а затем предъявить манифест с требованиями отмены самодержавия, то есть свержения царя, отмены крепостного права . Диктатором назначают князя Трубецкого. Но утром 14 декабря они не успели помешать присяге и к моменту их сбора сенаторы уже разъехались (слайд 11). Восставшие не шли на переговоры и царь разогнал 3000 восставших силой (слайд 12-13). Позднее состоялся суд, результаты которого вы видите на доске (слайд 14), однако царь смягчил приговор, приказав казнить лишь руководителей: П. И.Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский. Значение этого восстания трудно себе даже вообразить (слайд 15), ведь это первое вооруженное восстание против самодержавия как формы правления.

Как вы думаете, какого значение этого восстания? Николай I никогда не забудет этого урока и до конца своих дней будет в зародыше давить все проявления вольнодумства. Каким же был сам император Николай I? Смотрим».

Включаем видеозапись о Николае I c 1 минуты по 03:42.

Учитель: «Николай I неукоснительно защищал самодержавие и крепостное право. Для укрепления существующего порядка под руководством М.М.Сперанского были подготовлены (51 том) «Полное собрание законов Российской империи» за 1649-1826 годы (1830 год) и 15 томов «Свода законов Российской империи» (1833 год). Проводится денежная реформа. Для упрочения позиций дворянства он ограничил доступ в него лицам других сословий.

В 1826 году было учреждено 3 отделение Собственной канцелярии для руководства тайной полицией, которое возглавил граф А.Х.Бенкендорф.

Высшее образование могли получать только дворяне. Число студентов ВУЗов ограничено до 300 человек В школах разрешили телесные наказания.

А если кому-то что-то не нравилось, то всюду была агентурная сеть, выявлявшая ненадежных людей. Жестоко подавлялось освободительное движение на национальных окраинах – Устима Кармалюка на Украине (1832-1835 годы), польское восстание (1830-1831 годы), восстание в Грузии (1841 год).

Внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение статус- кво во всех областях жизни, особенно основ крепостничества, старых политических институтов. Она игнорировала насущные проблемы экономики (промышленности, транспорта, технического перевооружения армии и флота). Нежелание проводить буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне, но об этом вы узнаете на следующем уроке. Вывод записываем самостоятельно».

Учитель предлагает закрытии тетради и учебники, и вспомнить все пройденное за урок.

В этом разделе представлены конспекты уроков по истории для 10 класса.

Афоризм

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника В.Г.Белинский

Авторскими правами на размещенную информацию обладают её авторы (создатели учебных материалов), которые также несут ответственность за её достоверность. Редакция сайта не отвечает за качество авторских продуктов. Все материалы доступны по лицензии Creative Commons.

Сайт работает при поддержке СМИ «Учебные презентации» (Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-61477).

Копирование материалов каталога с целью размещения на своём сайте разрешается только при наличии ссылки на каталог Конспекты-Уроков.рф.

© 2014—2018 Все права защищены. Конспекты уроков
Разработка сайта — Griban


Статьи по теме