Конспект Труд и Право

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Конспект Труд и Право. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Конспект Труд и Право.rar
Закачек 3681
Средняя скорость 5082 Kb/s

Конспект Труд и Право

Мастер класс по теме «Труд и трудовое право». Обществознание 9 класс

Предварительный просмотр:

Мастер класс по теме «Труд и трудовое право »

Обществознание 9 класс, учитель Герасимова М.И .

-Содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека;

-Готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.

-Продолжить работу по формированию коммуникативной, учебно-познавательной и общекультурной компетенций учащихся.

— Содействовать воспитанию уважения к труду, к социальным и правовым нормам.

-Развивать устную монологическую речь, мышление, память, воображение.

Оборудование : учебник, интерактивная доска (презентация по теме урока), Конституция РФ, кейс (статьи Трудового Кодекса РФ, материал для создания коллажа, задачи по теме, рабочие листы).

1.Понятие «труд». Роль труда в жизни человека.

2.Принципы использования труда. Труд на предприятии.

3.Трудовое право. Особенности регулирования труда несовершеннолетних.

Слайд 1 1.Учитель предлагает прослушать и обсудить притчу:

Слайд 2 «Однажды прохожий увидел, как группа людей несёт тяжелые камни. Подошел он к одному из них и спросил: «Что ты делаешь?» — Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой. С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:- Деньги зарабатываю. А третий на тот же вопрос ответил:

-Строю Шартрский собор!»

Учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:

1)О чем эта притча? Как вы ее понимаете?

Обобщая ваши ответы, можно сделать вывод, что труд — облагораживает человека. В жизни каждого человека выбор рода занятий, места работы, характера труда — серьезный и ответственный шаг. От того какую работу вы выберите, будет зависеть реализация ваших возможностей, интересов, перспективы творческого и карьерного роста, рост благосостояния вашей семьи.

Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти отношения.

Учащиеся формулируют тему урока.

Учитель предлагает назвать то, с чем ассоциируется слово «труд». (кластер)

Самостоятельно дайте определение понятию «труд».

Все версии выносятся на доску.

Проблемный вопрос: Может ли человек в современном обществе прожить без труда? Право на труд — это право или обязанность.

Каждая группа работает с источником и находит статьи для подтверждения своих ответов.

1 группа — Конституция РФ (ст. 37).

2 группа — Всеобщая Декларация прав человека (ст. 23).

3 группа — Трудовой кодекс РФ (ст. 1).

4 группа — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6, часть 3).

Вывод: право на труд — одно из основных прав и свобод человека.

Учитель: Когда человек поступает на работу, он оказывается в сфере действия трудового права. Между работником и работодателем устанавливаются трудовые правоотношения, которые регулируются нормами трудового права.

Знания о нормах трудового права мы черпаем из источников.

— С какими источниками трудового права вы уже знакомы?

Источники трудового права:

Конституция РФ (12.12.93.В ст. 37 закреплены принципы использования труда: труд свободен, безопасен, доброволен, оплачиваем, право на отдых, право на разрешение споров);

Трудовой Кодекс РФ (1.02.2002 г);

Федеральные законы («Закон о занятости»);

Указы президента РФ;

Постановления правительства РФ;

Нормативно-правовые акты субъектов РФ;

Распоряжения органов местного самоуправления;

Корпоративные (локальные) акты.

В каких документах могут быть статьи, защищающие право человека на труд?

Учитель подводит итоги беседы и предлагает посмотреть сценку.

«Однажды на улице встретились две выпускницы школы и разговорились:

Маша: Привет, Катя!

Катя: Здравствуй, Маша, как дела?

Маша: Да нормально, я учусь в институте на юриста, а ты где? Слушай, а что ты такая грустная?

Катя: Неприятности на меня свалились одна за другой. В институт я не поступила, поэтому устроилась на работу в магазин «1000 мелочей» продавцом.

Маша: Так это же хорошо, денег заработаешь, да и при деле будешь!

Катя: да, зарплата не плохая, но приняли меня временно, пока продавец, на чье место меня взяли, находится в отпуске по уходу за ребенком. Работала по 10 часов в день 6 дней в неделю, уставала очень. Сказала директору магазина, что не могу постольку часов работать, а он мне ответил, что план надо выполнять.

Маша: А когда ты устраивалась на работу, ты разве в трудовом договоре не обговорили продолжительность рабочей недели?

Катя: Никакого договора я с ним не заключала, но сначала он сказал, что у меня будет 8- ми часовой рабочий день. А месяц назад на работу опоздала, так мне выговор объявили с занесением в трудовую книжку. Но и это еще не все. Я вчера из больницы выписалась, аппендицит вырезали, взяла больничный лист, прихожу на работу, а на моем месте новая девушка работает. Директор сказал, что ему больные не нужны, и он меня уволил.

Маша: Так что же ты бездействуешь, надо защищать свои нарушенные права!

Катя: Да я даже не знаю, где он прав, а где виноват.

Маша: И я не знаю, но чувствую, что-то твой директор сделал незаконно.»

Учитель: Нам нужно помочь девушкам разобраться в сложившейся ситуации, и выяснить какие же права Кати были нарушены ее директором.

Для развития умения применять полученные знания при анализе и оценке конкретных ситуаций учитель организует в группах решение познавательных задач. Группы получают кейс с текстами статей Трудового кодекса и задания к ним.

Работа в группах: Учащиеся выполняют задания, работая с кейсом .

Задания для групп:

Статья 57 Трудового кодекса РФ.

— Кто выступает сторонами трудового договора?

Статья 63 Трудового кодекса РФ.

— С какого возраста заключается трудовой договор?

Статья 59 Трудового кодекса РФ.

— В каких случаях заключается срочный трудовой договор?

Статья 79 Трудового кодекса РФ.

— В каких случаях расторгается срочный трудовой договор?

Статья 268, 269 Трудового кодекса РФ.

— Гарантии работника до 18 лет?

Нарушены статьи 59,79. Работодатель должен был заключить срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Расторгается срочный трудовой договор с выходом работника на свое место.

Статья 65 Трудового кодекса РФ.

— Какие документы необходимы для заключения трудового договора?

Что указано в трудовом договоре?

Статья 66 Трудового кодекса РФ.

— Что такое трудовая книжка? Какие сведения в нее вносят?

Статья 81 Трудового кодекса РФ.

— В каких случаях трудовой договор расторгается по инициативе работодателя?

Статья 91,92, 94 Трудового кодекса РФ.

— Какова продолжительность рабочего дня для несовершеннолетних?

Нарушены ст.66,94.Занесение выговора за опоздание в трудовую книжку не предусмотрено. Рабочий день н/л с 16 до18 лет должен составлять 7 часов.

Статья 183 Трудового кодекса РФ.

— Какие гарантии работника при временной нетрудоспособности?

Статья 81 Трудового кодекса РФ.

— Можно ли уволить работника в период его временной нетрудоспособности?

Статья 99 Трудового кодекса РФ.

— Для каких категорий граждан сверхурочные работы не допускаются?

Статья 382 Трудового кодекса РФ.

— Куда можно обратиться для решения трудового спора?

Нарушены ст.81,99.При временной нетрудоспособности не имеют права уволить. Сверхурочные работы н/л не допускаются.

Для развития умения применять полученные знания при анализе и оценке конкретных ситуаций учитель организует в группах решение познавательных задач. Группы получают кейс с текстами статей Трудового кодекса и задания к ним.

Учитель: Вот теперь мы можем помочь героине решить ее проблему и назвать какие нарушения вы выявили со стороны работодателя.

Итак, мы видим, что российское законодательство исходит из принципа гуманного отношения к ребенку, защищает и предостерегает от чрезмерного физического и психического переутомления. Трудовой кодекс содержит специальные нормы, призванные обеспечить трудовые права несовершеннолетних.

Я думаю знания которые вы получили помогут вам в жизни не оказаться в подобных ситуациях. Каждый человек должен уметь защитить свои нарушенные права, а для этого их надо знать.

Для закрепления полученных знаний проводится «Экспресс опрос»

1.Укажите основные принципы использования труда в соответствии со статьей 37 Конституции РФ:

2. Назовите источники трудового права.

3.Назовите участников трудовых отношений:

5. Основным документом о трудовой деятельности является ______.

6.Названия документов, которые не требуются при первом трудоустройстве:

Паспорт; трудовая книжка; документ об образовании; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учёта.

7.Трудовой договор заключается в возрасте:

Вывод: я надеюсь, что полученные знания на уроке вам помогут в жизни и пополнят основу вашей правовой культуры.

Учащиеся составляют синквейн на тему «Труд и трудовое право»

Разделы: Экономика

Цель урока: сформировать представление учащихся о роли труда в жизни человека и о трудовом законодательстве.

Задачи урока:

  • развитие и совершенствование навыков работы обучающихся с различными информационными источниками;
  • продолжение формирования основ правовой культуры обучающихся;
  • воспитание у обучающихся уважения к труду, трудолюбия, понимания важности трудовых отношений в развитии общества.

Оформление доски: Тема урока, план изучения новой темы, задачи для учащихся, основные понятия, домашнее задание.

Основные понятия: Труд, трудовое право, трудовые отношения, трудовой договор, рабочее время.

Оборудование: Конституция РФ, учебники, трудовой кодекс Российской Федерации.

Тип урока: изучение нового материала (лекция с элементами беседы).

Ход урока

I. Орг. момент.

Приветствие, подготовка к уроку.

II. Вводное слово учителя.

Объявление темы урока, его целей.

III. Изучение нового материала.

Задачи для учащихся: Выяснить, характеризует ли человека его отношение к труду.

Почему право на труд является одним из важнейших прав человека в современном обществе?

Как поступить на работу?

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

IV. Роль труда в жизни человека.

Урок начинается с фронтальной беседы:

  • Что такое труд?
  • Зачем надо трудиться?
  • Что мы приобретаем или теряем благодаря труду?
  • Может ли человек прожить без работы?
  • Что такое трудолюбие?
  • Что говорится в Конституции о праве на труд?
  • Право на труд- это право или обязанность?
  • Приведите примеры пословиц и поговорок, где бы говорилось о труде.

В жизни каждого человека выбор рода занятий, места работы, характера труда – серьезный и ответственный шаг. От того, какую работу ты выберешь, будет зависеть рост благосостояния твой и твоей семьи, возможности реализации твоих интересов, перспективы творческого роста, новые дружеские и деловые контакты.

В отношении к труду проявляется сущность человека, его нравственные позиции. Трудолюбие признано народом одним из самых ценных моральных качеств людей. С другой стороны – в мотивах труда, в желании или нежелании работать, в готовности трудиться на совесть отражаются особенности экономической системы.

Труд – как лакмусовая бумажка. Отношение к труду лучше многих слов говорит о человеке и обществе.

V. Трудовое право.

Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти отношения. В Конституции РФ закреплены основные принципы трудовых отношений. Главным трудовым актом трудового права является Кодекс законов о труде РФ (Трудовой кодекс).

Трудовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности. Они устанавливают правила приема на работу и увольнения, продолжительность труда и отдыха, санкции за нарушения трудовой дисциплины, поощрения за хороший труд. Если рабочая сила является товаром, то нормы трудового права защищают тружеников от эксплуатации со стороны хозяина-предпринимателя, государства, совета директоров и т.д. оно стоит на страже интересов добросовестных тружеников, которые не требуют невозможного, но твердо добиваются главного: справедливой оплаты труда, гарантий от незаконных увольнений, создания нормальных условий труда.

Трудовые правоотношения.

Трудовой договор.

Трудовые отношения отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством… (ст. 15 ТК РФ)

Собравшись продавать свою рабочую силу, свои умения и талант работодателю, проще говоря, поступая на работу, вы должны заключить трудовой договор. (Показ фрагмента видеоурока «Трудовые отношения», в котором рассматриваются порядок и правила заключения трудового договора).

В трудовом договоре непременно указываются все существенные условия работы: размер и сроки выдачи зарплаты, продолжительность трудового дня, ежегодного отпуска, оснащенность рабочего места, различные льготы, в частности, женщинам, людям со слабым здоровьем. На вас трудовой договор возлагает обязанности выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. Трудовой договор заключается лично, он выражает ваше и работодателя взаимное добровольное соглашение. По общему правилу трудовой договор заключается с 16-летнего возраста. В исключительных случаях по согласованию с соответствующими органами с 15-летнего возраста. Договор может быть заключен на определенный срок или бессрочно.

Основным документом о трудовой деятельности является трудовая книжка, куда вносятся данные о работе, сведения о поощрениях наградах.

Прежде чем приступить к работе, нужно основательно взвесить, договор, какого вида заключить.

VI. Закрепление (решение задач по теме урока).

Решение задач.

  1. Если вы решили во время каникул поработать, куда вы обратитесь? Какие документы подготовите для приема на работу?
  2. Какие условия должны быть соблюдены при приёме на работу учащихся?
  3. Должен ли гражданин, впервые ищущий работу и не имеющий профессии, представить в службу занятости следующие документы:
  • Паспорт;
  • Трудовую книжку;
  • Справку о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы;
  • Документ об образовании;
  • Справку о состоянии здоровья.

Согласны ли вы с этим перечнем документов? Если нужно, внесите свои коррективы.

  1. Научно-производственное объединение опубликовало объявление с приглашением на работу нескольких специалистов. При этом были указаны требования к желающим поступить на работу. Среди них были:
  • Возраст – не старше 30-40 лет;
  • Пол – мужской;
  • Образование – высшее;
  • Национальность – русский;
  • Не принадлежащий к каким-либо партиям.

Законны ли условия, выдвинутые объединением? Свой ответ обоснуйте.

VII. Домашнее задание: §. 39.

  • Основания возникновения трудовых отношений
  • Стороны трудовых отношений

VIII. Итоги урока.

Выставление оценок за работу на уроке.

Таким образом, каждый гражданин России имеет право на труд. Это значит, что вы можете свободно выбирать профессию, место работы.

В трудовых правоотношениях все равны: и работник, и работодатель. Закон регулирует их поведение и защищает права работников. Если гражданин считает, что права нарушены, можно обратиться в суд за их защитой.

В заключение хочется сказать, что трудовой кодекс Российской Федерации должен стать настольной книгой в каждой семье.

Всем спасибо! Урок закончен!

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Право на труд. Трудовые правоотношения

Право на труд относится к основным правам и свободам человека.
По Конституции РФ труд в нашей стране свободен, т. е каждый имеет право решать работать или нет и где работать.
Права в сфере труда, закреплённые в Конституции:
1.Право свободно распоряжаться своими способностям и выбирать род деятельности;
2.Право на труд в условиях гигиены и безопасности;
3.Право на вознаграждение;
4.Право на защиту от безработицы;
5.Право на трудовые споры;
6.Право на отдых.

Между работником и работодателем возникают трудовые отношения . Работник несёт дисциплинарную и материальную ответственность . Работодатель несёт материальную ответственность перед работником(если он его собственность уничтожит).
Найти работу помогает государственная служба занятости.
Между работником и работодателем заключается трудовой договор в двух экземплярах(один работодателю, второй – работнику). В трудовом договоре указываются взаимные права и обязанности, оклад, количество рабочих часов и т.д.
При первом устройстве на постоянную работу заводится трудовая книжка .
Для поступления на работу нужно предоставить копию паспорта, СНИЛС(для пенсии), ИНН(для налогов), военный билет(мужчинам и женщинам в определённых профессиях), медицинская книжка и справки о психическом здоровье(где надо).

Работник обязан добросовестно исполнять свои обязанности, соблюдать трудовой распорядок и трудовую дисциплину, соблюдать требования безопасности и бережно относиться к имуществу работодателя.

Работники объединяются в свои общественные объединения – профсоюзы , которые представляют и защищают интересы работников. Между работодателем и профсоюзами заключается коллективный договор , как правило, сроком на три года, в котором регулируются социально-правовые отношения между ними.

Продолжительность рабочего времени в неделю для взрослых 40 часов , для детей с 14 до 16 лет – 24 часа , для детей от 16 до 18, а также для учителей, врачей — 36 часов .
Продолжительность ежегодно оплачиваемого отпуска 28 календарных дней . В некоторых профессиях дольше.


Статьи по теме