Конспект Урока Искусство Древнего Египта 5 Класс

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Конспект Урока Искусство Древнего Египта 5 Класс. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Конспект Урока Искусство Древнего Египта 5 Класс.rar
Закачек 3386
Средняя скорость 9277 Kb/s

Конспект Урока Искусство Древнего Египта 5 Класс

МБОУ «Гимназия № 20»

План-конспект урока по истории (5 класс) по теме:
урок «
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА «

Выполнила: учител истории Хуснутдинова Г.Г.

Познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой, скульптурой, живописью.

Продолжить формирование умения самостоятельно строить рассказ, формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника, работать с тестами. Развивать творческие способности, память, речь, воображение

Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Тип урока: комбинированный, мультимедийное приложение, презентация к уроку.

Проверка домашнего задания (индивидуальные карточки, исторический диктант, опрос учащихся, индивидуальные тесты, домашнее сочинение).

Изучение нового материала.

Иллюстрации к теме «Искусство Древнего Египта».

Выставка детских рисунков.

Использование компьютера и проектора (слайды)

Учебник история Древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М. Просвещение, 2006 г.

Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира, А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М., Экзамен, 2006 г.

Поурочные разработки по истории Древнего мира, О.В. Арасланова, М., Вако, 2004 г.

Хрестоматия по Мировой художественной культуре, Зарецкая Д.М., Смирнова В.В., М., Издательский центр, 1997 г.

Мировая художественная культура, иллюстрированное приложение, Гоголев К.Н., М., Издательский центр, 1997 г.

Энциклопедия для детей «Искусство», главный редактор М. Аксенова, М., Аванта+, 1997 г.

II. Проверка домашнего задания:

1. Саркофаг – это

^ 2. Историческая разминка: (показ на рисунках выставки)

Что называется храмом?

Кого называли жрецами?

Как называли самого главного бога египтян?

Назовите имя бога тьмы?

Кого египтяне изображали в виде человека с головой змеи?

Как египтяне представляли богиню Нут?

Какой бог пользовался особым уважением у египтян? Почему?

Как звали богиню покровительницу женщин и красоты?

Кто из богов стал царем и судьей в «стране мертвых»?

Как звали бога «царства мертвых»? Как его изображали?

Что называется саркофагом?

3.Опрос учащихся (полные ответы):

Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

Почему в Египте фараона обожествляли?

Что называется религией?

А) вера в сверхъестественные существа, духов, богов

Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока «Искусство Древнего Египта». На уроке мы должны познакомиться с древнеегипетской культурой: архитектурой, скульптурой и живописью. А также закрепить ранее полученные знания.

Сфинкс – фантастическое существо с телом льва и головой человека ли барана;

Обелиски – каменные столбы, сужающиеся к верху;

Колонны – высокий столб, обычно служащий опорой в здании.

Вопросы к тексту, показ презентации.

Храм – это одно здание или целый комплекс построек?

С чего начинался храм? (аллея сфинксов)

Перед воротами, какие находились сооружения? (обелиски)

За воротами что можно было увидеть? (двор с колоннами)

Что находилось за главным залом? (статуя бога)

Что интересного сегодня вы узнали на уроке?

Что называется пирамидой?

Что такое сфинкс?

О какой пирамиде мы сегодня узнали?

Что называется храмом?

Какие правила должны были соблюдать египетские скульпторы, делая статую фараона.

Какие правила должны были соблюдать египетские художники, изображая людей?

Давайте, объясним пословицу, которая стала эпиграфом нашего урока.

План-конспект урока по теме «Искусство Древнего Египта». Материал включает три приложения.

Предварительный просмотр:

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

  • познакомить обучающихся с культурой Древнего Египта, показать ее своеобразие;
  • продолжить формирование умений работы в группах;
  • способствовать воспитанию чувства прекрасного, бережного отношения к памятникам истории.

Тип урока: комбинированный.

  • Атлас с контурными картами по истории древнего мира;
  • Настенная карта «Древний Египет»;
  • Презентация «Искусство Древнего Египта»;
  • Раздаточный материал (карточки с текстами для самостоятельной работы; тесты);
  • История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — М. ;Просвещение. — 2010.

II. ИСТОРИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА ( повторение – 5 минут ) :

  • работа с датами (> 2млн.лет назад; ок.40 тыс. лет назад; ок.10 тыс. лет назад; ок. 5000 лет назад; ок.9000 лет назад; 3000 г. до н.э.; 1500 г. до н.э.);
  • работа с терминами и понятиями (религия; фараон; вельможа; государство; налоги; рельеф; папирус; храм; жрецы; жертвы;);
  • покажите на карте местоположение Древнего Египта.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО ПЛАНУ:

А. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ПО ПЛАНУ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ. ( 10 минут)

Б. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГРУППАХ

(РКМЧП: «ЗИГЗАГ»). ( 14 минут )

А. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ПО ПЛАНУ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ.

Древний Египет по праву считают колыбелью человечества. Древний Египет также можно считать колыбелью культуры человечества. Искусство Древнего Египта представлено главным образом скульптурой, архитектурными сооружениями, фресковой росписью. Вспомните, что такое скульптура? ( искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных) ( Слайды №2, №3, №4 – «СКУЛЬПТУРА» )

В гробницах и храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира. Создавая каменные статуи, скульптор соблюдал особые правила: фараоны и вельможи могли изображаться либо стоя, где одна нога выступала вперед (как бы идет), либо сидя: ноги сомкнуты, руки или на коленях или одна на груди, другая на коленях, всегда совершенно неподвижны, они точно застыли в торжественной важности. Их помещали вплотную к стенам в залах храмов или в гробницах. Скульптор должен был подчеркнуть высокое положение этих людей, а усопших фараонов представляли со скрещенными на груди руками, где в одной был жезл, а в другой плеть символы власти. Фигуры богов всегда были огромного роста. Фигура фараона была меньше фигуры бога, но значительно больше вельмож и простых людей. Статуя должна была быть похожа на покойного, чтобы душа ее «узнала» и вселилась в нее. Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству. Египетские статуи раскрашивались : мужские тела в красно-коричневый цвет, женские в желтовато-розовый, волосы черные, одежда белая, глаза инкрустированы драгоценными камнями.

Статуэтки же слуг и рабов, наоборот, полны движения, жизни. Они изображают работающих людей, и скульптор, передавая образ занятого трудом человека, подчеркивал позы и жесты, характерные для каждого вида работы.

Фигуры богов всегда были огромного роста. Фигура фараона была меньше фигуры бога, но значительно больше вельмож и простых людей. Статуя должна была быть похожа на покойного, чтобы душа ее «узнала» и вселилась в нее. Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству.

В Древнем Египте также получил распространение такой вид искусства, как живопись. Мы уже знаем, что фараоны, вельможи приказывали расписывать свои гробницы.

Вспомните, почему расписывались гробницы? (египтяне верили, в жизнь после смерти, в то, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить).

Какие сюжеты рисовали на стенах? –( сцены из военных походов, важные события, охоту, праздники, природу и т. д. )

( Слайды №4, №5 – «Живопись» ) Художники Египта тоже придерживались определенных правил, изображая фараона, вельможу или простых людей. Верхняя часть тела–плечи, руки выглядит так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги будто мы смотрим сбоку. Голова тоже повернута к нам боком, но глаз нарисован так, словно мы глядим человеку прямо в лицо. Нарушать эти правила было запрещено.

3. ЛИТЕРАТУРА. ( Слайд №6 )

4.МУЗЫКА. (Слайд №7 )

Вспомните, что такое архитектура? (Архитектура – это искусство проектировать, строить здания и сооружения). Мы знакомы с жилищем египтян. Какой материал использовался при строительстве? (тростник, глину, камень)

Почему египтяне не строили деревянных домов? (в Египте не росли деревья, древесина дорого стоила)

Как вы думаете, какие архитектурные сооружения сохранились до наших дней? Почему? ( храмы, пирамиды; они строились из камня )

Что такое храмы? (жилища богов)

(Слайды № 8 – №12 – «Архитектура» )

Б. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГРУППАХ

Обучающимся раздаются карточки с текстом (по партам, по очереди -1, 2, 3; -1, 2, 3; -1, 2, 3;) ( Приложение № 2). На каждой карточке указан номер (1, 2 или 3). Затем учитель предлагает всем детям, получившим карточку с №1, пересесть на 1 ряд для совместной работе в большой группе, с №2 – на второй ряд, с №3 — на третий ряд. Задания для всех трех групп: разделите страницу в тетради на три колонки, обозначив их соответственно – №1, №2, №3. Каждый ученик должен самостоятельно прочитать текст. Затем совместно определяют главную мысль текста, обсуждают и записывают в «свою» колонку ключевые слова.

Итогом работы в большой группе должно быть совместное составление 2 вопросов по тексту, причем вопросы должны быть короткие и емкие, записаны в тетради каждым ребенком. После этого школьники садятся на свои места, образуя малые группы (но теперь в каждой малой группе есть №1, №2, №3).

Организация работы в малых группах. Каждый обучающийся должен рассказать двум другим одноклассникам свой отрывок, выделяя главное. Затем задать 2 вопроса (составленных совместно в больших группах), чтобы проверить усвоенное. Работу начинают обучающиеся, у которых текст с №1, затем обучающиеся с текстом №2, и завершают обучающиеся с текстом №3.

Работа в больших (6 минут) и малых (8 минут) группах регламентирована. Четко обозначена продолжительность рабочего времени. После завершения работы в малых группах обучающиеся поворачиваются к учителю, который задает всему классу контрольные вопросы. Причем должно соблюдаться условие: можно отвечать только на те вопросы, которые не относятся к его карточке.

IV. КОРРЕКТИРОВКА ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ВО ВРЕМЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППАХ. (6 минут ).

Контрольные вопросы учителя:

  1. Покажите на карте место нахождения пирамид, назовите самую высокую (На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды (рядом с современной столицей Египта Каиром), самая высокая – пирамида Хеопса ).
  2. Каков приблизительный возраст пирамиды Хеопса? (около 4600 лет)
  3. Как откалывали огромные каменные глыбы от скалы? ( Чтобы отколоть огромные каменные глыбы от скалы, в ней делали отверстия на одной линии. Потом в эти отверстия забивали деревянные колышки и поливали их водой. Колышки разбухали и камень давал прямую трещину. Трещину увеличивали с помощью медного резца и каменного молота до тех пор, пока от горной породы не отделялся блок правильной прямоугольной формы ).
  4. Кто трудился на строительстве пирамид? ( На строительстве пирамид постоянно трудилось множество земледельцев, ремесленников и рабов.)
  5. Назовите особенности устройства египетского храма. (Храм состоял из святилища, центральной площади; к храму вела аллея сфинксов; храмы украшали величественными колоннами).
  6. Какие чувства испытывали египтяне, попав в храм? Почему? ( Попав в храм, египтяне чувствовали себя маленькими и жалкими. Все вокруг поражало их воображение: величина храма, изображения богов и фараонов на колоннах и стенах. Так средствами искусства фараоны укрепляли свою власть.)

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА И ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. ( 9 минут )

Решение теста по теме «Религия. Искусство Древнего Египта» по вариантам.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 11, по контурной карте – задание №5.

Приложение № 1 – Презентация «Искусство Древнего Египта»;

Приложение № 2 – Тексты для самостоятельной работы в группах;

Приложение № 3 – Тест по теме «Религия. Искусство Древнего Египта» (вариант № 1, № 2 ).

История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — М. ;Просвещение. — 2010.

  1. История Древнего мира. 5 кл: Поурочные планы по учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой/ Авт. сост. Л. Л. Кочергина. — Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Петрович В. Г. , Петрович Н. М. Уроки истории. 5 класс. — М. : ТЦ Сфера, 2012.
  3. Северина О. А. История Древнего мира. 5 класс. Поурочные планы. Ч. 1. — Волгоград, 2012.
  4. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира, А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М., Экзамен, 2010.
  5. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А,А,Вигасина и др. /Ю.И.Максимов. – М,: Экзамен, 2013.
  1. Истоки цивилизации. _ М,: ОЛМА Медиа Групп, 2009. –

( Энциклопедия всемирной истории)

  1. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М. : Аванта+, 1998.
  2. Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история./ Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М. : Аванта+, 1993.

Приложение №1 (презентация «Искусство Древнего Египта»).

№ 1. Первое из чудес света. На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды (рядом с современной столицей Египта Каиром). Это огромные гробницы фараонов. Место возведения пирамид египтяне называли «Царством мертвых» или «Долиной смерти». Она располагалась на западе, там, где заходит солнце. Самая большая пирамида — пирамида фараона Хеопса, высотой около 147 м. Это высота дома в 50 этажей. Чтобы обойти ее кругом, нужно прошагать целый километр. Пирамида фараона Хеопса была построена около 2600 года до н. э Сложена она из двух миллионов трехсот тысяч каменных блоков (2 300 000). Каждый блок весил почти две с половиной тонны . Пирамиды охраняет Большой сфинкс, высеченный из целой скалы. Сфинкс — гигантская фигура с телом льва и головой человека в уборе фараона. Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света, и первое из них — египетские пирамиды. Многие путешественники стремились повидать их. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда еще не было даже железных орудий труда.

№ 2. Строительство пирамид. Чтобы отколоть огромные каменные глыбы от скалы, в ней делали отверстия на одной линии. Потом в эти отверстия забивали деревянные колышки и поливали их водой. Колышки разбухали и камень давал прямую трещину. Трещину увеличивали с помощью медного резца и каменного молота до тех пор, пока от горной породы не отделялся блок правильной прямоугольной формы. Каменные блоки на деревянных полозьях стаскивали к реке. Здесь их грузили на большие лодки для переправы к месту строительства. Камни тщательно шлифовали песком, чтобы поверхность была гладкая и ровная. Оставалось поднять их на высоту. Для этого сооружали насыпь и по ней тащили наверх глыбы весом в несколько тонн. Блоки укладывали один на другой так плотно, что между ними не просунуть даже иголку.

На строительстве пирамид постоянно трудилось множество земледельцев, ремесленников и рабов. Но особенно много людей требовалось для того, чтобы тащить тяжелые камни. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Народ изнемогал от непосильного труда и тех лишений, на которые обрекали его фараоны — владыки Египта.

№ 3. Храмы — жилища богов.

Основным строительным материалом храмов был камень. Нередко вдоль дороги к храму, словно, стражи стоят сфинксы. Сфинкс — скульптуры с телом льва и головой человека или барана. Перед входом стояли два обелиска – каменные «иглы фараонов», на которых начертаны священные письмена. По обе стороны от ворот — фигуры фараона, восседающего на троне. Нередко владыку Египта изображали в виде бога. За воротами располагался широкий двор, окруженный колоннами – это центр храма. В глубине храма находилось скрытое и таинственное помещение – это святилище. В святилище могли войти только жрецы и фараоны.

Древние египтяне считали храм местом земного пребывания бога. Здесь приносили жертвы богам, жрецы совершали обряды. Попав в храм, египтяне чувствовали себя маленькими и жалкими. Всё вокруг поражало их воображение: величина храма, изображения богов и фараонов на колоннах и стенах. Так средствами искусства фараоны укрепляли свою власть.

Тест. Религия. Искусство Древнего Египта Вариант 1.

1.Египтяне поклонялись 1)одному богу; 2)многим богам; 3)двум богам.

2.Египетские мастера, создавая скульптурные и живописные изображения людей, следовали строгим правилам. Например, фараон изображали обычно выше вельмож, а вельможи, в свою очередь, превосходят в росте простых египтян. Следовательно,

1) художники и скульпторы Древнего Египта ещё не умели правильно изображать людей;

2) египетские мастера не придавали значения портретному сходству;

3) египетские мастера хотели подчеркнуть могущество фараона, силу вельмож, подчинённое положение простых людей.

3.Установите соответствие между именами, названием и их значениями. Запишите выбранные цифры соответствующие буквам.

План-конспект урока в 5 классе

Тема: Искусство Древнего Египта

Планируемые результаты обучения

Предметные: Научиться описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского ис­кусства; применять поня­тийный аппарат истори­ческого знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и культуры египтян

Коммуникативные: владеть навы­ками монологической и диалогиче­ской речи; точно и грамотно выра­жать свои мысли.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; гото­вить тематические сообщения и про­екты, используя дополнительные источники информации

Личностные УУД: Формирование навыков анализа, сопоставления; освоение гумани­стических тради­ций и ценностей египетского об­щества

Характеристика основных видов деятельности

Искать в Интернете информацию о находках археологов в гробницах древ­неегипетских фараонов.

Подготавливать презентации по самостоятельно выбран­ной теме (совместно с родителями).

Рассказывать о внутреннем устрой­стве пирамиды

Учебно –методические материалы: презентация, видеоурок по теме, карта


Статьи по теме