Конспект Урока Катаев Цветик Семицветик

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Конспект Урока Катаев Цветик Семицветик. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Конспект Урока Катаев Цветик Семицветик.rar
Закачек 746
Средняя скорость 3164 Kb/s

Конспект Урока Катаев Цветик Семицветик

Тема урока В.П. Катаева «Цветик-семицветик»
Задачи урока .

 Уметь выделять основную мысль, обобщать прочитанное, вести диалог.
 Развивать мышление.

 Воспитывать вдумчивого, внимательного читателя.
 Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания.
 Прививать интерес к чтению, к книге.
Цель урока .
 Ознакомление с творчеством В.П.Катаева через изучение произведения «Цветик — семицветик», .

Оборудование.
 Книга «Цветик-семицветик» В.Катаева
 Мультимедийные слайды
 На доске запись пословицы «Жизнь дана на добрые дела»
 Лепесточки цветка для работы в парах, таблица.
Ход урока
I. Организационный момент.

Ребята, возьмитесь за руки, постарайтесь почувствовать тепло ладошек,
улыбнитесь друг другу.
Улыбка располагает к приятному общению.
Я желаю вам интересной, увлекательной и продуктивной работы на уроке.

Создание эмоционального настроя.
На доске таблица : Рядом с таблицей – портрет ученика.
внимательный
аккуратный
самостоятельный
любознательный
активный
рассеянный
веселый
модный
рассудительный

Учитель: Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями?
Ответы учащихся.
Учитель: Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Расшифруйте текст.
ЧСМИАПСКАЗКАБПОЛДКАТАЕВЙЦУКЦВЕТИКГШЩЗХСЕМИЦВЕТИКЫФЦЙ

Учитель: Что это за слова?
Дети: Катаев. Сказка: “Цветик-семицветик”.

Учитель: Вы правы, это тема нашего урока. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Для этого дополните предложение. Ознакомление с творчеством —– , работа над —-– сказки —– умение делать —– , чему—– ——.

Дети: Познакомиться с творчеством В.П.Катаева, работать над содержанием сказки “Цветик – семицветик” и сделать вывод, чему учит сказка.
III. Работа по теме урока.
1. Беседа об авторе. (слайды)
Учитель: Ребята, я хочу поздравить вас с праздником. Ведь любая встреча с книгой – это праздник и праздник вдвойне, если это сказка. Посмотрите на доску. Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и взрослых – В.П.Катаев. Родился писатель в городе Одессе, в семье учителя математики. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть “Сын полка”. Вы прочтете ее, когда подрастете. А вот для вас есть сказка: “Цветик-семицветик”. Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже почти 71 год. По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам.

– А понравится ли она вам? Это мы выясним в конце урока.
– Перед вами книжная выставка. Все книги: “Цветик-семицветик”, только они изданы в разное время и рисунки в них сделаны разными художниками.

( Семицветик – у цветка 7 лепестков и все они разного цвета).

3.Мозговой штурм.
— А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?
Составление кластера

исцеление больного мальчика
волшебница
волшебный цветок
приключения
чудеса

3. Словарная работа.

(Для работы используются карточки со словами и выражениями).

а) Объясните значение выражений:
– по сторонам зевать;
– галдели, как попугаи;
– взяла досада.
б) Подбери близкие по смыслу слова:

Растяпа – …., велеть – …, превосходный – …, симпатичный – …, уродливый – …, отнять – …, смирные – ….

в) Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова: мечта и желание ?
Работа над близкими по значению словами мечта и желание.( составление кластера)

Мечта – нечто созданное воображением, мысленно представленное. Мечта– игра ума, когда человек представляет себе что-то приятное, но оно не существует.
Желание- влечение, стремление к осуществлению чего –нибудь, обладанию чем-нибудь .
Учитель: Анализируя сказку, каждый должен сделать вывод для себя о своих желаниях?
4. Работа по содержанию сказки.

а). Пересказ начала сказки (до встречи со старушкой).

б).Сцена встречи девочки и старушки. Чтение диалога.
Учитель: Что сказала волшебница по секрету Жене?

Дети: Женя получила цветок и узнала, как им пользоваться.

Учитель: Женя получила цветок. Лепестки у цветка были в определенном порядке. Проверим вашу память. Работа в парах. На столе имеются лепестки Задание: расположить лепестки так, чтобы получился цветик-семицветик.

Учитель: Цветик готов, а как пользоваться этим волшебным предметом?
Дети: Отрывать лепесток и произносить волшебные слова.
Учащиеся разучивают эти волшебные слова.
Учитель: А теперь вместе с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу. (Карточки с таблицей даётся каждому ученику).

Лепесток желание чувство разумное или нет

– На что был потрачен первый лепесток?
Дети: Чтобы проверку действия волшебного цветка, на желание вернуться домой.
Учитель: Какая неприятность случилась с Женей?
Дети: Девочка разбила мамину любимую вазу.
Учитель: На что потратила девочка второй лепесток и почему?
Дети: Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь.
Учитель: Следующий эпизод сказки хочется пояснить. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. Ученый Папанин и его товарищи – ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.
– Что почувствовала девочка, когда ее в игру не приняли, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка?
Дети: Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.
Учитель: Знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там, что ей грозило?
Дети: Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летней одежде при сильном морозе, да еще и рядом с огромными белыми медведями. Девочка могла замерзнуть или ее бы съели белые медведи.

Учитель: Разумным ли было желание девочки оказаться на Северном полюсе?
Дети: Это было глупое желание. Женя могла погибнуть.
5. Физминутка.
Учитель: Закроем глаза и мысленно окажемся на Северном полюсе. Здесь много снега, кругом сугробы, а снег все идет и идет. Вы снежинки и под веселую музыку исполняете танец снежинок.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Вот подул вдруг ветерок,
Закружился снежок,
Пляшут все снежинки,
Белые пушинки.
6. Продолжение работы по содержанию текста.
Учитель: На что был потрачен четвертый лепесток? Разумным ли является желание?
Дети: На то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание очень разумное, так как оно спасает Женю.
Учитель: Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру?

Дети: Девочки играли с разными игрушками, а у Жени в тот момент не было совсем.

Учитель: Что почувствовала Женя, когда ее не взяли в игру?

Дети: Женя обиделась, даже рассердилась.

Учитель: Какое желание она загадала, чтобы их позлить?

Дети: Она велела лепестку, чтобы все игрушки, какие есть на свете, стали ее.

Учитель: Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось?

Дети: Как только на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки.

Учитель: Разумное ли это желание?

Дети: Желание было глупое, потому что оно было необдуманное.

Учитель: На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это желание?
Дети: Женя испытывала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому она пожелала им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.

Учитель: Рассказать, почему Женя задумалась при виде последнего лепестка.
Ответ детей.
Учитель: О чем пожелала девочка, оторвав последний, седьмой лепесток?

Дети: Мальчик хромой, он не может бегать, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание.

Учитель: Обратимся к заполненной таблице
лепесток желание чувство разумное или нет
желтый вернуться домой радость разумное

Красный склеить вазу облегчения разумное

Синий попасть на полюс страха глупое

Зеленый вернуться с полюса радости разумное

оранжевый иметь все игрушки испуг глупое

фиолетовый отправить игрушки облегчения разумное

голубой вернуть здоровье радость разумное

– Сделаем вывод о желаниях девочки.

Дети: У Жени было пять разумных желания и два глупых.

Учитель: Выясним, почему у Жени появлялись такие глупые желания. А для этого выстраиваем модель – описание.

1. Какая Женя, если она совершает глупые поступки

2. Какая Женя, если она совершает разумные поступки?

Вывод: Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.

Учитель: Чему же учит эта сказка?
Дети высказывают свои суждения. Учитель подводит итог.

Учитель: Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети

IV. Домашнее задание.

-Чтение рассказа выразительное.

Учитель: Зачем нам нужен был этот урок?

За что ты можешь похвалить себя?

За что можно похвалить своих одноклассников?

Чтобы ты пожелал, если бы у тебя был цветик – семицветик?

Учитель: Благодарю вас за урок. Вы – молодцы. Скажите себе: “Я – молодец, я думал, я старался”.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

2 класс. Открытый урок по литературному чтению.

Тема: Валентин Петрович Катаев «Цветик — семицветик».

Цель: Ознакомить со сказкой В.П.Катаева «Цветик — семицветик»; учить находить главную мысль произведения; развивать мышление, умение обобщать, делать выводы; воспитывать милосердное отношение к людям с ограниченными возможностями, старикам. Формировать умение анализировать произведение.

1. Обучающая: познакомить учащихся с творчеством писателя В.П. Катаева, со сказкой этого писателя «Цветик-семицветик»; формировать способность у учащихся к полноценному восприятию литературного текста; обучать анализу художественного произведения; эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, поставленную текстом: обсуждение нравственной проблемы; перечитывание разных фрагментов текста с целью выявить развитие сюжета; продолжать работу над формированием навыка правильного сознательного чтения целыми словами.

2. Развивающая: способствовать развитию речевой культуры учащихся: развитию связной речи учащихся; выразительному чтению; работать над уточнением значения слов и выражений.

3. Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся; эмоционально-ценному отношению к действительности; воспитанию устойчивого желания и стремления читать доступную возрасту литературу.

Оборудование: презентация « Цветик – семицветик», выставка книг

В. Катаева, учебная хрестоматия «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, текст произведения «Цветик-семицветик», материал для рефлексии.

Вы скакали, словно мячики,
Мои девочки и мальчики,
А сейчас звонок звенит,
Успокоиться велит,
Приготовить книги, ручки
Для урока «почемучки»!

Работа над пословицей

Спешите делать добро.

С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Почему?

Что может изменить плохое настроение?

— Ребята, как вы думаете, почему в самом начале урока мы объяснили

смысл именно этой пословицы?

— Ребята, посмотрите на экран. Какие цветы красивые! Для чего нужны человеку цветы? ( Они приносят нам радость). Сегодня мы продолжим работу над сказкой о цветке необыкновенном, он не только красивый, но и волшебный. Эту сказку написал 73 года назад Валентин Катаев. Называется она «Цветик-семицветик».

— Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев? Чему учит сказка? На этот вопрос вы мне ответите в конце нашего урока. А сейчас в путь. Вы готовы?

Валентин Петрович Катаев родился в городе Одессе, в семье учителя Петра Васильевича Катаева. Его отец был очень образованным человеком учился на историко-филологическом факультете в Новороссийском университете, который окончил с серебряной медалью.

Мать, Евгения Ивановна Катаева, была дочерью генерал-майора. Она обладала незаурядными музыкальными способностями.

Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Так как отец был преподавателем, в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека. В семье Катаевых хорошо знали и высоко ценили классическую литературу XIX века. И конечно большой багаж знаний, который был у отца, постепенно передавался детям.

Валентин Катаев автор сказок:

«Дудочка и кувшинчик» (1940),

«Цветик — семицветик» (1940),

Чтение 1 части текста. Стр. 94 – 96

Случайно ли у цветка семь цветков?

а. Что случилось с девочкой Женей, когда мама послала её в булочную за баранками, и почему это произошло? ( Жене не хотелось идти в магазин; она не запомнила дорогу домой и заблудилась.)

б. Найдите строчку подходящую к данному слайду

в. Кто и как ей помог? Найди строчки из текста.

г. Какие волшебные слова нужно было произнести, чтобы исполнилось желание?

1. Обсуждение, анализ содержания сказки .

А сегодня на уроке мы продолжим работу с его произведением «Цветик — семицветик», написанным в жанре литературной сказки. С полным текстом этой сказки вы познакомились летом. А сегодня мы вспомним и проанализируем события в произведении, поступки героев, отношения между героями.

А теперь подумайте, почему писатель назвал « Цветик — семицветик» сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

( « Цветик — семицветик» назван сказкой потому, что в ней действует волшебница, которая ниоткуда появляется и неизвестно куда пропадает. В сказке есть волшебный цветок, исполняющий все желания, есть невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика.)

В тексте встретятся слова, значение которых вам не совсем понятно:

Черепки — обломок , осколок какого-нибудь битого глиняного, изделия ; от горшка одни остались черепки.

одна-одинёшенька — нет друзей

тяпа-растяпа — рассеянный человек,

Чтение 2 части текста подготовленными учениками.

Подберите строки из сказки к каждому слайду.

а)( Слайд 6 ) Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома. А в руках – связка баранок!

б) О чём подумала Женя глядя на цветок?

(Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку)

в) Чем закончилась эта идея? Почему?

И снова полетел лепесток!

Нравится ли тебе, как Женя тратит лепестки?

Можно ли было в этих случаях обойтись без помощи волшебства?

Физминутка Лети, лети лепесток….

Чтение 3 части текста по «цепочке»

Следующий эпизод сказки требует пояснений. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. ( Папанин и его товарищи- учёные- полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные явления, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью.) Они, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчики не приняли Женю в игру.

Как вы думаете, нравится ли автору, как Женя тратит лепестки? Почему?

6. Чтение учителем 4 части текста.

Ответьте на вопросы по тексту.

а) Что почувствовала девочка, когда её не приняли в игру, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка? (Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.)

б) Знала ли она что – либо о полюсе и с чем столкнулась там? Что ей грозило? ( Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летнем платье, сандаликах при шестидесятиградусном морозе, да ещё в обществе огромных белых медведей. Она могла замерзнуть или быть съеденной медведями.)

в) Что сказала девочка в ответ на неприветливые слова мальчиков?

г ) Разумным ли было желание Жени оказаться на Северном полюсе? Что она сделала, чтобы вернуться домой? ( Это глупое желание. Девочка погибла бы, поэтому четвертый лепесток она потратила на то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание было очень разумным.)

И снова полетел лепесток!

г ) Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру? ( Они играли с разными игрушками, а у Жени их в тот момент не было.)

д) Что почувствовала Женя, когда девочки не взяли её в игру? Какое желание она загадала, чтобы позлить их? ( Женя обиделась, рассердилась и решила показать девочкам, что у неё во много раз больше игрушек, чем у их.)

е) Что почувствовала девочка, когда её желание иметь все игрушки мира осуществилось? Разумно ли это было и почему?

( Когда на неё свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки. Желание это было глупое, потому что оно было необдуманным.)

ж) На что она потратила шестой лепесток? Разумно ли было это желание? ( Женя испытала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому и пожелала она им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.)

7. Чтение текста 5 части учащимися.

а) Кого встретила девочка на бульваре? Что она предложила мальчику и о чём пожелала, оторвав свой последний, седьмой лепесток? ( Мальчик не может бегать, потому что он хромой, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание.)

8. Подведение итога урока:

— Вернёмся к вопросу, поставленному в самом начале урока:

а) Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев? Чему учит сказка?

— Эта добрая сказка Катаева учит нас: когда у тебя появляются желания, сначала подумай, нужно ли то, что ты вдруг пожелал, не принесёт ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство твоим родителям, товарищам, просто людям. Сказка учит, что надо не просить выполнять твои желания, а стараться больше знать и просить только очень нужное, полезное, возможное. А главное, надо стараться самому, своими усилиями и трудом осуществлять свои желания, причем так, чтобы это не мешало другим людям, никого не обижало, не огорчало. И совсем необязательно иметь лепестки цветика — семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.

б) « Волшебный цветок» Работа в паре.

Представим, что у вас появилась возможность сделать волшебный цветок, но не такой который достался Жене, а с пожеланиями всем людям нас окружающим. Возьмите приготовленные вами на уроке технологии цветы, обсудите с соседом по парте и напишите на каждом лепестке своё пожелание.

Итог урока. Выставление оценок.

Д/З 1. Составить рассказ о Жене.

2. Пересказать любую часть по выбору.

Вы хорошо, ребята, поработали. Молодцы! Оценивая поступки Жени, наверняка, для себя сделали выводы о хороших поступках. Наш урок я хотела бы закончить словами:

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

-Зачем нам нужен был этот урок?

— За что ты можешь похвалить одноклассников? Себя?

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Открытый урок Катаев Цветик семицветик.docx

Тема: Раскрытие мира человеческих ценностей на примере произведения В.Катаева «Цветик-семицветик».

Цель: В процессе чтения и анализа с учащимися сказки «Цветик-семицветик» привести их к пониманию вечных ценностей жизни, научить их ценить простые человеческие радости.

1. Обучающие. Формировать умение работать с текстом произведения. Учить сравнивать и анализировать произведение. Продолжать учить детей понимать жанровые особенности сказки, отличие её от рассказа. Формирование умения устного словесного рисования и пересказа произведения. Учить детей понимать особенности характера главного героя. Учить работать в группе.

2. Развивающие. Способствовать развитию речевой культуры учащихся: развитию связной речи учащихся; выразительному чтению; работать над уточнением значения слов и выражений. Развивать навыки пересказа литературного текста.

3. Воспитывающие. Воспитывать чувство любви, сочувствия, сопереживания, доброты, сострадания к людям, желание помочь больному человеку, чувство дружбы и взаимовыручки, милосердное отношение к людям с ограниченными способностями, старикам.

Оборудование: портрет В.П.Катаева, интерактивная доска, слайдовый материал с заданиями, фонограммы песен «Цветик-семицветик», «Дорогою добра», тестовики, сигнальные карточки, смайлики, лепестки, рисунки «Цветика-семицветика», чёрные фломастеры.

Для учащихся : учебник, цветные карандаши.

Предварительная работа: знакомство с жизнью и творчеством В.П.Катаева, чтение произведения В.Катаева «Цветик-семицветик», просмотр мультфильма.

Организовать учащихся на учебную деятельность.

— Ребята, сегодня на уроке литературного чтения у нас гости. Поздоровайтесь. Садитесь.

— Ребята! Вы готовы к уроку? (Да!)

Я на вас надеюсь, друзья!

Мы хороший дружный класс.

Всё получится у нас!

Гулять сегодня некогда

Мы заняты другим.

Пришли сегодня гости к нам,

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

Мотивация учебной деятельности учащихся

— С помощью смайликов покажите, какое у вас настроение.

— А я вот сегодня видела человека, который был сначала грустный, а потом стал весёлым. Рассказать, почему?
Рассказ учителя .
Мальчик шёл быстро, торопился. «Наверное, проспал и опаздывает на урок, » – подумала я. И вот он уже возле светофора, горит зелёный свет, нужно переходить… А тут:
— Помогите, пожалуйста, переведите через дорогу!
Все торопятся, проходят мимо. А мальчик не прошёл, перевёл старичка. И появилась на лице улыбка и у старичка, и у мальчика.

— Может быть, после нашей работы на уроке у того, кто пришёл грустный, на лице появится добрая улыбка.

Сообщение темы и цели урока

— Перед вами «бегущая строка». Расшифруйте пословицу.

КЛТ ЖИЗНЬ ПРС ДАНА ХТВ НА ЩВЦ ДОБРЫЕ ПВЙ ДЕЛА

— Эта пословица будет являться эпиграфом, то есть путеводной нитью всего нашего урока.

— Вспомните, с творчеством какого писателя, мы познакомились на прошлом уроке? (Валентина Петровича Катаева)

— Как называется его произведение, которое мы прочитали? («Цветик-семицветик»)

— Это тема нашего урока.

— Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Для этого дополните предложение.

— Над чем будем работать на уроке?

— Чему будем учиться?

— Что необходимо выяснить?

Работать над ___сказки ,

выяснить, чему___ сказка.

(Работать над содержанием сказки «Цветик-семицветик»; уметь делать вывод ; выяснить, чему учит сказка.)

1. Вступительное слово.

— На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством В.П.Катаева.

— Перед вами книжная выставка. Представленные на ней иллюстрации, являются обложками книг В.П.Катаева. Изданы эти книги в разное время и иллюстрированы разными художниками.

Актуализация знаний учащихся.

2. Биографическая тест-викторина.

— Сейчас проведём биографическую тест-викторину, чтобы вспомнить основные моменты из жизни и творчества писателя.

(Объяснить правила работы с тестовиками)

— На листочках, которые лежат перед вами, с помощью цвета вы обозначаете правильный ответ. Если вы согласны с утверждением, то закрашиваете кружочек красным цветом, если не согласны – зелёным.

В.Катаев родился в городе Одесса. (+)

Он учился в гимназии. (+)

У него был младший брат Виталий. (-)

Сначала он писал рассказы, а потом стихи. (-)

Первое стихотворение он написал в 13 лет. (+)

В стихах писал только о море. (-)

Катаев трижды был на войне. (+)

Он работал военным корреспондентом газеты «Правда». (+)

Писал о героизме наших людей. (+)

Потом он писал и басни. (-)

— Оцените свои знания. Сравните свои результаты с ответами на экране. У кого все ответы совпали, покажите мне красную карточку, кто ошибся – зелёную.

2. Работа над жанром.

Беседа с учащимися.

— С какими жанрами детской литературы мы встречаемся на уроках? (рассказ, басня, стихотворение, сказка)

— Чем сказка отличается от других жанров?

— Сказка — один из самых популярных жанров устного народного творчества. В сказке всегда есть положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи. Как нам известно, добро всегда побеждает зло.

— На какие группы по авторам можно разделить все сказки? (авторские и народные)


— Давайте попробуем вспомнить народные сказки. Почему они так называются? Кем писались, сочинялись народные сказки?
(Народные сказки назывались так, потому что сочинял их народ, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение; их пересказывали, эти сказки не имели одного конкретного автора).

— Ребята, давайте вспомним, какими словами чаще всего начинаются и заканчиваются сказки?

— Правильно, ребята! Сказки часто начинаются словами: жили-были…; в некотором царстве, в некотором государстве… Заканчиваются сказки словами: и я там был, мед, пиво пил…; вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

— Все сказки делятся на три большие группы. Давайте назовем их.
( Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки о животных).

— Ребята, как вы думаете. Почему сказки поделили именно на три группы?
(В сказках о животных главными героями являются животные, волшебными называются сказки благодаря необыкновенным чудесам, сказочным предметам, а в бытовых сказках часто рассказывается о житье-бытье простого народа, о их героических или, наоборот, о поступках, в которых высмеиваются такие человеческие пороки, как жадность, глупость и т.д.)

— Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль.

Формирование знаний, умений и навыков

1.Обсуждение, анализ содержания сказки.

— Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с произведением Катаева «Цветик — семицветик», написанным в жанре литературной сказки.

— Подумайте, почему писатель Катаев назвал своё произведение «Цветик-семицветик» сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

волшебница волшебный волшебство чудо-исцеление

цветок больного мальчика

2. Словарная работа.

— В тексте встретились слова, значение которых было вам не совсем понятно:

— Подберите близкие по смыслу слова:

— Объясните значение следующих выражений:

По сторонам зевать, ворон считать – быть невнимательным,

галдели как попугаи – шумели,

взяла досада – огорчилась, расстроилась.

Работа над содержанием

3. Чтение и анализ сказки.

— Открываем учебники на с.147

— Почему сказка называется «Цветик-семицветик»? (С его помощью исполняются все желания)

— Прочитаем начало произведения (1-й абзац читает один ученик).

— Похоже ли оно на сказку? (Начало напоминает рассказ, в повествовании нет ничего выдуманного, много вокруг нас таких девочек, как Женя, которые ходят в магазин за хлебом и не всегда бывают внимательными.)

— Что вы узнали из этого отрывка о девочке Жене? Прочитайте. (Идёт по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает.)

— Продолжаем читать по-цепочке.

— Где становится понятно, что произведение – не рассказ, а сказка? Найдите и прочитайте это место. (Вдруг, откуда ни возьмись – старушка.)

«Откуда ни возьмись» — сказочное выражение. Необычное и загадочное появление старушки: так появляются только волшебницы.

— Почему цветок, который дала Жене старушка, называется «семицветик»? (У него 7 разноцветных лепестков)

— Что напоминает вам этот цветок? (Похож на ромашку. Радугу).

— Кто запомнил, какие волшебные слова надо произнести, чтобы исполнилось загаданное желание? А давайте произнесём их все вместе, повторяя за мной движения.

Лети, лети, лепесток, (плавные движения руками)

Через запад на восток, (показывают правой рукой направления запад – восток)

Через север, через юг, (показывают левой рукой направления север – юг)

Возвращайся, сделав круг. (крутятся)

Лишь коснёшься ты земли (приседают)

Быть по – моему вели! (топают ногой)

4. Выборочное чтение.

— Мы продолжаем работать над содержанием сказки. Вы помните, что каждый из семи лепестков выполнял всего лишь одно желание. Давайте вспомним, на что были потрачены эти лепестки, и все ли желания Жени были разумными.

— На что был потрачен первый лепесток? (Чтобы проверить действие волшебного цветка, на желание вернуться домой.)

— Быстро ли Женя попала домой? Найдите строчки, в которых об этом говорится.

— Разумное ли это было желание?

5. Пересказ отрывка.

— Какая неприятность случилась с Женей дома?

Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!»

Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон — семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и раскололась на мелкие кусочки.

— Ты опять что-то разбила, тяпа! Растяпа! — закричала мама из кухни. — Не мою ли самую любимую вазочку?

— Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! — закричала Женя.

— На что потратила девочка второй лепесток и почему?

(Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь.)

— Было ли это желание разумным? (Да. Женя не хотела огорчать маму)

— Сколько лепестков пришлось потратить Жене, чтобы исполнилось следующее желание? Почему? (Два лепестка: один лепесток нужен был для того, чтобы попасть на Северный полюс. Второй лепесток, чтобы оттуда вернуться домой.)


Статьи по теме