Конспект Урока Мхк Классицизм

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Конспект Урока Мхк Классицизм. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Конспект Урока Мхк Классицизм.rar
Закачек 1765
Средняя скорость 9319 Kb/s

Конспект Урока Мхк Классицизм

Конспект урока по МХК в 9-м классе.

Тема: «Барокко и классицизм в русском искусстве».

Тип урока: «урок творчества»

Цель: познакомить учащихся с особенностями стилей — барокко и классицизма в России;

-сформировать понимание единства конструкции декора архитектурных сооружений в барокко и классицизме;

— познакомить учащихся со знаменитыми мастерами стиля барокко и классицизм;

-развивать умения анализировать произведения архитектуры, применять эти умения на практике в другой области (дизайн костюма);

— воспитывать интерес к русской культуре

Оформление доски: тема урока, фамилии архитекторов барокко: Д. Трезини,

Архитекторы классицизма: В. И.

Баженов, М. Ф Казаков,П Кваренги

А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров

Термины: анфилада— длинный сквозной ряд комнат в общественных зданиях , дворцах.

Пилястра— четырехгранная полуколонна, одной гранью вделанная в стену.

Портик — крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию.

Бельведер — башенка на здании как архитектурное украшение или отдельная постройка на возвышенном месте.

Зрительный ряд: Интерьеры и экстерьер Зимнего дворца, Екатерининского дворца, Е. Е. Лансере «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе.1905г.», Большой дворец в Петергофе, Собор Смольного монастыря В. В. Растрелли; Д. Трезини «Петропавловская крепость; Ю. Фельтен.Ограда Летнего сада; А. Н. Воронихин Казанский собор в Петербурге; А . Захаров «Адмиралтейство». 1806-1823; К Росси .Здание Главного штаба. 1819-1823г., Государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина (Александрийский театр) 1816-1827г., Елагинский дворец 1818-1822, Государственный Русский музей(Михайловский дворец) 1819-1825; А. Кокоринов, Ж.-Б, Вален-Деламот. Академия художеств, Малый Эрмитаж. Ж.- Б. Вален- Деламот.

Повторение и сообщение новых знаний.

Настройка на урок.

В начале урока распределим обязанности:

1 ряд сегодня — «искусствоведы», в конце урока от вас мы ждем «Записки искусствоведа», в которых постарайтесь отобразить все стилевые особенности русского барокко и классицизма.

2 ряд — «модельеры», ваша задача предоставить в конце урока модели платьев в изучаемых стилях.

3 ряд — архитекторы, и как вы уже догадались, проекты барочных или классических зданий — ваша творческая задача.

Сегодня у нас будут выступать гости — «специалисты по данным вопросам (с домашним заданием)»

Итак, начинаем работать.

В какое время, и в каких странах существовал стили барокко и классицизм?

Чем отличаются эти стили?

Прослушаем ребят, подготовивших сообщение по теме.

Выступление учащегося: Возникновение искусства барокко.

После искусства Возрождения искусство 17-18 веков сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах.

Целостное восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии и ясности становится недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художников, этот человек сознает свою зависимость от общественной среды и объективных законов бытия.17-18 вв. характеризуют два стиля — барокко и классицизм. Часто эти стили переплетаются в искусстве одной страны и даже в творчестве одного художника.

Мы уже знакомились с барокко итальянским. (Л.Бернини Ф. Борромини).Барокко- «причудливый, странный».

Характерные особенности стиля барокко:

Усложненность композиции и пространственных построений.

Декорировка архитектурными и скульптурными элементами и цветом.

Использование эффектов светотени

Барокко — это монументальность, изысканная роскошь, парадность. Вместо соразмерных масс и гармоничных композиций ренессанса — нарочитая усложненность, изгибы и изломы форм , насыщенная пластика, придающая архитектуре внешнюю эффектность, пышность.

Скульптура Барокко отличается патетикой жестов, экспрессией ракурсов, сочной пластикой. Живопись-красочностью, декоративностью, эффектами светотени.

Излюбленная форма барокко- овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема, часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями или вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов, смешанные подразделения интерьера не воспринимаются раздельно, границы между ними неуловимы. В барокко пространство динамично и бесконечно, и это подчеркивается эффектами светотени.

Итальянский поэт того времени Д. Мариино писал: «Возбуждать удивление — задача поэта на земле; кто не может поразить, пусть лучше станет конюхом». Вся эстетика барокко основана на пафосе, стремление поразить.

Барокко в архитектуре России.

Выступление ученика с домашним заданием «Творчество В. В. Растрелли».

Стиль барокко очень ясно проявляется в архитектуре России. Творчество В. В. Растрелли полностью протекало в рамках этого стиля. В его Зимнем дворце структурно-тектоническая основа здания подчинена декоративному началу. Стремление создать архитектурно-пластическими средствами впечатление пышности и богатства отвечает назначению постройки .

Великолепен собор Смольного монастыря, оставляющий впечатление праздничности, нарядности, в котором Растрелли использовал наиболее гармоничные пропорции. Впечатление декоративной нарядности усиливает цветовая раскраска построек, в основном бирюзово — белая или красно — белая.

Для барокко характерно создание дворцовых и церковных сооружений. Этот тип построек давал возможность воплотить богатство пластики в интерьерах и экстерьерах, пышность и нарядность.

Великолепные комплексы интерьеров — одно из замечательных достижений барокко. В Большом Царскосельском дворце Растрелли феерическая анфилада зал развертывается как эпизоды блестящего действия. Залы поражают драгоценной отделкой: тончайшая позолоченная резьба и лепнина, янтарь и бронза, сверкающие узоры паркета и многоцветная живопись. Интерьеры барокко переполнены светом, который льется в огромные окна, отражается в зеркалах простенков, в зеркальных пилястрах. Все это как бы уничтожает материальную оболочку стен, создавая иллюзию бесконечности пространства. Архитектурный стиль барокко — это стиль жизни аристократии. Эстетика этого стиля отразилась в многослойных нарядах: бантах, кружевах, украшениях, причудливых прическах, изяществе декоративной отделки мебели инкрустированной бронзой, серебром и перламутром.

Просмотр зрительного ряда

В середине 17-го века во Франции возник новый стиль-классицизм. В основе искусства классицизма лежит иное начало. Прекрасно лишь то, что упорядочено, разумно, гармонично.

Писателей и художников вдохновлял идеал совершенного общественного устройства, основанного на законах разума, образ гармоничного человека, который они искали в Древней Греции и республиканском Риме. Отсюда и обращение в архитектуре к строгости и спокойствию античной ордерной системы. В архитектуру возвращаются простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций.

Примерно с 70-х годов 18в. классицизм стал господствующим архитектурным стилем в России. В пригороде Петербурга возник великолепный дворцово-парковый ансамбль (в Петродворце). В оформлении парков большую роль играли статуи, скульптурные группы, территория парка включала множество бассейнов, фонтанов, каналов.

Стремление к пышности сочеталось с чувством меры. На смену стихийному средневековому городу приходит регулярный, централизованный город.

Античность проступает из глубины веков. Но художники классицизма берут у нее самое ценное для современной эпохи: стройность и строгость композиции, благородство пропорций, ясность основных объемов и планов, ордерную систему.

Архитектура продолжала развиваться в русле к., углубляя все лучшее, что было найдено 18в. Первую треть 19-го века в зодчестве России именуют периодом зрелого («высокого») классицизма, или русским ампиром.

Просмотр репродукций зрительного ряда.

Выполнение задания учащимися по группам.

Выступления групп и анализ выполненных работ.

Домашнее задание выучить стилевые особенности барокко и классицизма

Сценарий урока МХК в 11 классе

учителя музыки и МХК МОУ СОШ № 2 г. ЛОБНИ

Момцелидзе Любови Анатольевны

Тема: «Шедевры классицизма в архитектуре России»

Цель: познакомить учащихся с выдающимися архитектурными сооружениями российского классицизма, показать их красоту и неповторимость.

Воспитание устойчивого интереса к различным направлениям русского искусства.

Изучение творчества знаменитых российских архитекторов, особенностей классицизма в архитектуре Москвы и Санкт Петербурга

Развитие культуры речи и общения, навыков самостоятельной работы с текстом, исследования необходимых материалов в сети Интернет для создания учебных презентаций.

Оборудование: ПК, медиапроектор, учебное электронное пособие « Шедевры архитектуры», учебная презентация по теме урока, распечатанные фрагменты из книги В.Никольского»История русского искусства», из энциклопедий «Искусство» и «Архитектура».

Учитель. Этот вид искусства называют «застывшей музыкой», « каменной летописью мира», великая русская императрица Екатерина II говорила, что это «…какая-то чертовщина, пожирающая уйму денег…это прямо болезнь…»

О чем же сегодня пойдет речь? (об архитектуре)

Действительно, мы обратимся с вами к русской архитектуре второй половины 18- начала 19 веков, когда на смену пышному и богатому барокко пришел классицизм.)

Почему А.С.Пушкин писал, что «перед новою столицей померкла старая Москва»?

Кто из русских и иностранных зодчих создавал « строгий, стройный вид» Петербурга?

Какой вклад внесли В.И.Баженов и М.Ф.Казаков в создании архитектурного облика Москвы?

На эти и другие вопросы мы с вами будем искать ответы в процессе нашего урока.

Актуализация ранее полученных знаний.

Вспомним основные черты стиля классицизм в архитектуре. Для этого из текстов, расположенных у вас на столах, выбираем главную информацию и составляем по ней 3 интересных вопроса. (Самостоятельная работа в тетради, ответы в скобках)

У каждого ряда свой текст и вопросы должны получиться разные.

Примеры возможных вопросов.

Временные рамки классицизма? (17- начало 19 веков)

Поясните название художественного стиля (перевод слова, античные истоки)

Что является основой архитектурного языка классицизма? (Античная ордерная система)

Слайд 3 (схема ордеров)

Дайте определение ордера

Назовите вертикальные и горизонтальные части ордера (Колонна и антаблемент)

Основные ордеры Древней Греции (Дорический, ионический, коринфский)

Приведите примеры западноевропейских архитектурных сооружений в стиле классицизм.

Назовите выдающихся зарубежных архитекторов, представителей классицизма..

Слайд 4 (Стихотворение)

Учитель. Итак, мы вспомнили истоки и особенности стиля, а теперь нам предстоит побывать на небольшой заочной экскурсии по Северной столице России – городу Санкт Петербургу. Помогут нам в этом ребята, которые выступят сегодня в роли гидов. А мы с вами, как настоящие туристы, будем вести «Путевые заметки», в которых кратко отразим заинтересовавшие вас факты о ярких личностях и их шедеврах. В добрый путь!

Во время «экскурсии» группы выполняют свои задания — выписать в творческую тетрадь:

Название и автора шедевра

Интересные факты и цифры

Рассказы «гидов» сопровождаются показом презентации

Иван Егорович Старов

Городская резиденция князя Г.А.Потемкина

Андреян Дмитриевич Захаров

Длина фасада – 406 м, высота 16м

Андрей Никифорович Воронихин

Павел I и его пожелания

Здания Министерств и Главного штаба

Карл Иванович Росси

Ампир (Высокий классицизм)

Василий Иванович Баженов

Отделка рустом, арочная галерея окон, бельведер

Дворцовый ансамбль в Царицыно

Трудная «судьба» шедевра

Примерные вопросы для закрепления

4. Архитектурный облик Москвы

Учитель. В старой столице – Москве – тоже было создано немало истинных шедевров мировой архитектуры. На примере творчества двух замечательных архитекторов, работавших почти одновременно – Василия Баженова и Матвея Казакова — мы с вами познакомимся с принципами классицизма, нашедшими свое отражение в архитектурном облике Москвы.

Вопросы для мини- исследования.

— почему известный русский искусствовед В.Никольский называет В.Баженова – члена Болонской и Флорентийской академий, профессора Римской академии «зодчим…с трагической судьбой?

— Выявите в предложенном вам тексте оригинальные черты зодчества Матвея Казакова. В каких сооружениях они очевидны?

( на столах учащихся фрагменты из книги В Никольского «История русского искусства» )

Дети озвучивают свои ответы.

Учитель. Итак, сегодня мы с вами уже можем ответить на поставленные в начале урока вопросы.

— Прав ли был А.С.Пушкин, когда утверждал о большем расцвете облика Санкт Петербурга в сравнении с Москвой?

-Назовите имена великих русских архитекторов классицистического направления.

— Какие из архитектурных шедевров нашей «экскурсии» призвели на вас большее впечатление?

6. Домашнее задание

Закончим наш урок тем, с чего начали. Если великие люди называют архитектуру «застывшей музыкой», то я вас попрошу дома, воспользовавшись домашней фонотекой либо ресурсами сети Интернет, подобрать на ваш вкус к архитектурным шедеврам российского классицизма созвучные музыкальные произведения.

И последнее. Если вы, когда-нибудь, прогуливаясь по набережным Петербурга и любуясь великими творениями зодчих, вспомните имена, названия, интересные факты, то будем считать наше общение сегодня не напрасным.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Конспект урока по МХК в 9-м классе.

Тема: «Барокко и классицизм в русском искусстве».

Тип урока: «урок творчества»

Цель: познакомить учащихся с особенностями стилей – барокко и классицизма в России;

-сформировать понимание единства конструкции декора архитектурных сооружений в барокко и классицизме;

— познакомить учащихся со знаменитыми мастерами стиля барокко и классицизм;

-развивать умения анализировать произведения архитектуры, применять эти умения на практике в другой области (дизайн костюма);

— воспитывать интерес к русской культуре

Оформление доски: тема урока, фамилии архитекторов барокко: Д. Трезини,

Архитекторы классицизма: В. И.

Баженов, М. Ф Казаков,П Кваренги

А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров

Термины: анфилада— длинный сквозной ряд комнат в общественных зданиях , дворцах.

Пилястра— четырехгранная полуколонна, одной гранью вделанная в стену.

Портик — крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию.

Бельведер – башенка на здании как архитектурное украшение или отдельная постройка на возвышенном месте.

Зрительный ряд: Интерьеры и экстерьер Зимнего дворца, Екатерининского дворца, Е. Е. Лансере «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе.1905г.», Большой дворец в Петергофе, Собор Смольного монастыря В. В. Растрелли; Д. Трезини «Петропавловская крепость; Ю. Фельтен.Ограда Летнего сада; А. Н. Воронихин Казанский собор в Петербурге; А . Захаров «Адмиралтейство». 1806-1823; К Росси .Здание Главного штаба. 1819-1823г., Государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина (Александрийский театр) 1816-1827г., Елагинский дворец 1818-1822, Государственный Русский музей(Михайловский дворец) 1819-1825; А. Кокоринов, Ж.-Б, Вален-Деламот. Академия художеств, Малый Эрмитаж. Ж.- Б. Вален- Деламот.

Повторение и сообщение новых знаний.

В начале урока распределим обязанности:

1 ряд сегодня – «искусствоведы», в конце урока от вас мы ждем «Записки искусствоведа», в которых постарайтесь отобразить все стилевые особенности русского барокко и классицизма.

2 ряд – «модельеры», ваша задача предоставить в конце урока модели платьев в изучаемых стилях.

3 ряд — архитекторы, и как вы уже догадались, проекты барочных или классических зданий – ваша творческая задача.

Сегодня у нас будут выступать гости — «специалисты по данным вопросам (с домашним заданием)»

Итак, начинаем работать.

В какое время, и в каких странах существовал стили барокко и классицизм?

Чем отличаются эти стили?

Прослушаем ребят, подготовивших сообщение по теме.

Выступление учащегося: Возникновение искусства барокко.

После искусства Возрождения искусство 17-18 веков сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах.

Целостное восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии и ясности становится недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художников, этот человек сознает свою зависимость от общественной среды и объективных законов бытия.17-18 вв. характеризуют два стиля – барокко и классицизм. Часто эти стили переплетаются в искусстве одной страны и даже в творчестве одного художника.

Мы уже знакомились с барокко итальянским. (Л.Бернини Ф. Борромини).Барокко- «причудливый, странный».

Характерные особенности стиля барокко:

Усложненность композиции и пространственных построений.

Декорировка архитектурными и скульптурными элементами и цветом.

Использование эффектов светотени

Барокко – это монументальность, изысканная роскошь, парадность. Вместо соразмерных масс и гармоничных композиций ренессанса – нарочитая усложненность, изгибы и изломы форм , насыщенная пластика, придающая архитектуре внешнюю эффектность, пышность.

Скульптура Барокко отличается патетикой жестов, экспрессией ракурсов, сочной пластикой. Живопись-красочностью, декоративностью, эффектами светотени.

Излюбленная форма барокко- овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема, часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями или вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов, смешанные подразделения интерьера не воспринимаются раздельно, границы между ними неуловимы. В барокко пространство динамично и бесконечно, и это подчеркивается эффектами светотени.

Итальянский поэт того времени Д. Мариино писал: «Возбуждать удивление – задача поэта на земле; кто не может поразить, пусть лучше станет конюхом». Вся эстетика барокко основана на пафосе, стремление поразить.

Барокко в архитектуре России.

Выступление ученика с домашним заданием «Творчество В. В. Растрелли».

Стиль барокко очень ясно проявляется в архитектуре России. Творчество В. В. Растрелли полностью протекало в рамках этого стиля. В его Зимнем дворце структурно-тектоническая основа здания подчинена декоративному началу. Стремление создать архитектурно-пластическими средствами впечатление пышности и богатства отвечает назначению постройки .

Великолепен собор Смольного монастыря, оставляющий впечатление праздничности, нарядности, в котором Растрелли использовал наиболее гармоничные пропорции. Впечатление декоративной нарядности усиливает цветовая раскраска построек, в основном бирюзово — белая или красно — белая.

Для барокко характерно создание дворцовых и церковных сооружений. Этот тип построек давал возможность воплотить богатство пластики в интерьерах и экстерьерах, пышность и нарядность.

Великолепные комплексы интерьеров – одно из замечательных достижений барокко. В Большом Царскосельском дворце Растрелли феерическая анфилада зал развертывается как эпизоды блестящего действия. Залы поражают драгоценной отделкой: тончайшая позолоченная резьба и лепнина, янтарь и бронза, сверкающие узоры паркета и многоцветная живопись. Интерьеры барокко переполнены светом, который льется в огромные окна, отражается в зеркалах простенков, в зеркальных пилястрах. Все это как бы уничтожает материальную оболочку стен, создавая иллюзию бесконечности пространства. Архитектурный стиль барокко – это стиль жизни аристократии. Эстетика этого стиля отразилась в многослойных нарядах: бантах, кружевах, украшениях, причудливых прическах, изяществе декоративной отделки мебели инкрустированной бронзой, серебром и перламутром.

Просмотр зрительного ряда

В середине 17-го века во Франции возник новый стиль-классицизм. В основе искусства классицизма лежит иное начало. Прекрасно лишь то, что упорядочено, разумно, гармонично.

Писателей и художников вдохновлял идеал совершенного общественного устройства, основанного на законах разума, образ гармоничного человека, который они искали в Древней Греции и республиканском Риме. Отсюда и обращение в архитектуре к строгости и спокойствию античной ордерной системы. В архитектуру возвращаются простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций.

Примерно с 70-х годов 18в. классицизм стал господствующим архитектурным стилем в России. В пригороде Петербурга возник великолепный дворцово-парковый ансамбль (в Петродворце). В оформлении парков большую роль играли статуи, скульптурные группы, территория парка включала множество бассейнов, фонтанов, каналов.

Стремление к пышности сочеталось с чувством меры. На смену стихийному средневековому городу приходит регулярный, централизованный город.

Античность проступает из глубины веков. Но художники классицизма берут у нее самое ценное для современной эпохи: стройность и строгость композиции, благородство пропорций, ясность основных объемов и планов, ордерную систему.

Архитектура продолжала развиваться в русле к., углубляя все лучшее, что было найдено 18в. Первую треть 19-го века в зодчестве России именуют периодом зрелого («высокого») классицизма, или русским ампиром.

Просмотр репродукций зрительного ряда.

Выполнение задания учащимися по группам.

Выступления групп и анализ выполненных работ.

Домашнее задание выучить стилевые особенности барокко и классицизма


Статьи по теме