Конспект Урока Морфемика и Словообразование 6 Класс

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Конспект Урока Морфемика и Словообразование 6 Класс. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Конспект Урока Морфемика и Словообразование 6 Класс.rar
Закачек 1796
Средняя скорость 8155 Kb/s

Конспект Урока Морфемика и Словообразование 6 Класс

Урок соответствует структуре ФГОС. Предшествует контрольной работе по теме.

Предварительный просмотр:

Учитель: Теплова Г.В.

Тема урока: «Обобщение по теме морфемика, словообразование и орфография»

Тип урока : Урок актуализации знаний и умений

Цель : — Сформировать представление о морфеме как минимально значимой единице языка;

— Закрепить умение производить морфемный и словообразовательный разборы слов;

— Сформировать навыки употребления словообразовательных средств в речи.

Желаю вам работоспособности, хорощих результатов при проверке знаний, чтобы вы могли гордиться собой! (число записано в тетради)

  1. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Произведите морфемный разбор слова ГОРДОСТЬ.

Словообразовательный разбор слова ГОРДЫНЯ

Словарь Ожегова : Гордость – чувство собственного достоинства. Национальная гордость. Гордыня – непомерная гордость. Обуздать гордыню.

— Какие разделы языка мы использовали для выполения заданий, изучили и будем обобщать сегодня?

Сформулируйте и запишите тему тему:

«Обобщение по теме морфемика, словообразование и орфография»

— Какие цели вы ставите перед собой?

2)вспомнить способы словообразования

— А для чего их надо знать?

Знание правил словообразования, умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем помогают избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.

  1. Актуализация опорных знаний.

1.Сейчас мы сыграем с вами в игру “Верно – неверно” . Если вы согласны со сказанным, то хлопайте 1 раз в ладоши, если нет – топайте 2 раза.

  1. Морфема – значимая часть слова. (+)
  2. Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов (-).
  3. Соединительными гласными бывают О – Е (+).
  4. Окончание – главная часть слова (-)
  5. Правописание приставок пре-/при– зависит от лексического значения (+).
  6. Приставка стоит после корня(-).
  7. Этимология рассказывает об истории слова (+)

Вставьте буквы, выделите морфемы, в которых вставили буквы. Сформулируйте правило.

Закат т…жело пылает на кронах д…ревьев. Последний луч… ещё к…сается верхушек, а у п…дножия сосен уже темно. Бе…шумно парят летучие мыши. В зар…слях кто-то шевелится.

– Дайте определение приставки, суффикса, корня, окончания, основы.

– Перечислите известные вам способы образования слов.

IV. Работа над темой урока.

  1. Образуйте слова с данными морфемами. Составьте с ними предложения по рядам

— Какой это вид разбора?

  1. – Что значит «выполнить словообразовательный разбор слов»?

(составить цепочку слов от производного к производящему, определить способ словообразования)

Работа парами.( один ученик работает у доски с обратной стороны) Выполните словообразовательный разбор слов :

– развеселый,
– овражек,
– подсвечник,
– лесовоз

  1. Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания друг у друга, сравнив с верными ответами на доске.

Если 1-2ошибки – 4

Если 3-4 ошибки — 3

4.С разделами “Морфемика” и “Словообразование” тесно связан раздел “Орфография”. А что он изучает?

Пришло время проверить усвоение правил. На доске вы видите 3 столбика слов по одному для каждого ряда. Ваша задача объяснить правописание слов. Выходить к доске вы будете по очереди.

5. Из истории слов

— О чём можно узнать в этимологическом словаре? ( об истории происхождения слова)

— Послушаем сообщения ваших товарищей.

СПАСИБО – это слово получилось из словосочетания спаси Бог ! Это устойчивая форма благодарения. Путём сращения основ и отпадения конечного согласного (произносилось [х]).

Некоторые славянские имена также образованы словосочетанием. Морфологическим сложением образованы имена Ярослав (от ярый – «горячий, яркий»). Иностранные имена тоже нередко строятся на основе словосложения, например, арабское Абдулла означает «раб Бога»

Название городов тоже могут быть сложным словами. Так, сращением образованы названия Новгород, Ленинград, Петербург, Ставрополь. Вторая основа у них – город – по-старославянски, по-немецки и по-гречески.

Сообщение 2.(из упр.203)

  1. Программированное задание. Выберите правильный ответ.
  1. Творческая работа Добавьте в текст сложные слова.

Друг моего друга.

У моего друга есть _______опытный коротко________ный висло____ий пёс. И хотя он и ____корослый, но очень ______душный и само_______ный.

( -стоятель-, -добр-, -люб-,-шёрст, -ухо-, -низ-)

— как схемой оформить применённое правило?

VII. Домашнее задание.

П. 24 Миниатюра «Чем можно гордиться?» (35 – 50 слов)

VIII. Итог урока

По горизонтали: 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

По вертикали: 2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находиться перед корнем и обычно служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

1.Я понял материал и могу объяснить другу.

2.Я понял материал, но объяснить другу затрудняюсь.

3.Мне необходимо ещё поработать над материалом.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 6 классе «Обобщение по теме морфемика, словообразование и орфография» Подготовлен учителем русского языка МБОУ «СОШ с.Максимовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области» Тепловой Г.В.

. Тип урока : Урок рефлексии и коррекции знаний, умений, навыков. Цель : — Сформировать представление о морфеме как минимально значимой единице языка; — Закрепить умение производить морфемный и словообразовательный разборы слов; — Сформировать навыки употребления словообразовательных средств в речи.

Словарь Ожегова : Гордость – чувство собственного достоинства. ( Национальная гордость ) . Гордыня – непомерная гордость. ( Обуздать гордыню ) .

Тема урока Обобщение по теме морфемика, словообразование и орфография .

Какие цели вы ставите перед собой? 1)Повторить морфемы 2)Вспомнить способы словообразования — А для чего их надо знать? Знание правил словообразования, умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем помогают избежать многих ошибок , связанных с грамотностью и культурой речи.

морфемика Образуйте слова с данными морфемами. Составьте с ними предложения по рядам.

словообразование развеселый, овражек, подсвечник, лесовоз . Выполните словообразовательный разбор слов :

Проверь себя Развесёлый – весёлый (+ раз-, приставочный ); Овражек – овраг (+ -ек-, суффиксальный ); Подсвечник – свеча(+под-, -ник-, прист.-суф .) Лесовоз – возить лес (-воз- о-лес-, сложение )

программирование Самопроверка : 0 ош — 5 1-2 ош – «4», 3-4 ош – «3» Ответ: 2,3,1,2,1,3

Творческая работа Добавьте в текст части сложных слов. Друг моего друга. У моего друга есть _______опытный коротко________ный висло____ий пёс. И хотя он и ____корослый, но очень ______душный и само_______ный. ( -стоятель-, -добр-, -люб-,-шёрст, -ухо-, -низ-)

Домашнее задание. П. 24 , миниатюра «Чем надо гордиться?» (35-50слов)

РЕФЛЕКСИЯ 1.Я понял материал и могу объяснить другу. 2.Я понял материал, но объяснить другу затрудняюсь. 3.Мне необходимо ещё поработать над материалом .

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель Новикова Лидия Ивановна

Тема: Повторение по теме «Морфемика и словообразование».

Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Тип: урок с использованием активных форм работ.

Обучающая: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова.

обобщить и углубить полученные знания о словообразовании;

обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость;

выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».

2. Развивающая: развитие орфографической зоркости.

Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.

Методы и формы работы:

Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.

Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение правил, ответы на вопросы.

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ
и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
Константин Георгиевич Паустовский

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит большая и сложная работа

Мы с вами изучили один из разделов русского языка.

Давайте вспомним, как этот раздел называется.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Работа с эпиграфом.

— Давайте прочитаем эпиграф к уроку.

Ответьте мне на вопрос:

-знакомо ли Вам имя автора эпиграфа?

-какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк?

4. Слово учителя.

Словообразование – один из важнейших разделов русского языка, один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.

— Ребята, а что же такое морфема?

Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

по горизонтали: 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

по вертикали: 2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Молодцы, а сейчас мы проведём игру «Угадай словечко».

-На доске «спрятано» слово, догадайтесь какое. Я открою первую букву. Сможете ли вы догадаться, какое это слово? (нет).

( на планшете скрыто слово котята).

-Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам понятнее? (нет).

-Кто может предположить, какая это морфема и какой части речи (или частям речи) она может принадлежать? (окончание существительного или глагола).

— Как вы догадались? Подберите слова с этой же морфемой (рябина, улица, летела, пришла).

— Что можно определить по окончанию, но только если слово дано полностью (род, число, падеж, спряжение).

— Здесь вы видите другие окончания, каким частям речи они принадлежат? Подберите примеры ( -ешь,- ут,- ют, -ая, -ое, — читаешь, пишут, поют, светлая, большое, врач).

— Для чего нужно окончание? (для связи слов в предложении и словосочетании).

— А бывают ли части речи без окончаний? (наречие)

-А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался, какое слово здесь «прячется»?

— Благодаря какой морфеме вы догадались? (корню).

-Какой вывод можно сделать. Что такое корень? (корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всего слова. Без корня слов не бывает).

— Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.

— А что обычно находится после корня? (суффикс)

Для чего он служит? (для образования новых слов)

-Откроем всё слово. Сравните: тигр – тигрята. Что меняется в значении слова и благодаря какой морфеме это происходит?

— ят — обозначает детёнышей животных, птиц.

Как мы называем такой суффикс? (уменьшительно-ласкательный). Подберите примеры с этим суффиксом. (котята, щенята, цыплята, львята, воробьята)

— Какую ещё морфему можно выделить в этом слове? (основу)

-Что такое основа? (всё слово, кроме окончания)

-А бывают ли слова, где часть основы находится после окончания? Приведите примеры (ся, сь). Как мы тогда выделяем основу? (она будет разорванной)

-А какой же морфемы нет в слове? (приставки)

Для чего она служит и где обычно находится? (перед корнем и служит для образования новых слов)

А сейчас ответьте на опросы в карточках.

(Ученики заполняют карточки “Запиши правильный ответ”).

Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________

Какое окончание в слове “договорилась”?

Какой корень в слове “досрочный”?

Какое окончание в слове “видел”?

С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”?

Какой корень в слове “маленький”?

Слово белизна образовано _______________ способом

Каким способом образовано слово “героизм”?

— Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку.

(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2).

– А теперь я даю верные ответы. Проверьте, соответствуют ли ваши оценки. (Учитель читает правильные ответы).

– Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3.

Игра «Составь слово».

— А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

-От глагола полетел взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного лесок суффикс.

— Какое слово получилось? (подарок)

-От глагола побелить взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание. (беленький)

-От глагола пришёл взять приставку,

от глагола улетел взять корень,

от глагола бежит окончание. (прилетит)

6. Способы образования слов.

А теперь, ребята, давайте вспомним способы образования слов.

— Какие вы знаете способы образования слов?

1) 1. приставочный

4. сложение (основ или целых слов)

5. сложение сокращенных основ

6. переход одной части речи в другую

Задание. Определите, как образованы следующие слова.

Вы должны сделать по группам словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются. Задание выполняется микрогруппой (каждая парта – отдельная группа). Можно совещаться, но так, чтобы не мешать своим товарищам. Кто готов, поднимает руку.

— Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное (базовое) слово.

1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)

3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)

4. Бег ← бегать. (бессуффиксный)

5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)

6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)

7. Мороженая рыба > переход

Съел мороженое > в другие части речи.

Подведение итогов словообразовательного разбора.

2) Морфемный и словообразовательный разбор.

7. Словообразование и орфография.

Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе.

— Какие корни с чередующимися гласными мы изучали?

— Когда пишется корень -кос-, -кас-?

— Когда пишется корень -гар-, -гор-?

Давайте вспомним и другие чередования корней, в которых мы допускаем ошибки.

Задание: Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. (Выписать только слова с чередованием в корне).

1. Софья наклонялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.

2. Он знал эту отр…сль производства.

3. Ночь уже л…жилась на горы.

4. Все двери зап…рались на замок.

5. Река протекала в густых зар…слях.

6. Заг…рались и бл…стали стекла, озаренные пожаром.

— Синтаксический разбор 1-го предложения.

2) Гласные в приставках пре- и при-.

— Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-.

Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

Конспект урока

Тема урока: Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании.

Цели урока:

  • Повторить изученный материал в 5 классе о морфемике, морфемах, об их роли в словообразовании и формообразовании.
  • Способствовать развитию мыслительной деятельности, умение работа самостоятельно, делать морфемный разбор.
  • Совершенствование навыков правописания.

Тип урока: повторение.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

3. Проверка домашнего задания.

4. Повторение изученного материала в 5 классе.

ВТ-1

Морфемика – раздел науки о языке, который изучает строение слов.

  1. Какие морфемы вы знаете?

Слова состоят из следующих частей: корней, приставок, суффиксов, окончаний.

ВТ-2

1.Что такое морфема?

Морфе?ма — наименьшая языковая единица, обладающая значением.

2.В чем отличие корня от других морфем?

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Например: лес – лесник – лесничий – лесок – лесочек – лесничество – лесной – лесистый. Является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание).

ВТ- 3.

1. Как называются все морфемы, кроме корня? Служебные.

2.Что такое однокоренные слова? Чем они отличаются от формы слова?

Однокоренные слова — слова с одним и тем же корнем. лес – лесник – лесничий – лесок – лесочек – лесничество – лесной – лесистый.

Форма слова называются все видоизменения одного и того же слова. Например: книга – книгу – книгой.

ВТ- 4.

1.Что такое приставка, суффикс, постфикс?

Префиксы – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Уточняют смысл корня, передают лексическое значение, иногда выражают и грамматическое значение (напр., вид у глаголов). Традиционное название в русском языке — приставки.

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов или форм слова. Например: грузчик, учитель, водный.

Постфикс – это значимая часть слова, которая стоит после суффикса. Сказываться.

2.Что такое основа слова? Виды основ?

Основа — это часть слова без окончания. (поле, полем, полю).

Непроизводная основа состоит только из корня: вода, окно, дым, здесь, очень.

Производная основа – это та основа, в состав которой входят, кроме корня, и словообразовательные аффиксы (суффиксы и префиксы).

ВТ -5.

1.Для чего нужны служебные морфемы?

Служебные морфемы нужны для словообразования и формы образования.

2.В какой части слова заключено лексическое значение?

В основе заключено его лексическое значение.

ВТ -6.

1.Какие части слова выражают грамматическое значение?

2.Почему морфемы можно разделить на словоизменительные (формообразующие) и словообразовательные?

Потому что некоторые морфемы (суффикс, префикс, постфикс) образуют новые слова (рубить – рубка, рожь – ржаной), а суффикс, флексия служат для образования грамматических форм данного слова (чистый — чистейший, красивый — красивее.)

ВТ -7.

1.Какие части речи не имеют окончания? Наречие.

2.Назовите служебные морфемы.

Префикс, суффикс, постфикс, флексия.

Табло учета

ФИО

ВТ

1

2

3

4

5

6

7

7. Самостоятельная работа, выполнение тестового задания.

1. В каком ряду все слова однокоренные?

1. дрожать, продрогнуть, вздрагивать;

2. кусать, закуска, вкусный;

3. воспитать, питание, подписка;

4. утроить, третий, трефовый.

2. В каком ряду во всех словах выделяется нулевое окончание?

1. вбок, вброд, ввысь;

2. вверх, вдаль, взлет;

3. ввоз, вдох, взгляд;

4. вниз, вдоль, взмах.

3. В каком ряду все слова не имеют окончания?

1. крюк, номер, насквозь;

2. мышь, здесь, четверо;

3. издавна, заново, лишь;

4. напрокат, самокат, вдоволь.

4. В каком слове выделяются два окончания?

5. В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются словоизменительными(формообразующими)?

1. наи-меньший, от-плыть, напева-я;

2. сдела-л-а, велич-айш-ий, наи-худший;

3. красив-ее, вынес-л-а, снов-а;

4. пере-пилить, ши-л-и, весел-ей.

6. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?

1. надпись, надуманный, надоедать;

2. надрез, надомница, надувной;

3. надломленный, надкусить, надсечка;

4. надрубка, надрываться, надежность.

7.В каком ряду во всех словах выделяется приставка ис-?

1. искалеченный, исколесить, искрометный;

2. искореженный, искоса, искательница;

3. искривленный, искуситель, исключительный;

4. искупление, исклеванный, ископаемые.

8. В каком ряду во всех словах выделяется окончание -ите?

1. тратите, поднесите, толкните;

2. хотите, красите, согните;

3. строите, караулите, позволите;

4. берегите, подчеркните, соберите.

9.В каком слове есть суффикс -чик-?


Статьи по теме