Конспект Урока по Русской Литературе 7 Класс

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Конспект Урока по Русской Литературе 7 Класс. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Конспект Урока по Русской Литературе 7 Класс.rar
Закачек 3280
Средняя скорость 9655 Kb/s

Конспект Урока по Русской Литературе 7 Класс

Урок литературы посвящён научной деятельности русского учёного и просветителя М.В.Ломоносова. Позволяет учащимся расширить знания о жизни и научной деятельности великого нашего помора.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Заполярного района

«Средняя общеобразовательная школа с.Ома»

«Пётр Великий» русской литературы»

(урок литературы в 7 классе)

учитель русского языка и

«Пётр Великий» русской литературы» (В.Г. Белинский)

  1. Рассказать об основных вехах биографии, научной деятельности русского учёного и просветителя М.В.Ломоносова, расширить знания учащихся о жизни и научной деятельности М.В.Ломоносова.
  2. Рассказать о Ломоносове как реформаторе русского языка, стихосложения. Познакомить с жанром оды.
  3. Помочь понять учащимся и осознать значение научной деятельности М. В. Ломоносова, его вклада в историю России, отечественную науку.
  4. Воспитывать гордость за гениального земляка.

Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, мультимедийная презентация

Cреди славных имён прошлого русской науки есть одно особенно нам близкое и дорогое — имя Михаила Васильевича Ломоносова

И сегодня на уроке литературы мы поговорим о великом учёном М.В. Ломоносове. Познакомимся с его поэтическим наследием. Узнаем, какой вклад внёс наш великий земляк в развитие русского языка и литературы. СЛАЙД Темой урока стали слова известного русского критика Виссариона Григорьевича Белинского, назвавшего Ломоносова «Петром Великим русской литературы» за огромный вклад просветителя и учёного Ломоносова в развитие русской литературы.

Рассказ о Ломоносове мы будем вести, открывая воображаемые страницы.

СТРАНИЦА 1. Некоторые факты биографии М.В.Ломоносова СЛАЙД

-Где и когда родился М.В.Ломоносов? Что вы знаете о его родителях?

— В году 1711 в деревне Денисовка, близ города Холмогоры, что недалеко от Архангельска в семье рыбака-помора Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло. Детство Миши было нелегким. Он рано потерял мать, а после того как в доме появилась мачеха, и совсем стало худо. Уже с 10 лет отец брал его с собой на тяжелый и опасный морской промысел. Суровые условия севера закалили юного Ломоносова, дали толчок для интеллектуального развития.

Вывод делает учитель: Годы, проведённые Ломоносовым в Поморье , сыграли большую роль в формировании его мировоззрения, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление его дальнейшего творчества. Ребята, а какие книги стали «вратами учёности» для Михайло Ломоносова?

Ученики: «Вратами учёности», по собственному выражению Ломоносова, делаются откуда-то добытые им книги: «Грамматика» Мелетия Смотрицкого , «Арифметика» Л. Ф. Магницкого , «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого .

В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал.

Учитель: Сколько было лет Ломоносову, когда он впервые сел за парту единственного высшего учебного заведения России? Как оно называлось? И как удалось Ломоносову, выходцу из низкого сословия, поступить в высшее учебное заведение?

Ученики: Ломоносову было 19 лет. В то время, когда родился М. В. Ломоносов, в Российском государстве существовало всего лишь два высших учебных заведения — Славяно-греко-латинская академия в Москве и Киевская духовная академия. Однако требования высших кругов общества не позволяли людям из низших сословий научиться более существенному, кроме как читать и писать, по традиции крестьянину заниматься науками считалось пустым и ненужным занятием. Поэтому случай Михаила Васильевича Ломоносова можно считать уникальным. Ломоносов выдал себя за сына холмогорского дворянина.

Учитель: С какого времени начинается академическая деятельность М.В.Ломоносова?

Ученики: Закончив обучение в Славяно-греко-латинской академии, Ломоносов был направлен в Санкт — Петербургский академический университет, а затем в числе лучших учеников – в Германию для обучения горному делу. 8 июня 1741 года он прибыл в Петербург и с этого времени начинается его блестящая академическая деятельность.

Да, Ломоносов был способным, талантливым учеником. Философ Христиан Вольф, у которого Ломоносов изучал физику и математику, так аттестовал его: «Молодой человек, с прекрасными способностями. Нисколько не сомневаюсь, что со временем, по возвращении в Отечество, может принести пользу государству».

Учитель: Слова Христиана Вольфа стали поистине пророческими. Сегодня мы можем смело сказать, что имя М.В.Ломоносова занимает особое место в истории российской культуры и науки. Диапазон исследований учёного необычайно широк: химия, физика, навигация, история, право… Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины. Вся его жизнь и деятельность — прекрасный пример преданного служения отечеству.

СТРАНИЦА 2. Поэтическая деятельность Ломоносова. Прославление в одических произведениях русских героев.

Учитель: Огромное значение для России имеет и поэтический дар Ломоносова. Его называют «отцом новой русской литературы» и создателем русского литературного языка. Сегодня на уроке мы рассмотрим только эту грань таланта великого учёного и узнаем, какой вклад внёс Ломоносов в развитие лингвистики и русской литературы. Ломоносов положил начало созданию литературного русского языка, разработал “теорию трёх штилей”, где наметил три оттенка или «штиля» в языке: «высокий» изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды, героические поэмы) , «средний» изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения) и «низкий» допускал изображение обыденной жизни с использованием живой разговорной речи (комедии, басни, сатирические стихотворения).

по русской литературе

«Образ казахского народного героя Махамбета Утемисова – акына и воина – в романе А. Алимжанова «Стрела Махамбета». Историческое и вымышленное в романе.»

Подготовила учитель русского языка

Кузина Людмила Васильевна

Урок литературы в 7 классе

Образ казахского народного героя Махамбета Утемисова – акына и воина – в романе

А. Алимжанова «Стрела Махамбета». Историческое и вымышленное в романе

знакомство учащихся с личностью и творчеством Махамбета Утемисова;

продолжение работы над формированием умения работать с текстом, используя исследовательский метод, сравнительный анализ;

закрепление представления о художественном образе и средствах его создания на примере сцен из романа;

развитие навыков диалогической и монологической речи учащихся;

продолжение работы над воспитанием обучающихся как вдумчивых, внимательных читателей.

Тип урока: объяснение нового материала

Методы: беседа, сравнительно-сопоставительный анализ эпизодов, исследовательский.

Оборудование урока: репродукция картины Кисамединова М. «Махамбет», презентация

Мой друг, его ты должен знать,
Он – воин и поэт.
Свои стихи он мог слагать
В седле – наш Махамбет.
Он перед ханом и муллой
Был горд и не робел.
Не подчинялся силе злой,
В словах, в делах был смел.
Разила острая строка
Всех трусов наповал.
Он сталью звонкого клинка
Народ к свободе звал.

I. Организационная часть. Звучит музыка из кинофильма «Махамбет» в исполнении оркестра Н Тилендиева

II. Вступительное слово учителя. Сегодня мы продолжим разговор о взаимосвязи литературы и истории, познакомимся с новыми интересными произведениями. Но сначала вам нужно будет представить, каким был этот исторический персонаж.

III. Работа творческих групп.

1) Составить словесный портрет по репродукции картины Кисамединова М. «Махамбет».

2) Каким вы видите автора этих строк? (стихотворения Махамбета в переводе

Был я таким
Выше вольного дерева был,
Не достигнув вершин, не сломлюсь,
Для народа спасителем был,
Лишь с достойным врагом я сражусь,
И покоя мой дух не найдет,
Остроглазым я соколом был,
И для битвы я зренье хранил.
Налетел на врага я с копьем,
И сверкнуло оно острием.

***
Ястреб, касаясь крылами луны,
Прячет гнездо свое у крутизны.
Я также свободным был, молодым,
В жизнь свою верил с народом моим.
В поисках лучшей судьбы и земли
Нас предки веками в край этот вели.
Пусть не тревожит их вечный покой
Ястреб, летящий родной стороной.

Пусть по-бабьи враги за спиной
Скалят зубы – мне все нипочем!

3) Что удивило в биографии героя сегодняшнего урока? (анализ фактов биографии)

Его имя дорого каждому, кто знаком с историческим прошлым, литературой и культурой Казахстана, кому близок свободолюбивый дух казахского народа.
…… родился в Букеевской орде, на территории Западного Казахстана. Отец будущего поэта Утемис входил в число влиятельных людей, близких к окружению хана Букеевской орды Жангира.
….. получил всестороннее мусульманское образование, хорошо владел русским языком и грамотой.
Знание Корана и языка дипломатической переписки, о чем свидетельствуют воспоминания русского ученого-путешественника Е.П. Ковалевского, встречавшегося с…. побудило хана Жангира доверить ….. воспитание своего сына Зулькарнайна.
В 1824 году он отправляет двадцатилетнего ….. с сыном в Оренбург. Около шести лет в качестве воспитателя ханского наследника поэт прожил в Оренбурге. Позднее отношения между ханом Жангиром и ….. стали натянутыми, а затем произошел разрыв.
Старания хана Жангира привлечь …. на свою сторону не имели успеха. Хотя по происхождению … был одного круга с ханом Жангиром, несправедливость степного уклада жизни не удовлетворяла мятежного поэта. Хан Жангир удалил от своего двора …. , а осенью 1829 года поэт был заточен в Калмыковскую крепость и находился под следствием. В 1831 году, во время холерной эпидемии, ему удалось бежать, присоединиться к восставшим против ханского произвола и быть рядом с возглавившим это восстание Исатаем Таймановым.
После того как восстание терпит поражение, погибает его вождь Исатай Тайманов, … не прекращает борьбы. Но все его попытки снова поднять людей против ханов и султанов завершаются неудачами. Царские чиновники, управлявшие степным краем, их прихвостни из числа казахских богатеев вынашивают план подлого убийства поэта и бунтаря.
Султан Баймухамед, один из палачей и подавителей восстания, посылает в места, где скрывался …. , своих людей Ихляса Туляева и Юсупа Утевлиева, которые 20 октября 1846 года предательски отсекли поэту голову. Дом поэта был разорен, а его голова доставлена в ставку.
«Я был я, и я был сам собою» – так характеризовал сам поэт свое предназначение в этом мире.
Творческое наследие … – около ста стихотворений. Как известно, он свои стихи не записывал. Акыны Шернияз, Бекет, Мурат и Лукпан сохранили поэтическое наследие … для последующих поколений

I V. Выступления групп, определение темы урока. (Слайды 1,2,3)

V. Слово учителя. Махамбет своим талантом и справедливостью завоевал души и сердца простых людей. Его произведения, которые воспевали свободу, справедливость, героизм народных вождей, были глубоко патриотичными. Его судьба, героическая и трагическая, привлекала и привлекает многих деятелей искусства. Сценарий к фильму «Махамбет», который снял в 2008 году режиссер Сламбек Таукел, написал известный поэт Олжас Сулейменов. Стихотворение, взятое в качестве эпиграфа, принадлежит Ж. Абдирашеву.

В 1968 году вышел в свет роман «Стрела Махамбета» Ануара Алимжанова, писателя, отличавшегося активной гражданской позицией.

V I. Знакомство с биографией писателя (слайд 4)

V II . Работа с текстом.

1) Чтение с остановками.

— Поэт бершей прибыл, мой владыка, ждет приема. Слава его в Букеевской орде подобна славе Махмуда Пахлавана в Хорезме. Она может быть достойным даром ему,- чуть склонившись, прошептал визирь, указывая взглядом на афганку.- Весть о вашем даре поэту облетит степи за Жаиком. При помощи аллаха ваш дар оплатится многими табунами коней. Вы возьмете в одну упряжку поэта Махамбета, в другую -султана Каипгали, восставших против пса Жангира, и помчитесь по степи между Жаиком и Едилем. Все воины-казахи Внутренней орды будут в ваших руках. Все дороги от Едиля до Герата будут ваши. Казахи защитят Хиву от кафыров.
Никто, кроме хана, его не услышал. Все сидевшие и стоявшие в зале со знанием дела, словно прицениваясь говорили об афганке.
— Эй, примите дары! Дайте фирман купцу Афгана. Пусть его товары сверкают на рынках Хивы. Исполните просьбу гостя, дайте стражу. Пусть проедет по земле Хорезма без страха, а обратной дорогой привезет меха Московии.
Аминь!- Хан приподнял палец правой руки.
— Великий шахиншах, повелитель священной Хивы и Хорезма! Безмерно твое милосердие.- Купец упал на колени.- Я слуга твой и раб.
Хан слегка кивнул головой, улыбнулся и резко поднял руку.
Купец почтительно приложил свою руку ко лбу и сердцу, пятясь вышел из тронного зала.
— Введите поэта из Бершева рода!- приказал повелитель.
Расступилась немая стража, раскрылись двери. Мельком взглянув на сидящих вдоль стен богачей, имамов, купцов и полководцев Хивы, молодой воин, придерживая саблю, упругим, твердым шагом подошел к трону. Не склонив головы, не оказав почестей великому хану, встал он поодаль от девушки, не удостоив ее взглядом. Ропот возмущения прокатился по залу. Лицо владыки окаменело.

— Для чего введен образ купца? ( Сопоставляя поведение купца и поэта, автор стремится показать гордость, независимость Махамбета)

— Что задумал хан?

— Почему его лицо окаменело?

— Попробуйте представить ответ поэта.

— Благодарю тебя, хан Аллакул. Но не обо мне будет речь. Чужая защита для джигита как сеть для рыбы в Джейхуне. Свобода и воля превыше всего. Спасибо за честь, но певцом твоим я не буду, досточтимый хан.

— Ты с друзьями собираешь оружие на рынках Хивы. Но за это ты дашь мне голову Жангира,- грозно ответил хан.
— Не послом своего народа я пришел к тебе, а воином. Народ мой сам судья над своими ханами.
— Но он в долгу передо мной. Султан казахов Аргынгазы посмел коснуться моих владений. Ты забыл об этом?- Аллакул повысил голос.
— Султан не народ. Кушбеги Коканда и Хивы грабят аулы казахов, казахские султаны разоряют кишлаки хивинцев. Но разве можно обвинять в этом наши народы. Да, Аргынгазы был твоим нукером и угнал твои табуны. Он побил и опозорил тебя. А ты, не сумев отомстить ему, обрушился на бедные аулы казахов на Сырдарье, ты продал в рабство сотни сестер моих. Так этот дар взамен их, что ли. — Поэт указал на Нурбал.
Хан в гневе приподнялся с места. Руки полководцев Хизы потянулись к мечам. Человек в длинной островерхой шляпе с белым орнаментом вскочил на ноги.
— Молчи, Махамбет! Дерзость твоя безмерна. Язык твой — враг твоих дел и намерений. На нем яд. Проси прощения! Перед кем стоишь?! На колени. — вскричал он.
— Успокойся, Кайбала, не с тобою речь,- спокойно ответил поэт,- Если ты забыл, то я напомню пословицу казахов. Слушай. Если ты одинок, то. — Но хан не дал ему договорить, жестом приказал старшему миршабу убрать поэта из зала. Стража бросилась к Махамбету, скрутила руки, но он сумел одним рывком освободиться от них и без поклона покинул зал.
Желтолицый хан Аллакул, скривив губы, смотрел ему вслед.

— В чем заключалась дерзость Махамбета?

— Какие приемы использует писатель для создания образа поэта-бунтаря? (Сопоставление, диалог, портрет)

2) Работа в группах.

Задание. Определить приемы, позволяющие более глубоко понять характер героя.

Перед взором Махамбета все еще стояли лица юных казашек, их глаза. А в ушах не смолкал стон старухи матери. Подставляя лицо встречному ветру, забыв о неотступно следовавшем за ним Балабеке, Махамбет уносился все дальше и дальше, не в силах избавиться от тяжелых мыслей.
Изгнанник, ищущий защиты на чужой земле! Что толку от того, что ты спас свою шкуру? Разве не ты совсем недавно оглашал казахскую степь своим призывом? Разве не твои стихи читают джигиты от Едиля до Жаика, на берегах Арала и Сырдарьи.
Гей, джигиты родных степей,

На коней, на коней, на коней!
Пусть коням позавидует ветер —
Вылетайте на битву. Быстрей.
Где же твоя былая удаль, Махамбет? Где выдержка? Или тюрьма в Калмыково тебя надорвала, или скитания ослабили твой дух? Быть может, ты стал просто трусом? Жизнь стала для тебя дороже чести. «Даже волк исполнит свой долг и умрет. Не погубит приятеля волк»,- вспомнились ему строки из песни о батыре Кобланды. Мысль перескакивала с одного на другое, оживляя недавние события. А потом снова плакала старуха мать: Где же воины-джигиты, где?

Обобщение. Записать в тетради, какие приемы использует писатель для создания образа акына, воина ( Слайд 5 )

3)Индивидуальная работа. Что восхитило В.И.Даля? (Слайд 6)

. Как-то Махамбета познакомили там с офицером-лекарем.
— Господин Даль-Луганский желает аудиенции с вами как с поэтом казахов,— сказал пронырливый наймановец в сюртуке, ходивший в толмачах при министерстве внутренних дел империи. Имя гостя тогда ничего не значило для Махамбета. Его заинтересовал сам собеседник. Он был дотошен, этот офицер, чудаковат и все требовал новых и новых рассказов о степи. Каждое казахское слово заставлял говорить по слогам, объяснять значение. Он собирался в Оренбург, его интересовали жизнь и быт казахов, и он хотел знать, что говорят в аулах о Пугачеве и вообще помнят ли о нем.
Махамбет пересказал ему все, что слышал от отца, от степных акынов и сказителей, от стариков бершцев и адаевцев, служивших в отрядах «рыжего Петруса». В степи рассказывали, что Пугачев знал казахский язык и наизусть помнил столь много сказаний, что даже удивлял аксакалов.
Махамбет целый вечер рассказывал гостю о битвах казахов с джунгарами и китайцами.
— О, тогда мысль о гибели объединила все племена Младшего, Среднего и Великого жузов, и стал народ казахский могучим, единым и сильным, отстоял свои земли, очистил их от захватчиков, добравшихся чуть ли не до Арала. Но в битвах погибли многие батыры.
— А до этого когда-нибудь казахи собирались в единую силу?- спросил собеседник.
— При Касым-хане, сыне справедливого бия Жанибека, бывшего султаном Дешти-Кипчака в Великом жузе,- ответил Махамбет.- А о сыне Касыма Хакназаре, о его решительности, дерзости и смелости созданы песни. С ним вел переговоры сам Иван Грозный. Славы Хакназар достиг потому, что объединил казахов с ногайлинцами и не раз бивал джунгаров. К 1570 году уже все народы считались с силой казахов. Возможно, что государственность наша окрепла бы еще больше, если бы не бездарный Сыгай-хан, занявший престол после Хакназара.
— Где вы учились?
— У аульных грамотеев и в ставке его высокостепенства хана Жангира,- ответил Махамбет.
— Я непременно приеду в ваши края, в Оренбург. Буду рад встрече, беседам. И тогда я спрошу вас не о ханах, а о Срыме Датове, сударь. Вы поэт хана? Я вижу, вы хорошо знаете родословную правителей степи.
— В степи у нас вечная борьба против самовластия ханов и султанов, любезнейший господин. Народ говорит о них лишь то, что заслужили. Казахи — слишком вольный народ. Каждый пастух гол, но горд. В этом, возможно, счастье и трагедия нашей жизни. Мы не любим почитать живых, тоскуем лишь по мертвым батырам. Плохо, что каждый хвалит свое племя, а вожди грызутся за власть. Лишь в тяжелые дни поднимаются батыры на защиту народа. Но настоящей свободы нет ни у тех, ни у других.
Да и была ли она у кого-нибудь? Хан тоже дрожит за трон. А я не поэт хана. Я слагаю стихи о батырах, достойных славы, таких, как Срым Датов.
Если в начале беседы Махамбет был деликатен, видя перед собой лишь царского чиновника, то теперь, после столь дерзкого замечания собеседника, он стал самим собой. Он говорил резко, не скрывая своих чувств и мыслей.
Худощавое лицо собеседника еще более вытянулось. Страстность Махамбета передалась и ему.

VIII. Устное сочинение. Образ Махамбета в романе.

IХ. Рефлексия. Чем обогатил урок?

Дома. Подготовить сообщение «Способы создания художественного образа»

Тема: Джек Лондон. « Любовь к жизни».

Цель: изображение силы человеческого духа, беспредельность возможностей в экстремальной ситуации в рассказе Д.Лондона «Любовь к жизни»

Задачи:
Обучающие задачи: учиться читать, правильно понимать текст посредством анализа произведения; пересказывать текст;

Развивающие задачи: выражать впечатления от текста, формулировать вопросы по тексту на основе собственных впечатлений, ориентироваться в тексте, отвечая на вопросы, обобщать наблюдения;

Воспитательные задачи: воспитывать человека сострадающего, заразить верой в возможность человека побеждать в безвыходных ситуациях, в минуты смертельной опасности.

Просмотр содержимого документа
«урок по русской литературе в 7 классе.Конспект урока. »

Тема: Джек Лондон. « Любовь к жизни».

Цель: изображение силы человеческого духа, беспредельность возможностей в экстремальной ситуации в рассказе Д.Лондона «Любовь к жизни»

Задачи:
Обучающие задачи: учиться читать, правильно понимать текст посредством анализа произведения; пересказывать текст;

Развивающие задачи: выражать впечатления от текста, формулировать вопросы по тексту на основе собственных впечатлений, ориентироваться в тексте, отвечая на вопросы, обобщать наблюдения;

Воспитательные задачи: воспитывать человека сострадающего, заразить верой в возможность человека побеждать в безвыходных ситуациях, в минуты смертельной опасности.

Эпиграф:
Дороже жизни
у человека
только жизнь.
Б.Шоу

Вступительное слово учителя:
Ребята! Прежде чем мы начнём урок повторим правила урока:

1.Правило поднятой руки.

3. не обижаться на критику.

4.уметь оценивать свою работу и работу группы.

2. деление на группы. 3 группы «золото», «песок», «еда».

4.Составление кластера. Темы: «Любовь», «Жизнь», «Стремления»

5.Анализ эпиграфа. Дороже жизни
у человека
только жизнь.
Б.Шоу

6.Проблемный вопрос. Выставка книг «Робинзон Крузо», « Судьба Человека»,

стихотворение Р. Рождественского. Послушайте.

Если б только люди жили вечно,
это было бы
бесчеловечно…
Как узнать,
чего ты в жизни стоишь?
Как почуять,
что такое риск?
В море броситься?
Так не утонешь.
На костер взойти?
Так не сгоришь.
Поле распахать?
Потом успею…
Порох выдумать?
А для чего.
Наслаждались бы ленивой спесью
Пленники бессмертья своего.
Ничего они бы не свершили!
Никогда б не вылезли из тьмы…
Может, самый главный
стимул жизни
В горькой истине, что смертны мы.

Нам сегодня предстоит поразмышлять о героях Дж. Лондона. Необходимо будет выяснить: Какие они? Что движет ими? Что дороже всего на свете? Что такое настоящий человек?

Джек Лондон сам являлся очевидцем многих событий, описанных в его произведениях.

7. Рассказ биографии: (сопровождается презентацией)
Джек Лондон (1876–1916), американский писатель
Родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. При рождении получил имя Джон Чейни, но восемь месяцев спустя, когда мать вышла замуж, стал Джоном Гриффитом Лондоном. Его отчим был фермером, впоследствии разорился. Семья бедствовала, и Джек смог закончить только начальную школу.
Юность Лондона пришлась на время экономической депрессии и безработицы, материальное положение семьи становилось все более шатким. К двадцати трем годам он сменил множество занятий: работал на фабриках, в прачечной, арестовывался за бродяжничество и выступления на социалистических митингах.
В 1896 году на Аляске были открыты богатейшие залежи золота, и все устремились туда, надеясь на то, что разбогатеют.
Отправился туда и Лондон. Он был старателем на Аляске во время «золотой лихорадки». Но юноша пробыл там год и вернулся таким же бедняком, каким и уехал. Но этот год изменил жизнь: он начал писать.
Начав с коротких рассказов, вскоре завоевал литературный рынок восточного побережья рассказами о приключениях на Аляске.
Джек Лондон стал известен, когда в 1900 году опубликовал свои северные рассказы, среди них был и рассказ «Любовь к жизни». Их действия разворачиваются на Аляске.
В 1900 году Лондон опубликовал свою первую книгу «Сын волка». В последующие семнадцать лет он выпускал по две и даже три книги в год.
Умер Лондон в Глен-Эллене (штат Калифорния) 22 ноября 1916 году.

Мы видим, что Лондона ничто не сломило, потому что он был, на мой взгляд, настоящим человеком.

8.Работа с текстом: Мы с вами должны сегодня проследить за судьбой одного из героев рассказа

1 группа: «Билл !» — крикнул он. Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду, но Билл не повернул головы. Человек «обвёл взглядом тот круг вселенной, в котором он остался один после ухода Билла.» Он переборол страх, пошёл по следам Билла, надеясь, что тот ждёт его у тайника с едой и патронами. «Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше…»

Учитель: Как вы оцениваете поведение Билла? Найдите слова, характеризующие его поведение.

Билл ушёл, но главное — для оставшегося героя Билл становится целью, движением вперед, к жизни, надеждой на встречу с Биллом. («… Билл его не бросил, он ждет у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, — оставалось только лечь на землю и умереть”).

-Что же такое экстремальная ситуация?
— (от.лат. extremus « крайний») Экстремальная ситуация — ситуация крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

Герой попадает в сложную ситуацию.
В чем сложность его положения?
-Неизвестность;
-Боль (вывих ноги);
— Голод
-Одиночество .
-Эти сложности рождают чувство страха, отчаяние. Что, по вашему мнению, самое страшное для человека?
— Проследите по тексту, как ведет себя наш герой, оставшись один:
(“ в глазах появилась тоска, как у раненого оленя ”, в его последнем крике “ отчаянная мольба человека, попавшего в беду ”, наконец, ощущение полного одиночества не только на земле, но и во всей вселенной.)

2 группа:Человек «тоже зарычал, свирепо, как дикий зверь, выражая этим страх, который связан с жизнью и тесно сплетается с её самыми глубокими корнями.» «Такова жизнь, суетная, скоро -приходящая. Только жизнь заставляет страдать…Смерть – это покой. Но почему ему не хочется умирать, он начинает грызть кости.»

Учитель: Вспомните эпизоды пути героя. Что приходится преодолевать герою?

Эпизод со спичками. “Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек…Когда он проделал все это, ему вдруг стало страшно; он развернул все три свертка и снова пересчитал. Спичек было по-прежнему шестьдесят семь”. (Борьба со страхом).
Боль. “Лодыжка сильно болела…, распухла, стала почти такой же толстой, как и колено”, “суставы заржавели, и согнуться или разогнуться стоило каждый раз большого усилия воли”, “Нога у него одеревенела, он стал хромать еще сильнее, но эта боль ничего не значила по сравнению с болью в желудке. Боль все грызла и грызла его…”. (Борьба с болью).
Эпизод с куропаткой, ловля рыбы, встреча с оленем и др. “В отчаянии он опустился на мокрую землю и заплакал. Сначала он плакал тихо, потом стал громко рыдать, будя безжалостную пустыню…, и долго он еще плакал без слез, сотрясаясь от рыданий”. “Им овладело только одно желание — есть! Он помешался от голода”. Ему снятся пиры и званые обеды. (Борьба с голодом).
Но постепенно чувство голода ослабевает, но человек, « боясь умереть», продолжает двигаться вперёд. («Жизнь в нём не хотела гибнуть и гнала его вперёд»)

3 группа:«И тогда началась самая жестокая борьба, какая только бывает в жизни : больной человек на четвереньках и больной волк, ковылявший за ним, — оба они, полумертвые, тащились через пустыню, подстерегая друг друга.» «Ещё пять минут, и человек придавил волка всей своей тяжестью. Его рукам не хватало силы, чтобы задушить волка, но человек прижался лицом к волчьей шее…»

Учитель: На смену одним испытаниям приходят другие. Он хочет выяснить: кто сильнее.

-Какими показаны волк и человек?
— клыки сдавили руку, волк хочет вонзить зубы в добычу;
-человек ждёт и сжимает челюсть волка;
— другая рука хватает волка;
-волк подмят под человека;
-человек прижался к волчьей шее, во рту шерсть.

Человек пытается выжить! Только ли человек?
– Зверь тоже.
Автор показывает человека и зверя (волка) в борьбе за жизнь рядом: кто кого? Что символизирует волк?
(Это символ смерти, которая тащится вслед за жизнью, по всем признакам человек должен погибнуть, умереть. Тут-то она, смерть, его и возьмет. Но посмотрите, недаром смерть дана в облике больного волка: жизнь сильнее смерти. )

— Мы видим, что человек и волк больны, слабы, но всё же человек одерживает победу. Что помогло человеку одержать победу над животным? (Сила духа).
— А что такое сила духа?
(Сила духавнутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков).

Мы видим, что человек оказался сильнее. Но почему?
Вывод: благодаря расчету, силе духа, терпению, выносливости и любви к жизни человек побеждает страх.

9. Работа с текстом по методу «Сократовские чтения»

Учитель: в тексте есть моменты, где человек напоминает нам животное? ( докажите.)

Охота на куропаток. “Он бросил в них камнем, но промахнулся. Потом, ползком, как кошка подкрадывается к воробьям, стал подкрадываться к ним. Штаны у него порвались об острые камни, от колен тянулся кровавый след, но он не чувствовал боли, — голод заглушал ее”. Не поймав ни одной птицы, он стал громко передразнивать их крик.
Встреча с лисицей, с медведем . “Навстречу ему попалась черно-бурая лисица с куропаткою в зубах. Он закричал. Крик его был страшен…” Как видим, трагизм ситуации нарастает, человек меняется на глазах, уподобляется зверю.

“Он сбросил свою поклажу и на четвереньках пополз в камыши, хрустя и чавкая, словно жвачное животное”. Им овладело только одно желание: есть!
Эпизод с костями: “Вскоре он уже сидел на корточках, держа кость в зубах и высасывая из нее последние частицы жизни…Сладкий вкус мяса, еле слышный, неуловимый, как воспоминание, доводил его до бешенства. Он стиснул зубы крепче и стал грызть” . Последние частицы жизни уходят не только из обглоданных костей, но и из человека. Как будто рвется та ниточка, которая связывала нашего героя с людьми.

Учитель: И все же, что отличает человека от животного? Какой эпизод, очень важный, помогает нам понять это?
(Эпизод с Биллом).

10.составляем постер. Графический выразим свою мысль.

11. Составление синквеина:

Жизнь. Терпение. Цель.

Учитель: Можно ли считать героя настоящим человеком? Какие качества присущи таким людям? Выберите из предложенных 10 качеств и ценностестей оставьте 3, которые необходимы человеку во всех случаях жизни. ( Здоровье, любовь, богатство, дружба, доброта, забота, упорство, терпение, мужество, сострадание). Прокомментировать.
13.Заканчивая работать над рассказом «Любовь к жизни», я бы хотела, чтобы вы прослушали стихотворение Р.Рождественского и определили: какая связь стихотворения и рассказа? 4. Чтение стихотворения:

Если б только люди жили вечно,
это было бы
бесчеловечно…
Как узнать,
чего ты в жизни стоишь?
Как почуять,
что такое риск?
В море броситься?
Так не утонешь.
На костер взойти?
Так не сгоришь.
Поле распахать?
Потом успею…
Порох выдумать?
А для чего?!
Наслаждались бы ленивой спесью
Пленники бессмертья своего.
Ничего они бы не свершили!
Никогда б не вылезли из тьмы…
Может, самый главный
стимул жизни

В горькой истине, что смертны мы.

Учитель: Какая смысловая связь стихотворения и рассказа Д. Лондона “Любовь к жизни”?
(В стихотворении и рассказе авторы решают вопрос жизни и смерти, стимул жизни — смерть, человек борется со смертью, ради того, чтобы жить, преодолевая порой невозможное).

Учитель: Очень часто люди, в трудные минуты обращались к произведению Дж. Лондона. Почему?
Какие уроки можно извлечь из этого произведения?

Вывод.
«Любовь к жизни» — это рассказ о мужественном человеке, который выстоял в таких страшных испытаниях, как одиночество, предательство друга и борьба с суровой северной природой. Самое главное — преодолел себя, свой страх, свою боль.

14. оценивание. Заполнение листа ощущений.

1.ответить письменно на вопросы викторины.2. кроссворд.


Статьи по теме