Конспект Урока Тургенев Ася 8 Класс

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Конспект Урока Тургенев Ася 8 Класс. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Конспект Урока Тургенев Ася 8 Класс.rar
Закачек 1268
Средняя скорость 6843 Kb/s

Конспект Урока Тургенев Ася 8 Класс

1. Урок знакомит учащихся с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева; вводит в художественный мир произведения, способствовует формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.

2. Развивает аналитическое мышление, интеллектуальные навыки, умение выделять главное, речь учащихся; способствовует развитию исследовательской деятельности учащихся.

Предварительный просмотр:

ПО СТРАНИЦАМ ПОВЕСТИ И.С. Тургенева «АСЯ».

( Урок в 8 классе)

1 . Познакомить учащихся с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева; ввести в художественный мир произведения, способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.

2. Развивать аналитическое мышление, интеллектуальные навыки, умение выделять главное, речь учащихся; способствовать развитию исследовательской деятельности учащихся.

3. Способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, коммуникативных качеств учащихся (сотрудничество, умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения).

1.Вступительное слово учителя.

Наши тургеневские чтения мы не случайно начали со стихотворения Бальмонта «Тургенев – первая влюбленность», потому что главное в повести «Ася» (о которой мы будем говорить) — любовь. А Тургенев, пожалуй, один из немногих писателей, который с поэтическим трепетом воспел рождение вечно юного чувства – любви. И сегодня мы окунемся в чарующий мир повести «Ася».

Наш урок мы построили, как урок-исследование, каждая группа уч-ся выбрала свои пути решения предложенных задач: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБОЗРЕВАТЕЛИ– должны, проанализировав предложенную литературу, познакомить нас с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева. СОЦИОЛОГИ — должны были провести анкету среди уч-ся и родителей и предоставить обработанные результаты. ИССЛЕДОВАТЕЛИ- внимательно прочитав текст , отметить особенности, интересные моменты повести Тургенева. ИЛЛЮСТРАТОРЫ- предложить свои рисунки к оформлению повести. РЕЖИССЕРЫ-ПОСТАНОВЩИКИ предложат свой вариант фрагмента фильма по повести Тургенева.

2.Проверка домашнего задания (ответить на вопросы по тексту )

3. Представление исследований учащихся.

Предоставляем слово нашим литературным обозревателям, которые работали с письмами и воспоминаниями о Тургеневе, изучили материалы о времени создания повести.

Мы изучили критическую литературу, письма, воспоминания самого Тургенева и его современников и предлагаем вашему вниманию историю создания повести «Ася», соотнесенную с жизнью самого писателя.

«В человеческой жизни есть мгновения перелома, мгновения, в которых прошедшее умирает и зарождается нечто новое; горе тому, кто не умеет их чувствовать… Мне скоро 40 лет, не только первая и вторая, но и третья молодость прошла – и пора мне сделаться если не дельным человеком, то по крайней мере человеком, знающим куда он идет и чего хочет достигнуть.» — писал Тургенев в письме к Ламберту в 1857 году.

Именно такое мгновение переживал Тургенев в течение всего 1857 года. Накануне своего сорокалетия он окидывает взглядом прошедшее, грустит о крушении многих надежд. В период нравственного перелома Тургенева обычно больше всего волновали вопросы этические, среди которых проблема личного счастья и любви выдвигалась на первый план. Это происходило еще и потому, что личная жизнь самого писателя была неустроенной, у него не было своей семьи, а отношения с Полиной Виардо как раз в то время значительно осложнились. Переживая чувство смятения, тревоги, утратив надежду на личное счастье, Тургенев стремиться выразить это состояние в своих художественных произведениях. Одним из них стала повесть «Ася».

Замысел «Аси» возник случайно…

Обратимся к воспоминаниям современников о Тургеневе.

«Проездом остановился я в маленьком городке на Рейне. Вечером вздумал поехать кататься на лодке. Вечер был прелестный. Проезжали мы мимо небольшой развалины, рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое – то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она, и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе, — и так, тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа».

Вытканная из «особенного настроения» повесть была начата 12 июля 1857г., писалась около 5 месяцев и была закончена 27 ноября того же года.

После публикации повести в 1858г. в «Современнике» она сразу же обратила на себя внимание писателей и критиков. Н.А. Некрасов в письме к Тургеневу в декабре 1857г. писал:

«…она (повесть) прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришла эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что – то небывалое у нас по красоте и чистоте».

«Я три дня нахожусь под сильным впечатлением от недавно прочитанной «Аси»: я женщин Тургенева сравниваю с колоритом и освещением картины, которым не веришь только потому, что не видел все это в природе». (8 февраля 1858г. письмо А.Н. Майковой к Я.П.Полонскому).

Вокруг фигуры главного героя разгорелась жаркая дискуссия, в которой приняли участие Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев. Среди новых литературоведческих подходов к повести стоит выделить позицию Ю.Лебедева, автора книги о Тургеневе. Он отказывается от каких бы то ни было обвинений в адрес героя произведения. По мнению ученого виной всему не нравственная ущербность тургеневского персонажа, а своенравная сила любви: чувство к Асе вспыхнуло в душе героя несколько мгновений спустя после свидания, любовь запоздала – и счастье оказалось недостижимым, а жизнь разбитой.

Таким образом, повесть никого не оставила равнодушным, она с интересом читается и в наше время

2. Передаем слово тем, кто проводил анкету.

Мы провели анкету, в которой попытались найти ответ на вопрос:

Что привлекает читателей в этой повести , почему и школьникам ,и уже взрослым людям так нравится перечитывать тургеневские страницы вновь и вновь?

В опросе участвовали 24 ученика, 16 родителей.

Урок обобщения и закрепления изученного материала по повести И.С. Тургенева «Ася», работа над художественным своеобразием произведения, постижение авторского замысла, подготовка к творческой работе

Предварительный просмотр:

Урок по повести И.С. Тургенева «Ася»

Тема: «А счастье было так возможно…» по повести И.С. Тургенева «Ася»

Тип: обобщение и систематизация изученного материала

Оборудование: компьютерная презентация, доска, оформленная в виде окна, карточки с заданиями, цветок герани. Засушенная ветка герани, музыкальное сопровождение (Л. Бетховен «Лунная соната», романс «Утро туманное»).

— обобщение сведений о героях, проблематике и художественных средствах, используемых автором в повести «Ася»;

— совершенствование навыков выразительного чтения;

— развитие умения давать аргументированный ответ на поставленный вопрос;

— развитие умения анализировать эпизод, лексические средства, сравнивать, обобщать, составлять таблицу.

Вступительное слово учителя.

— Вы прочитали замечательную повесть И.С. Тургенева «Ася», почувствовали её необыкновенную красоту и тонкий лиризм, говорили о героях, их характеров и судьбах, о сложности человеческих взаимоотношений.

Сегодня мне бы хотелось, чтобы мы с вами ещё раз взглянули вместе с И.С. Тургеневым и его героями на мир, попытались разобраться, а может быть, только прикоснуться, к очень сложным и одновременно важным вопросам – вопросам любви и счастья.

Представьте себе. Что, может быть, это именно то окно (доска), из которого, смеясь, выглядывала Ася. Дразня господина Н. Кстати, как вы думаете, почему на подоконнике стоит герань?

— Именно ветку герани бросила озорная ладошка Аси господину Н. в начале их знакомства. Если бы герой сумел подхватить её, возможно. Она стала бы для него своеобразным пропуском в счастливую жизнь.

— Но здесь же мы видим и засохшую ветку герани и несколько пожелтевших записок. Почему?

— Между цветущей геранью и засохшей веткой – история одной любви. И мы сегодня с вами поговорим о том, как зарождалась эта любовь, как она развивалась, почему не принесла героям счастья? Кто в этом виноват?

Почему взаимная любовь Аси и господина Н. не принесла героям счастья?

Почему герой обречён на одиночество?

— Итак, тема нашего урока — «А счастье было так возможно…» (слайд)

— Эпиграф: «У счастья нет завтрашнего дня;.. у него есть настоящее – и то не день, а мгновение» (И.С. Тургенев) (слайд)

— Как жил господин Н. до встречи с Асей? (гл.1)

Он был молод, счастлив, деньги у него не переводились, путешествует, чтобы посмотреть мир.

— Что значит «жил без оглядки»?

Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя ответственности за судьбы ближних.

— Испытывал ли он настоящие чувства?

Даже чувства он себе придумывал (история с «жестокосердной» вдовой).

— Какое впечатление произвела Ася на господина Н. во время первой встречи? (ключевое слово «что-то особенное»)

— Первая встреча подходит к концу, Ася оставляет неизгладимый след в душе героя. Господин Н. переправляется на лодке через Рейн к себе домой прекрасной летней ночью. Это один из самых поэтических эпизодов повести (гл.2). Я попросила подготовить выразительное чтение этого отрывка. Послушайте и постарайтесь ответить на вопрос: «Какие темы одновременно звучат и переплетаются в этом эпизоде? Почему?»

Итак, давайте окунёмся с вами в атмосферу этой волшебной ночи. А поможет нам прекрасная музыка – «Лунная соната» Л. Бетховена. Звуки этого произведения передают и плеск рейнской волны, и переливы лунного света, и какую-то печаль…

Слайд – картинка лунной ночи, музыка, выразительное чтение.

— Вернёмся к нашему вопросу – какие же 3 темы очень мощно звучат в данном эпизоде?

Музыка, природа и любовь, пока ещё не названная.

— Каким чувством эта лунная ночь наполняет душу героя?

— Это не случайно. Ведь именно искусство природа и любовь и есть составляющие красоты и счастья, по мнению И.С. Тургенева.

Слайд: Искусство – природа – любовь.

— Но уже в этой прекрасной картине есть элемент тревоги. Кто заметил тревожный мотив?

Река – символ жизни, лунная дорожка – судьба. Когда Ася кричит, что герой разбил лунный столб, то можно сказать, что мы слышим голос судьбы. Но услышал ли его герой? Понял ли?

— Взаимоотношения героев складываются не просто. Ася оказалась девушкой необычной. В чём же странности её характера?

Она постоянно меняется: то безудержно весёлая, то грустная, то отчаянная и озорная, то чопорная барышня…

— В чём причина этой странности?

История Аси, рассказанная Гагиным.

— У образа есть несколько прототипов, женщин, очень близких Тургеневу. Одна – незаконная дочь писателя и крепостной его матери. Впоследствии И.С. отдал свою дочь на воспитание П. Виардо. Второй прототип – сестра Тургенева, В.П. Житова, незаконная дочь его матери и Берса. Семейного врача. Вторая женщина нам особенно интересна, так как её жизнь тесно связана с историей нашего города.

Краткое сообщение о Житовой. Слайд – фото.

Варвара Николаевна Житова.

В 1830 году в доме Тургеневых в связи с болезнью главы семьи Сергея Николаевича (отца Ивана Сергеевича) появился новый человек – домашний врач Андрей Евстафьевич Берс.

Отношения между родителями писателя были далеки от совершенства. Варвара Петровна (мать Ивана Сергеевича) увлеклась молодым врачом. Начался роман. И в результате на свет появилась маленькая Варенька. Поскольку она была незаконным ребёнком, ей дали фамилию не родного, а крёстного отца соседского помещика Николая Богдановича. Варвара числилась в доме родной матери как воспитанница. Иван Сергеевич был очень дружен со своей младшей сестрой. Впоследствии Варвара Николаевна вспоминала: «С Иваном Сергеевичем мы были в величайшей дружбе. Он очень любил меня, играл со мною, бегал по огромной зале, носил меня на руках и сам был ещё так юн, что не прочь был не ради одной моей забавы, но и для собственного своего удовольствия бегать и смеяться».

Родной отец Вареньки впоследствии женился и в браке имел дочь Софью, которая потом станет женой Л.Н. Толстого. Таким образом, по матери Варвара Николаевна была сестрой Тургенева. А по отцу – сестрой С.А. Берс, жены Л. Толстого.

В 17 лет Варвара Николаевна вышла замуж за егорьевского помещика Д.П. Житова и поселилась в Егорьевске. Жили они очень скромно. Варвара Николаевна зарабатывала на жизнь частными уроками, в последние годы преподавала в женской гимназии, считалась одной из самых образованных женщин нашего города.

Живя в Егорьевске, В.Н. вела переписку с И.С. Тургеневым. Вот отрывок из письма Тургенева, пришедшего в Егорьевск в 1882 году из Парижа за год до смерти писателя: «Милая Варвара Николаевна, я в долгу перед Вами за два письма (в одном Вы поздравляете меня с днём моего рождения)… Мне было бы больно, если бы вы приписали моё молчание недостатку дружеских чувств и воспоминаний…Верьте, я искренне к Вам привязан и благодарен Вам за память обо мне».

После смерти И.С. Тургенева Варвара Николаевна написала «Воспоминания о семье И.С. Тургенева», которые были напечатаны в 1884 году в журнале «Вестник Европы»

— А какова вторая причина странностей героини?

Чувство, которое пугает Асю своей новизной

— В душе господина Н. происходит очень сложный процесс. Он испытывает целую гамму самых противоречивых переживаний. Чтобы понять это, выполним небольшую практическую работу.

Практическая работа. Карточки с отрывком из повести. Подчеркнуть в тексте слова со значением чувства.

Подчеркните слова со значением «чувства».

1.Её движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на неё, хотя я невольно любовался её лёгкостью и ловкостью. На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала… Мне стало досаднее.

2. Помнится, я шёл домой, ни о чём не размышляя. Но с странной тяжестью на сердце…

Я пришёл домой совсем в другом настроении духа , чем накануне. Я чувствовал себя почти рассерженным и долго не мог успокоиться. Непонятная мне самому досада меня разбирала.

Я улыбался, потирал руки, удивлялся случаю, внезапно подтвердившему мои догадки, а между тем на сердце у меня было очень горько .

Увидев знакомый виноградник и белый домик на верху горы, я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце, точно мне мёду туда налили . Мне стало очень легко после гагинского рассказа.

-Что привлекло господина Н. в Асе?

В мире искусственных чувств и страстей он впервые столкнулся с чем-то настоящим.

— Первое свидание. Как раскрываются герои, как ведут себя, о чём говорят, что чувствуют?

Заполнение 1 колонки таблицы (см. ниже). Слайд.

— Кто первый делает шаг навстречу? Как вы оцените поступок Аси?

— Почему господин Н. рассказал Гагину о записке Аси? Прав ли он?

Предательство, чужая тайна.

— Проанализируем эпизод 2-го свидания. Тургенев – тайный психолог. Какие детали помогают представить внутреннее состояние героя?

Урок в 8 классе по повести И.С.Тургенева «Ася»,

учебник под ред. Москвина Г.В.

«А счастье было так возможно, так близко…»

Цель урока: показать своеобразие любовного конфликта, раскрыть образы главных героев, выявить авторскую позицию в произведении; развивать устную монологическую речь учащихся, воспитать чувство ответственности за свои поступки, за тех, «кого приручили».

У счастья нет завтрашнего дня. У него есть настоящее – и то не день, а мгновенье.

Ребята, мы с вами уже знаем, что создание литературного произведения – это творческий процесс, в котором художник творит новое, не существовавшее раньше. В художественном произведении писатель изображает свой мир, дает ему оценку и формулирует идею. При этом литературный текст предполагает трех участников, каких?

— Писатель, герой, читатель – три субъекта литературного произведения. Именно благодаря герою и осуществляется диалог, связь, понимание между писателем и читателем.

Сегодня нас ждет встреча с удивительными героями повести «Ася», которым дал жизнь тонкий лирик, мастер художественной прозы, великий классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев. Вы познакомились со статьей учебника. Скажите, какова главная проблема повестей и романов Тургенева?

— Выбор человеком своей жизненной позиции в изменяющихся исторических условиях.

— Какую роль в творчестве писателя играет любовный конфликт?

— Все герои проходят испытание любовью, ведь именно любовь и способность героя любить определяют его жизнь. В повести «Ася» любовь и жизненный выбор человека равнозначные понятия, любовь становится главным жизненным уроком человека.

Слайды 1,2. (Тема урока, портрет писателя)

Но смерти для твоих созданий нет,

Толпа твоих видений, о поэт,

Бессмертием навеки озарилась.

Слайд №3.

И.С.Тургенев был убежден, что любовь сопряжена с наивысшим подъемом чувств.

Изображение любви было для него важным творческим приемом: сразу обнаруживалось, есть ли у героя «натура», т.е. богатство духовной жизни, сила характера, или нет её и вместо неё «одна голова».

Слайд №4,5.

Имя Тургенева тесно связано с чувством любви, а при словах «тургеневская девушка» сразу возникает ряд особенных ассоциаций, если не сказать – видений. Какие они, «тургеневские» девушки?

«Тургеневские» девушки — героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту, сердечную искренность, это пленительные натуры без какой-либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям.

Слайд №6,7. (После ответов учащихся зачитать)

Когда написана «Ася»?

— Что легло в основу сюжета?

— Где происходит действие?

— Какую форму повествования выбирает автор?

— Что можно сказать о Н.Н.? Как он воспринимал окружающий мир?

— Вопросы Б на стр.136 учебника.

Слайд №8.

— Чем поразили господина Н. Гагин и его сестра при первом знакомстве?

— 2 глава, стр. 167, 168

— Каково состояние души г-на Н. после первого дня знакомства?

— стр. 169; «Я был счастлив…»

— Где встретили Асю Гагин и Н. на второй день знакомства? Какое чувство она вызывает у г-на Н.?

— Чувство досады, хотя он невольно любуется ею.(Стр.172)

— Как заканчивается второй день знакомства? Слайд №9.

Начал думать об Асе. Герой не отдает себе отчета, что с ним происходит, он мучается от ревности (сцена у виноградника). Постепенно Ася овладевает его сердцем. (Зачитать)

— Какую историю поведал Гагин?

— 8 глава (зачитать выборочно)

Слайды 10,11,12,13,14.

— Как меняется душевное состояние героя после того, как он узнал историю Аси? Что он открыл в ней? Что ему нравилось? Слайды 15,16.

— 9 глава; «Ее душа мне нравилась…»; отношения изменились, все озарено светом любви (гл.10, Слайд №17). Беспокойство и одновременно жажда счастья овладевают героем. Через пейзажную зарисовку автор помогает понять состояние героя. Он переполнен счастьем. После признания Аси «Крылья у меня выросли…», спрашивает себя: «Неужели она меня любит?»

— Что герой чувствует сам? Передайте содержание беседы Н. и Гагина.

Итог беседы: жениться на семнадцатилетней девочке – как можно?!

Сцена свидания (выборочно зачитать).

— Понравился ли вам Н.Н. в этой сцене? Почему?

— В чем он обвиняет Асю? В чем хочет оправдать себя?

— Как Ася ведет себя во время отповеди Н.?

— Герой сам пришел к своему несчастью. Когда приходит понимание того, что он любит Асю?

— Почему, узнав, что она нашлась, Н. не идет на разговор с ней?

— Что же произошло на следующий день? Понял ли Н. свою ошибку?

— Почему не состоялось счастье героев?

— Потому что душевная жизнь Аси и Н. протекала по-разному. Причина в разности их темперамента. Слайд №19.

Она: грациозная, непредсказуемая, решительная, загадочная, чистая.

Он: нерешителен, автор отказал ему даже в имени, наказывает за то, что сомневался в любви.

Ася – сильная личность, над которой не довлеют предрассудки общества. Любовь для нее превыше всего. Это очень чистый, не испорченный цивилизацией человек.

Господин Н. любил Асю, но не сразу понял это: в мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. К тому же Н.Н. принадлежит к тем людям, которые охотно предаются «горячим и восторженным размышлениям», но пасуют перед необходимостью поступка.

Она устремлена в будущее, а он боится идти вперед.

У нее есть смысл жизни – жизнь ради других. А он любит больше наблюдать за людьми, быть в толпе.

Она искренна, лишена фальши, кокетства, прямолинейна. Он часто уходит от ответа.

У нее сильный характер, она готова к самопожертвованию, он же боится этого.

Она активна и самостоятельна в решении своей судьбы. Он же пассивен, нерешителен, над ним довлеют предрассудки.

Вывод: Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему свое чувство к Асе лишь тогда, когда все было уже потеряно из-за не сказанного вовремя слова. Он с горечью осознает, что «у счастья нет завтрашнего дня…» Но чувства не забылись. Герой помнит все до мелочей, свято хранит «священные реликвии». А ведь «счастье было так возможно, так близко»!

Слайд №20.

У любви гарантий нет,

Уходя, оставьте свет (это больше, чем остаться)

В тех, с кем вам пришлось расстаться.

Итоги урока.

Вопросы на стр. 139.

1тема любви, проблема нравственного выбора.

4 – любовный конфликт.

Домашнее задание.

Как сложилась судьба господина Н., мы знаем, а как, на ваш взгляд, могла сложиться судьба Аси? И почему автор ничего не говорит об этом? Напишите небольшое эссе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «А счастье было так возможно. » (по повести И. С. Тургенева «Ася») »

Урок в 8 классе по повести И.С.Тургенева «Ася»,

учебник под ред. Москвина Г.В.

«А счастье было так возможно, так близко…»

Цель урока: показать своеобразие любовного конфликта, раскрыть образы главных героев, выявить авторскую позицию в произведении; развивать устную монологическую речь учащихся, воспитать чувство ответственности за свои поступки, за тех, «кого приручили».

У счастья нет завтрашнего дня. У него есть настоящее – и то не день, а мгновенье.

Ребята, мы с вами уже знаем, что создание литературного произведения – это творческий процесс, в котором художник творит новое, не существовавшее раньше. В художественном произведении писатель изображает свой мир, дает ему оценку и формулирует идею. При этом литературный текст предполагает трех участников, каких?

— Писатель, герой, читатель – три субъекта литературного произведения. Именно благодаря герою и осуществляется диалог, связь, понимание между писателем и читателем.

Сегодня нас ждет встреча с удивительными героями повести «Ася», которым дал жизнь тонкий лирик, мастер художественной прозы, великий классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев. Вы познакомились со статьей учебника. Скажите, какова главная проблема повестей и романов Тургенева?

— Выбор человеком своей жизненной позиции в изменяющихся исторических условиях.

— Какую роль в творчестве писателя играет любовный конфликт?

— Все герои проходят испытание любовью, ведь именно любовь и способность героя любить определяют его жизнь. В повести «Ася» любовь и жизненный выбор человека равнозначные понятия, любовь становится главным жизненным уроком человека.

Слайды 1,2. (Тема урока, портрет писателя)

Но смерти для твоих созданий нет,

Толпа твоих видений, о поэт,

Бессмертием навеки озарилась.

И.С.Тургенев был убежден, что любовь сопряжена с наивысшим подъемом чувств.

Изображение любви было для него важным творческим приемом: сразу обнаруживалось, есть ли у героя «натура», т.е. богатство духовной жизни, сила характера, или нет её и вместо неё «одна голова».

Имя Тургенева тесно связано с чувством любви, а при словах «тургеневская девушка» сразу возникает ряд особенных ассоциаций, если не сказать – видений. Какие они, «тургеневские» девушки?

«Тургеневские» девушки — героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту, сердечную искренность, это пленительные натуры без какой-либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям.

Слайд №6,7. (После ответов учащихся зачитать)

Когда написана «Ася»?

— Что легло в основу сюжета?

— Где происходит действие?

— Какую форму повествования выбирает автор?

— Что можно сказать о Н.Н.? Как он воспринимал окружающий мир?

— Вопросы Б на стр.136 учебника.

— Чем поразили господина Н. Гагин и его сестра при первом знакомстве?

— 2 глава, стр. 167, 168

— Каково состояние души г-на Н. после первого дня знакомства?

— стр. 169; «Я был счастлив…»

— Где встретили Асю Гагин и Н. на второй день знакомства? Какое чувство она вызывает у г-на Н.?

— Чувство досады, хотя он невольно любуется ею.(Стр.172)

— Как заканчивается второй день знакомства? Слайд №9.

Начал думать об Асе. Герой не отдает себе отчета, что с ним происходит, он мучается от ревности (сцена у виноградника). Постепенно Ася овладевает его сердцем. (Зачитать)

— Какую историю поведал Гагин?

— 8 глава (зачитать выборочно)

— Как меняется душевное состояние героя после того, как он узнал историю Аси? Что он открыл в ней? Что ему нравилось? Слайды 15,16.

— 9 глава; «Ее душа мне нравилась…»; отношения изменились, все озарено светом любви (гл.10, Слайд №17). Беспокойство и одновременно жажда счастья овладевают героем. Через пейзажную зарисовку автор помогает понять состояние героя. Он переполнен счастьем. После признания Аси «Крылья у меня выросли…», спрашивает себя: «Неужели она меня любит?»

— Что герой чувствует сам? Передайте содержание беседы Н. и Гагина.

Итог беседы: жениться на семнадцатилетней девочке – как можно?!

Сцена свидания (выборочно зачитать).

— Понравился ли вам Н.Н. в этой сцене? Почему?

— В чем он обвиняет Асю? В чем хочет оправдать себя?

— Как Ася ведет себя во время отповеди Н.?

— Герой сам пришел к своему несчастью. Когда приходит понимание того, что он любит Асю?

— Почему, узнав, что она нашлась, Н. не идет на разговор с ней?

— Что же произошло на следующий день? Понял ли Н. свою ошибку?

— Почему не состоялось счастье героев?

— Потому что душевная жизнь Аси и Н. протекала по-разному. Причина в разности их темперамента. Слайд №19.

Она: грациозная, непредсказуемая, решительная, загадочная, чистая.

Он: нерешителен, автор отказал ему даже в имени, наказывает за то, что сомневался в любви.

Ася – сильная личность, над которой не довлеют предрассудки общества. Любовь для нее превыше всего. Это очень чистый, не испорченный цивилизацией человек.

Господин Н. любил Асю, но не сразу понял это: в мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. К тому же Н.Н. принадлежит к тем людям, которые охотно предаются «горячим и восторженным размышлениям», но пасуют перед необходимостью поступка.

Она устремлена в будущее, а он боится идти вперед.

У нее есть смысл жизни – жизнь ради других. А он любит больше наблюдать за людьми, быть в толпе.

Она искренна, лишена фальши, кокетства, прямолинейна. Он часто уходит от ответа.

У нее сильный характер, она готова к самопожертвованию, он же боится этого.

Она активна и самостоятельна в решении своей судьбы. Он же пассивен, нерешителен, над ним довлеют предрассудки.

Вывод: Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему свое чувство к Асе лишь тогда, когда все было уже потеряно из-за не сказанного вовремя слова. Он с горечью осознает, что «у счастья нет завтрашнего дня…» Но чувства не забылись. Герой помнит все до мелочей, свято хранит «священные реликвии». А ведь «счастье было так возможно, так близко»!

У любви гарантий нет,

Уходя, оставьте свет (это больше, чем остаться)

В тех, с кем вам пришлось расстаться.

Вопросы на стр. 139.

1тема любви, проблема нравственного выбора.

4 – любовный конфликт.

Как сложилась судьба господина Н., мы знаем, а как, на ваш взгляд, могла сложиться судьба Аси? И почему автор ничего не говорит об этом? Напишите небольшое эссе.


Статьи по теме