Конспект Урока Южная Русь 6 Класс Пчелов

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Конспект Урока Южная Русь 6 Класс Пчелов. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Конспект Урока Южная Русь 6 Класс Пчелов.rar
Закачек 2975
Средняя скорость 5664 Kb/s

Конспект Урока Южная Русь 6 Класс Пчелов

Конспект урока по истории России в 6 классе (учебник под редакцией академика РАН А.В. Торкунова)

Цель: Определить, как географическое положение и природные условия повлияли на развитие различных русских княжеств.

Задачи:

  • Образовательные: Установление связи между географическим положением, природными условиями и особенностями общественного развития
  • Развивающие: Развивать умения работать с текстом и анализировать информацию. Развивать умение работать в группе, слушать друг друга. Приходить к компромиссу.
  • Воспитательные: Прививать чувство уважения к культуре своей Родины, толерантное отношение к другим народам.

Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок самостоятельной работы и проектной деятельности

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
  • Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у школьников самостоятельности; развитие внимательности при работе с текстами.
  • Предметные: развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом; овладение новыми понятиями.

Формируемые УУД:

  • Познавательные: находить в источниках достоверную информацию; владеть смысловым чтением; выделять главное; сравнивать; находить объекты на карте; заполнять таблицу, создавать презентации; выступать с защитой презентации.
  • Регулятивные: определять цель, проблему; планировать деятельность; работать по плану; коррекция и оценка деятельности.
  • Коммуникативные: излагать свое мнение; работать в группе; планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.
  • Личностные: осознавать свои эмоции и мотивацию учения; осознавать многообразие мира; вырабатывать толерантное отношение к другим; выбирать как поступить в той или иной ситуации.

Метод обучения: проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентации, учебник, рабочие тетради, атласы.

Межпредметные связи: география.

Основные понятия: политическая раздробленность, усобицы.

Начало урока.

Учитель: Период политической раздробленности – неизбежный этап в развитии средневековых государств. В 12-13 веках политическую раздробленность переживало Древнерусское государство. Оно распалось на 15 самостоятельных княжеств. Мы говорили о Владимиро-Суздальских землях. Покажите это княжество на карте.

Здесь была сильная княжеская власть. Огромную территорию занимали Новгородские земли. Покажите их на карте.

Учитель: Покажите на карте города Новгородской земли. А что можно сказать о княжеской власти?

Кто возглавил управление в Новгородской республике? Предполагаемый ответ: Бояре.

Вы получили на дом творческое задание, написать письмо от имени немецкого купца о его поездке в Новгород. Давайте послушаем несколько работ и поищем в каждой из них исторические ошибки.

Слушайте внимательно и участвуйте в обсуждении. (Зачитывают одну, две работы, обсуждают и оценивают).

1. Мотивация. Постановка проблемы. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: На карте видно, что кроме Новгородских и Владимиро-Суздальских земель немало других княжеств. Назовите наиболее крупные из них и покажите на карте. Конечно, поговорить сегодня обо всех не удастся. Так что можете воспользоваться исторической литературой и Интернетом, если что-то окажется за рамками нашей работы. С северными и северо-восточными землями мы познакомились. Осталось узнать о каких землях?

Тема: «Южные и юго-западные русские княжества в 12- начале 13 века».

  1. Киевское княжество.
  2. Черниговское княжество.
  3. Смоленское княжество и Бельские земли.
  4. Галицко-Волынское княжество.

Какие вопросы в жизни этих княжеств вы предлагаете рассмотреть?

Предполагаемый ответ: географическое положение, занятия населения, города, известных правителей, систему управления, памятники культуры.

Проблемный вопрос: Как географическое положение и природные условия повлияли на развитие различных русских княжеств?

2. Информационный этап.

Учитель: Познакомимся с событиями в Киевском и Черниговском княжествах. (Рассказ учителя сопровождается презентацией — у автора).

Учитель: Во второй половине 12 века из обширного Киевского княжества выделилось Переяславское и Турово-Пинское. В Киевском княжестве было много боярских вотчин. Их центрами были укреплённые замки с большим числом жителей и дружинников. Для защиты от половцев князья нанимали тех кочевников, которых половцы вытеснили из степей. «Черные клобуки» несли пограничную службу на южных и юго-восточных границах княжества. Киевское княжество оставалось центром борьбы с кочевниками. По призыву великого князя в Киев направляли свои войска Галицкое, Смоленское, Северское, Черниговское и другие княжества.

Учитель: Одним из самых экономически сильных было Черниговское княжество. Оно протянулось от левого берега Днепра до рязанских и муромских земель. В Чернигове было развито ремесло, процветала торговля. Чернигов был одним из церковных центров Руси. В городе были построены каменные храмы Свято-Преображенский и Троицкий. Князь Олег Святославич, родоначальник черниговской династии, был не только храбрым воином, но и умелым дипломатом. При его наследниках княжество стало утрачивать былое влияние. Отделилось Муромо-Рязанское княжество, затем другие земли.

Учитель: Как повлияли географическое положение и природные условия на развитие Киевского и Черниговского княжества?

Предполагаемый ответ: Здесь было развито земледелие, в многочисленных городах — ремесло и торговля. Постоянно совершали набеги половцы. Были боярские вотчины, а княжеская власть ослабла.

Учитель: На западе располагались земли сильнейшего Смоленского княжества. В его состав входили Бельские земли. Мы послушаем выступления ваших одноклассников и посмотрим иллюстративный материал.

Учитель: Как повлияло положение Смоленской земли на западной окраине на развитие княжества?

Предполагаемый ответ: В Смоленской земле была сильная княжеская власть.

3. Аналитический этап.

Все учащиеся работают по парам с текстом учебника по Галицко-Волынскому княжеству. Они заполняют таблицу в течение 7-8 минут, потом проверка задания в течение ещё 7-8 минут.

  1. Географическое положение: юго-запад Руси, мягкий климат, плодородные почвы.
  2. Занятия населения: пашенное земледелие, скотоводство, ремесло, торговля, добыча соли.
  3. Города: Владимир-Волынский, Галич.
  4. Известные правители: Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Галицкий.
  5. Система управления: княжеская власть ограничена боярами.
  6. Памятники культуры: Успенский собор во Владимире-Волынском, «Галицко-Волынская летопись», княжеский дворец в Галиче)

4. Подведение итогов.

Учитель: В ходе работы по истории южных и юго-западных княжеств вы говорили о влиянии географического положения и природных условий на развитие княжеств, их усиление в регионе или, наоборот, об ослаблении их позиций, об особенностях управления, хозяйственной деятельности и культуры.

5. Рефлексия.

За что сегодня я могу себя похвалить?

Мне надо ещё поработать над … чем?

6. Домашнее задание.

Учитель: Я предлагаю вам выполнить творческое домашнее задание. Используя учебник, ресурсы интернета подготовить экскурсию по одному из городов 12 — начала 13 века.

Урок предназначен для учащихся 6 класса. В данной разработке описывается феодальная раздробленность Руси

Просмотр содержимого документа
«Земли Южной Руси»

Конспект урока по истории.6 класс.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с территорией Южной Руси и определить ее положение в период феодальной раздробленности.

Сформировать представления о территории Южной Руси (Киевском княжестве);

Объяснить понятие «половцы»;

Выяснить историческое значение «Слова о полку Игореве».

Продолжить формирование умения работать с картой;

развивать умения учащихся работать с источниками, с различной справочной литературой;

умения высказывать своё мнение;

развитие навыка культуры речи, продолжать формировать умение использовать термины.

Воспитывать умения прислушиваться к чужому мнению при обсуждении «Слово о полку Игореве»;

воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому русского народа.

Форма урока: традиционная.

Оборудование: доска, карта, учебник, дополнительный материал, компьютер, проектор

2.Древняя Русь и Половецкая степь.

3. «Слово о полку Игореве».

Учитель приветствует учеников.

Ученики приветствуют учителя, встав со своих мест.

Тема нашего урока сегодня «Южная Русь». Сегодня мы должны с вами познакомиться с территорией Южной Руси и определить ее положение в период феодальной раздробленности. Но прежде, чем мы приступим к ее изучению, я бы хотела проверить ваши знания по предыдущим темам.

1.Прошу выйти к доске 3 уч-ся.

1) Работа с картой. На доске прикреплены фрагменты контурной карты с изображением одного из княжеств Древней Руси. Необходимо узнать княжество и прикрепить фрагмент контурной карты к настенной карте в месте расположения данного княжества. (Приложение1)

2) Разгадать кроссворд. (Приложение 2)

3) На доске прикреплены даты и события, их надо привести их в соответствие. (Приложение 3)

Пока ребята работают у доски, я хочу обратиться с вопросами к остальным учащимся.

Когда распалось древнерусское государство? Объясните причины превращения отдельных волостей в самостоятельные княжества.

Что оставалось общим для русских земель в эпоху раздробленности?

Объясните, как изменилось положение князей и бояр с распадом Руси на отдельные княжества.

Работают у доски.

Отвечают на вопросы учителя

3.Изучение новой темы

Спасибо ребята, вы молодцы!

Вот мы и подошли к главному моменту нашего урока, мы приступаем к изучению новой темы. Записываем число, тему и план урока. Вы знаете, что в период раздробленности образовались удельные княжества.

Одним из таких удельных княжеств было Киевское княжество. Посмотрите на карту.

Оно было одним из самым главных, ему подчинялись другие княжества. За киевский престол шла ожесточенная борьба среди князей. Юрий Долгорукий трижды захватывал престол и после третьего восшествия его отравили. Начались усобицы между потомками Святослава Ярославича и Владимира Мономаха. Это привело к созданию новой системы управления — правили сразу двое князей.

Также у Руси были давние соседи — половцы. Найдите на стр. 107 учебника, какую территорию занимали половцы. У вас на столах лежат толковые словари, найдите в них определение термина «половцы» и запишите в тетради.

Половцы были язычниками — приносили жертвоприношения и гадали. В святилищах они ставили каменные изваяния прародителей — каменные бабы. У половцев женщина считалась символом быта, она вела хозяйство, воспитывала детей и играла значительную роль в жизни половецкого общества. Изображение на слайде, (слайд 4) посмотрите внимательно на этот архитектурный памятник. Кто попытается его описать?

А скажите мне, почему памятник, посвящен именно женщине?

А сейчас мы с вами поговорим о произведении «Слово о полку Игореве», которое вы будете изучать по литературе в 9 классе.

Итак, в конце 12 в. половцы опять начинают свои набеги. Святослав Всеволодович решил объединить силы русских князей организовать поход против половцев. Но его двоюродный брат сам решил пойти в поход, его постигла неудача. Он попал в плен, но смог убежать и обратился за помощью в Киев. Об этих событиях и повествует «Слово». Откроем учебник на стр. 109 там представлен документ. Прочитаем его вместе и ответим на вопросы 1,2 к документу на стр. 110.

А теперь, ребята прежде, чем мы приступим к добыче новых знаний, мы с вами немножко отдохнем.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Конспект урока истории

Тема: «Южная и Юго-Западная Русь».

Цель урока: показать особенности развития Киевского княжества и Галицко-Волынской земли; рассказать об отношениях Руси с половцами.

— установить географическое положение указанных княжеств;

— объяснить задачи внутренней и внешней политики;

— познакомить с культурой Южной и Юго-Западной Руси, выявить влияние западной архитектуры в культуре Галицко-Волынской земли;

— выявить особенности развития Киевского княжества и Галицко-Волынской земли.

— воспитывать уважение и любовь к историческому прошлому нашей страны.

— развивать умение отвечать на вопросы и устанавливать причинно-следственные связи;

— формировать навыки работы с картой;

— продолжить работу по формированию умения работать с текстом учебника;

— совершенствовать технику и культуру речи детей;

— развивать умение делать выводы, слушать и слышать.

Оборудование урока: учебник, доска, мел, карта «Русь в период феодальной раздробленности в XII – XIII вв.», презентация «Южная и Юго-Западная Русь».

Форма урока – традиционная.

Тип урока – комбинированный.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Староста Анастасия Головачева назови, пожалуйста, отсутствующих.

Приветствуют учителя, садятся.

Староста называет отсутствующих.

Проверка домашнего задания

На прошлом уроке вы выполняли тестовое задание. К сожалению, не все успешно справились. По результатам проверки я выделила несколько заданий, оказавшихся наиболее сложными для вас – большинство не справились с ними. Поэтому прежде чем приступить к проверке домашнего задания, мы обратимся еще раз к тесту и выполним работу над ошибками.

Обратите внимание на 1 слайд. Первое задание – нужно вставить слово вместо пропуска.

А) Самым знаменитым торговым путем являлся_____

Б) Около 1078 года трое старших Ярославичей вместе с боярами составили письменный свод законов, названный______

В) Из Киевской Руси вывозили в другие страны оружие из булата, ___, ____, ______.

Обратите внимание на слайд 2.

Второе задание – по какому принципу образованы ряды?

А) хазары, печенеги, половцы;

Б) Святой, Ласковый, Красное Солнышко;

В) Десятинная церковь, Софийский собор, Золотые ворота.

Обратите внимание на слайд 3.

Третье задание – нужно установить соответствие:

А) Владимир Святой;

Б) Ярослав Мудрый.

1. выбор митрополита всея Руси русского по происхождению;

2. создание нескольких линий обороны на границе Руси с печенегами;

3. реформа язычества;

4. разгром печенегов под Киевом;

5. выход на Корсунь;

6. строительство Софийского собора в Киеве;

7. принятие христианства.

Молодцы, отлично справились с заданиями!

Теперь переходим к проверке домашнего задания.

Обратите внимание на слайд 4.

Первый вопрос: Когда наступил новый этап русской истории – эпоха раздробленности? Назовите причины.

Отвечаем на второй вопрос – Означала ли раздробленность конец существованию Древнерусского государства. Свой ответ аргументируйте.

Переходим к третьему вопросу – Перечислите последствия раздробленности Руси.

Заключительный четвертый вопрос – Объясните понятие натуральное хозяйство .

Итак, давайте подведем итог: в первой половине XII в. в Древней Руси наступил удельный период. Вместо единого государства возникло несколько самостоятельный княжеств, которые в свою очередь, дробились на более мелкие. Удельная система способствовала экономическому и культурному развитию Руси, но в то же время привела к постоянным княжеским усобицам и ослабила ее обороноспособность.

Читают первое задание.

Называют правильные ответы:

А) путь «из варяг в греки»;

Б) «Русской правдой»;

Читают второе задание и отвечают:

А) племена кочевников, с которыми воевала Русь;

Б) прозвища, данные народом Владимиру I ;

В) наиболее значимые памятники архитектуры в Киеве – X – нач. XII вв.

Читают третье задание и отвечают:

А) Владимир Святой:

— 2. создание нескольких линий обороны на границе Руси с печенегами;

— 3. реформа язычества;

— 5. выход на Корсунь;

— 7. принятие христианства.

Б) Ярослав Мудрый:

— 1. выбор митрополита всея Руси русского по происхождению;

— 4. разгром печенегов под Киевом;

— 6. строительство Софийского собора в Киеве.

I . Отвечают: со второй половины XI в. наступил новый этап русской истории – эпоха раздробленности. Причины:

— разрастание династии Рюриковичей;

— усобицы между князьями;

— рост крупного землевладения;

— развитие городов и ремесел;

— стремление князей к независимости;

— Любечский съезд 1097 г.

Отвечают – нет. Было нечто общее, что сохраняло, единство русских земель.

III . «+» — рост экономики;

— обогащение культуры княжеств;

«-» — ослабление военной мощи;

— усобицы между князьями.

Отвечают — Натуральное хозяйство — тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке.

Изучение новой темы

Домашнее задание, выставление оценок ( 1 мин.)

Сегодня мы с вами продолжим говорить об удельном периоде и подробнее остановимся на рассмотрении Киевского княжества и Галицко-Волынской земли.

Открываем тетради и записываем тему: «Южная и Юго-Западная Русь».

По ходу моего объяснения вы будете заполнять таблицу в тетради. Поэтому сейчас сделайте заготовку. Таблица состоит из 3 столбцов и 6 строк.

Прежде чем приступить к заполнению давайте найдем на карте эти княжества. Внимание на доску. Открываем учебники на стр. 89, следим по карте учебника.

Начинаем работать с таблицей – слайд 7.

1.Киевское княжество расположилось на Среднем Поднепровье. Это земли, находившиеся в лесной и лесостепной зоне .

Галицко-Волынские земли занимали территорию от Карпат и Днестровско-Дунайского Причерноморья на юго-западе до Литвы и Полоцкой земли на севере.

2. — Киев оставался церковным и религиозным центром Руси. Правление сразу 2-х князей.

— Один из крупнейших торговых и ремесленных центров на западе Руси. Борьба сильного боярства с абсолютной княжеской властью.

3. — Постоянные контакты с иностранными купцами, а так же частые набеги со стороны степных соседей кочевников.

— Постоянные контакты с Венгрией и Польшей, а так же борьба за Киевский престол.

4. — Развитие архитектуры, иконописи литературы.

— Развитие летописания, Архитектуры.

5. — Юрий Долгорукий

— Даниил Романович, Роман Мстиславович.

6. — Киевское княжество хоть и потеряло абсолютную власть над русскими землями, но все ровно в силу традиций осталось ареной борьбы князей.

— Галицко-Волынская земля отличалась высоким уровнем развития хозяйственной и культурной жизни, особенностью её было постоянное противоборство князей и боярства.

Итак, мы с вами закончили заполнение таблицы и выделили главные особенности каждого из княжеств.

Ответьте на вопросы:

Кто стал объединителем Галицкого и Волынского княжеств?

Какую систему княжеского управления создали киевляне?


Статьи по теме