Конспект Военные Походы Фараонов 5 Класс

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Конспект Военные Походы Фараонов 5 Класс. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Конспект Военные Походы Фараонов 5 Класс.rar
Закачек 2046
Средняя скорость 8752 Kb/s

Конспект Военные Походы Фараонов 5 Класс

Данная разработка предназначена для 5 кдассаи содержит все необходимые материалы для проведения урока по данной теме.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 35

имени Героя Советского Союза А.В. Гусько

станица Новоминская Каневской район

Конспект урока по истории Древнего мира

в 5 классе на тему

« Военные походы фараонов».

Сергиенко Марина Владимировна

станица Новоминская Каневской райо н

План-конспект урока истории в 5 классе

Тема урока: «Военные походы фараонов»

  • подвести учащихся к пониманию причин, характера и последствий военных походов фараонов Древнего Египта;
  • продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование : карта «Древний Египет», схема «Древнеегипетская армия».

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия и даты: пехота, колесница, конница, 1500 год до н. э. – походы фараона Тутмоса.

2.Проверка домашнего задания по вариантам.

-Кого называли ремесленниками?

-Какие ремесла были развиты в Древнем Египте?

-В каких условиях трудились земледельцы и ремесленники?

-Чем занимались вельможи?

-Что имели вельможи и ремесленники?

2)Работа у доски с терминами

3)Работа по карточкам

1. В поучении отец наставляет сына: «Обрати свое сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми».

Вопросы : Чему учит отец сына? Как, по его мнению, можно стать писцом? Почему должность писца в Египте считалась очень почетной?

2. Прочитайте отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответьте на вопросы.

Я — раб царя. С восхода до заката

Среди других свершаю тяжкий труд.

И кус гнилой – единственная плата

За стон, за пот, за тысячи минут.

Я – раб царя, и жребий мой безвестен;

Как тень зари исчезну без следа.

Меня с земли судьба сотрет, как плесень;

Но след не минет скорбного труда.

И простоит близ озера Мерида

Века веков святая пирамида.

Вопросы: О чем идет речь в этом стихотворении? Что прославлял его автор? Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки?

3.Работа над новым материалом .

Тема нашего урока «Военные походы». Мы выясним с вами, что собой представляет египетское войско, из кого оно формировалось, куда и с какой целью оно совершало военные походы.

( Работа по схеме)

Телохранител и- личная охрана фараона, которая в основном состояла из

чужеземцев -наёмников, которые за свою службу получали плату из казны и

подарки от самого фараона.

-А почему фараон не использовал египтян?

-это войско, которое состояло из наиболее опытных,

знающих свое дело воинов, которые не только ходили с

фараоном в военные походы, но и

обучали новобранцев бегать шеренгами,

стрелять из лука, владеть топориком и копьем.

Они так же, как и телохранители,

получали за свою службу плату из государственной

Пехота — самая большая часть египетской армии. Исход войны во

многом зависел от нее действий, выучки и выносливости. Воины

-пехотинцы получали плату из казны.

Государством выдавалось оружие, которое в мирное

время хранилось на складах.

Египетская пехота в мирное время использовалась,

как простая рабочая сила на тяжелых работах -на каменоломнях. Принцип

отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10

молодых людей, способных носить оружие.

Фараоны уделяли огромное внимание своему войску, всячески поощряли

нелегкий солдатский труд, раздавали земли наиболее отличившимся, золотые и

серебряные знаки отличия. Воины, трудившиеся на каменоломнях, получали от

государства ежедневно -около двух килограммов хлеба, кусок жареного мяса, два

По вооружению пехотинцы делились на легковооруженную (показ на

схеме), у которой были лук и стрелы. Тяжеловооруженную -имевшие копье,

В Iтыс. до н.э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из

Азии. Появляется колесничье войско. (Показ). Колесница представляет собой

двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми.

Лошади выдавались из государственных конюшен. Колесница была легкая и

подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На

оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое -возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой

-стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы.

Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке -дышлу, за которое

два коня везли колесницу.-

В чем преимущество колесниц перед пехотой? (Скорость, стремительность, внезапность)

состояла из нескольких соединений по 5 тыс. человек в каждом. 4 тыс. -пехо

та и 1 тыс. -колесничих. При Тутмосе было 12 соединений.-

Сколько же воинов насчитывала его армия?

(Работа с аппликацией)

Как вы думаете, почему я расставила именно так египетскую армию?

(Именно такое построение было при больших военных походах)

Куда и зачем посылали воинов египетские фараоны? Одним из таких и

был Тутмос, который правил 1500 тыс. лет до н.э. Именно при нем были успешными военные походы.

Сколько лет назад это было?

Южнее Египта находилась страна Нубия. Она славилась золотыми

К западу от Египта жили ливийцы, обладавшие стадами коров, коз и овец.

На северо-востоке, в Азии, совсем близко от Египта, находился Синайский

полуостров. Он был богат залежами медной руды.

-Почему Тутмос так легко покорял государства и вывозил оттуда все,

что ему было необходимо? (Сильная армия; государства, которые он покорял, не

На севере находились Палестина, Сирия и Финикия. Эти государства уже

были наслышаны о завоевательных походах Тутмоса, и чтобы защитить себя, они создали

военный союз, но и это не испугало фараона

Египетские воины возвращались от северных соседей с богатой военной добычей:

древесина, шерстяные ткани, украшения

Из каждой страны они привозили то, что им было необходимо. А какой

один и тот же товар они привозили из всех стран? (Рабов.)

Они называли их «живой -убитый».

Как вы думаете, почему их так называли?

А как вы думаете, кто больше всего страдал из

за военных походов?

А кто был заинтересован в них и почему?

(Учащиеся вместе с учителем делают вывод о причинах и целях военных

Для осуществления своих целей фараон забывает о простых воинах, которые

ради достижения его цели идут в длительные походы, оставляя свою семью,

землю, которая за время их отсутствия приходит в негодность. Полученные во

время сражений раны, сокращают им жизнь, ведь раненый вождь не нужен

фараону. И если кто-то вздумает оказать неповиновение от вельможи до простого

ремесленника, их ждет смерть, как и раба невольника. Ведь цель фараона —

богатство и власть.

4.Закреплениеи обобщение нового материала.

-Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

Урок 12. Военные походы фараонов

Цели: подвести учащихся к пониманию причин последствий характера военных походов фараонов Древнего Египта; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Предварительный просмотр:

Урок 12. Военные походы фараонов

Цели: подвести учащихся к пониманию причин последствий характера военных походов фараонов Древнего Египта; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

  1. Организационный момент
  1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Жизнь

1. Подготовка устного ответа по карточке №11 .

Сравни условия жизни землевладельцев, ремесленников и вельмож.

Для этого вспомни:

  • Кого называли ремесленниками?
  • Какие ремесла были развиты в Древнем Египте?
  • В каких условиях трудились земледельцы, ремесленники?
  • Чем занимались вельможи?
  • Что имели вельможи и ремесленники?

Примерный ответ учащегося

В Древнем Египте существовало очень много разных ремесел: горшечники, строители, ткачи, медники. Люди, которые занимались изготовлением чего-либо, назывались ремесленниками. Все они жили в простых жилищах. Вельможа помогал фараону. Носил его сандалии, мог судить людей, подавлять восстания. Он был богатым человеком.

Таким образом, вельможи и простые ремесленники жили в разных условиях. Одни (ремесленники и земледельцы) содержали других — вельмож и фараонов.

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

Задача № 1 (письменно; 3 человека). В поучении отец наставляет сына: «Обрати свое сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми».

  • Чему учит отец сына? Как, по его мнению, можно стать писцом? Почему должность писца в Египте считалась очень почетной? (Должность писца была очень популярна в Древнем Египте, так как писец вел учет налогов, которые должны были сдавать в казну простые египтяне. Он был помощником вельмож и фараонов.)

Задача № 2 (письменно; 3 человека). Прочитайте отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответьте на вопросы.

Я — раб царя. С восхода до заката Среди других свершаю тяжкий труд. И кус гнилой — единственная плата За стон, за пот, за тысячи минут. Я — раб царя, и жребий мой безвестен; Как тень зари исчезну без следа. Меня с земли судьба сотрет, как плесень; Но след не минет скорбного труда, И простоит близ озера Мерида Века веков святая пирамида.

  • О чем идет речь в этом стихотворении? Что прославлял его автор? Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки? (Автор прославляет труд простого человека, который строит такие памятники, которые будут стоять века.)
  1. Дискуссия с классом.

Вот какие советы давали в Египте начинающим чиновникам: «Если ты сидишь за столом у того, кто выше тебя по должности, то бери, когда тебе дают то, что лежит перед тобой. Не смотри на то, что лежит перед ним, как он не смотрит на то, что лежит перед тобой. Опускай лицо вниз, когда он тебя приветствует. Смейся, когда он смеется. Это приятно его сердцу. Гни свою спину перед начальником. .. И тогда в твоем доме будет богатство. Не сиди, если перед тобой стоит тот, кто старше тебя или выше по должности».

— Подумайте, какими качествами должен обладать чиновник в Египте? Каково твое мнение о подобных советах? Могут ли они быть актуальными сегодня? (Человек должен уметь выслуживаться, угождать своему господину, быть терпеливым и тогда его заметят, повысят в должности, а это — обогащение. )

Информация для учителя

Сегодня мы должны учить детей высказывать свою точку зрения на какие-то факты, события, поступки, уметь ее аргументированно защищать. Для этого целесообразно создавать на уроке «провокационные» ситуации. Например, решать задачу по истории Древнего мира, а перевести постепенно ее в плоскость сегодняшнего дня. «Сегодняшним днем» дети мыслят прекрасно. Причем, как правило, у каждого есть свое мнение. Мнения детей зачастую не совпадают, и тогда может развернуться дискуссия. И вот здесь нужно научить их грамотно спорить или вести дискуссию. Для этого нужно помнить некоторые правила.

При ведении полемики прежде всего определитесь, что является предметом спора или о чем идет спор?

Подберите аргументы (доказательства) своей точки зрения.

Умейте слушать оппонента, даже если не согласны с его точкой зрения!

Сформулируйте его точку зрения и изложите ему. («Если я вас правильно понял, то вы считаете. »). Это позволит вам удостоверится в том, что вы правильно поняли, а он поверит, таким образом, насколько правильно изложил свою позицию, даст возможность в ходе спора обойтись без искажений — при столкновении противоположных точек зрения обеспечит определенность исходных позиций спорящих.

Вдумываясь в положения, которые высказывает ваш оппонент, старайтесь его понять (это еще не значит принять данную точку зрения), выявить не только расхождения ваших позиций, но и их тождество.

Выяснив позицию вашего противника в споре, определив, с чем вы конкретно не согласны, начните опровержение этих положений.

Попытайтесь определить, нет ли противоречивости в положениях вашего оппонента. Это может стать сильной стороной вашей позиции.

Подбирая аргументы, следите за их стройностью, логичностью. Нельзя путать опровержение способа доказательства, которое применил оппонент, и сути самого тезиса (ведь можно неверно доказывать и правильные положения).

Критиковать надо неверную точку зрения, а не самого оппонента, то есть в споре не стоит переходить на личности.

В любом диспуте важен вывод.

Очень часто с первой попытки вам не удается убедить оппонента в правильности своей точки зрения. В таком случае спор можно возобновить, но лучше к нему подготовиться.

4. Заслушивается устный ответ по карточке № 11, дается отзыв на ответ по плану-памятке (см. образец, урок № 10). Собираются на проверку индивидуальные задания.

  1. Переход к изучению новой темы

Итак, мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, вельможи— все подчинялись фараону. Самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

  • Для чего совершали военные походы фараоны?
  1. Изучение новой темы
  1. Вооружение египетского войска.
  2. Походы египетских фараонов.
  3. Цели и последствия походов Тутмоса III.

На доске: тема урока.

  1. Сообщение о вооружении египетского войска (можно в объеме материала учебника). Класс, слушая, рассматривает иллюстрации на с. 45 Вигасина или с. 76 Михайловского.

Воины фараона были вооружены луками, другие — длинными копьями, боевыми топориками и кинжалами. Наконечники копий делались из бронзы (9/10 меди + 1/10 олова). Этот сплав был прочнее, чем медь. Пехотинцы имели легкий щит. Настоящую угрозу для противника представляла египетская конница.

  1. Работа с картой (с. 44 Вигасина или с. 79 Михайловского).

Внимательно посмотрите на легенду карты.

  • Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (Стрелочками).
  • На какие территории были совершены походы фараонов Египта? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию, Финикию.)
  • Где находится город Мегиддо? (На территории Палестины.)
  1. Рассказ учителя и работа по историческому документу.

Самые крупные завоевания совершил около 1500 г. до н. э. фараон Тутмос III, мы прочитаем документ о том, как проходила битва у города Мегиддо.

Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Аммона-Ра в Фивах

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенной своим боевым оружием «. » И враги увидели, что его величество одолеет их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами, полными страха. Они бросали своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их с помощью одежд втаскивали в этот город «. » И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг «. »

Тогда были захвачены их лошади и золотые и серебряные колесницы «. » Их ратники лежали, простершись на спине, как рыбы, а победоносное войско его величества считало свое достояние «. » И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы. И они доставили добычу, взятую ими: 340 пленных, 83 руки (египтяне убитым врагам отрубали руки в знак доблести), 2041 лошадь, 191 жеребенок, 6 жеребцов. молодых коней, 1 колесница, отделанная золотом, 897 колесниц его жалкого войска, 200 броней его жалкого войска, 502 лука, а также 387 голов (какого-то скота), 1929 быков, 2000 коз и 20 500 овец, 1796 рабов и рабынь, чаши из ценного камня и золота.

Крушол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

4. Беседа по прочитанному тексту документа .

  • С какой целью фараоны совершали свои военные походы в другие страны? Ответ подтвердите цитатой из документа. («.. .Ивот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов. »)
  • Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские воины? (Оружие, коней, скот, рабов м, конечно, золотые, и серебряные вещи.)
  • Кому воздавали хвалу воины Египта? (Своему фараону.)
  • Кому они приносили награбленное? (Своему фараону.)
  • Как распределял награбленное имущество фараон? (Ему и вельможам доставалось практически все, а простые воины ничего не получали.)
  • Какой характер носили войны? (Грабительский, несправедливый.) %

V. Закрепление изученного материала

  • По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков, коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое черное дерево. Но главная добыча — множество пленников. Почему пленники считались главной добычей на войне? (Пленники становились рабами, то есть полностью принадлежали хозяину. Они могли трудиться, что-то

создавать, обогащать хозяина, при этом платить им было не нужно.)

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Ученикам после ознакомления с материалами параграфа предлагается написать сочинение от имени Тутмоса III «Почему я так любил войну?» (задание рассчитано на 40 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

VI. Подведение итогов урока

Итак, военные походы фараонов в другие страны расширяли территорию Египта, приводили к обогащению рабовладельцев, но вместе с тем войны постепенно вели к ослаблению царства. Почему? Подумайте. А это мы выясним на следующем уроке. Домашнее задание: прочитать § 11 Вигасина или § 13 Михайловского; подготовить ответ на вопрос: «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?»; работа по контурной карте: рабочая тетрадь (вып. 1), задание 28 (с. 24); для любознательных: кто из известных тебе военачальников прошлого поступал иной раз так же, как и Тутмос III в битве под Мегиддо: Александр Македонский, Ганнибал, персидский царь Дарий II, римский полководец Камилл, Цезарь, Дмитрий Донской, Петр I, Румянцев, Суворов, Кутузов, Наполеон, Багратион, Барклай де Толли, Скобелев, Брусилов, Деникин, Колчак. — Назовите хотя бы 7-10 таких полководцев. (Так же поступали Александр Македонский, Цезарь, Петр I, Суворов, Кутузов, Наполеон, Багратион, Барклай де Толли, Скобелев, Деникин, Колчак.)

Двадцать два года фараон Тутмос III прожил не в Египте, которым должен был править. Царица Хатшепсут, его мачеха, захватила власть еще в 1525 году до н. э., когда ее объявили соправительницей Тутмоса II, отца Тутмоса III. Тутмос II был мужем этой волевой женщины, неплохого организатора.

Правила она Египтом спокойно, мирно. Снаряжала торговые — морские и сухопутные — экспедиции в разные страны, строила богатые храмы. Царица умерла в 1503 году до н. э. И в этот год Тутмос III, полновластный теперь правитель, собрал сильное войско, которое, по оценкам специалистов, могло доходить до 20 тысяч человек, и отправился в Сирию. Задачи перед Тутмосом III стояли сложные: и чисто военные, и житейские. Египет не воевал более двадцати лет. Старые воины за это время одряхлели, молодые были неопытны, необстрелянны, хотя готовились к походу усердно. Но и враги, сирийцы и палестинцы, не сидели сложа руки. Они создали антиегипетскую коалицию, подтянули войска к Мегиддо, важному стратегическому пункту, мощной по тем

временам крепости. В битве под Мегиддо Тутмос III дважды возглавлял войско, рискуя своей жизнью. У него не было пирамиды, а только подземная гробница.

За 19 лет Тутмос III совершил 17 успешных походов, овладел сотня- ми городов, Палестиной, Сирией. Это был крупнейший полководец.

Торопцев Л.П. 1000 великих битв с древних времен

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Конспект урока истории в 5 классе по теме:

«Военные походы фараонов», урок по ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каменно-Балковская средняя общеобразовательная школа Орловского района Ростовской области.

Конспект урока истории в 5 классе

Учитель: Дудкина Лариса Викторовна

Тема урока: «Военные походы фараонов».

Цель урока: Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с документом.

Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; научить распознавать интересы различных общественных групп; продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой; использовать документы и произведения искусства как исторический источник; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя.

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемный, деятельностный. (Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания, работают с источниками информации.)

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, мобильный класс, учебник, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия », тексты с отрывком из книги И. Ефремова «На краю Ойкумены» и историческим документом карточки с индивидуальными заданиями, карточка с вопросами, рабочие тетради.

Основные понятия изучаемые на уроке: власть, бронза, пехотинцы, боевые колесницы, дротики, стрелок, дышло, наемное войско.

Создание проблемной ситуации.

Вступительное слово учителя по теме:

« Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону – самому могущественному человеку Древнего Египта.

Первая строка нового параграфа гласит: Фараоны своей главной задачей ставили – усиление собственной власти.

А на чем же держится власть? (выясняем).

А что будет если один из компонентов ослабнет? (дети отвечают).

СИЛА ДЕНЬГИ АВТОРИТЕТ

А что нужно фараону, чтобы его власть в государстве была сильной?

Нужна СИЛА – боеспособное войско

Нужны ДЕНЬГИ – завоевательные походы, приносящие богатство

Нужен АВТОРИТЕТ – славные победы, религиозные верования (фараон – сын бога)

Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

Чтобы нам узнать об этом поподробнее, нужно найти ответы на следующие вопросы…

(план записан на доске, учитель зачитывает вопросы, которые являются пунктами плана).

2. Походы египетских фараонов:

— Направления завоевательных походов;

— Последствия походов Тутмоса III;

— Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

Изучение нового материала:

1 вопрос плана изучаем путем подводящего диалога, который побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника. Здесь выясняем: какие виды войск, вооружение (обязательно рассмотреть металл из которого изготовлено оружие – БРОНЗА), тактические маневры и т.д.

— Армия – это обученные, организованные вооружённые силы государства.

Она состояла из двух частей .

Одна часть – это пехота, самая большая часть египетской армии. Исход войны во многом зависел от ее действий, выучки и выносливости. Воины-пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах — на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Такой способ отбора в армию использовал русский царь Петр I .

ПЕХОТА состояла из лучников и копейщиков.

Задание: Давайте попробуем описать вооружение военачальника и рядового пехотинца.

Наконечники копий, доспехи, щиты были сделаны из бронзы – сплава меди и олова.

Вторая часть – колесничье войско.

В I тыс. до н.э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Рассмотрите колесницу, что она из себя представляла?

Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое — возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой — стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке — дышлу, за которое два коня везли колесницу.

— В чем преимущество колесниц перед пехотой?

— Скорость, стремительность, внезапность.

В ходе работы с текстом параграфа, рассматриваем и иллюстрации учебника по теме. Закрепляем образ армии слайдами демонстрирующими вооружение, устройство боевой колесницы, ее преимущества в бою.

2 вопрос плана разделим на подпункты:

— Цели военных походов выясним, организуя работу с документом.

Учитель ставит вопрос: Зачем правители Египта совершали военные походы? ( цели походов )

В повести писателя ХХ века Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о путешествии древних египтян во главе со знатным вельможей Баурджедом вокруг Африки.

После долгих лет странствий путники вернулись на родину. Фараон, по приказу которого Баурджед отправился в путешествие, уже умер.

Задает задание: Прочитайте о встрече вельможи с новым правителем Египта и найдите ответ на поставленные вопросы.

1. О чем были помыслы нового правителя Египта?

— О покорении новых земель

2. Почему правители Египта стремились к захвату новых земель?

Чтобы взять золото, рабов.

Во дворце фараона .

Фараон: Ты совершил неслыханные подвиги, перешел необозримые пространства.

Но ты вернулся с малой добычей, потерял много храбрых воинов
и умелых рабов…

Я не порицаю тебя, ты выполнил волю моего божественного брата.
Но мне нужно знать, много ли воинов потребуется, чтобы разбить эти южные страны, хороши ли будут рабы тех племен, много ли драгоценных камней можно взять оттуда для украшения моего храма.

Баурд : Великий Дом, сын Гора, там много разных племен, не объединенных дружбой, и ни одно из них в отдельности не смогло бы противостоять твоему огромному войску…

Но южная земля велика, и людей там, как песка в западной пустыне, – все войско, весь народ Черной Земли растворился бы в ней подобно горсти соли, брошенной в воду. Мы не могли бы удержать завоеванного, ибо наша сила велика, покамест мы все вместе на нашей земле, как муравьи в муравейнике.

Фараон: Ты хочешь сказать, что мне и моему избранному богами народу не подвластны земли жалких негров?!
Вот как ты укреплял величие фараона в далеком мире!

Баурд: Сын Гора, жизнь, здоровье, сила…
я только хотел сказать, что мир так велик.

— Направления завоевательных походов рассмотрим, изучая карту.

Определите по карте, в какие страны совершали походы войска Тутмоса III ?

В Нубию, Сирию, Палестину, Финикию, Ливию, Синайский полуостров.

— Из Сирии египтяне привозили строительный лес, медь, из Нубии – золото, из Ливии – стада коров и овец.

— Последствия походов Тутмоса III;

Больше всех прославился успешными походами в другие страны фараон Тутмос III , который правил в Египте около 1500 г. до н. э.

Как проходили военные походы египтян?

Я предлагаю найти ответ на этот вопрос из подлинного древнеегипетского текста –

из первоисточника! Используем мобильный класс.

Это письменное свидетельство было обнаружено в древней гробнице.

Войско вернулось благополучно,

разорив страну бедуинов,

снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники,

сжигая ее поселки,

перебив в ней десятки тысяч людей,

захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

Надпись на гробнице.

Бедуины – в данном случае: жители страны, располагавшейся, скорее всего, к северо-востоку от Египта.
Смоковница – то же, что инжир.
Дерево с плодами, которые широко употреблялись в пищу на Востоке в сыром и сушеном виде.

Какие цели преследовали египтяне?

Выделите в тексте красным цветом строки, отвечающие на поставленный вопрос.

Синим цветом строки, отвечающие на вопрос: Как проходили военные походы египтян?

— Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

Самостоятельная работа в парах . Ученики, работая в парах по учебнику, изучают вопрос плана самостоятельно. Ответы на вопрос, ученики кратко записывают в тетрадь.

Использование мобильного класса

Работа с историческим источником. Учитель раздает текст документа о том, как проходила битва у города Мегиддо, (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)

Учитель высвечивая на экране документ дает задание:

Выделите — красным цветом подтверждение, что фараон обладает силой;

— зеленым цветом богатство;

— синим цветом авторитет;

Из летописи Тутмоса III

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов , оно бы овладело Мегиддо в этот миг…

Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы … Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считало своё достояние … И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы .

(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества , чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила , потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.

Авторитет фараона проявляется и в изображении его. Проанализируйте иллюстрацию.

Роль фараона в битве нарочито преувеличивается.

Рефлексия. (Дети оценивают свою работу на уроке) Оценивание учителем.

параграф 8, подготовить ответ с использованием карты.

Найти ответы на вопросы:

Во время сражения египетская армия применяла манёвр, который назывался «гнев фараона». Что это был за манёвр?

Возницей, управлявшем колесницей, в Египте всегда был известный и уважаемый человек, а воином. стоявшим рядом с ним, мог быть только представитель знатного рода. Изготавливали колесницы из сосны, березы, вяза или ясеня с применением жутких военных хитростей. Острые длинные ножи на выступающих осях колесницы, как коса траву, скашивали врага. Ножи прикреплялись и к передку. Благодаря таким воинственным приспособлениям колесницы, проносившиеся по всему фронту от фланга до фланга, производили страшное опустошение в рядах противника.
Этот знаменитый маневр называется «гнев фараона».


Статьи по теме