Конспекты Уроков по русскому языку для Иностранцев

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Конспекты Уроков по русскому языку для Иностранцев. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Конспекты Уроков по русскому языку для Иностранцев.rar
Закачек 2268
Средняя скорость 2008 Kb/s

Конспекты Уроков по русскому языку для Иностранцев

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра русского языка и культуры речи

Контрольная работа по дисциплине

«Методика преподавания русского языка как иностранного»

Студентки ЗИА – 419С

Конспект урока по русскому языку

Тема: дом и квартира

Уровень учащихся: базовый

Цель: создать содержательные и организационные условия для формирования навыков устной речи по заданной теме

познавательный аспект: познакомить с видами зданий России, ввести и отработать лексические единицы по темам «Дом и квартира», «Обстановка в квартире».

развивающей аспект: развить способности к комбинированию и трансформированию уже изученных лексических единиц, способности к догадке, формированию выводов из прочитанного, содействовать развитию речевой активности, памяти, образного мышления, познавательного интереса, рефлексии деятельности.

учебный аспект: совершенствовать речевые навыки, развить умения читать с целью извлечения конкретной информации.

воспитательный: повышать познавательный интерес к стране изучаемого языка, формирование способности к совместной работе в группах.

Оборудование: классная доска, наглядные материалы (схемы, картинки, листовки с лексическим материалом), раздаточный материал (карточки с заданиями), электронная презентация.

Русский класс: учебное пособие по русскому языку как иностранному / И. Костина и др. — Ростов н/Д: Фениекс, 2006. – 336с.

Камышева С.Ю. Здравствуй, Россия. Здравствуй, Волгоград. Интенсивный курс русского языка (для англоговорящих). – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2999 – 116с.

Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 2003, — 334с.

Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку: учеб. пособие для высш. учеб. заведений; под ред. И.П. Лысаковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 270с.

обучения на уроке

Время работы в мин.

Цель этапа урока

Характер формируемых умений и навыков

Виды упражнений, страновед.

Виды контроля: домашняя работа, текущий, отсроченный контроль и т.д.

подготовить учащихся к занятию

умения концентрироваться на урок, приспосабливаться к смене видов деятельности

Приветствие, отмечание отсутствующих

сформулировать цель, дать установку, формировать познавательные интересы.

умения синтезировать материал,

прогнозировать и формулировать цели, развитие

вступительная беседа: Я приготовила для вас три картинки (приложение 1). Ваша задача назвать, что они изображают.

сегодня на уроке мы узнаем, какие виды домов распространены в России, повторим знакомую лексику и познакомимся с новой по темам: дом, мебель, домашние принадлежности. Мы будем выполнять различные упражнения, читать тексты для достижения поставленной цели – научиться рассказывать о своем доме, его обстановке. Вы сможете использовать данный материал в повседневной жизни.

выполнения задание (называют что изображено на картинках),

отвечают на вопросы.

текущий, устное фронтальное обсуждение.

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

создание атмосферы общения на уроке, подготовка перехода к основной части урока

навыки монологической речи

задает вопрос на английском языке

(речевая разминка) (приложение 2).

отвечают на вопросы на английском языке

текущий, устный в форме фронтального диалога

Усвоение новых знаний

Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах

— основных лексических единиц, обслуживающих данную тему, выделить суть темы

лексические навыки, навыки перевода, развитие умений сравнивать, анализировать лексику.

Знакомство с новой лексикой (приложение 3), соотнесение названий на русском и английских языках(приложение 4) (интерференция) , выявление неизвестной лексики при выполнении задания

запоминание представленных лексических единиц, выполнение задания на соотнесение, проведение сравнения английских и русских слов,

нахождение неизвестной лексики.

Использование наглядностей, упражнение на соотнесение, упражнение на поиск неизвестной лексики

текущий, устный сначала парный, а затем фронтальный. вопросно-ответный

грамматический навык (словообразование)

Сообщение учителем нового грамматического материала (приложение 5), организация устного фронтального выполнения заданий по изученному материалу

восприятие учащимися нового материала, пробное

применение знаний при выполнении заданий (1,2 упражнения устно)

Использование примеров, тренировочные упражнения .

текущий, устный фронтальный, выполнение упражнений

лексические навыки, навыки ознакомительного чтения, умения ориентироваться в прочитанном тексте

учителем нового страноведческого материала (приложение 6),

изображений различных видов зданий, 2) организация

работы по чтению текстов про себя и текста вслух, задает вопросы на проверку понимания текста.

восприятие учащимися нового материала знакомство со страноведческим материалом

социокультурная информация «Некоторые виды домов распространенные в России», использование контекста. использование наглядностей

текущий. устный фронтальный вопросно-ответный

лексические навыки, навыки перевода, развитие умений сравнивать, анализировать лексику.

Знакомство с новой лексикой (приложение 7), выявление неизвестной лексики при выполнении задания (приложение 8)

запоминание представленных лексических единиц, выполнение задания на нахождение неизвестной лексики.

Использование наглядностей, упражнение на соотнесение, упражнение на поиск неизвестной лексики

текущий, устный сначала парный, а затем фронтальный. вопросно-ответный

Первичная проверка понимания нового учебного материала

установить осознанность усвоения нового материала, выявленные проблемы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующую этапу

умения применять знания по образцу в сходных условиях,

лексические и грамматические навыки, навыки чтения умения ориентироваться в прочитанном тексте

1) организация устного фронтального выполнения заданий по изученному материалу (приложение 9)

применение знаний при выполнении заданий (1упражнение фронтально — обсуждение, 2 упражнение в парах, 3 — устно) самостоятельная работа по узнаванию изученных лексических единиц при чтении иноязычного текста

тренировочные упражнения: упражнения на аналогию, упражнения в сознательном выборе, упражнения со стандартными фразами

текущий, устный фронтальный, парный (2 упражнение) выполнение упражнений

Закрепление новых знаний

организация деятельности учащихся по применению изученных знаний к объяснению различных процессов, а также решению задач

умения переноса знаний, умения распознавать, воспроизводить новое содержание, лексические и грамматические навыки, навыки устной монологической речи, умения работать в парах. навыки чтения умения ориентироваться в прочитанном тексте

организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний, актуализация изученных знаний (приложение 10),

организация выполнения первого, второго и третьего упражнений устно, фронтально, 4-е устно по парам (работа с карточками), 5 – е устно по парам (работа с наглядностью)

(приложение 11) 2)организация

работы по чтению текста про себя и вслух с введенной лексикой (упражнение 6,7), задает вопросы на проверку понимания текста.

включенность учащихся в деятельность не только по воспроизведению, но и оперированию знаниями.

Наглядность, раздаточный материал (карточки), тренировочные упражнения

текущий, устный, выполнение упражнений, ответы на задаваемые вопросы

Обобщение и систематизация знаний

воспроизведение и коррекция умений и навыков при комплексном применении знаний

навыки творческого решения задач, навыки аудирования, навыки устной монологической речи.

инструктаж по выполнению упражнений: аудирование диалога работа в парах, фронтальное обсуждение фразеологизмов,

групповое составление описания по картинке; контроль за правильным их выполнением

самостоятельная работа по комплексному применению ЗУП на всех уровнях

практика: упражнения на дополнение, упражнение на конструирование предложений, социокультурная информация – разговорная русская речь, фразеологизмы

текущий устный (диалог- парный, самоконтроль, фразеологизмы фронтальный), выполнение заданий и представление их учебной группе

Контроль и самопроверка

проверка усвоения языкового материала, выявление недостатков и причин их появления, стимулирование на самообразование

навыки самостоятельной работы, умения активизировать изученный языковой материал,

инструктаж по выполнению теста, разбор формулировок заданий, контроль по выполнению (приложение 13)

самостоятельная работа по выполнению теста

упражнение на дополнение, расшифровку — объяснение, словообразование, составление предложений

письменный, отсроченный, индивидуальный.

Информация о домашнем задании

на основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению.

навыки письма, творческого выполнения задания,

сообщить домашнее задание, проинструктировать о его выполнении

Домашнее задание: составление письменного описания обстановки дома (мебель) по картинкам

записывают информацию о домашнем задании

практическое, составление описания по картинкам

Подведение итогов урока.

дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках.

умения анализировать, обобщать, навыки самооценивания и взаимооценивания,

организация беседы о проведенном занятии (примерные вопросы для обсуждения: Что вам показалось самым трудным \ легким в ходе нашего занятия, что вам хотелось ещё узнать по этой теме? какие вопросы данной темы кажутся для вас затруднительными? Я готова их выслушать.

участие в обсуждении

Коллективное обсуждение полученных результатов, вопросно-ответное обсуждение

Обучение русскому языку как иностранному имеет свои особенности, отличающие его как от овладения родным языком, который усваивается в раннем возрасте неосознанно и стихийно (родной язык сначала является средством усвоения ребенком общественного опыта, и лишь затем – средством выражения собственных мыслей), так и от обучения другим общеобразовательным и специальным дисциплинам. Усвоение иностранного языка не дает человеку непосредственных знаний о реальной действительности (в отличие от математики, истории и других дисциплин), но дает учащемуся инструмент для получения новых знаний. Речь идет, конечно же, об учащихся-инофонах общеобразовательных школ, для которых равнозначно важно и получение общего базового образования, и освоение иностранного языка, на котором ведется преподавание школьных дисциплин. Причем первая задача невыполнима без второй. Овладение средствами изучаемого языка (его лексикой, грамматикой, фонетической системой) – это лишь одна из сторон изучения русского языка как иностранного. Главное – это развитие основных компетенций: языковой, речевой, коммуникативной.
Другое отличие иностранного языка как учебного предмета заключается в его беспредельности, т.е. отсутствии границ в овладении языком. Беспредельность языка вынуждает учителя стремиться к ограничению объема изучаемого языка, достаточного для его практического применения с учетом потребностей обучающихся. Так, владение 2000 лексических единиц считается вполне достаточным для понимания 75% любого иноязычного текста.
Таким образом, отличительными особенностями учебного предмета «русский язык как иностранный» по сравнению с курсом родного языка считаются следующие:

  • язык является одновременно и целью и средством обучения (в частности, средством получения специальности на изучаемом языке);
  • в отличие от родного языка, усвоение которого идет неосознанно и интуитивно (путь «снизу вверх»), усвоение иностранного языка осуществляется осознанно и намеренно (путь «сверху вниз») (Л.С. Выготский);
  • изучение языка сводится к овладению новыми способами выражения мыслей;
  • учитывается опыт овладения учащимися родным языком;
  • в качестве ведущей рассматривается практическая цель обучения, направленная на овладение языком как средством общения и приобретения умений, необходимых для успешного владения языком.

Публикация данного материала содержит

  • конспект урока по теме «Винительный падеж», цель урока: закрепление темы винительного падежа на лексическом материале «Животный мир». Развитие навыков чтения, говорения, письма на основе лексико-грамматических упражнений и текста «Ёж-спаситель» Виталия Бианки.
  • презентацию к уроку

Предварительный просмотр:

Обучение русскому языку как иностранному имеет свои особенности, отличающие его как от овладения родным языком, который усваивается в раннем возрасте неосознанно и стихийно (родной язык сначала является средством усвоения ребенком общественного опыта, и лишь затем – средством выражения собственных мыслей), так и от обучения другим общеобразовательным и специальным дисциплинам. Усвоение иностранного языка не дает человеку непосредственных знаний о реальной действительности (в отличие от математики, истории и других дисциплин), но дает учащемуся инструмент для получения новых знаний. Речь идет, конечно же, об учащихся-инофонах общеобразовательных школ, для которых равнозначно важно и получение общего базового образования, и освоение иностранного языка, на котором ведется преподавание школьных дисциплин. Причем первая задача невыполнима без второй. Овладение средствами изучаемого языка (его лексикой, грамматикой, фонетической системой) – это лишь одна из сторон изучения русского языка как иностранного. Главное – это развитие основных компетенций: языковой, речевой, коммуникативной.
Другое отличие иностранного языка как учебного предмета заключается в его беспредельности, т.е. отсутствии границ в овладении языком. Беспредельность языка вынуждает учителя стремиться к ограничению объема изучаемого языка, достаточного для его практического применения с учетом потребностей обучающихся. Так, владение 2000 лексических единиц считается вполне достаточным для понимания 75% любого иноязычного текста.
Таким образом, отличительными особенностями учебного предмета «русский язык как иностранный» по сравнению с курсом родного языка считаются следующие:

  • язык является одновременно и целью и средством обучения (в частности, средством получения специальности на изучаемом языке);
  • в отличие от родного языка, усвоение которого идет неосознанно и интуитивно (путь «снизу вверх»), усвоение иностранного языка осуществляется осознанно и намеренно (путь «сверху вниз») (Л.С. Выготский);
  • изучение языка сводится к овладению новыми способами выражения мыслей;
  • учитывается опыт овладения учащимися родным языком;
  • в качестве ведущей рассматривается практическая цель обучения, направленная на овладение языком как средством общения и приобретения умений, необходимых для успешного владения языком.

Тема : Винительный падеж

Цель урока : закрепление темы винительного падежа на лексическом материале «Животный мир». Развитие навыков чтения, говорения, письма на основе лексико-грамматических упражнений и текста «Ёж-спаситель» Виталия Бианки.

1 этап. Организационный.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем читать новый интересный текст о животных. Вы узнаете, какие чудеса иногда случаются в природе. Но сначала мы немножко потренируемся, сделаем упражнения, и нам будет легче понять этот рассказ. Мы будем читать, писать, говорить, слушать.

2 этап. Фонетическая зарядка.

Дифференциация звуков ж и ш.

Повторите слоговые ряды (слайд №2):
“жа — ша — жа” “ша — жа — жа” “ша — ша — жа”
“ша — жа — ша” “жа — ша — ша” “жа — жа — ша”

(Ряды представлены учащимся визуально. Учитель читает, учащиеся хором повторяют. Затем учащиеся «по цепочке» читают эти же ряды)

Игра “Скажи наоборот” (учитель произносит первые три слога, а учащийся должен продолжить правильно свои слоги)( слайд №3):
“шу — шу — шу” (“жу — жу — жу”)
“ша — ша — ша”

“шо — шо — шо”
“ши — ши — ши”
“ше — ше — ше”

Выберите “лишнее” слово (слайд №4):

_аба, лу_а, _уба, ко_а;

ма_ина, каранда_и, до_дик, у_и.

Произнесите слова, выделяя ж и ш интонацией (слайд №5-7):

3 этап. Отработка лексического и грамматического материала .

Послушайте стихотворение, ребята!

Бывают в мире чудеса: ужа ужалила оса,
Ужалила его в живот, ужу ужасно больно, вот!
А доктор еж сказал ужу: “Я ничего не нахожу.
Но все же, думается мне, лежать вам лучше на спине,
Пока живот не заживет, вот!”
(Н. Воронель, Р. Муха)

Повторяйте хором за мной строчки этого стихотворения. Слушаем, как мы произносим звук ж!

Вопросы к тексту прослушанного стихотворения (слайд№8):

  • Назовите героев этого стихотворения.
  • Найдите героев стихотворения на картинках.
  • Кто из них был доктором?
  • У кого болел живот?
  • Кто укусил ужа?
  • Кого укусила оса?
  • Куда укусила оса ужа?
  • К кому пришел уж?
  • Подберите слово, близкое к слову доктор: учитель, врач, водитель, строитель.
  • Что делает врач?
  • Кого лечил еж?

Давайте вспомним, что вы знаете о животных, которые стали героями этого стихотворения.

  • Кто из них живет в дупле дерева?
  • Кто из них живет в норе?
  • У кого иголки?
  • У кого желтое пятно на голове?
  • Кто из них умеет летать?
  • Кто из них на зиму впадает в спячку, засыпает до весны?
  • Как называют детей ежа?
  • Как называют детей ужа?
  • Назовите детенышей других животных, используя такой же суффикс –ат-, -ят (слайды № 9-10).

Этап 4. Повторение основной грамматической модели.

Винительный падеж: объект – направление деятельности.

Ответьте на вопросы:

Оса укусила ужа (куда?) __________

Уж пополз за помощью (куда?)___________

Уж попросил о помощи (кого?) __________

Еж дал ужу (что?) ______________

Еж посоветовал ужу беречь (что?)_____________

Уж вернулся (куда?)_______________

Сделаем перерыв, встанем из-за парт и, повторяя слова знакомого стихотворения, выполним упражнения:

На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет!

Этап 5. Работа с текстом.

Пришло время нам поработать с рассказом Виталия Бианки «Ёж-спаситель». Сегодня вы узнаете историю про ежа-защитника. Но прежде давайте поработаем с новыми словами:

  • Спаситель – тот, кто приходит на помощь слабому, помогает, спасает.
  • Накинуть платье – быстро одеться
  • Босиком – без обуви, голыми ногами.
  • Живо – быстро, без труда.
  • Зафуфукал – котенок замяукал, щенок залаял, воробей зачирикал, а еж зафуфукал, т.е. заговорил на своем языке.
  • Зигзаг – не прямая, изогнутая линия.
  • Ядовитый – опасный для жизни.
  • Руки-ноги отнимаются – почувствовать слабость, неуверенность, испугаться.
  • Засеменить – побежать, делая маленькие шаги, быстро перебирать лапками.
  • Свернулся в клубок – ёж не убегает от опасности, а сворачивается так, что выставляет вокруг себя иголки. Когда опасность минует, он разворачивается.

А теперь я буду читать текст, а вы следите за ударениями в словах.

1. Маша проснулась рано-рано, накинула на себя платье и босиком побежала в лес.

В лесу было много земляники. Маша живо набрала корзинку и побежала домой. Но вдруг поскользнулась и громко вскрикнула от боли: её босая нога до крови укололась об острые колючки .

2.Оказалось, под кочкой сидел ёж. Он сейчас же свернулся в клубок и зафуфукал.

Маша заплакала, села на соседнюю кочку и стала платьем обтирать кровь с ноги. Ёж замолчал.

3. Вдруг прямо на Машу ползет большая серая змея с черным зигзагом на спине – ядовитая гадюка! От страха у Маши руки-ноги отнялись. А гадюка ползет к ней, шипит и высовывает раздвоенный язык .

4. Тут вдруг ёж развернулся и быстро-быстро засеменил навстречу змее. Гадюка вскинулась всем телом и кинулась на него . Но ёж ловко подставил ей свои колючки . Гадюка страшно зашипела, повернулась и хотела уползти от него. Ёж бросился за ней, схватил зубами за голову и наступил ей на спину лапкой.

А Маша вскочила и убежала домой .

А теперь мы будем читать текст по очереди и отвечать на вопросы.

  • Когда проснулась Маша?
  • Куда торопилась Маша?
  • Что она собирала в лесу?
  • Во что Маша собирала землянику?
  • Почему Маша поскользнулась?
  • Обо что Маша укололась?
  • Чьи же были колючки?
  • Почему Маша заплакала?
  • Почему ёж не убежал?
  • Кто испугал Машу?
  • Как выглядит гадюка?
  • Какой у нее язык?
  • Зачем ёж побежал к гадюке?
  • Кто победил в этом бою?
  • Как ёж победил гадюку?
  • Почему гадюка не смогла победить ежа?
  • Почему рассказ называется «Ёж-спаситель»? Кого спас ёж?

Задайте вопросы к словам, выделенным в тексте, используя модель:

  • Что рано утром надела на себя Маша?

Маша надела на себя платье .

  • Куда Маша побежала за ягодами?

Маша побежала в лес .

6 этап. Подведение итогов урока.

О каком животном говорили мы сегодня на уроке? Кем был еж в стихотворении, которое мы слушали? Кем стал ёж в рассказе Виталия Бианки? А вы встречали ежа в природе? Расскажите о этой встрече.

Прочитайте текст, подготовьте его пересказ, нарисуйте иллюстрацию к рассказу.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока говорения по русскому языку как иностранному на тему «Наше здоровье» »

Конспект урока говорения на тему «Наше здоровье»

Цель: познакомить с правилами и конструкциями перевода диалогической речи в монологическую; научить переводить диалогическую речь в монологическую; актуализировать слова лексико-тематической группы «Здоровье» и лексико-семантической группы «Болеть»; совершенствовать навыки составления монологических текстов; развивать навыки устной продуктивной монологической речи; воспитывать культуру здорового образа жизни.

Оборудование и материалы:

1) Карточки для доски со словами по теме урока.

– Все мы часто или редко, но болеем. Нам приходится обращаться к врачу: вызывать врача на дом, ходить на прием в поликлинику. Сегодня на занятии мы рассмотрим такие ситуации, научимся действовать в них и рассказывать о них.

1.2. Вступительная беседа.

– Вы часто болеете?

– Чем Вы болели последний раз?

– Вы вызываете врача на дом или ходите в поликлинику?

– Как Вы лечите простуду?

– Где можно приобрести нужное лекарство?

– Дайте какой-нибудь совет из народной медицины, как лечить простуду (например, горячее молоко с мёдом – от кашля, чай с малиной – от высокой температуры).

2. Основная часть урока

2.1) Работа со словами лексического минимума.

Задание 1. Слушайте вопрос и называйте слово-ответ.

Методический комментарий. Преподаватель задает вопрос и после того, как студенты называют слово, фиксирует карточку с нужным словом на доске.

– Как называется человек, который лечит людей? (врач, доктор)

Слова для доски: врач, доктор

– Как называется место, куда идет заболевший человек? (поликлиника)

Слово для доски: поликлиника

– Где мы покупаем лекарства? (в аптеке)

Слово для доски: аптека

– С помощью чего мы измеряем температуру тела? (с помощью градусника/ термометра)

Слово для доски: градусник

– Как вы понимаете слово «больница»? (лечебное учреждение; место, где находится больной человек в течение определенного времени, получает лечение)

Слова для доски: больница, болеть – заболеть.

– Какие заболевания вы знаете? (ангина, грипп, кашель, насморк)

Слова для доски: ангина, грипп, кашель, насморк, болит (горло, голова, живот, зуб).

– Когда мы болеем и не можем пойти в поликлинику, мы вызываем врача на дом.

Слова для доски: вызывать – вызвать (врача)

– Назовите антоним слова «заболеть» (выздоравливать – выздороветь, вы́здоровею, вы́здоровеет)

Слова для доски: заболеть, выздороветь

– Что нужно принимать, чтобы выздороветь? (лекарство)

Слово для доски: лекарство

– Больного человека принято навещать, т.е. посещать в больнице или дома.

Слова для доски: навещать – навестить (кого?)

– У больного человека спрашивают: «Как вы себя чувствуете? Как ваше здоровье?»

Слова для доски: чувствовать себя (хорошо/плохо)

– Назовите антоним слова «больной»

Слова для доски: больной – здоровый; болен, больна – здоров, здорова

Задание 2. Прочитайте названия специальностей врачей. Скажите, что они лечат. Выберите правильные ответы.

Методический комментарий. Студентам необходимо установить соответствие между словами правого и левого столбиков.


Статьи по теме