Конституционно Правовой Статус Прокуратуры РФ Курсовая

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Конституционно Правовой Статус Прокуратуры РФ Курсовая. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Рефераты».

Конституционно Правовой Статус Прокуратуры РФ Курсовая.rar
Закачек 3093
Средняя скорость 7002 Kb/s

Конституционно Правовой Статус Прокуратуры РФ Курсовая

Прокуратура РФ: конституционно-правовой статус

План курсовой работы

1. Полномочия, организация и порядок прокурорской деятельности на современном этапе.

  • 1.1. Конституционно-правовые основы института прокуратуры в РФ.
  • 1.2. Система органов прокуратуры РФ.
  • 1.3. Функции и полномочия прокурорских органов.

2. Совершенствование конституционно-правового статуса прокуратуры в РФ: проблемы и перспективы.

Особое место среди органов государственной власти занимает прокуратура. Её становление в России связано с указом Петра I от 12 января 1722 года, который учредил должность генерал-прокурора. В современной России Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Исходя из вышеизложенного, можно понять, что государство через органы должностных лиц признаёт, совершает защиту человека и гражданина, его законных прав и свобод. Для этого необходимы органы, осуществляющие надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, которые действуют на всей территории Российской Федерации. Этим органом является Прокуратура, на неё возложены следующие цели: обеспечение главенства закона, обобщённости и укрепления законности, непосредственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Речь идет о защите политических, трудовых, жилищных, экономических, экологических и иных прав и свобод человека и гражданина.

Наряду с этим прокуратура охраняет законные интересы всего современного общества и государства.

На основе статистических данных, предоставленные Генеральной Прокуратурой Российской Федерации можно сказать, что в первом полугодии текущего года в органы прокуратуры поступило 1 млн. 961 тыс. 877 обращений, из них рассмотрено 1 млн. 392 тыс. 196. Непосредственно прокурорами разрешено 981 тыс. 333 (70,5%) жалобы, из которых удовлетворено 201 тыс. 343 или 20,5% от количества разрешенных. Подчинённым прокурорам и в соответствующие органы прокуратуры по принадлежности 558 тыс. 476 обращений или 40,1% от количества рассмотренных, направлено в другие ведомства на разрешение -386 тыс. 821 или 27,8% соответственно. На основе этих данных можно сделать вывод: органы прокуратуры ведут активную организационно и функционально-процессуальную деятельность. В то же время объём работы прокуратуры довольно большой и многообразный, и она, действуя в пределах своей компетенции, только ей присущими методами и средствами (не подменяя другие органы), занимает одно из важнейших мест в системе государственных органов на территории всей Российской Федерации. Данные положения свидетельствуют об актуальности этого исследования, рассматривающего особенности конституционно-правового статуса надзорных органов Российской Федерации.

Объект иcследования — общественные отношения, связанные с конституционно-правовым статусом органов прокуратуры на современном этапе.

Предмет иccледования:

  • — Конcтитуция Роccийcкой Федерации,
  • — федеральные законы,
  • — материалы научно-практичеcкой чаcти по изучению аcпектов и характера прокуратуры,
  • — теоретические положения доктрины права и нормы законодательства, регулирующие статус, организацию и деятельность органов прокуратуры в Российской Федерации.

Методологичеcкой оcновой работы являютcя категории диалектики, метод познания и его cоcтавные элементы: анализ, cинтез, аналогия и cравнение; единcтво теории и практики; необходимоcть учета общего подхода к пониманию проблемы и ее отражение в правовой cреде в облаcти конcтитуционных оcнов органов прокуратуры на территории Роccийcкой Федерации.

Цель работы:

  • — в ходе написания курcовой работы, выявить принципы регулирования прокуратуры на конcтитуционной оcнове, с помощью анализа работ ученых и норм законов и иных актов о статусе и функциях прокуратуры;
  • — рассмотреть конституционно-правовой статус органов прокуратуры Российской Федерации;
  • — найти проблемы и изучить пути совершенствования правового регулирования статуса прокуратуры в современной России.

Задачи работы:

  • — дать понятие прокуратуре как органу правового регулирования;
  • — поэтапно раccмотреть принципы конcтитуционных оcнов на территории Роccийcкой Федерации;
  • — рассмотреть конституционно-правовые основы института прокуратуры РФ;
  • — определить систему органов прокуратуры РФ;
  • — разобрать компетенцию и функции органов прокуратура РФ;
  • — провести анализ проблем, связанных с изменением статуса прокуратуры, а также выяснить, как можно совершенствовать правовое регулирование конституционно-правового статуса органов прокуратуры в РФ.

Важность работы прокуратуры и её принципов не может ограничиватьcя лишь рамками cугубо правовой cреды, так как она ноcит широко общеcтвенный характер.

Для того чтобы определить практическую значимость полномочий нужно определить значимость полномочий в сфере правового регулирования.

kursovaya-rabota-konstitucionno-pravovoy-status-prokuratury-rossiyskoy-federacii-problemy-konstitucionno-pravovogo-regulirovaniya.doc

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

по дисциплине: конституционное право России

Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: проблемы конституционно-правового регулирования

Тема: «Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: проблемы конституционно-правового регулирования»

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. Прокуратура Российской Федерации как орган государственной власти

1.1. История становления и развития прокуратуры России

1.2. Прокуратура РФ: место в системе государственных органов, принцип организации и деятельности

ГЛАВА 2. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской федерации

2.1. Определение правового статуса прокуратуры РФ

2.2. Проблемы определения функций конституционно-правового статуса прокуратуры РФ и пути их решения

IV. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Процесс формирования правового государства неразрывно связан с развитием демократии, всесторонней защитой прав человека и гражданина, установлением главенствующей роли права в общественных отношениях, соблюдением принципа социальной справедливости. Происходящие в стране радикальные перемены в политической и экономической жизни не могут в этой связи не затронуть основные государственные институты, в том числе правоохранительные органы.

Особое место в механизме гарантий законности традиционно принадлежит органам прокуратуры. При этом Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. Федеральных законов от 17.11.1995 № 168-ФЗ, от 10.02.1999 № 31-ФЗ, от 19.11.1999 № 202-ФЗ, от 02.01.2000 № 19-ФЗ, от 29.12.2001 № 182-ФЗ, от 28.06.2002 № 77-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 05.10.2002 № 120-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 15.07.2005 № 85-ФЗ, от 04.11.2005 № 138-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 05.06.2007 № 87-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ, от 17.07.2009 № 171-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 № 3-П, от 11.04.2000 № 6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 № 13-П, от 18.07.2003 № 13-П) не поставил точку в дискуссиях о задачах и функциях прокуратуры, ее месте в механизме государственной власти, роли в системе «сдержек и противовесов», в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Дебаты о судьбе российской прокуратуры продолжаются, поскольку современный период отмечен серьезными недостатками в сфере применения и исполнения законов. Слишком часто требования закона игнорируются сегодня как гражданами, так и чиновниками. Неэффективность работы прокуратуры существенно снижает ее авторитет в обществе, порождает мнение об ее политической ангажированности и некомпетентности.

Одна из основных проблем, вызывающих острые споры, заключается в том, что должна ли прокуратура сохранить полномочия по надзору за исполнением законов, либо стать лишь обвинительным органом уголовного преследования, нужно ли оставить следственные функции при прокуратуре. Мировое сообщество не знает единых стандартов построения и деятельности прокуратуры.

В российских условиях есть все основания утверждать, что ограничение полномочий прокуратуры негативно скажется на борьбе с беззаконием. Данное мнение является доминирующим в настоящее время, однако будущее требует оригинальных решений, преодолевающих неэффективность существующей системы. Многие исследователи считают, что сегодня сохраняется необходимость дальнейшего совершенствования конституционно-правового статуса прокуратуры, обеспечивающего усиление ее влияния на состояние законности, правопорядка, защиты прав человека и гражданина, интересов общества и государства.

Большинство исследователей придерживаются мнения о важности прокуратуры как элемента системы «сдержек и противовесов» в разделении властей, необходимости сохранения за прокуратурой помимо функции уголовного преследования и широких полномочий по надзору за законностью в Российской Федерации.

Целью курсовой работы является исследование конституционно-правового статуса прокуратуры современной России, выявления проблем и путей их решения. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать историю становления института прокуратуры России;
  • рассмотреть систему и основные принципы организации и деятельности прокуратуры;
  • проанализировать место и роль прокуратуры в современном государственном механизме Российской Федерации;
  • исследовать основные проблемы функций конституционно-правового статуса прокуратуры в Российской Федерации и представить пути их решения.

Курсовая работа включает введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение, список нормативных актов и литературы.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. Прокуратура Россиийской Федерации как орган государственной власти

1.1. История становления и развития прокуратуры России

Россия – самобытная страна, со значительными отличиями в пути исторического развития от стран Европы и востока, поэтому институт прокуратуры не может быть скопирован с иных стран в полной мере, без учёта специфики правовой культуры России, значительнейшего правового нигилизма и размаха коррупции в системе государственного управления. 1

Прокуратура России прошла в своем развитии три основных этапа: дореформенная прокуратура (1722-1864), пореформенная прокуратура (1864-1917), советская прокуратура (1922-1991).

В конце 90-х годов прошлого столетия прокуратура вступила в четвертый период развития, начало которого отмечено дискуссией о месте прокуратуры в системе государственных органов и ее функциях.

Правление Петра Великого характеризуется значительными реформами во всех сферах жизни. При Петре заново создавалась армия, строился флот. В 1701 г. началась долгая и тяжёлая война со Швецией. Всё это требовало огромных финансовых затрат, слаженной работы государственного механизма, чего в России никогда не было. На протяжении всей истории русской государственности после падения Киевской Руси государственное управление характеризовалось произволом князей, воевод, царей, бояр, а позже и мелкого чиновничества. Общественная жизнь в большинстве своём не была урегулирована ни кодифицированными обычаями, ни полноценными нормами права.

Сложившаяся ситуация в государстве, политическая и административная необходимость подвели Петра I к мысли об учреждении института фискалов.

Указом от 5 марта 1711 г. в России была введена должность фискала, призванного «над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, також в сборе казны и прочего». В этой фразе были закреплены все те функции фискала, которые в странах Европы были им получены в течение 300-летнего развития. Основными задачами петровских фискалов становится надзор за распоряжением средствами казны и казённым имуществом, а также выявление чиновничьего и судебного произвола. Однако Петр I не наделил фискалов достаточными полномочиями для осуществления возложенных на них обязанностей. Фискалы не проводили расследований и проверок, а исключительно «проведывали», «доносили» и «обличали», а также обеспечивали личное присутствие при имеющих важное государственное значение действиях. У фискалов не было достаточных полномочий, и это быстро свело на нет реализацию функции фискалата. Не облечённые достаточной властью и, более того, не получающие за свою работу жалованья фискалы постепенно срослись с чиновничеством, погрязли в коррупции, стали покрывать расхищение государственной казны 2 .

В ликвидации фискалата в России основную роль сыграли высокопоставленные чиновники, члены Сената и приближённые Петра. На первоначальном этапе существования фискалы выявили множественные нарушения на различных уровнях вертикали власти, что вызвало недовольство сановников различных уровней. Многие из попавших под подозрение фискалов были приближены к императору.

Таким образом, институт фискалов не полностью оправдал возложенные на них обязанности. Кроме того, высший государственный орган – Правительствующий Сенат – оставался вне постоянного контроля и надзора. В результате возникла необходимость в создании новой организации, стоящей над Сенатом и другими государственными учреждениями.

Указом императора от 12 января 1722 г. была образована прокуратура России. Генерал-прокурором Сената 18 января 1722 г. был назначен граф Павел Иванович Ягужинский. Представляя сенаторам первого генерал-прокурора, Пётр сказал: «Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит, то вы делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, вы, однако ж, то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления».

27 апреля 1722 г. Петр I издал Указ, в котором определил полномочия и функции генерал-прокурора, при Сенате.

Из указа следовало, что «генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всяких делах, которые сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина к отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой юрнал». Прокурору вменялось в обязанность наблюдать и за тем, чтобы в Сенате «не на столе только дела вершились, но и самым действом по указам исполнялись», а также «накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал». 3

В отличие от европейских прокуратура в России приобрела свойственные только ей особенности: приоритет надзорных функций не за судебными органами, а за органами административными, не участие в рассмотрении дел и представление публичных интересов, а надзор за правильностью рассмотрения дел органами, обладающими функциями суда.

В эпоху Екатерины Великой в прокуратуре произошли изменения, которые выразились в значительном расширении её функций. Генерал-прокурор стал руководителем государственных финансов, государственного хозяйства и внутреннего управления, сохраняя при этом функции представителя государства в судебных инстанциях.

В 1767 г. впервые в России был провозглашён принцип государственного преследования преступлений, которое непосредственно осуществлялось прокуратурой. В отличие от законодательства Петра I, ограничивавшего прокурорский надзор правительственным делопроизводством, присутственными местами и чиновничеством, законодательство Екатерины II существенно расширило его пределы, поставив целью охранение закона вообще, практически вне зависимости от субъекта и объекта преступления.

В 1802 г. должность генерал-прокурора объединили с должностью министра юстиции. Одновременно с этим были ограничены и полномочия генерал-прокурора. Основной задачей становился надзор за судебной деятельностью Сената и надзор за прокурорами губерний. Министр юстиции, стоявший во главе прокуратуры, в отличие от генерал-прокуроров XVIII века, не только фактически, но и формально был членом правительства, за которым никакого надзора не осуществлял. Ещё Г. Державин запретил прокурорам опротестовывать решения местных государственных учреждений, следующие из предписаний министров. Таким образом, в XIX в. задачи и значение генерал-прокурора были резко ограничены. Формально ничего не изменилось, поскольку надзор за Сенатом сохранялся, но фактически, в связи с превращением Сената в преимущественно судебный орган, образованием новых высших государственных органов (Комитета министров и Государственного совета), на которые надзорная власть генерал-прокурора не распространялась, министр юстиции потерял роль «ока государева» 4 .

На прокурора при суде полностью возлагалось осуществление уголовного преследования. Прокурор возбуждал дело о преступлении, разыскивал виновного, собирал доказательства, представлял дело перед судом. После вынесения судом решения по делу прокурор надзирал за правильностью такового, соблюдением публичных интересов и далее, говоря современным языком, за законностью исполнения наказания. В сфере гражданского судопроизводства прокурор не был активной стороной процесса, не выступал истцом при защите государственных интересов, но давал заключение по рассматриваемому спору и имел право на опротестование незаконного, по его мнению, решения суда.

В то же время прокуратура не осуществляла непосредственного надзора
за судами, не вмешивалась в судопроизводство, не могла повлиять на назначение судей и т.д. Прокуроры были облечены значительными процессуальными правами, которые, тем не менее, не позволяли им «давить» на суд, навязывать ему своё мнение.

24 октября 1917 года высшим органом власти в России – Советом Народных Комиссаров был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до Октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Функции этих органов взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы 5 .

Принципы, в соответствии с которыми прокуратура осуществляет свою профессиональную деятельность. Порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности. Понятие и виды надзора. Акты прокурорского реагирования. Функции прокуратуры.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Подобные документы

Принципы организации и функционирования прокуратуры, нормативные акты, регулирующие ее деятельность. Понятие и виды (отрасли) прокурорского надзора. Система органов прокуратуры. Генеральная прокуратура Российской Федерации: ее структура, компетенция.

Анализ правовой основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь. Изучение роли и места прокуратуры в механизме государства. Компетенция органов прокурорского надзора. Создание, реорганизация, ликвидация органов прокуратуры. Акты прокурорского надзора.

Общее понятие прокурорского надзора и источники его правового регулирования. Соблюдение законности как предмет прокурорского надзора. Иерархия органов прокуратуры и их основные функции. Акты прокурорского надзора, их содержательная характеристика.

Прокуратура — особая система органов, ее должностные лица. Важнейшие предпосылки успешного осуществления прокурорского надзора, иной деятельности прокуратуры. Основные функции прокуратуры, цели и направления ее деятельности. Отрасли прокурорского надзора.

Сущность, задачи и направления деятельности прокуратуры РБ. Структура ее органов. Принципы ее организации как части государственного аппарата. Права и полномочия прокурора. Акты прокурорского надзора и иные средства реагирования на нарушения законности.

Изучение организации органов прокуратуры в Российской Федерации. Рассмотрение основ деятельности генеральной прокуратуры и специализированных подразделений. Понятие и способы осуществления прокурорского надзора; его состояние и перспективы развития.

Роль и специфические функции прокуратуры в механизме государственной власти РФ, конституционно-правовой аспект. Процессуальный статус прокуратуры и судебная власть. Общая характеристика контроля и надзора, осуществляемая органами государственной власти.

История прокуратуры СССР. Принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь: единства и централизации, законности, независимости, взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами, гласности и открытости.

Изучение структуры, порядка деятельности и функций прокуратуры Гомельского района РБ. Основные задачи прокуратуры и система ее органов. Полномочия Генерального Прокурора по осуществлению надзора, основные акты реагирования. Функции и задачи следователя.

Полномочия прокуроров субъектов Российской Федерации по руководству подчиненными органами прокуратуры. Правовые средства надзора за исполнением законов в сфере трудового законодательства, их виды. Протест прокурора как акт прокурорского реагирования.


Статьи по теме