Кояшлы Янгыр Изложение 10 Класс

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Кояшлы Янгыр Изложение 10 Класс. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Кояшлы Янгыр Изложение 10 Класс.rar
Закачек 3656
Средняя скорость 8917 Kb/s

Кояшлы Янгыр Изложение 10 Класс

Данный материал (урок + презентация) предназначен для учителей русского языка и литературы общеобразовательной школы.

На уроке развития речи учащиеся 10 класса продолжат работу над совершенствованием навыков написания изложения, познакомятся с краткой биографией Ч.Айтматова и отрывком из его романа «И дольше века длится день», узнают этимологию и современное значение слова «манкурт».

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе

Цели: углубить знания учащихся по развитию речи

Задачи: продолжить обучение учащихся написанию изложения,

формировать умения: развитие связной речи учащихся, последовательное изложение текста, правильное оформление работы (составление плана),

прививать учащимся творческую инициативу, интерес к учению, истории, литературе.

Наглядность: презентация к уроку

II. Целеполагание: работа над изложением по отрывку произведения Ч.Айтматова.

III. Формирование новых знаний.

  1. Просмотр презентации (слайд 1 – 3)
  2. Знакомство с текстом.

У кладбища Ана-Бейит была своя история. Предание начиналось с того, что жуаньжуаны, захватившие Сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину.

Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой – надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень. К тому времени, когда заканчивалось бритьё головы, опытные убойщики-жуаньжуаны забивали поблизости матёрого верблюда. Освежёвывая верблюжью шкуру, первым делом отделяли её наиболее тяжёлую, плотную выйную часть. Поделив выю на куски, её тут же в парном виде напяливали на обритые головы пленных вмиг прилипающими пластырями, наподобие современных плавательных шапочек. Это и означало надеть шири. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого.

Выйной шкуры одного верблюда хватало на пять – шесть шири. После надевания шири каждого обречённого заковывали деревянной шейной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали там, в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепёке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток. Лишь усиленные дозоры стерегли в определённых местах подходы на тот случай, если соплеменники пленных попытались бы выручить их, пока они живы. Но такие попытки предпринимались крайне редко, ибо в открытой степи всегда заметны любые передвижения.

И если впоследствии доходил слух, что такой-то превращён жуаньжуанами в манкурта, то даже самые близкие люди не стремились спасти или выкупить его, ибо это значило вернуть себе чучело прежнего человека. И лишь одна найманская мать, оставшаяся в предании под именем Найман-Ана, не примирилась с подобной участью сына. Об этом рассказывает сарозекская легенда. И отсюда название кладбища Ана-Бейит – материнский упокой. (327 слов)

  1. Работа по тексту
  1. Озаглавьте текст. Сформулируйте его основную мысль. Определите тип речи. Назовите ключевые слова.

УЧАСТЬ МАНКУРТА. САРОЗЕКСКАЯ ЛЕГЕНДА.

  1. Дайте толкование современного употребления слова манкурт. Как возникло значение этого слова? (слайд 4 – 6)

манкурт — м. Тот, кто забыл свое прошлое, отказался от своих национальных обычаев, традиций, ценностей, потерял нравственные ориентиры. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000

«Если сделать экскурс в историю, то слово манкурт, возможно, восходит к древнетюрскому munqul „неразумный, глупый, лишенный рассудка“.

В современном киргизском языке встречается слово munju в значении „калека (без руки или рук, без ноги или ног)“, то есть изувеченный человек.

В монгольском языке находим форму „мангуу“, фиксируемую в двух значениях: 1. тупой, глупый, слабоумный,

2. идиот, от которого образуется глагол мангуурах- «становится глупым, тупым».

Учитывая взаимопроникновенность и взаимовлияние монгольского языка на киргизский, можно утверждать, что слово манкурт заимствовано из этого языка.

Но данная лексема может толковаться с различными смысловыми оттенками. Возможно, слово манкурт могло образоваться и путем слияния двух древнетюркских корней man- „надевать пояс, опоясываться“ и qurut- „высушенный“, то есть человек, на голову которого надевается пояс и высушивается»

1. Жестокое обращение жуаньжуанов с пленными воинами.

2. Счастливый исход рабства.

3. Превращение раба в манкурта:

а) бритьё головы захваченного в боях молодого воина;

б) надевание на голову жертвы шири;

в) последствия страшной пытки.

4. Отношение близких людей к манкуртам.

IV. Применение новых знаний.

V. Домашнее задание: прочитать произведение Ч.Айтматова «И дольше века длится день» (слайд 8)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к всрече с жителями неизщвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течени.

Урок-презентация для10 и 11 класса по русскому языку по теме «Миниатюры В.Крупина при подготовке к ЕГЭ по русскому языку».

Урок-презентация по русскому языку «Н и НН в основах различных частей речи», 10 класс. Цели:Сформулировать умение правильно писать слова с орфограммой «Одна и две н в разных частях речи» на основ.

Данный материал (урок + презентация) предназначен для учителей русского языка и литературы общеобразовательной школы.От определения В.И.Даля через работу по таблице и групповое исследование учащиеся р.

Тема урока: Жизнь – бесценный дар.Цель урока: помочь учащимся понять, что такое жизнь и в чем заключается ее сущность, осуществить выбор ценностей Задачи: — подготовить учащихся к написанию сочин.

Уровень образования: среднее (полное) общее образование Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): Литература Краткое о.

Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к встрече с жителями неизвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течени.

Изложение на татарском языке на тему “Актүш”/”Актуш”Дамир да, ике кулын очар кош кебек як-якка җәеп, аягын шудырып кына каршы якка чыга башлаган иде. басма уртасына җитәрәк, малайның радар җайланмасы кебек үткен колагы бик әкрен, бик зәгыйфь кызганыч аваз ишетте: чокыр төбендә бәләкәй генә чем-кара кечек өскә чыгарга азапланып ята икән. Өч аягында титаклап, әле бер читкә, әле икенче читкә йөгереп китә. Әйләнеп килә дә стена кебек текә һәм биек ярга сикерә. Тик кая инде аңа бу тирән чокырдан чыга алу! Сикергән саен, йомгак кебек тәгәрәп, елый-елый егылып төшә.

Дамирга ул бик кызганыч булып күренде. Аны-моны уйлап тор-мады малай, аска сикерде. Әллә туңудан, әллә куркудан калтыранган җан иясен күтәреп алды. Бик матур көчек иде ул. Ап-ак түше кара костюм эченнән күренеп торган ак күлмәккә охшый иде. Матай аңа Актүш дип эндәште.

— Син монда ничек төштең соң. Актүш?

Сөйләшә белми иде шул Актүш. Әгәр сөйләшә белсә, бер усат малайның канауга төртеп төшерүен, егылганда пыялага тәпие киселүен, хәзер бик-бик авыртуын әйткән булыр иде. Дамирның да вакыты бик тыгыз иде. Көчекне иркәләп торса, дәрескә соңга калачак. Бу хәтле тирән канаудан менәсе дә бар бит әле. Шулай да Актүшнең

кап катыш балчык каткан яралы тәпиен кулъяулыгы белән бәйлән куярга өлгерде. (190 сүз)

*Транслит*

Дамир да, ике кулын очар кош кебек як-якка жэеп, аягын шудырып кына каршы якка чыга башлаган иде. басма уртасына житэрэк, малайнын радар жайланмасы кебек уткен колагы бик экрен, бик зэгыйфь кызганыч аваз ишетте: чокыр тобендэ бэлэкэй генэ чем-кара кечек оскэ чыгарга азапланып ята икэн. Оч аягында титаклап, эле бер читкэ, эле икенче читкэ йогереп китэ. Эйлэнеп килэ дэ стена кебек текэ хэм биек ярга сикерэ. Тик кая инде ана бу тирэн чокырдан чыга алу! Сикергэн саен, йомгак кебек тэгэрэп, елый-елый егылып тошэ.

Дамирга ул бик кызганыч булып куренде. Аны-моны уйлап тор-мады малай, аска сикерде. Эллэ тунудан, эллэ куркудан калтыранган жан иясен кутэреп алды. Бик матур кочек иде ул. Ап-ак туше кара костюм эченнэн куренеп торган ак кулмэккэ охшый иде. Матай ана Актуш дип эндэште.

— Син монда ничек тоштен сон. Актуш?

Сойлэшэ белми иде шул Актуш. Эгэр сойлэшэ белсэ, бер усат малайнын канауга тортеп тошеруен, егылганда пыялага тэпие киселуен, хэзер бик-бик авыртуын эйткэн булыр иде. Дамирнын да вакыты бик тыгыз иде. Кочекне иркэлэп торса, дэрескэ сонга калачак. Бу хэтле тирэн канаудан менэсе дэ бар бит эле. Шулай да Актушнен

кап катыш балчык каткан яралы тэпиен кулъяулыгы белэн бэйлэн куярга олгерде. (190 суз) Еще изложения на татарском языке со схожей к “Актуш” тематикой (перейти к сборнику татарских сочинений нашего сайта)

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Класс 10 Урок 14 Дата _______

Тема: Изложение с творческим заданием. «Первый бал».

Цели: 1. У чить учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. 2. Развивать образное мышление, память, устную и письменную речь. 3. Формировать творческое отношение к процессу создания изложения.

I. Мотивационно-целевой этап.

2. Сообщение темы урока.

Изложение с творческим заданием. «Первый бал».

II. Операционный этап.

Чтение текста учителем.

Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.

– Вы всегда танцуете. Тут есть моя протеже(*), молодая Ростова, пригласите её, – сказал он.
– Где? – спросил Болконский.
– Виноват, – сказал он, обращаясь к барону, – этот разговор мы в другом месте доведём до конца, а на бале надо танцовать. – Он вышел вперёд, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал её, угадал её чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил её разговор на окне и с весёлым выражением лица подошёл к графине Ростовой.
– Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея.
– Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном. Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.

«Давно я ждала тебя», как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка, своей проявившейся из-за готовых слёз улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцовала превосходно. Ножки её в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо её сияло восторгом счастия. Её оголенные шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами Элен, её плечи были худы, грудь неопределённа, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по её телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы её не уверили, что это так необходимо надо.

Князь Андрей любил танцовать, и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и, желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошёл танцовать и выбрал Наташу, потому что на неё указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижной стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино её прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив её, остановился и стал глядеть на танцующих. (402 слова)

Беседа по тексту.

Кто попросил Андрея пригласить Наташу?

Как Андрей пригласил Наташу?

Какова реакция Наташи на приглашение?

Как танцевала Наташа? Как она выглядела?

Как отнесся к танцу князь Андрей?

Как вы думаете, какое значение имеет первый бал в жизни Наташи? Опишите в изложении.

Изложение текста в тетрадях для развития речи.

III. Контрольно-оценочный этап.

В итоге работы предлагаю учащимся проверить работы на наличие ошибок.


Статьи по теме