Кравченко А и Культурология Словарь

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Кравченко А и Культурология Словарь. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Словари».

Кравченко А и Культурология Словарь.rar
Закачек 943
Средняя скорость 4066 Kb/s

Кравченко А и Культурология Словарь

4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с.

В учебнике рассматриваются предмет метод и функции культуры основные школы культурологии ос­вещаются проблемы структуры и динамики культуры межкультурного общения развития и формирования субкультур виды и формы культуры (народная массовая элитарная) Отдельный раздел посвящен изложению истории мировой культуры с древности до наших дней

Для специалистов в области культурологии преподавателей и студентов непрофильных вузов

Формат: pdf / zip

Скачать / Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ (нумерация страниц по электронной версии книги)
Предисловие. 7
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ. 8
Глава 1. НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ . 8
§ 1. Дискуссии о предмете культурологии. 8
§ 2. Определение культуры.. 9
§ 3. Структура культуры.. 12
§ 4. Основные функции культуры.. 13
4.1. Защитная функция. 13
4.2. Креативная функция. 13
4.3. Коммуникативная функция. 13
4.4. Сигнификативная функция. 13
4.5. Нормативная функция. 14
4.6. Релаксационная функция. 15
4.7. Единство функций. 16
§ 5. Черты культуры.. 16
5.1. Универсальные черты культуры.. 17
5.2. Общие черты культуры.. 17
5.3. Уникальные черты культуры.. 17
5.4. Культурное своеобразие. 18
§ 6. Культурные универсалии. 18
§ 7. Культурный комплекс. 19
§ 8. Агенты и институты культуры.. 20
§ 9. Цивилизация и культура. 21
§ 10. Культура и этнос. 22
§ 11. Межкультурное общение. 24
§ 12. Культурные конвенции. 25
12.1. Пространственные конвенции. 25
12.2. Культурные дистанции. 26
12.3. Временные конвенции. 27
Глава 2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР.. 29
§ 1. Основание типологии культуры.. 29
§ 2. Отрасли культуры.. 29
2.1. Экономическая культура. 29
2.2. Политическая культура. 30
2.3. Профессиональная культура. 30
2.4. Педагогическая культура. 30
§ 3. Виды культуры.. 31
3.1. Доминирующая культура. Этническая культура. 31
3.2. Субкультура и контркультура. 32
Субкультура. 32
Контркультур. 32
3.3. Сельская культура. 33
3.4. Городская культура. 34
3.5. Обыденная и специализированная культура. 35
§ 4. Формы культуры.. 37
4.1. Высокая культура. 37
4.2. Народная культура. 38
4.3. Массовая культура. 38
§ 5. Комплексные виды культуры.. 39
5.1. Художественная культура. 39
5.2. Физическая культура. 40
§ 6. Типы культуры.. 41
Локальные группы.. 42
Община. 42
Урбанизация. 43
Глава 3. КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ. 46
§ 1. Культурные нормы и их соблюдение. 46
§ 2. Функции культурных норм. 46
§ 3. Классификация норм. 47
§ 4. Основные виды культурных норм. 48
4.1. Привычки и манеры.. 48
4.2. Этикет. 49
4.3. Обычаи, традиции и обряды.. 50
Обычай. 50
Традиция. 50
Обряд. 51
4.4. Церемония и ритуал. 51
Церемония. 51
Ритуал. 51
4.5. Нравы и запреты.. 51
Нравы.. 51
Табу. 52
4.6. Закон и право. 52
4.7. Мода и увлечения. 53
4.8. Ценности. 53
4.9. Верования, знания и мифы.. 54
Знания. 54
Миф.. 54
§ 5. Нормативная система культуры.. 54
§ 6. Нормативные конфликты.. 56
§ 7. Аномия. 57
Глава 4. ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ. 60
§ 1. Социализация и воспитание. 60
1.1. Составные части и разновидности социализации. 60
1.2. Процесс социализации. 61
1.3. Агенты и институты социализации. 62
Агенты первичной социализации. 62
Первичная среда. 62
Агенты вторичной социализации. 62
Первичная и вторичная социализация. 62
1.4. Первичная социализация. 62
1.5. Функции родительства. 63
1.6. Культурные различия в воспитании детей. 64
1.7. Институт воспитательства. 65
1.8. Институты вторичной социализации: школа. 65
Школа. 66
§ 2. Адаптация. 66
§ 3. Инкультурация. 67
Социализация. 67
Инкультурация (enculturation) 67
§ 4. Десоциализация и ресоциализация. 70
§ 5. Аккультурация. 70
§ 6. Ассимиляция. 71
§ 7. Культурное обновление. 72
Глава 5. КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА.. 74
§ 1. Зарождение культуры.. 74
§ 2. Открытия и изобретения. 74
§ 3. Формы распространения культуры.. 75
3.1. Культурные заимствования. 75
3.2. Культурная диффузия. 76
3.3. Континуум форм распространения культуры.. 78
§ 4. Культурные реформы и революции. 79
§ 5. «Культурный лаг». 79
§ 6. Культурная трансмиссия. 80
§ 7. Культурная аккумуляция. 80
7.1. Музеи. 81
7.2. Библиотеки. 81
§ 8. Интеграция и диверсификация. 82
§ 9. Культурная экспансия. 82
§ 10. Модернизация культуры.. 83
§ 11. Глобализация культуры.. 84
РАЗДЕЛ II. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА.. 87
Глава 1. Сущность и функции искусства. 87
§ 1. Художественная культура и искусство. 87
1.1. Проблема определения. 87
1.2. Субъекты художественной культуры.. 87
Искусство. 87
1.3. Структура художественной культуры.. 88
§ 2. Основные виды и жанры искусства. 89
Термином «свободные искусства». 90
Эстетика. 91
§ 3. Классификация видов искусства. 91
Искусство и подражание. 92
Живопись. 92
Литература. 92
Глава 2. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА.. 95
§ 1. Предпосылки возникновения. 95
Под первобытной культурой. 95
Первобытное искусство. 95
§ 2. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура. 95
Звериный стиль. 96
Культ матери. 96
§ 3. Геометрический орнамент. 97
§ 4. Неолитическая революция. 98
§ 5. Зарождение архитектуры.. 98
§ 6. Погребения. 99
Курганы.. 99
Мегалиты.. 99
§ 7. Матриархат и патриархат. 99
Глава 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 102
§ 1. Признаки высокой культуры и цивилизации. 102
Цивилизация характеризуется следующими признаками: 102
§ 2. Культура Древнего Египта. 102
2.1. Сакрализация царской власти. 103
Сакрализация. 103
2.2. Письменность и писцы.. 103
Пиктографическое письмо. 103
Иероглифы.. 103
Демотика. 103
2.3. Пирамиды — шедевры египетской культовой архитектуры.. 104
2.4. Скульптура и живопись. 104
§ 3. Культура Месопотамии. 105
3.1. Культура Шумера и Аккада. 106
3.2. Вавилонская культура. 108
3.3. Ассирийская культура. 108
Глава 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА.. 111
§ 1. Культура Древней Греции. 111
1.1. Доклассический период. 111
Критская культура. 111
Микенская культура. 112
Культура архаической эпохи. 113
1.2. Классический период. 115
1.3. Эллинистический период. 118
§ 2. Культура Древнего Рима. 120
Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода: 120
Просвещение и наука. 121
Литература. 122
Скульптура. 123
Живопись. 123
Меценаты и завоеватели. 124
Религия. 124
Значение античной культуры.. 125
Глава 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.. 127
§ 1. Византийская культура. 127
§ 2. Каролингское возрождение. 129
Термин «Каролингское возрождение». 129
§ 3. Классическое средневековье. 131
Появление университетов. 131
Романский стиль. 131
Придворная литература. 134
Глава 6. ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕНЕССАНС.. 136
§ 1. Ренессанс в Италии. 136
§ 2. Северное Возрождение. 140
Реформация. 140
§ 3. Франко фламандская живопись XIV-XV1I веков. 141
§ 4. Ренессанс во Франции. 145
§ 5. Возрождение в Испании. 146
§ 6. Барокко. 147
Барокко. 148
Глава 7. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ.. 149
§ 1. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения. 149
§ 2. Художественные стили эпохи Просвещения. 153
2.1. Классицизм. 153
2.2. Искусство рококо. 155
Глава 8. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XIX ВЕКА.. 157
§ 1. Классицизм. 157
§ 2. Романтизм. 159
§ 3. Реализм. 162
§4. Новые направления в искусстве. 164
Постимпрессионизм. 166
Глава 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА.. 170
§ 1. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу. 170
§ 2. Модернизм и постмодернизм. 170
Постмодернизм. 170
2.1. Модернизм. «Модерн». 171
2.2. Фовизм. 171
2.3. Экспрессионизм. 172
2.4. Кубизм. 172
2.5. Абстракционизм. 173
2.6. Футуризм. 173
2.7. Дадаизм. 174
2.8. Сюрреализм. 174
§ 3. Литература. 175
3.1. Экзистенциализм. 176
Глава 10. ИСКУССТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.. 179
§ 1. Периодизация русской культуры.. 179
§ 2. Дохристианская культура славян. 179
§ 3. Культура Киевской Руси. 181
3.1. Византийское наследие. 181
3.2. Письменность и литература. 182
3.3. Роль Церкви. 184
3.4. Культовая архитектура. 184
3.5. Монументальная живопись. 186
§ 4. Культура Московской Руси. 186
4.1. Местные художественные школы.. 186
Владимиро-суздальская школа. 187
Новгородская школа. 187
Новгородские фрески. 187
Московская школа. 188
Татаро-монгольское нашествие. 188
Строгановская школа. 190
4.2. Развитие литературы и науки. 190
Литература. 190
Научные знания. 192
Глава 11. РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ. 194
§ 1. Русская культура XVII века. 194
§ 2. Русская культура XVIII века. 195
Глава 12. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА.. 201
Глава 13. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» В РУССКОМ ИСКУССТВЕ. 208
Глава 14. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ РОССИИ.. 212
§ 1. Новая культурная политика. 212
§ 2. Новая культура быта. 214
§ 3. Советская литература первой половины XX века. 215
§ 4. Авангардизм в живописи. 218
Производственное искусство. 220
§ 5. Русское зарубежье. 222
Первая волна русской эмиграции. 222
От «серебряного века» к «бронзовому». 224
Социалистический реализм. 225
§ 6. Советская литература второй половины XX века. 225
§ 7. Культура в постсоветский период. 226

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ

НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ *

1 § 1. Дискуссии о предмете культурологии

О предмете и месте культурологии в системе науч­ного знания не сложилось единого мнения. Существует дне точки зрения: изоляционисткая позиция, согласно которой у культурологии свой, непохожий на другие науки, подход, и интегративистская, в основании кото­рой лежит убеждение, что культурология — синтез со­циальных и 1умапитарных знаний о культуре.

Что касается первой, изоляционистской, точки зре­ния, то она заключается в редукции (сведении), а затем и подмене культурологии другой наукой, например, фило­софией культуры, искусствознанием, социологией куль­туры или антропологией. Многие учебники, выпущенные и 90-е годы под именем культурологии, представляют собой ι ia самом деле книги о мировой художественной культуре, излагающие историю искусства с первобытных времен д средневековья и Нового времени. Но мировая художе-(-тленная культура (МХК) — это самостоятельная дисци­плина, а будучи включенной в состав культурологии, она in.(ступает только одним из ее подразделов. Точно также п с >дразделам и являются философия кулыуры, антрополо­ги я и социология культуры. Ни одна из этих наук в отдель­ности не способна исчерпать предмет культурологии во псом его многообразии.

В Оксфордском словаре указывается на то, что сло-ио «Kulturologie» впервые использовал немецкий уче-

* Главы 1, 3 Раздела 1 написаны в соавторстве с В.К.Пет­ровым:.

ный В. Оствальд в 1913 году. Термин «cullurology» пер­вым употребил в 1949 г. американский антрополог Лес­ли Уайт (1900— 1975). После этого термин «культуроло­гия» встречался в литературе лишь несколько раз: в 1949, 1956, 1957 гг. В том же словаре культурология трактует­ся как наука или учение о культуре 1 . В авторитетном словаре Вебстера сказано буквально следующее: «Куль­турология — наука о культуре; более специальный смысл: некая методология, связанная с именем амери­канского антрополога Л. Уайта, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса, а куль­турные черты (институты, идеологии и технологии) — в качестве независимых от культуры факторов (от кли­мата, человеческого тела, наших желаний и целей)» 5 . Никаких имен, течений, научных школ и концепций, упоминаемых в разделах о более солидных и устоявших­ся дисциплинах, скажем, о социологии или психологии, ни в этом, ни в другом справочном издании мы не най­дем. Это свидетельствует, видимо, о том, что культуро­логия на Западе как наука не существует.

До недавнего времени не было культурологии и в России. Выразимся точнее: в СССР культурологии, об­ладающей собственным статусом, признанным среди других паук, своим предметом и объектом исследова-Н1#я, своей историей и традициями, не существовало. О ней в полный голос стали говорить только в начале 90-х годов. По существу, мы имеем дело с самой моло­дой, хотя и активно развивающейся отраслью знания.

Изоляционистский подход грешит еще одним не­достатком: он сводит культурологию только к циклу гуманитарных знаний, игнорируя другую составляю­щую — социальные науки.

В последнее время в нашей литературе все чаще высказываются в пользу другого, интеграционистско-го, подхода к культурологии. Пго сторонники понимают культурологию как синтетическую область знаний, воз­никшую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культу-

1 The Compact Oxford English Dictionary. New Edition. Oxford: Clarendon Press, 1994.

‘ Webster’s Third New International Dictionary of the En- glish I ..nic|ii 1 ‘овременныо последователи интеграционистского ичгляда против сведения культурологии исключитель­но к философии культуры или к истории искусства.

«Существует мнение, что культурология — это только теория культуры, а история культуры соотно­сится с ней как конкретная историческая наука с тео­ретическим знанием, и если история культуры иссле­дует преимущественно прошлое, то культурология — ■■.мание о текущей современной культурной жизни, структуре культуры, ее функциях, перспективах раз-пития. Но в действительности культурология ориенти­рована на познание того общего, что связывает раз­личные формы культурного существования людей. 11 1 .

«Культурология — скорее, некоторое суммарное ■ >бозначение целого комплекса наук, изучающих куль­турное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования» 2 .

Интеграционистский подход, на наш взгляд, име­ет определенные преимущества перед изоляционист­ским хотя бы уже потому, что, синтезируя разные нау­ки, он способен датьприрост нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывес­кой культурологии будет повторяться то, что давно из-иостно в курсе антропологии, философии культуры или истории мировой художественной культуры. Интегра-м.ионистский подход, по всей видимости, заложен и в

‘ Левит С.Я. Культурология как иитегративная область знаний // Культурология. XX век: Антология. М., 1995. 2 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Ί.Φ. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др.— М.:

1 1аука, 1995. С. 38.

«Государственном образовательном стандарте», где к циклу общепрофессиональных дисциплин по специа­лизации «Культурология» отнесены теория культуры, история культуры, философия культуры, социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, наука, материальная культура, этнология, семиотика, риторика, древний язык.

Культурология не является монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрывается какой-либо одной наукой. Но если культурология несводима к ан­тропологии, философии или искусствоведению, то это вовсе не означает, что проблематика данных наук не вхо­дит в предметное поле культурологии. Напротив, все они, и не только они, активно питают ее своими метода­ми, теоретическими и эмпирическими достижениями.

Научное изучение культуры, осуществляемое эт­нографами, филологами, социологами (именно они могут претендовать сегодня в первую очередь на зва­ние культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное обра­зование. Полное знание о культуре возникает на пере­сечении антропологического, ι-уманитарного и социо­логического знаний 1 .

1 Культура: теории и проблемы: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др.— М.: Наука, 1995. С. 42.

‘ Человек и общество. Культурология: Словарь-справоч­ник. Ростов-и/Д., 1996. С. 258—259.

В культурологии выделяют следующие подразде­лы: теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), приклад­ная и эмпирическая культурология (антропология и со­циология культуры). Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и мето­дов, ее научный статус до конца не определен 2 . Она принадлежит одновременно области социального зна­ния (этому способствуют социология культуры и ан­тропология), использующего количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию (благодаря искусствознанию и философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах иссле­дования.

j § 2. Определение культуры

Предметом культурологии выступает понятие куль-Ί-уры. Объектом культурологии являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явле­ния, процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокуп­ность людей, то под культурой —- совокупность резуль­татов их деятельности.

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколь­ко групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура — это сумма всех видов деятельно­сти, обычаев, верований. Во вторую —те определения, которые связывают культуру с традициями или социаль-шлм наследием общества. Культура — социально унас­ледованный комплекс практики и верований, опре­деляющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, органи­зующих человеческое поведение. В других случаях уче­ные понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иногда о ней гово­рят как о совокупности форм приобретенного поведе­ния, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

Такова палитра разногласий в определении куль­туры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим ра­зумом и руками,— одежду и книги, сигареты и прокат-тле станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты,— а также все, что делает человек как сущест­во разумное: манеру одеваться, передвигаться, питать­ся, трудиться, отдыхать, общаться и т. д.

В повседневной жизни понятие культуры употреб­ляется как минимум в трех значениях.

Во-первых, под куль-турой подразумевают опреде­ленную сферу жизни общества, получившую инсти­туциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специ­альные и высшие учебные заведения, готовящие спе­циалистов по культуре, журналы, общества, клубы, те­атры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой соци­альной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная куль­тура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).

В-третьих, культура выражает высокий уровень ка­чественного развития духовных достижений («куль­турный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культу­ру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.

В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под куль­турой (culture) понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры — понятия, связанные с трудом крестьяни­на. Только в XVIII—XIX веках для европейцев культу­ра приобрела духовный оттенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в мане­рах поведения.

Хотя слово «культура» впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX века оно не получило. Вместо него упот­реблялись близкие по смыслу выражения «образован­ность», «просвещение», «разум», «воспитанность». К примеру, не пользовались им А.С. Пушкин, Н.Г. Чер­нышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, а И.В. Ки­реевский в понятие «просвещение» включал все то, что сегодня мы подразумеваем под словом «культура»: вопросы религии, науки, языка, государственности, об­разования. Только в 60-е годы XIX века новый термин входит в русские словари, а в 80-е утверждается в на­учной и художественной литературе.

Интересно, что в европейских языках — немецком, английском и французском — слово «культура» пона­чалу служило сельскохозяйственным термином (обра­ботка, культивирование земли), а в философской, науч­ной и художественной литературе употреблялось скорее

Литература

1. Кравченко А.И. Культурология [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко – М.: Академический Проект, 2004.- 512 с.

2. Культурология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / ред. Г.В. Драч. – Ростов — на — Дону: Феникс, 2006. – 576 с.

3. Культурология [Текст]: учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Юрайт – Издат, 2005. – 566 с.

4. Культурология [Текст]: учебник для студентов технич. вузов / ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2007. – 528 с.

5. Культурология в вопросах и ответах [Текст]/ ред. Г.В. Драч. – М.: Гардарики, 2002.- 336 с.

6. Культурология в вопросах и ответах [Текст]/ ред. И.Т. Пархоменко, 2001. – 336с.

7. Культурология. XX век. [Текст]: словарь. – СПб.: Университетская книга, 1997. –640с.

8. Культурология. История мировой культуры [Текст]: учеб. пособие для вузов / ред. Т.Ф. Кузнецова. – М.: Академия, 2003. – 607 с.

9. Культурология. История мировой культуры [Текст]: учеб. пособие для вузов / ред. А.Н. Маркова. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 326 с.

10. Культурология. ХХ век. [Текст]: энциклопедия. – В 2 т. – СПб.: Университетская книга. – Т.1. – 447 с.; т.2. – 447 с.

11. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры [Текст]: учеб. пособие для вузов. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2001. – 384 с.

12. Теория культуры [Текст]: учебное пособие /Под ред. С.Н. Иконниковой В.П. Большакова. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.

13. Человек и общество. Культурология. [Текст]: словарь – справочник. – Ростов — на — Дону: Феникс, 1996. – 544 с.

14. Шендрик А.И. Теория культуры [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.И.Шендрик. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Единство, 2002. –519 с.

Понятие культуры

1.1 Историческое становление понятия «культура»

Слово «культура» появилось в латинском языке. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 до н.э.) написал трактат о земледелии, перевод названия которого по латыни звучит примерно так: агрокультура. Отсюда первоначально слово «культура» применялось как агротехнический термин – «обработка земли, возделывание почвы».

В 45 году до н.э. выдающийся римский оратор Марк Туллий Цицерон в своей работе «Тускуланские беседы» впервые применил слово «cultura» в ином, т.е. переносном смысле – применительно к воздействию на человеческий ум с целью его обработки, воспитания, развития умственных способностей. Оно стало означать «возделывание души», просвещенность, образованность, воспитанность человека.

В значении самостоятельного понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста С. Пуффендорфа (1632-1694). Он употребил его для обозначения результатов деятельности общественного человека. Культура противопоставлялась природному естественному состоянию человека. Оно стало означать созданное, внеприродное. Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой. Основываясь на этом значении понятия «культура», исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под культурой понимают всё то, что создаётся, используется, совершенствуется человеком. Видимо это дало основание великому немецкому философу Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю дать такое определение культуры: «культура – это созданная человеком «вторая природа».

В России термин «культура» появился лишь во второй половине XIX века. По мнению исследователей, это зафиксировано в «Карманном словаре» Н. Кириллова.

С началом нынешнего столетия это понятие стало широко употребляться и изучаться отечественными учеными. Среди них выдающиеся мыслители – Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Розанов, С.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский и многие другие.

В.И. Даль в своём «Толковом словаре» дает следующее определение феномена культуры: «Культура – это обработка и уход, возделывание, возделка; это образование – умственное и нравственное».

Литература

1. Полищук В.И. Культурология [Текст]/ В.И. Полищук. — М.: Гардарика, 1998 – 446с.

2. Введение в культурологию [Текст] / ред. В.А.Сапрыкин. – в 3-х частях. – Ч.I. 4.1– М.: МГИЭМ (ТУ), 1995. –210 с.


Статьи по теме