Ловля Змей Изложение 6 Класс

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Ловля Змей Изложение 6 Класс. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Ловля Змей Изложение 6 Класс.rar
Закачек 1585
Средняя скорость 2014 Kb/s

Ловля Змей Изложение 6 Класс

Изложение. (6 класс)

В Калифорнии на океанологической станции находилось множество китов. Во Время эпидемии гриппа они тоже заболели. Киты очень страдали, но не хотели принимать лекарства. Животные потеряли жизнерадостность, отказывались от пищи, худели. Врачи боялись, что киты погибнут. Морские гиганты не умели пить микстуру из ложечки, они не соглашались ждать, когда врач поставит им горчичник. Киты не хотели подплывать к медсестре, которая держала в руках шприц с лекарством. Не желали они и глотать таблетки.

Врачи растерялись, потому что не знали, как вылечить китов. Но скоро выход нашелся. Сотрудники станции стали прятать лекарства в маленьких рыбок, которые любят поедать киты. Киты поглощали лекарство с огромным удовольствием.

Скоро животные стали выздоравливать.

Работа над текстом.

Объяснить смысл слов: эпидемия, микстура, горчичник, шприц. Составить с ними предложения.

Повторить правописание частицы НЕ с глаголами.

Вспомнить знаки препинания в сложном предложении.

Они не знали, когда…

Мы подошли к дому, который …..

Мы вспомнили . потому что ……., как ……

Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях.

Работа на уроке.

Беседы по тексту

Кто такие киты, где они живут?

Где находится Калифорния?

Что такое океанологическая станция?

Что произошло с китами?

Почему они не хотели принимать лекарства?

Что придумали врачи?

Помогло ли такое лечение?

К какому стилю речи относится этот текст? Как автор называет китов? (Морские гиганты) Почему ?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

Сжатое изложение по рассказу

Г. Снегирева «Скворец» в 6 классе

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

обучать видам сжатия текста.

формировать умение адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умение письменно передавать обработанную информацию;

развивать навыки определения основной мысли, выделения микротем, сознанное овладение орфографическими, пунктуационными, грамматическими нормами языка, способами замены прямой речи косвенной;

воспитывать любовь и интерес к окружающей природе.

Предварительные упражнения (проводятся на уроках, предшествующих написанию изложения)

1. Словарный диктант.

Стоят и не шелохнутся, смотрит вверх, ищет что-то, в лес не сворачиваю, поймаешь и возьмешь себе, показывает наверх, перелетел на плечо, скажет что-нибудь.

2. Грамматические задания.

Запишите поморфемно слова: свалился, отряхивать, отдохнет, вздрогнула, посмотрела, набралось, по тропинке, проветривала, осматриваю, бедный, распушил, попрощалась.

Выполните синтаксический разбор предложений.

1) Вышел я на тропинку, с тропинки в лес не сворачиваю, а то и так полные валенки набралось снега.

2) Только долез до скворца, хотел схватить, а скворец перелетел к девочке на плечо.

Замените диалог косвенной речью.

1) — Девочка, что ты ищешь? — спрашиваю.

Девочка вздрогнула, на меня посмотрела:

— Ничего, так просто!

2) Я спрашиваю у девочки:

— А давно у тебя скворец живёт?

Учитель. Сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Как вы думаете, чем оно будет отличаться от подробного и выборочного, которые мы уже писали?

Учащиеся. Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста не подробно, не выборочно на заданную тему, а кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.

Учитель. А почему так важно уметь излагать сжато?

Учащиеся. Потому что в жизни чаще всего приходится излагать суть, существенную, главную информацию.

Учитель. Именно умению излагать существенную, главную информацию мы и будем сегодня учиться. Вы уже обратили внимание, что автор текста, с которым мы будем работать, Геннадий Снегирев (на доске – портрет писателя). Думаю, что и имя этого писателя вам известно. Что вы знаете о нём?

2. Выразительное чтение текста учителем

Ходил я гулять в лес. В лесу тихо, только слышно иногда, как деревья от мороза трещат. Ёлки стоят и не шелохнутся, на ветках подушки снега намело. Я ногой по ёлке ударил — целый сугроб мне свалился на голову. Стал я снег отряхивать, смотрю — идёт девочка. Снег ей по колени. Отдохнёт немножко и опять идёт, а сама вверх на деревья смотрит, ищет что-то.

— Девочка, что ты ищешь? — спрашиваю.

Девочка вздрогнула, на меня посмотрела:

— Ничего, так просто!

И дальше пошла. Сама маленькая, а валенки большие.

Вышел я на тропинку, с тропинки в лес не сворачиваю, а то и так полные валенки набралось снега. Погулял я немножко, ноги замёрзли. Пошёл домой.

На обратном пути смотрю — опять эта девочка впереди меня по тропинке тихо-тихо идет и плачет. Я её догнал.

— Отчего, — говорю, — ты плачешь? Может, я помогу.

Посмотрела она на меня, вытерла слёзы и говорит:

— Мама комнату проветривала, а Борька, скворец, в форточку вылетел и улетел в лес. Теперь он ночью замёрзнет!

— Чего ж ты раньше молчала?

— Боялась, — говорит, — что ты Борьку поймаешь и возьмёшь себе.

Стали мы вместе с девочкой искать Борьку. Спешить надо: темнеть уже стало, а ночью Борьку сова съест. Девочка в одну сторону пошла, а я в другую. Каждое дерево осматриваю, нигде нет Борьки. Хотел я уже обратно идти, вдруг слышу — девочка кричит: «Нашла, нашла!» Подбегаю я к ней — стоит она около ёлки и показывает наверх:

— Вот он! Замёрз, бедный.

А на ветке сидит скворец, перья распушил и одним глазом смотрит на девочку.

Девочка его зовёт:

— Боря, иди ко мне, хороший!

А Боря только к ёлке прижался и идти не хочет. Тогда я полез на ёлку, чтоб его поймать. Только долез до скворца, хотел схватить, а скворец перелетел к девочке на плечо. Она обрадовалась, спрятала его под пальто.

— А то, — говорит, — пока донесу до дому, замёрзнет.

Пошли мы домой. Темно уже стало, в домах огоньки зажглись. Я спрашиваю у девочки:

— А давно у тебя скворец живёт?

А сама быстро идёт, боится, что скворец под пальто замёрзнет. Я за девочкой иду, стараюсь не отставать.

Пришли мы к её дому, девочка попрощалась со мной.

— До свиданья, — только мне сказала.

Я на неё долго смотрел, пока она валенки на крыльце чистила от снега, всё ждал, что девочка мне скажет ещё что-нибудь. А девочка ушла и дверь за собой закрыла на щеколду.

3. Беседа по содержанию

Учитель. О чем этот текст? Определите тему и основную мысль текста.

Учащиеся. Этот текст о большой любви маленькой девочки к ее пернатому другу скворцу Борьке. Это тема текста. Автор убеждает читателя в великой силе любви ко всему живому, в тесной связи человека и природы. Это основная мысль текста.

Учитель. Как вы относитесь к героям текста?

Учащиеся. Девочка, невзирая на опасности (одна зимой в темнеющем лесу), спасает своего маленького беззащитного друга. Такой поступок заслуживает уважения. Рассказчик, человек взрослый, помогает ей. Чувствуется, что он тоже очень добрый, внимательный человек, любящий природу и людей.

Учитель. Вы обратили внимание на деталь: девочка «маленькая, а валенки большие»? Какова, на ваш взгляд, роль этой детали в раскрытии образа героини и основной мыли рассказа?

Учащиеся. Может быть, автор хотел подчеркнуть, что девочка в больших валенках и ведет себя, как большая, взрослая. Она бесстрашно отправилась на поиски друга, значит, она «большая», потому что совершила поступок, который под силу взрослому человеку.

Может быть, автор хотел подчеркнуть, что маленькая девочка в больших валенках имеет большое доброе сердце, большую силу воли.

Учитель. Как бы вы поступили на месте рассказчика? Девочки?

Учащиеся. Всего нельзя предугадать. Скорее всего я тоже не бросил бы своего пернатого друга в беде, но не пошел бы в лес один, а позвал бы друзей или взрослых.

Девочка проявила осторожность, и это правильно, ведь доверять незнакомым людям сейчас нельзя, тем более в таких обстоятельствах. Но ей повезло: повстречался на пути добрый, заботливый человек.

Конечно, отправляться одной в лес нельзя. Я бы позвала своих родителей, они всегда мне помогают. На месте рассказчика я бы тоже помогла девочке, тем более в таком благородном деле, как спасение друга.

Учитель. Как вы думаете, каких слов ждал рассказчик от девочки?

Учащиеся. Рассказчик, вероятно, заинтересовался девочкой и ее поступком, почувствовал в ней родственную душу, хотел познакомиться с ней поближе, услышать ее рассказ о Борьке.

Учитель. Почему девочка ничего, кроме слов прощания, не сказала рассказчику?

Учащиеся. Может быть, девочка торопилась отогреть Борьку, боялась за его здоровье, была поглощена мыслями о своем пернатом друге.

4. Составление плана и определение ключевых слов

Учитель. Определите тип текста. На какие части можно разделить текст? Как вы их выделили? На какую часть речи вы прежде всего обратите внимание при составлении плана? (Глаголы, потому что текст-повествование). Попробуйте обозначить части текста на черновике в виде цитатного плана.

«Ходил я гулять в лес».

«Отчего ты плачешь?»

«Стали мы вместе с девочкой искать Борьку».

«Тогда я полез на ёлку».

Учитель. А теперь подберем ключевые слова и словосочетания к каждой из микротем. Помните о роли глагола в повествовании.

«Ходил я гулять в лес».

Снега намело, вверх на деревья смотрит, сама маленькая, а валенки большие.

«Отчего ты плачешь?»

В форточку вылетел, ночью замерзнет, поймаешь и возьмёшь себе.

«Стали мы вместе с девочкой искать Борьку».

Каждое дерево осматриваю, одним глазом смотрит

«Тогда я полез на ёлку».

Перелетел на плечо, спрятала по пальто,

Боится, что скворец под пальто замёрзнет

5. Сжатие текста (работа в группах)

Учитель. Как мы уже сказали, задачей нашего урока является сжатие текста. Откройте Памятку 1. Какой из способов выбрать, вы решите, объединившись в группы и обсудив способы сжатия. Класс делится на пять групп и выполняет сжатие каждой из микротем по порядку.

(Примечание: с Памяткой 1 ребята знакомятся на предыдущих уроках, осваивают терминологию, учатся компрессии на небольших текстах из учебника, поэтапно отрабатывая каждый из способов сжатия. Памятка адаптирована для учащихся 6 класса. В 7 классе она дополняется и расширяется с учетом новых знаний семиклассников. С таким большим по объему текстом ребята работают впервые в 6 классе, поэтому учитель помогает каждой из групп, направляет ребят, корректирует их работу, чтобы на этапе обсуждения создать ситуацию успеха).

Памятка 1. Три основных способа сжатия текста

Выделяют три основных способа сжатия текста:

исключение повторов, подробностей, деталей;

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение одного или нескольких предложений.

замена однородных членов обобщающим словом;

замена предложения или его части местоимением с обобщающим значением.

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена сложного предложения простым;

замена части предложения синонимичным выражением.

6. Обсуждение полученных результатов

7. Повторное чтение текста и написание сжатого изложения

Ходил я гулять в лес. В лесу тихо, снежно. Ударил я ногой по елке, мне на голову целый сугроб свалился. Стал я снег отряхивать, смотрю — идёт девочка. Снег ей по колени, с трудом идет и вверх на деревья смотрит, ищет что-то. Я спросил, что она ищет, но девочка не ответила и дальше пошла. Сама маленькая, а валенки большие.

Погулял я немножко, ноги замёрзли. Пошёл домой. На обратном пути снова встречаю девочку, она идет и плачет. Я предложил ей свою помощь, и девочка рассказала, что, когда мама комнату проветривала, Борька, скворец, в форточку вылетел и улетел в лес. Девочка боялась, что скворец замерзнет.

Стали мы вместе с девочкой искать Борьку. Спешить надо: темнеть уже стало. Пошли мы с девочкой в разные стороны, и скоро я услышал радостные крики девочки. Побежал на голос и увидел на ветке скворца совсем замерзшего.

Девочка зовет его, а он к ёлке прижался и идти не хочет. Тогда я полез на ёлку, чтоб его поймать. Только долез до скворца, как он перелетел к девочке на плечо. Она обрадовалась, спрятала его под пальто, чтобы не замерз.

По дороге домой я расспрашивал девочку о скворце, но она почти молчала, очень торопилась, боялась за жизнь скворца. Попрощалась коротко, я всё ждал, что девочка мне скажет ещё что-нибудь. А она ушла и дверь за собой закрыла на щеколду.

Учитель. Продолжите фразу

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я понял…

1. Шапиро Н.А. и др. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: метод и практика.- М.: «Первое сентября», 2010.

2. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения).- М.: «Экзамен», 2010.

Корабль, залив, льды, опытный капитан, сильный удар

Капитан опытный. Почему тогда произошел удар?

Встреча с айсбергом?

-Что произошло дальше? (Прослушивание версий).

Ключевые слова на доске: как кувалда, чудовище.

Прослушайте 2 часть.

Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло. Внимательно всматриваюсь и вижу какое-то чудовище за бортом. Оно то отплывает, то приближается и тяжко-тяжко вздыхает. Вот оно исчезло и вновь появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы. А вода от его всплесков зелёным светом горит. Всю ночь за кораблём плыло и вздыхало это чудовище. И я давно догадался, что это был …

Ключевое выражение на доске: фонтан пара.

-Кашалот? Опишите его, используя знания из области зоологии (работа в паре). Прослушивание ответов.

Прослушайте3 часть текста.

Все знают, что это самый большой по размерам зубастый кит. А на рассвете разглядел его. Голова у него тупая, как кувалда, и очень длинная. Ни у одного зверя такой нет. Глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду. Движения этого морского гиганта быстрые и ловкие. Но это был молодой кашалот. Я долго размышлял, почему он так упорно плывёт за нами.

-Правильно ли вы описали кашалота?

Рассказ от первого лица

Корабль, залив, льды, опытный капитан, сильный удар.

Зубастый кит, голова, как кувалда, крошечные глазки, одна ноздря, фонтан пара.

Капитан опытный, почему тогда произошел удар?

Плыл всю ночь за кораблем, потому что…

Почему кашалот плыл за кораблем? Ваши предположения ?

(Работа в паре, группе). Прослушивание версий.

Прослушайте последнюю часть текста.

Наверное, принял наше судно за кита. Молодой ещё, молоко на губах не обсохло. Все кашалоты, как начинаются осенние штормы, уходят к экватору. А этот, видно, отстал от матери, от своего стада вот и ищет спасения.
Пока я думал об этом, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его ещё долго был виден между льдами, а потом исчез. Наверное, экватор пошёл искать. Найдёт ли это маленькое чудовище свою маму?
— Оправдались ли ваши предположения?

Рассказ от первого лица

Молодой кит, автор

Корабль, залив, льды, опытный капитан, сильный удар

Зубастый кит, голова, как кувалда, крошечные глазки, одна ноздря, фонтан пара

Судно похоже на кита, отстал от стада, ищет маму

Капитан опытный, почему тогда произошел удар?

Плыл всю ночь за кораблем, потому что…

-Подумайте, как можно озаглавить текст, чтобы передать основную мысль?

-Прослушайте текст еще раз , напишите изложение близкое к тексту.

Работа с черновым и чистовым вариантами.

3 этап — рефлексия. Заполнение листа.

1.Понравилось ли вам анализировать текст с остановками?

2.Помогло ли в запоминании текста заполнение дневника?

3.Активно ли вы работали в группе?

Однажды наш корабль шёл в Анадырском заливе. Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шуршали и ломались. Дул сильный ветер со снегом, но море было спокойно, тяжёлые льды не давали ему разбушеваться. Корабль с большим трудом пробирался между льдинами малым ходом. Все хорошо знали, что скоро начнутся ледяные поля. Наш опытный капитан вёл корабль осторожно, чтобы не врезаться во льды.
Вдруг я услышал, как сильно плеснула вода у самого борта. Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло… Внимательно всматриваюсь и вижу какое-то чудовище за бортом.

Оно то отплывает, то приближается и тяжко-тяжко вздыхает. Вот оно исчезло и вновь появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы. А вода от его всплесков зелёным светом горит. Всю ночь за кораблём плыло и вздыхало это чудовище. И я давно догадался, что это был кашалот.

Все знают, что это самый большой по размерам зубастый кит. А на рассвете я разглядел его. Голова у него тупая, как кувалда, и очень длинная. Ни у одного зверя такой нет. Глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду. Движения этого морского гиганта быстрые и ловкие. Но это был молодой кашалот. Я долго размышлял, почему он так упорно плывёт за нами.

Наверное, принял наше судно за кита. Молодой ещё, молоко на губах не обсохло. Все кашалоты, как начинаются осенние штормы, уходят к экватору. А этот, видно, отстал от матери, от своего стада вот и ищет спасения. Пока я думал об этом, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его ещё долго был виден между льдами, а потом исчез. Наверное, экватор пошёл искать. Найдёт ли это маленькое чудовище свою маму?
(По Г.Снегиреву).


Статьи по теме