Мамин Сибиряк Вертел Чему Учит Рассказ

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Мамин Сибиряк Вертел Чему Учит Рассказ. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

Мамин Сибиряк Вертел Чему Учит Рассказ.rar
Закачек 1121
Средняя скорость 6998 Kb/s

Мамин Сибиряк Вертел Чему Учит Рассказ

Тема урока: «Судьба Прошки в произведении Мамин- Сибиряка «Вертел»

создать условия для осознания учащимися своих прав на основе текста произведения;

— активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно- коммуникативных технологий.

— познакомить учащихся с творчеством Д.Н. Мамин- Сибиряка;

— обеспечение целостного восприятия текста;

— обогащение чувственного опыта ребенка, основываясь на Всеобщую декларацию прав ребенка;

— учить сравнивать, обогащать, делать выводы.

— создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков;

— формирование через литературное произведение нравственных понятий;

— развить умение высказывать свое мнение о прочитанном произведении.

— воспитывать у учащихся нравственные качества: сострадание и милосердие;

-способствовать формированию уважения к основным общечеловеческим ценностям, заключенным во Всеобщей декларации прав ребенка;

— вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Методы обучения: эвристический, частично- поисковый, исследовательский.

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная (работа с рабочими тетрадями).

Средства обучения: тексты произведений, проекционное оборудование, компьютер, рабочая тетрадь.

портрет Дмитрия Наркисовича Мамин- Сибиряка;

текст произведения «Вертел»

Методические рекомендации к уроку

Данный урок разработан для учащихся 5 класса. Разработка носит не только литературный характер, но и содержит в себе правовой аспект, позволяющий детям узнать и осознать значимость своих прав и свобод. Для того чтобы вызвать интерес учащихся к теме урока, т.к. ребята знакомятся с данным произведением еще в 4 классе, для определения цели используется прием « Привлекательная цель» (ответить на проблемный вопрос: « Чем вызвана смерть Прошки?» Дети должны прийти к выводу, что эту проблему можно рассмотреть в двух аспектах: а) с моральной, духовной стороны, б) с точки зрения права.

Урок проводится в форме ролевой игры. Как известно, в любой возрастной группе, а особенно в младших классах, предпочтение отдается коллективной деятельности, которая предполагает нестандартный, творческий подход к ее организации. Для игры класс делится на группы. Распределение происходило на предыдущем уроке, поэтому была создана целевая установка по созданию мотивации: внимательно перечитать текст, в зависимости от принадлежности к определенной группе обратить внимание на конкретные факты

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать сегодня вас на нашем уроке. Красиво сядьте и чтобы создать благоприятную эмоциональную атмосферу в нашем классе, повернитесь к своему соседу по парте и улыбнитесь друг другу.

Вступительное слово учителя:

Ребята, обратите, пожалуйста свое внимание на эпиграф нашего сегодняшнего урока :

— Как вы понимаете данные слова?

Именно о детстве мы сегодня и будем с вами рассуждать на уроке, но наша беседа будет касаться не ясному и беззаботному детству, а трудному детству, которое затронул в своем произведении Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Кроме того, мы попытаемся с вами сравнить правовое положение сегодняшнего ребенка, и ребенка того времени, о котором нам повествует произведение «Вертел».

Актуализация знаний.

— Кто автор рассказа?

— Какие произведения Д. Мамина- Сибиряка вы читали ранее?

— Какое впечатление оказал на вас рассказ?

— Кто главный герой рассказа «Вертел»?

-Почему рассказ носит название «Вертел»?

Обсуждение названия произведение (слайд)2

ВЕ́РТЕЛ (др.-русск. вьртьлъ от «вертеть») — поворотный круг, сверло.

Работа над темой урока

Обратите внимание на тему урока. Попытайтесь самостоятельно определить цели нашего урока.

(Учащиеся самостоятельно должны прийти к выводу, что главный вопрос урока — чем вызвана смерть Прошки? Эти причины мы и должны определить)

Но для того, чтобы мы плодотворно с вами поработали, вспомним текст произведения и тем самым мы узнаем, кто самый внимательный читатель.

(Работа с рабочей тетрадью. Дети вставляют в текст пропущенные слова по памяти)

Проверка выполнения задания.

Итак мы выяснили, что будем рассматривать судьбу Прошки,

Вспомним, что помогает нам охарактеризовать и понять внутренний мир героя произведения? ( портрет, речь, отношение с другими героями, поведение, интерьер, где живет герой и др.) А для того, чтобы вы смогли быстрее найти все эти составляющие вы и были поделены на 3 группы:

1 группа— Какую работу выполнял в мастерской Прошка? Опишите рабочее место Прошки и интерьер в целом всей мастерской.

2 группа— «Психологи». Ваша задача:

— найти портрет, указать ключевые слова;

— рассказать о мечтах Прошки

— показать внутреннее состояние Прошки, когда он был в гостях у барыни и его состояние и поступки во время болезни.

3 группа – «Аналитики» вам необходимо содержательно ответить на вопрос: « Каковы причины смерти Прошки»

Время на подготовку 10 мин

Обсуждение вопросов по группам

-Зачем в мастерскую привела своих детей богатая дама?

— Почему барыня так долго расспрашивала о Прошке?

— Что по мнению Прошки являлось причиной его тяжкого положения? Так ли Это?

Что же на самом деле погубило Прошку?

Что же на самом деле погубило Прошку нам поможет узнать мир волшебства. Добрые феи помогут собрать те качества окружавших Прошку власть имущих людей в волшебный ларец, которые могли спасти его.

1) Каждая группа получает словарик с ключевыми словами, определения этих слов они должны указать самостоятельно (работа с рабочей тетрадью)

Что могло спасти мальчика от смерти?

Что погубило мальчика?

Целеустремленность — готовность к действию

Гордость— чувство своего достоинства, сознание своего превосходства

Жалость — сострадание, соболезнование

Милосердие — готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается

Равнодушие — безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему

Сила духа — бодрость, моральная сила

Сострадание — участие в печали, сочувствие

Чуткость – способность замечать, понимать происходящее

Ребята, скажите с чем у вас ассоциируется добрые чувства ?

Ответы детей ( солнце).Верно, с чем-то светлым и теплом.А плохие качества, которые погубили мальчика? ( с тучкой, которая закрывает это доброе солнышко)

2) Отогните в словарике вопросы и стрелочками перенесите слова в колонки с вопросами (Работа с рабочей тетрадью).

Что у вас получилось?

Что могло спасти мальчика от смерти?

Что погубило мальчика?

Чуткость

Гордость— чувство своего достоинства, сознание своего превосходства

Жалость — сострадание, соболезнование

Милосердие — готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается

Равнодушие — безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему

Сила духа — бодрость, моральная сила

Сострадание — участие в печали, сочувствие

Чуткость – способность замечать, понимать происходящее

Равнодушие

гордость

Работа с книгой «Ваши права».

Итак, мы с вами разобрались, что погубило Прошку, но сделали мы это с моральной точки зрения. Вначале урока я вам говорила, что мы попробуем сопоставить правовое положение сегодняшнего ребенка и нашего героя. Поэтому на данном этапе мы с вами постараемся определить, какие права ребенка современного времени не были даны Прошке, а поможет нам это сделать Конвенция прав ребенка. Итак, внимание на экран (презентация Декларация прав ребенка)

— Итак, ребята, давайте перечислим, какие же права вы имеете? (Работа с рабочими тетрадями)

* Дети перечисляют, а затем учитель раздаёт памятку для учащихся «Права, которые у меня есть».

— Были ли эти права у Прошки? Каков результат?

Рефлексия. Подведем итоги нашего урока 12-летний Прошка угасает в темной, душной мастерской»от ничтожной пыли, дурного питания и непосильной работы» И вот в мастерской, желая купить граненые камни, появляется с двумя детьми богатая дама Анна Ивановна. Она принимает будто бы искренне участие в судьбе Прошки, приглашает его к себе в дом. Но все это одна видимость человечности. Оказывается, «благодетельница» преследует свои цели: ей хотелось, чтобы своим трудолюбием и терпением Прошка помог ее изнеженному сыну Володе исправиться от «припадков барской лени» Прошка все это видит и чувствует. Он видит и разительный контраст между жизнью рабочих и господ и еще больше страдает.

— Что же побудило писателя к написанию рассказа «Вертел»?

— Чему учит рассказ Мамина- Сибиряка?

Что нового вы узнали для себя?

Попытаемся отразить отразить наше отношение к уроку, через следующие критерии (работа с рабочей тетрадью):

Имя существительное- определяющее тему

Два прилагательных – описание темы

Три глагола – название действий

Четыре слова6 фраза- отношение к теме

Образ- метафора, суть, смысл, синоним темы.

Учитель: Добрые феи помогли нам собрать в волшебный ларец качества человечности, которые могли спасти мальчика. Я вам хочу подарить каждому частичку доброты и радости. ( учитель дарит мягкие сердца детям)

Главная мысль рассказа Вертел, Мамин-Сибиряк?

Вертел, какая главная мысль рассказа?

Вертел — очень грустная новелла.

Она о бедности, нищете, про огромную пропасть между богатым и бедным.

Главный герой — Прошка, подросток, сирота, который работает в мастерской чтобы как-то прокормиться.

Он работает за еду, одежду и крышу над головой.

Купец-ювелир, хозяин мастерской, неплохо относится к Прошке, жалеет его, заботится.

Но в целом видно, что судьба Прошки ему с большего пофиг.

Один раз приезжает богатая женщина забрать заказ, видит Прошку и решает ему помочь.

У нее доброе сердце и ей больно видеть грязного и зашуганного ребенка.

Вроде бы у Прошки даже налаживается жизнь. богатая барыня заботится о нем, а ее сын подружился с Прошкой, несмотря на огромную социальную разницу между ними.

Но затем он заболевает. Возможно, воспаление легких или туберкулез — Прошка много кашляет и почти не может работать.

Но упорно пытается. Не хочет видеть барыню, не хочет отдыхать.

Хотя купец не настаивал на его работе, наоборот.

А добрая барыня могла бы помочь, отвести к доктору — ведь она относилась к Прошке почти как к приемному сыну.

Это заканчивается ожидаемо плачевно — парень умирает.

На мой взгляд, основная мысль новеллы Вертелзаботьтесь о своем здоровье!

Лечитесь, если заболели и нельзя работать в плохом состоянии.

Сейчас конечно медицина намного лучше, но здоровье нужно беречь.

Рассказ Мамина -Сибиряка «Вертел» о нелегкой жизни детей-сирот. О том, что им приходится самим зарабатывать на жизнь и трудиться в любых условиях труда, только бы не умереть с голода.

Прошка- главный герой рассказа «Вертел» жил и трудился в ювелирной мастерской, в которой было очень много пыли. Но он сумел остаться человеком и сохранить в себе положительные качества характера до конца. Прошка в этой мастерской познакомился с Анной Николаевной, а потом и подружился с ее сыном. Но вскоре заболел и умер. А этого могло бы не быть, если бы Анна Николаевна помогла бы ему в лечении.

В своем рассказе «Вертел» Мамин-Сибиряк показывает трудное детство и жизнь детей из бедных семей, сирот. Детям, чтобы чтобы выжить, покушать приходится работать в очень плохих условиях (как Прошка в душной мастерской), но тем не менее они сохраняют все положительные черты личности: трудолюбие, доброту, взаимовыручку. Основная мысль — самое главное в человеке, это доброе сердце.

«Вертел» главная мысль рассказа М.-Сибиряка

Рассказ о трудной жизни мастеров, в особенности мальчика-сироты. Прошка, хотя ему двенадцать лет, совсем уже не похож на ребенка. Он вынужден стоять у колеса целый день, в то время как на улице шумят и веселят другие дети.

Небольшой просвет в его жизни произошел, когда мастерскую навестила барыня Анна Ивановна, но для него это была возможность в основном хорошо поесть, в мастерской мальчик не доедал.

Вскоре мальчик перестал бывать у барыни, так как заболел, болезнь победила его.

Рассказ учит нас не забывать о тех, кто нуждается в нашей помощи. Анна Ивановна все же могла больше помочь мальчику, забрать его к себе, он мог бы работать и на нее, наверняка нашлась бы работа мальчику или хотя бы помочь ему вылечиться. Но она не знала, как сделать, чем помочь. Видимо судьба ее детей волновала ее больше, хотя это и понятно. Сколько таких еще мальчиков, всем разве поможешь.

Главная мысль

Самостоятельность приучает человека к ответственности.

Давайте начнем с самого печального вопроса: почему умер Прошка?

Он заболел, но продолжал работать за еду, поскольку привык ее получать не просто так, а за проделанные действия.

Рассуждения.

Сытый барин Володя приходил в мастерскую ради развлечения. Ему была интересна эта физическая работа, поскольку он никогда с подобным не сталкивался, но знал, что дома его ждет теплая постель, забота, и никто не позволит ему даже заболеть.

Анна Ивановна не испытывала к Прошке чувств, но видела в нем инструмент для воздействия на ленивого сына, и если бы у истории было продолжение, то наверняка нашелся бы новый ребенок, которого бы она использовала в своих целях.

В рассказе нет места состраданию, но противопоставляются два разных социальных класса: богатые и бедные. Существование одинаковых людей в разных условиях, рано или поздно должно было привести к противостоянию, что и пытался показать автор.

Чему может учить классовое неравенство? Точка кипения, и как результат — революция.

Рассказ «Вертел» Мамина-Сибиряка учит милосердию, отзывчивости и доброте. Главный герой рассказа Прошка является сиротой и чтобы выжить, он круглосуточно работает в ювелирной мастерской за еду и крышу над головой. Хозяин мастерской неплохо к нему относится, но по-большому счету ему абсолютно безразлична его дальнейшая судьба. В мастерской, где трудится Прошка очень пыльно и тяжело дышать, солнечный свет не проникает в мастерскую. Конечно, такие условия и каторжный труд неприемлемы для ребенка, которому еще нужно расти и набираться сил.

Вскоре в мастерскую обращается Анна Николаевна. Она увидев Прошку пожалела его и пригласила к себе на воскресные уроки. Прошка даже подружился с сыном Анны Николаевны, несмотря на огромную социальную пропасть. Но вскоре Прошка серьезно заболевает, его донимает сильный кашель и он умирает. А ведь если бы Анна Николаевна отвела его к доктору, купила нужные лекарства и оставила у себя хотя бы на период болезни, то этого смерти мальчика можно было бы избежать.

Предваряя краткое содержание рассказа Мамина-Сибиряка «Вертел», поясним, что рассказ был опубликован в 1885 году. В нем русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк поведал читателям историю о трагической судьбе бедного мальчика, сироты, которому из-за жилья, одежды и куска хлеба приходилось много и тяжело работать.

Ниже мы изложим краткое содержание «Вертела» Мамина-Сибиряка по частям.

Двенадцатилетний мальчик Прошка работает «вертелом» в гранильной мастерской городского предместья. У него самый темный угол, где он целыми днями вращает круг для обточки камней. Кроме него, в мастерской работают еще четверо: старый гранильщик Ермилыч, угрюмый молчаливый мастер Игнатий, бойкий молодой подмастерье Спирька, немой от рождения рабочий Левка. Мастера трудятся, обсуждая своего хозяина Алексея Ивановича Ухова, который известный плут с покупателями, а рабочих своих и голодом морит, и чрезмерно нагружает. Чахнут мастера на его работе, а он еще делает вид, что сочувствует. И обещает: вот-вот сделает так, чтобы рабочим жилось лучше. И мастерскую вместо этой старой бани, мол, построит, и обеды велит посытнее варить. Но, конечно, ничего не делает.

Переходим к изложению краткого содержания второй части «Вертела» Мамина-Сибиряка.

Июль, одиннадцать утра, солнце светит. Прошка очень голоден. Он увидел на кухне кусок мяса и теперь мечтает о щах с говядиной. Закрыв глаза, он вертит свое колесо и мечтает. Его мечты прерывает визит нарядной богатой дамы с двумя детьми в сопровождении хозяина. Она пришла, чтобы показать детям, как делают драгоценные камни, но была поражена видом убогой и грязной мастерской. А Прошку пожалела, сказав: «Какой он худенький!». Барыня купила несколько камней и попросила, чтобы домой к ней их доставил Прошка.

В кратком содержании третьей части рассказа Мамина-Сибиряка «Вертел» надо сообщить о том, что Прошка, работая, думает, как было бы славно сбежать из уховской мастерской. Построить шалаш в лесу среди зелени, развести костер и жить себе на свободе.

Перед походом к барыне Прошку заставили надеть новую рубаху и вымыться. Прошка заробел было, но, когда пришел домой к барыне, освоился. Познакомился с легкомысленным, ленивым и добрым мальчиком Володей, сыном Анны Ивановны, а она велела накормить Прошку и вдруг решила, что будет учить его грамоте по воскресеньям.

Перед Рождеством Прошка не пришел на очередное занятие. Он заболел, у него началась чахотка. Но, стыдясь есть дармовой хозяйский хлеб, он продолжал работать у колеса, хотя ему было очень тяжело. В те времена чахотка (туберкулез) считалась очень опасной болезнью, Прошка вскоре слег. А потом его не стало.

Анна Ивановна приехала на похороны Прошки. Она корила себя, что так и не смогла помочь Прошке, и плакала обо всех бедных детях, которым выпала такая тяжелая судьба.

Итак, мы привели краткое содержание «Вертела» Мамина-Сибиряка.


Статьи по теме