Медицина Катастроф и Безопасность Жизнедеятельности Учебник

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Медицина Катастроф и Безопасность Жизнедеятельности Учебник. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Медицина Катастроф и Безопасность Жизнедеятельности Учебник.rar
Закачек 1884
Средняя скорость 7579 Kb/s

Медицина Катастроф и Безопасность Жизнедеятельности Учебник

Год выпуска: 2005

Содержание учебного пособия

«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (ЧС)

ЧС МИРНОГО И ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА

  1. Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом в атмосферу радиоактивных веществ
  2. Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом (утечкой) в окружающую среду АХОВ
  3. Чрезвычайные ситуации, связанные с возникновением пожаров и взрывами

ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

  1. Чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями
  2. Характеристика техногенных катастроф

УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА В ЧС

  1. Основные принципы Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ (ГО)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ И ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧС

  1. Организация гражданской обороны в учебных заведениях
  2. Формирования гражданской обороны

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС

  1. Организация укрытия населения в защитных сооружениях
  2. Организация и проведение эвакуационных мероприятий

СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ

  1. Средства индивидуальной защиты
  2. Медицинские средства защиты

ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РФ
БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ
СИМВОЛЫ ВОИНСКОЙ ЧЕСТИ

МЕДИЦИНСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАТАСТРОФ

ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

  1. Организация Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК)

МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА ГО

  1. Организации медицинской службы Гражданской обороны

ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ, БОЛЬНЫХ И ПЕРСОНАЛА МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ

  1. Основные мероприятия, проводимые медицинской службой ГО
  2. Характеристика и назначение невоенизированных медицинских формирований Гражданской обороны

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЧС

ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ЧС

  1. Двухэтапная система оказания медицинской помощи и лечения пострадавших

ВИДЫ МЕДИЦИНСКОЙ СОРТИРОВКИ
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

  1. Понятие о ране, классификация ран и их осложнения
  2. Первая медицинская помощь при кровотечениях
  3. Понятие о переломах
  4. Травматический шок
  5. Синдром длительного сдавления
  6. Термические ожоги
  7. Терминальное состояние
  8. Особенности реанимации при утоплении
  9. Особенности реанимации при перегревании
  10. Отморожение и замерзание
  11. Закрытые повреждения
  12. Радиационные поражения
  13. Химическое оружие

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ЧС

  1. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий
  2. Организация работы формирований и учреждений здравоохранения при возникновении эпидемических очагов
  3. Особо опасные инфекции (ООИ)
  4. Санитарно — эпидемиологическая разведка

НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

КУРЕНИЯ ТАБАКА

  1. Происхождение табака
  2. Состав и свойства табака и табачного дыма
  3. Производство и потребление табака
  4. Курение и органы дыхания
  5. Курение и другие органы и системы
  6. Курение и беременность
  7. Пассивное курение
  8. Основные принципы борьбы с курением

Под редакцией Н. М. КИРШИНА

Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов образовательных учреждений

среднего профессионального образования

3-е издание, стереотипное

Издательский центр «Академия» 2008

декан факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена,

д-р пед. наук, профессор Л. А. Михайлов’,

зав. отделением медицинского колледжа Всероссийского

учебно-научно-методического Центра по непрерывному медицинскому

и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения

и социального развития Российской Федерации, канд. мед. наук

Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф :

Б40 Учеб. для студ. сред. проф. учеб, заведений / [С. Б. Варющенко, В. С. Гостев, Н. М. Киршин и др.] ; под ред. Н. М. Киршина. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320с.

Представлены сведения о чрезвычайных ситуациях природного и тех-ногенного характера, дана классификация катастроф. Рассмотрены осно­вы безопасности людей в чрезвычайных ситуациях, способы оценки об­становки при авариях, мероприятия по защите населения и территорий, по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Изложены основ­ные задачи и организационная структура Всероссийской службы медици­ны катастроф. Рассмотрены меры неотложной помощи при радиацион­ном и химическом поражении, отравлении ядовитыми веществами. Опи­саны особо опасные инфекции, механизмы развития эпидемического про­цесса и мероприятия по ликвидации очагов биологического поражения. Приведена характеристика террористических угроз и опасностей.

Для студентов средних медицинских учебных заведений.

УДК 61(075.32) ББК51.1(2)2я723

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается

© Коллектив авторов, 2005

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2005 ISBN 978-5-7695-5466-7 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2005

История развития человечества отражает не только поиск и построение более безопасного и комфортного мира, но и обрете­ние на этом пути новых угроз и опасностей.

Двадцатый век был ознаменован стремительным развитием техносферы, ростом активности природных процессов, возник­новением глобальных экологических угроз, мощными негативны­ми социальными потрясениями, что повлекло беспрецедентный рост процессов обмена продукцией, энергией, информацией в системах человек — биосфера — техносфера, человек — соци­альная среда.

Прямым следствием роста интенсивности и масштабов воздей­ствия на человека, социальную, природную, техногенную среду биологических, физических, химических и информационных фак­торов является наблюдаемый стабильный рост ущербов от всей со­вокупности чрезвычайных ситуаций даже в высокоразвитых странах.

Мир приобрел новые системные свойства, которые выражены сегодня в интеграции и глобализации угроз и опасностей, суще­ственно большей «человекозависимости».

На рубеже XXI в. изменились спектр и характер угроз безопас­ности личности, обществу, государству, обозначились новые под­ходы к оценке рисков в основных сферах жизнедеятельности че­ловека. Наметился существенный прогресс в теории и практике обеспечения безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биолого-социального, экологическо­го, террористического характера.

Указанные обстоятельства обусловили глубокие изменения в подходах к изучению дисциплины «Безопасность жизнедеятель­ности», а также в самом содержании дисциплины.

Только человек просвещенный, обладающий знаниями об опас­ностях современного мира, представляющий себе их сложную природу и глубокие взаимосвязи, новые закономерности и нераз­рывное единство элементов системы человек — биосфера — тех­носфера, способен во всех областях своей деятельности целена­правленно стремиться к обеспечению безопасности собственной, общества и следующих поколений.

Именно такое, обновленное мировоззрение, основанное на уважении к праву, знаниях, научных выводах и обобщениях, со­единенное с нравственными созидательными принципами и об­щечеловеческими ценностями, позволит обеспечить достаточные условия и гарантии существования безопасного и устойчивого развития мира.

Государственные образовательные стандарты предполагают, что специалист в любой области вместе с пониманием серьезности потенциальных угроз современного мира должен владеть тем на­бором знаний, навыков и умений, который позволяет ему пред­видеть, оценивать и идентифицировать опасности, безопасно вза­имодействовать со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной), а в случае возникновения реальной уг­розы — минимизировать возможный ущерб.

Хорошо известно, что источником огромного числа чрезвы­чайных ситуаций, повлекших за собой массовые жертвы, страда­ния и трагедии сотен и тысяч людей, причинение тяжкого вреда здоровью, масштабные материальные ущербы явились не техника или стихия, а человек. Значительная часть опасностей, рисков современного мира и «пусковой механизм» их реализации нахо­дится в нас самих. Не допустить возникновения чрезвычайных ситуаций по вине человека или резко снизить их число вполне по силам обществу. На решение этой задачи направлены усилия ме­диков, юристов, социологов, психологов и специалистов в раз­ных сферах безопасности. Вместе с тем везде и всегда первым и порой самым надежным барьером для любой опасности, связан­ной с многогранной деятельностью человека, являлись, с одной стороны, опыт и практические навыки, а с другой, — нормы права, требования закона.

Донести эти знания и привить необходимые навыки по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, прогнозу и предупреждению чрезвычайных ситуаций, принятию правильных решений в экстремальных ситуациях, применению норм права и проведению анализа организационных и экономико-правовых ас­пектов обеспечения безопасности в различных сферах жизнеде­ятельности, по применению различных средств и способов защиты и призвана дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», кото­рая была введена в Российской Федерации для всех специально­стей высшего и среднего профессионального образования с 1990 г.

Правовой основой изучения дисциплины служат законы: «О за­щите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ; «О без­опасности» от 25.12.1992 № 4235-1; «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ и другие законы, регулирующие вопросы обеспечения техногенной, биолого-социальной, экологической, информационной, общественной, экономической, военной без­опасности, безопасности от природных чрезвычайных ситуаций; постановления Правительства РФ: «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 05.11.1995 № 1113; «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе­ра» от 04.09.2003 № 547; «Об утверждении Положения об орга-

низации обучения населения в области гражданской обороны» от 02.11.2000 № 841; «О гражданских организациях гражданской обороны» от 10.06.1999 № 620; указы Президента РФ: «Концеп­ция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996 г. № 440; «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» от 10.01.2000 № 24; «Вопросы МЧС РФ» от 21.09.2002 № 1011 и ряд других важных нормативных документов.

«Безопасность жизнедеятельности» — обязательная обще про­фессиональная дисциплина, в которой соединены тематика без­опасного взаимодействия человека со средой обитания (произ­водственной, бытовой, природной, городской) и вопросы защи­ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природно­го и техногенного характера. Изучение дисциплины позволяет сформировать у специалистов представления о неразрывном един­стве эффективной профессиональной деятельности с требовани­ями обеспечения безопасности и защищенности человека, окру­жающей среды, материальных и культурных ценностей. Реализа­ция этих требований обеспечивает сохранение здоровья и трудо­способности человека, способность окружающей среды поддер­живать жизнь настоящих и будущих поколений, снижение уровня экономических и материальных ущербов.

Безопасность жизнедеятельности наряду с прикладной орга­низационно-технической и управленческой направленностью пря­мо ориентирована на расширение спектра общегуманитарных зна­ний, в том числе правовой составляющей, при подготовке специ­алистов всех профилей и базируется на знаниях, полученных при изучении блока социально-экономических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин.

Аварии, промышленные катастрофы и стихийные бедствия могут сопровождаться серьезными медицинскими последствиями. К основным из них относятся:

большое число пострадавших с поражениями разных видов и степеней, появляющимися за очень короткое время;

сложная санитарно-гигиеническая и противоэпидемическая обстановка, вызванная выходом из строя систем энерго-, водо­снабжения, канализации, скоплением больших масс людей;

дезорганизация управления здравоохранением в зоне чрезвы­чайной ситуации, материальные и людские потери, не позволяю­щие наладить требуемое медицинское обеспечение в этой зоне.

В этих условиях возникает острая необходимость проведения в короткое время широкомасштабных мероприятий по медицинскому обеспечению населения. С этой целью в системе здравоохранения России создано специальное научно-практическое направление — медицина катастроф. Организационно это новое направление офор­млено в виде Всероссийской службы медицины катастроф с ее региональными и территориальными подразделениями.

Часть первая БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Серия: «Лазерная техника и технология»

Представлены сведения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, дана классификация катастроф. Рассмотрены основы безопасности людей в чрезвычайных ситуациях, способы оценки обстановки при авариях, мероприятия по защите населения и территорий, по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Изложены основные задачи и организационная структура Всероссийской службы медицины катастроф. Рассмотрены меры неотложной помощи при радиационном и химическом поражении, отравлении ядовитыми веществами. Описаны особо опасные инфекции, механизмы развития эпидемического процесса и мероприятия по ликвидации очагов биологического поражения. Приведена характеристика террористических угроз и опасностей. Учебник может быть использован при изучении общепрофессиональ ной дисциплины ОП. 10 `Безопасность жизнедеятельности` в соответствии с ФГОС СПО для всех специальностей укрупненной группы `Здравоохранение` и при освоении профессионального модуля МП. 03 `Оказание доврачебной помощи. ISBN:978-5-4468-1299-8


Статьи по теме