Методический Аппарат Учебника Истории

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Методический Аппарат Учебника Истории. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Методический Аппарат Учебника Истории.rar
Закачек 3509
Средняя скорость 3846 Kb/s

Методический Аппарат Учебника Истории

Учебные комплексы по истории – вся совокупность учебных пособий, ср-в, исп в организации изучения истории

УМК:

  • учебн пособия (хрестоматии, книги для чтения);
  • методическая литература
  • научная, научно-популярная и худож литература
  • наглядные ср-ва обучения

Виды методич пособий:

  • поурочные (рекомендации про­ведения вариантов уроков с учетом разного уровня развития уча­щихся)
  • тематические (сокращ. времени подготовки к урокам)

Характеристика школьного учебника.

Учебник – массовая учебная книга, излаг. предметное содерж. образования и определяющ виды деят-ти, предназнач для обязат усвоения уч-ся с учетом их возраста. Для учителя – опора для разв-я звеньев, основа для методич. варианта. Для ученика — источник знаний, практикум

.Функ­ции учебника:

  • информационная (раскрыв содерж образов)
  • систематизирующая (обеспечт последовательность и систематизацию изло­жения содерж)
  • координирующая
  • контролирующая (ч/з сис-му знаний)
  • самообразование;
  • воспитательная (реализации воспитат це­лей обучения).

Требования:

  • отраж. базов. минимум и соответств. примерн программе
  • соответств. возрасту, эстетич. нормам;
  • ориентир. на совр уровень ист.науки.
  • разн точки зрения, ученых
  • разнообразн. методич аппарат

Методический аппарат учебника

Главы→ параграфы. Выделение понятий, дат, вопросы и задания, док-ты. Форзац, эрзац. Выводы, схемы, таблицы, рубрики. Внетекстовой комп: картины, карты

Историческое образование в современной школе: Альманах. – М.: «ТИД «Русское слово — РС», 2004. Вып.1

УЧЕБНИК ИСТОРИИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Схема 1. Основные структурные компоненты учебника истории

Отрывки из художественной литературы

Подписи к иллюстрациям

Пояснения в скобках

Вопросы и задания

Картосхемы, карты, схемы

Содержание учебника подразделяется на основной (теоретиче­ский и фактический), дополнительный (документы, отрывки, справки) и пояснительный (подписи, определения, примечания, комментарии) материал. Ядро основного текста составляют зна­ния о важнейших идеях и понятиях, теориях, способах деятельно­сти. При анализе содержания учебника во время подготовки к уроку учителю важно выявить основные, базовые знания. Это составляет примерно треть содержания учебника. При объясне­нии на уроке две трети составляет дополнительный материал, призванный ярко и убедительно раскрыть базовые знания.

Как уже отмечалось, весь материал в школьных курсах исто­рии не может излагаться одинаково подробно. Как правило, раз­вернутое изложение сочетается в учебнике с конспективным. Основные факты даются подробно, образно, дополняются доку­ментами и иллюстрациями. Сведения, необходимые для связи между основными фактами, излагаются в виде краткой справки, делая учебник менее сложным.

Сложность текста учебника может быть предметной, логичес­кой и языковой. Сложность исторического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами тео­ретического характера. По мнению ученых, для понимания тек­ста учебника нужно, чтобы количество дополняющих предло­жений было в четыре раза больше, чем базисных. Базисные необходимы для понимания последующего материала.

К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстра­ции, вопросы и задания, документы, а также указатели. Иллюс­трации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами об­разной и знаковой наглядности.

Текст и иллюстрации занимают по отношению друг к другу неодинаковое положение. Дополнительные иллюстрации ис­пользуются только в сочетании с работой над текстом. Незави­симые иллюстрации не связаны с текстом, поэтому самоценны и их можно использовать для разбора и описания автономно. В таких иллюстрациях, как правило, содержится какая-то задача, проблема. В отличие от дополнительных иллюстраций равноправные не могут существовать без текста, поэтому работа с ними может идти только параллельно. Дополнительные же ил­люстрации можно и не использовать.

Основную часть методического аппарата учебника составля­ют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю да­ют возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет диф­ференцировать работу учащихся.

В учебниках истории применяются три основных способа группировки учебного материала: 1) хронологический, при ко­тором материал излагается в последовательности совершавших­ся во времени событий; 2) тематический, если проводится объе­динение фактов в однородные по содержанию комплексы; 3) географический, когда последовательно освещается история отдельных стран и народов. Ни один из указанных способов не встречается в учебниках в «чистом» виде, каждый из них ис­пользуется в том или ином сочетании с другими способами.

Хронологическая последовательность изложения в курсах всеоб­щей истории проявляется неоднократно: либо в порядке следова­ния разделов или глав, либо в изложении материала внутри главы или параграфа. Но, поскольку в курсах всеобщей истории изучает­ся история многих стран и народов, она неизбежно сочетается с ге­ографической группировкой материала: в истории Древнего мира географический принцип размещения материала проявляется в по­рядке следования разделов по истории Востока, Греции и Рима.

Хронологический и географический принципы сочетаются с тематической группировкой материала, общего для многих стран: например, в истории Средних веков — это темы о городах, христианской церкви и крестовых походах, географических от­крытиях и т. п.; в Новой истории — темы о международном ра­бочем движении, международных отношениях, войнах.

При освещении истории одной страны в рамках определенно­го исторического периода также возникает необходимость тема­тической группировки материала путем раздельного, последо­вательного изучения отдельных сторон жизни общества.

Задание 1.1) Найдите в учебнике по истории Средних веков примеры использования принципов хронологического, страно­ведческого, тематического характера. Для анализа используйте темы «Крестовые походы», «Византия в эпоху потрясений», «Арабский халифат», «Средневековая Япония», «Реконкиста в Испании», «Хозяйственный подъем в Европе», «Город и горо­жане», «Начало культуры Возрождения». Какие принципы пре­обладают в других темах учебника? 2) Каким путем в учебнике излагается понятийный материал? В каком случае преобладает дедуктивный путь, а в каком индуктивный? Каким путем в учеб­нике реализуется идея обогащения основных понятий курса ис­тории? На этот вопрос поможет дать ответ текст учебника. 3) Оп­ределите основное назначение компонентов дополнительного текста: документов, отрывков из художественной литературы, дополнительных сведений автора. Каким образом дополнитель­ный текст можно использовать на уроках истории? 4) Какую роль играет пояснительный текст в работе учителя? Покажите на конкретных примерах. 5) Обратите внимание на вопросы и зада­ния учебника. Где они помещены? Как они учитывают познава­тельные возможности учащихся? 6) Зачем необходимы шрифто­вые выделения текста? Где и как они представлены в учебниках? 7) Что обычно понимают под методическим аппаратом учебни­ка? Оцените качество методического аппарата рассматриваемого учебника. Какие элементы в нем отсутствуют? Сравните методи­ческий аппарат учебников для младших и старших классов, что в них общего и каковы отличия? 8) Просмотрите аппарат ориен­тировки учебника: оглавление, рубрикации, сигналы-символы, указатели, рекомендуемая литература, хронологическая таблица, словарь. Каково назначение каждого компонента аппарата ори­ентировки? Как учитель на уроках использует этот аппарат? 9) Определите назначение иллюстративного материала. Как можно использовать на уроке современные фотографии, репро­дукции картин и изображения исторической эпохи? Приведите примеры. 10) Чем отличаются картосхемы, схемы, карты и таб­лицы в темах учебника? Приведите примеры. К какому компо­ненту учебника истории относятся таблицы?

Задание 2. Следует проанализировать один из учебников ис­тории и занести данные результатов анализа в таблицу по сле­дующим направлениям:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 03.05.2015

Статья просмотрена: 1400 раз

Библиографическое описание:

Нарышкина В. С. Современный учебник истории как средство организации деятельности обучающихся [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 115-118. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8075/ (дата обращения: 18.05.2018).

Одним из основных условий организации эффективного учебного процесса в школе является решение проблемы повышения качества современных школьных учебников.

На сегодняшний момент существует большой выбор учебников и учебных пособий, призванных обеспечить реализацию образовательных и учебных программ. Школьные учебники являются ведущим дидактическим средством организации учебной деятельности учащихся и преподавательской деятельности учителя, главным — одобренным государством — инструментом учения, материальной основой построения образовательно-воспитательного процесса на конкретном уроке. В силу этого они должны создаваться на общих теоретических и методических основах, принятых как представителями предметной и педагогической науки, так и обществом в целом.

Так каким же должен быть современный учебник, чтобы выполнить возложенные на него функции образования, развития и воспитания школьников, удовлетворить потребности учащихся и оправдать надежды родителей, чтобы стать средством организации успешной и эффективной учебной и педагогической деятельности?

Традиционное представление об учебной книге по истории воспроизводится в определении учебника как: «массовой учебной книги, излагающей предметное содержание образования и определяющей виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учётом их возрастных и иных особенностей» [4, с. 41].

Для практического исследования вида и роли учебника в образовательном процессе был выбран Учебник по Всеобщей Истории для 5 класса (С. В. Колпаков, Н. А. Селунская) [2]. Данный учебник входит в учебную линию «Вертикаль» издательства «Дрофа». Он соответствует ФГОС [5], одобрен РАО и РАН и включен в Федеральный перечень учебников [3].

Данный учебник написан с позиций цивилизационного подхода. Он повествует о первых людях на Земле, возникновении и истории древнейших цивилизаций Египта, Передней Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Большое внимание уделяется проблеме взаимоотношений и взаимовлияний древних цивилизаций.

Настоящий учебник — составная часть комплекта учебников Образовательной программы `Школа 2100`, созданного в рамках единой концепции современной общеобразовательной школы.

Проводя анализ структуры учебника истории, была взята за основу схема [1, с.39–40], включающая:

1. Текстовый компонент

2. Внетекстовый компонент:

Изложение материала учебника начинается с вводного текста. В нём представлены основные правила и приёмы работы с учебником, а также дан ответ на вопрос «Для чего мы изучаем историю?». Вводный текст имеет существенное значение — он помогает учащимся быстро сориентироваться в учебнике и в дальнейшем использовать весь его потенциал.

Учебный компонент представляется собой лаконично изложенную историческую информацию, соответствующую темам по истории Древнего мира в пятом классе. Текст содержит повествовательный, описательные, объяснительные приёмы изложения. Он написан доступным для пятиклассника стилем и лаконично отображает необходимый для изучения материал.

Заключительный текст представлен кратким обзором развития цивилизаций Древнего мира. Он не только отражает основные вехи развития, указывает на отдельные особенности и помогает вспомнить основные понятия, но также, что немаловажно показывает связь античной культуры с российской. В итоге, заключительный текст учебника помогает ещё раз учащимся осознать значимость изучения истории, проследить её влияние на современность и даёт стимул для дальнейшего изучения.

Дополнительный текст в учебник представлен редким цитированием выражений известных философов и видных деятелей древности, а также вставками отрывков художественного текста в параграфах по изучению мифологии древности. В учебнике не представлен дополнительный текст в виде документов.

Пояснительный текст представляет собой словарь в конце каждого параграфа, подписи к иллюстрациям и картам.

Внетекстовый компонент представлен многообразием иллюстрация, карт, документальными изображениями. Со стороны методического аппарата учебник содержит ключевые вопросы, вопросы и задания. Аппарат ориентировки отображен в виде оглавления, рубрикации, системы символов, словарей и указателей с использованием основных дат, понятий и персоналий по всеобщей истории.

Роль данного учебника в образовательном процессе можно проследить в процессе проведения уроков истории.

В течение педагогической практики мною были проведены уроки в классе, следующему по программе данного учебника.

Составление плана урока и подготовка к нему начинались с прочтения и анализа текста учебника. В большинстве случаев текст учебника использовался источником нового материала на уроке. Термины и даты, приводимые в тексте и конце параграфа, использовались в качестве ключевых. Большая часть вопросов к уроку, была составлена на основе текста учебника. Были использованы и ключевые вопросы, представленные в тексте параграфов.

Подготовка опорной презентации также осуществлялась на основе учебника и в процессе урока синхронно выделяла особо значимые аспекты темы.

Учебный процесс на уроке всегда проходил при непосредственном использование учебника — как основного источника новых и обобщающих знаний.

Ход урока был построен на представленной в параграфе логике изложения исторической информации. Работу с текстом вёл как учитель — аудиальное воспроизведение информации параграфа, так и учащиеся — чтение текста, работа с текстом в парах и группах, анализ текста, поиск ответа на поставленные вопросы, краткий пересказ.

Недостатком текстового компонента я считаю отсутствие исторических документов. Такой навык работы, как работа с историческим документом важно и нужно развивать в учащихся с самого начала работы по курсу истории. Исторические документы не только развивают навыки работы с текстом, но также учат критически мыслить, находить и обрабатывать необходимую информацию.

Кроме работы с текстовым компонентом, велась активная работа с иллюстративным аппаратом и картами.

Параграфы 29 (Древние Афины), 31 (Появление греческих колоний), 32–33 (Греко-Персидские войны) сопровождаются картами по изучаемому материалу, с помощью которых, я как учитель-практикант, без затруднений отработала навык работы с картами. Учащиеся же, активно работали с картами как на уроке — это индивидуальная работа, работа у доски, так и дома — при выполнении заданий в рабочей тетради. С помощью представленных карт учащиеся хорошо усвоили географическое положение Аттики, направления Греческой колонизации и смогли проследить ход греко-персидских войн. Карты, представленные в данных параграфах, использовались при работе и с другими темами, т. к. давали широкий круг информации для логического размышления учащихся на уроке во время обобщения уже известной и новой информации.

Иллюстративный аппарат, который представлен основными изображениями по теме, являлся хорошим объектом для размышлений. Иллюстративный аппарат включает: изображение рельефов, реконструкции архитектурных объектов и памятников, изображение монет и рельефов, модели кораблей, фотографии сохранившихся фрагментов культурной среды, картины и мозаики. На его основе учащиеся могли самостоятельно делать выводы и отвечать на проблемные вопросы. Например, изучая ход греко-персидских войн, учащиеся, не изучая раздел о битве при Саламине, с помощью проблемных вопросов и изображения греческой триеры смогли объяснить причины победы греков. Нехватка иллюстративного материала в учебнике, стала заметна при переходе к параграфу 35 (Религия древних греков) — столь обширный материал, с большим количеством персоналий, по-моему, мнению должен сопровождаться большим количеством иллюстраций. В целом иллюстрации в учебнике несут в себе важную смысловую нагрузку. Они помогают образно усвоить материал, развивают мышление учащихся. Иллюстративный материал частично заменяет текст; выполняет функцию обслуживания текста.

Одним из минусов данного учебника — является отсутствие текстовых таблиц, планов-схем, опорных схем. В условиях начала работы с таким массивом информации, как всеобщая история в рамках урока, я считаю необходимым наличие обобщённого и наглядного материала, который можно использовать на уроках, при выполнении учащимися домашних заданий, а также при подготовке к промежуточным формам контроля.

Аппарат ориентировки включает предисловие, примечания, заключение, библиографические материалы, указатели. Он помогает учащимся полнее овладеть знаниями по истории и наиболее эффективно использовать учебник в процессе обучения. Также аппарат ориентировки имеет свои недостатки — отсутствие ссылок на интернет ресурсы, библиографии и справочников.

В обобщение полученного мною опыта работы с данным учебником истории мне хотелось бы сказать, что учебник под редакцией С. В. Колпакова и Н. А. Селунской по Всеобщей Истории для 5 класса, как и все современные учебники по истории, имеет свои плюсы и минусы. В целом, учебник даёт полное, последовательное, а главное доступное представление о всеобщей истории для учеников 5 класса. С помощью него учащиеся могут освоить основной материал по курсу истории, научиться работать с текстом, иллюстративным аппаратом, а также освоить навыки работы с аппаратом ориентировки. Учебный комплекс, включающий рабочие тетради и электронное пособие, является дополнительным источником знаний. Однако, ведущая роль на уроке и в процессе выполнения домашних заданий остаётся за учебником. И учитель, и учащиеся могут эффективно построить свою деятельность, используя представленный учебник.

1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2015. — 77с.

2. Колпаков С. В., Селунская Н. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник. — М.: Дрофа, 2012. — 272 с.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

4. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000. — 240 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)


Статьи по теме