Методичка по Электротехнике для Техникумов

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Методичка по Электротехнике для Техникумов. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Конспекты».

Методичка по Электротехнике для Техникумов.rar
Закачек 3002
Средняя скорость 8114 Kb/s

Методичка по Электротехнике для Техникумов

1. Линейные электрические цепи постоянного тока.……………………………4

2. Нелинейные электрические цепи постоянного тока………………………..10

3. Электрические цепи синусоидального тока…………………………………13

4. Трехфазные электрические цепи……………………………………………..30

5. Нелинейные магнитные цепи при постоянных синусоидальных МДС……40

7. Электрические машины постоянного тока…………………………………..53

Основой глубоких знаний является самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины в течение всего семестра. Для закрепления материала в конце каждого раздела даются задачи для решения. Решение задач нужно рассматривать не как дополнительную нагрузку, а как одну из основных форм усвоения дисциплины.

Данное методическое пособие наряду с лекциями, где излагаются основные теоретические положения курса, практическими занятиями и проводимыми лабораторными работами, где студенты могут непосредственно наблюдать явления и процессы в электротехнических и электронных устройствах, должны помочь студентам закрепить полученные знания по данной дисциплине.

1. Линейные электрические цепи постоянного тока

1.1. Основные определения (электрическая цепь, ветвь, узел, контур).

1.2. Основные явления в электрической цепи и величины, их характеризующие (напряженность электрического поля, электродвижущая сила, электрический ток, электрическое напряжение, электрический потенциал и разность потенциалов, электрическое сопротивление).

1.3. Основные законы электрических цепей:

закон Омадля участка цепи, определяющий связь между основными электрическими величинами на участках цепи, не содержащих источников (для пассивных участков).

Для пассивного участка цепи (рис. 1.1)

src=»http://fiziku5.ru/wp-content/uploads/111/image001_11.png» />

,

откуда напряжение на пассивном участке цепи

.

Напряжение на пассивном участке часто называют падением напряжения;

обобщенный закон Ома, определяющий связь между основными электрическими величинами на участках цепи, содержащих источники ЭДС, то есть для активного участка (рис. 1.2)

Положительное направление напряжения на сопротивлении R выбрано совпадающим с положительным направлением тока. Положительное направление напряжения Ucb на источнике выбрано от положительного вывода к отрицательному.

Тогда согласно рис. 1.2 напряжение

,

— это и есть обобщенный закон Ома.

Если бы ЭДС на схеме была направлена навстречу току, тогда

,

.

Для закрепления материала предлагается решить следующие задачи.

При заданном положительном направлении ЭДС Е выбрать положительные направления тока I и напряжения U источника.

Если амперметр показывает значение тока I = 2 A, то каким будет показание вольтметра при R = 0,1 кОм.

Для каждой из предложенных схемa), b), c) при U = 20В, Е = 20В, R = 5 Ом определить ток I

Для предложенной схемы определить напряжение на участке цепи ab, при U=60B, R1=6Ом, R2=7Ом, R3=3Ом.

1ый закон Кирхгофа, относящийся к узлам электрической цепи: алгебраическая сумма токов в узле электрической цепи равна нулю, т. е.

где Ik – ток k-ой ветви, присоединенной к данному узлу; n – число ветвей, присоединенных к этому узлу.

2ой закон Кирхгофа, применяемый к контуру электрической цепи: алгебраическая сумма напряжений в контуре электрической цепи равна нулю или алгебраическая сумма напряжений на сопротивлениях и источниках напряжения этого контура равна алгебраической сумме ЭДС в этом контуре

где Up –напряжение на p-омисточнике напряжения контура;Eq – q-ая ЭДС, входящая в данный контур; n – число сопротивлений в контуре; m – число ЭДС в контуре; Ikи Rk – ток и сопротивление на k-ом элементе контура.

Для нижеприведенной схемы записать для узла aуравнение по 1-му закону Кирхгофа, а для контура adc уравнение по 2-му закону Кирхгофа.

1.4. Энергия и мощность в электрической цепи (мощность источника, мощность приемника).

1.5. Баланс мощностей (на основании закона сохранении энергии) мощность, развиваемая источником электрической энергии, должна равняться мощности преобразования в цепи электрической энергии в другие виды энергии. Мощность преобразования включает в себя:

— полезная мощность – мощность приемника.

— мощность потерь (мощность потерь в источнике – на внутреннем сопротивлении источника, мощность потерь в линиях электропередач)

,

где принимается знак “+” при совпадении направления Eи Uсо своими токами и наоборот.

Для данной электрической цепи записать уравнение баланса мощности.

Для изображенной схемы записать уравнение баланса мощности

1.6. Режимы работы электрических цепей:

номинальный – это расчетный режим, при котором элементы цепи работают в условиях, соответствующих проектным данным и параметрам;

согласованный режим, когда сопротивление нагрузки равно внутреннему сопротивлению источника. При этом КПД равна 0,5 – низкий, и для мощных цепей согласованный режим экономически невыгоден;

режим холостого режима – режим, когда разомкнута внешняя цепь. В этом режиме можно измерить ЭДС источника;

режим короткого замыкания – режим, при котором выводы источника (приемника) соединены между собой. При этом сопротивление цепи равно внутреннему сопротивлению источника (источника и соединительных проводов), и ток будет максимальным (ток короткого замыкания).

1.7. Метод преобразования цепи. Суть метода в том, что электрическая цепь или ее участки заменяются более простыми по структуре участками цепи, при этом токи и напряжения не преобразованной части цепи не должны изменяться (преобразование последовательно соединенных резистивных элементов, преобразование параллельно соединенных резистивных элементов, преобразование при смешанном соединении резистивных элементов преобразование ветвей с источниками ЭДС).

Написать формулы для расчета токов I1, I2, I в предложенных схемах а) и б)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Т. Ф. ГОРБАЧЕВА»

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

Рекомендовано учебно-методической комиссией направления 140100.62 «Теплоэнергетика и теплотехника»

в качестве электронного издания для использования в учебном процессе

Матвеев В. Н., проф. кафедры электроснабжения горных и промышленных предприятий

Богомолов А. Р., проф., председатель УМК направления подготовки 140100.62 «Теплоэнергетика и теплотехника»

Носов Анатолий Михайлович. Электротехника и электроника: методические указания по выполнению лабораторных работ [Электронный ресурс]: для студентов направления подготовки 140100.62 «Теплоэнергетика и теплотехника», профиль «Промышленная теплоэнергетика», всех форм обучения / А. М. Носов. – Электрон. дан. – Кемерово: КузГТУ, 2012.

– Систем. требования: Pentium IV; ОЗУ 8 Мб; Windows 95; (CD-ROM-

дисковод); мышь. — Загл. с экрана.

В работе предлагается студенту самостоятельно рассмотреть и решить вопросы подготовки к выполнению, оформлению и защите лабораторных работ по электрическим цепям, машинам и электронике. Даны краткие теоретические положения, облегчающие подготовку к занятиям, методические указания по выполнению и оформлению отчетов к лабораторным работам, ссылки на литературу с указанием страниц и контрольные вопросы к зачету.

© КузГТУ © Носов А. М.

Выполнение, оформление и защита лабораторных работ являются составной частью изучения курса электротехники, способствующей более глубокому и правильному пониманию студентом процессов и явлений, протекающих в электрической цепи (электротехническом устройстве), изученных на лекциях и практическихзанятиях.

Лабораторные работы выполняются по каждому разделу курса электротехники.

Прежде чем приступить к выполнению лабораторных работ необходимо:

— уяснить цель и задачи работы;

— изучить теоретический материал, соответствующий данной работе, по учебнику и конспекту лекций;

— подготовить протокол для выполнения лабораторной работы, в котором указать фамилию, группу, название лабораторной работы, цель, электрические схемы, таблицы, а также переписать контрольные вопросы.

Оформление протокола (расположение схем, таблиц, графиков и векторных диаграмм, а также масштабы изображаемых величин) задается преподавателем, ведущим лабораторные занятия.

Основные правила техники безопасности

На первом занятии в лаборатории электротехники студенты под руководством преподавателя проходят обязательный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в лабораториях кафедры общей электротехники. После чего расписываются в журнале. Основные правила техники безопасности следующие.

— касаться неизолированных частей электрической цепи при включенном источнике;

— использовать проводники, имеющие поврежденную изо-

— оставлять без надзора стенд с включенным напряжением;

— выполнять какие-либо переключения в цепи при вклю-

ченном напряжении. Рекомендуется:

— перед подачей напряжения на стенд проверять положение рукоятки регулятора напряжения (она должна быть в исходном состоянии – когда указатель на нуле);

— пределы измерения приборов выбирать в соответствии с ожидаемыми максимальными значениями величин;

— подавать напряжение на стенд и разбирать схему электрической цепи только после разрешения преподавателя.

Описание универсального лабораторного стенда для выполнения лабораторных работ по электрическим и магнитным цепям.

Все лабораторные работы по электрическим цепям выполняются на универсальном стенде. Он содержит следующие многопредельные измерительные приборы: три вольтметра, шесть амперметров и один ваттметр.

На стенд подается переменное нерегулируемое напряжение 220 В и регулируемое – от 0 до 220 В. При подаче напряжения на стенд загорается лампа сигнализации. Для защиты от токов короткого замыкания и перегрузок применяется ручной автоматический пускатель с максимально-токовой и тепловой защитой, с помощью которого подается напряжение в линии

Стенд имеет два независимых источника переменной ЭДС, получаемых при помощи разделительных трансформаторов ТР-1 и ТР-2 и регулируемых трансформаторов ЛАТР-1 и ЛАТР-2.

Включение питания на первичные обмотки разделительных трансформаторов ТР-1 и ТР-2 осуществляется выключателями (тумблерами) Т3 и Т4. В качестве нагрузки используются:

— активные сопротивления r 1 , r 2 , r 3 (ползунковые реостаты

с номинальным сопротивлением 100 Ом, каждый из которых может быть регулируемым);

— переменная емкость C (изменение емкости достигается путем подключения к зажимам различного количества конденсаторов по 4 мкФ каждый);

— катушка переменной индуктивности с параметрами r k и

L k (изменение индуктивности осуществляется за счет изменения

зазора в магнитопроводе).

Соединения элементов стенда выполнены таким образом, что все токоведущие части скрыты, студенты работают не с самими элементами электрической цепи, а с их изображениями (схемой) и прикоснуться случайно к токоведущим частям не могут.

Выполнение лабораторной работы

Измерение электрических величин выполняется при помощи измерительных приборов визуального наблюдения. Для измерения тока используется амперметр, который включается в исследуемую ветвь последовательно. Для измерения напряжения используется вольтметр, включаемый параллельно участку, на котором измеряется напряжение. Для измерения мощности электрической цепи используется ваттметр, который имеет две катушки. Токовая катушка включается в цепь последовательно, а катушка напряжения – параллельно. Начала обмоток обозначаются (*) для того, чтобы присоединить их в одну точку, – тогда измеренная мощность приемника будет положительной. Все приборы описываемого стенда класса точности 0,5.

Шкалы приборов зеркального типа, чтобы угол зрения при

измерении был равен 90 o . При измерении считывание информации об измеряемой величине делается тогда, когда стрелка прибора совпадает со своим изображением в зеркале шкалы. Часто при измерениях электрических величин стрелка прибора останавливается не на целом делении, а между делениями. Поэтому при измерениях следует руководствоваться следующими правилами – если стрелка остановилась ближе к началу деления, то дробная часть деления отбрасывается, если ближе к концу, то дробная часть прибавляется и измеряемая величина округляется до целого деления.

Все приборы стенда многопредельные, поэтому цену деления прибора определяют делением номинального значения шкалы прибора на установленном пределе измерения на число делений шкалы. Например, предел амперметра 2,5 A, шкала прибора 100 делений, при этом цена деления составляет 0,025 A/дел. Чтобы получить значение измеренного тока, необходимо умножить число делений на цену деления. Цена деления шкалы ваттметра определяется умножением предела по напряжению на предел по

току и делением на число делений шкалы. Например, предел по напряжению 150 В, по току – 5 А, шкала имеет 150 делений. Цена деления при этом составит 5 Вт.

Каждая работа выполняется бригадой из 3–4 студентов за одним стендом. Студенты должны ознакомиться со стендом, приборами и иметь представление об электрической цепи, которую они будут исследовать. После этого собирается электрическая цепь по схеме, приведенной в методических указаниях.

Прежде чем подключить стенд к электрической сети необходимо проверить исходное состояние источников регулируемого напряжения (должны быть полностью выведены) и приемников (реостаты полностью введены). После проверки правильности сборки электрической цепи преподаватель дает разрешение на включение стенда. По окончании работы стенд отключается, опытные данные проверяются преподавателем, только после проверки опытных данных преподавателем электрическая цепь разбирается.

Оформление отчета о проделанной работе

Отчет о проделанной работе составляется каждым студентом индивидуально и должен содержать:

— цель работы, которую студент должен достичь, выполняя измерения электрических величин;

— схемы электрических цепей, исследуемых в работе, выполненные в соответствии с требованиями ЕСКД группы Т52;

— таблицы с измерениями и расчетными данными;

— графики исследуемых функций и векторные диаграммы;

— основные выводы, полученные в результате анализа;

— титульный лист с указанием номера или наименования лабораторной работы, фамилии и инициалов студента, номера группы.

Порядок проведения защиты

Перед защитой лабораторной работы студент должен сдать отчет для проверки преподавателю, и после проверки преподавателем правильности выполнения расчетов и оформления результатов анализа, он может защищать проделанную работу.

Защита лабораторной работы производится с помощью упражнений с использованием или без использования ТСО. В процессе защиты студент должен:

— раскрыть своё понимание сущности проводимых измерений и опытов, а также ожидаемые и полученные в результате измерений значения электрических величин;

— объяснить порядок построения характеристик и векторных диаграмм;

— уметь анализировать состояние объекта исследования при изменении параметров.

Перечень контрольных вопросов приведен в конце описания каждой лабораторной работы. Он охватывает ту часть материала теоретического курса, которая непосредственно относится

к данной работе.

Ответы на контрольные вопросы желательно давать, используя при подготовке к защите рекомендуемую литературу. Список рекомендуемой литературы с указанием номеров разделов и страниц приведен в конце описания каждой работы.

Лабораторная работа № 1

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Выработка умения анализировать электрическое состояние простых цепей постоянного тока, правильного использования законов Ома и Кирхгофа.

Основные теоретические положения

Электрическая цепь представляет собой систему, в которой электрическая энергия, полученная от источника, (обычно источник ЭДС) преобразуется в другой вид и используется приемником (приемниками). Электрическая цепь, содержащая только один источник , называется простой . Приемников в простой электрической цепи может быть несколько. Для передачи электрической энергии от источника приемнику используются со-

единительные провода. Приемники могут быть соединены друг с другом последовательно, параллельно и смешанно . При последо-

вательном соединении по всем элементам протекает один ток , поэтому сопротивление участка с последовательным соединением элементов можно заменить одним – эквивалентным равным сумме всех элементов. Условие эквивалентности такой замены заключается в том, что при этом состояние других элементов , которые не подвергались замене , не должно измениться (токи, напряжения, мощности не должны измениться).

При параллельном соединении нескольких элементов (ветвей) ко всем элементам (ветвям) приложено одно и то же на-

Эквивалентное сопротивление при параллельном соединении нескольких приемников (например, для двух), определяется по формуле:

В разделе выложены для свободного скачивания электронные версии учебников, задачников, решебников, методичек по дисциплинам Теоретические основы электротехники (ТОЭ), Основы теории цепей (ОТЦ), теория линейных электрических цепей (ТЛЭЦ), теоретическая электротехника, электротехника

Задачники ТОЭ ТЛЭЦ ОТЦ электротехника 13 файлов Задачники по дисциплинам ТОЭ, ТЛЭЦ, ОТЦ, электротехника скачать

Бутырин П.А. Алексейчик Л.В. и др. Сборник задач по теоретическим основам электротехники: в 2 т. Том 1. Электрические и магнитные цепи с сосредоточенными параметрами. – 2012. – 595 с.; ил.

Бутырин П.А. Алексейчик Л.В. и др. Сборник задач по теоретическим основам электротехники: в 2 т. Том 2. Электрические цепи с распределенными параметрами. Электромагнитное поле. – 2012. – 571 с.: ил.

Шебес М.Р., Каблукова М.В. Задачник по теории линейных электрических цепей: Учеб. пособ. для электротехнич., радиотехнич. спец. вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1990. — 544 с: ил.

Шебес М.Р. Теория линейных электрических цепей в упражнениях и задачах. Учебное пособие для электротехнич. и радиотехнич. специальностей вузов. М., «Высшая школа», 1973. 656 с. с илл.

Шебес М.Р. Теория линейных электрических цепей в упражнениях и задачах. – М.: Высшая школа, 1967.

Сборник задач по основам теоретической электротехники: Учебное пособие / Под ред. Ю.А. Бычкова, В.М. Золотницкого, Э.П. Чернышева, А.Н. Белянина, Е.Б. Соловьевой. – СПб.: Издательство «Лань», 2011. – 400 с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература)

Сборник задач по электротехнике и основам электроники: Учеб. пособие для неэлектротехн. спец. вузов / В.Г. Герасимов, X.Э. Зайдель, В.В. Коген-Далин и др.; Под ред. В.Г. Герасимова.— 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1987.— 288 с.: ил.

Сборник задач по электротехнике и основам электроники: Учеб. пособие для вузов / М.Ю. Анвельт, В.Г. Герасимов, В.П. Данильченко и др.; Под ред. В.С. Пантюшина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1979. – 253 с., ил.

Сборник задач по теоретическим основам электротехники: учеб. пособие для энерг. и приборост. спец. вузов. — 3-е изд., перераб. и доп./ Л.А. Бессонов, И.Г. Демидова, М.Е. Заруди и др.; Под ред. Л.А. Бессонова. — М.: Высш. шк., 1988. — 543 с.: ил.

Сборник задач по теоретическим основам электротехники: Учеб. пособие для энерг. и приборостр. спец. вузов. – 4-е изд., перераб. и испр. / Л.А. Бессонов, И.Г. Демидова, М.Е. Заруди и др.; Под ред. JI.А. Бессонова. – М.: Высш. шк.: 2003. – 528 с.: ил.

Теоретические основы электротехники: Методические указания и контрольные задания для студентов технических специальностей вузов / Л. А. Бессонов, И. Г. Демидова, М. Е. Заруди и др. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2003. – 159 с.

Сборник задач и упражнений по теоретическим основам электротехники: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. П.А. Ионкина. – М: Энергоиздат, 1982. – 768 с., ил.

Сборник задач по теории электрических цепей: Учеб. пособие для вузов / Данилов Л.В., Матханов П.Н., Мерзлютин Ю.Б. и др.; Под ред. Матханова П.Н., Данилова Л.В. – М.: Высш. школа, 1980. – 224 с., ил.

Методички ТОЭ ТЛЭЦ ОТЦ электротехника 5 файлов Методички по дисциплинам ТОЭ, ТЛЭЦ, ОТЦ, электротехника скачать

Основы метрологии и электрические измерения. Задание на контрольную работу № 1 с методическими указаниями для студентов III курса специальностей электрификация железнодорожного транспорта и автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте. – М.: ВЗИИТ, 1986

Метрология, стандартизация и сертификация: Задание на контрольную работу с методическими указаниями для студентов заочного обучения специальностей 181400, 101800, 211900, 071900 / Бердников И.А., Санникова Е.П. – Екатеринбург: УрГУПС, 2007

Электротехника и основы электроники: Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников инженерно-технических специальностей высших учебных заведений / Соколов Б.П., Соколов В.Б. – М.: Высш. шк., 1985. – 128 с, ил

Пигарев А.Ю. Электротехника и электроника: Методические указания для выполнения индивидуальных расчетно-графических заданий на основе системы схемотехнического моделирования Multisim 9. Новосибирск, 2009

Артеменко Ю.П., Сапожникова Н.М. Теоретические основы электротехники: Пособие по выполнению курсовой работы. – М.: МГТУ ГА, 2009

Решебники ТОЭ ТЛЭЦ ОТЦ электротехника 3 файла Решебники с примерами решения задач по дисциплинам ТОЭ, ТЛЭЦ, ОТЦ, электротехника скачать

Пономаренко В.К. Пособие к практическим занятиям по теории электрических цепей. Учебное пособие — 2-е изд., переработанное и дополненное. Озерск: ОТИ МИФИ, 2001, 200 стр.

Зайчик М.Ю. Сборник задач и упражнений по теоретической электротехнике: Учеб. пособие для техникумов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Энергоатомиздат, 1988. – 496 с.: ил

Константинов В.И., Симонов А.Ф. Сборник практических примеров и задач по общей электротехнике. Изд. 3-е, переработ. и доп. Учеб. пособие для неэлектротехн. специальностей техникумов. М., «Высшая школа», 1971, 264 стр. с илл.

Учебники ТОЭ ТЛЭЦ ОТЦ электротехника 10 файлов Учебники по дисциплинам ТОЭ, ТЛЭЦ, ОТЦ, электротехника скачать

Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники. Электромагнитное поле: Учебник для электротехн., энерг., приборостроит. спец. вузов. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1986. – 263 с.: ил.

Волков Е.А., Санковский Э.И., Сидорович Д.Ю. Теория линейных электрических цепей железнодорожной автоматики, телемеханики и связи: Учебник для вузов ж.-д. транспорта / Под общей ред. проф. В.А. Кудряшова. – М.: Маршрут, 2005. – 509 с.

Каллер М.Я., Соболев Ю.В., Богданов А.Г. Теория линейных электрических цепей железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Учебник для вузов ж.-д. трансп. – М.: Транспорт, 1987. – 335 с.

Ю.А. Бычков, В.М. Золотницкий, Э.П. Чернышев, А.Н. Белянин Основы теоретической электротехники: Учебное пособие. 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2008. – 592 с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература)

Теоретические основы электротехники: В 3-х т. Учебник для вузов. Том 1. – 4-е изд. / К.С. Демирчян, Л.Р. Нейман, Н.В. Коровкин, В.Л. Чечурин. – СПб.: Питер, 2003. – 463 с.: ил.

Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники. Электрические цепи. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: «Высшая школа», 1996. – 638 с.

Теоретические основы электротехники: В 3-х т. Учебник для вузов. Том 3. – 4-е изд. / К.С. Демирчян, Л.Р. Нейман, Н.В. Коровкин, В.Л. Чечурин. – СПб.: Питер, 2003. – 377 с.: ил.

Теоретические основы электротехники: В 3-х т. Учебник для вузов. Том 2. – 4-е изд. / К.С. Демирчян, Л.Р. Нейман, Н.В. Коровкин, В.Л. Чечурин. – СПб.: Питер, 2003. – 576 с.: ил.

А.Е. Каплянский, А.П. Лысенко, Л.С. Полотовский. Теоретические основы электротехники. Изд. 2-е. Учеб. пособие для электротехнических и энергетических специальностей вузов. М., «Высшая школа», 1972. 448 с. с илл.

Иванов И.И., Лукин А.Ф., Соловьев Г.И. Электротехника. Основные положения, примеры и задачи. 2-е изд., исправленное. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 192 с.


Статьи по теме