Методика Обучения Рассказыванию по игрушкам и Предметам

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Методика Обучения Рассказыванию по игрушкам и Предметам. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Сборники».

Методика Обучения Рассказыванию по игрушкам и Предметам.rar
Закачек 3154
Средняя скорость 3247 Kb/s

Методика Обучения Рассказыванию по игрушкам и Предметам

надия лебедева
Методика проведения занятий по обучению рассказыванию по игрушкам и предметам в разных возрастных группах.

Методика проведения занятий по обучению рассказыванию в разных возрастных группах и приемы обучения.

Младший дошкольный возраст

Занятия проходят в эмоциональной игровой форме, очень оживленно, вызывая у ребят желание высказать свои впечатления. Дети рассказывают об игрушке и о действиях с нею.

Научить детей сосредоточиться при рассматривании игрушек и предметов.

Научить отвечать на вопросы по их описанию.

Подвести детей к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2-3 предложений. Повтор описания воспитателя.

II Этап. (совместное составление описания)

Рассматривание игрушки.

Воспитатель начинает предложение, а дети продолжают.

(Это…котенок. Он…пушистый, маленький.)

Сценки-рассказы (с набором игрушек) воспитателя, рассказ сопровождается драматизацией.

По ходу действия в рассказ включаются высказывания детей.

Воспитатель использует стихи, потешки, загадки.

После отгадывания игрушка показывается, рассматривается и описывается.

Занятие завершается чтением стихов, потешек.

Средняя группа

В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ— повествование о них.

Рассматривание игрушки, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существа, подбираются сравнения, определения. (Осторожная, хитрая лиса; пугливый заяц).

Описание игрушки проводиться по определенному плану: правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения. Это научит детей в какой последовательности они будут описывать игрушку.

Дети часто не знают, как начать высказывания и чем его закончить, как связать предложения. Поэтому в процессе рассматривания игрушек, вопросно — ответной форме следует показать детям возможные связи между предложениями.

Прием – повтор слов.

Кто это? Это еж. Кто колючий? Еж колючий. У кого на спине иголки? У ежа на спине иголки. (В вопросе содержится ключевое слово, которым оперируется ребенок при ответе.)

Кто это? Зайчик. Какие уши у зайчика? У зайчика длинные уши. Какой хвост у зайчика? У зайчика короткий хвост. (Правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе.)

Прием — следуя образцу, описывается игрушка.

У воспитателя и ребенка одинаковые игрушки по содержанию, но разные по размеру и цвету.

У меня мишка большой черный. У меня тоже мишка, но маленький и белый.

У моего медведя ушки круглые пушистые. У моего мишки тоже ушки круглые пушистые. (Восстанавливается предложенная структура описания, заменяются лишь два слова.)

У меня большая белая машина. У меня большая красивая кукла.

У машины руль и круглые колеса. У куклы черные глаза, светлые волосы. (Сохраняется структура предложения, заполняется предложение новыми словами.)

Другие приемы – подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение.

Одновременно у детей формируются навыки повествовательной речи. Детей подводят к составлению рассказов по вопросам воспитателя. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания. Для осознания структуры повествования рекомендуется использовать схему составления совместного рассказа. (Начало, середина, конец.)

Сначала дается представление о том, как можно по-разному начать рассказ (Однажды…; Как-то раз). Давая зачин рассказа, предлагается ребенку заполнить его содержанием. Заполнение схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями речи, формирует умение пользоваться словами связками (вдруг, тогда, использовать глагольную лексику (позвал – убежал; спросил – ответил, учит включать диалог действующих лиц, элементы описание внешнего вида.

Значительное место занимают дидактические игры на описание. Если во второй младшей группе дети учатся отгадывать загадки, то на этом возрастном этапе они сами оставляют загадки на основе образца воспитателя.

Старшая группа

Под влиянием обучения у детей пяти-шести лет совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями. Восприятие дошкольников приобретает более целенаправленный характер. Интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее.

В этом возрастном этапе игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи. Основное отличие от среднего возраста – в усложнении заданий и большей самостоятельности их выполнения.

Подготовительная группа

В подготовительной к школе группе продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия — дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах-описаниях.

У ребенка в возрасте шести-семи лет мыслительно-речевая деятельность приобретает более сложные формы. Он интересуется не только содержанием слышимой речи, но его внимание все больше начинает привлекать языковая форма выражения мыслей, суждений, впечатлений.

Установлено, что дети этого возраста, опираясь на опыт, накопленный при обучении в средней и старшей группах, способны выполнять достаточно сложные речевые задания. В связи с этим на занятиях по описанию игрушек и предметов выбор объектов для показа и составления рассказов несколько усложняется, а, следовательно, усложняется и языковой материал, которым оперируют дети.

Задание описать объект побуждает ребенка быть наблюдательнее, последовательно излагать увиденное и услышанное, активнее пользоваться словарным запасом, рассказывать обдуманно и осмысленно.

Интересные сюжетные рассказы дети придумывают по набору игрушек.

Руководя рассказыванием, воспитатель должен осторожно отводить ребёнка от излишней детализации, возвращать к сюжетной линии, если ребёнок отошёл от неё, своим вопросом, напоминанием, уточнением, дополнением помогать составить стройный, логичный, образный рассказ. Можно составить рассказ в виде инсценировки. Воспитатель даёт образец — рассказ. Рассказ сопровождается действиями игрушек.

Педагог предлагает детям подумать, про какие игрушки они будут рассказывать («Девочка и собачка», «Заяц и лиса»). Напоминает, что нельзя повторять ни персонажей, ни действий, которые придумали другие дети. Образец воспитателя даётся в том случае, если в нём есть необходимость (он может быть дан и в середине занятия.)

Особое внимание надо обратить внимание на анализ рассказов, придуманных детьми. Сначала оценку даёт воспитатель, отмечая и интересно задуманное содержание рассказа, и необычность поступков игрушечных персонажей, и язык рассказа — форму, в которой передано содержание.

После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок. Педагог должен обязательно подключаться к этим играм и следить за содержанием рассказов.

Развитию живой, яркой связной речи помогают спектакли с игрушками, которые проводят старшие дети для малышей. Эти спектакли строятся на элементарной детской импровизации. Перед началом воспитатель проводит небольшую беседу с группой детей, предлагает придумать «историю» про эти игрушки и рассказать её сначала товарищам, а потом малышам. Темы могут быть любые, например: «Что случилось со слонёнком в зоопарке?»

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей- М.:Просвещение,1984.

2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада- М.:Просвещение,1978.

3. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста- М.:Просвещение,1979.

4. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию- М.:Просвещение,1982.

5. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. /Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина- М.:Академия,1999.

6. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада/ под ред. О. С. Ушаковой – М: ТЦ Сфера, 2009.

7. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М: Владос,2004.

«Дмитрий Донской Великий князь Московский и Владимирский» — беседа в старших возрастных группах МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕЯХИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ОЛЕНЕНОК» Беседа в старших группах Подготовила:.

Алгоритм действия взрослого и детей на этапах освоения проектирования. Специфика проектирования в разных возрастных группах Как вы знаете, проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело,.

Консультация «Организация проведения занятий по развитию речи в разных возрастных группах» Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Детский сад готовит детей к школе. Речь занимает.

Методика организации и руководства играми в разных возрастных группах Методика организации и руководства играми в разных возрастных группах. 2 мл. группа: Методика — в этом возрасте д/и помогают детям лучше.

Нетрадиционные техники рисования во всех возрастных группах детского сада Нетрадиционные техники рисования во всех возрастных группах детского сада. Подготовила: воспитатель 1 категории — Бортулева И. Н. «Дошкольное.

Памятка «Содержание уголка книги в разных возрастных группах» ПАМЯТКА «СОДЕРЖАНИЕ УГОЛКА КНИГИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ» Младшие группы Средние группы Старшие, подготовительные группы Задачи: Воспитатель.

Развивающие занятия педагога-психолога в рамках проекта «Космос» в разных возрастных группах С 6 по 10 апреля в нашем дошкольном образовательном учреждении проходил проект » Космос». В рамках этого проекта я провела тематические.

Развлечение к 1 апреля «Праздник Бантика» (для детей разных возрастных групп) (дети под музыку входят в зал и рассаживаются на стулья) Ведущий: Хорошо, что есть каникулы – Веселая пора, А значит, будет праздник –.

«Методика проведения исследований в детском саду» (из опыта работы) Недавно в МДОУ «ДСОВ «Лесная сказка» прошел районный семинар «Профессиональная готовность педагогов в соответствии с ФГОС ДО». Я предоставила.

Задачи обучения по ФЭМП во всех возрастных группах Вторая младшая группа: Количество • Учить детей составлять группу из однородных предметов; различать понятия «много», «один», «по одному».

Об игрушках (предметах).

1. Требования к игрушкам.

2. Проведение занятий по составлению описательных рассказов в разных возрастных группах.

1.Требования к игрушкам.

1) Игрушки должны быть яркими, образными, с яркой индивидуальностью (утёнок смешной, неуклюжий).

В старшей группе игрушки должны быть сложными. Например: телефон, машинка с открывающимися частями, холодильник, газовая плита.

2) Игрушки должны быть достаточной величины, чтобы всем детям были видны все части (высотой не менее 10 см.).

В младшей и средней группах целесообразно игрушки внести в группу с утра, чтобы дети могли потрогать, рассмотреть ещё раз новую игрушку и на занятиях игрушку в руки детям не давать, т.к. это отвлекает их внимание.

В старших группах, обычно, дети сами принимают участие в подборе игрушек для занятий.

3) Количество игрушек:

— младшая группа – на занятии описывают 2-3 игрушки;

— средняя группа – 1 → 2 → 4-5 игрушек;

— старшие группы – 4-8 игрушек.

4) В младших группах в начале года предпочтительно брать игрушки одного наименования, но

разные по внешнему виду.

5) Игрушки можно выставить сразу все или по одной, в зависимости от замысла педагога.

6) Перед занятием по составлению описательного рассказывания, игрушки должны быть рассмотрены или на занятии или в свободное время за 2-3 дня до занятия.

2.Методика проведения занятий по составлению рассказа об игрушке (предмете).

Занятию по обучению детей составлению описательных рассказов проводиться во всех возрастных группах.

2 младшая группа.

Очень короткая. Дети знакомятся с игрушками, которые будут описывать. Педагог сразу привлекает внимание детей к активному участию в занятии – предлагает назвать знакомые игрушки (например: — Грузовик привёз игрушки; — «Чудесная коробка»: педагог достаёт игрушки, дети называют; и т.п.).

1этап. Рассматривание игрушки. Основной методический приём – вопросы:

а) направленные на целостное восприятие (Кто это? Какой он? Из чего сделан?);

б) выделение частей и существенных признаков (Что есть? Какие глаза, уши, лапы?);

в) вопросы, направленные на действия с игрушкой, назначение предмета (Что он умеет

делать? Как с ним можно играть?);

г) эмоциональный отзыв ребёнка об игрушке.

2этап. Образец описательного рассказа из 3-4 предложений. В начале года педагог

предлагает его детям. Во 2-ом полугодии педагог использует приём совместного

3 этап. Рассказы детей (2-3 рассказа). Ребёнок выбирает одну игрушку и рассказывает

о ней). Главный методический приём – подсказ:

· Прямой подсказ (Это кукла Катя);

· Подсказывающие вопросы (Кукла в платье или брючках);

· Подсказ – указание (Расскажи про её пышные светлые волосы);

· Подсказ в игровой форме («Ты забыл сказать про мои пышные волосы», «Ты на сказал, что у меня на ногах»).

Дети составляют рассказ по образцу, а не по плану.

  1. Заключительная часть занятия.

Можно прочитать рассказ про эту игрушку; можно провести игру и т.д.

К структуре таких занятий нужно подходить гибко. Можно в основной части сначала рассмотреть все игрушки, а потом педагог даёт образец описания одной игрушки, далее дети повторяют образец и рассказывают о других игрушках. Можно рассмотреть одну игрушку, затем педагог даёт образец её описания, дети повторяют рассказ, а далее точно так же по 2-ой игрушке. Этот вариант наиболее приемлем на 1-ом этапе обучения. Можно внести две игрушки и рассматривать их по принципу сравнения (Я буду рассказывать про Машу, а вы про Катю). Затем педагог даёт целостное описание одной игрушки, после этого рассказывают дети по выбору.

Усложнение. В начале года следует провести 2-3 подготовительных занятии. Цель: помочь ребёнку осознать, что описание проводиться по определённому плану и на интуитивном уровне помочь освоить этот план. Далее проводят 1-2 занятия, на которых формируют умение составлять описательные рассказы по одному объекту с ярко выраженной индивидуальностью. на следующих двух занятиях проводится поочерёдное рассматривание и описание двух объектов. Затем можно проводить занятия в форме Дидактич./ Игр, сюжетных игр, на самостоятельное рассказывание по любой из предложенных 4-5 игрушек.

1. Вступительная часть. Как во 2-ой младшей группе, + можно использовать доступные загадки.

2. Основная часть.

1 этап. Рассматривание игрушки. Первые 3-4 занятия проходят в форме игр –

инсценировок. Во второй половине учебного года педагог может опускать этот этап

2 этап. Образец описания педагогом (на занятие можно брать до 5-7 предметов к концу

образец рассказа после рассматривания воспринимается детьми, как приятное и

знакомое, концовка рассказа должна предусматривать эмоциональное общение с

игрушкой (подвигать игрушку, угостить зайку морковкой).

3 этап. Уточнение плана описательного рассказа. Термин «план» детям не даётся. В

начале года план даётся педагогом, во 2-ом полугодии – он уточняется совместно с

«Сначала я сказала, что это за игрушка. Потом рассказала, какая она. Объяснила, почему игрушка красивая. А в конце сказала, какой секрет есть у матрёшки.»

При необходимости после уточнения плана педагог может ещё раз дать образец

описания. Хорошо, если кто-то из детей повторит образец.

4 этап. Рассказы детей (5-7 рассказов). Ввиду того, что на пятом году жизни ребёнок

не может удержать в памяти последовательность описания, педагог должен помочь

ребёнку сделать рассказ полнее и содержательнее, используя такие методические приёмы:

· Подсказ и напоминание (см. 2-ую младшую группу);

· Дополнения (Что ты ещё хочешь сказать о зайчике, Петя?);

· Напоминание плана ребёнку.

После 3 – 4 рассказов дети часто начинают только перечислять, что есть у игрушки. В этом случае образец рассказа следует повторить.

Если в ходе рассказа ребёнку задавались 3-4 наводящих вопроса или делалось не менее трёх – четырёх дополнений, то целесообразно предложить ребёнку повторить свой рассказ, и он как правило становиться боле связным.

3. Заключительная часть. Проводиться, как во 2-ой младшей группе.

В старшей группе такие занятия проводятся реже, т.к. они требуют большой предварительной совместной подготовки.

Тематика занятий может быть следующая: «Мастерская игрушек», «Гараж», «Хохломская игрушка», «Дымковская игрушка».

В предварительной работе педагог подготавливает детей, обучает, как в ходе занятия можно задавать вопросы о предметах, учит отвечать на них.

1. Вступительная часть.

Цель – дать название игры и поставить перед детьми цель занятия в игровой форме. («Магазин игрушек» — Внимание! Внимание! Открывается магазин игрушек! Но игрушки продаются не за деньги, а за интересный рассказ).

2. Основная часть.

1 этап. Образец рассказа. Уже со второй половины старшей группы его можно не

использовать. В начале года рассказ из 5-7 предложений, к концу года до 10 и более

2 этап. Уточнение плана. В подготовительной группе можно упустить.

3 этап. Рассказы детей (6-8).

3. Заключительная часть.

Не менее яркая и эмоциональная. Она направлена на возможные игровые действия, развитие культуры общения.

Можно использовать загадки или организовать комплексное занятие (речевое совместить с рисование, конструированием и др.)

Усложнение описания игрушки.

2 младшая группа. «Это мяч. Он красный большой красивый. Он может прыгать. Его можно катать друг другу. Мне очень нравиться.»

Средняя группа. «Это мяч. Он красивый, большой круглый резиновый. Мяч красный с синей полоской. С ним можно играть: катать, бросать, ловить. Он может прыгать и скакать вот так.»

Старшая группа. «Это мяч. Он очень красивый. Мяч большой круглый. Одна половинка у него красная, а другая – синяя. Мяч резиновый, упругий: сжимаю его руками – образуются две ямки. Отпущу руки – он снова круглый. У него внутри воздух, как у воздушных шариков. Только стенки у мяча толстые, не прозрачные. Ударишь его об пол – он отскакивает. О мяче есть стихотворение. …..»

Можно использовать схемы – описания птиц, животных, одежды идр..

Значение игрушек в обучении детей рассказыванию:

а) сенсорное воспитание и развитие наблюдательности;

б) развитие мышления и воображения;

в) закрепление и активизация словаря, а также источник новых слов;

г) вызывает положительные эмоции, желание высказаться.

Занятия с игрушками были разработаны Е.И.Тихеевой. Более поздние исследования и методические разработки: А.М.Бородич, Э.П.Короткова, О.И.Соловьева, Н.А.Орланова, О.С.Ушакова и др.

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

— дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);

— сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;

— готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

— наборы, составленные воспитателем и детьми,

мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, на занятиях нужно использовать новые и чем-то обновленные игрушки (кукла в новом платье, мишка, сидящий в машине). Это вызовет ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

2. Виды занятий по игрушкам.

1) . Описание игрушки — связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.

Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и т.д.). Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах, два зайца разных цветов или размеров и др.). Дидактические игры на описание проводятся, как правило, после нескольких занятий, на которых дети приобрели умение описывать игрушку, определенный словарный запас.

Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания («Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь), «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран)).

2) . Сюжетные рассказы (повествования):

а) рассказ по набору игрушек — связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов;

б) рассказ по отдельной игрушке — это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя — данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.

На занятиях с игрушками следует обучать детей речевым умениям, необходимым для составления описательных и повествовательных монологов. В описании — определять объект, последовательно описывать части, свойства, качества, действия его, в конце высказывать оценочные суждения. В повествовании — выделять главную тему, развивать сюжет и соблюдать структуру (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

3. Методика обучения монологической речи на занятиях с игрушками:

А) В младшем дошкольном возрасте стоит задача — научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2-3 предложений.

1. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь?

2. Игрушки должны быть подобраны соответственно: должны привлекать к себе внимание детей (цвет, форма, размер), активизировать речь, создавать настроение. Игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (кукла большая в пальто и берете, кукла маленькая в одеяле и коляске; кошки белая и черная).

3. На занятии обучение составлению описательным рассказам организовывают в игре «Найди и опиши» (предлагается 2 детям найти 2 игрушки одного вида, но разные по внешнему виду — 2 кошечки: серая и черная). Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагают повторить описание воспитателя. Здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога. На следующем этапе рекомендуется совместное составление описания.

4. Виды занятий с игрушками, в целом, проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ может сопровождаться драматизацией, в которую включаются высказывания детей.

5. На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Завершается занятие чтением потешек, стихов.

Б) В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них. Рассматривание игрушки, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существа, подбираются сравнения, определения (пугливый заяц, хитрая лиса

1. Описание игрушек должно проводиться по определенному плану, который должны усвоить дети. Для этого необходимо:

— правильно организовать ход рассматривания игрушек, продумать расстановку вопросов, специальных упражнений;

— дети должны поэтапно обследовать предмет — от восприятия его в целом к выделению существенных признаков;

— необходимо задавать вопросы в определенном порядке, учить детей думать, в какой последовательности они будут описывать предмет.

3. В процессе рассматривания игрушек, в вопросно-ответной форме следует показать детям вопросно-ответные связи между предложениями:

— повтор слов («Это котенок. Котенок маленький. У котенка пушистая шерсть»)’,

— правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе («Кто это?» — «Зайчик.» «Какие уши у зайца?» — «У зайца длинные уши»).

— образец, которому следуют дети, описывая игрушку («Скажи как Петрушка», «Скажи как я»).

4. Постепенно можно предложить ребенку описать одну из 3-4 игрушек на основе образца по одной из них. Также здесь могут использоваться приемы: подсказ слова, дополнения, совместное описание, поощрение).

5. В повествовательных рассказах важно сформировать у детей представления о структуре рассказа (начало, середина, конец). Важно здесь научить ребенка составлять рассказы по вопросам воспитателя.

6. Для усвоения ребенком средств связи между предложениями и частями текста можно использовать заполнение схемы

7. При самостоятельном составлении детьми рассказов, педагог помогает им развить сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал—убежал, встретил и. стали они. ).

8. Важную роль играют дидактические игры на описание («Магазин игрушек»).

9. Дети этого возраста сами составляют загадки на основе образца воспитателя.

В) В старшем дошкольном возрасте игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования.

1. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, с использованием образной речи.

2. Дети должны составлять повествование по набору игрушек и по одной игрушке, определяя тему, развивая сюжет и соблюдая композицию.

3. Дети продолжают описывать игрушки и составлять загадки, но заданий усложняются, дети проявляют большую самостоятельность в выполнении. . v v » v

4. Дети могут самостоятельно выбрать игрушку и составить по ней связный рассказ. Это наиболее сложный вид рассказывания, так как дети должны активизировать свой опыт, память, воображение. Определен только один персонаж, остальные придумываются ребенком, который должен наделить каждого персонажа качествами, найти ему свое место в повествовании, придумать действия и весь сюжет, композиционно правильно оформить рассказ.

5. В этом возрасте продолжается работа над структурой высказывания (тексты анализируются с точки зрения их структуры, проводится работа с моделями, обсуждается возможное начало рассказа, речь детей обогащается словами-связками для соединения предложений).

6. Можно внести в описание элементы соревнования («Кто лучше расскажет об игрушке»), можно использовать игру «Подарки».


Статьи по теме